Можно ли было избежать гибели катерины гроза. Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки “взлетела”, шагнув высокого берега в Волгу, “расправила крылья” и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину “лучом света в темном царстве”. Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое “темное время” найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.

Сочинение по литературе на тему: Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Другие сочинения:

  1. Драма Островского “Гроза” написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы – разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема – положение женщины в семье и обществе. Центральное место Read More ......
  2. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь – вот что страшно. А. Н. Островский. Гроза. Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” – до Read More ......
  3. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за Read More ......
  4. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, Read More ......
  5. Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается Read More ......
  6. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего Read More ......
  7. Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя; она любила другого, который позже Read More ......
Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
  1. Краткая история создания драмы «Гроза».
  2. Суть конфликта Катерины Кабановой и «тёмного царства».
  3. Анализ возможных исходов судьбы Катерины. Обращение к образу главной героини.
  4. Ответ на вопрос: «Был ли иной выход у героини?»

Одна из самых известных драм Н. Островского « », многократно поставленная на сцене, экранизированная, появилась в 1859 году. И персонажи, и условный город Калинов, и даже образ Волги, - всё это отражение личных впечатлений «писателя Замоскворечья», который незадолго до создания драмы отправился в путешествие по Поволжью. Этим объясняется живописность пейзажей, детальное описание самого города, впрочем, нарочито «безликого», условного, что подчёркивает повсеместность изображаемого в драме быта.

В отличие от «москвитянских» традиций, в «Грозе» изображена патриархальная семья - но совершенно иначе. Здесь традиционный уклад жизни не имеет положительных сторон. Здесь царствуют жестокосердие, раболепное подчинение старшим - в первую очередь Кабанихе, которая «…нищих оделяет, а домашних заела совсем». Здесь нет места свободе, любви.

Впрочем, есть способ получить её: лгать и грешить. Главное, чтобы всё было «шито-крыто» - именно этому учит молоденькая Варвара свою более взрослую невестку . «Лучику света», как позже назовёт эту героиню критик Н. Добролюбов, выросшей в атмосфере благочестия, свободы, добропорядочности, претит такая жизнь. Когда она понимает, что испытывает нежные чувства не к своему супругу Тихону (его говорящее имя ярко описывает раболепное отношение героя к матери-Кабанихе), а к приезжему Борису, она приходит в ужас.

Не в её правилах ходить на тайные свидания, когда муж уезжает из дома! Именно поэтому она ищет спасения в религии - долго молится у образов и искренне не хочет впадать во грех. Однако под гнётом нравов, окружающих её (Варвара, например, не гнушается тайно видеться со своим возлюбленным, пока мать об этом не прознала, как и другие горожане), она сдаётся.

Но жизнь в постоянном страхе, искреннее раскаяние, сожаление о невозможности быть свободной и счастливой мешают Катерине. В этом и заключается конфликт: укладу и нравам «тёмного царства» она противопоставляет собственную честь, добронравие, желание быть свободной.

Это приводит к неосознанному, но яркому вызову, который она бросает всему калиновскому обществу, когда искренне, прилюдно признаётся мужу в измене. Невозможность жить вдали от любимого человека, терпеть гнёт свекрови Кабанихи, Катерина бросается в воды Волги, чтобы избавить себя от страданий.

Но мог бы быть у драмы иной финал, более счастливый? Катерина могла бы поддаться влиянию общества, продолжать тайные встречи с Борисом, как, впрочем, вполне было принято в провинции (более того, это отражалось не только в русской, но и в зарубежной литературе - в частности, подобный образ жизни ведёт госпожа Бовари из романа Г. Флобера) и даже в столице Империи.

Пожалуй, ответить на вопрос можно только отрицательно: нет, иного финала быть не могло. Патриархальный уклад не позволил бы Катерине отправиться вместе с Борисом, уехать из Калинова. Сама же героиня совершенно чужда немилосердному и жестокому «тёмному царству». Ещё в детстве она мечтала быть свободной - это описано в одном из самых лиричных монологов в русской литературе «отчего люди не летают, как птицы». Жить внутри жёстких рамок ей совершенно претит.

Её искренность, нравственная чистота, раскаяние в собственном грехопадении не позволили ей жить дальше. Из двух зол выбирают меньшее - зло, которое, по мнению Катерины, совершила она - и общество с ней - гораздо больше, чем самый страшный христианский грех - самоубийство. Недаром Кулигин, вынесший на берег её тело, роняет фразу: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Можно однозначно ответить, что сам образ главной героини драмы «Гроза» совершенно противоречит мысли о возможности Катерины вступить в «тёмное царство», стать его звеном. Это искренний, чистый, светлый персонаж, образ которого не омрачил даже выбранный исход жизни. Неосознанный протест позволил пробудить искренность и в других персонажах: молчаливый и послушный, Тихон, несмотря на угрозу материнского проклятия, обвиняет мать в гибели Катерины («Маменька, вы её погубили!»), бросается к погибшей супруге, которую он искренно любил, и скорбит о потере и плачет, что ему придётся «жить да мучиться».

Трагичный, печальный, греховный исход - единственный выход Катерины, единственная возможность стать свободной. Впрочем, именно её поступок стал своего рода толчком к изменению патриархального «тёмного» уклада провинциальной жизни.

Катерина погибает, потому что у нее нет другого выхода в решении сложившейся проблемы. Она поставлена в такие условия, что если бы она осталась жить, то она бы, во-первых, страдала от своих мыслей и чувств, корила бы себя. Ведь именно она рассказала о своем грехе, если бы она смолчала, никто бы и не узнал об этом, но это не значит, что Катерина жила бы спокойно и в свое удовольствие. Ругая себя, жалея о содеянном грехе, она свела бы себя с ума, она бы потихоньку таяла и угасала, со временем бы она сама извела себя в могилу. Я думаю, что Катерина каждый день боялась бы того, что об ее грехе узнают, думала бы об этом и душевные муки не покидали бы ее. Мне кажется, если на месте Катерины оказалась Варвара, то она бы молчала о содеянном и спокойно жила. Но Катерина в отличие от Варвары религиозная, просто она впервые в жизни испытала любовь, и не смогла заглушить ее, пошла на ее поводу.

Во-вторых, Кабаниха «загрызла» бы ее. Она итак была тираном в семье, а теперь стала бы еще хуже. Ее постоянные насмешки, издевки, потакания, обвинения не смогла бы вытерпеть Катерина, с ее твердым характером и волей. Она не смогла бы развиваться, она бы замкнулась в себе. Муж то ее бы вскоре простил, но не смея перечить матери, Тихон не стал бы ее защищать. Мне кажется, ее горе смогла бы разделить Варвара, она бы выслушивала ее, но помочь тоже бы не смогла, потому что сильно зависит от матери. В-третьих, общество, в котором она живет, отвергло бы ее. Может быть, и кто-то понял Катерину (вышла замуж не по любви, детей нет, дурная свекровь), но никто бы открыто не решился защищать и оправдывать девушку. Кабаниха обладала авторитетом и властью в своем городе, если дети не могли сказать ей слово в противовес, то жители города тем более. Катерине было бы очень трудно жить в таких условиях.

Если подумать об еще одном варианте, например, Катерина бы уехала с Борисом, но это нереально. Борис не решился бы на такое, он не так смел и решителен, его любви не хватило бы для побуждения таких действий. Он зависим от Дикого, как он сказал, так и делает. Даже если предположить, что Катерина и Борис, сбежали бы отказавшись от своих семей, им некуда бежать, у них нет средств для существования. И если Борис свободен, то Катерина замужняя женщина, в то время получить развод было очень сложно, потому что молодых венчали. Опять внутри Катерины бы проходила борьба, противоречия. Все-таки, как бы страшно это не звучало, для Катерины смерть была лучшим выходом.

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского заканчивается гибелью Катерины: она в отчаянии бросается в Волгу. Смерть всегда страшна, а самоубийство молодой женщины ужасно вдвойне. Но был ли у героини другой выбор?

Русский критик Н.А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в тёмном царстве», а её самоубийство считал протестом, «страшным вызовом самодурной силе». Действительно, героиня не похожа на других обитателей «тёмного царства»: она искренняя и честная, ей чуждо всякое лицемерие. Катерина публично признаётся в измене мужу и, по мнению Кабанихи, должна быть наказана. Нет сомнения, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает другой путь, по-своему протестуя против «тёмного царства».

Д.И. Писарев, другой критик, оценивал образ Катерины иначе. В статье «Мотивы русской драмы» он писал, что жизнь героини Островского состоит из противоречий, которые разрешаются «глупым средством» — самоубийством.

Мне ближе точка зрения Д.И. Писарева. Существование в доме свекрови стало для Катерины невыносимым. В результате у женщины началось что-то вроде нервного расстройства. Об этом свидетельствует даже её речь, полная восклицаний и пауз: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!»

Катерина в финале драмы находится в полубезумном состоянии: жизнь для неё потеряла всякий смысл. Борис уезжает, оставляя женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», — признаётся героиня в своём последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха – самоубийства.

Так был ли у Катерины другой выход? Я считаю, что по-другому героиня поступить не могла: её жизнь стала слишком бессмысленной и невыносимой. Единственным средством избавления от мук оказалась смерть.

Валерий Калиновский

Катерина - центральный образ в пьесе «Гроза». Судьба этой героини трагична. А потому сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» является одной из самых распространенных письменных работ по В чем заключался конфликт этой героини с прочими персонажами пьесы?

Детство и отрочество

Для того чтобы понять, в чем заключался конфликт Катерины с так называемым темным царством, следует знать ее общие представления о жизни. Чтобы продемонстрировать особенности ее характера, Островский представил некоторые сведения о ее детстве и отрочестве. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» следует, безусловно, начинать с характеристики этой героини. А понять человека можно, имея представление о его воспитании и обществе, в котором он провел ранние годы.

В некоторых эпизодах Катерина вспоминает о своем отчем доме. Главной особенностью ее детства была полная свобода. Ее нельзя назвать вседозволенностью. Скорее, такая свобода была обусловлена любовью и заботой со стороны родителей. Атмосфера, в котором провела первые годы своей жизни Катерина - образец патриархального образа жизни, в лучшем смысле этого словосочетания. В сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно добавить некоторые цитаты из воспоминаний главной героини. Так, например, Катерина вспоминает, что в родительском доме она любил вставать рано, затем умывала водой из родника и ходила по воскресеньям вместе с матерью в церковь. В образе жизни, который девушка вела в родительском доме, нет существенного отличия от того, который она ведет в доме мужа. Радость, с которой она предается воспоминаниям, говорит, скорее об ее одиночестве.

В мире, в котором пребывала героиня до замужества, отсутствовали принуждение и насилие. А потому именно идиллической картиной такой патриархальной жизни стал ее В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину удручающее давление. И противостоять ему у молодой женщины сил нет.

Мир Кабанихи

Катерина вышла замуж, будучи очень молодой. Будущего мужа ей подыскали родители. Она не противилась, потому как в патриархальном мире так было заведено. Катерина готова почитать свекровь. Муж в ее понимании - наставник и опора. Но Тихон не способен стать главой семьи. Эту роль играет его мать. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины?» можно начать с Именно этот образ создает противоположность главному. И именно свекровь со своими устаревшими и излишне властными воззрениями оказывает на Катерину губительное действие.

Борис

Как бы ни стремилась Катерина любить и уважать своего мужа, ей это не удается. Он вызывает в ее душе лишь жалость. Когда героиня встречает приезжего молодого человека, сердце открывается для чувства, которое ранее было ей неведомо. Могла ли она поступить иначе? Был ли иной путь у Катерины? Сочинение по пьесе Островского призвано давать ответы на эти вопросы.

Характеристика Бориса в написании письменной работы на тему, которой посвящена эта статья, не играет важной роли. Существенное значение имеет образ мужа. Тихон - человек бесхарактерный, мягкотелый. Даже после того, как произошла трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он опасается перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается намного слабее, нежели страх перед Кабанихой. Впрочем, трепещут перед этой дамой многие в небольшом провинциальном городе.

Религиозность

В начале пьесы, вспоминая о своем детстве, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является ее характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее в страх и ощущения безысходности. Но в то же время вера в бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.

«Был ли иной путь у Катерины?» - сочинение, в которое непременно нужно включить описание мира Кабанихи. С тех пор как Катерина переступила порог ее дома, гармония в ее душе стала разрушаться. А потому ей стало все сложнее заниматься повседневными делами и посещать церковь.

Обман и лицемерие

Был ли иной путь у Катерины? Сочинение «Гроза» представляет собой трагическую историю девушки, которая не смогла приспособиться к нравам и укладу, господствовавшими в доме ее мужа. По природе своей эта молодая женщина не умеет лгать. Жить в обмане и лицемерии она не способна. Но по-другому существовать в доме Кабанихи невозможно. Она терпит из последних сил, находит спасение в грезах и мечтах. Но пошлая и грубая действительность снова возвращает ее на землю. А там - унижение и страдание.

Грех и признание

Катерина совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины из пьесы "Гроза"» - письменная работа, план которой может выгладить таким образом:

  • Образ Катерины.
  • Характеристика Кабанихи.
  • Противопоставление Бориса Тихону.
  • Неотвратимая трагедия.

После того как становится ясно, что собой представляет Кабаниха и какая обстановка царит в ее доме, становятся понятны и чувства главной героини. Девушка, которая выросла в любви и ласке, никогда бы не смогла ужиться в этом доме. Она не привыкла в жестокости и лицемерию и чувствует себя не только несчастной, но и чрезвычайно одинокой в мире Кабанихи. Борис - человек, который произвел на нее впечатление лишь потому, что не был похож ни на одного представителя «темного царства». Если бы в жизни Катерины присутствовала хотя бы слабая надежда на счастье, она бы не совершила измены.

Сочинение "Был ли иной путь у Катерины?" (Островский, "Гроза") - задание, которое требует самостоятельного размышления. Может ли честный человек привыкнуть к миру лжи? Способен ли он скрывать свои проступки и жить дальше после совершения греха? В случае героини пьесы Островского ответ однозначен. У Катерины не было иного выхода.

Ее убили лживый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она бы смогла преодолеть все это, если бы была более опытной. Но особенность патриархального уклада такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет никакого представления о жизни. А потому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежной.