Казачьи обряды и обычаи. Конспект ООД для подготовительной группы: Традиции и быт Донского казачества

Меня всегда интересовала история казачества, хотелось как можно больше узнать не только историческое прошлое нашего Забайкальского казачества, но и о жизни и быте казаков на Дону, на Днепре, на Урале.

Слава тебе, Господи, что мы - казаки!

Казачья молитва

Я начал собирать материалы не о военных походах казаков, а об их жизни внутри общины: какие у них порядки, правила, какой веры поддерживаются. Меня так же интересовало, как слаживались отношения между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. Сравнивая жизнь и быт донских и забайкальских казаков, я сделал вывод, что особых различий между ними нет, разве что в проведении каких-либо обрядов.

Главное отличие - цвет лампас. У донских казаков он - красный, а у забайкальских - желтый.

Слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».

Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было ответственно и необходимо по географическому положению Древней Руси, «по открытости ее границ» - писал историк С. М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «На всех границах долженствовали и действительно были казаками, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имел характер воина, готового всегда отражать, сторожить врага».

Казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее стоял Круг, т. е. собрание всех казаков. Кругу принадлежала высшая судебная власть. Круг выбирал войскового старшину атамана, его помощника есаула подьячего (писаря). Атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. К атаману предъявлялись высокие требования: храбрость и смелость в бою, грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела. Атаман должен заботиться о казаках, понимать их.

Вооружены казаки были саблями, пиками, карабинами, пистолетами и мушкетами. Все войско делилось на пешее и конное, каждое из которых состояло из трех бригадных округов. Бригадный округ разделялся в пешем войске на 4 батальона, а в конном - на 2 сотенных округа. В низшем звене в конном войске было 36 сотенных, а в пешем 12 батальонных управления.

Русские и монгольские караулы имели личные контакты, периодически общались. На каждом карауле, русском и монгольском, имелось по половинке одной доски, размером 2,5×1 вершок, окрашенная в черный цвет, и имевшая запись на маньчжурском или монгольском языках. Один раз в год в первой половине июня, двое казаков отправлялись в ближайший монгольский караул, где и предъявляли свою половину доски. Если обе половинки сходились в месте излома, то это служило доказательством, что между государствами ничего не случилось. И эти два казака те, за кого себя выдают. Сложными дочечками сначала прикасались ко лбу, потом к левому плечу, произнося слова «саган-хан отанобей» («О, храни нас, белый царь»). После этого казаки три дня гостили у монгол. На третий день, взяв с собой дощечку, которая хранилась у монголов, казаки уезжали. А монголы в сентябре делали также как и русские казаки.

Вообще казаки жили обычно военными поселениями, занимались земледелием, различными промыслами, скотоводством, но имели военное правление.

Тяжким бременем на казака ложилась действительная служба. Осенью уходили на полевую службу половина казаков. В течение зимы казаки учили уставы, наставления, занимались боевой подготовкой. А весной уходили для несения службы в караулах по русско-китайской границе. В любую погоду казаки выполняли свои обязанности в дозорах и секретах, на берегах пограничных рек, на вершины сопок, в распадах и ущелья. Не редко они гибли в перестрелках. Сутки дежурили, а двое находили в казарме, где продолжали военные занятия. К весне следующего года казаки возвращались домой на двухгодичную льготу. Те, кому исполнялось 40 лет, переводились в разряд внутренней службы, а кому - 60 лет и более, уходили в отставку. Казаки платили подушную подать вполовину меньше, чем крестьяне, а другие подати вообще не платили. Они были более защищены законом, как вооруженные защитники своего Отечества. Казак ощущал на себе меньше гнета и бесправия, чем тот же крестьянин. В полки зачислялись добровольцы, имеющие лошадей, и те, за кем числился недоимок по ясачному сбору.

Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке, на Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км полоса степи, тянувшаяся от южных островов Уральского хребта и Северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на Севере от этой полосы находилась линия Украинских городов-крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу.

Ко времени образования казачьих поселений XV-XIII века эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого поля».

Казаки владели занятой ими землей на праве владения - захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями и российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами. Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость всегдашней готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого поселения казаков носили характер укрепленного военного стана - обносились рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, охоту или пасти скот и лошадей, вооруженными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием. История казачьих войн знает случай, когда женщины в отсутствии мужчин, находившихся в походе, защищали станицу от нападения неприятелей.

Жизнь, полная опасностей, выработала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью, выработала в них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выдвигались и выбирали люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким-либо иным казаки не знали.

Удаленные на сотни тысяч километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте.

Это была власть выборная - «Войсковой атаман», ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков «Войскового круга».

Атаману были подчинены все окруженные силы, как и выборные, так и исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом, создавалась «Войсковое право», которое регулировало все стороны казачьей жизни.

Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но и был для них учителем.

Казаки выбирали священников из священников, которых было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессии и др. Расстриженный или самозванец, нерукоположенный священник служить у казаков не мог и судьей.

Казаки были глубоко преданы своей христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старообрядцах, которых в среде казаков было много. В Кубанском войске были казаки- горцы - магометане, а в Донском была крупная группа казаков-калмыков - буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь, и этот благочестивый обычай сохранился до позднего времени, когда казаки той или иной станицы возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.

Создавая самостоятельно свои порядки, свое управление, свой казачий «присуд», свое войсковое право, казаки, однако сохраняли тесную связь с Россией, связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Московский царь, впоследствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

Во внутреннюю жизнь казачьих земель центральное правительство совершенно не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов к казакам с милостивыми словами и подарками для войска.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше ста человек), называемое «зимовой станицей», которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование.

Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов (свинца, пороха, ядерных пушек), хлеба и сукна.

Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства, с чем центральное правительство постоянно вело борьбу. Казачьи права, казачьи вольности были в то время (XVII- XVIII в.) идеалом для русского народа, но противоречили системе государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. Одним из краеугольных принципов казачьего права было основание «С Дону выхода нет», по которому всякие преступившие границу земли Войска Донского превращался в вольного человека.

При Петре I казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 г. были переданы из Министерства иностранных дел в Военное Министерство. Исконное право казаков, избирать себе атамана на Круге, было уничтожено и Войсковые атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского государства, сохранив, однако во внутреннем управлении, в пользовании хозяйственными благами (земля, недра, вода) значительную долю автономии.

Казаки сохранили личную свободу от податей (подушной и земляной), но зато несли поголовную воинскую повинность, отправляя за свой счет, т.е приобретая на свои деньги не только белье, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие и лошадь с седлом: только винтовку получал от казны. Этот закон оставался в силе до революции 1917 года. Благодаря такой системе формирование казачьих полков и батарей обходилось правительству необычайно дешево. Причем оно могло постоянно располагать первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, высоко дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от прекрасного людского характера, с детства, приученного к военным упражнениям, к военному строю, к военной службе, так и офицерского командного состава, составляющего исключительно также из казаков.

Казаками командовали казаки. И офицер, и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и дети. Один, получая образование становился офицером, командиром по профессии, образование же другого составляла местная школа и отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и что можно от него достигнуть. В свою очередь казаки верили, что он не поведет их вслепую, не даст не посильной задачи. Не пошлет их на убой.

Только при таких условиях создается гармоничное единство военной части, которое не делает его непобедимой силой, ибо побеждает дух, а не грубая сила.

Чтобы получить правильное представление о казаках, надо также обратить внимание на то, что казаки были не только военными, но большое количество казачьей молодежи, начиная со второй половины XIX века, шло в высшие учебные заведения, университеты и политехникумы. Для получения высшего образования общегосударственное правительство предоставляло льготы по отбыванию воинских повинностей, а войсковая власть давала стипендии.

Как и везде, в высшую школу шли наиболее одаренные и талантливые люди. В большинстве, по окончании образования, возвращались в свои родные места, и их работа значительно содействовала культурному и хозяйственному подъему уровня местной жизни. Россия знает и помнит не только имена казаков-полководцев, генералов, но и имена ученых, академиков, писателей, поэтов и художников.

Право на вступление в казачье общество (Круг, объединение, землячество) имел любой православный, казак по отцу или матери, а главное осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходках, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом или совершеннолетним братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения с 8-летнего).

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению круга за заслуги перед казачеством, может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собой полное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется таким уважением и почитанием, что в наделении обязанностей и правами мужчин не нуждается. Разговаривая с женщиной на Кругу или Сходке, казак обязан был стоять при разговоре с женщиной преклонных лет, сняв шапку. Казак не имел права вмешиваться в женские дела. Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищая ее, отстаивая ее честь и достоинство - этим он обеспечивал будущее своего народа.

Интересы женщины-казачки представлял ее отец, крестник, ее муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользовалась личной защитой атамана, членов Атаманского Правления и Совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из станичников, хуторян или Совета стариков, в иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

Казачка имела право обращаться непосредственно к атаману с просьбой, жалобами и предложениями или входить на Круг через Совет стариков.

Казак мог принимать участие во всех делах своего общества, где пользовался всеми правами. Основанием для вступления в любое казачье общество служило личное заявление вступающего с последующим поручительством стариков от члена Атаманского Правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства обязательно благословение священника. Прием производится простым большинством голосов на Кругу.

Вступивший в казачье войско обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку - матерью. Равно и как пожилые люди, относиться к тем, что моложе, как к детям своим. Каждую казачку - сестрою своею, честь и достоинство нужно нести выше собственной голо вы, каждого казака - братом, каждого ребенка оберегать и любить, как своего собственного.

Оскорбление одного казака - есть оскорбление всех. В случаях обиды или нужды, казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы о помощи.

Казачество всегда использовало принципы полной свободы совести. Личным делом каждого являлась его партийная принадлежность, как правило, член казачьего общества может состоять в любой партии, или быть беспартийным. Но, чтобы обезопасить себя, общество запрещало пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики.

Вера в бога есть дар, личное дело каждого казака - верит он в бога или нет. Но, поскольку казачьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан был выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе был упрекать казака в безверии, равно и как в религиозности. За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание, и даже исключение из общества.

Казачество всегда было символом Российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности.

Казак всегда понимал свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и Народу. Нельзя служить в полсилы и любое дело порученное атаманом, Советом стариков, Правлением или Кругом казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан был по первому зову являться на Круг или сход в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан был так же иметь и по приказу атамана надевать в праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду со всей ее атрибутикой и ее деталями, такую как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак всегда обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинства казачества, его обычаи и традиции, следовать постоянно христианским заповедям: любви к ближнему, терпимости, трудолюбию и миролюбию. Самым тяжелым наказанием для казака исключение его из казачьего общества.

Основой любого казачьего общества является семья. Брак - христианское таинство, семья его святыня и никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Ответственность за все, что происходит в семье, несут ее члены, но в большей степени глава семьи - отец.

Семьи могут объединяться по территориальному признаку, по совместной работе или по иным причинам в небольшие группы (курени, хутора и т.п.). сюда могут входить холостые одинокие казаки или казачки. Наиболее уважаемый член этой малой общины становится ее главою и принимает полную ответственность за каждого своего подопечного. Силой, хранящей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к своему народу и ближним своим, христианская нравственность и казачьи обычаи.

Важным органом любого казачьего общества являлся Круг, где все казаки, обладающие правом голоса, равны. Все решения на Круге принимались простым большинством голосов, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков было не принято, как несовместимое с понятием братства и чести.

Приведение атамана к присяге и Крестному целованию на Круге являлось одновременно и присягой всего Круга на верность и беспрекословное подчинение атаману, который равен отцу. Единоличная власть атамана была ограничена нормами христианской морали, о которой на Кругу ему вправе напоминать священник, а так же казачьими обычаями, хранителями которых был Совет стариков. Без одобрения стариков, без благословления священника, ни одно основополагающее решение атамана не может быть исполнено.

Атаман предлагал кандидатуры казаков - членов Атаманского Правления для утверждения на Круге. Во время атаманства он может сместить или заменить одного из членов Правления, дав соответствующие разъяснения казакам на Сходе.

Состав и назначение членов Правления определялся Кругом. В промежутках между Кругами вся полнота принадлежала атаману и Правлению.

Совет стариков не вправе был приказывать, а мог только советовать, опираясь на казачьи обычаи. Совет стариков по решению Учредительного круга может обладать правом «вето» на решение атамана Круга.

Власть стариков исходила не от силы, а от авторитета. Утратив этот авторитет, по тем или иным причинам, Совет стариков должен быть расформирован и набран в новом составе.

Традиционно избирался Суд чести в каждом отдельном случае по жребию из полноправных казаков. По окончании дела Суд расформировывался. Так, каждый казак мог гласно судить о своем товарище, карать его или миловать. Согласно обычаю, решения Суда чести, принятые в отсутствие священника и не одобренные Советом стариков были недействительны.

Любое казачье общество вправе было приглашать специалистов для решения тех или иных вопросов, в частности для контроля над расходованием денежных средств.

Главный принцип казачества: Воля есть право на свободный выбор решений! Однако решение должно быть исполнено. Не давши слово - крепись, а давши - держись!

Казачий Круг служил обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны Круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократии казачьих обществ были собранием полноправных представителей народа.

Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный и хуторской. Его решение мог пересмотреть или приостановить Круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался Круг валовой, куда собирались представители всего народа. Он был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска был в отсутствии и не голосовал.

Одной из форм казачьей общественной жизни был Сход. При большом сходстве с Кругом, он имел значительное принципиальное отличие. Сбор на Сход осуществлялся тем же порядком, но на него, как правило, приглашались все жители станицы, в том числе и инородные, и женщины. Принципиальное отличие Схода от Круга было то, что на нем не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы и не ставились проблемы, влияющие на жизнь общины.

Если Круг был организацией вырабатывающей политическую долгосрочную программу, выполняя функцию законодательного собрания, то Сход же был общественной исполнительной организацией.

Соответственно менялся и порядок проведения Схода. По характеру и задачам различие Сходов можно свести к двум разновидностям: очередной, на котором зачитывались приказы и предложения атамана; чрезвычайный, посвященный событиям неожиданным, например, оглашению приказа атамана о борьбе с эпидемиями или о посылке казаков на службы. Особым Сходом были собрания, на которых разбирались тяжбы, не входящие в компетенцию мирового судьи, или, по мнению казаков такие, которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно. Это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые атаман не считал себя вправе разбирать единолично. Когда, по мнению Совета стариков и общественному мнению само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить о святых казачьих устоях.

Как и в современной жизни, так и раньше, основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется обычным порядком. По разрешению дежурного есаульца казаки выходят на Круг и рекомендуют кандидатов на атаманский пост.

Всякий названный, как только произносят его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжение всех выборов, он сидит без головного убора. Сам себя казак предлагать не имеет права.

После выдвижения всех кандидатов, голосование и подсчет голосов проходит по каждому отдельно, даже если за него голосует один выдвигавший. Всякий, за кого ведется голосование, в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.

Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу: «Господа честное казачество, любим вам Атаман (…)?

В старину голосование проводилось поднятыми обнаженными клинками, и было очень легко сосчитать всех полноправных членов общины, т.к. казак, не обладающий всей полнотою прав, шашки не имел. Безоружные казаки вынуждены были голосовать поднятием рук. Но, как и прежде, так и сегодня, тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим понятием о казачьей чести.

Приставы считают голоса. Набравший большее количество голосов, считается избранным, даже если получил преимущество в один голос. Если все кандидаты получили равное количество голосов, Круг прерывается на несколько дней и затем проводится заново по всему ритуалу.

После объявления есаульца: «Большее число голосов отдано (…)» два пристава ведут будущего атамана к присяге.

Название ритуала «Приведение к присяге» совсем неслучайно. Будущего атамана действительно ведут, держа за руки два пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой голой руки или щеки атамана - считалось, что так атаман теряет силу, обретаемую им во время принятия присяги. Потому, скажем, пристав слева правой рукой держит атамана за левый рукав выше локтя. Левая рука атамана лежит на укрытым обшлагом мундира запястья левой руки пристава.

Такое положение, в котором ведут атамана к присяге, называлось в старину «растяжка». Атаман действительно «растянут между приставами, издали его фигура напоминает крест. Атаман должен стоять равно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обоих.

Приставы снимают с атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять крест в руки и показать казакам с объявлением: - «Православный!» Казаки отвечают - «Любо!», и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, атаман произносит:

На Христовом Животворящем Кресте

На Священном писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы (жизни)

И живота (имущества) своего!

Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы!

Беречь казаков!

Я вам отец, вы мои дети!

После чего отвешивает поклон станице, затем ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется им в пояс. Старики-станичники кланяются в ответ на поклон атамана. После этого приставы подводят атамана к священнику, атаман целует крест и лежащий на аналое Евангелие. Затем атаман выходит, ведомый приставами на середину Круга. На него надевают атаманский кафтан, перепоясываю саблей через правое плечо.

Кандидатуры писарей, есаулов, казначея, иных членов Атаманского Правления предлагает атаман и их утверждает Круг. Выдвинутый кандидат на тот, или иной пост, стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение Правления к присяге заключается в том, что на следующий день они, под предводительством атамана идут в церковь на исповедь и причастие, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге.

Если кто из Атаманского Правления не справился с работой, или по каким- либо причинам не может находиться в Правлении, атаман заменяет его своею волей, о чем ставит в известность Совет куренных и казаков. На сходе, обязательно в присутствии этого члена Правления, который, однако, вступать в спор с атаманом не может, права не имеет, но может высказать свое несогласие в момент очередного или досрочного переизбрания атамана.

Вновь назначенный в Правление казак в ближайший срок идет с атаманом и двумя представителями Сове та стариков в церковь к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.

На самой нижней ступени служебной лестницы стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты. Далее следовал приказный, имевший одну лычку и соответствующий ефрейтору в пехоте.

Следующие ступени служебной лестницы: младший урядник, старший урядник, соответствующие младшему унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру. Далее следовал чин вахмистра, характерный не только для казачества, а и для унтер-офицерского состава кавалерии и конной артиллерии русской армии и жандармерии. Вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам.

Следующая ступень в обер-офицерских чинах - хорунжий. Далее следовал сотник, соответствующий поручику в регулярных войсках. Более высокая ступень подъесаул. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра. И самое высокое звание обер-офицерского ранга - есаул, которое происходит от тюркского «есаул», что в переводе на русский означает - начальник.

У нас в селе на базе сельской библиотеки работает музейный комплекс. «Казачья усадьба». Здесь собран богатый материал о жизни и быте забайкальских казаков.

В музее воссоздан интерьер старинной казачьей избы. В переднем красном углу - иконостас с иконами, под ним - стол-угловичок, на котором лежат Библия, папаха, стоят свечи. Рядом на старинной фигурной подставке стоит патефон. У стены - красиво убранная старинная кровать с узорным подзором и горкой подушек в кружевных наволочках. Перед кроватью висит зыбка. Есть сундук, где казачки хранили приданое; походный сундук, с которым казак уходил на службу, в поход. По стенам развешаны вышивки, а также портреты и фотографии в рамках под общим названием «История желтуринского казачества в фотографиях»

Большой интерес у посетителей вызывают предметы домашней утвари - туески, кувшины, самовары, утюги, ступки и др. все эти предметы быта собраны у нас в селе.

Библиотека-музей развивается, его книжные и музейные фонды пополняются новыми материалами.

Своим существованием библиотека-музей поддерживает духовную связь поколений, работая не только с пожилыми людьми, но и с подрастающим поколением. Ведется переписка с различными музеями и архивами Бурятии и России.

Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

1. Илья Муромец - первый казак в русском фольклоре


Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

2. «Инородцы» и «иноверцы»


«Запорожцы» — картина русского художника Ильи Репина.

Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

3. Вольница и царева служба


Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII-XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

4. Пластуны


На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

5. Казак и его конь


Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

6. Казацкие шаровары


В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.


Лампасы - символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

7. Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.


С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.


Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

8. Казацкое гостеприимство


Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

9. «Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.


Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

10. Отношение к алкоголю


Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

Каковы истоки термина «казаки»? Доподлинно это неизвестно. На сей счет имеется лишь множество гипотез, каждая из которых заслуживает внимания. Еще один вопрос, ответ на который пока еще не получен исследователями казачества, состоит в том, является ли этот социум отдельным этносом или его можно считать частью русского народа.

Появление казачества

Первые упоминания о бравых воинах обнаружились в летописях 14 века. Это были сообщения о том, как бойцы закололи в Судаке одного из работорговцев. Это были Запорожские казаки. Существует также летопись, датированная 1444 г. В ней имеются упоминания о рязанских казаках, которые воевали наряду с жителями Рязани и Москвы против татарского принца Мустафы.

Уже в этих первых источниках показывается двойственность казачества. Под этим термином понимали и вольные народы, жившие на окраинах территории России, и служилых людей, входивших в пограничные войска или городскую стражу.

Расселение казаков

Южные окраины России осваивали, как правило, беглые крестьяне и люди, искавшие лучшей доли. Попадались среди них и те, кто не был дружен с законом. Присоединялся к ним и прочий люд, которому не сиделось на месте.

Казаки образовывали дружины, ставив во главе своих войск выбранных атаманов. Они сражались то на стороне своих соседей, то против них. Таким образом и была сформирована Запорожская Сечь. В 1860 г. казаки начали переселяться на Кубань. В тот же период сформировалось и Всевеликое Войско Донское.

Несколько позже русские цари начали наводить на этих территориях порядок. Причиной тому стало участие казаков в восстаниях Петром I этот край был включен в Российскую империю. Своим указом царь повелел его жителям служить в армии. Таким образом и появились казаки как род войск.

История казачества

Русь, а после и Российская империя, всегда стремились расширить свои границы. Порой это делалось ради охотничьих угодий. Иногда причиной тому становились земли. Порой расширение границ было необходимостью самозащиты (например, как в случае с Кавказом и с Крымом). Но как бы там ни было, в частях отборных войск непременно присутствовали казаки. Они же впоследствии и селились на завоеванных землях. Казаки возделывали поля и строили станицы. Одновременно с этим они защищали территории от соседей, недовольных таким присоединением России или просто не желавших мирно сосуществовать с нею.

С местными жителями завоеванных земель казаки жили в мире. Порой они даже перенимали у них некоторые традиции и обычаи. Заимствовались, в частности, кухня и музыка, язык и одежда. Все это привело к тому, что обычаи и традиции казаков различных регионов России стали серьезно отличаться друг от друга. Представители этого социума в настоящее время носят разную одежду. Отличаются также их говор и песни. Самым ярким примером тому служат традиции и обычаи кубанских казаков. Они достаточно быстро переняли некоторые элементы одежды у горцев. Среди них папаха, черкеска и бурка. Таким образом, традиции и обычаи кубанских казаков приобрели черты народов Кавказа. Это послужило причиной возникновения уникального культурного явления. В песнях и музыке кубанских казаков стали слышны кавказские мотивы. Примеров тому множество. Так, весьма схожа с горской казачья лезгинка.

В конце 17 в. бравые воины постепенно стали трансформироваться в элиту русской армии. Завершился этот процесс в 19 в. Однако система, выстраивавшаяся годами, рухнула после Октябрьской революции. Одни казаки присоединились к движению белогвардейцев. Другие же приняли власть большевиков.

Сегодня казаки проживают во многих регионах нашей страны. Они объединены в различные сообщества и принимают активное участие в жизни государства. В местах компактного проживания представителей этого социума дети могут изучить обычаи и традиции казаков. Фото и видеоматериалы позволяют молодежи напомнить о том, что их предки отдавали свои жизни, вставая на защиту Отечества.

Менталитет

Казаки всегда считались народом своенравным, воинственным и гордым (порой излишне). Именно поэтому у них постоянно не прекращались трения с соседями, а также с земляками, не относившимися к их сословию. Однако подобные качества весьма хороши для боя. Именно поэтому воинственность и гордость приветствовались внутри общин. Достаточно сильным был характер и у женщин. Ведь на них держалось все хозяйство, когда мужчины уходили воевать.

Стоит отметить, что человек не может причислять себя к этому сообществу, если он не знает и не придерживается обычаев и традиций казаков.

Беспощадные к врагам, эти воины всегда были благодушны, гостеприимны и щедры в своей среде. Очень хорошо описаны многие обычаи и традиции казаков в «Тихом Доне» Шолохова. Это уважение к старшим, любовь к женщине и к родной земле, а также желание свободы. Все это те ценности, без которых невозможно представить себе этих бравых воинов.

Характер казака всегда отличался двойственностью. Порой этот человек забавный, шутливый и веселый. А иногда - необычайно молчаливый, грустный и неприступный. Объяснение этому весьма простое. С одной стороны, эти люди, которые постоянно смотрели в глаза смерти, не пропускали даже малейшую радость, выпавшую на их долю. С другой - в душе они всегда были поэтами и философами. Казаки часто предавались размышлениям. Это были мысли о суете сущего, о вечном, а также о неизбежности окончания жизненного пути.

Основа формирования этих обществ - 10 заповедей Христовых. Взрослые всегда приучали детей к их соблюдению. Также всегда в этой среде строго придерживались народных обычаев и традиций казаков. Их в каждой семье считали жизненной и бытовой необходимостью. Нарушение или несоблюдение любого обычая и традиции всегда осуждалось всеми живущими в поселке, станице или на хуторе.

Подобных правил и устоев довольно много. Причем постепенно в их перечне происходили некоторые изменения. Так, некоторые обычаи и традиции приходили на смену исчезнувшим. Время фильтровало их и оставляло лишь те, которые наиболее полно отражали культурные особенности этого социума.

Кратко традиции и обычаи казаков можно сформулировать следующим образом:

Эти описанные кратко традиции и обычаи казаков служат для них своеобразными домашними законами. Познакомимся с некоторыми из этих догм подробнее.

Отношения с родителями

Почитание старшего поколения всегда было для казаков не только обычаем, но и внутренней потребностью. Проявлялась она в заботе сына или дочери о своих родителях, а также о крестной и крестном. Тем временем, когда этот долг был полностью исполнен, считались поминки, справлявшиеся на сороковой день после ухода близких людей в иной мир.

В задачу крестной матери входила помощь родителям по подготовке девочки-казачки к замужней жизни. Она приучала ее к труду, бережливости, рукоделию и к домашнему хозяйству.

Главной обязанностью крестного отца являлась подготовка маленького казака к службе. При этом спрос с него был больше, чем с родного отца.

И нравы казаков таковы, что авторитет матери и отца для молодых людей считался непререкаем. Они настолько почитали своих родителей, что без их благословения не принимали решений по самым важным делам и не начинали никакой работы. Этот обычай сохранился и до наших дней.

Большим грехом считалось непочитание родителей. Без их согласия не принимались решения о создании семьи. А при изучении традиций и обычаев уральских казаков выявляется тот факт, что родители, как правило, сами выбирали невесту для своего сына. Причем расставались супруги очень редко. В казачьей среде разводы были не приняты.

Уважительность, сдержанность и вежливость всегда имели место в отношениях молодежи с родителями. При изучении традиций и обычаев казаков на Кубани можно узнать, что к матери и к отцу дети всегда обращались лишь на «Вы».

Старшинство, которое являлось естественной необходимостью повседневной жизни, прочно скрепляло родственные и семейные узы, помогая молодежи в формировании характера.

Описывая обычаи и традиции казаков Дона, Шолохов рассказывает своему читателю о том, что Пантелей Прокофьевич, отец главного героя романа «Тихий Дон», мог наказать своего сына Григория, несмотря на то что он был совсем взрослым человеком и под его началом находились тысячи людей.

Отношения со старшими

В казаков всегда прослеживалось уважение к прожитым годам. Молодежь всегда почитала старших по возрасту. Она отдавала дань уважения людям, которые перенесли множество невзгод и уже не способны постоять за себя из-за наступившей немощи. Младшие при этом всегда проявляли сдержанность по отношению к людям старшего возраста. Они заботились о стариках и всегда готовы были оказать им помощь. Помимо этого, обычаи казаков требовали соблюдения определенных норм этикета. Так, при появлении человека все вставали. Тот, кто был в форме, прикладывал руку к козырьку головного убора. Молодежь без формы снимала шапки и кланялась.

В присутствии человека, который старше, не разрешалось курить и сидеть. Нельзя было также и разговаривать (без его разрешения), а уж непристойно выражаться - тем более.

Рассматривая даже кратко традиции и обычаи кубанских казаков, можно отметить тот факт, что даже в обращении они очень редко произносили «старый» или «дед». В основном использовались ласковые слова «батьки» или «батько».

Уважение к старшим прививалось ребенку уже с самого раннего возраста. Подобная градация была и между детьми. Особенным уважением пользовалась старшая сестра. На протяжении всей последующей жизни младшие называли ее «нянькой». Ведь старшая дочь всегда заменяла мать, занятую домашним хозяйством.

Отношение к гостям

Человек, зашедший на огонек, считался у казаков божьим посланцем. При этом самый желанный и дорогой гость - это незнакомец, который проделал долгий путь из дальних мест и нуждается в приюте, опеке и отдыхе.

Казаки презрительно относились к тому, кто не оказывал должного уважения к страннику. Вне зависимости от того, сколько лет гостю, ему непременно было отведено самое лучшее место на отдыхе и за трапезой. Считалось, что неприлично в течение трех суток спрашивать у этого человека о цели его прибытия. Даже старики уступали свое место молодому, если это был гость.

Согласно обычаям казаков, они никогда не брали с собой еды, если ехали по делам. Ведь в любом поселке, станице или на хуторе у них обязательно были близкие или дальние родственники, кумовья, сваты или просто сослуживцы, которые непременно встречали, кормили и давали ночлег. Именно поэтому не в традициях казаков было останавливаться на постоялом дворе. Исключение составлял только приезд в город для посещения ярмарок. Кстати, подобный обычай сохранился до сих пор, а казачье гостеприимство не претерпело особых изменений.

В традициях представителей этого социума всегда была и необыкновенная честность. Считалось даже, что любой может оставить деньги прямо на улице, не опасаясь того, что они будут похищены.

Казак и женщина

В семейном быту отношения, существовавшие между женой и мужем, определялись христианским учением, которое гласит: «Да убоится жена мужа». При этом супруги всегда придерживались вековых традиций казачества. А они гласили о том, что мужчине негоже вмешиваться в дела женщины, и наоборот. Все семейные обязанности строго регламентировались самой жизнью.

Какой бы характер ни имела женщина, относиться к ней следовало уважительно. Ведь она является будущим народа. Обычаи казаков не допускали присутствия женщины на сборах даже для того, чтобы решить личные вопросы. За нее ходатайствовал атаман, крестный, старший брат или отец.

У казаков женщины пользовались таким уважением и почитанием, что наделять их правами мужчины даже не было необходимости.

Великим позором для представительниц слабого пола считалось появление на людях с непокрытой головой. Не разрешалось казачкам стричь волосы или носить одежду мужского типа. На людях муж и жена проявляли сдержанность с некоторыми элементами отчужденности.

Поведение в быту

Еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча.

Очень любили эти люди общение и застолье. Не против они были и выпить, но никогда при этом не напивались. С удовольствием казаки пели песни и плясали. За столом горилку никогда не разливали. К каждому сидящему ее приносили на подносе. Хвативших «лишку» просто обходили или отправляли проспаться.

Среди казачьих обычаев были и другие особенности быта. Все они порождены имеющимися условиями жизни. Например, казак никогда не появлялся на улице под руку со своей женой. И это также можно было объяснить заботой о женщине. Ведь в боях казаки несли потери, которые порой были значительные. И представить себе, что мужчина будет идти по улице в обнимку с женой, а навстречу им попадется молодая казачка, потерявшая своего супруга, просто невозможно. Что будет твориться у вдовы на душе? По той же причине казак никогда не появлялся на улице с ребенком на руках.

На протяжении длительного периода в обычаях бравых воинов присутствовали мужские беседы. Они представляли собой гулянья без женщин. Так же и казачки собирались без мужчин. Когда они отмечали что-либо вместе (свадьбы, именины или крестины), то садились по разную сторону стола. Это нужно было для того, чтобы выпивший казак не проявил вольностей к чужой жене, а другие при этом не пустили в ход оружие.

Перед тем как в дом невесты шли сваты, жених бросал в ее двор свою палку. Такой обычай был у терских казаков и отчасти у кубанских.

У тех общин, которые жили на Урале, родители невесты не готовили приданое. Отец жениха платил перед свадьбой так называемую кладку.

В обычаях казаков было участие в свадебных церемониях только женатых мужчин и замужних женщин. Отдельные вечеринки проводились для молодежи в доме жениха и в доме невесты. Причем неженатые казаки и незамужние казачки собирались до проведения свадьбы. Подобный обычай указывал на заботу о нравственных устоях молодежи.

Весьма востребованным у казаков был и культ гостинцев и подарков. Без них ни один мужчина не возвращался из долгих походов. Никогда не ходили казаки без подарка и в гости.

Казачий конь

В обычаях уральских воинов было не принято отправляться на войну на кобылице. Терские же казаки, когда выезжали из дома, садились на коня, которого седлала и подводила мать, сестра или жена. Эти женщины потом и встречали мужчину. После расседлывали коня и следили за тем, чтобы животное остыло, до того как его отправят к кормушке и к пойлу.

Обычаи кубанских казаков были несколько иными. Коня для воина приводила жена, которая при этом держала повод в подоле платья. Она передавала повод мужу, и только после этого он обнимал и целовал свою супругу, детей, а порой и внучат. Далее казак садился в седло и, сняв папаху, крестился. Он привставал на стремена, чтобы еще раз взглянуть на уютную и чистую белую хату, на вишневый сад и палисадник с цветами. После этого воин надевал папаху и ехал к месту сбора.

Культ коня был и в традициях донских казаков. Обычаи и нравы, которые сложились в этих общинах, легли в основу некоторых примет и поверий. Так, казак еще до службы уже определял ее исход по своему коню. Если животное мочилось, то считалось, что быть беде. Воин либо будет ранен, либо попадет в плен. Испражнение лошади считалось добрым знаком. Он говорил о том, что казак вернется домой цел и невредим.

В традициях и обычаях донских казаков есть много интересного. Например, главным страхом для воина считалось уронить шапку в тот момент, когда он выходит из дома. Подобный знак говорил о том, что казак будет убит.

Существовали у донских казаков традиции и обычаи, позволяющие им проверить, какой конь принесет им удачу в походе. Для этого необходимо было выполнить особый ритуал. С приходом весны, завидев первую ласточку, казаку нужно было закрыть глаза и перевернуться через левую сторону. После этого следовало взглянуть под каблук левого сапога. На земле должен был находиться волос в масть того коня, которого необходимо выбрать для похода.

Когда казака провожали в последний путь, то за его гробом сразу шел боевой конь, накрытый черным чепраком. К седлу животного было приторочено боевое оружие хозяина. И только после коня шли близкие погибшего.

У донских казаков с древних времен имеется обычай: отправляясь в поход, брать с собой немного родной земли. Причем набирать ее нужно только из определенных мест: либо возле церкви, либо на могиле родителей, либо во дворе своего дома. Земля перед походом зашивалась в мешочек, который казак вешал на грудь возле нательного креста. Также эти казаки, отправляясь на войну, непременно прощались с Доном. При этом они, по традиции, шутили. Однако подобные действия нельзя отнести к легкомысленным поступкам. За шутками казаков скрывались глубокие чувства.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит не

только свой народ, но прежде всего не

уважает самого себя, свой род, своих

древних предков.

Тысячелетняя история нашего отечества неразрывно связана с православием, и примерно половина этого периода также неразрывно связана с казачеством. После октябрьской революции 1917 года начался долгий период безбожества, большинство верующих людей было подвергнуто гонениям и уничтожению, либо вынужденной эмиграции. В последующем перед людьми были обозначены иные идеалы в соответствии с новой идеологией, лишенной религиозной основы и традиционного уклада жизни российского человека. Последующие семьдесят лет наше государство пыталось построить новый мир. Выросло несколько поколений, лишённых духовной связи с предками. Людей вероломно лишили Бога, традиций, культуры и обычаев, навязав им взамен идеологию всеобщего коммунизма и социализма. После распада Советского союза, наших соотечественников лишили и этой, новой идеологии. Затем последовал период духовной пустоты и поиска новых смыслов жизни. В период девяностых годов прошлого столетия и середины десятилетия нового века человек искал смысл своего бытия.

Издревле казаки были защитниками веры православной. Где бы ни появлялись казаки, везде они несли крест, первым делом строили храм, а потом уже остальные постройки. Казак не мыслит себя без веры.

Для того чтобы церковь и казачество эффективно взаимодействовали, в деле духовного воспитания и просвещения наших соотечественников (прежде всего подрастающего поколения), необходимо обратиться к традициям и казачьему укладу жизни казака. Вспомнив наши корни, мы сможем воспитать высоконравственную, духовно развитую, любящую Родину молодёжь, способную защитить свою веру и свое государство от внешних и внутренних угроз.

Казак не считается казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своих предков - казаков. За годы безбожества, лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Сегодня даже старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. Сложному характеру казака была свойственна какая-то двойственность. С одной стороны, он весел, шутлив, забавен, с другой - необычайно грустен, молчалив, недоступен. Это объясняется тем, что глядя постоянно в глаза смерти, казаки старались не пропускать выпавшую на их долю радость. В перерывах между боевыми походами они философы и поэты в душе - часто размышляют о вечном, о жизни своей и о неизбежном исходе этой жизни. Морально-нравственные устои казаков сформировались из 10 христианских заповедей. Воспитывая детей, казаки приучали их к соблюдению заповедей Господних, старшие поучали: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй другому, прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего - укрепляй веру православную: ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки.

Очень строго у казаков наряду с заповедями Божьими, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение этих традиций осуждалось всеми жителями станицы или хутора.

Итак, рассмотрим уклад жизни казака и веру православную переплетенные неразделимой нитью под названием российское казачество. По-настоящему неприкасаемым было у казаков отношение к родителям. Почтение к родителям было настолько сильным, что без их благословения нельзя было начинать никакие дела, не принимались решения по наиболее важным вопросам.Великим грехом считалось не почитать отца или мать. Без согласия родителей, да и родни в целом, невозможно было решить вопрос создания новой семьи. Разводы у казаков были крайне редким явлением.Эти обычай сохранены в казачьих патриархальных семьях и сегодня.

По православным законам, важную роль в воспитании детей играли крёстные родители. Крёстная мать помогала родителям готовить девочку-казачку к будущей жизни замужем, приучала её к ведению домашнего хозяйства, бережливости и труду, учила рукоделию. На крёстного отца возлагалась главная обязанность - подготовка казачонка к службе. За военную подготовку казака спрос с крёстного отца был даже большим, чем с родного отца.

Уважение старших - один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к перенесенным невзгодам, казачьей доли, прожитым годам, наступающей старости и неспособности постоять за себя - казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш».

Традицияуважительного отношения и почитания старшего обязует младшего, заботиться, проявлять сдержанность и готовность оказать помощь. Также от младших требовалось соблюдение определённого этикета (при появлении старика все должны были встать, казаки в форме - приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего запрещалось курить, сидеть, разговаривать и тем более непристойно выражаться.

Младший обязан был уступить дорогу старшему. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет.

Безмерное уважение к гостю было обусловлено тем, что гость считался Божьим посланником. Незнакомый из далеких мест, считался самым дорогим гостем, нуждающимся в крыше над головой, отдыхе и опеке. В шутливой застольной казачьей песне «Ала-верды» наиболее точно выражено уважение гостя: «Нам каждый гость даётся Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубище убогом - ала-верды, ала-верды». Заслуженно презирался тот казак, который не оказывал должного почитания гостю. В независимости от возраста гостя, ему отводилась лучшее место на отдыхе и за трапезой. Старик и тот уступал место, несмотря на то, что гость был моложе. Неприличным считалось в течение 3-х суток спрашивать гостя, из каких он мест и какова цель его прибытия. У казаков было правило: куда бы он ни ехал по делам, либо в гости, никогда не брать с собой еды ни для себя, ни для коня. В любом поселке,хуторе, станице у него обязательно жил дальний или близкий родственник, сват, кум, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня. К чести казаков в наше время этот обычай не претерпел особых изменений.

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - было обусловлено понятием «Чести казачки», честь дочери, сестры, жены. По поведению и чести женщины мерилась честь и достоинство мужчины.

В прошлом, в казачьих станицах на свадебных торжествах участвовали только замужние и женатые. До основной свадьбы для неженатых проводились отдельные вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты. Таким образом, заботились о нравственных устоях молодежи, так как на свадьбах допускались определенные вольности.

Семейные взаимоотношения между мужем и женой определялись согласно учению Христа (Священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». Казаки придерживались устоев предков: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были строго распределены самой жизнью. Кто и чем занимается в семье четко разделено. Считалось позорным, если мужчина занимался женскими делами. Строго соблюдали правило: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кем бы ни была женщина, к ней необходимо относиться с уважением и защищать её, ибо женщина - это будущее твоего народа.

Обычай не допускал, присутствия женщины на казачьем круге, даже для разрешения ее личныхвопросов. За неё выступал с ходатайством или представлял прошение, либо жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким уважением и почитанием, что в наделении её правами мужчины не было никакой необходимости. В прошлом, ведение домашнего хозяйства, полностью лежало на матери-казачке. Казак основную часть своей жизни проводил на службе, в походах и боях, на кордоне. Пребывание его в семье было кратковременным. Однако главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе была у мужчины, на нем лежала главная обязанность материального обеспечения своей семьи и поддержания вней строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было обязательным к исполнению для всех её членов и главным примером в этом являлась жена казака - мать его детей.

Воспитывали детей не только их родители, а также все взрослое население станицы,хутора. За недостойное поведение подростка, взрослый мог не только сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «отвесить» легкую оплеуху, о случившемся сообщали родителям, которые незамедлительно добавляли наказание.

Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Обращение жены к мужу в знак уважения к его родителям было только по имени и отчеству. Отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, как и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Для казачки считалось великим грехом и позором появиться в обществе с непокрытой головой, носить мужскую одежду и стричь волосы. На людях между женой и мужем соблюдалась сдержанность, порой с элементами отчужденности.

При встрече после долгой разлуки, а также при прощании казаки прикладывались щеками и обнимались. В Великий праздник Воскресения Христова на Пасху приветствовали друг другацелованием, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно - среди женщин.

Казаки при входе в дом (курень) крестились на иконы, мужчины перед этим снимали шапку, тоже делали при выходе.

За допущенную оплошность произносили извинения со словами: «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради»,«Простите меня, пожалуйста». В благодарность за что-либо говорили: «Спасибо», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На слова благодарности отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста». Без прочтения молитвы казак не начинал и не заканчивал ни одного дела, это правило соблюдалось даже в полевых условиях.

Как и в любом народе, пьяниц казаки не переносили и более того - презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили вместе с самоубийцами на отдельном кладбище, на могилу вместо креста забивали осиновый кол.

Самым мерзким пороком в человеке, у казаков считался обман не только делом, но и словом. Казак, не сдержавший данного им слова или забывший о нем, лишался доверия. Существовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям, не достигшим совершеннолетия, не разрешалось присутствовать за столом во время праздников, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось находиться за столом, но и присутствовать в комнате, где происходит застолье или разговаривают старшие.

В старообрядческих казачьих семьях был полный запрет на курение и на выпивку, за исключением вина.

У терских казаков при убытии казака из хаты коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они же и встречали его, коня при необходимости расседлывали и следили, чтобы конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню и подведут к пойлу и корму.

У кубанцев перед выездом на войну, коня казаку подводила жена, повод держала в подоле платья. По древнему обычаю, она передавала повод и приговаривала: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Только после того, как он принял повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху и осенял себя крестным знамением, привставал на стремена. Окинув взглядом чистую и уютную белую хату, палисадник перед окнами, и вишневый сад, нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и скакал к месту сбора.

Перед отбытием казака на войну, когда конь уже наготове, жена сначала кланялась в ноги коню, для того, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно молились о спасении воина. Тоже самое повторялось после возвращения казака с войны (боя) домой.

При проводах казака в последний путь, за гробом сначала шёл его боевой конь, под черным чепраком и прикреплённым к седлу его оружием, а уже после коня шли близкие и родные.

Испокон веков казаки ценили семейную жизнь. Большим уважением пользовались женатые казаки, и только регулярные военные походы вынуждали их быть холостыми. Холостые казаки не терпели развратников в своей среде. Развратники наказывались смертью. Холостые казаки, принявшие обет безбрачия, рожденного младенца нянчили все.

Каждый казак рождался воином, и как только рождался младенец, начиналась его военная подготовка. Все родные и друзья отца, приносили в дар на зубок новорожденному ружье, порох, пули, патроны, лук со стрелами. Все эти дары вешали на стене, в комнате, где лежала мать с младенцем. По прошествии сорока дней мать брала очистительную молитву. После этого она с младенцем возвращалась домой. Отец, надев на малыша портупею от шашки, придерживал шашку в своей руке, сажал сына на коня и потом возвращал его матери, говоря при этом слова поздравления с казаком. Когда же у новорожденного начинали прорезываться зубы, родители снова сажали его на коня и везли в храм служить молебен Ивану-воину. Первые слова, которые произносил ребенок, были «но» и «пу», что означало понукать коня и стрелять. Игры в войну за территорией поселения, а также стрельба в цель являлись любимыми развлечениями молодежи. С трехлетнего возраста казачата уже свободно ездили по дворуна лошади, а в пять лет свободно скакали в степи.

От природы казаки были народом религиозным, без лицемерия и ханжества, свято соблюдали клятвы и верили данному слову, почитали праздники Господние и строго соблюдали установленные посты. Народ гордыйи прямолинейный, лишних слов не любили и дела на кругу решали быстро и справедливо.

К провинившимся братьям-казакам оценка была строга и верна, за преступления (измену, трусость, убийство и воровство) наказания были жестоки: «В куль, да в воду». Но убийство врагов и воровство у них преступлением не считались. В Запорожской Сечи были особо жестокие и суровые наказания. Самым великими преступлением считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали живого в одном гробу с убитым в землю. Также смертью наказывалось в Сечи воровство и укрывательство украденной вещи, содомской грехи связь с женщиной. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал на себя обет безбрачия. За привод женщины в Сечь, будь это даже мать или сестра казака, полагалась казнь. Таким же образом каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее. Такженаказывалисьсмертью те, кто творил насилие в христианских селениях, пьянство во время похода,самовольная отлучка и дерзость против начальства.

Таким образом, вспомнив казачий уклад жизни, традиции казачества, мы можем убедиться, что жизнь казака в прошлом была неразрывно связана с верой Христианской. Любое дело или значимое событие в жизни казака начиналось с именем Господа. Именно поэтому в казачьих селениях царили порядок и чистота нравов. Именно поэтому лучшими защитниками отечества считались казаки.

Возрождая казачество, мы возрождаем веру Христианскую. Древний девиз казаков - «За Веру, Царя и Отечество», у современных казаков звучит так: «Служу Отечеству, казачеству и вере православной». В данной фразе выражен весь смысл жизни казака.

Сегодня, в период внешних и внутренних угроз, в период душевной пустоты и четко сформулированной государственной идеологии, как никогда важно обратиться к нашей многовековой истории, которая неразрывной нитью связана с Православием и казачеством.

Урок кубановедения

«Особенности труда и быта, традиции родного края»

«Быт жителей родного края».

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи — казаки — запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман — это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Для чего?

Белый цвет — это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно (радушие — сердечное, ласковое отношение к людям). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится «Печь — царица в доме». Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. «Стол- то же, что в алтаре престол» (алтарь — восточная возвышенная часть христианского храма; престол — высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба — как пищи, как символа благополучия.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани — душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом — солью. Хлеб — соль — символы гостеприимства и радушия.

— Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли «долывка».

— В каждом доме была «горка» — посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

— Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

(Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Глечик — сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра — крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска — посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина — казак, отец семейства.

Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома — были фотографии на стене.

Чем же угощали на Кубани?

в) — У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, яблоками. И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда — то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Одежда казаков.

На голове казака кубанка — головной убор, на нём одет бешмет — рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри , раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень — украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаравары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку —спидницу , рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки — на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

Труд казаков

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» — гласит пословица.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

Занимались кузнечным делом — каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше — для взрослых, поменьше — для детей.

Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

Чем же были заняты казаки.

— Основным промыслом казаков было животноводство.

— Каких животных держали казаки?

Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

— Что получали от этих животных?

Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

— Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

— Краснодарский край омывает два моря, какие?

— Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

— Какие виды рыб вы знаете?

Ответ : Бывает морская рыба и речная.

— Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?

Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

— Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли) , казаки вспахивали землю,

бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

— а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

(Вывешиваются слова — соха, борона ).

— Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни — ни шагу. Песня — целительница, песня — плач, песня — пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

И следующая станция о выдающихся людях края «Наши земляки».

— Ребята, первым занялся выращивание риса Дмитрий Жлоба (фото). Это наш земляк.

В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.

— Здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

Обычаи и традиции

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

Уважительное отношение к старшим, уважение к женщине (матери, сестре, жене), почитание гостя.

Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал. Он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.

Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Мальчики помогали отцу.