Литературная викторина по сказкам чуковского в подготовительной группе детского сада. Кто не моет рук? А она за мною мчится
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Продолжать воспитывать интерес детей к творчеству К.И. Чуковского, закрепить знания детей о прочитанных сказках.
Используемое оборудование и инвентарь:
1. Портрет К.И. Чуковского.
2. Выставка книг К.И. Чуковского.
4. Фишки за правильные ответы.
6. Грамоты победителям и участникам.
Чтение произведений К. Чуковского: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе» и др.; рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского; рисование героев сказок К. Чуковского.
Ход мероприятия:
Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчики.
На экране портрет К.И. Чуковского.
Ведущая
Дети! Мы с вами попали в удивительную страну сказок и сегодня встретимся с творчеством удивительного детского писателя.
Родился этот человек 1 апреля 1882 г. А вы знаете, что в этот день мы отмечаем день смеха и веселья. Поэтому сама судьба предсказала ему писать смешные и добрые сказки для детей. А звали этого человека К.И. Чуковский (показ портрета).
Он написал множество сказок: Муху-Цокотуху, Мойдодыра…
Какие еще сказки К.И. Чуковского вы знаете?
Ответы детей
Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы принять участие в викторине и узнать насколько хорошо вы знаете произведения К.И. Чуковского.
В викторине участвуют 2 команды.
Поприветствуйте их:
Команда 2 группы «Солнышко», команда 7 группы «Цветочек».
Аплодисменты командам
Девиз команды «Солнышко»:
Мы маленькие лучики,
Мы солнышка детишки.
Весёлые и смелые
Девчонки и мальчишки!
Девиз команды «Цветочки»
Мы Цветочки – деточки,
Мальчики и девочки!
В нашем садике родном
Мы живём, растём, цветём!
Задача команд состоит в том, что нужно внимательно слушать вопросы викторины и быстро отвечать. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.
И так, мы начинаем…
I. Отвечайте быстро и четко.
1. Кто написал сказку «Доктор Айболит? (Корней Иванович Чуковский)
2. На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)
3. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (Луна)
4. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)
5. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
6. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
7. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
8. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)
9. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
10. Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
11. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
Молодцы, ребята с этим заданием вы справились хорошо.
II. «Доскажи словечко»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами)
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые)
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке)
И такая дребедень
Целый день:
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
То олень позвонит, то … (тюлень)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
III. Работа по иллюстрациям к сказкам
Ведущий показывает иллюстрации, а дети отгадывают из какого произведения эта иллюстрация.
I V . Конкурс капитанов «Сказки поссорились» (мозаика) капитаны команд должны сложить картинку и угадать сказку.
V. «Волшебный мешок» воспитатель достает из мешка предметы дети должны сказать строчку из произведения Чуковского:
1. Телефон (У меня зазвонил телефон)
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло (Тут и мыло подскочило)
4. Блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),
Ведущий
Сказки Корнея Чуковского добрые, веселые, интересные. Сказки великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Наша викторина подходит к концу. Давайте подсчитаем количество заработанных командами фишек.
Команды подсчитывают свои фишки
Команды награждаются грамотами за победу и участие в викторине по сказкам К.И. Чуковского
Под весёлую музыку команды выходят из зала
Литературная викторина по сказкам К . Чуковского в старшей группе
Составила: воспитатель МКДОУ д/с №2 «Улыбка» Данилова Ольга Михайловна
Цель:
Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
Развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.
Развивать умение у детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;
Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».
Портрет К. Чуковского.
Атрибуты к сказкам.
Ход занятия.
Ведущий:
Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.
У нас две команды. Первая команда - «Солнышко». Вторая команда - «Ручеек»
Приветствие.
Девиз первой команды:
«Мы едины, мы непобедимы
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем.»
Девиз второй команды:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Ведущий:
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
1. Разминка - Для начала давайте вместе вспомним какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «Краденое солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе».)
2 . - Что такое? Что за шум? Что случилось? Не беда ли приключилась?.. Не волнуйтесь, все в порядке – едут к нам в гости книжки и загадки. Угадайте, кто там:
Из какой сказки герой?
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет-
Она знать дает. (Собака «Айболит»)
Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг.
По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)
Осенью в щель заберется
А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)
3.Ведущий:
– Поиграем с вами мы в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?
Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Каракула (акула).
Мойдодыр (умывальник).
Цокотуха (муха).
Рыжий, усатый великан (таракан).
Тотошка, Кокошка (крокодильчики).
4 . Ведущий :
Вспомните ребята, кто в сказках К. Чуковского это сказал:
Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами. (Раки)
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (Котята)
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой! (Федора)
5. Ведущий:
Предлагаю поиграть вам в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем сейчас угадаете. (Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы):
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Коробок («Путаница»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
5. - Вспомните сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами («Путаница»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня. («Мойдодыр»)
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! («Телефон»)
А рядом прикорнула
Зубастая акула.
Зубастая акула
На солнышке лежит («Айболит»)
6. - А сейчас я предлагаю вам прослушать записи, а вы отгадайте про кого в ней рассказывается. (Звучат аудиозаписи.)
Бармалей
Муха –Цокотуха
Крокодил
Айболит
Федорино горе
Мойдодыр
Тараканище
Телефон
7. Подведение итогов.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными подарками.
- Вступительное слово учителя.
- I тур – «Вспомни сказку».
- II тур - « Кто есть кто».
- III тур. «Конкурс знатоков».
- Вопросы болельщикам.
- IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- V тур. «Отгадай загадку»
- VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Игра со зрителями.
- Театрализация сказок.
- Подведение итогов и награждение победителей.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г. , если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
«Айболит»Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан )
«Тараканище»Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр )
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей )
«Бармалей»Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара )
«Муха – Цокотуха»Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно ).
«Краденое солнце».Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону )
«Телефон»А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу ).
«Федорино горе»Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей )
«Тараканище»А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище ).
«Крокодил»И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей )
«Бармалей»
II тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор
)
Бармалей - (разбойник
)
Федора - (бабушка
)
Каракула - (акула
)
Мойдодыр - (умывальник
)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики
)
Цокотуха - (муха
)
Барабек - (обжора
)
Рыжий, усатый великан - (таракан
)
III тур. «Конкурс знатоков».
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
- Имя мухи – именинницы.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
- Умывальников начальник и мочалок командир.
- Кто вернул краденое солнце?
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали :
- Первая сказка Чуковского.
Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).
Аукцион.
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
- Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
- Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
- В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
- Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
- Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад , Газели – карусели, Мартышки – книжки , Крокодил – калоши )
- На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
- Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
- В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил» )
Проверка кроссворда.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
- Телефон (У меня зазвонил телефон )
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
- Мыло (Вот и мыло подскочило )
- Блюдце (А за ними блюдца )
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )
- Термометр (И ставит им градусник )
- Сито (Скачет сито по полям )
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку )
- Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником )
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил )
V тур. «Отгадай загадку»
(Обращение к портрету
)
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети )
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд )Зубастая загадка .
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
|
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКЛ |
КРКДЛ |
БРБК |
ГПППТМ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам )
Игра со зрителями (пока команды работают )
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.
Инсценирование сказок.
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Развлечение для детей подготовительной группы на тему:
«Викторина по сказкам К.И.Чуковского»
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.
Программное содержание:
Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К.И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации, может по словесному описанию отгадать произведение; отвечает на вопросы; принимает активное участие продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: книги К.И.Чуковского; портрет К.И.Чуковского, 3-4 других авторов; иллюстрации к сказкам, коробка с листочками, свернутыми в трубочку, д/и «Кто лишний», «Чудо-дерево» с разными предметами (сито, мочалка, утюжок, перчатки, спички, шоколадка, воздушный шарик, телефон, салфеточка, свечка и др.); оборудование для инсценировки: денежка, столик, накрытый салфеткой, самовар, 2 стаканчика, 2 чашечки, сапожки с «золотой застежкой», баночка «Мёд», букетик цветов, фонарик, сабля, веревка, музыкальные инструменты; плоскостное Чудо-дерево, пластилин, кленки.
Предварительная работа:
Словарная работа: произведение, детский писатель, К. Чуковский, иллюстрации, герои сказок.
План проведения:
Слайд 1. - Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам, а по каким, вы сами угадаете.
Слайд 2 . - Посмотрите на эти иллюстрации. (Показать четыре иллюстрации из книг). Как называются сказки? (Ответы детей).
Кто написал эти сказки? (Корней Чуковский).
Слайд 3 . - На экране вы видите портреты разных писателей. Найдите портрет К. Чуковского.
Слайд 4 . - Взгляните на этот портрет. Что вы можете сказать об этом писателе? (Ответы детей).
Какой добрый, ласковый, улыбчивый у него взгляд. Через несколько дней ему исполнилось бы 132 года!
Детским поэтом и сказочником К. И. Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. Начав рассказывать, он не знал, что будет дальше.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил
По-турецки говорил
Крокодил, крокодил, крокодилович.
И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни. Через некоторое время он продолжал:
И дать ему в награду
100 фунтов шоколаду
100 фунтов мармеладу
100 фунтов винограда
И 1000 порций мороженого…
Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так сама собой сложилась сказка в стихах.
Ещё нечто подобное произошло с Корнем Ивановичем, когда он сидел за своим рабочим столом и что-то читал. Громкий крик соседской девочки привлёк его внимание. Что случилось? Девочка кричала, ревела, слезы лились в три ручья. Чуковский поспешил узнать. Оказалось, что она не любила мыть голову. Корней Иванович подошел, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Да-да, стыд и срам
Так родилась сказка «Мойдодыр». И получалось очень здорово, весело и интересно, что не только его дети, соседские ребятишки, но и взрослые полюбили эти сказки и до сих пор читают своим малышам.
А вы, ребята, знаете его сказки? Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру «Угадай сказку».
Слайд 5 .
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит. ("Айболит").
Слайд 6 .
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый Таракан. ("Тараканище")
Слайд 7 .
Я – Великий Умывальник
Умывальников начальник
И мочалок командир. ("Мойдодыр")
Слайд 8 .
Свинки замяукали «Мяу-мяу»
Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница")
Слайд 9 .
Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара ("Муха-Цокотуха")
Слайд 10 .
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу
Я больше идти (не могу). ("Федорино горе")
Слайд 11 . - Теперь вам предлагаю вспомнить, к каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.
Игра «Назови персонажа сказки»
В коробочке лежат свернутые в трубочку листочки, на которых написаны имена сказочных героев Чуковского. Ребенок подходит к коробке, достает листочек, воспитатель читает. Предложить назвать сказочного героя:
Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - … ,Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … ,Рыжий, усатый великан - …, Барбос - …
Слайд 12 . - А сейчас, ребята, вам нужно вспомнить, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.
Д/и «Кому принадлежат эти слова?»
1. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)
2. Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)
3. Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
4. Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)
5. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)
6. Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)
7. … Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
8. Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)
Корней Чуковский, как ребенок, любил наблюдать и рассматривать повадки, поведение насекомых, разных животных, поэтому в его сказках встречается много зверей, птиц, насекомых. Он рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости, веселья. Идешь по улице и радуешься всему, что ты видишь: трамваю, воробьям, которые купаются в луже, готов здороваться с каждым встречным и делиться радостью». Вот такой этот по-настоящему детский писатель.
Слайд 13 . - Сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Муха-Цокотуха». (Надеть маски, выставить оборудование).
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
М. -Ц.:
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
(Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка).
Тараканы: Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
Букашки: А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.
М. -Ц.:
Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
М. -Ц.:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея загубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
(все разбегаются, прячутся)
Вдруг откуда-то летит маленький комарик.
И в руке его горит маленький фонарик.
Комарик:
Где убийца? Где злодей
Не боюсь его когтей.
(уводит паука)
Я злодея загубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Все: Слава, слава Комару – победителю!
Вед. Благодарит детей
Слайд 14, 15, 16, 17. - К нам пришли герои из сказок. Вы должны будете определить, какой герой здесь лишний? Почему?
Д/и «Кто лишний»
Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Но что это за чудо-дерево мы видим? (Обратить внимание на дерево) И что на нём растет? Точно как в стихотворении Чуковского:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.
Да здесь не только чулки да башмаки, а много разных предметов. Давайте найдем предметы из сказок нашего писателя и вернем их в свою сказку. Можно вспомнить строчку из сказки с предметом, который вы найдёте.
Слайд 18 . Игровое задание «Чудо-дерево»
Телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
Воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
Мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
Блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
Калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
Термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
Перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)
Монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
Сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)
Шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)
Мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)
Ребята, вы немного устали, давайте отдохнем. (Предложить встать в круг).
Физминутка
(по сказке К. И. Чуковского)
Мама по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Мама с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева.
Туфельки, сапожки. Шлёпают попеременно ладошками
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Папа с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева.
Маше - гамаши, Шлёпают попеременно ладошками по столу
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки
А для Мурочки такие Показывают кистями рук на себя
Крохотные голубые Показывают какие маленькие
Вязаные башмачки Имитируют движение вязания на спицах.
И с помпончиками! Словно лепят комочек снежный ладошками.
Сейчас мы с вами сделаем свое Чудо-дерево. Для этого нам нужен пластилин. Каждый фантазирует и лепит самую разную обувь. Помните, как говорил
Кому нужны сапоги
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!»
Итог.
Ребята, вас порадовала встреча с героями сказок Корнея Чуковского?
Сегодня мы вспомнили писателя, которого знаем с детства. Всё, что написал и подарил нам Корней Иванович Чуковский, мы будем помнить долго и ещё не раз встретимся с его героями. Его сказки и стихи мы будем читать и в школе, рассказывать своим младшим сестренкам и братишкам, ведь они такие забавные, смешные и очень добрые.
Слайд 19 . Молодцы, спасибо за внимание!
Постолова Галина Борисовна
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей по произведениям Корнея Ивановича Чуковского.
Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям К.И. Чуковского, внимание, речь, мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к книгам.
Ход занятия.
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на литературную игру-викторину по произведе- ниям известного вам детского писателя, большого друга детей - Корнея Ивановича Чуковского.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет его произведения приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашей игре-викторине победит тот, кто получит больше всего сказочных жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.
Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения на ней.
Правила поведения на литературной игре-викторине:
Вопросы надо слушать внимательно.
Не перебивать друг друга.
Если готов ответ, подними руку.
Ну, что готовы? Итак, начнем!
I тур «Знаешь ли ты сказки К.И. Чуковского».
Задание. Нужно правильно назвать сказку Корнея Ивановича Чуковского, посмотрев на иллюстрацию к сказке. (слайды)
Задание для гостей. Нужно узнать название сказки по ее отрывку.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
«Муха-Цокотуха»
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица
!
«Айболит»
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
«Краденое солнце»
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
«Мойдодыр»
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
«Путаница»
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше
.
«Телефон»
"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"
«Федорино горе»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
«Тараканище»
II тур “Из какой сказки предмет».
Задание. Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется предмет и из какой он сказки.
III тур «Внимательный читатель».
Задание. Ответить на вопросы.
1. Как звали доброго доктора? (Айболит)
2. На чем ехали медведи в сказке “Тараканище»? (на велосипеде)
3. Имя бабушки, от которой убежала посуда? (Федора)
4.Что просил прислать крокодил в сказке «Телефон»? (калоши)
5. Кто взял спички и поджег море в сказке «Путаница»? (лисички)
6. Что принесла Бабушка-пчела Мухе-Цокотухе на именины? (мед)
8. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (умывальник)
9. Кто доктора Айболита перевозил через море? (кит)
10. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (медведь)
11. Какого насекомого испугались все звери в сказке «Тараканище»? (таракана)
12.Какой праздник справляла Муха-Цокотуха? (именины)
13. Кого просил спасти носорог в сказке «Телефон»? (бегемота)
14. Кого укусила оса в сказке «Айболит»? (лису)
15. Сколько ночей не спал доктор Айболит, когда лечил зверей в Африке? (10 ночей)
16. Как звали акулу в сказке «Айболит»? (Каракула)
17. Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)
18. На какой номер просили позвонить кенгуру в сказке «Телефон»? (по номеру 125)
19. Куда посадили мыши кошку в сказке «Путаница»? (в мышеловку)
20. Как ехал кот в сказке «Тараканище»? (задом наперед)
21.Что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр»? (мочалку)
22. Для кого слон просил шоколада в сказке «Телефон»? (для сына)
23. На каком транспорте ехали львы в сказке «Тараканище»? (на автомобиле)
24. Сколько пудов шоколада просил прислать слон в сказке «Телефон»? (пудов 5 или 6)
Игра на внимание «Я - НЕ Я» для всех детей.
Задание. На «Я» - руки поднимаем вверх, «НЕ Я» - приседаем.
- Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
-кто любит зеленый лук?
- Кто не моет рук?
- Кто любит мороженное?
- Кто любит пироженное?
-Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- кто любит мед?
- Кто все время врёт?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока-колу»?
- Кто вымоет всю школу?
IV тур «Продолжи фразу»
Задание. Участники викторины должны продолжить четверостишья из сказок К.И. Чуковского.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно
Стало заиньке ….. (темно) Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Нет - нет! Соловей Молодого …. (комара)
Не поет для свиней
Позовите-ка лучше … (ворону)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
Тут зайчиха выходила От ….. (Гиппопотама)
И Медведю говорила:
“Стыдно старому реветь -
Ты не заяц, а….
(медведь.) Муха криком кричит,
Надрывается.
Я к Таврическому саду, ……. (ухмыляется)
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как … .(волчица) Мы живем на Занзибаре,
В Калохаре и Сахаре,
На горе Фернандо-По
Где гуляет Гиппо-по
А потом позвонили мартышки: По широкой ….. (Лимпопо)
- Пришлите, пожалуйста, …..
(книжки) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами
И в зубах его И сушенными … .(грибами)
Не огонь горит, -
Солнце красное
Солнце ….(краденое) Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый
Я Федорушку прощаю, …….. (таракан)
Сладким чаем угощаю
Кушай, кушай, Федора …. (Егоровна) А слониха, вся дрожа,
Так и села на …. (ежа)
Вот обрадовались звери! Уж не буду, уж не буду
Засмеялись и запели Я посуду обижать
Ушками захлопали Буду, буду я посуду
Ножками …. (затопали) И любить и …. (уважать)
Загляника-ка ты в кадушку - Ох, нелёгкая эта работа -
И увидишь там … (лягушку) Из болота тянуть … (бегемота)
И всем по порядку Музыканты прибежали,
Даёт шоколадку В барабаны застучали
И ставит, и ставит им … (градусники) Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с … (комаром)
Рано утром на рассвете А за нею вилки,
Умываются мышата, Рюмки да бутылки,
И котята, и утята, Чашки да ложки
И жучки, и … (паучки) Скачут по … (дорожке)
Да здравствует мыло душистое! А вчера поутру
И полотенце пушистое Кенгуру:
И зубной порошок - Не это ли квартира
И густой … (гребешок) ….? (Мойдодыра)
Задание для гостей
Назовите, какой поступок совершил каждый из героев сказок Чуковского.
АЙБОЛИТ | ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО |
ВОРОБЕЙ | ПОМЫЛ СВОЮ ПОСУДУ |
КРОКОДИЛ | ПОТУШИЛА МОРЕ |
КОМАР | ЗАЖГЛИ МОРЕ |
ФЕДОРА | ПРИУЧИЛ МАЛЬЧИКА К ПОРЯДКУ |
МЕДВЕДЬ | СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ |
БАБОЧКА | ПРОГЛОТИЛ ТАРАКАНА |
ЛИСИЧКИ | ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ |
МОЙДОДЫР | ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ |
К.И.Чуковский писал не только стихи и сказки для детей, он писал ещё и загадки.
V тур «Загадки от К.И. Чуковского».
Задание. Отгадайте загадки, которые написал Корней Иванович Чуковский.
Паровоз Лежу я у вас под ногами,
Без колёс! Топчите меня сапогами.
Вот так чудо-паровоз! А завтра во двор унесите меня,
Не с ума ли он сошел - Чтоб дети могли поваляться на мне
Прямо по морю пошел! Барахтаться и кувыркаться на мне
(пароход) (ковер)
Была телега у меня, Два коня у меня,
Да только не было коня, Два коня
И вдруг она заржала, По воде они возят меня
Заржала - побежала А вода
Глядите, побежала Тверда,
Телега без коня! Словно каменная!
(грузовик) (коньки)
Ах, не трогайте меня: Маленькие домики по улице бегут
Обожгу и без огня! Девочек и мальчиков домики везут.
(крапива) (автомобиль)
Растет она вниз головою, Хожу - брожу не по лесам
Не летом растет, а зимою А по усам, по волосам
Но солнце ее припечет - И зубы у меня длинней
Заплачет она и умрет. Чем у волков и медведей.
(сосулька) (гребешок)
Я одноухая старуха, Вот иголки и булавки
Я прыгаю по полотну Выползают из-под лавки
И нитку длинную из уха На меня они глядят,
Как паутинку, я тяну. Молока они хотят.
(иголка) (ежик)
Мудрец в нем видел мудреца, Вдруг из черной темноты
Глупец - глупца, В небе выросли кусты
Баран - барана А на них-то голубые,
Овцу в нем видела овца, Пунцовые, золотые
И обезьяну - обезьяна Распускаются цветы
Но вот подвели к нему Федю Баратова, Небывалой красоты
И Федя неряху увидел лохматого. И все улицы под ними
(зеркало) Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
Итог литературной игры- викторины.
Вспомните, как называлась наша литературная игра-викторина?
Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Награждение победителей литературной игры-викторины «Сказки и загадки Корнея Ивановича Чуковского»