Идейное содержание комедии горе от ума. Идея комедии «Горе от ума

Идейный замысел комедия и её композиция.

Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в ответ на усиление правительственной реакции, стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основ его комедии; это придало ей социально-политический характер Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.

Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла - дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от Ума»

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил Ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма. Эта проблематика придала комедии острый политический характер, сделав её произведением, которое, ещё не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание «Горя от ума» ещё одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который принуждён жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того - преследуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества. Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.

Если домашнее задание на тему: » Замысел и проблемы комедии Горе от ума. – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ДРАМЫ ЧАЦКОГО В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека... А. С. Грибоедов В комедии «Горе от ума» отражен основной Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (5) И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» так писал Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (4) А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской,
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.

Александр Сергеевич Грибоедов -- создатель гениальной комедии «Горе от ума», разлетевшейся на сотни «крылатых» фраз и выражений, ставшей как бы сборником афоризмов. Автор первоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему обществе. Чацкий -- умный человек, пылкая и страстная натура, ища настоящего дела, но не находящая себе применения; ум что хочет служить «делу, а не лицам»...

Но в обществе, где он вынужден жить, ценится обратное - гордость, а вернее -- спесь, почитание лиц только богатых, и неважно, как достигалось благополучие.

Здесь все завидуют не уму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством -- главное: надо быть «у кормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить».

Какое-то «очень изощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами. Это продажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена, только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна. Когда же находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним и бескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова -- это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой -- целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Оттого и пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в наше время.

Чтобы глубже понять идейно-художественное содержание «Горя от ума», социально-политическую проблематику комедии, давайте вспомним характерные особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе.

С датировкой «Горя от ума» существуют определенные сложности, связанные, прежде всего, с тем, что автор не оставил точных указаний о начале работы над пьесой.

Исследователи называют и 1816, и 1818, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа была закончена:1824 год.

Грибоедову приснился «вещий сон», во сне произошел следующий диалог:

« Что же вам угодно? - Сами знаете. - Когда ж должно быть готово? - Через год непременно». Это событие явилось толчком к активной работе над комедией.

Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, с генерал-губернатором Петербурга Милорадовичем, с министром Ланским, с другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить ее на сцене у драматурга не удалось.

Не было культурной дворянской семьи, которая не имела бы списка или копии комедии «Горе от ума». Эта содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась и получила название «Жандровская рукопись».

Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову: дружески настроенный к нему Булгарин собрался издавать театральный альманах «Русская талия на 1825 год». В конце 1824 года альманах вышел в свет и в нем комедия «Горе от ума» (в неполном виде).

Следы правки сохранились в рукописи, которую Грибоедов, уезжая в 1828 году в Персию, подарил Булгарину. На ней есть надпись: «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 года»

При жизни Грибоедова пьеса была хорошо известна, но знали ее только в рукописных списках, так как опубликована полностью и поставлена в театре она не была. Текст комедии, который известен современному читателю и зрителю, составлен ученым - литературоведом Н.К. Пиксановым на основе глубокого изучения многочисленных авторских рукописей.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому эту проблему стоит рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, её тематике и образной системе.

Выше было довольно часто использовано слово «ум». Но поначалу не совсем ясно, что же вкладывается в это понятие автором и его героями, необходимо конкретизировать его в рамках действия комедии. И действительно, говоря о том, что Чацкий умён, мы вспоминаем глупого, с его точки зрения, Максима Петровича, дядю Фамусова, и слова племянника: «А? как, по-вашему? По-нашему - смышлён.» В связи с этим, опираясь на другие образы произведения (Молчалина, Софьи и других), можно сделать вывод, что Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости.

Итак, «Горе от ума», при всей сложности проблемы, даёт нам надежду на «просвещение в конце тоннеля», если можно так выразиться, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит чем-то мертвенно-бледным и отмирающим в своих попытках противостоять этому.

Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” -- это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества. Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение.

Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А.С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей.

В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с “веком минувшим”, его нормами, идеалами, жизненной позицией.

Изображая в комедии “Горе от ума” социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. “Горе от ума” -- это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

Комедия «Горе от ума» находится на пересечении различных художественных эстетик. Классицистические тенденции объединяются в ней с элементами романтизма и реализма. Подобный синтез художественных моделей обнаруживается и в западноевропейской драматургии. Самобытность художественного опыта Грибоедова заключается уже в специфике конфликта произведения, в разработке образов, в семантике названия.

Сама партитура поведения персонажа иллюстрировала идеи декабристов, которые считали, что необходимо высказывать передовые взгляды везде: и на балу, и в дворянском собрании. Общественный характер, публичность монологов героя, ниспровергательный пафос его социальной позиции вычитывались из образа несогласия, заключенного в фамилию: Чацкий - чадящий, выражающий крамольные идеи.

Тезис-тема, вынесенный в название, распространим на всех персонажей, и иллюстрируется бытийными формами их самореализации. Категория ума, столь популярная в литературе XVIII века, переосмысливается Грибоедовым в контексте изменившихся этико-эстетических приоритетов и актуальной для начала XIX века проблематики. В комедии противопоставляются два типа «разумного» поведения: первый носит сугубо охранительный характер; второй предполагает разрушение архаических догм.

Формально автор решает конфликтную ситуацию в пользу фамусовского общества, но философская правота идеологической позиции принадлежит Чацкому. Подобная развязка демонстрирует торжество персонифицированной идеи над миром, подчиненным диктату устаревшей морали.

Реалистический характер комедии заключается в создании особого художественного мира, в котором каждый герой переживает свое «горе от ума». Фамусов изображен знатным барином, к которому съезжается вся Москва, но в финале пьесы он боится стать всеобщим посмешищем и второе значение его фамилии (от латинского fama - «молва») раскрывается в реплике персонажа: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Характер Софьи задан в соответствии с образами положительных героинь предшествующей литературы, но в комедии ее мудрость распространяется на идеализацию неродовитого возлюбленного и стремление соответствовать тем романтическим идеалам, которые она постигла из французских книг.

Сюжет комедии отображает жизнь в доме Фамусова. Каждый гость представляет определенный тип поведения, возводимого автором на уровень социокультурного обобщения. Репетилов воплощает идею профанации высоких идеалов.

Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра. «Горе от ума» можно отнести к типу любовно-бытовой комедии, но драматический пафос, пронизывающий конфликт, не позволяет ограничить жанровую природу произведения указанием на переживания главного героя и непонимание его окружающим обществом. Наличие двух интриг разрушает привычную классицистическую структуру, известную по комедиям Мольера, вводит в произведение Грибоедова параллельные сюжетные линии. Композиционные элементы драматического конфликта - любовно-бытового и социально-политического - совпадают в завязке и развязке. Кульминацией общественно-политической интриги становится монолог Чацкого, в котором герой обрушивается с инвективами в адрес подобострастного отношения фамусовского общества ко всему иноземному.

В чем же идейное и стилевое своеобразие комедии? Обратимся, прежде всего, к конфликту. На фоне традиционных классических драм, водевилей, колких комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной.

Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира -- всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. При желании в комедии можно найти фарсовые элементы, которые, в общем-то, не являлись в те времена новшеством. Например, реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова. В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения.

Недоверие к жизни мстит за себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкого к катастрофе и разочарованию в жизни.

Таким образом, мы можем назвать произведение Грибоедова философской драмой, главным конфликтом которой является конфликт между живой жизнью и нашими отвлеченными понятиями о ней.

Рассматривая жанровое своеобразие пьесы, нельзя не обратиться к ее стилевым особенностям. В новаторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Грибоедов вырабатывал особую, новую поэтику. “Я как живу, так и пишу, свободно и свободно”, -- говорит Грибоедов в письме к Катенину.

Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело.

Почти звукоподражательное изображение речи светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого -- все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Вспомним лишь некоторые из них: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «умный человек не может быть не плутом», «нынче любят бессловесных», «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета» и многие - многие другие.

Полторы сотни лет истолковывается критикой «бессмертная комедия» Александра Сергеевича Грибоедова. Казалось бы, еще в XIX веке о «Горе о ума» было сказано все. Образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на любой вкус. О «Горе от ума» высказался весь цвет русской литературы и критики всех направлений - от Белинского до Аполлона Григорьева, от Пушкина до Достоевского. Диапазон оценок был столь широк, что Чацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом, то чистым западником, то славянофилом.

Блок назвал «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, неразгаданным до конца, символическим в истинном смысле этого слова…» Такая оценка художника, чей масштаб и чье влияние на русскую культуру XX века огромны и чьи ссылки на комедию в собственном творчестве столь откровенны, дает право и обязывает еще и еще раз внимательно вчитаться в знакомый текст «Горя от ума» - этот ключ к истолкованию смысла многих последующих литературных произведений - и искать в этом тексте новые ответы на больные вопросы русской истории.

Идейный смысл комедии «Горе от ума» состоит в изображении столкновения двух общественно-политических лагерей. Конфликт пьесы раскрывает типические черты, социально-историческую сущность, силу и слабость дворянского освободительного движения.
Драма Чацкого была отражением еще более широкого общеевропейского явления. Он терпит горе от своего ума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Он был подлинным представителем века Просвещения н причины уродливости жизни видел и неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, раскрыв идеалистический характер просветительского, осложненного романтическими мечтаниями понимания действительности. Таким образом, в общественной драме Чацкого отражалась слабость дворянского освободительного движения. Вместе с тем Грибоедов в определенной степени запечатлел важный исторический момент в духовном развитии народов Европы — кризис рационалистической философии эпохи Просвещения.

Пафос комедии оптимистичен. Горе от ума испытывает не только Чацкий. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное н беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей, Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.

В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно комедии А. С. Грибоедова, в короткий срок снискали бы столь громкую всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали соци-ально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведе-ние зарождавшейся в России новой литерату-ры, которая ставила своей главной задачей раз-работку «собственных богатств» (то есть мате-риала национальной истории и современной русской жизни) и собственными, оригинальны-ми, не заемными средствами. Сюжетную осно-ву «Горя от ума» составил драматический кон-фликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображен-ный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодер-жавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повсед-невно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы форми-рования и подъема общественно-политичес-кого и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба ново-го — нарождающегося и развивающегося — со старым — отжившим и тормозящим движение вперед — острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозавет-ных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко изве-стном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предель-ной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу комедии: «...в моей комедии 25 глуп-цов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как плано-мерно и неудержимо, все более и более обо-стряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит ха-рактер политического доноса, — Чацкого объ-являют во всеуслышанье смутьяном, карбона-рием, человеком, покушающимся на «закон-ный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти рас-пространяет гнусную сплетню о безумии Чац-кого. Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» Слегка пе-ребирает странности прежних знакомых, но что же делать, коли нет в них благородной черты! Его насмешки до поры не язвительны,

но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! Горд и пол!» Не терпит подлости: «Ах! Бо-же мой, он карбонарий». Кто-то со злости вы-думал, что он сумасшедший. Голос общего не-доброхотства и до него доходит, притом и не-любовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совер-шенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном мос-ковском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В нем дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул сте-ны фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — со всеми противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматиче-ской картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившего-ся в жизни, — тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

Отсюда — необыкновенное богатство идей-ного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов кос-нулся в «Горе от ума» множества серьезней-ших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом кре-постничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культу-ры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании чело-века, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и граждан-ской чести, о силе человеческого разума и познания о задачах, путях и средствах про-свещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимо-го негодования, что комедия не могла не про-извести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Здесь, в этом обществе, процветают «знат-ные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие стару-хи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвеще-нию, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добы-вали богатства и почести, «разливались в пиpax и в мотовстве», а ученье считали «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жес-токого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» — «века покорности и стра-ха». «Мораль» их была основана на пресмыка-тельстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных фео-дальных времен — такой, как дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней из-вестных» благодаря своему бесстыдному ра-болепству и шутовству при дворе.

Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов, воинствующий мракобес, хан-жа и деспот, грозящий своим рабам сибир-ской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюб-ленного и невежественного «героя» плац-парадных учений, шагистики и палочной мушт-ры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие мане-вров и мазурки», гоняющийся за чинами, ор-денами и богатой невестой, воплощает в се-бе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в рус-ской армии и вызывало ненависть всего пе-редового офицерства, хранившего суворов-ские и кутузовские традиции (в черновой ре-дакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я — школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами наделены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная бары-ня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий — светский шулер, мошен-ник и доносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайлович Горич — в про-шлом приятель Чацкого, человек опустив-шийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице - Грибоедов создал исключительно вырази-тельный обобщенный образ подлеца и цини-ка, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакей-ская «философия жизни» этого чинуши и под-халима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании: Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворян-ской, барской Москвы, созданная Грибоедо-вым, включает, в себя и тех, кто в комедии непо-средственно не действует, но только упомина-ется в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черно-мазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много дру-гих — вплоть до княгини Марьи Алексввны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знамена-тельно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», и это составляет одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, разверну-тая в «Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключитель-ным в литературе начала XIX столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следова-ли условным и абстрактным критериям, узако-ненным его эстетикой, и осмеивали, как пра-вило, какой-либо один, отдельно взятый соци-альный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-поли-тических идей декабризма широкий круг со-вершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской кри-тики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современни-ками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспи-тания в «пансионах, школах, лицеях», и деба-ты о парламентском строе и реформе судо-производства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполе-оновских войн, нашедшие отражение в моно-логах Чацкого и в репликах гостей Фамусо-ва, — все это имело самое насущное значе-ние, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию. Богатство и конкретность со-циального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 — начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точ-ности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем ана-лизе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи кри-тик совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисо-вать такую достоверную и точную историчес-кую картину, ему «надо быть не только внима-тельным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружа-ющей... пестроты лиц, мыслей, слов, радос-тей, огорчений, глупостей и подлостей вы-брать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных яв-лений, что втискивает в свои рамки и видоиз-меняет своим влиянием все остальные отрас-ли частной и общественной жизни. Такую гро-мадную задачу действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов».

Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия Грибоедова "Горе от ума" сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружала их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Блестящий ум автора, воплощенный в Александре Андреевиче Чацком, главном герое комедий, беспощаден к тупым и зажиревшим обывателям московского "света", погрязшим в ленивой праздности и ностальгии "по временам очаковским и покоренья Крыма". Но в глухо затворенные двери особняков, где "предрассудки стары",властностучится "век нынешний", несущий передовые идеи свободолюбия, просвещения, гуманизма. Его представителем и является Чацкий, впервые в нашей литературе бросивший вызов обществу крепостников и консерваторов. Итак, с одной стороны, личность, настроенная демократически, "души высокие порывы" посвящающая Отчизне, своему народу, который в "рабстве тощем" дошел до предела, а с другой - "барство дикое".

Действие грибоедовской пьесы развивается стремительно. Избрав для сюжета.классический "любовный треугольник" и сохранив традиционную форму комедии (действие происходит в одном месте - особняке Фамусова в течение одного дня. причем круг действующих лиц постоянен). Грибоедов сразу дает нам понять: личная интрига уступает место конфликту иного рода - социальному. Тем не менее "тайна" Софьи открывается Чацкому лишь в финале, вплоть до которого он все еще на что-то надеется. Как знать, не будь этой надежды, вступил бы он в столкновение с Фамусовым. Скалозубом и им подобными,. высказал бы то, что он о них думает?.. Но он сделал это. Его монологи, правда, пока еще предупреждения, это еще только слова, но зато какие слова!

Конфликт развивается тем интереснее, что чисто внешний на первый взгляд пустяк (реплика раздраженной Софьи - типичная реакция избалованного существа) сразу подхватывается окружающими и раздувается до социальных размеров. Сумасшествие Чацкого удобно, выгодно обществу, ибо дает его представителям какой-то шанс на свое оправдание. "Мечтатели опасные" вроде Чацкого слишком уж бесцеремонно срывают маски лицемерного благополучия. И вот Фамусов уже не. почтенный чиновник и любящий отец, не радушный и хлебосольный хозяин, а безжалостный крепостник, враг просвещения. Обладатель блестящего полковничьего мундира Скалозуб - тупой солдафон, "острослов" Репетилов - пустой болтун, а всем и всегда нужный Загорецкий - наглый мошенник. А вокруг них - толпы призраков наподобие графини-бабушки и князей Тугоуховских...

Чацкий - единственное живое лицо в комедии, по меткому замечанию И. А. Гончарова. Согласимся: далеко не каждый современник автора и его героя смог бы стать прототипом Чацкого, прямо вступив в бой со своими идейными и духовными противниками. Понятно, что Грибоедов идеализирует своего героя, чьи искренние монологи несколько длинноваты, а их остроумие скорее пугает, чем убеждает слушателей, собравшихся у Фамусова. Но ведь слова Чацкого прозвучали в нашей литературе фактически впервые! И не просто смело, горячо, а умно, глубоко, тонко проанализировал герой общество, вынеся ему справедливый приговор:

Не эти ли. грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, родстве,

Великолепные сооруди палаты.

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты...

Чем же завершается конфликт передовой личности с фамусовским обществом? Помните? "Сюда я больше не ездок..." Неужели это--- признание поражения? Нет. отнюдь! Прав Гончаров, утверждавший: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, удар качеством новой..." Спустя полвека после создания комедии Грибоедова, когда Чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова эти прозвучали более чем убедительно. Ведь возвращались победителями "России верные сыны"...

Во все времена были, есть и. вероятно, будут свои Грибоедовы, Чацкие. Вазир-Мухтары, которые, прежде всего благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в своем отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, "естественный" ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Правда, совсем еще недавняя история нашей страны до конфликта деда не доводила: благо, рудников стало поболее, чем при Николае I. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем пути вперед - "за честь отчизны, за убежденья, за любовь".

А что бы мы делали без них?.. Ответ очевиден. Ведь пророки всегда поэты. А поэты, если вспомнить Иосифа Бродского, "всегда возвращаются"...