Равнодушие - это паралич души. Равнодушие это паралич души, преждевременная смерт

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - считал А.П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.

Еще в 18 веке А.Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.

Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни – герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.

Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.

Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью - в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.

Конечно, учитель Беликов - это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» - это равнодушие.

В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.

Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе – домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты – такой же серой, будничной, убогой.

Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.

Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.

Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.

И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.

Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).

Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, - Раневская и Гаев – потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним - свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.

Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А.П.Чехов считал «болезнью века». Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И «помогают» им в этом превращении «футляры», которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате – множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела – «лишь бы их жизнь не тронула». Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара – полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.

Великий русский писатель и драматург А.П.Чехов однажды сказал: "Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть". Автор высказывания, несомненно, прав, сравнивая равнодушие с преждевременной смертью. На мой взгляд, самый страшный человеческий недуг-это черствость души, этот диагноз является первопричиной её разложения, деградации присущих личности прекрасных качеств, душевного анабиоза. Такая нравственная болезнь наносит непоправимый вред не только "больному", но и причиняет боль окружающим его людям. Если человек не слышит голос собственной совести и остается безучастным к чужому горю, он мёртв при жизни.
Размышляя над проблемой равнодушия, мне вспоминаются многие произведения русских и зарубежных писателей, среди них- недавно прочитанная мною повесть В.П. Железникова "Чучело", в которой писатель поднимает тему равнодушия и жестокости, которая, к сожалению, порой свойственна подросткам. В центре сюжета- самый обычный класс, живущий по своим собственным законам, как и любой другой детский коллектив. Отзывчивая, добрая и скромная шестиклассница Лена Бессольцева является объектом нападок и незаслуженной травли со стороны класса, потому что взяла на себя вину за то, чего не совершала, тем самым защитив Диму Сомова, который ей очень нравится. Одноклассники долгое время издеваются над невиновной девочкой, дают ей прозвище "Чучело", устраивают ей бойкот и даже сжигают на костре куклу, которая олицетворяла облик Лены. Виновник не признается в деянии, а еще двое одноклассников, Попов и Шмакова, зная правду о том, кто на самом деле является преступником, решают остаться в
стороне и понаблюдать за дальнейшей судьбой несчастного "Чучела". Это ли не проявление исключительного равнодушия и безразличия к чужой судьбе, которое в данном случае гораздо страшнее, чем трусость Сомова? Их совсем недетская жестокость приносит Лене много боли и страданий.
Совершенно противоположные качества, присущие подростку, демонстрирует известный ирландский писатель Джон Бойн в своем романе "Мальчик в полосатой пижаме". Главный герой - девятилетний мальчик Бруно, чей дом расположен недалеко от лагеря под названием "Ай-Высь", где люди за колючей проволокой носят полосатую форму, отец Бруно-офицер, который стоит во главе этого места. Из-за любопытства и испытываемой зависти герой часто ходит к тому месту и в один из дней знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем, удивляясь его худобе. Ребята сразу же становятся друзьями, и хоть наивный Бруно не понимает, что в этом месте такого особенного и почему его друг каждый раз плачет, рассказывая о своей жизни в лагере, он всячески его поддерживает, смешит и приносит для него еду. Мальчик в полосатой пижаме просит помочь отыскать отца на территории лагеря, и Бруно, как настоящий друг и путешественник, соглашается, надеясь заодно исследовать неведомый мир за оградой. В конце романа Бруно и Шмуэль задыхаются в газовой камере. На данном примере показано, каким небезучастным и добрым может быть ребёнок. Отзывчивость нашла отражение в образах обоих героев. Жизнь Бруно сгубила не его отзывчивость, а равнодушие его родителей к судьбе тех людей, что находились по ту сторону колючей ограды.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что А.П.Чехов был прав, равнодушие-это болезнь, от которой, как мне кажется, существует одна и самая главная вакцина-
человеческая доброта, которая заставляет людей оставаться людьми, прежде всего-людьми с сердцами.

РАВНОДУШИЕ
А равнодушны ли Вы?
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть
А. П. Чехов

Равнодушие как качество личности – это утрата способности что-то или кого-то любить.Равнодушная любовь – глупое несовместимое словосочетание, такое же абсурдное, как связка смертельное убийство или доброе Зло.

Равнодушный человек – это тот, кто потерял способность любить, человек с выгоревшим сердцем. Сергей Есенин описал такое состояние: «И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, – Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь».Когда в человеке живет любовь к чему-то или кому-то, она переливается через край и изливается на окружающих, ее невозможно измерить и утаить.

Ущербность и пагубность равнодушия – в отсутствии любви. Черствый человек с огрубевшим сердцем может нежно любить себя, жену и детей, не показывая своих чувств и не проявляя эмоций. Между равнодушием и черствостью отсутствует знак равенства, это далеко не синонимы. В большинстве семей мужчины в той или иной степени проявляют черствость по отношению к близким, но обвинить их в отсутствии любви, значит, жестоко оскорбить. Их не научили в детстве, и они не умеют проявлять любовь, нежность и ласку. Если бы равнодушие к своим женам и детям совпадало бы с черствостью, у нас было бы поголовное безбрачие.

Встречает как-то Любовь на своем пути Влюбленность.
– Здравствуй, любовь! Как же я тобой восхищаюсь, ты самое сильное чувство!
– восклицает Влюбленность.
– Да, я сильнее тебя, – соглашается Любовь.
– Но знаешь ли ты, в чем заключается моя сила? – задумчиво спрашивает она.
– Потому что без тебя люди не могут быть счастливы, ты ведь соединяешь сердца
– уверенно отвечает Влюбленность.
– Нет, ни в этом моя сила, сильной меня делает мое умение прощать,
– не соглашается Любовь.
– А что ты можешь простить, если тебе больно уже от Предательства? – недоумевает Влюбленность.
– Да, я сильно страдаю от Предательства, – говорит Любовь,
– но простить Предательство я могу, так как этот поступок человек совершает не от злого умысла, а от незнания.
– Но простить Измену ты не сможешь!
– восклицает Влюбленность. – Да, простить Измену трудно,
– констатирует Любовь.
– Но Измену я тоже смогу простить, потому что, изменивший человек имеет возможность выбрать лучшее, сравнивая людей путем проб и ошибок.– Неужели, ты смогла бы простить и Ложь?
– спрашивает Влюбленность.
– Глупышка, ведь ложь
– это только слабость человеческая, она причиняет меньше зла, чем все остальные чувства. Часто люди лгут от нежелания делать больно или от осознания собственной безысходности, а это не так уж и плохо. – Значит, нормально, когда люди утаивают правду и лгут друг другу? – недоумевает Влюбленность.
– Конечно, люди могут говорить неправду, но не тогда, когда по-настоящему любят, – отвечает Любовь. Поэтому ложь ко мне не имеет никакого отношения, когда любят люди не врут. – Чего еще в твоих силах простить?
– интересуется Влюбленность.
– Простить я могу Злость, потому что она кратковременна и со временем проходит, Резкость, так как ее вызывает Огорчение, а огорчается человек не по собственной причине. Могу простить Обиду, она
– старшая сестра Огорчения, еще могу простить Разочарование, так как за ней часто приходит Страдание, – отвечает Любовь.
– Ах, Любовь, мне бы твои силы! – восхищенно восклицает Влюбленность.
- А я вот не такая, я гасну при первом же испытании. Как я завидую тебе!
– Ты не права, моя девочка! – не соглашается Любовь.
– Есть чувство, которое не могу простить даже я. Действительно, я могу прощать многое, но это страшное чувство способно причинить мне сильную боль, и нет на свете никакого лекарства, чтобы излечить ее. Это чувство отравляет меня и ранит сильнее Предательства и Измены, задевает хуже Зла, Лжи и Обиды.

Называется это чувство Равнодушие, оно самое страшное из всех существующих чувств. Отвращение, Ненависть и Презрение – тоже отрицательные чувства, но они выражают отношение к человеку. Они ничто, по сравнению с Равнодушием. Равнодушному человеку наплевать на чувства других и на происходящее в их жизни.

Именно равнодушие сильнее меня, оно разрушает Любовь.Б. Ясенский в «Заговоре равнодушных» писал: “Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут убить. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут предать. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».

Равнодушный, то есть безучастный человек, – никакой, сновидящий, аморфный, пассивный или, как сказано в книге Откровений 3:15-16, «теплый»: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». «Горячий» или «холодный» человек каким-то образом выражен, имеет свое лицо, позицию, мнение. «Теплый», то есть равнодушный человек, не способен на активную духовную жизнь.Зачастую, корень равнодушия зарыт в далеком детстве. Для ребенка проявление эмоций – жизненно необходимая потребность. Если ее отвергнуть, она никуда не исчезнет, ибо служит проявлением сущности маленького человека.

Потребность останется нереализованной внутри и будет настойчиво искать другие косвенные формы проявления. К сожалению, потребности психики при реализации приобретают искаженный вид, как это бывает с равнодушием. Ребенку в грубой форме запретили проявлять свои эмоции. У него появился эмоциональный страх. Но от природы не убежишь, проявление чувств и эмоций – важная потребность человека. Чтобы реализовать потребность, он надевает маску равнодушия.

Подсознание прочно хранит детскую недолюбленность, недостаток тепла и ласки, отсутствие должного внимания и заботы со стороны родителей. Статистика утверждает, большинство равнодушных людей в детстве были обделены материнской любовью и заботой. В дальнейшей жизни осуществляется обыкновенный «перенос» отношений к себе в детстве на супруга, детей и остальных людей. Родителям равнодушие возвращается обратно бумерангом.Подросткам присуща определенная форма равнодушия, ошибочно принимаемая за возмужалость. Мальчишкам прививается убеждение, что настоящий мужчина должен быть не эмоциональным, жестким и предельно сдержанным, иначе сочтут за «слабака».

Поэтому молодые мужчины примеривают на себя маску равнодушия. Вдобавок к трудному, обделенному любовью детству, маска равнодушия постепенно вырабатывает у человека душевную лень, не давая возможности отозваться на чужие волнения и оказать действенную помощь в трудную минуту. Душевная лень разъедает душу, заставляя по-настоящему играть роль равнодушного человека – не вмешиваться, не обращать внимания, беречь свои нервы и силы. Постепенно в сознании созревают принципы равнодушия: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона», «Хоть трава не расти».

Со временем равнодушие становится тяжким душевным недугом, дальнейшее развитие которого означает полную безучастность ко всему на свете, даже к самому себе. Как ржавчина поедает железо, равнодушие, без осознанных усилий со стороны человека, постепенно закабаляет и разрушает его душу. Человек безвозвратно уходит в себя, при этом отравляя жизнь членам семьи. Все обходят его стороной. Равнодушие убивает все чувства, по силе своего пагубного воздействия оно заметно превышает измену, обиду и ложь.Мне пришлось воочию увидеть вырост равнодушия на примере сына одного знакомого. Семья была неблагополучная: мать ненавидела отца, и свою ненависть и разочарование жизнью выплескивала на детей. Жесткость и черствость матери были избирательны – сын был болен, поэтому все доставалось девочке. Для воспитания равнодушия нужно обладать определенным «педагогическим мастерством».

Первое, что сделала Макаренко в женском лике, отучила сына о ком-то заботиться. Все в доме ходили на цыпочках, чтобы не потревожить больного. В мальчике начал расти эгоизм и жуткая несусветная лень. Он уже не болел, но привычка целыми днями лежать на диване и абсолютно ничем не интересоваться осталась. К совершеннолетию он вымахал под два метра, сажень в плечах, головой быка убьет. Если беспристрастно описать его проявленные качества: это лень, махровый эгоизм, лживость, лицемерие, цинизм, безответственность и невежество.

Ядовитый коктейль качеств личности уже тогда настораживал своим устойчивым отсутствием интереса к большинству сфер жизни. Но больше всего тревожила не способность кого-то или что-то любить. Женившись по расчету, он, спустя десять лет, бросил семью, оставив двоих детей. Больше он о них никогда не вспоминал. Алиментов не платил ни рубля. Вернулся к родителям и вот уже пятнадцать лет лежит на диване. Никаких чувств, никакой любви, полный паралич души – равнодушие.Равнодушие уводит человека в зазеркалье жизни. Когда его перестает интересовать собственная жизнь – это логичный финал взращивания равнодушия. Но это никак не безразличие. Между равнодушием и безразличием зияющая пропасть принципиальных отличий. Безразличие – это:

1. избирательное отсутствие в данный момент времени интереса к кому-то или чему-то;
2. установка разума на устранение избыточной важности кого-то или чего-то. Человек может быть безразличен к себе, например, после сильного потрясения. Нервная система «жмет на тормоза» в целях восстановить растраченную энергию. В других случаях у человека существует определенный интерес к чему-то или кому-то. Не испытывает интереса только труп. Так, жена может быть безразличной к футболу, но любить фигурное катание. Она может быть безразличной к аквариумным рыбкам и, в то же время, обожать своего пса. Иными словами, безразличие в отличие от равнодушия вполне уживается с избирательной любовью и интересом к кому-либо или чему-либо.Безразличие не придает особой важности кому-то или чему-то, не выделяет жирной чертой на шкале значимости какие-то объекты внешнего мира. Ей без разницы, где петь – в Кремлевском дворце или перед простыми крестьянами, где выступать – на олимпийских играх или на чемпионате общества «Урожай». Невзирая на лица, то есть безразлично, она будет повсюду одинаково излагать свою точку зрения.

Безразличие в отличие от бесплодного и отрешенного равнодушия не отрицает любви и интереса. Равнодушие парализует душу. Безразличие оперирует с категорией не души, а разума. Например, человек неравнодушен к никотину, но разум запрещает ему тянуться к пачке сигарет. Если разум силен, человек отодвинет душу в сторону и будет безразличен к курению.Зачастую, причина равнодушия кроется в желании человека защититься от обрушивающихся на него негативных эмоций. Так, в нише равнодушия удобно уберечься от сварливости начальника или жены. Когда на него ежедневно выливается поток упреков, он, желая «выжить», зачастую неосознанно играет роль равнодушия. Беда только в том, что эта роль со временем становится его естественным внутренним неизлечимым состоянием.

В рассказе А. П. Чехова «Тоска» блестяще выписано человеческое равнодушие. У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только… Иона молчит некоторое время и продолжает:
- Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

© подсказки.инфо

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.


Равнодушие-это безразличное, безучастное и лишенное интереса ко всему окружающему отношение человека. Я полностью согласна с высказыванием Антона Павловича Чехова ""Равнодушие-это паралич души, преждевременная смерть"". Если человек не обращает внимание на проблемы окружающих людей, не старается понять и помочь в трудную минуту, то он обрекает себя на духовную гибель, что и является параличом души.

В литературных произведениях нередко поднимается тема равнодушия человека.

Обратимся, например, к произведению А. П. Чехова ""Крыжовник"". В данном рассказе повествуется об Иване Николаевиче, который из-за своего стремления купить поместье и выращивать на нем крыжовник, отказывает себе во всем в жизни. Герой зациклен лишь на собственном благополучии. Он был безучастен ко всему окружающему, кроме стремления к своей цели. Женитьба на богатой вдове не по любви, а лишь из-за материального достатка показывает нам его безразличное отношение к счастью другого человека. Из-за своей жадности и скупости герой губит жену.

Я считаю данный пример дает понять на какие низкие поступки толкает людей равнодушие.Не зря автор в произведении использует образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью каждого счастливого человека и напоминать ему о том, что на свете есть те, кому нужна помощь. На мой взгляд, равнодушие человека ко всему, кроме собственного счастья, и есть его гибель духовных ценностей.

В произведении И. А. Бунина ""Господин из Сан-Франциско"" также прослеживается тема равнодушия. Герой новеллы вместе со своей семьей отправляется в путешествие в путешествие автор не дает герою имени, тем самым показывает его обыкновенность, отсутствие у него каких-либо индивидуальных черт. Господин абсолютно равнодушен к обществу, природе, главную роль в его жизни играют деньги. Я думаю, люди, ставящие главным в своей жизни материальное благополучие, теряют такое человеческое качество, как отзывчивость. а это и приводит к ""параличу души"". отдыхая с семьей в отеле, у господина случается сердечный приступ и он умирает. Смерть героя окружающие восприняли как неприятность, чтобы не испортить людям отдых, управляющий принимает решение поселить господина в дешевый номер. Безразличное отношение окружающих к смерти героя показывает, насколько богатые люди равнодушны к горю других. Они не способны сопереживать и помогать. Отсутствие у человека этих качеств, ведет к утрате их духовных ценностей.

Таким образом, равнодушие губит в человеке его светлые качества. Главным в жизни равнодушных людей становится личное счастье, они не способны сострадать другим. Несомненно, это ведет к ""параличу"" души и сердца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.