Родовое проклятие фрунзика мкртчяна. Тайное наследие мкртчяна Тофик мкртчян биография

Фильмы «Кавказская пленница» и «Мимино» принесли Фрунзику Мкртчяну просто сумасшедшую любовь зрителей. В родном Ереване его и сейчас считают национальным героем, его портреты висят на улицах. При жизни у актера было всё – слава, деньги, почет. Но все это ему было не в радость из-за трагедий в личной жизни. 4 июля ему исполнился бы 81 год.

Трагедии в личной жизни у Мкртчяна начались в студенческом возрасте. Он влюбился в девушку по имени Джульетта, родители которой были против их свадьбы. Борьба за любимую продолжалась несколько лет и закончилась полным провалом. Быть может, от досады Фрунзик женился на своей однокурснице Кнаре, брак с которой продержался всего лишь год. Со своей второй женой Фрунзик познакомился в стенах того же театрального института. Красавица Донара Пилосян была звездой курса, за ней волочились многие, но когда Фрунзик решил на ней жениться, друзья очень удивились.

– Мы его очень долго отговаривали от этого шага, – вспоминает друг Фрунзика кинорежиссер Нересс Оганесян. – Донара была талантливой актрисой, но всех в ней настораживал ее импульсивный характер. То смех, то слезы, то убежит куда-то… Видимо, уже тогда болезнь начинала проявляться.

Сначала все было хорошо, у молодых родилась дочь Нуне. К тому времени Фрунзик уже снялся в фильмах «Тридцать три» и «Кавказская пленница», в семье появился достаток, переехали из провинции в Ереван, купили машину. Донара в общем-то тоже рассчитывала на карьеру актрисы и не собиралась сидеть дома. Каждый раз, когда муж проходил пробы, она настаивала, чтобы он протаскивал в ленту и ее. Именно благодаря ему она получила эпизодическую роль в фильме «Кавказская пленница», сыграв экранную жену Мкртчяна.

– Сначала Фрунзик думал, что жена ревнует его к успеху, что в общем-то так и было, – вспоминает брат Мкртчяна Альберт. – Но потом пошли совсем необъяснимые поступки. Она устраивала ему страшные истерики прямо в театре. Фрунзик не мог даже поздороваться с другой женщиной – сразу ревность. Дома била посуду, лезла драться, кричала… Поведение становилось неадекватным. Брат надеялся, что рождение второго ребенка ее успокоит. Но стало еще хуже…

Донара не хотела заниматься своими детьми. Когда ее нездоровое состояние уже было трудно не заметить, дочери исполнилось 12 лет, сыну же – всего два года. Приходя домой, Мкртчян находил детей голодными и грязными, а жену в депрессии. Знакомые надоумили его показать Донару врачу. Выяснилось, что у нее шизофрения. Фрунзик не пожалел денег и отправил жену лечиться в хорошую клинику во Францию. Правда, долго в одиночестве актер не пробыл. Поняв, что Донара не выздоровеет, он получил право жениться снова и использовал этот шанс. На этой почве у него возникли разногласия с дочерью, которой казалось, что при живой матери жениться нельзя. Как бы то ни было, Нуне решила эмигрировать и, выйдя замуж, уехала в Аргентину. Единственной радостью Фрунзика стал его сын Вазген, поведение которого тоже настораживало. Обследование показало, что душевная болезнь матери передалась мальчику по наследству. От этой новости Мкртчян сильно сник. Он отправил Вазгена лечиться в ту же клинику, где находилась жена. Говорят, в надежде на просветление врачи устроили им «очную ставку». Но друг друга мать и сын не узнали…

Несмотря на проблемы в семье, Мкртчян продолжал много сниматься, режиссеры знали: он всегда принесет успех фильму. Именно поэтому Георгий Данелия взял его на роль шофера Хачикяна, несмотря на то, что к тому времени Фрунзик сильно выпивал. Несколько раз из-за его загулов даже останавливали съемки и режиссер был, что называется, на грани. В конце каждого съемочного дня Мкртчян с многочисленными друзьями оказывался в ресторане. Как-то в сердцах он бросил фразу про дочь, мол, ее уже нет. Эти слова переиначили, и в итоге по всей стране разнеслась новость: дочь Мкртчяна погибла! Мол, от этого он и запил. Даже Данелия так думал и, жалея актера, не снял его с роли, хотя намеревался. На самом же деле Нуне, попавшая в дорожную аварию, выжила, но до сих пор многие считают, что она трагически погибла.
После выхода фильма «Мимино» всенародная слава Мкртчяна достигла высшего предела. В аэропорту он проходил паспортный контроль без документов, каждый человек, встретившийся ему на улице, звал его в дом.

– Фрунзик был очень увлекающимся человеком, – вспоминает родной брат актера. – Захотелось ему, к примеру, поехать в Сочи, он встал и поехал. Приехал оттуда, а все деньги целы. Оказалось, его везде пустили бесплатно – и в самолет, и в ресторан.

При этом Мкртчян, приезжая в Армению, был абсолютно доступен и не кичился своим положением. А мать его не скрывала от других детей, что больше всего любит Фрунзика. Даже когда он стал взрослым мужчиной, она по старой привычке мыла его в ванне. Вот только влиять на пристрастие сына к алкоголю она не могла. Фрунзик даже не знал, что находится в предынфарктном состоянии. Приступ случился во сне. В декабре 1993 года он лег спать и не проснулся. Родной брат Мкртчяна усыновил своего племянника Вазгена, но тот ненадолго пережил отца. У дочери актера в 1998 году обнаружили опухоль матки, врачи сделали удачную операцию. Но в период восстановления у пациентки оторвался тромб, она умерла мгновенно…

– Я уверен, что причина столь ранней смерти брата – саморазрушение, – говорит Альберт Мкртчян. – Он сознательно все это делал, потому что так и не смог пережить болезнь жены и сына.

Что касается Донары, то судьба отмерила ей долгую жизнь. Уже больше двадцати лет она содержится в Севанской психиатрической лечебнице в Армении. Надежды на излечение у нее нет.

…Когда вторая жена Фрунзика Мкртчяна стала устраивать сцены ревности без всяких на то оснований, он был готов к любому объяснению, но только не к тому, что услышал от врачей. Это поставило карьеру актера «на паузу» и навсегда изменило его жизнь.

Блестящее начало

Сын армян, спасшихся от турецкого геноцида, Фрунзик Мкртчян в 15 лет подрабатывал помощником киномеханика. Волшебный мир кино так увлек его, что парень стал посещать театральный кружок, а затем поступил в студию при театре города Ленинакана (ныне Гюмри).

Игра на сцене стала его способом борьбы с насмешками из-за слишком большого, даже по армянским меркам, носа.

«Когда Бог раздавал народам носы, спрашивал у людей, какой формы они хотели иметь орган обоняния. Русский пожелал такой, чтоб рюмку не мешал опрокидывать. Грузин, как Кавказские горы. Армянин спросил: «А почем?» Когда Господь ответил, что бесплатно, армянин произнес: «Тогда как можно больше», — будет шутить Мкртчян через много лет.


Из-за чести (1956)

Но тогда, в детстве, для него стало открытием, что недостаток может превратиться в достоинство: необычная внешность позволяла играть Сирано де Бержерака практически без грима, да и в других ролях Мкртчян был настолько хорош, что быстро стал звездой театра.

Вслед за сценой актер покорил кинематограф. Первые роли в фильмах он сыграл, еще будучи студентом Ереванского театрально-художественного института. В профессии все складывалось как нельзя лучше — чего нельзя было сказать о личной жизни.

Семейная драма


Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро закончился разводом, что по молодости не казалось трагедией. Вторые серьезные отношения Фрунзика — с актрисой Донарой Пилосян — уже были более взрослыми.

Донара была настоящей красавицей, любившей мужа всем сердцем и получавшей такую же любовь в ответ. Они познакомились, когда она поступала в театральный вуз, быстро поженились и стали вместе работать. Донара часто сопровождала Мкртчяна на съемках — в «Кавказской пленнице» ей даже досталась эпизодическая роль жены Джабраила.

Это она печально объясняет Шурику особенности кавказских свадеб, стоя у ворот после похищения Нины.


Какое-то время дом Фрунзика Мкртчяна был полной чашей: любимая жена, обожаемые дети (дочь Нунэ и сын Вазген), признание публики и работа, на которую он шел с удовольствием. Но затем что-то начало меняться.


Донара вдруг стала очень ревнивой и подозрительной: не отпускала от себя мужа ни на шаг, скандалила, считала, что вместо гастролей он уезжает к любовнице. Фрунзик сначала успокаивал супругу, потом начал срываться сам: часто после съемок или спектаклей ему не хотелось возвращаться домой, и он шел выпивать или просто шатался по городу.

Когда обстановка дома стала совсем невыносимой, Мкртчян последовал совету друзей и записал жену на прием к психиатру. Диагноз «шизофрения» разделил их жизнь на до и после.

Актер взялся за лечение жены всерьез: показывал ее специалистам Еревана и Москвы, возил за границу. Много лет ушло на то, чтобы смириться с неизбежным: Донаре ничем нельзя было помочь, ее состояние лишь прогрессировало. Занимаясь ее здоровьем, Мкртчян отказался от многих звездных ролей — в его карьере наступило затишье.

В конце концов, он согласился на то, чтобы поместить Донару в психиатрическую больницу во Франции. Сам он должен был продолжать работать, чтобы поднимать двоих детей. Когда дочь Нунэ вышла замуж и переехала в Аргентину, они с сыном остались вдвоем.

…На этот раз он понял все гораздо быстрее: слишком уж странности в поведении Вазгена напоминали поведение его матери. Врачи подтвердили: тот же диагноз, те же перспективы. Эта новость сломила Фрунзика Мкртчяна окончательно.

Он продолжал сниматься в кино и играть в театре, но внутренне так и не смирился, что его жена и сын живут в психиатрической больнице. Когда Донара и Вазген встречались друг с другом в коридоре, они даже не узнавали друг друга.

Конец

Черная полоса ненадолго сменилась на светлую, когда Фрунзик Мкртчян познакомился с Тамарой Оганесян. Они прожили вместе несколько лет, но к шестидесяти годам актер снова остался один. Из театра, в котором он прослужил больше тридцати лет, ушел, не согласившись с назначением нового режиссера.


В кино после 1987 года тоже не снимался — говорил, что в его возрасте делать это уже поздно. Мкртчян мечтал о собственном театре и даже начал работать над его созданием, но закончить не успел.

«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе», — объяснял родной брат актера Альберт Мкртчян.

На протяжении жизни Фрунзик Мкртчян записывал свои мысли на магнитофон – перед смертью он попросил передать запись единственной наследнице.

Внучка знаменитого советского актера Ирэна Тертерян расшифровала уникальную аудиозапись с посланием любимого деда. Откровения «клоуна с осенью в сердце» будут опубликованы в виде книги.

Внучка Ирэна Тертерян, единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, вернулась на родину в Ереван только через 13 лет, чтобы почтить память своего знаменитого деда.

Она приехала из далекой Аргентины, куда эмигрировала еще ребенком. Ирэна вернула Родине «завещание» великого актера.

– О таинственной аудиозаписи мне рассказала мама, дочь Фрунзика Мкртчяна Нунэ, – рассказывает в интервью «Жизни» Ирэна. – Она говорила, что дед хотел написать книгу и потому записывал свои мысли. Мама мечтала опубликовать записи деда, но болезнь подкосила ее…

Мкртчян обожал сына Вазгена и так страдал из-за его болезни

После неудачной операции дочь Фрунзика Нунэ умерла. Ирэне тогда исполнилось 13 лет.

– Спустя годы я осознала важность возложенной на меня миссии, – говорит Ирэна. – Я единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, и в моих руках его душа, все, что он хотел передать потомкам. И тогда я решила завершить дело дедушки и моей мамы и опубликовать книгу…

Сегодня в ереванском издательстве уже работают над обложкой книги. Двести страниц откровений великого актера на армянском языке планируется выпустить к концу июля.

– Помню, как дед учил меня рисовать, – вспоминает Ирэна. – Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз – плакать. Каждый человек – тоже рисунок, только он – изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…

Судьба

Доля самого комического актера с отпечатком неизгладимой грусти на лице Фрунзика Мкртчяна незавидна. Неудивительно, что пережив на склоне лет клиническую смерть, Фрунзик не хотел возвращаться. «Зачем вы меня вернули, там так хорошо!» – говорил Фрунзик Мушегович врачам, которые и не предполагали, что актер выживет.

– Я был рядом в тот момент, – рассказывает «Жизни» родной брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Фрунзик, очнувшись, сказал мне: «Там все серебряное, так спокойно».

Личная жизнь актера не сложилась. Болезнь первой жены, нездоровье сына, отдаленные отношения со второй семьей. Родные говорят, что к тому моменту, когда Мкртчяна настигла болезнь, он был глубоко уставшим человеком. Бесконечные съемки. Он жил в самолетах, ел в самолетах – всю его жизнь заполняла работа. Но она и спасала его от тяжелых раздумий о своей не очень счастливой судьбе…

Супруги Донара и Фрунзик сыграли самих себя в комедии «Кавказская пленница»

– Фрунзик был моим сердцем, – признается «Жизни» брат актера. – Я готов был сделать все для него. Но я не люблю, когда о нем говорят как о человеке несчастном. Бог даровал ему такой талант, поэтому на судьбу Фрунзик никогда не обижался… Он по-настоящему любил жизнь. Но она не отвечала ему взаимностью. Умер актер в 63 года. Его сердце отказалось работать.

Семья

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была сложной и поэтому особо скрытной. С первой женой Донарой они сошлись благодаря профессии. Красивая девушка тоже была родом из родного Фрунзику города Ленинакана. Прежде чем поступить в театральное училище, Донара обратилась за помощью к знаменитому земляку. А через некоторое время они поженились. Актрису Донару Мкртчян зрители запомнили в роли жены товарища Джабраилова (героя Фрунзика Мкртчяна) в фильме «Кавказская пленница».

– Они прожили вместе достаточно долго, – говорит «Жизни» Альберт Мкртчян, – у них было двое детей Нунэ и Вазген. Донара очень ревновала мужа. Оттого частыми в доме были скандалы, а позже на нашу семью свалились настоящие несчастья…

Донара становилась неадекватной – частое отсутствие мужа она трактовала как измену и предательство. Родственники стали замечать, что поведение женщины иногда бывает просто непредсказуемым. Врачи поставили диагноз – шизофрения. Вскоре Донара перестала узнавать даже родных детей. На том несчастья актера не закончились, у сына Вазгена стали проявляться те же симптомы – несчастный Фрунзик был просто потерян…

– Донара тогда уже находилась на постоянном лечении в клинике, - говорит Альберт. – Последние годы актер и его сын жили вдвоем. А позже Вазгена тоже поместили в больницу.

Счастье Тамар и Фрунзика было коротким

После смерти Фрунзика Мкртчяна о существовании Донары просто забыли. В прессе появились публикации о ее смерти. Но как оказалось, первая жена актера до сих пор жива.

– Моя бабушка живет в пансионате под Ереваном, – рассказывает «Жизни» Ирэна Тертерян. – В прошлом году мы с ней встретились впервые после 13 летней разлуки. Чувствует она себя хорошо, даже узнала меня. Правда, сказала, что я ее дочь – Нунэ… Она до сих пор думает, что ее дети живы. А ведь дядя Вазген умер через несколько лет после смерти дедушки, ему было 33 года. Бабушка Донара по сей день живет воспоминаниями. Когда я зашла к ней попрощаться перед отъездом, нам пришлось вновь знакомиться – в этот раз она меня не узнала…

Любовь

– Фрунзика обожали женщины, – улыбается Альберт Мкртчян, – несмотря на огромный нос, в нем было столько обаяния, что не каждая могла устоять. Помню такой случай. Катались мы с Фрунзиком на машине по Еревану. Он тут решил «пятаки» покрутить. Даже милиция на его забавы реагировала спокойно. Тут брат увидел женщину необыкновенной красоты. Мы приблизились. Фрунзик открыл дверь машины, пригласил сесть. Женщина растерялась, но ответила достойно: «Я бы с радостью, уважаемый Фрунзик, но в городе Он». Мы часто вспоминали с братом этот случай и смеялись…

Актеру удалось покорить сердца только двух женщин –Донары и Тамар.

Вторая супруга Фрунзика, женщина необыкновенной красоты и талантливая актриса, Тамар Ованесян работала в том же театре им. Г. Сундукяна, что и сам Мкртчян.

– Вместе они прожили около четырех лет, – вспоминает Альберт. – Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же у них была большая разница в возрасте – 15 лет…

– У них были довольно сложные отношения, – рассказывает знакомая Тамар Жанна. – Два сильных, талантливых человека – они не могли порой найти общего языка. В творчестве они удивительно дополняли друг друга. А в жизни что-то получалось не так. Жили в разных квартирах, но были официально зарегистрированы как супруги. Женились, разводились и снова сходились. Многие обвиняли Тамар в смерти Фрунзика, считая, что она довела актера до инфаркта своим своенравным характером. Тамар очень переживала, что не родила от Фрунзика ребенка…

Вот уже 13 лет Тамар Ованесян живет в Америке. Сегодня даже родные не знают, как сложилась ее судьба.

– Там она устроилась работать в армянском театре, – рассказывает брат Тамар. – С годами связь потеряли. О том, как она живет сегодня, мне ничего не известно…

Ирэна

Похоронив отца, дочь Фрунзика Нунэ покинула Армению. Внучке Ирэне было тогда всего девять лет.

– Она мне такая же внучка, как и Фрунзику, – ревниво подчеркивает Альберт Мкртчян. – На некоторое время мы потеряли всякую связь. Она росла в Аргентине, можно сказать, что ее воспитанием занимался отец. Ведь дочь Фрунзика Нунэ ушла из жизни, когда ее Ирэночка была еще подростком. Это случилось через пять лет после смерти Фрунзика…

Связь с единственной наследницей Фрунзика наладил его брат. Режиссер Альберт Мкртчян как-то приехал в Аргентину на демонстрацию своего фильма.

– Я знал, что там живет Ирэна, пытался найти ее, – говорит Альберт. – Но встретились мы позже уже в Ереване…

Лучезарная улыбка Ирэны удивительно похожа на улыбку любимого дедушки

Ирэна и ее двоюродный дед Альберт Мкртчян виделись всего несколько часов.

– Мы почти не знаем друг друга, я помню ее совсем маленькой, а теперь она такая красавица стала, есть в ней что-то от ее матери Нунэ…

Сегодня 23 летняя Ирэна мечтает связать свою жизнь с литературой.

– С детства она была удивительно одаренной девочкой, – рассказывает бабушка Ирэны со стороны отца Ирина Тертерян. – Она могла бы быть и замечательной актрисой, как ее дед Фрунзик, и найти свое место в музыке, как ее дед Авет Тертерян, известный армянский композитор. Но куда ее выведет судьба, пока неизвестно.

Марина Русских

Советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Бесконечно талантливый, универсальный актер. Совсем простой человек. лишенный “звездности”, скромный, стеснительный.

Он прожил 63 года – слишком мало для великого актера. Был очень уважаемым человеком, которого узнавали на улицах, не спрашивали документов, даже денег в магазинах и ресторанах часто не брали.

Имя Фрунзик не вполне армянское и уж точно для Армении не традиционное. Не известно, в честь кого Фрунзик получил свое имя – возможно, в честь Михаила Фрунзе. Младшего брата Фрунзика назвали Альбертом – тоже явно не армянское имя.

Мкртчян не любил своего имени. И это знали его друзья.

Однажды во время зарубежных гастролей группа Ереванского театра имени Сундукяна попала в Бейрут. Представителям армянской диаспоры игра Мкртчян так полюбилось, что Фрунзика стали называть Мгер – “Солнечный”, или “Светлый”. Это имя ему очень нравилось.

У семьи Мкртчянов нет родословной. Родителей Фрунзика, тогда еще совсем детей, нашли на дороге. Они стали жертвами турецкой резни, в ходе которой погибло около миллиона армян. Детей подобрали и определили в детский дом в Гюмри. Здесь они и познакомились – Мушег и Санам.

В 1924 году они стали мужем и женой.Жили они бедно и не очень счастливо.

В 1930 году, 4 июля, на свет их первенец. Для Санам маленький Фрунзик был настоящим счастьем. Привязанность к первенцу она сохранила на всю жизнь. В семье было четверо детей. В детстве Фрунзик был слабеньким и ранимым.

В детстве он хорошо рисовал, и отец больше всего хотел, чтобы старший сын стал художником.

Того города, в котором родился Фрунзик, уже не существует. Ужасная катастрофа -землетрясение 1988 года – уничтожила старые кварталы и убил тысячи жителей Ленинакана.

Район, в котором жили Мкртчяны, считался в Ленинакане бандитским. Кругом царила бедность.

Не известно, как учился он в школе. В зрелом возрасте Мкртчян очень хорошо знал мировую литературу и классическую музыку.

Лет в десять Фрунзик, уже неоднократно побывавший в местном театре и загоревшийся идеей стать артистом, затеял свою детскую игру “в театр”. На площадке второго этажа, прямо перед дверью квартиры с помощью матушки Фрунзик соорудил самодельный занавес. Перед ним установил ряд стульев, попросил их у соседей. И начал “представление”. Игра заканчивалась с приходом отца.

Классе в пятом Фрунзик попробовал вступить в театральный кружок при Доме культуры текстильного комбината. Талант мальчика был настолько очевидным, что его тут же взяли. Интересно тот факт, что его взяли во взрослую группу, где играли ребята гораздо старше, а он был самым младшим.

однажды на его спектакль решил прийти отец. Спектакль закончился. Фрунзик отправился домой, ожидая скандала. Но отец задержался. Утром Папаша был немногословен. Лишь завтраком буркнул: “Молодец, хорошо играл…”.

Однажды в 1945 году, когда Фрунзику исполнилось 15 лет. отец вернулся с работы чем-то обозленным. Спросил, почему сын не рисует. Фрунзик огрызнулся. Отец достал железную линейку и ударил Фрунзика по рукам… А спустя несколько минут в дверь квартиры постучали. Отец открыл. В квартиру ввалились люди в форме.

В этот вечер Мушега Мкртчяна арестовали. Он, как и и много раз раньше, вынес с комбината пять метров бязи. Выносили все – обматывая бязью ноги вместо портянок. Эту бязь собирали, потом продавали в рынке. И на эти деньги покупали одежду и пропитание для детей.

Воровали все. Иногда попадались. На суде Мушега признали виновным и присудили десять лет лагерей. Отца четырех детей отправили в Нижний Тагил валить лес. После десяти лет Мушег вернулся домой уничтоженным здоровьем и тут же умер.

Можно лишь представить, чего стоило матушке Санам поднять сыновей и дочек одной, без мужа. Возможно, именно эти трудные времена и воспитали во Фрунзике пренебрежение к роскоши и к собственной одежде. К предметам роскоши, ко всяком побрякушкам и украшениям Фрунзик относился презрением.

В 15 лет, еще школьником, Фрунзик стал зарабатывать на жизнь. И это было не его желание, а суровая необходимость.

Друг отца, киномеханик Дома культуры текстильного комбината, взял мальчика себе в помощники.

Он проработал помощником киномеханика два года – до окончания средней школы. И за это время смог увидеть многие шедевры советского кино.

Мкртчян окончил Ереванский театрально – художественный институт, но при этом был актером – самоучкой.

В кинематограф Мкртчян вошел спонтанно, внезапно и как высочайший профессионал.

Дарование Фрунзика было настолько ярким, что в 1951 году руководство Ленинаканского театра желая своему воспитаннику, направил Мкртчяна в Ереван – в Театрально-художественный институт.

На втором курсе института Фрунзик отправился Ереванский театр – главный театр Армении. Ему устроили просмотр и тут же взяли.

Институт он закончил уже будучи известным в стране театральном актером. Ереван, в котором Фрунзик попал впервые в жизни, полюбился ему сразу.

Он учился на последнем курсе Ереванского театрального-художественного института. 18-летний брат Алберт учился здесь же – на втором курсе. Однажды братья поспорили. Фрунзик решил сняться в кино. На следующий день Фрунзик отправился на киностудию. Принес свою фотографию, отрекомендовался актером театра Сундукяна. Его внесли в актерскую базу. А потом он об этом визите забыл.

И вдруг его пригласили пройти кинопробы на роль в новом фильме “В поисках адресата”.

В 1956 году он снова получил приглашение и снялся в фильме “Из-за чести”. В 1959 году – “О чем шумит река”, а в 1960-м -“Парни музкоманды”.

После этого фильма наступила пятилетняя пауза, он играл только в театре и на все приглашения отвечал отказом.

Фрунзик в юности переживал за свое внешность, за большой нос. В юности – ведь в это время пора самоутверждения и поисков первого любви. Но его всегда спасало чувство юмора.

Он очень много пил.

Однажды, уже в восьмидесятые годы, Фрунзик попал в Нью-Йорк. Он не знал английского языка. Как на грех, в зале собралась публика, которая не знала ни армянского, ни русского. Американский зритель, который пришел на легенду советского кино. Катастрофа. Фрунзик моментально нашел выход. Он вышел на сцену. Поклонился. И … пять минут стоял молча, не произнося ни слова.Он просто смотрел в зал и “играл лицом”. И зал сползал от хохот под кресла. Спустя пять минут Фрунзик снова поклонился и удалился со сцены. Ему устроили грандиозную овацию. А этот концерт вошел в легенды.

Он никогда не был ангелом. Любил выпить, любил покутить друзьями. Любил женщин… И женщины любили его.

Фрунзик был удивительно несчастлив в семейной жизни. Трижды женился – и все неудачно.

Его первой любовью была девушка по имени Джульетта. Отношения не сложились – родители девушки были против ее брака с некрасивым парнем, да еще и со студентом.

На втором курсе познакомился с девушкой, не имевшей никакого отношения к миру искусства и ни разу не побывавшей в театре. Очень простая девушка по имени Кнара.

А потом была скромная студенческая свадьба – спустя несколько недель после знакомства.

Но потом они поняли, что не подходят друг-другу. У них к быстрому охлаждению добавились еще и нешуточные бытовые трудности. Им негде и не на что было жить. Их брак продержался несколько месяцев.

Вскоре в Ереван из Ленинакана приехала потрясающей красоты женщина, попросившая Фрунзика, как земляка, помочь ей поступить в театр имени Сундукяна. Мкртчян помог. И… снова влюбился.

Это была Донара. Была свадьба, шумная, щедрая. Донара не оставила театр и продолжала играть до тех пор, пока не родился их первый ребенок. Она сыграла с мужем в “Кавказской пленнице” – жену героя Фрунзика водителя Саахова “товарища Джабриала”. Потом она родила второго ребенка. И после этого Донара начала ревновать мужа. Скандалы Донары день за днем становились все безумней. Мкртчян обратился за помощью к докторам-психиатрам…

После роли в фильме “Кавказская пленница” Фрунзик получил всесоюзную славу. Роль была не большая, но все ровно его полюбили и не представляли другого артиста когда речь шла о роли кавказца.

Мкртчян стал самым смешным армянином советского кинематографа.

1969 году ему исполнилось 39. Он никогда не был богат, но в эти годы стал зарабатывать достаточно, чтобы купить автомобиль (в те годы “Волга” была признаком благосостояния) и полностью обеспечить семью.

Мкртчян любил застолье. Старался достать деликатесов, чтобы гости могли полакомиться икрой или экзотическими фруктами. Он же любил самые простые блюда. Обычно делал себе маленький бутерброд.

К своей популярности Фрунзик относился с юмором и самоиронией.

Однажды Мкртчяну пришло в голову идея – слетать в Сочи и хорошо там погулять. Взял с собой друга, Фрунзик отправился в аэропорт. В кармане у него лежала пачка купюр – тысяча рублей. Три дня друзья колесили по Сочи. Отдыхали в гостинице, обедали в дорогих ресторанах. Потом вернулись в Ереван – опять же самолетом. В кармане Фрунзика лежала все та же тысяча рублей…

В фильме “Мимино”, вышедшем на советские экраны в 1977 году, Данелия собрал любимых актеров – Вахтанга Кикабидзе, Евгения Леонова и Фрунзика Мкртчяна. Как рассказывал сам Данелия, они не могли решит с кем снимать. Тогда Данелия бросил монету. Выпадает орел – будут снимать Леонова. Решка -Мкртчяна. Выпала решка и директор картины отправился в Ереван договариваться с руководством театра, чтобы освободить Фрунзика от спектаклей.

В ходе съемок картины “Мимино” случилось неприятность – Мкртчян вдруг запил. Истинную причину срывов знали только близкие друзья. В ту пору положение супруги Мкртчяна было хуже некуда. Но Данелия поставил вопрос – либо пьянка, либо съемка. Мкртчян клятвенно пообещал бросить пить. И действительно некоторое время он не пил.

И все же он был человеком по-житейски беспечным и наивным. В Москву не съемки Мимино приехал без документов. Без документов улетел домой. А когда после шумного успеха картины “Мимино” в 1978 году Мкртчян стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Рубена Хачикяна. он приехал в Москву опять без документов.

Он был очень наивным. Например, никак не мог понять принципа работы телевизора. Искренне удивлялся – как изображение доходит из Москвы до Еревана.

Первое звание народного артиста Армянской ССР Мкртчян получил в 1971 году, когда актеру исполнилось 41 год.

В 1975 году Фрунзику была присуждена государственная премия Армянской ССР за участие в фильме “Треугольник”.

Фильм “Мимино” принес ему Государственную премию СССР, врученную в 1978 году.

Высшее звание в профессии – народного артиста СССР – Мкртчян получил в 1984 году.

Фрунзик очень ценил дружбу со старшим коллегой Азатом Шеренцом, которого называл крестным отцом в своей профессии.

Когда Донара лечилась ва Франции, в те же времена психическими болезнями Фрунзик отнес и сына Вазгена. Вазген тоже страдал шизофренией. Однажды в коридоре больницы мать и сын встретились. И… не узнали друг друга. Фрунзик терял себя, начал еще больше пить.

Мкртчяна уничтожила не только семейная трагедия. Его уничтожило одиночество. Но никто, кроме брата и самых близких друзей, не видел его рыдающим.

Он продолжал играть главные роли в лучших спектаклях Академического театра имени Сундукян, но все чаще задумывался о создании собственного театра – театра Мгера Мкртчяна. Этот театр по имени Мгера Мкртчяна открыл его брат Алберт Мкртчян.

Последным всплеском интереса к жизни, надежды на возрождение стала последняя любовь. Он не мог пройти мимо красивой женщины. А дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна – Тамара Оганесян – была невероятно красивой женщиной.

Фрунзик влюбился, ожил, прекратил свои запои, приоделся. Он добился свадьбы. Свидетелем на свадьбе был его близкий друг Георгий Тер-Ованесян.

Перед регистрацией брака Тер-Ованесян спросил: “Не слишком ли часто мы ходим в загс?” На что Фрунзик ответил: “Чаплин был женат не то пять, не то семь раз. Чем я хуже?”

Третий брак оказался для него несчастливым. Супруги переехали в четырехкомнатную квартиру, но прожили там недолго. Когда Тамара поняла, что стала женой алкоголика с разрушенным здоровьем, то стала закатывать Фрунзику ужасающие скандалы. Мкртчян уехал во Францию с больным сыном. А когда вернулся (за три недели до своей смерти), то из аэропорта отправился в свою старую однокомнатную квартиру. С женой он больше не виделся.

Самой дорогой вещью в его доме был кассетный магнитофон, работающий от батареек. Фрунзик любил классическую музыку и заслушивался Альбинони. Под музыку Альбинони он и умер…

25 декабря 1993 года Фрунзика поразило страшное известие – умер его друг Азат Шеренц. Шеренц прожил 80 лет. Фрунзил запил, жестоко, до полного беспамятства.

Источник – книга “Неформальные биографии” – Николай Надеждин

Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер обновлено: Январь 13, 2018 автором: сайт

Народный артист Армянской ССР, народный артист СССР Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993) был не просто народным любимцем. Он стал настоящим символом Армении. В кабинетах местных начальников, наравне с портретами руководителей партии и государства, висел и портрет актера Мкртчяна. Фрунзе, или как его еще называли Фрунзик, мечтал о трагических ролях, но ему доставались комедийные («Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966), «Мимино» (1977), «Суета сует» (1978), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). Может быть поэтому его герои всегда получались такими печальными. Актер снялся в трех десятках фильмов в основном в эпизодических ролях. Однако многие фразы, произносимые его персонажами, стали крылатыми, их повторяла вся страна.

Живая легенда

4 июля ему исполнилось бы 87 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.

«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.

Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».

Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.

Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.

«Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»

Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.

«Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».

Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.

А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.

Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.

Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».

Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.

«Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.

Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.

Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

Мамин любимчик

С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».

Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.

В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.

«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.

Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.

По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.

Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

Народный депутат

НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой. У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.

«Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.

С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.

Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.

Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.

Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.

Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».

Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.

У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.

Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик». http://www.aif.ru/archive/1684801


Солнце – так называли его друзья

Его улыбка была неотразимой, актерское дарование блистательным, а огромный нос всегда становился предметом внимания острословов. Легкий, ироничный и внешне абсолютно беззаботный человек, к тому же баловень судьбы: немногим советским актерам выпала такая слава. Фрунзик Мкртчян казался олицетворением абсолютного успеха. Кому еще все милиционеры Еревана козыряли на улицах, а гаишники закрывали глаза, если кумир был за рулем, мягко говоря, не кристально трезв? Кому еще в магазинах или на рынке давали все что угодно, не требуя платы? Его друзья шутили: вот он, коммунизм для отдельно взятого человека. Фрунзику не надо было ни паспорта, ни денег, ни прописки. Его и так все знают, обожают безмерно и носят на руках.

После выхода комедии Гайдая «Кавказская пленница» малоизвестный в масштабах страны ереванский артист Фрунзе Мкртчян проснулся знаменитым. После фильма Данелия «Мимино» – стал любимцем миллионов кинозрителей. О его таланте писали лучшие критики: какая пластика, какое обаяние! Друзья говорили ему: ты самый известный армянин в Советском Союзе. Зрители, конечно, помнили его и по другим картинам, но главной киноролью в судьбе артиста стал шофер Хачикян – трогательный, добрый чудак из «Мимино». В памяти миллионов Мкртчян таким и остался: смешным и колоритным восточным комиком.

Но только самые близкие люди знали о другой жизни Фрунзика. В ней были мечты о совсем иных ролях, несбывшиеся надежды и тяжелые запои. Солнце – так называли его друзья. Он отвечал: если солнце, то очень грустное. Только самые близкие люди знали: между актерскими образами Фрунзе Мкртчяна и его личной судьбой – пропасть. Блестящий комик на экране, в жизни он – персонаж трагический. Его отец пил горькую и бил сына нещадно. Сверстники издевались над слабым, низкорослым мальчишкой. Мало кто знает, что даже во времена своей невероятной славы Мкртчян в жизни был угрюм, неразговорчив и редко улыбался.

Тяжелейшее психическое заболевание жены Донары передалось их сыну Вааку, и этот недуг был неизлечим, а дочь Мкртчяна Нунэ погибла в автокатастрофе. Знаменитый актер и жил, и работал в театре, снимался в состоянии жесточайшей депрессии, которую пытался гасить алкоголем. После двух-трех знаковых ролей в кино его приглашать стали редко: запойный актер – беда. Но об этой темной стороне «Солнца» зрители не знали, Фрунзе Мкртчян всегда был для них истинным кумиром – иногда смешным, иногда грустным, но всегда очень понятным. Оглушительная слава не испортила характера Фрунзика, он был абсолютно лишен звездности, стеснялся здравиц и дифирамбов в свой адрес. Перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, однако он редко просил за себя, и часто – за других, иногда совсем незнакомых людей.


Грустный смешной Фрунзик Мкртчян

Любимому артисту миллионов сегодня должно было исполниться 87лет. Он был смешной. Его огромный нос, его невысокий рост, его манера говорить смешили всех. Однажды он вышел на сцену и несколько минут просто стоял, а потом поклонился и ушёл. А зритель все это время заливался в хохоте. Даже то, что почти все называли его не Фрунзе, а Фрунзик, вызывало добрую улыбку.

Часто ли смеялся сам Фрунзик Мкртчян? Возможно, в далёком детстве он заливался смехом. Наверняка смеялся он, когда устраивал детские театральные представления для своих домашних и соседей, смеялся, когда смотрел фильмы со своим любимым Чарли Чаплином, смеялся, когда смешил людей. И уж в этом он был настоящий профи, истинный актёр.

Правда, актёром Фрунзик Мкртчян стал не сразу. Он родился в 1930 году в простой трудовой семье. Мама - посудомойка, отец - табельщик, но мальчик грезил творчеством. Правда, пришлось на время Фрунзику всё же спуститься с небес на землю, когда отца арестовали за кражу на комбинате. Мкртчян-старший пытался вынести отрез ткани, чтобы продать его и купить на вырученные деньги хоть какую-то еду для семьи. Но голодного злоумышленника быстро поймали, осудили и отправили в заключение на долгих 10 лет. В университеты дорога Фрунзику была закрыта, пришлось идти вкалывать на завод. Диплом об окончании Ереванского театрально-художественного института Мкртчян получил только в 1956 году.

Друзья актёра вспоминали, как он удивительно иронично рассказывал про свой вскоре состоявшийся первый дебют в кино. Фрунзика тогда пригласил на роль сам Александр Роу в свою картину «Тайна озера Севан». У Мкртчяна была простая задача - всего-навсего убрать мешающий на дороге камень. Фрунзик исполнил роль идеально. Правда, режиссёр решил, что его в кадре слишком много, и так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.

Несмотря на такую фильмографию, комедийный талант Фрунзика Мкртчяна вмиг разглядел Георгий Данелия. Он пригласил актёра сначала в свою комедию «Тридцать три», а затем - в «Мимино». Мкртчян очень любил роль шофёра Хачикяна, ведь на съёмках Данелия позволял ему то, чего не позволял другим. Мкртчян был настоящим заводилой, тамадой. Сам придумывал себе эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Это ведь именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что животы от смеха надрывались у всей съёмочной группы.

Надо ли говорить, что Фрунзик импровизировал и на сцене, и в кино, и в жизни. Среди киношников давно из уст в уста переходит рассказ о том, как актёр Фрунзик Мкртчян съездил в Сочи с другом. Всё было: билеты на ближайший самолёт, отличная гостиница, развлечения, лучшая еда. А Фрунзик как выехал из дома на курорт с тысячей рублей в кошельке, так с этой тысячей и вернулся. Когда молодые коллеги интересовались: «Как же удалось?», Фрунзик улыбался загадочней Моны Лизы, разводил руками и делал такое лицо, что окружающие снова покатывались со смеху. Но смеялся ли сам Фрунзик Мкртчян? Нет, наедине с самим собой Фрунзе Мкртчян всё больше грустил.

Между двумя работами у Данелии Мкртчян успел побывать на съёмочной площадке «Кавказской пленницы» Гайдая, где исполнил роль дяди главной героини Нины. А его жену сыграла… его жена, красавица Данара Мкртчян. Фрунзик безумно любил супругу, подарившую ему сына и дочку, поэтому был счастлив, когда Данелия предложил ей роль. Но счастье быстро закончилось. Вскоре после съёмок Данару как подменили. Она стала устраивать Фрунзику скандал за скандалом, кричала, что у него в каждом городе по любовнице, делала невыносимым каждый день, проведённый дома.

Мкртчяну посоветовали хорошего психолога. Он-то и подсказал актёру, что дело вовсе не в мнимых любовницах, не в безумной ревности жены, а в её психическом недуге. Врачи диагностировали у Данары шизофрению. С тех пор, благодаря Фрунзику, его супругу наблюдали лучшие специалисты, женщину отвезли в клинику во Франции, но вылечить её никто не мог. Через некоторое время стало ясно, что страшная неизлечимая болезнь передалась от матери сыну… Эта новость добила Фрунзика. Коллеги говорят, что после этих врачебных «приговоров» двум родным любимым людям Фрунзик стал реже бывать на публике. Нет, когда его встречали друзья, он как-то улыбался, смешно шутил, но сам больше не смеялся.

Как-то Фрунзика Мкртчяна спросили: «Почему же ты постоянно бродишь по улицам по ночам совершенно один?». Фрунзик всё так же загадочно улыбнулся, посмотрел своими грустными глазами на вопрошавшего и ответил: «Разве я один? Кошки и собаки ведь тоже бродят».

Его ненадолго встряхнул и «разбудил» новый проект - Фрунзику предложили создать собственный театр в Ереване. Но новому детищу предстояло жить без своего создателя. В 1993 году, за два дня до Нового года, сердце Фрунзика Мкртчяна остановилось. Говорят, в ночь с 31 декабря на 1 января вся мировая армянская диаспора отстояла минуту молчания в память о таком смешном, таком грустном и таком талантливом актёре Фрунзике Мкртчяне.