Чувашский музыкальный фольклор.

К середине ХVIII в. основная масса чувашей официально считалась христианами. В то же время сохранились элементы язычества: культ Солнца (Хевел), поклонение божествам голубого неба (Тура), огня, воды, духам мест и т.п. Существовали обряды, связанные с молнией (Сисем), с громом, почитались души предков. Источником злого начала считался Кереметь, которого всячески старались задобрить. Общественные и семейные моления проводились часто при участии колдунов (йомзи). Языческие представления дожили до наших дней.

Традиционная мифология чувашей коренным образом отличается от мифологии других тюркских народов. С одной стороны, на нее очень незначительное влияние оказали (ламаизм, мусульманство). Христианство в большинстве случаев также носит поверхностный характер. С другой стороны, древнетюркские божества и мифологические сюжеты практически полностью вытеснены финноугорскими, поскольку именно финноугры были тем субстратом, на основе которого формировался чувашский этнос. Мифы чувашей носят в основном исторический характер, они посвящены предкам чувашей, переселению чувашей на Урал, Булгарском ханству, периоду вхождения в состав России.
Усопшие в глазах чувашей занимают место рядом с духами-повелителями явлений окружающей природы: одни из них помогают или вредят своим родичам, в зависимости от поведения последних, другие становятся вредоносными для всех существами; таковы хыдым - дух человека, умершего без рода, без племени или засватавшего невесту и не успевшего жениться; дух девушки, засватанной, но не успевшей выйти замуж (вредит скоту); ниш - дух незаконнорожденного ребенка, убитого матерью (истощает детей); ар-сьори - дух ребенка, умершего прежде чем он насосался молока матери (делается лешим).

Смерть не прекращает существования человека; он уносит в загробную жизнь все свои потребности - пьет, ест, вступает в связь с умершими и живыми женщинами. По вопросу о том, где живут усопшие, в чувашских верованиях имеется ряд решений, которые трудно согласуются между собой. Обычай звать усопшего на поминки, обращаясь лицом на север, говорит как будто о том, что общая обитель мертвых предполагается где-то на севере. С другой стороны, имеются совершенно определенные верования, что усопшие живут на своем кладбище под властью кладбищенского начальника - первого человека, похороненного на кладбище, в столбах в рост умершего, с верхушками, обделанными в виде человеческой головы.

Жертвоприношения усопшим, обитателям кладбища, совершаются осенью, в ноябре, и весной, перед Пасхой, когда они приобретают возможность возвращаться на землю. Усопшие могут добиться жертв и в другое время, посылая на родичей болезни и другие бедствия. Существами, близкими к усопшим по значению, являются тур-килли (духи, живущие в запустелых строениях), ыра-сем (или керемети, добрые), йирих-сем, живущие в деревьях - рябинах, липах, яблонях. Духи эти являются благодетелями для рода, во владениях которого живут, и наводят бедствия на чужаков.

Самой угодной богам жертвой является жертва кровавая, но изобрел способы сделать службу богам не очень обременительной для себя: при родинах и похоронах он дает «за душу душу», но менее ценную, в состоянии потенции - яйцо; при других молениях вместо человека и животных приносятся в жертву куклы (лешему) или аргамаки - пряники, изображающие человека, коня, корову, козу. Космогонические мифы чувашей показывают, что они сводили в конечном счете весь мир духов к двум началам - доброму и злому, и последнему (шайтану) приписывали деятельное участие в создании мира (Рекеев).

Чувашская грамота была создана в 1870 г. на базе русского алфавита. К 1917 г. свыше 80% взрослого населения были неграмотны. Всеобщим начальным образованием чуваши были охвачены к 1933 г. С 1990 г. чувашский язык имеет статус государственного.

Наиболее развитый жанр фольклора – песни: молодежные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты: волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее – гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках.

Чуваши, как и некоторые другие народы Поволжья, до второй половины XIX в. не имели своей письменности. Чисто эмпирически они овладевали некоторым кругом представлений об окружающем мире, создали свою мораль" этику, различные виды искусства. Правительству нужны были чуваши, знающие русский язык и русскую грамоту. В этом было/ заинтересовано и духовенство, стремившееся увеличить свою паству. Поэтому неоднократно поднимался вопрос об обучении чувашей русскому языку и грамоте. При монастырях открывались школы для детей нерусского населения, но обучавшиеся в них приносили мало пользы народу, они обычно оставались на службе у царской администрации или у духовенства.

Только в начале 1870-х годов силами передовой русской интеллигенции и отдельных интеллигентов-чувашей была создана чувашская грамота на базе русского алфавита с добавлением ряда букв для передачи специфических звуков и грамматического строя чувашского языка. Появилась возможность писать по-чувашски. Большую роль в просвещении чувашского народа сыграл чуваш И. Я. Яковлев (1848-1930 гг.), который был не только создателем чувашской грамоты, но и организатором чувашских школ, в том числе училища для подготовки педагогов-чува- шей в Симбирске (1871 г.). Такую большую работу он смог проделать благодаря помощи передовых русских людей, особенно И. Н. Ульянова, который в этот период руководил школьным делом в Симбирской губ.

После Октябрьской социалистической революции с получением чувашами своей автономии перед деятелями культуры новой республики во весь рост встал вопрос о народном образовании. Надо было создать широкую сеть школ для детей и обучить грамоте свыше 80% взрослого населения. К 1930 г. удалось охватить всеобщим начальным обучением детей, а к 1933 г. ликвидировать неграмотность почти среди всего взрослого населения, кроме глубоких стариков. В дальнейшем, когда было введено всеобщее семилетнее обучение детей, значительно поднялся и уровень образования взрослого населения. Большое число чувашей получило не только среднее, но и высшее образование по различным специальностям.

В последние годы успешно проводится перестройка школ Чувашии в соответствии с решениями XXI съезда КПСС. Многие средние и неполные средние школы, чтобы улучшить производственное обучение, тесно связались с предприятиями, крупными колхозами и совхозами. Открыто значительное число школ рабочей и сельской молодежи. Организованы и успешно развиваются школы-интернаты, число которых все время увеличивается. Теперь в школах Чувашии обучается 168 человек на тысячу жителей.

К настоящему времени Чувашская АССР имеет три высших учебных заведения (педагогический, сельскохозяйственный и энергетический институты) и несколько отделений различных индустриальных вузов других крупных центров. В Чебоксарах обучается до 4 тыс. студентов, из которых более половины чувашей. Кроме того, до 2,5 тыс. чувашей учится в высших школах Москвы, Горького, Казани и других городов. Республика обеспечена национальными кадрами, особенно для работы в деревне.

По подготовке специалистов с высшим и средним образованием Чувашия идет впереди многих развитых капиталистических стран. В Чувашии имеется более 200 научных работников.

Одновременно с борьбой за грамоту и образование широко развернулась культурно-просветительная работа, особенно в сельских местностях. Если в 1919 г. на территории Чувашии было всего несколько десятков культурно-просветительных кружков, то в настоящее время в республике создано много домов культуры, почти во всех селениях имеются колхозные клубы, и в каждой деревне - библиотека с читальным залом. Организовано несколько сельских университетов культуры. Все эти учреждения размещаются преимущественно в новых, удобных для работы зданиях.

В культурно-просветительной деятельности большое место, занимает атеистическая работа, направленная на изживание остатков религиозных воззрений у чувашей. Борьба с религиозными пережитками ведется путем чтения лекций, показа научных фильмов, средствами печати и радио. В Чувашии имеются многочисленные группы атеистов, членов Всесоюзного общества «Знание», проводящих не только лекторскую работу, но и индивидуальные беседы с верующими.

Организованное в 1923 г. Чувашское государственное издательство, постепенно усиливая свою полиграфическую базу, в настоящее время выпускает большое количество книг на чувашском и русском языках (за 40 лет Чувашия выпустила 48 млн. книг). Значительными тиражами выходят в Чувашии десятки названий газет и журналов.

Большую роль в поднятии культуры населения играют кино и радио. Если в 1926 г. в чувашской деревне цачали работать четыре кинопередвижки, то в 1962 г. только в системе Министерства культуры Чувашской АССР имелось более 500 стационарных киноустановок в сельских местностях. Построен телецентр. Радиотрансляционной сетью охвачена вся территория республики. Во многих населенных центрах имеются свои радиоузлы. *

Развивается в республике и художественная самодеятельность. Если в прошлом просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев мог лишь мечтать о том, что когда-нибудь чувашская песня «выйдет из оврага», то теперь, в значительной мере на базе традиционных хороводов, на селе возникли сотни самодеятельных хоров, оркестров, танцевальных коллективов и драматических кружков, многие из них становятся профессиональными художественными организациями, особенно при домах культуры.

Большое внимание уделяется заботе о здоровье населения. В настоящее время нет населенного пункта, в котором не было бы какого-либо медицинского учреждения. Почти не осталось людей, обращающихся к знахарям. В республике работает свыше 125 больниц с большим количеством медицинского персонала и хорошим оборудованием, а также развитая сеть родовспомогательных учреждений, женских консультаций и т. п. Появились диспансеры, санатории. Общее количество коек превысило 7 тыс. В республике работает свыше 1200 врачей, тогда как накануне революции в Чувашии было всего 22 врача. Прежде в чувашских селах не было ни одного глазного врача, хотя около 50% населения болело трахомой. В наше время трахома, считавшаяся прежде «национальной» болезнью коренного населения края, исчезла.

Фольклор и литература

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры , известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Среди обрядовых песен очень многие связаны со свадебным циклом. Здесь и «плач невесты», полный воспевания девичества и ужаса перед тяжелой подневольной долей замужней женщины, песни подруг невесты и дружков жениха, а также представителей старшего поколения с пожеланиями новой семье всевозможных благ.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Незадолго до революции 1905-1907 гг. чувашская литература вышла из стадии рукописной и начала распространяться гораздо шире. В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), в которой печатались и художественные произведения. Она издавалась в течение 1906 и 1907 гг. Несмотря на реакцию, наступившую после революционного подъема, число чувашских писателей возрастало.

Наиболее крупным из них был К. В. Иванов (1880-1915 гг.)-поэт, публицист, сатирик, переводчик. Писал он на родном языке и много сделал для его обогащения. Среди его произведений особенную известность получила поэма «Нарспи» с драматическим сюжетом из народной жизни. Писателями-сатириками, раскрывавшими социальные противоречия в чувашском обществе, были М. Ф. Акимов, Т. С. Семенов-Таер, Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Федоров, написавший прекрасную поэму «Ардури» («Леший»), полную картин социальной несправедливости и безотрадной жизни бедноты.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Литература на родном языке, тесно связанная с практической жизнью народа, значительно содействовала повышению культурного уровня трудовых масс, их воспитанию в духе интернационализма. Среди прозаических произведений последних лет заметно выделяются романы из быта чувашей: «Деревня в ветлах» К. Турхана, «Близ Акрамова» Ф. Уяра, «Тридцатые годы» С. Аслана, повести «На Буинском тракте» А. Талвира, «Буйные ветры» М. Ухсая и др. Из поэзии наиболее популярны поэмы «Перевал» и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, книги стихов «Песнь сердца», «Поют дубравы» и другие П. Хузангая и немало стихов молодых поэтов.

Произведения драматургов А. Калгана «Волна Октября», А. Эсхеля «Три свадьбы», В. Алагера, Н. Терентьева и других с успехом идут на сценах театров Чувашской АССР. Среди детских и юношеских книг наиболее популярны произведения Л. Агакова, В. Давыдова, Н. Евстафьева.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

(Из опыта работы)

Широкие круги общественности обеспокоены тем состоянием, в котором оказался чувашский язык. Поэтому, 27 октября 1990 года был принят закон «О языках в Чувашской Республике». Государство берет на себя обязанности гаранта полноценного и полнокровного функционирования языка коренного населения республики и тем самым обеспечивает существование и будущее чувашского народа, как нации.

Обучению детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».

Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живут, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.

Основными задачами работы МБДОУ в этом направлении является:

  • воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
  • развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;
  • формировать желание слушать и понимать чувашскую речь.

Эти задачи решаются не только на занятиях обучения чувашскому языку, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей.

Чувашский народ создал огромную количество изустной литературы: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струи, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные и бытовые.

Не совсем верно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственной облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ чувашского устного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали педагогическими средствами. Пословицы и поговорки содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружелюбия.

Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Целью воспитания народ всегда считал подготовку молодёжи к самостоятельной жизни. К этой основной цели направлялась все усилия, все виды, формы и методы воспитания.

Тема труда прочно утвердилась в песнях и играх детей. В них воспевается труд, трудолюбие, высмеиваются лентяи - лежебоки или же такие мастерицы, как Дуня - тонкопряха, чьи нитки «потолще каната, потоньше ослабли».

Как гармоническое слияние труда и искусства выступает традиционные трудовые праздники, имеющиеся у каждого народа. Праздники эти обычно связаны с завершением весенне-полевых работ. У чувашей традиционным праздником является «Акатуй».

В МБДОУ тоже проводятся такие традиционные праздники, как: «Акатуй», «Сурхури». На этих праздниках используется песни на чувашском языке, музыка, хороводы, танцы и игры.

Воспитание - мощный ускоритель общественного прогресса. Ещё на заре человечества, когда под воспитанием в основном подразумевалась питание, уход за детьми, передача им трудовых навыков и умений, общественная значимость этого вида человеческой деятельности была исключительно велика.

Практические цели, задачи воспитания постоянно активизировали мыслительную деятельность людей, способствовали возникновению воспитательных идей и традиций, воспитание было и будет всегда. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумывать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ».

Приобщение же к искусству, любовь к родному краю, к родному языку начинается с первых дней жизни ребенка - колыбельными песнями убаюкивали ребенка. Матери, бабушки, сестры, нередко братья поют эти песни над колыбелью или укачивая ребенка на руках. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. В колыбельные песни вложено очень много ласки, любви. Как отмечает Г.Н. Волков, слова песни детям, лежащим в колыбели, ещё не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, не проходит бесследно.

Колыбельная песнь - это, действительно, вызывающий изумление гениальный сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный содействовать росту и развитию ребенка.

Народная песня чрезвычайна разнообразна. Немало чувашских песен, сочиненных специально для детей. Ни одна возрастная группа не обижена, песни есть для каждого. Недавно малыши засыпали под песню матери, а теперь сами поют колыбельную своим куклам. Известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил о песнях, как о наиболее яркой части духовного богатства чувашского народа.

Важную роль в воспитании личности ребенка занимает загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, иные несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышления детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Много загадок имеется о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека. Например:

  • Пéр çãмхан çичé шãтãк (голова - пуç).
  • Икé тãван урам урлã пурãнаççé, нихãçан пéр-пéрне курмаççé (куç - глаза).

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песни, пословицы, поговорки, загадки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Я работаю над проблемой «Влияние чувашского народного фольклора на развитие личности ребенка» со второй младшей группой. Что же заставило меня работать над этой проблемой?

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе народный чувашский фольклор. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Для успешного решения своей проблемы я изучила такую литературу:

1. Г.Н. Волков «Этнопедагогика», Чебоксары, 1974 г.

2. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.

3. В.Я. Канюков «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.

4. М.Я. Сироткин «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.

5. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.

6. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.

7. М.И. Скворцов «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.

Начала я работу с детьми младшей группы. В группе основная часть

детей была из чувашских семей. Но они не все владели чувашским языком. Поэтому мы поставили перед собой такую цель - развивать у детей чувашскую речь, знакомить с чувашским устным народным творчеством.

Для успешного решения этих задач по изучению чувашского языка и культуры родного края нам нужно было создать условия для работы.

В групповой комнате у нас есть специальный чувашский уголок. Там есть куклы в национальных костюмах. Детям нравится играть с ними. Также у нас выделено место для изделий чувашских мастеров из керамики и из дерева. Есть разные книжки чувашских писателей и поэтов: «Асанне юррисем» К. Вишневская, «Ача садéнче» П. Ялгир, «Утãра» И.Я. Яковлев. Специально для работы с детьми по чувашскому фольклору изготовили альбомы: «Шухã вайãсем», «Шапа сãввисем», «Тупмалли юмахсем», «Ваттисен сãмахéсем», «Сãпка юррисем». Всё это мы используем в своей работе на занятиях по обучению чувашскому языку, по ознакомлению с народным творчеством. Изготовили для показа кукольного театра фанерных героев из русских и чувашских сказок: «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Айван чãхã», «Тилé тус», «Сармантей», «Алсиш».

Литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974 г.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.
  3. Волков Г.Н. «Этнопедагогика чувашского народа», Чебоксары, 1974 г.
  4. Детская литература (Под редакцией Е.Е. Зубаревой), М., 1989 г.
  5. Канюков В. Я. «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.
  6. Мельников М.Н. Русский фольклор.
  7. Павлова Л. Фольклор для маленьких. /Д./в. - 1990, №7, №4.
  8. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
  9. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.
  10. Сироткин М.Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
  11. Скворцов М.И. «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.
  12. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.
  13. Хрестоматия для маленьких.

В чувашском устно-поэтическом творчестве представлены почти все жанровые виды и формы, за исключением, видимо, эпических произведений. Богат сказочный фольклор (юмах, халап ), который подразделяется на три основные группы: волшебные или героические, бытовые сказки и сказки о животных. Волшебные сказки в основе имеют художественный вымысел, отличаются обильной фантазией, их главный идейный мотив - борьба со злом за правду, за счастье народа. В сказках о животных в аллегорической форме отображена жизнь людей и их взаимоотношения, а в бытовых - осмеиваются общие человеческие недостатки и пороки. И тем, и другим присуща общая для них сатирическая и юмористическая направленность.

Чувашские пословицы (ваттисен сăмăхĕсем ) и поговорки (каларăшсем ), составляющие другой жанр устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений.

Чрезвычайно богато представлен у чувашей песенный фольклор (юрă ). Бытовали трудовые, обрядовые, свадебные, поминальные, рекрутские, застольные, лирические, а также исторические песни. Среди молодежи широко распространенными были любовные, посиделочные, хороводные, игровые и шуточные песни и баллады. Важное место в песенном жанре принадлежит частушкам (такмак ).

Вокальная музыка была в основном одноголосой. Дуэтное пение, а также двухголосие и многоголосие получили распространение в контактных зонах - под влиянием русских, мордвы, украинцев и др. По многочисленным исследованиям специалистов, в Приуралье сохранилось множество архаичных музыкально-фольклорных явлений, которые давно уже исчезли в остальных регионах, в том числе в Чувашии. Например, здесь достаточно устойчиво бытуют такие обрядовые комплексы, как вăйă , уяв, нартукан и т.д. К архаическим явлениям, законсервировавшимся в фольклоре приуральских чувашей, следует отнести также часто повторяющиеся в обрядовых песнях (свадебных, поминальных, святочных и др. ) ярко выраженные дохристианские (языческие ) сюжетные мотивы. Неотъемлемой частью народного творчества являются танцы (ташă ). Мелодии женских танцев были умеренными, мужских - быстрыми и оживленными. Движения девушек (женщин ) в танце обычно плавные, мягкие и очень выразительные. Мужской же танец по сравнению с женским резко контрастен - отличается удалью и задором, темпераментностью и быстротой движений.

Исполнение большинства песен и танцев у чувашей сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка - пузырь (шăпăр ), гусли (кĕсле ), скрипка (сĕрме купăс ), дуда (шăхлич ), барабан (параппан ) и др. Однако при этом следует иметь в виду, что барабан как музыкальный инструмент применялся в основном среди верховых чувашей. Разновидностью волынки-пузыря являлась зурна - сăрнай, которая обычно изготовлялась из цельной шкуры животных - козы или жеребенка - и отличалась богатством звучания. Со второй половины XIX века чувашам стали известны также русская балалайка (тăмра ), гармонь (хут купăс ), а еще позже - гитара, мандолина, баян и другие музыкальные инструменты. Примечательно, что традиция игры на волынке-пузыре (шăпăр ) среди приуральских чувашей держалась довольно долго - вплоть до 50-60-х годов XX в., тогда как остальные инструменты рано вышли из бытования и сохранились в основном в воспоминаниях сторожилов. В настоящее время чувашские народные инструменты используются в основном фольклорными коллективами и профессиональными артистами.

Номинация «Этнография»

Чувашский музыкальный фольклор

Чувашская Республика

г. Новочебоксарск,

ул. Семенова, 25а (17)

sosh 16- nowch @ edu . cap . ru

МБОУ «СОШ №16»

г. Новочебоксарск

Чувашской Республики

Контактный телефон:

Научный руководитель:

учитель чувашского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Контактный телефон: (83, 6-74

E-mail: *****@***ru

Новочебоксарск-2012

Введение 3-6

Основная часть

Музыка в жизни древних чувашей 6-7

Фольклорное движение в Чувашии 7-8

Народно-инструментальная музыка 8-11

Выводы и заключение 11-12

Использованная литература 12-14

Приложение 15-23

Введение

Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир красоты, живет идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. На уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. На уроках музыки комплексно используется: пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной с тановится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Новизна полученных результатов. Мы пытаемся определить тенденции использования народной музыки в современной школе. Также в работе осуществляется систематизация всех исследований в области чувашского музыкального искусства в одной отдельно взятой работе, так как именно такой системы не хватало в школьной программе по изучению народного фольклора. Доказана историко-культурная обусловленность традиций коллективного народного инструментального музицирования.

Тема нашего исследования «Чувашский музыкальный фольклор». Почему выбрана нами эта тема? Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто значителен, но и перспективен. Педагогическое наследие просветителя И. Я. внесли значительный вклад в осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа. Оно должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры.

Цель работы: исследование роли фольклора в формировании духовно-нравственных качеств личности и сохранение культурных традиций чувашского народа.

Были поставлены следующие задачи: 1) изучить развитие музыкального искусства чувашей; 2) ознакомиться с фольклорным движением и группами в Чувашии, которые ведут работу по возрождению и пропаганде старинных народных обрядов и традиций; 3) выявить роль музыкальных инструментов в развитии фольклорного движения Чувашии; 4) познакомиться с творчеством фольклорных ансамблей и мастерами изготовления народных музыкальных инструментов; 5) формировать нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения на основе использования духовных ценностей и воспитательного потенциала культуры народов.

Методы исследования: выявление, сбор, классификация, изучение и анализ источников; изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; работа в библиотеках и музеях школы, города Новочебоксарск и Чебоксар, архивах, сбор и отбор материалов; беседа, интервью; просмотр, слушание видео и аудио кассет.

Полученные результаты

Вагапов. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1979 – Шупашкар. Чăваш кĕнеки издательстви. 2195. С. 87

Енькка Елена. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 2004. С. 186-205.

Ильгачева народные песни для детей. Методическое пособие для классной и внеклассной работы. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 2008.

И льются звонко «Родники России». Программа праздника. Г. Чебоксары. 23-24 июня 2011 .

Кириллова. Р. // Советская Чувашия. – 21 октября 2010 . – С. 1.

Кондратьев музыкальное искусство Чувашии. – Научно-исследовательский институт языков, литературы, истории и экономии при Совете Министров Чувашской ССР, 1991.

Чăваш сăмахĕ. Вырăс шкулĕн 8 класĕ валли. – Шупашкар. Чăваш кĕнеки издательстви. 2008. С.32.

Чăваш сăмахĕ. Тĕрлĕ чĕлхеллĕ шкулăн 4 класĕ валли. – Шупашкар. Чăваш кĕнеки издательстви. 1997. С. 171-176.

Интернет-ресурсы

Владимирский Сергей. Кто хранит традиции предков? – http://grenada. /kto2.htm библиотека ансамбля «Гренада».

Культурное наследие Чувашии - http://nasledie. /nasledie/literatura/folklor/

Лукина: Воспитательная проблематика фольклора. – http://works. /59/100040/

Чувашская государственная филармония – http:///index/muzykalnye_instrumenty/0-55

Чувашская энциклопедия – http://enc. /?t=publ&hry=12&lnk=1503

Чувашский фольклорный ансамбль «SHUSM» – http:///ans/shusm. html

Результаты анкетирования

Диаграмма №1

1) Знакомитесь ли вы на уроках чувашского языка, культуры родного края и музыки с чувашским фольклором?

Диаграмма №2

2) Знакомы ли учащиеся 6-9 классов МБОУ «СОШ №16» с жанрами чувашского фольклора?

62% - посещают, 38% - не посещают

Диаграмма №4

4) Какая музыка тебе больше нравится: эстрадная или народная?

93 % - эстрадная музыка, 7 % - народная.

Некрасова искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

Родионов жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. - Чебоксары, 1982. - с.54-105.

Кондратьев музыкальная литература. Тема 1: Чувашская народная музыка. – Чебоксары, 1982.

Http://mp3-chuvash. /publ/prochee/muzyka_v_zhizni_drevnikh_chuvashej

Http://uyav-folk. /fotoalbom. html

Михайлов по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. – Чебоксары, 1972. С.38.

Иванов-Ехвет ищут приют. – Чебоксары, 1987. С. 36-37.

Милькович и верование чуваш Симбирской губернии: этнографический очерк Мильковича, писателя конца 18 века о чувашах//Известия ОАИЭ, Казань, 1906. Т. 18, вып. 1. С. 34-67.

Илюхин культура Чувашии. – Чебоксары, 1962. С. 69.

Http:///kollektivi/vokalnie/sarnaj. html