Визит Чичикова к одному из помещиков (По поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)


Гротеск (от итал. grottesco - причудливый от grotta -грот) - своеобразный стиль в литературе, которым подчеркивается искажение или смешение норм действительности и совместимость контарстов - комического и трагического, фантастического и реального и т.д. Целые литературные направления отрицали гротеск, утверждая, что в преувеличении, искажении нет верности «природе».

Зачем читателю знать, что младенец Гаргантюа, вылезший из уха Гаргамели, которая съела шестнадцать больших бочек, две малых да шесть горшков потрохов, кричит, будто приглашая всех выпить: «Пить, пить, пить». И как поверить, что для кормления младенца было выделено 17 913 коров, а для его штанов взяли 1105 локтей белой шерстяной материи. И уж, конечно, ни грамма правды не найдет благоразумный читатель в рассказе о том, как, решив отплатить парижанам за плохой прием, «...Гаргантюа отстегнул свой прекрасный гульфик и сверху так обильно полил их, что утопил 260 418 человек, не считая женщин и детей».

Гротескный мир - это мир доведенных до крайности преувеличений, часто фантастических.

В нем угрожающе растут части человеческого тела, изменяются масштабы явлений, размеры вещей и предметов. При этом явления и предметы выходят за свои качественные границы, перестают быть сами собой.

Тип гротескной образности присущ еще мифологии, архаическому искусству. Сам же термин появился намного позднее. При раскопках в одном из фотов Древнего Рима были найдены орнаменты, представлявшие странные, причудливые переплетения растений, животных, человеческих лиц.

Смешение человеческих и животных форм - это древнейший вид гротеска. В языке слово гротеск закрепилось в значении странное, неестественное, причудливое, алогичное, и в этом отражение важнейшей стороны эстетического явления, свойственного всем родам искусства.

Гротеск в литературе может быть не только приемом, элементом стиля, окрашивающим произведение в алогичные тона, но и способом типизации. Вершинами его искусства эпохи Возрождения стали «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского.

В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Такой реакцией на искусство классицизма стал романтизм. В это время приходит и осознание эстетической сущности гротеска.

После появления «Предисловия к "Кромвелю”» (1827) B. Гюго популярность этого термина возросла. Гротеск часто внешне непритязателен. «Шуткой», в которой «так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального», назвал Пушкин «Нос» Гоголя. Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться.

Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною».

Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела (у Рабле), сказочного и реального (у Гофмана), фантастики и быта (у Гоголя). «Гротескный образ, - писал М.Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени.

В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ. «Барынька» Авдотья Игнатьевна раздражена близким соседством лавочника. Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев.

Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» (Ю.Манн). В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» (ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева). Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом.

В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным. Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести. В рассказе «Бобок» его превосходительство покойный генерал-майор Первоедов играет с покойным надворным советником Лебезятниковым в преферанс. Фантастическое дробит и укрупняет действительность, изменяет пропорции. Фантастика не самоцель автора. Она часто «снимается» писателем: в «Путешествии Гулливера» Свифта - точным, комически педантичным описанием места и времени действия, скрупулезным приведением названий и дат, в «Двойнике» Достоевского - отрицанием иллюзорности, фантастичности происходящего, которым каждый раз сопровождается появление двойника - Голядкина-младшего. Фантастическое обнажается писателем как художественный прием, от которого в свое время за дальнейшей ненадобностью можно отказаться. Часто реалистический гротеск, примеры которого мы привели, строится полностью на игре различных плоскостей изображения. Иногда гротескное произведение является пародией, как, например, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.

В основе гротеска может лежать не только предельное увеличение - гипербола, но и метафора. Метафорична природа гротескных сцен в поэме Т.Шевченко «Сон», водной из которых от крика царя, строго сохраняя иерархию - от самых «пузатых» до «мелких», - проваливаются в землю его приспешники. Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина.

Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф.Кафки. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях. Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое.

УРОК 37. «Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ»

На первом уроке необходимо дать общее представление о личности писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей жизненной дороги, своей будущей деятельности. При этом необходима опора на ранее изученное и повторение со школьниками сведений о сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», о комедии «Ревизор».

Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают замечания о его будущем поприще: «Я сделаюсь человеком известным» — пытается поступить в театр; «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в государственном Департаменте уделов; «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете; «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба» — «но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей».

На втором этапе урока должен быть рассказ об истории создания «Мертвых душ». Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в переписке Гоголя:

1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»

1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин… и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».

1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».

1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».

Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?

Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И, косясь, в постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе «Мертвых душ», где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица».

«Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из ближайших друзей Гоголя П. В. Анненков.

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Учителю придется хотя бы кратко рассказать учащимся о композиции и идейном содержании «Божественной комедии» Данте и включить в урок информацию об обитателях разных кругов ада. Это могут быть краткие сообщения специально подготовленных учеников.

УРОКИ 38—39 . «Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах»

Традиционно «Мертвые души» Гоголя рассматриваются в школе с позиций В. Г. Белинского как сатирическое и социально-обличительное произведение. На уроках составляются характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина по плану: описание дома, деревни, хозяина, обеда, сделки, так как 2—6 -я главы отличаются общностью композиции. Общие выводы сводятся к тому, что в образах помещиков Гоголь показал историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин.

Такой путь изучения при определенных условиях может быть уместен и целесообразен. Но, посмотрев на поэму с позиций современного литературоведения, постараемся постигать со школьниками ее сокровенный смысл иным путем, добавив к традиционному пути новые для школы трактовки. Следуя замыслу Гоголя — а его герои идут дорогой «ад — чистилище — рай», — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Считая себя пророком. Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

Так какие же грехи опутали наших героев? Какое зло проповедуют они? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок «Эти ничтожные люди», используя групповую форму работы.

Класс делится на пять групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и «Божественной комедии» Данте. Выполнить эти задания поможет книга Е. А. Смирновой «Поэма Гоголя „Мертвые души“». — Л., 1987.

1-я группа. Манилов (глава 2)

По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада — Лимба. У Данте: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя «день… не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!»

2-я группа. Коробочка (глава 3)

Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — «воскресшая».

3-я группа. Ноздрев (глава 4)

Третий круг ада — обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода «В трактире». «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.

Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак — важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.

4-я группа. Собакевич (глава 5)

Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли-продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».

Далее идет параллель «богатырская». Подвиги богатырей русских и «подвиги» Собакевича. Собакевич — богатырь за столом. При анализе эпизода «Обед у Собакевича» можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.

5-я группа. Плюшкин (глава 6)

Плюшкин — последний, пятый в галерее образов помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

Какой же способ спасения души «предлагается» Плюшкину? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» — идея духовного возрождения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что поднимать надо не вещи, а душу.

После выступлений групп возможно обсуждение следующих вопросов:

  1. Все помещики, как мы убедились, не похожи друг на друга, каждый из них — индивидуальность. Что же их сближает?
  2. Почему Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?
  3. В главе 4 помещены раздумья Гоголя о Ноздреве. С какой целью они введены писателем? Что беспокоит его?
  4. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления?
  5. Плюшкин — не мертвее, а живее других, так ли это?

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность. Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

УРОК 40. «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души»

На уроке, посвященном изображению чиновничьего мира в поэме, можно провести «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10) . Внимательно рассмотрим улицы города, вывески на домах, присутственные места. «Посетив» губернаторский дом, трактир, в котором останавливался Чичиков, придем к выводу, что город N — символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним мудрую сказку Евгения Шварца «Дракон». Перечитаем диалог Дракона и странствующего рыцаря Ланцелота, вызвавшего чудовище на бой:

«Дракон. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.
Ланцелот. И все-таки они люди.
Дракон. Это снаружи.
Ланцелот. Нет.
Дракон. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.
Ланцелот. Нет.
Дракон. Убежал бы даже, не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разрубишь — станет послушной, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, легавые души, цепные души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.
Ланцелот. Это ваше счастье.
Дракон. Как так?
Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом».

У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми. Чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души. В этом и состоит сверхзадача первого тома поэмы.

Далее необходимо подробно остановиться на эпизоде посещения Чичиковым гражданской палаты, «храма Фемиды». Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в описании общей атмосферы города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит.

В описании «храма Фемиды» важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме, в этой цитадели разврата, возрождается образ Ада — хоть и опошленного, комического, — но истинно русского Ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» — палатный чиновник — почитает председателя Солнцем, его кабинет — Раем, а гостей — святыми Ангелами.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город? Сплетни о Чичикове! Городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. На уроке необходимо проанализировать эпизод «Смерть прокурора». Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело».

Вопросы и задания для обсуждения на уроке

  1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы?
    Почему Гоголь подробно описывает краски и «архитектуру» города?
  2. Каким город видится глазами Чичикова и каким — глазами автора?
  3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?
  4. Почему при слухах о покупках Чичикова оживление и паника охватили город?
  5. Почему путешествие Чичикова заканчивается «Повестью о капитане Копейкине»?
  6. Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Таким образом, контраст внешней суеты и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. В сильном классе можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Эти города очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», показан город губернский, центральный, «невдалеке от обеих столиц». Вместо «мелкой сошки» — городничего — губернатор. А жизнь та же — пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».

Бездеятельность и пустота жизни, по Гоголю, — это не только особенность героев «Мертвых душ». Это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе». Из-за этого люди не могут найти правильной дороги.

УРОК 41. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков — центральный герой поэмы

В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом:

«А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

— Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет?

— Селифан.

— Селифан-то, Селифан! То же — кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

— Чичикова.

— Так… Ну? А тут — Русь-тройка … А?

— Ну. И что?

— Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…»

Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке.

Карточка 1

Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание? Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя?

Карточка 2

Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», — говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков — «герой своего времени»?

Карточка 3

Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме? Чичиков — живая душа или мертвая?

Карточка 4

Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю?

Карточка 5

Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:

«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога — будущее России.

УРОК 42. «Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя

В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название. Думается, что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта губернского города и помещичьих усадеб, т. е. России.

Само название «Мертвые души» соединило в себе несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель московского цензурного комитета и был возмущен столь необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья». Так ли это?

Исследователь «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах этой поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — аналогический (сверхсмысл)». Складывается мнение, что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла.

Подумайте, как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя.

Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики, и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Это аллегорический, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может быть человека без души, не должно такое произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже Плюшкиным, «если захотят».

На уроке должен состояться и разговор о живой душе:

Есть ли в поэме живые души?

В чем заключается жизнь народной души?

Что Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе?

Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?

Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу к поместью Коробочки? Какой смысл при этом выявляется?

Какие характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит гордость за русский народ.

Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его история?

Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Что в ней, в этой песне?

После обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод о том, что в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, т. е. живые. Доказательствами к этим утверждениям и иллюстративным материалом к уроку станут 5, 7 и 11-я главы поэмы.

В итоге в тетрадях можно изобразить опорную схему:

УРОК 43. «Русь! чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме

Урок можно провести с использованием групповой формы работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях.

Проблемный вопрос урока. Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?

Задания для самостоятельных учебных исследований:

Карточка 1

«Комизм кроется везде, — говорил Н. В. Гоголь. — Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Над чем смеется Гоголь и какими художественными средствами создаются комические эффекты?

В чем сущность принципа художественной условности в литературе?

Покажите роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога в раскрытии авторского замысла.

Карточка 2

Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором.

Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, определите их смысловую и композиционную роль.

Раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

Карточка 3

Важную роль в поэтике «Мертвых душ» играет лирический элемент, эмоциональное авторское начало.

Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме Гоголя? На какие темы рассуждает Гоголь в лирических отступлениях? Как они связаны с содержанием поэмы?

Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя…» и язык автора в описании города (гл. 1). Что характерно для языка лирического отступления?

Сопоставьте лирическое отступление в 10-й главе поэмы с «Думой» М. Ю. Лермонтова. Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

Итоговый вопрос урока. Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?

Выводы. В «Мертвых душах» голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.

Мир идеальный — это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный — это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего первый том поэмы.

УРОК 44. «Дело, взятое из души». Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их значение в творческом пути Н. В. Гоголя

Урок можно организовать в форме лекции с элементами беседы.

Вступительные вопросы. (Ответы на них учащиеся найдут в учебнике.)

Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами…»?

Каков был замысел писателя?

«Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?

Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь».

Что необычного вы заметили в названиях глав?

Каких проблем касался писатель в своей книге?

«Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства» (И. Золотусский).

Таким образом, главная тема книги — тема России, и основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера.

Как была встречена книга в России? — «На меня рассердились все до единого в России… восточные, западные… все огорчились».

Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? — «Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».

Учащиеся заранее получают карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места…» — С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.

Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?

Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х годов, а их спор — историческим?

В чем суть их разногласий?

В тетрадях под руководством учителя может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» В. Г. Белинского.

Итоговые вопросы. На чьей стороне в споре стоите вы и почему? Что вы можете сказать о жанре «Выбранных мест из переписки с друзьями» — сочетании публицистической страстности с высокой художественностью?

Вывод. «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

УРОКИ 45—46 . Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»


Н. В. ГОГОЛЬ.
“МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Поэма “Мертвые
души” была написана в 1841 году. Русь
крепостников и чиновников описана Гоголем
со всей беспощадностью великого реалиста.
Помещичье дворянство являлось основной
политической силой России. Помещики
владели не только землей, но и людьми,
подобно тому, как человек может владеть
какой-нибудь вещью.


Основу
сюжета поэмы составляет афера Чичикова,
который, путешествуя по русской провинции,
скупает “мертвые души”. Мертвыми душами
называли крестьян, которые числились
живыми по спискам до очередной ревизии, а
поэтому за них нужно было платить налог.
Чичиков хотел купить землю в Херсонской
губернии и стать по бумагам владельцем
крепостных. Под залог этого имущества он
хотел получить ссуду, а потом пустить
деньги в оборот, получив большой доход.


Автор,
следуя за своим героем, показал самые
различные типы крепостников-помещиков.
Создать живописные образы помещиков Гоголю
помогает искусное владение деталью в
описании и быта, и характеров героев.



Один из
таких помещиков - Манилов. Интерьер его
дома, как и все имение, свидетельствует о
характере хозяина. Речь Манилова
соответствует его натуре - сладкая,
бессодержательная. Он постоянно о чем-то
думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его
пусты, мечтания - бессмысленны. Манилов не
занимается своим хозяйством, а носится с
какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что
Манилов, находясь раньше в полку, считался
одним из самых образованных офицеров.


Одной этой
фразой Гоголь раскрывает нам уровень
офицеров николаевской армии. Манилов -
непрактичный человек. Он не задумывается
над странной просьбой Чичикова и дарит ему
мертвые души.

В отличие
от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с
ней начинается с описания ее имения: “...узенький
дворик весь был наполнен птицею и всякой
домашней утварью”. В комнате у Коробочки
было множество картин с изображением
животных. Хозяйственность Коробочки
граничит с суетливой бестолковостью.
Гоголь описывает Коробочку как
ограниченную помещицу, недаром Чичиков
называет ее “дубинноголовой”.
Единственное,

что
ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
не продешевить.

Все
помещики, показанные в поэме, хотя и
различны по своим внешним качествам, но все
они похожи друг на друга своей
бездуховностью, внутренней
ограниченностью. Даже живой и общительный
Ноздрев, который при первой встрече
производит впечатление человека
добродушного и веселого, поражает своей
духовной нищетой. Ноздрев - человек
капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь
оказывается ему не по вкусу. Автор называет
Ноздрева человеком

поступков.
Но все поступки Ноздрева без разумной цели.

Как всегда,
интерьер соответствует характеру помещика:
“В кабинете, в котором, впрочем, не было
заметно следов того, что бывает в кабинетах,
то есть книги или бумаги, висели только
сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева
соответствует основным чертам его
характера, она стремительна, неуправляема.


Собакевич,
такой же крепкий, как и его хозяйство. Он
считает, что крестьяне должны как можно
больше трудиться на помещика, и добротные
избы крестьян - это как залог их
работоспособности. Материальный интерес -
единственный интерес в его жизни. И даже за
мертвые души Собакевич старается поднять
цену как можно выше.


Крайней
степенью деградации является Плюшкин - “прореха
на человечестве”. Это - единственный
помещик, чья история жизни прослеживается
полностью. Этот образ не только комичен и
сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина
напоминало “вымершее место”, и
единственное, что могло привлечь, это сад,
находившийся позади дома. Даже внешне
Плюшкин был похож на нищего, хотя был
богатым помещиком. Но все это богатство
копилось без цели, не находя никакого
употребления, поэтому Плюшкин становится
скупым и жадным.

Крепостническо-помещичья
Россия создала особый класс - класс
чиновников, в задачи которого входило
управление огромным государством. Народ в
такой России оказывался под двойным гнетом.


Характеристики
чиновников даются Гоголем с тонким и едким
сарказмом. Наиболее полно и ярко Гоголь
показывает черты столичного дворянства и
чиновничества в “Повести о капитане
Копейкине”.


Воплощение
чиновника, попирающего интересы других,
честь,- образ Чичикова. По сравнению со
многими персонажами поэмы, он не лишен ума.
Но ум его изворотлив и действует в одном
направлении - как бы обогатиться за счет
других. Еще с юности Чичиков стремится
выбиться в люди. И для этого он не щадит
своих сил. Обладая огромной энергией и
упорством, он всегда добивался своих целей.
Но вскоре он убедился, что все желаемое
можно достигнуть быстрее, если
освободиться от принципов морали, чести,
порядочности. Такая позиция определяет
поведение Чичикова. Ради выгоды он готов
даже на предательство

.

Стремление
Чичикова действовать побуждает
действовать и других. И в этом Чичиков
проявляется как человек нового времени,
когда в России начинают зарождаться
буржуазные отношения, когда денежные
интересы становятся на первое место,
отодвигая другие человеческие интересы.


Поэма
Гоголя проникнута глубокими чувствами
автора. Гоголь верит в будущее своего
народа, в его силы. Это мы видим на примере
крестьян Коробочки, Собакевича. Гоголь
подчеркивает, что у таких людей - свой
исторический путь.


Все
лирические отступления выражают одну тему
- тему России, ее прошлого, настоящего и
будущего. В лирических отступлениях дана,
по сути, оценка всем явлениям общественной
жизни России, выражена авторская позиция.
Лирические отступления - это поэма в поэме.



Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение того времени (как правило, не более одного дня), которое проводит с ним Чичиков. Но Гоголь избирает такой способ изображения, основанный на сочетании типичных черт с индивидуальными особенностями, который позволяет составить представление не только об одном из персонажей, но и о целом слое российских помещиков, воплощенном в данном герое. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. В каждой главе Гоголь следует приблизительно одному и тому же плану: сначала идет описание усадьбы, затем - портрет, далее сведения о семье и знакомых, речевая характеристика, обед. Центральное место занимает сцена купли-продажи мертвых душ. Я воспользуюсь этим авторским планом, чтобы рассказать о визите Чичикова к Манилову - первому из помещиков, которого он посещает.

В соответствии с общим принципом характеристики, который использует Гоголь, глава о Манилове начинается с описания его усадьбы. Пейзаж выдержан в сероголубых тонах: «серенькие бревенчатые избы», сосновый лес «скучно-синеватого цвета», беседка с деревянными голубыми колоннами, даже день и то серый. Как пишет Гоголь, обыгрывая фамилию владельца имения, «деревня Манилова немногих могла заманить». Все настраивает нас на встречу с очень скучным - «серым» - человеком.

Практически сразу же вслед за описанием имения следует авторская характеристика помещика: ведь мы вместе с Чичиковым так мало времени проводим с каждым из помещиков, что составить полное представление о его индивидуальных особенностях, а тем более о том типе, который он представляет, очень трудно. В авторской характеристике Манилова он отнесен к особому типу людей, который определяется Гоголем с помощью фразеологизмов и поговорок: «Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора». Гоголь - великолепный мастер слова, для него важен каждый смысловой оттенок, подбираемый для создания образа. Так, слово «задор», характеризующее Манилова, появилось не сразу В черновых рукописях есть другие варианты: «страсть», «конек» и т.д. Но именно слово «задор» оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто «задирающий предмет».

Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика. «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами» - такое описание внешности Манилова может вызвать у читателя определенный круг ассоциаций, на что явно рассчитывает автор. Вспомним: «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные...» Это портрет пушкинской Ольги из «Евгения Онегина», девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов.

Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях. После восьми лет супружества они с женой все еще приносили друг другу «кусочек яблочка, или конфетку, или орешек» и говорили: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков - одно из важнейших средств, недаром Чичикова угощают у каждого из них. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: «Щи, но от чистого сердца».

Точно так же «подаются» и собственные дети: их у Манилова двое и оба они вполне заурядны. Но их отец постоянно восхищается их довольно скудными талантами, а имена «отчасти греческие» - Фемистоклюс и Алкид - явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя».

Это же проявляется и во всем остальном. Фактически, приятное обхождение Манилова с людьми - единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле, вот почему впечатление, которое он производит на читателя, постепенно меняется.

Он очень обходителен и вежлив, но оказывается, что это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку хозяин стремится перещеголять его в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек!», затем уже «ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Зато сам Манилов считает себя человеком культурным и образованным - именно так говорили о нем в полку, где он служил. И в деревне он старательно пытается поддержать такое впечатление о себе и своем доме. Но среди галереи гоголевских ге-роев-обывателей, людей заурядных и посредственных, всякие культурные интересы и запросы превращаются в пародию. Часто писатель показывает это с помощью приема «многозначительной детали». Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показаны через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель - и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник - а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года».

Чем же занят этот помещик? Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете «помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие - пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост», и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать».

Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, «милыми», «прелюбезны-ми» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Ведь жизнь в его восприятии - полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие -«маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, - лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам».

Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечта- тельность, с другой - приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос -черт его знает». В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» - спрашивает он, проявляя показной интерес к государственным делам.

Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о «мертвых душах» вспоминает о законе и интересах страны. Правда в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: «О! помилуйте, ничуть», - Манилов совершенно успокаивается и даже готов подарить Чичикову интересующий его «предмет».

Но одно сравнение в этой явно комической сцене вызывает отнюдь не веселые размышления. Гоголь сравнивает Манилов со слишком умным министром. И здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» - типичное свойство этого мира.

Таким образом, в лице Манилова мы видим пародию на просвещенного русского помещика, в сознании которого опошляются явления культуры и общечеловеческие ценности. Некоторая внешняя привлекательность его по сравнению с другими помещиками- лишь видимость, мираж. В душе он так же мертв, как и они. Недаром Гоголь, человек глубоко и искренне верующий, вкладывает в уста Манилова кощунственную фразу о том, что «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». «Очень не дрянь», - живо парирует Чичиков, нисколько не смущающийся тем, что собирается нажиться на смерти людей, человеческих бедах и страданиях.

Но что значит эта аморальная сделка в том мире, где существуют такие помещики, как Манилов, которые рады услужить любому негодяю с хорошими манерами, лишь бы не утерять свой внешний лоск, свой статус просвещенного и образованного человека! И если бы только в те далекие от нас времена были такие люди! К сожалению, они не редки и поныне, а слово «маниловщина» не выходит из оборота речи современного человека. Вот почему не стареет до сих пор книга, в которой писатель «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» решился «крепкою силою неумолимого резца» выставить «выпукло и ярко на всенародные очи» «пошлость пошлого человека».

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Подготовительные вопросы к сочинению:

Почему Чичикова можно назвать "рыцарем наживы"?

Как Гоголь изображает помещичью Русь?

Каковы чиновники в поэме?

Каким Гоголь рисует русский народ?

Ответы

Следуя за писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры. На первых страницах поэмы сам автор описывает его как-то неопределенно: "...не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок". Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другим персонажам – губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют Чичикова как "благонамеренного", "дельного", "ученого", "любезнейшего и обходительнейшего человека". Судя по этим характеристикам, перед нами олицетворение "идеала порядочного человека". Весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре повествования находится жульническая афера с куплей-продажей "мертвых душ". В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям, и по происхождению является им, но очень мало связан с барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не возвышается над ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем более, что он сменил немало государственных мест службы. Кроме того, многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском "высшем обществе" такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы противопоставлять его этому обществу.

Автор постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность к перевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел "бедного и одинокого" старика.

Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и хранить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направлены все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма.

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Писатель дает в своей поэме образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной "скопидомки" Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение – от лучшего к худшему.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах.

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену "копеечке". Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую "дубинноголовость" и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и "мертводушием", как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе "исторического человека". Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть – бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков – крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Описание усадьбы Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Автор иронично называет такой тип людей "хорошими и верными товарищами", а затем добавляет, что они "...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием – он сравнивает Собакевича со "средней величины медведем". Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом "фук". Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера – неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными" усами, украшающими его кабинет.

Ирония и сарказм в изображении Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.

Начиная с седьмой главы поэмы "Мертвые души" чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, о котором нечего вспомнить после смерти, кроме этих густых бровей, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие – это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" – это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, с помощью которых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой ум русского народа, молодецкая удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям. Запоминается образ Абакума Сырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девочки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что Петрушке было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким примером неразвитости, убожества духовного мира значительной части крепостного крестьянства.

Невежество, темнота, пьянство, забитость – это те черты русского народа, которые сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Завершается гоголевская поэма символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа – мертвой.