Определение былин: что особенного в этом исконно русском жанре фольклора. Былина

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – былины – было введено ещѐ в первой половине XIX века фольклористом И.Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни учѐные считают, что это ранний жанр, сложившийся ещѐ во времена Киевской Руси (10-11 вв.), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в 17-18 веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П.Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшиеся в условиях Древней Руси…»

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они выражали общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н.Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул...

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певуц и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин… Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине, народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, герои которых являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потрыск.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алѐша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображѐн мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические (Новелла – малый прозаический повествовательный жанр литературы). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображѐнный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зелѐные, леса тѐмные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются тѐмные тучи, туман, гроза, меркнет солнце и звѐзды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и тѐмных сил. В нѐм борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определѐнная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но ещѐ и богатырь–дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алѐша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмѐт, так хитростью» – говорят про него былины.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, то есть гиперболизация (Гипербола – художественный приѐм, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета для создания художественного образа) и идеализация (Идеализация – возведение в абсолют качеств предмета или человека). Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный, и его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей.

Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закреплѐнного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мѐртвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях.

Известный фольклорист XIX века А.Ф.Гильфердинг писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нѐм убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копьѐ, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События развѐртываются и в древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира-«красно солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов, половцев на Русь. Разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в 13-14 веках Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы испытаний народных он вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников русской земли.

Но былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в еѐ социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются среди былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которых не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри отличаются от богатырей героического цикла прежде всего тем, что они не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.Буслаев) и играть на гуслях (Садко), а сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с запада.

Новгородским богатырѐм предстаѐт Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мтужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерѐтся-бьѐтся день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г.Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г.Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический «апофеоз» Новгороду. Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой, он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем, они искусно построены, язык их своеобразен.

Особенности былины как жанра:

Былины созданы тоническим (его ещѐ называют былинным), народным стихом . В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных , имеющих чѐткий исторический смысл и обусловленных действительностью образов (образ Киева, стольного князя Владимира) с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождѐнные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . По своему содержанию он не связан с тем, что излагается в былине, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним даѐтся экспозиция , в которой выделяется герой произведения чаще всего с использованием приѐма контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создаѐтся путѐм раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приѐмов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесных повторов) имеются во всех былинах.

Большую роль в них играют гиперболы , используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также преувеличено описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приѐмы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы .

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места . Переходные места это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т.п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках России. Там они исполняются, утрачивая мало-помалу свой строгий эпический характер, дробясь на более мелкие сюжеты. Прежде, когда народная среда, хранившая былины, жила обособленной жизнью, хранить старинные песни было легко, было нетрудно запоминать их и сказывать в особой певческой манере.

Пока жизнь селянина замыкалась в неторопливый круг подручной крестьянской работы – рыбной ловли, охоты да пашни, былины действительно хранили, подобно историческим песням, самые отдаленные отзвуки седой старины. Для юных поколений они стали настоящим учебным историческим материалом.

История появления былины
Когда-то «старинки» были заурядным явлением в любой северной деревушке. Хороших сказителей раньше было много, от них собиратели ревностно записывали былинные тексты.

Каждый народ трепетно относится к своей родине, изучает её прошлое. Исторические уроки нам необходимы, без знания традиций прошлого трудно построить будущее. Русский народ создал много выдающихся произведений, его «культурная» кладовая полна изюминок. Одной из них являются былины – уникальный вид древних народных эпических песен.

Ученых всегда волновал вопрос: когда, в какие времена и на каких территориях сложились былины? Былины появились в древний период нашей истории. Сказать, какая из них стала первой в плеяде наших былин, представляется невозможным. Но истинно одно: былины – это не искусственный эпос, это живой и чувствительный отклик на всё происходящее в государственной, политической, бытовой жизни русского народа, его освободительной борьбе.

Былины, эти удивительные песни-сказания о подвигах богатырей, о жизни Древней Руси обязаны своему рождению IX-XIII векам. Доказательством того, что былины сложились именно в этот период, служат документы древности, начальная летопись. Сложились они, вероятнее всего, в Киевской Руси. Это можно почерпнуть из их содержания: события приурочены к Киеву и связываются с именем Владимира.

Изучение былин
Люди науки всегда изучали былины с самых разнообразных точек зрения – художественной, исторической, культурно-бытовой. Поначалу некоторые эксперты увидели в былинах свидетельство яркой духовной мощи, которая служила прообразом русского национального типа. Однако дальнейшие исследования показали, что былины и богатырские персонажи далеко не составляют явления, свойственные только русскому или даже славянскому национальному гению. У народов Запада и Востока, у северян и горцев оказались сюжеты, во многом схожие с сюжетами наших былин. Началось историко-сравнительное исследование параллелей в сюжетах и образах. И это исследование лишило былины ореола национальной исключительности. Оно ввело их в общие с другими народами условия эпического песнотворчества, при которых роль индивидуальной обработки у каждого народа сводилась к приспособлению сюжета к его музыкально-поэтическим потребностям и вкусам, сообразно духу языка и художественному уровню среды.

Наши былины в оригинальной форме дают нам понятие о героической этике, они отражают сложный и разнообразный мир русской жизни, взятой в различные моменты – то дружинно-княжеского уклада, то бытового, то праздничного.

Хранение былин
Городом, где умели ценить и память о колыбели русских городов и о дружинниках, стояльцах за русскую землю, где любили собирать и слушать на пирах заморских певцов, заезжих скоморохов и своих доморощенных «веселых людей», гудцов и гусельников, был славный древний город Великий Новгород.

Изучение былин в плане сюжета, способов художественной обработки и языка, приводило к заключению, что былины сложились не в тех местах, где они были позднее записаны и сохранены. Былины хорошо хранила суровая природа Севера, с бесконечными озерами, лесами, каменистыми пашнями, как бы оберегала от недоброго взгляда затаенность патриархального быта.

Сказители былин
Давно уже нет сказителей былин по профессии. Кто такие «сказители»? Былины поются особого рода певцами, которых называют «сказители», название это произошло оттого, что пение былин есть нечто среднее между пением и рассказом.

Былины сказывают кто лучше, кто хуже, и стар и млад в далёких деревенских поселениях. Присутствующие слушают пение с глубоким вниманием, переживая и содержание и настроение песни. Лишь изредка скажут они замечание, выражающее удивление или сочувствие тому, о чем поется в песне. Подобно древнегреческому хору, слушатели отзываются в моменты наибольшего драматизма рассказа, как бы с намеренной целью поддержать певца выражением сочувствия тому настроению, которое находит в песне его свою самую вдохновенную, самую чуткую форму. Песня стала домашним делом, не возводящим певца на степень профессионального артиста.

Былины - стихотворный героический эпос древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа преимущественно XI-XVI столетий. В народе распространено название: старины, старинки, старйнушки. В научной и научно- популярной литературе до 40-х годов XIX в. их чаще называли: сказки богатырские. Во всеобщее употребление термин былины вошел во второй половине XIX в. В. Ф. Миллер, а за ним другие ученые считали, что этот термин впервые был введен собирателем- любителем фольклора 30-40-х годов XIX в. И. П. Сахаровым, использовавшим выражение «Слова о полку Игореве» (см. «На- чяти же ся песни по былинам сего времени...») . Последние разыскания советских исследователей показали, что термины «былина» и «быль» как названия древнерусских эпических песен употребляли писатели и исследователи XVIII - начала XIX в. В некоторых областях эти названия встречаются и в народном языке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БЫЛИН

В фольклористике существуют разные взгляды на время возникновения былин. Одни исследователи (В. Ф. Миллер, Б. и Ю. Соколовы и др.) считают, что жанр былин сложился в условиях Киевской Руси, одновременно описываемым событиям, и в последующее время получил лишь развитие.

Другие ученые (М. Е. Халаиский, С. К. Шамбинаго и др.) утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси.

В недавнее время была выдвинута интересная теория, которая утверждает, что былины в основном сформировались в средние века, после падения Киевской Руси, как героические песни, объединенные образом стольного города Киева и киевского князя Владимира. Согласно этой теории, былины слагались как песни о прошлом, а не о современности. «Эпическое время» былин - эпоха Киевской державы, рисующаяся в былинах как время, когда народ совершал подвиги и восстанавливал справедливость; этим эпическое время противопоставлялось современности с ее сепаратной политикой князей и татарским игом на Руси.

Несомненно следует признать, что по происхождению былины - эпические песни феодальной Руси. Как особый жанр они получили первоначальное развитие в процессе создания древнерусского государства. В своем развитии былины проходят несколько этапов, соответствующих исторической действительности и отражающих ее. Продолжая традиции эпического творчества восточнославянских племен, из которых спустя несколько столетий сложилось Киевское государство, исторический эпос домонгольского периода Руси, как можно судить по дошедшим до нас текстам, представлял сумму отдельных песен, прославляющих могущество и величие Киевского государства. Во время татарского ига возникает понятие Киевской Руси, как эпического времени былин, и намечается циклизация эпоса, воспитывающего патриотические чувства и устремления народа; при этом основным образом русского эпоса становится образ богатыря, объединяющего все лучшие силы государства для сокрушительного отпора врагу. В тот же период развитие древнерусских городов как важных государственных и культурных центров приводит к освещению в эпосе общественного и семейного быта Руси, ее идейной и культурной жизни. Оба эти периода явились временем расцвета былевого эпоса. И хотя мы не имеем записей былин, сделанных до XVII столетия, устойчивость содержания и формы древнерусского эпоса позволяет рассматривать основной состав былин как народное творчество средневековой Руси.

В условиях Московского государства и после реформ петровского времени жанр былин продолжает жить и развиваться, но в основном отображает те же исторические события, что и в ранее созданных произведениях. Новые же тексты былин появляются в большинстве случаев как пересказы повестей и сказочного эпоса. Былины в Московской Руси, несомненно, не оставались неизменными; в них привносились черты современной общественной и политической борьбы, культуры и быта; они осмыслялись как произведения, говорящие о настоящем, хотя они и повествовали о прошлых временах.

КЛАССИФИКАЦИЯ БЫЛИН

По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых - борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.

В силу того, что основные удары врага приходились на южнорусские княжества и на северо-восточную Русь, героические темЗы богатырских былин, рассказывающих о защите родины от врага, сосредоточиваются вокруг Киева. Это так называемый киевский цикл былин.

К киевскому циклу былин, главными героями которого являются Илья Муромец, Добрыия Никитич и Алеша Попович, примыкают галицко-волынские былины. Отличие галицко- волынских былин от киевских заключается в том, что они обычно рассказывают о борьбе с врагом, нападавшим с запада (см. былины о князе Романе).

Новеллистические былины, как правило, говорят о жизни Новгорода и его людей. Своеобразие новгородских былин обусловлено историческими судьбами Новгорода. Известно, что Новгород и новгородская земля были поставлены в особое положение в отношении татарского ига. Новгородские земли, особенно окраинные земли русского Севера, в меньшей мере страдали от татарского ига. Вполне понятно, что тема семейного и общественного быта для новгородских земель была обычной и в пору нашествия татар. Наиболее известны былины новгородского цикла о Садко и о Василии Буслаеве.

Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…». Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем. В итоге односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных.

Все о Русских Былинах!

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по нескольку вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются также единством изложения: они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и, (по замечанию Ореста Миллера), духом общины.

Время создания былин

Былины сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических частях. Былины сложены на основе формул, построенных либо с применением устойчивого эпитета, либо как нарративные клише из нескольких строк. Последние используются почти в любой ситуации.

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику, приведённую в «Истории Русской Словесности» Галахова. Все известные былины принято делить по месту своего происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние). Хронологически на первом месте, по Оресту Миллеру, стоят былины, рассказывающие о богатырях сватах. Потом идут те, которые называют киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века. Затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства.

Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений. Собственно говоря, оба эти метода в большинстве исследований сводятся к одному сравнительному, и едва ли правильно ссылаться здесь на метод исторический.

На этом главным образом основывается исторически-бытовая теория, упускающая совершенно из виду сходство сюжетов русских былин с произведениями других народов или считающая его явлением случайным. К этому мнению примкнул Халанский, и теперь исследование былин поставлено на правильную точку зрения.

Наконец, по замечанию Ореста Миллера, большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная. Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространённая теория предполагает, что былины - южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. А другой русский учёный, Халанский, доказывает, что былина о Соловье Будимировиче стоит в самой тесной связи с великорусскими свадебными пенями.

Русский героический эпос. Былины.

Что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. Если существенное свойство былин - историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение.

Русская народная былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С другой стороны, Майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Орест Миллер не совсем с этим согласен, доказывая, что христианский элемент в былине касается только внешности. Остаётся ещё сказать об одной стороне былин, а именно об их теперешней эпизодичности, отрывочности. Главная Былины Честь-Хвала Персонажи Детям Карта СайтаПри использовании материалов данного сайта ссылка на Byliny.Ru обязательна.

В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» — означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом. Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев – богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.

Классификация былин

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.

Собирательство былин

На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений. Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания.

Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением.

Наконец, на 3-м объяснении основана теория заимствования, по которой сюжеты русских былин перенесены в Россию с Востока и Запада. И, наконец, былины, относящиеся к событиям более поздних времён. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией.

Доклад о былинах кратко расскажет Вам много полезной информации об эпических песнях русского народа о мужественных богатырях. Также на основе нашей статьи Вы можете подготовить сообщение о былинах 7 класс по литературе.

Сообщение о былинах

Что такое былины?

Былины представляют собой эпические, русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности. События, описанные в них, часто преувеличены для подчеркивания исключительной смелости героев – богатырей.

Они играют очень важную роль в литературном национальном процессе, так как представляют русский эпос и передают всем поколениям знания о традициях, верованиях и бытии предков.

Когда были созданы былины?

Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. При чем каждое поколение добавляло в сюжет что-то свое.До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.

Классификация былин

Единого мнения на счет классификации былин в современном литературоведенье не существует. Традиционно их разделяют на 2 группы: киевского и новгородского цикла. В былинах киевского цикла описываются события, происходящие в период правления великого князя Владимира. Нам все известны герои этих произведений: Михайло Потык, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович. Богатырей делят на старших и младших. Старшие богатыри (Вольга, Микула Селянович и Святогор) исполняют роль мудрых наставников молодых богатырей. Они олицетворяют собой мужество, силу и отвагу. Ученые провели исследования и доказали, что богатыри являются реальными людьми, жившие много веков назад.

Когда выпустили первый сборник былин?

Впервые сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе. После окончания Отечественной войны данныйрусский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра. Сегодня существует 80 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.

Былины интересные факты

  • Былины писались тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
  • Термин «былины» ввел Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа»1839 года. Он его предложил исходя из такого выражения в «Слове о полку Игореве» как«по былинам», что означало «согласно фактам».
  • Слово «богатырь» тюркского происхождения, где существует в разных формах: бахадир, багатур, багадур, батор, батур, батыр, баатар. Оно обозначает «доблестный воин», «герой».
  • Достоверно известно, что Илья Муромец под старость решил последние дни своей жизнизакончить монахом. Он принял постриг в Феодосиевском монастыре (современная Киево -Печерская лавра). Здесь его и похоронили, а после канонизировали. Исследовав мощи, ученые выявили, что рост богатыря составлял 180 см, а его хребет был деформирован.
  • В русском фольклоре насчитывается порядка 30 богатырей.

Надеемся, что сообщение о былинах по литературе помогло Вам. А краткий рассказ о былинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.