Белая гвардия (группа). Белая гвардия (группа) Ансамбль белая гвардия

Годом рождения группы можно считать 1993 год, когда Зоя Ященко записала первый сольный альбом с одноимённым названием «Белая гвардия». Тогда же состоялись первые сольные концерты в Москве в концертных залах Олимпийской деревни, ДК МЭИ, ДК «Меридиан», в Политехническом музее и Центральном Доме Художника.

Зоя закончила факультет журналистики МГУ. Тексты ее песен глубоки и поэтичны. У неё нежный и красивый голос. Её мелодии запоминаются почти сразу, с первого прослушивания. Соединение голоса, текстов и музыки создают слишком нетрадиционный продукт, чтобы дать точное определение стиля. Сами музыканты группы говорят, что играют в стиле Сенти-Ментальный рок (sentimental rock).
Творчество Зои Ященко и «Белой Гвардии» очень литературно и драматургично, и, кажется, многие строки нашёптаны героями Кортасара, Ремарка, Бёлля, Лермонтова, с которыми ребята вместе пьют кофе в кофейнях, слоняются по ночным улицам Питера и Парижа. Их песни особенно близки студенческим душам, путешественникам, одиночкам, юным философам, тем, кто летает во сне и смотрит закаты на крышах высоток. Простая и вместе с тем необыкновенно изящная и тонкая музыка «Белой Гвардии» редко кого оставляет равнодушным. Потому что главное качество такой музыки - проникновенность. Это песни, способные затронуть самые тонкие струны души, они заставляют думать, чувствовать, переживать, плакать и смеяться, видеть красоту больших и маленьких вещей.

Первый раз «Белая Гвардия» появилась на экране ТВ в программе «Антропология» у Дмитрия Диброва, который случайно услышал Зоину песню по радио «Эхо Москвы» в салоне своей машины. После этого телеэфира группу пригласили на гастроли в Германию и Францию.
Как-то Зоины песни послушали создатели телесериала «Салон красоты», и предложили ей спеть в эпизоде песню «Одуванчик». А ещё одну Зоину композицию в первой серии фильма спела актриса Ольга Кабо.

Четыре текста «Белой Гвардии» цитирует в своих «Дозорах» популярный русский фантаст Сергей Лукьяненко, которому однажды кто-то из друзей посоветовал послушать песни группы, прислав ссылку на «белогвардейский» сайт.

В июле 2005 года «Песня рядового» из альбома «Кукла в кармане» попадает в программу «Худсовет» на «Нашем радио». По итогам месяца песня побеждает с большим отрывом от конкурентов и попадает в эфир «Нашего радио».

На этот момент уже записано 10 авторских альбомов. Сегодня «Белая Гвардия» - это гитарист Дмитрий Баулин, саунд-продюссер группы, автор аранжировок и музыки новых песен. Это флейтист-виртуоз Павел Ерохин, который в некоторых композициях не менее виртуозно играет на саксофоне. Не так давно в группе появился «свой» скрипач Павел Фильченко (до него на скрипке в «Белой Гвардии»» играли сессионные музыканты). Это перкуссионист Алексей Баулин и бас-гитарист Константин Реутов. И, конечно же, Зоя, которая поёт, иногда играет на акустической гитаре или на непальских караталах.

В 2005 году ребята записывают один за другим девятый и десятый альбомы «Кукла в кармане» и «Питер», и с декабря 2006 года «белогвардейская» песня «Питер» регулярно звучит на волнах радио «Русские песни».

2006 год. Выходит в свет Зоина книга «25 песен и 5 рассказов» и документальный фильм «Я буду лететь» о творчестве группы.

2008 год. На DVD выходит сборник видеоклипов группы. Все клипы сняты на непрофессиональную камеру Зоей и Димой.

В апреле 2009 года группа вновь гастролирует по Германии и Франции. В этом же 2009 году выходит сразу два альбома группы: в мае - альбом «Заводной сверчок», и в ноябре - альбом «Ключ из пепла».

В 2011 году выходит альбом «Сказки Метерлинка» с 12 песнями.

Официальный web-сайт группы: www.bgvmusic.ru

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Белая Гвардия
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр
Годы
Город

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Откуда

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Другие названия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Языки песен

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Состав

Происхождение названия

Название группы напрямую не связано ни с Белым движением , ни с одноимённым романом Булгакова . Вплоть до своего первого выступления в 1993 году на фестивале им. В. Грушина , коллектив Зои Ященко не имел названия. Группа взяла его из первых строк своей первой песни:

Белая гвардия, белый снег,
Белая музыка революций,
Белая женщина, нервный смех,
Белого платья слегка коснуться…

Имя «Белая гвардия» закрепилось моментально, и менять его уже не было смысла. Позднее, отвечая на вопрос, откуда взялось такое название, Зоя придумала несколько версий ответа:

  1. «Белая гвардия» - это гвардия, которая служит Белой Богине (так называют Музу в древнегреческой мифологии).
  2. Ключевое слово в названии - «белая». Белый цвет символизирует чистый лист, на котором можно изобразить то, что захочешь.
  3. «Белая гвардия» - сокращённо «БГ», что значит «Бог », имя, данное Богом.

Творческий путь

Первоначальный состав группы был следующим: Зоя Ященко , Олег Заливако и Юрий Сошин. Первый альбом - «Белая гвардия» - был записан в домашних условиях, но, несмотря на качество записи, многие песни этого альбома стали хрестоматийными хитами (впоследствии песни с этого альбома были записаны заново в студийных условиях; переизданный вариант получил название «Когда ты вернёшься…»). В 1996 году состоялись первые сольные концерты группы в концертных залах Олимпийской деревни, ДК , ДК «Меридиан», в Политехническом музее и Центральном доме художника .

Отрывок, характеризующий Белая гвардия (группа)

Пухлые Майины губки задёргались, и на щёчке появилась первая крупная слеза... Я знала, что если сейчас же это не остановить – слёз будет очень много... А в нашем теперешнем «общевзвинченном» состоянии допускать это было никак нельзя...
– Но вы ведь живы, правда же?! Поэтому, хотите этого или нет, но вам придётся жить. Думаю, что мама с папой были бы очень счастливы, если б узнали, что с вами всё хорошо. Они ведь очень любили вас... – как могла веселее, сказала я.
– Откуда ты это знаешь? – удивлённо уставилась на меня малышка.
– Ну, они свершили очень тяжёлый поступок, спасая вас. Поэтому, думаю, только очень сильно любя кого-то и дорожа этим, можно такое совершить...
– А куда мы теперь пойдём? Мы с вами пойдём?.. – вопросительно-умоляюще глядя на меня своими огромными серыми глазищами, спросила Майя.
– Вот Арно хотел бы вас забрать с собой. Что вы об этом думаете? Ему тоже не сладко... И ещё со многим придётся свыкнуться, чтобы выжить. Вот и поможете друг другу... Так, думаю, будет очень правильно.
Стелла наконец-таки пришла в себя, и сразу же «кинулась в атаку»:
– А как случилось, что этот монстр заполучил тебя, Арно? Ты хоть что-нибудь помнишь?..
– Нет... Я помню только свет. А потом очень яркий луг, залитый солнцем... Но это уже не была Земля – это было что-то чудесное и совершенно прозрачное... Такого на Земле не бывает. Но тут же всё исчезло, а «проснулся» я уже здесь и сейчас.
– А что если я попробую «посмотреть» через вас? – вдруг пришла мне в голову совершенно дикая мысль.
– Как – через меня? – удивился Арно.
– Ой, а ведь правильно! – тут же воскликнула Стелла. – Как я сама не подумала?!
– Ну, иногда, как видишь, и мне что-то в голову приходит... – рассмеялась я. – Не всегда же только тебе придумывать!
Я попробовала «включиться» в его мысли – ничего не происходило... Попробовала вместе с ним «вспомнить» тот момент, когда он «уходил»...
– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.

Состав

Происхождение названия

Название группы напрямую не связано ни с Белым движением , ни с одноимённым романом Булгакова . Вплоть до своего первого выступления в 1993 году на фестивале им. В. Грушина , коллектив Зои Ященко не имел названия. Группа взяла его из первых строк своей первой песни:

Белая гвардия, белый снег,
Белая музыка революций,
Белая женщина, нервный смех,
Белого платья слегка коснуться…

Имя «Белая гвардия» закрепилось моментально, и менять его уже не было смысла. Позднее, отвечая на вопрос, откуда взялось такое название, Зоя придумала несколько версий ответа:

  1. «Белая гвардия» - это гвардия, которая служит Белой Богине (так называют Музу в древнегреческой мифологии).
  2. Ключевое слово в названии - «белая». Белый цвет символизирует чистый лист, на котором можно изобразить то, что захочешь.
  3. «Белая гвардия» - сокращённо «БГ», что значит «Бог », имя, данное Богом.

Творческий путь

Первоначальный состав группы был следующим: Зоя Ященко , Олег Заливако и Юрий Сошин. Первый альбом - «Белая гвардия» - был записан в домашних условиях, но, несмотря на качество записи, многие песни этого альбома стали хрестоматийными хитами (впоследствии песни с этого альбома были записаны заново в студийных условиях; переизданный вариант получил название «Когда ты вернёшься…»). В 1996 году состоялись первые сольные концерты группы в концертных залах Олимпийской деревни, ДК , ДК «Меридиан», в Политехническом музее и Центральном доме художника .

С 1999 года окончательно утверждается современный инструментальный состав группы (две гитары, бас, флейта, скрипка, перкуссия) не без помощи саунд-продюсера группы Дмитрия Баулина. В это же время группа впервые появляется на телевидении, в программе Дмитрия Диброва «Антропология ». «Белую Гвардию» приглашают на гастроли в Германию и Францию.

В 2006 году вышли в свет документальный фильм о творчестве группы «Я буду лететь» и книга Зои Ященко «25 песен и 5 рассказов». В 2008 году был выпущен сборник видеоклипов, снятых группой на непрофессиональную камеру.

Современный состав

Дискография

Также в конце 2009 года был выпущен дебютный сольный альбом Дмитрия Баулина.

Напишите отзыв о статье "Белая гвардия (группа)"

Примечания

Ссылки

  • ;
  • на сайте Kroogi ;
  • .

Отрывок, характеризующий Белая гвардия (группа)

Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?


Белая Гвардия - группа, представляющая собой инструментализированную поэзию, играющая в стиле "Сенти-Ментальный рок ". Этимология этого словосочетания следующая: ментальный - значит умственный, сентиментальный - чувственный. А РОК - понимать можно по-разному: или как направление в музыке, или как судьбу, предначертанное, неминуемое. Сенти-Ментальный рок - узкая тропинка между логикой и чувством, попытка объединить женское и мужское начало, инь и ян...

Творчество Белой Гвардии очень литературно и драматургично, и, кажется, многие строки нашептаны героями Кортасара, Ремарка, Бёлля, Лермонтова, с которыми ребята вместе пьют кофе в кофейнях, слоняются по ночным улицам Питера и Парижа. Их песни особенно близки студенческим душам, бродягам, одиночкам, юным философам, тем, кто летает во сне и смотрит закаты на крышах высоток…

Группа была основана в 1991 году и долгое время представляла собой авторский дуэт: основатель группы - бессменный лидер Белой Гвардии , автор стихов и музыки, и Олег Заливако - мужская часть идеологического ядра группы, так же автор собственных стихов и музыки.

В 1993 году Белая Гвардия выпускает свой первый альбом , а летом ребята едут на ежегодный фестиваль им. Валерия Грушина и, выступая там уже как трио (за соло-гитару сел Юрий Сошин ), становятся лауреатами. С этого момента, собственно, и начался большой тернистый творческий путь группы.

В 1994 году выходят один за другим альбомы и . В музыке появились звуки флейты, клавишных, бас-гитары, столь не характерных элементов для бардовской песни. Тем не менее, это придало стихам Зои Ященко нужные краски, изящество и своеобразие.

В 1999 году Зоя приглашает в группу гитариста и клавишника Дмитрия Баулина , который впоследствии становится саунд-продюссером Белой Гвардии. С ним она записывает альбом .

Затем Зоя с Димой набирают команду, состав которой оказывается наиболее подходящим для исполнения Зоиных песен - две гитары, бас, флейта, скрипка, перкуссия. При этом качественно преображается общий саунд группы.

2000 год. Выходит альбом . - сборник лучших песен в новом акустическом звучании. Группа принимает участие в программе "Антропология" на НТВ.

Конец 2001 года - начало 2002 года . Записываются сразу два альбома и . . Последний является "реинкарнацией" самого , который в первоначальном варианте представлял собой весьма традиционную шестиструнную романтику. Но ввиду изменений музыкальных пристрастий, а также студийных условий, Белая Гвардия решила сыграть и спеть старые песни по-новому. При этом хрестоматийное название первого альбома, который так и назывался , осталось нетронутым и вместе с альбомом было "сдано в архив". Новый старый альбом называется . . В альбом также включены некоторые старые песни, не вошедшие ни в один из альбомов.

На настоящий момент у Зои Ященко и "Белой Гвардии" 15 альбомов. и вышли почти в одно время, в 2005 году с промежутком в 5 месяцев. И, наверное, вполне могли бы стать одним двойным альбомом. Но не стали. Хотя они и были записаны в одном музыкальном ключе, все же сильно отличаются по тематике.

В 2009 году Белая Гвардия выпускает сразу два альбома и .

Зоя Ященко и Белая Гвардия регулярно выступает в Москве на таких площадках, как Центральный Дом Художника, Политехнический музей, бард-кафе "Гнездо глухаря" и др. Группа ездит на гастроли в города С-Петербург, Ижевск, Самару, Иваново, Пермь, Воронеж, Фурманов, Тверь, Новокузнецк и др.

Другие новости

Зоя закончила факультет журналистики МГУ. Тексты ее песен глубоки и поэтичны. У неё нежный и красивый … Читать всё

Годом рождения группы можно считать 1993 год, когда Зоя Ященко записала первый сольный альбом с одноимённым названием «Белая гвардия». Тогда же состоялись первые сольные концерты в Москве в концертных залах Олимпийской деревни, ДК МЭИ, ДК «Меридиан», в Политехническом музее и Центральном Доме Художника.

Зоя закончила факультет журналистики МГУ. Тексты ее песен глубоки и поэтичны. У неё нежный и красивый голос. Её мелодии запоминаются почти сразу, с первого прослушивания. Соединение голоса, текстов и музыки создают слишком нетрадиционный продукт, чтобы дать точное определение стиля. Сами музыканты группы говорят, что играют в стиле Сенти-Ментальный рок (sentimental rock).
Творчество Зои Ященко и «Белой Гвардии» очень литературно и драматургично, и, кажется, многие строки нашёптаны героями Кортасара, Ремарка, Бёлля, Лермонтова, с которыми ребята вместе пьют кофе в кофейнях, слоняются по ночным улицам Питера и Парижа. Их песни особенно близки студенческим душам, путешественникам, одиночкам, юным философам, тем, кто летает во сне и смотрит закаты на крышах высоток. Простая и вместе с тем необыкновенно изящная и тонкая музыка «Белой Гвардии» редко кого оставляет равнодушным. Потому что главное качество такой музыки - проникновенность. Это песни, способные затронуть самые тонкие струны души, они заставляют думать, чувствовать, переживать, плакать и смеяться, видеть красоту больших и маленьких вещей.

Первый раз «Белая Гвардия» появилась на экране ТВ в программе «Антропология» у Дмитрия Диброва, который случайно услышал Зоину песню по радио «Эхо Москвы» в салоне своей машины. После этого телеэфира группу пригласили на гастроли в Германию и Францию.
Как-то Зоины песни послушали создатели телесериала «Салон красоты», и предложили ей спеть в эпизоде песню «Одуванчик». А ещё одну Зоину композицию в первой серии фильма спела актриса Ольга Кабо.

Четыре текста «Белой Гвардии» цитирует в своих «Дозорах» популярный русский фантаст Сергей Лукьяненко, которому однажды кто-то из друзей посоветовал послушать песни группы, прислав ссылку на «белогвардейский» сайт.

В июле 2005 года «Песня рядового» из альбома «Кукла в кармане» попадает в программу «Худсовет» на «Нашем радио». По итогам месяца песня побеждает с большим отрывом от конкурентов и попадает в эфир «Нашего радио».

На этот момент уже записано 10 авторских альбомов. Сегодня «Белая Гвардия» - это гитарист Дмитрий Баулин, саунд-продюссер группы, автор аранжировок и музыки новых песен. Это флейтист-виртуоз Павел Ерохин, который в некоторых композициях не менее виртуозно играет на саксофоне. Не так давно в группе появился «свой» скрипач Павел Фильченко (до него на скрипке в «Белой Гвардии»» играли сессионные музыканты). Это перкуссионист Алексей Баулин и бас-гитарист Константин Реутов. И, конечно же, Зоя, которая поёт, иногда играет на акустической гитаре или на непальских караталах.

В 2005 году ребята записывают один за другим девятый и десятый альбомы «Кукла в кармане» и «Питер», и с декабря 2006 года «белогвардейская» песня «Питер» регулярно звучит на волнах радио «Русские песни».

2006 год. Выходит в свет Зоина книга «25 песен и 5 рассказов» и документальный фильм «Я буду лететь» о творчестве группы.

2008 год. На DVD выходит сборник видеоклипов группы. Все клипы сняты на непрофессиональную камеру Зоей и Димой.

В апреле 2009 года группа вновь гастролирует по Германии и Франции. В этом же 2009 году выходит сразу два альбома группы: в мае - альбом «Заводной сверчок», и в ноябре - альбом «Ключ из пепла».

В 2011 году выходит альбом «Сказки Метерлинка» с 12 песнями.

Официальный web-сайт группы.