Грант Вуд «Американская готика. История одного шедевра: «Американская готика» Вуда Все дело в деталях

Художник: Грант Деволсон Вуд

Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

История создания

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

Грант Вуд «Американская готика»

Художник: Грант Деволсон Вуд
Название картины: «Американская готика»
Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

История создания

В 1930 году в городе Элдон (англ. Eldon) штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить.

Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby), зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз (Cedar Rapids) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция.

Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

«Американская готика» - картина американского художника Гранта Вуда(1891-1942гг), известного в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада.Картина создана в 1930 году. Она стала одной из самых узнаваемых и известных картин в американском искусстве XX века.
По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие.
Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери - плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в уже вышедший из моды передник.

По воспоминаниям сестры художника, она по его просьбе нашила характерную окантовку на передник, споров её со старой одежды матери. Передник с такой же окантовкой встречается на другой картине Вуда - «Женщина с растениями» - портрете матери художника
Швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.
Пуританская сдержанность персонажей во многом соответствуют реализму, характерному для европейского течения 1920-х годов «Новая вещественность» , с которым Вуд познакомился во время поездки в Мюнхен.

В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса.

Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. «Американская готика» являлась частью нараставшей в то время тенденции критического изображения сельской Америки, нашедшей отражение также в книгах «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона, «Главная улица» Синклера Льюиса и др. С другой стороны, Вуда обвиняли и в идеализации антипатии к цивилизации и отрицании прогресса, урбанизации.

Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.
"Все мои картины изначально возникают как абстракции. Когда в моей голове возникает подходящая конструкция, я осторожно приступаю к приданию задуманной модели сходства с природой. Однако я так боюсь фотографичности, что, видимо, останавливаюсь слишком рано»Г.ВУД.

Вуд - один из ведущих представителей движения в американской живописи под названием "регионализм". Художники-регионалисты стремились создать подлинно американское искусство в противовес европейским авангардистским течениям, продвигая идею национальной независимости и самобытности культуры Америки.

Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/1914271

Рецензии

Картина очень и очень двусмысленная, и то, что американцы её вполне искренне любят - проявление этого. На первый взгляд это карикатура ("идиотические" лица пары итп.). Но: карикатура на кого? На фермеров? Но ведь фермерский класс - костяк, стержень американского общества. Над фермером американцы смеяться не будут. Накануне Гражданской войны плантаторы-рабовладельцы Юга гордились тем, что они умеют сами пахать и делать остальные полевые работы.

Наверное поэтому она и стала символом американцев.Возможно для нас это и не совсем понятно.Но в каждой страны есть своя история и свои приоритеты.Она стала в своё время отражением непобедимого духа американцев.Иногда картину критикуют,а потом она становится популярной.

Кино действительно важно, поскольку наглядно показывает менталитет страны, снявшей его. Кино — это огромный чемодан, в который то или иное государство запихивает свои взгляды, ценности, культурные наследия, свои идеалы, страхи, философию, теорию и практику и много чего другого, и отправляет этот чемодан по разным странам, чтобы другие заглянули в него и что-то поняли об отправителе. Вот если подойти с этой точки зрения к фильму «Американская готика». А фильм сам подзывает подойти к нему именно с такой точки зрения, поскольку в самом названии вынесено имя отправителя. Так вот, менталитет страны раскрывается полноценно. И в сравнении с нашим менталитетом, русским, сибирским, возникает чувства противоречия и, к сожалению, непринятия.

Шесть человек, шесть молодых людей прибывают на остров, пятеро из которых отыскивают дом и заходят в него. Не проходит и пяти минут, как ребята включают граммофон, влазят в чужой шкаф, достают одежду, напяливают на себя и в этом виде танцуют. Когда появляются хозяева, красной линией разговора людей становится — если хотите мы можем заплатить за причинённые неудобства. Вот он первый пунктик. «Мы американцы. Мы можем вести себя так, как захотим. От любых моральных раскаяний нас уберегают деньги и деньгами мы решаем все проблемы. Мы можем бедокурить сколько угодно и где угодно, потому что мы, американцы, хозяева везде».

Пожилая пара принимает у себя гостей и кормит их. Представьте, когда нужно приготовить еды не на двух человек, а на семерых. То есть хозяйка должна сготовить очень много еды, чтобы прокормить всех. Чем благодарят гости? Одна деваха, не спросясь разрешения, не сомневаясь в резонности и правильности своего поступка, достаёт сигарету и закуривает. Прямо за обеденным столом на кухне, где сидят хозяева, где стоит еда. Это нормально? Но она же американка. Она будет курить там, где она этого захочет. Когда хозяин делает ей замечание, она с недовольным видом уходит. Американцам нельзя делать замечания, они этого не терпят. Они слишком важны, чтобы им делать замечания. Да, деваха уходит, но спустя некоторое время она бросает окурок во дворе. В чистом дворе, за которым так следят хозяева, деваха смело бросает бычок. Потому что её обидели и она будет мелко пакостить, потому что она американка.

Идём дальше. Все поели, все сытые. Что делают молодые люди, когда их любезно накормили? Правильно, идут по своим делам. Всё-таки мы, русские, у нас где-то сохранилась ещё мораль, правило поведения в гостях. Особенно, если у нас сломался транспорт и люди нас накормили и приняли к себе. Никто не поинтересовался, не нужно ли помочь помыть посуду, может оказать помощь по дому. Пять здоровых парней и девок после еды идут гулять, сидеть в беседке, курить. И никто не предложил помощь хозяевам. Хозяевам немолодым. Хозяевам, на плечах которых огромный дом, где они делают всё своими руками, потому что нет электричества. Когда Джефф встречает хозяина, который что-то пилит, Джефф не сказал «может вам помочь?», нет, он спокойно поговорил с дедушкой и ушёл. Здоровый парень, которого накормили и приютили. Это у них менталитет такой? Для американцев это нормально? Я просто понять этого не могу. Причём нам ведь не показывают гопников. Нет, все люди взрослые, хорошо одетые, судя по всему, образованные. Получается, что та или иная национальность может легко заменить необразованность, плохое воспитание другой национальности? Представляю себя на их месте. Неужели после такого гостеприимства и помощи, я не предложу свою помощь. Неужели русские люди повели бы себя так же? Да у нас в России Кавказ, Бурятия, Азиатские республики, где законы гостеприимства и законы этикета чуть ли не на первых позициях. У нас в генах ходить друг другу в гости и принимать гостей. И вот такого свинства, которое продемонстрировали американцы, я понять не в силах.

Именно поэтому с первых минут я хотел, чтобы всю эту молодёжь покоцали. Я не знал, что или кто их будет коцать. Жанр фильма — ужасы и триллер, но раз в таком жанре шесть человек куда-то едут, по закону коцать будут именно их.

И всё было бы отлично, если бы их покоцали и после этого пошли титры, но авторы явно перебредили в последние минут 20 фильма. Закрутили новый сюжет, абсолютно убогий, глупый и наивный. Этот виток событий я еле-еле дотерпел до конца.

Фильм не оставил равнодушным. Фильм показал натуру среднестатистических молодых американских парня и девушки. Но шедевром назвать этот фильм явно не получится. Концовка убога.

Эта картина в России мало кому известна, однако во всем мире ее принято считать классикой американского художественного искусства.

Автором картины является Грант Вуд. Художник родился и вырос в штате Айова, где потом преподавал живопись и рисование. Все его работы выполнены с невероятной точностью до мельчайших деталей. Но самая известная его картина «Американская готика» стала поистине национальной достопримечательностью.

История картины началась в 1930 году с того, что автор случайно увидел домик в неоготическом стиле в маленьком городке штате Айова. Позже он изобразил семью, которая по его мнению могла жить в этом доме. Примечательно, что изображенные герои никакого отношения ни к этому дому, ни к друг другу не имеют. Женщина — сестра художника. Мужчина — его дантист. Портреты с них Вуд писал отдельно.
Почему готика? Обратите внимание на чердачное окно. В те времена, среди сельских плотников было популярно вплетать разные готические мотивы при строительстве жилых домов.


Пожалуй, это самое растиражированное изображение, только ленивый не придумал пародию на эту картину. Однако, в свое время картина воспринималась иначе. После опубликования репродукции этой картины в одной из местных газет на редакцию посыпались гневные письма. Жителям Айовы не понравилось как их изобразил художник. Они обвинили его в насмешке над сельским населением. Несмотря на все нападки, популярность картины стремительно росла. А в годы Великой депрессии эта картина стала фактически выражением национального духа.

В Чикаго поставили памятник картине. Предприимчивые авторы скульптур выпустили героев в большой город, прихватив с собой чемодан.

Картина сделала популярным маленький городок Алдан в штате Айова с населением почти 1000 человек. Дом и сейчас стоит на том же месте, привлекая туристов со всего света.

Пародии на картину «Американская готика».

История

Грант Деволсон Вуд

Американский художник. Изображал сельскую жизнь американского Среднего Запада. Его картина «Американская готика» (1930 год) - одно из наиболее узнаваемых и пародируемых произведений США ХХ века. Хранится в Чикагском институте искусств, где впервые была выставлена и где учился ее автор.

Пыльные боковые дороги. Редкие деревья. Дома - белые, низкие, далеко стоящие друг от друга. Неприбранные участки. Заросшее поле. Американский флаг. Так выглядит Элдон, штат Айова - город в тысячу человек, где в 1930 году никому еще не известный Грант Вуд, приехав на мелкую провинциальную выставку, приметил в отдалении самый обычный сельский дом с неуместным остроконечным готическим окном на втором этаже.

Этот дом и это окно - единственная константа в набросках к картине, задачей которой было изобразить максимально стереотипных жителей американского Среднего Запада.

Никто не знает, зачем первоначальные владельцы дома решили сделать верхнее окно в стиле церковной архитектуры. Возможно, чтобы вносить через него высокую мебель. Но причина могла быть и сугубо декоративной: «плотницкая готика», как называют провинциальный архитектурный стиль в США второй половины XIX века, имела склонность к простым деревянным домам с парой дешевых бессмысленных украшений. И это именно то, как выглядит большая часть Штатов за городской чертой, куда бы вы ни поехали.

Трактовка

Сама картина незамысловата. Две фигуры - пожилой фермер, сжимающий вилы, и его дочь, старая дева в пуританском платье, доставшемся, по-видимому, от матери. На заднем плане - известный дом и окно. Шторы задернуты - возможно, в честь траура, хотя на тот момент этой традиции уже не было. Символизм вил не выяснен, но Вуд определенно подчеркивает его в линиях швов фермерского комбинезона (к тому же вилы - это перевернутое окно).

Цветы, которых не было в первоначальных эскизах - герань и сансевиерия - традиционно обозначают меланхолию и глупость. Они появляются и в других картинах Вуда.

Все это плюс прямая фронтальная композиция отсылает одновременно и к нарочито плоскому средневековому портрету, и к манере фотографов начала века снимать людей на фоне их домов - примерно с теми же стоическими лицами и немного непрямым взглядом.

Реакция

В начале 30-х картина воспринималась как пародия на население Среднего Запада. В годы Великой депрессии стала иконой аутентичного духа американских первопроходцев. В 60-е снова стала пародией и продолжает ей быть по сей день. Но пародия - это жанр, изолированный во времени: он цепляется за актуальное и забывается вместе с ним. Почему же картину все еще продолжают вспоминать?

У Штатов сложные взаимоотношения с историей. В крупных метрополиях в исторической памяти существует, как правило, только несколько крупных событий относительно недавнего времени - так, например, в Нью-Йорке это будут прибытие иммигрантов на Ellis Island и 9/11. Даже Гудзона не вспоминают. На фронтире, напротив, история везде - индейские племена, война за независимость, гражданская, этнические колонии, первые гужевые дороги, беглые миссионеры - и это единственные места, действительно насыщенные (пусть и короткой) историей.

В серой области между фронтиром и метрополией нет ни истории, ни культуры. Это второстепенные города, единственная функция которых состоит в том, чтобы быть населенными. Именно таким является и Элдон, штат Айова, - и именно поэтому Вуд изначально там оказался. Выставка, на которую приехал художник, ставила себе целью нести искусство в самые что ни на есть народные массы, и город выбран был соответствующий - пустой, скучный, в стороне от всего, с одной улицей и одной церковью.

И вот тут нужно вспомнить, что же такое готика.

Готика

Готика возникла в XII веке из желания одного аббата отреставрировать дорогую его сердцу старую церковь - в частности, наполнить ее дневным светом - и быстро покорила сердца архитекторов, позволяя строить выше, уже и при этом расходовать меньше камня.

С приходом Возрождения готический стиль ушел в тень аж до XIX века, где обрел второе дыхание на подъеме интереса к Средневековью и в пику промышленной революции. Именно тогда мир успешно изобретал новые современные проблемы, последствия которых не решены до сих пор, и взгляд в прошлое пытался найти какую-то альтернативу - дав нам не только неоготику, но также прерафаэлитов, интерес к оккультным практикам и - пуританский консерватизм.

Готика ведь не в камне. Готика - это мировидение.

В каноне позднего Средневековья она давала нужный повод для вдохновения. Ее мир был все еще не о человеке и не принадлежал человеку, но он все-таки был красив. И все эти витражи, колонны и арки тоже отдавали пусть холодной, пусть нечеловеческой, но все-таки красотой.

Так вот, пуританская мораль и плотницкий стиль как пророк ее - это фактически умаленная готика. Это взгляд на человека в линзе двойного предопределения, когда вопрос его спасения решен изначально, а определить это со стороны можно только по тому, застегивает ли он на себе самую верхнюю пуговицу.

Просто в Старом Свете у него, кроме этой пуговицы, все же была культура. А в Новом не было ничего, кроме картофеля и индейских могил. Только и остается что сделать у себя на втором этаже красивое готическое окно как единственный признак преемственности этой культуры, теперь редуцированной до пары крашеных брусьев, поставленных под прямым углом.

Пуританская мораль и плотницкий стиль - это фактически умаленная готика.