Мизгирь снегурочка характеристики. Снегурочка (Весенняя сказка) А

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

  1. Как видно из названия главным героем произведения является Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Прекрасная девушка с неземной красотой, ледяным сердцем и безграничным желанием любить. Чтобы понять, что значит любить, Снегурочка готова пойти на любые жертвы.
  2. Родители снегурочки: Мороз и Весна-Красна . Мороз жесткой, грозный повелитель холодных ветров и зимней стужи. Он готов отдать все только бы уберечь свою дочь от ошибок. От своей матери Весны Снегурочка получила способность любить.
  3. Лель – беззаботный пастух, жаждущих внимания девушек. Именно он сможет пробудить в Снегурочке любовь.
  4. Мизгирь – проезжий купец, полюбивший Снегурочку всей душой за ее красоту и наивность, бросивший невесту только быть со своей любимой.

Пролог

В центре сюжета царство берендеев. Уже давно должна была наступить весна, но горы царства покрыты снегом. На Красной горке стоит Леший и смотрит как спускается с небес Весна-Красна. Но Берендеев посад не готов к встрече с весенним солнцем и пением птиц.

Мороз заполонил все царство берендеев. А все из-за того, что Весна сыграла с Морозом злую шутку, теперь она у него в неволе. Весна признается Лешему, что у них с Морозом есть дочь – Снегурочка.

Спор Весны и Мороза

На Красную горку спускается Мороз, дабы решить, кто будет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет спрятать дочь в лесной чаще, чтобы уберечь от людских проблем. Весна же наоборот хочет, чтобы ее дочь жила среди людей. Мороз убеждает Весну отдать ему ребенка, предупреждая ее о злом умысле бога солнца Ярило.

Ярило хочет погубить Снегурочку – как только в ее сердце загорится огонёк любви, она растает. Весна-Красна не верит словам Мороза. Чтобы решить спор Мороз спрашивает у дочери: «Где бы она хотела жить?». Девушка признается, что всегда мечтала жить среди людей, танцевать, петь песни и радоваться весеннему солнцу. Уже давно Снегурочка мечтает о прекрасном молодом пастухе, которого зовут Лель.

Снегурочка в царстве берендеев

Девушку отдают на воспитание к бездетному Бобылю. В царство берендеев приходит весна, народ встречает ее громкими плясками, хороводами и песнями. Спокойно живет Снегурочка у Бобылей. Из-за своей наивности, скромности и стыдливости у нее совсем нет подруг, да и женихи не выстраиваются за ней в ряд.

Однажды к Бобылем заглядывает молодой пастух Лель. Другие жители деревни остерегаются оставлять у себя дома бедного пастуха, боясь, что их дочери влюбятся в молодого парня. Односельчане одаривают Леля деньгами, а Бобыли, позарившись на деньги, приглашают юношу на ночлег.

Неискушенность Снегурочки

Красота Снегурочки пленяет пастуха. Однако врожденная скромность и стыдливость не дает девушке показать своих чувств. Со всей добротой она дарит юноше цветок за исполненную песню.

Но Лель не отличается бескорыстностью и просит у девушки более значимых подарков – поцелуев. Устав ждать ответных поступков от Снегурочки, пастух отправляется в город, обольщать других девушек своими танцами и песнями.

Знакомство Снегурочки с богатым кузнецом Мизгирем

У Снегурочки нет подруг среди односельчан, лишь одна Купава разделяет с дочерью Весны все невзгоды и печали. Купава готовится к свадьбе с молодым, богатым кузнецом Мизгирем. Она откровенно рассказывает Снегурочке о своей любви к молодому юноше, о своем безграничном счастье.

Купава решает познакомить Снегурочку со своим женихом на девичнике. Купец недавно приехал в деревню, с гостинцами для родни невесты. С первого же взгляда на Снегурочку сердце Мизгиря замирает, он забывает о свадьбе, о своей невесте и любви к Купаве.

Он прилюдно признается Снегурочке в любви и расторгает помолвку. Брошенная невеста совершает самоубийство на берегу реки, но Лель успевает ее спасти. Все молодые девушки ненавидят Снегурочку, а Купава отправляет к царю берендеев с проклятьями в адрес бывшего жениха.

Знакомство Снегурочки с царем

Разгневанный царь Берендей выгоняет купца из страны. Мизгирь достойно принимает царское наказание, но просит царя повидаться с возлюбленной. Царь и сам жаждет познакомиться с таинственной красавицей. По приглашению царя Бобыли со Снегурочкой прибывают в царский дворец.

Берендей сражен таинственной, ледяной красотой Снегурочки, ее наивностью и целомудрием. Он решает выдать девушку замуж за богатого вельможу, чтобы угодить богу солнца Ярило.

Однако девушка не хочет выходить замуж, человеческие чувства теперь противны ей. Берендей советуется со своей женой Еленой Прекрасной о замужестве Снегурочки. Царица понимает, что растопить сердце прекрасной девушки сможет только ее первый возлюбленный – пастух Лель.

Последний подарок Весны

Лель влюбляется в Купаву, однако приглашает Снегурочку на праздник весны. Лель не собирается признаваться в любви дочери Весны, он хочет показать ей, как больно, когда тебя отвергают. Снегурочка надеется на взаимность со стороны Леля, но в ответ получает только упреки. Снегурочке никогда не понять человеческих, плотских чувств.

Мизгирь старается заинтересовать Снегурочку дорогими подарками и своей любовью. Но девушки не нужны богатые дары купца, она хочет научиться любить Леля. Обозленный Мизгирь хватает девушку и тащит ее в лес, пытаясь овладеть девушкой силой. К счастью, волшебные лесные жители оберегают Снегурочку по велению ее отца.

Снегурочка просит мать Весну научить ее человеческой любви. Весна-Красна остерегает дочь, напоминая о жестокости человеческих чувств. Но отказать любимой дочери она не может. Весна дает дочери плетенный из цветов венок: первый, кого встретит Снегурочка, станет ее возлюбленным на всю жизнь.

Смерть Снегурочки

Возлюбленным Снегурочки становится Мизгирь. Богатый купец не может скрыть своего счастья и не волнуется о губительных лучах Солнца, которые могут забрать у него его любимую. Мизгирь приводит девушку на Ярилину гору, где все односельчане и царь готовятся обвенчать прекрасную пару.

Первые лучи солнца не дают Снегурочке стать женой Мизгиря. Так, предсказание ее отца сбывается – Снегурочка тает на солнце от человеческой любви.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь» . Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня» . Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада» . Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела» , и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной» , люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть» . Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит» .

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев» . При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.