Как использовать масляные краски. Обзор наборов масленых красок для живописи для профессионалов и начинающих - описание, состав и цена

Живопись играет огромную роль в развитии культуры, многие века она развивается, знакомя мир с новыми техниками. Рисунки пещерных людей доказывают, что живопись позволяла продемонстрировать свои мысли и чувства. Для их творчества характерны особенности: контуры сделанные золой, мелом, глиной - это животные на которых охотятся; человек - охотник. Получается, что уже в доисторические времена была своеобразная техника.

Животные из XII века

Красочная живопись появилась, где-то в XII веке, так для изображения туловища живности использовали охру, которая случайно нашлась в пещере, копыта же и рога рисовали углем. Желание создавать красочные «произведения» вынуждало людей открывать новое, благодаря этому в VII веке появились примитивные масляные краски. Проведя исследования старых работ, ученые обнаружили в них природные пигменты.

Чем можно рисовать

Тем не менее, как рисовать масляными красками художники разобрались только в XV веке. Ян ван Эйк активно использовал их для своих работ, вызывая к ним повышенный интерес окружающих. Со временем он первый создал правила, объясняющие как правильно использовать такие краски.

Случай с картиной голландской школы живописи

Методика работ голландской школы всегда поражает реалистичностью и красотой. Они смогли создать такие картины, которые по сей день вызывают восторг, как у простых посетителей музеев, так и у ценителей. Так в 80-х внимание экспертов привлекла картина с букетом цветов, с которых якобы упала капелька росы на стол. Специалисты пришли к единому мнению, что капля настолько очень реальна и ее даже хочется смахнуть. Получается, что она «не высохла» за 600 лет. Такие «капли» делают живопись вечной.

Какие масляные краски бывают

Рисовать маслом для начинающих будет сложно, но интересно, потому что палитра цветовая

представлена большим ассортиментом:

  • титановые белила;
  • красный кадмий;
  • виридоновая зелень;
  • краска ярко-красная;
  • диоксин лиловый;
  • сажа газовая;
  • желтый кадмий;
  • оранжевый кадмий;
  • лазурь и т.д.

А как рисовать маслом, чтобы добиться выразительности и реалистичности? Нужно развиваться, набираться опыта. Для этого понадобится выделить время, запастись терпением и некоторыми принадлежностями для рисования.

Где можно найти краски

В арт-магазинах представлен большой выбор профессиональных наборов для творчества. Для начинающих можно купить на пробу маленький недорогой комплект, его вполне хватит для создания небольших картин. Рекомендуется осваивать эту технику, изображая яркие вещи, например, фрукты или овощи, не однотонные, а с переливающимися боками.

Для рисования масло пригодятся не только краски, но и:

  • холст (подойдет картонный лист);
  • несколько кисточек.

Холсты чаще всего представлены грубой тканью или бумагой со специальным грунтовым покрытие. Начинающим художникам лучше приобрести холст, натянутый на подрамник. Что касается кистей, то они делятся по: жесткости; размеру; волосу, использованному для ее изготовления. Так для фона пригодятся твердые и широкие, для прорисовки - мягкие, для мелких штрихов - тонкие.

Много ли «масла» и красок нужно начинающему художнику

Слишком дорогие наборы не стоит покупать, ведь использовать вы будете лишь часть. Тем, кто только начинает осваивать «масло» достаточно

5 разных кистей:

  • флейц широкий;
  • средние №2, №3;

Такого набора хватит для любой картины. Не отчаивайтесь, если ничего не получается сразу, все приходит с опытом. Изучив и отработав техники рисования, вы добьетесь успеха. Да методики сложны, но они необходимы. Вы научитесь смешивать цвета и создавать новые оттенки. Получается так, что весь процесс создания работы заключается в постоянной правке тонов. Это очень увлекательно.

Что должен знать живописец

Достичь видимого нужного результата с первых попыток сможет только усидчивый человек. Также немаловажно обладание хоть какими-то навыками рисования. Полезно будет походить на занятия, посмотреть обучающие видео, они помогут обращаться с масляными красками и кисточками.

Поэтапное обучение

Итак, как рисовать маслом на холсте? Предлагаем вам ознакомиться с тем, как работать над картиной. Натяните на подрамник холст и загрунтуйте его, чтобы краска ложилась ровно и не впитывалась. Самым незамысловатым и достаточно надежным грунтом считается водоэмульсионная краска соединенная с ПВА, 1:1. Перед нанесением на холст смесь хорошо размешивается и разбавляется водой, состав должен быть таким как сливки. Работать с холстом можно только после того, как пальцы перестанут прилипать к его поверхности.

Далее рисуем маслом поэтапно, следуя нашей инструкции. Создаем фон, это может быть просто закрашенная часть или какой-то рисунок. Вам потребуется мастихин, им очень удобно распределять краску, получая ровный и тонкий слой. Это позволит маслу просохнуть гораздо быстрее, как известно, этот процесс очень долгий, может затянуться на месяцы. Будьте готовы надолго отодвинуть дальнейшие работы.

Подсохшее полотно - следующий этап

Как подсохло полотно можно приступить к прорисовке эскиза, на светлом фоне делается это карандашом, а на темном - мелком. Сделать контуры обязательно до того, как начнете расписывание маслом.

Если ваша картина будет состоять из нескольких частей, то первым делом рисуете самый большой предмет. Например, вы рисуете кувшин, чашки, вазу, сливы, конфеты, скатерть. А это значит, что вы будете использовать разнообразные цвета.

Неотъемлемая часть картины - тени

Начинайте писать маслом с кувшина, нанесите на палитру коричневый цвет и разведите его слегка. В полученную смесь мокните кисточку и нанесите мазки. Завершив работу с этим предметом, нужно заняться его тенями, в этом вам поможет коричневая краска, но более темного и глубокого оттенка. Для этого добавьте в коричневое масло черное и хорошенькое соедините их. Оттенок для теней готов, где они будут располагаться, вы сами определите. Затем приступаете к работе над чашками, они выполнены из одного и тоже материала (условно), а значит, работа с ними аналогична выполненной ранее. Не забывайте, что свет падает на предметы под одним углом.

На следующем этапе разбираемся с вазой, заполненной сливами. Не пытайтесь сделать стеклянную вазу, так как должно быть много оттенков, которые в реальной жизни отображаются в стекле. Начинающим художник лучше сделать фаянсовый вариант, для которого кроме закраски потребуются обычные тени. Нарисовать сливы проще всего, главное, чтобы они выглядели натурально, а значит, накладывались одна на одну.

И напоследок

Закрашивайте фрукты темным синим цветом. В тех местах, где они касаются друг друга нужно провести тонкую линию, как бы разделяя их. Для реалистичности нужно добавить черенки фруктов, но не к каждой ягоде. Что касается конфет, то главное сделать правильные контуры. Разрисовать их можно как угодно.

После завершения работы оставьте ее просыхать, отвернув «лицом» к стене.

Масляная живопись - это один из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Это связано с яркостью и долговечностью работ. Кроме того, работать с этим материалом чрезвычайно легко и приятно. В связи с этим важно знать, чем разбавить масляные краски.

Нужно ли разбавлять масляные краски

Рецепт "тройника"

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт "тройника" включает в себя следующие компоненты:

  • живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
  • конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
  • скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).

Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.

Полезная информация

Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.

Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.

Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.

Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.

Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.

Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.

При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.

Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.

Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.

Можно ли повторно использовать разбавитель?

Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.

Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.

Картина маслом - прекрасный способ живописи на холсте. Классические картины, такие как «Мона Лиза», были написаны маслом, наряду с красивыми импрессионистскими картинами Моне или Ван Гога.

Шаги

    Купите для живописи маслом хорошие качественные материалы, лучшие, из того, что вы можете себе позволить. Если вы только начинаете, вы можете найти многие из этих вещей, глядя на подарочные наборы, которые включают все или большинство из них, иногда в красивой деревянной коробке или на мольберте. Минимум, который вам понадобится:

    • Натянутый холстом размер картины, которую вы хотите написать. Неплохо было бы также приобрести несколько небольших брезентовых досок для практики и предварительных исследований. Вы также можете использовать брезентовую бумагу или холст, который находится на прокладке и подходит для масляной живописи и для того, чтобы левасить. Постарайтесь выбрать небольшую плату с точными пропорциями вашего натянутого холста, но если такой нет, возьмите большой кусок, на котором бы ваш холст помещался.
    • Трубы масляной краски в основной палитре. Если вы покупаете набор, в нем, вероятно, есть все самые необходимые цвета. В самой простой палитре есть такие цвета как красный, синий, желтый, сиена жженая и большой тюбик белой краски. Если это Winsor & Newton, можно получить лимонно-желтый, перманентный красный, ультрамарин или французский ультрамарин (они химически близки.) Если вы изначально выбираете большую палитру цветов, используйте темно-красный ализарин или более фиолетовый, красный, но не оранжево-красный. Вы можете обойтись без сиены жженой, но помимо смешивания здесь есть другие причины. Если ваша палитра не имеет этого цвета, используйте красновато-коричневый.
    • Купите масло и разбавитель. Льняное масло - традиционно используемое художниками масло. Некоторые художники считают, что лучше ореховое. Если вы хотите, чтобы ваша живопись высохла быстрее, выбирайте средство, такое как "Liquin" Winsor & Newton, которое заставит масло сохнуть быстрее. Вам также необходим обычный скипидар или скипидар без запаха, который иногда называют турпеноидом или белым уайт-спирит. Это жидкость, которая имеет сильный или слабый аромат. Это разбавитель для краски в противоположной среде. Разбавители без запаха, такие как турпеноид Weber или Gamsol, являются, по общему мнению, здоровее в использовании, но всегда нужно иметь надлежащую вентиляцию, чтобы могли выветриться некоторые компоненты. Сама масляная краска не токсична как и скипидар, который не выделяет токсичных паров. Но некоторые масляные краски содержат токсичные ингредиенты, такие как кадмий и кобальт, которые могут быть весьма вредными, если их проглотить, поэтому никогда не ешьте, не пейте и не курите во время использования масляной краски.
    • Купите лак для покрытия, что-нибудь типа Damar, предназначенного для картин маслом. Лак, вероятно, содержит некоторые токсичные пары и должен применяться на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Определенно следует выбрать съемный художественный лак. Лак должен быть добавлен после того, как картина маслом полностью высохнет и не сможет изменить химический состав картины. В этот момент можно нанести съемный лак, чтобы придать картине хорошую глянцевую поверхность и защитить слой краски. Каждые 25 - 30 лет лак должен удаляться (или художником или владельцем картины) раствором для удаления лака и повторно наноситься, так как лаки со временем желтеют и не должны быть на картине постоянно. Вот почему очень старые картины маслом буреют. Они часто просто нуждаются в очистке и новом прозрачном слое лака, чтобы выглядеть ярко, как если бы они были написаны в прошлом году. Вам не нужно покупать лак до окончания картины, так как вы не будете использовать его до того, пока картина не будет готова и полностью не высохнет. "Ретушь" можно использовать только тогда, когда картина сухая на ощупь. Это не повредит слой краски, но картина должна быть абсолютно сухой, и вы должны подождать целый месяц, прежде чем использовать лак. Если вы хотите продать картину раньше, можно нанести временное покрытие.
    • Купите кисти. Предпочтительно жесткие. Кисточки из щетины являются менее дорогими, но хорошие белые синтетические волокна, которые довольно жесткие, как и щетина, также могут быть отличным выбором. Некоторые художники маслом также используют мягкие кисти из соболя с длинной ручкой для различных эффектов. Можно использовать большие, маленькие и редкие кисти, в зависимости от областей, форм и объектов, которые вы хотите изобразить в мельчайших деталях, если вам нравится подробный реализм. Мягкие кисти "монтажника" с очень длинными тонкими мягкими волосками, хорошо подходят для изображения оснастки судна, усов кота и других длинных линейных деталей. Для этого используются очень тонкие краски, которые помимо этого могут использоваться для написания вашего имени на картине или для длинных плавных линий. Новичку рекомендуется попробовать различные наборы кистей или синтетических кистей разных форм и размеров, чтобы понять, какой стиль передает каждая из них.
    • Мастихин, нож для живописи или не зазубренный нож для масла можно использовать для смешивания краски. Мастихины довольно дешевые, если они пластмассовые. Металлически более хорошие, потому что не окрашиваются и могут прослужить в течение многих лет, если их содержать в чистоте. Ножи для живописи имеют различные формы, от совков до уголков, каждый из которых имеет различные эффекты, и вы можете использовать их вместо кистей.
    • Уголь или фиолетовый пастельный карандаш, чтобы рисовать на холсте.
    • Палитра понадобится для того, чтобы было куда положить масляные краски во время их использования. Это может быть палитра с небольшими отверстиями или вы можете импровизировать с дешевой простой керамикой, стеклом или меламиновой пластиной. Из чего-то, что могло бы препятствовать скипидару. Многие художники предпочитают серую палитру, потому что цвета лучше всего отражаются на сером. Если вы используете плоский кусок стекла на столе (очень дешево, если вы берете его из дешевой фоторамки), вы можете положить под него серую бумагу, чтобы иметь в любое время серую, легко очищаемую палитру.
    • Две небольшие чашки для масла (или Liquin) и разбавителя. Некоторые наборы поставляются с "двойным ковшом", чтобы их можно было прикрепить на палитру. Если это так, то ваш набор, вероятно, также имеет палитру.
    • Тряпки для живописи. Это может быть любой вид чистых тряпок. Плотные бумажные полотенца тоже подойдут, но ткань является многоразовой, если ее стирать. Ткань использованных детских подгузников, если ее постирать, даже изношенная и окрашенная, отлично подойдет для этих целей. Бумажные полотенца изнашиваются быстро, поэтому лучше использовать старую одежду, мягкую, как старые футболки и тому подобное. Старайтесь использовать тряпки, на которые не жалко проливать краску, так как вы можете уничтожить рисунок ткани на окрашенных областях. Используйте тряпки, которые находятся на грани своей полезности, если вы не хотите их стирать и продолжать использовать много раз.
    • Мольберт для работы, либо настольный мольберт, либо постоянный мольберт. Он не должен быть дорогим. Самый дешевый "обзорный мольберт", для которого подойдет любой разумного размера холст на удобном рабочем углу, и его ножки должны приспосабливаться к разной высоте, в зависимости от того, сидите вы или стоите. Если возраст вам не мешает (а так же болезни или травмы, ограничивающие количество времени, когда вы можете остаться на ногах), гораздо лучше будет стоять у мольберта. Это также позволит смотреть со стороны после каждых нескольких мазков, чтобы увидеть, как картина выглядит, что определенно лучше для живописи. Вы также можете облокотить картину на стул или другую поддержку или сымпровизировать что-то подобное. «Картинная лошадь» - это скамья с доской, торчащей на конце, которую вы как бы оседлали и подпираете холст в паз.
    • Вы должны определиться с инструментами. Чем будете делать наброски, карандашом или углем, на этюднике или ватмане, а может даже на использованной бумаге. Они не должны стать архивом, но если вам нравятся ваши эскизы, вы можете создать из них этюдник и использовать для этого мягкий карандаш/ручку/маркер. Это просто наброски, чтобы что-то нарисовать, что-то избранное. Ваш обычный этюдник и любимые инструменты рисования.
    • Безопасное место без пыли, чтобы ваша картина могла высохнуть, где не происходит ничего, что могло бы повредить краску на холсте. Время высыхания для картин маслом варьирует от нескольких дней до нескольких месяцев. Некоторые виды масляной живописи смогут сохнуть целый год, прежде чем на них можно будет нанести лак.
  1. Сделайте эскиз "нотан" картины в своем альбоме или на бумаге с серым или черным карандашом или пером, используя карандаш в качестве серого. Если это квадрат, это квадрат. Если это прямоугольная или овальная картина, решите, будет ли это вертикальный "портрет" или горизонтальный "пейзаж". Сделайте нотан очень маленьким, только чтобы разместить светлую, темную и среднюю область картины. Они могут варьировать от размера большой почтовой марки до размера визитной карточки. Идея состоит в том, чтобы увидеть картину в миниатюре. Сделайте несколько вариантов, пока не найдете лучший дизайн, не беспокоясь о деталях.

    Использование уголь или карандаш, чтобы сделать рисунок в своем альбоме. Он может быть довольно подробным и тщательно затененным или простым, чтобы показать вам тени и блики. Это, отчасти, зависит от того, как подробно и реалистично вы хотите увидеть картину. Более свободный стиль живописи может иметь более отрывочный эскиз, но все равно должен иметь один с более "белый, средний и черный" оттенок, так, чтобы вы могли сказать, где есть, по крайней мере, пять значений - белые акценты, свет, средние, темные, черные акценты. Некоторые художники, чтобы не использовать чистый черный и белый цвета, просто используют "свет, средний свет, среднее значение, средний темный, темный" для пяти видов. Это зависит от желаемого эффекта. Если вам не нравится эскиз, продолжайте пытаться делать различные версии, пока не получите то, что вам понравится.

    • В эскизе убедитесь, что свет, падающий на человека, объект или элемент ландшафта, идет в одном направлении. Обратите внимание на то, откуда идут тени. Они все должны идти в том же направлении и быть короче, если солнце или свет высоко, и больше, если солнце (или лампа, от которой идет свет) находится низко. Направление освещения делает все объекты более трехмерными. Тщательно нарисуйте формы тени, и большинство ваших предметов будет выглядеть трехмерными в этой точке. Это хорошо для импрессионизма или реализма.
    • Если вы хотите сделать абстракцию, сделайте набросок карандашом и решите, где вы хотите видеть конкретные эффекты, такие как разбрызгивание или сильные текстуры мазков. Или можете пропустить эскизный этап на бумаге и перейдите к следующему.
    • Нарисуйте объект на брезентовом холсте, брезентовой бумаге или холщовой площадке. Используйте уголь или фиолетовый пастельный карандаш. Разметьте точные пропорции холста на доске, если они не совсем такой же формы, поэтому сделайте это так, как на эскизах. Сделайте четкие очертания. Вы можете детализировать разметки глаз, рта, всех важных фигур на ней или можете просто придерживаться только основных форм и основных теневых фигур. В любом случае, это должно быть похожим на краски на эскизе. Если вы делаете ошибки, вытрите уголь или пастельный карандаш влажной тканью, пусть полотно высохнет и сделайте это снова. Это вполне можно откорректировать.
  2. Выдавите немного краски на палитру и смешивайте цвета. Разложите желтый, синий, красный и большой мазок белого на некотором расстоянием друг от друга. Дополнительно используйте сиену жженую. Оставьте все остальные цвета в коробке, если это был подарочный набор.

    Изучите краску "алла прима". Просто нарисуйте прямо на эскизе в области каждого цвета. Поскольку это не должно быть детализировано, вы можете попытаться рисовать цветовое исследование мастихином или ножом для живописи. Если вам не нравится ни один ваш цветовой выбор, используйте мастихин, чтобы соскоблить некрасивый мазок и отложить ненужную краску в сторону, на случай если вам понадобится грязный коричневый цвет. Соединение всех трех предварительных выборов будет гармонировать в живописи и, таким образом, смешанная краска сможет быть отделена и смешана немного больше, чтобы превратиться в бледно-коричневые или темно-коричневые и серые оттенки. Никаких отходов с простой основной палитры. Продолжайте играть с цветовым исследованием, пока вам не понравится простая, смелая живопись, сделанная довольно большой кистью с не большим количеством деталей. Если необходимо, сделайте больше чем одну из них, пока вы не решили, какие смеси вам нравятся. Вы делаете эту небольшую живопись с краской прямо из трубы. Она не нуждается в разбавителе или в масле для этой техники. Если вам нравится, как выглядит ваша пробная живопись, вы можете сделать большую тем же самым путем, только при помощи мастихина и трубочной краски со смелыми ходами на холсте. Никакой дополнительной краски и никакого лишнего слоя. Этот стиль живописи быстрый и сильный.

    Нарисуйте контур с помощью мягкого карандаша или тонкой палочки древесного угля. На пейзажной живописи используйте фиолетовый пастельный карандаш. Это будет хороший выбор, потому что этот цвет хорошо сочетается со всеми ландшафтными цветами, не темнея и не окрашивая светлые цвета так же, как черный. Древесный уголь и фиолетовый пастельный карандаш - оба легко исправляются с помощью влажной ткани или тряпки, так что не волнуйтесь о внесении изменений в эскизе! Нарисуйте, а если вы сделаете это неправильно, вытрите и повторите попытку.

    Подготовьте немного масла в одной чашке и растворитель в другой. Протрите кисти и мастихин. Промойте кисть, если вы использовали ее для цветового исследования, используя турпеноид: просто опустите ее в растворитель и протрите тряпкой.

    Нанесите небольшое количество сиены жженой на свою палитру. Или, если нет белого или много белого в трехцветной смеси, используйте тонкий слой коричневого. Опустите кисть в растворитель, скипидар/турпеноид/Sansodor (бренд Winsor & Newton особенно хорош). Опустите влажную кисть в небольшое количество краски, пока у вас не будет очень жидкой прозрачной краски. Это легко. Используйте немного больше краски, сделайте средний свет и последовательно темные области с сиеной жженой, все еще разбавляя ее, пока она не станет текстуры чернил. Даже темные области должны иметь достаточное количество красок. Чем более тонкий слой вы используете, тем быстрее высохнет этот прозрачный слой сиены жженой.

    • Вау! Прозрачная картина в сиене жженой обычно выглядит довольно круто на данном этапе. Ее по-прежнему легко изменить, если у вас получился слишком темный или слишком светлый цвет. Возьмите тряпку и протрите часть краски, которая вас не устраивает, и повторите с добавлением нужного цвета. Или сотрите все и измените форму. Ну и дела, вы думали, живопись маслом должна быть совершенной? Нет, здесь все очень легко исправить и внести изменения. Этот этап высохнет довольно быстро, от нескольких минут до получаса. Самые тонкие детали могут быть сухим на ощупь к тому времени, как вы закончите другой угол. Необходимо только, чтобы краска была сухой на ощупь.
  3. Помните правило "масло под наклоном". Первый слой, который вы нанесли, может быть очень жидким, почти один скипидар и очень мало масла. Всего немного масла в краску, и это будет выглядеть по-другому. Это может выглядеть почти как бумага с акварелью, нанесенной тонким слоем. Вы можете сделать последовательное мытье в разных цветах, если хотите весело провести время, нанося слой "мытья". Следующий слой - это "алла прима" или краска прямо из тюбика, как вы делали на цветовом исследовании. Это своего рода слой средней упитанности, не слишком жирный и не слишком слабый. После этого, тем более после масла или Liquin, который вы добавили в краску, структура становится жирнее. Проблема наклона масла – масляный слой сохнет дольше всего, поэтому под ним должна находиться быстро сохнущая краска. В противном случае, внешняя сторона высохнет, а внутри останется закрытый мягкий не высохший слой.

    • В худшем случае, картина, у которой есть наклон, может соскользнуть с холста в какой-нибудь жаркий день, потеряв соединение красок.
    • Никогда не используйте масляную пастель под масляной краской, потому что их формула масла включает минеральное масло, которое никогда не высыхает. При желании можно добавить масляную пастель на последний слой масляной живописи, когда оно станет сухим на ощупь.
  4. Блокируйте цвета для основных областей, а затем добавляйте немного больше краски, чтобы сделать детали светлее или темнее, краснее, желтее или синее. Смешивайте половину цветов на палитре, половину на холсте. Начните с основных направлений света и тени, с правильных общих цветов, затем добавляйте краску, чтобы изменить их. Заштриховывайте медленно и смешивайте краски мягко. Там где вы хотите, чтобы краска была гладкой, не делайте много мазков. Наносите много мазков там, где вы хотите получить сильную текстуру, как в импрессионистской живописи, или используйте нож для создания штрихов, чтобы сделать смелые текстуры. Противопоставляя гладкие и смелые текстуры так, чтобы некоторые части картины поднимались, структура "наложения красок густым слоем" способствует тому, чтобы все части очень тщательно быстро окрашивались. Поэтому изменяется количество "алла прима" текстуры, которую вы наложили. Смешайте часть масла в краску, если вы хотите нанести тонкие и вычищенные мазки, чтобы сохранить текстуру гладкой. Пока она еще не высохла, вы можете смешать больше масла или больше краски, чтобы сделать этот слой толще или тоньше. Но если она начинает сохнуть или затягиваться, не добавляйте больше ничего, что не содержит жира.

    • Если вы не хотите сделать уродливый спецэффект, как при изображении лица зомби, нанесите толстый слой жира на кисть, затем оставьте неправильно подсохнуть, затем оторвите кусок, чтобы кожа краски свисала вниз, а комок коричневато-красной жирной краски попал на воздух и высох, а, может быть, и застыл в виде капель. Почти любая ошибка может быть превращена в спецэффект, когда вы знаете, как это работает.
  5. Масляные краски остаются влажными в течение нескольких дней! Это означает, что вы можете рисовать весь день, дурачиться с ними, лечь спать, положить пустую коробку на палитру, чтобы ваша кошка по ней не прошлась, а завтра начать все сначала и вносить изменения, пока картина мокрая. Вы можете использовать мастихин, чтобы соскоблить целые области до того как они высохнут, и начать все сначала. Медленное время сушки масляной краски позволяет вносить много изменений, прежде чем определиться с окончательным вариантом и только потом дать краске высохнуть.

    Оставьте картину для сушки. Это займет не менее двух недель, если вы не использовали Liquin в качестве основы. Liquin высыхает быстрее, чем краски из тюбика, так что используйте хотя бы какую-то его часть в краске так, чтобы все хорошо схватилось. Это не жир, а масло прямо из трубки. Вы также можете добавить алкидные масла, которые имеют алкиды (основные ингредиенты Liquin среды) прямо в краску трубки. В этом случае, картина может сохнуть всего от пары дней до недели, в зависимости от толщины краски.

    Один из традиционных методов старых мастеров - не слишком полагаться на текстуру кисти. Начните, как описано здесь, сделав тонкий слой сиены жженой с помощью краски из трубки и тщательно чистя ее, сделайте реалистичный черный и белый со всеми деталями вашего предмета, просто используя черную краску из слоновой кости и титановые белила. Пусть это "гризайль" или "мертвый слой" полностью высохнет. Это будет выглядеть как черно-белая фотография, очень подробно. После этого начните смешивания масла со всеми своими цветами, используя их очень тонким слоем, и начните их наносить на гризайль слой. Покрытие черно-белой живописи различными прозрачными цветами позволит свету переходить туда и обратно в пределах высушенных слоев и придаст картине уникальную световую гамму. Только медленное, многослойное использование цветного карандаша приближается к такому эффекту. Это одна из вещей, которыми славится живопись маслом.

    • Вы можете попробовать этот метод, если у вас много времени, чтобы ждать, пока подсохнет один слой, прежде чем делать следующий. Но, если вы не хотите ждать так долго, просто дайте гризайль слою высохнуть, добавьте немного масла, краски в правильных цветах и добавьте один заключительный слой глазури, когда краска высохнет. Вы можете использовать как сложный, так и простой вариант масляной живописи.
  6. Когда вы закончите сессию рисования, почистите кисти, опуская их в растворитель, а затем используйте тряпку, чтобы выжать из них краску. Повторите несколько раз, пока почти вся краска не останется на тряпке, в противном случае, это потребует больше растворителя. Храните тряпки и расходные материалы подальше от открытого огня/электрических цепей/обогревателей/от того, что может стать причиной пожара. Сложите их в металлическую банку, если у вас такая есть под рукой. Если вы храните палитру с выжатой краской в холодильнике, это будет замедлять процесс сушки и вы можете использовать такую краску дольше. Но не позволяйте никому это есть!

    Храните влажные картины в надежном месте, без пыли, в темноте и прохладе, если это возможно. Вы можете сделать вертикальную сушилку в шкафу собственной конструкции, где вы установите колышки в нескольких десятках сантиметров друг от друга, чтобы можно было облокотить картину. Если вы пишите много масляных картин, для сушки больше подойдет гараж. Поскольку вы создаете пары разбавителя, хорошей идеей будет использовать гараж и другие области, где люди не проводят много времени или имеют очень хорошую вентиляцию. Хранение этих материалов в вертикальных слотах уменьшит количество пыли, которая падает на сами картины, пока они сохнут. Пыль будет накапливаться на верхнем торце, а не на самих картинах.

    На холсте "галерея", который имеет глубину 3,8 см, писать маслом не стоит. Просто покрасьте стороны, либо оберните картину/покрасьте черным/сделайте с ней что-то забавное. Вам не нужно покупать рамку, либо продавать ее в галерею или дарить. Она готова к тому, чтобы ее повесить, когда высохла и покрыта лаком.

  7. Подождите, по крайней мере, месяц после того как картина высохнет на ощупь, потом используйте лак для ретуши и придайте картине временный блестящий и законченный вид. Некоторые лаки сушат матовую поверхность, блестящие могут потускнеть, если на них нанести лак. Подождите еще одиннадцать месяцев, чтобы нанести лак даммары или любой другой сменный лак и позвольте ему высохнуть за несколько дней. Ваша живопись теперь сохранится дольше чем вы сами.

    • Сиена жженая является хорошей цветовой основой для смешивания тонов, которые передают цвет кожи, если он не слишком черный и имеет синеватый оттенок как на африканской эбеновой черноте. Она будет выглядеть особенно, если в нее добавить немного желтой охры, что может предать большинство тонов кожи, в том числе и немного землистый. Добавьте немного красного и вы сможете сделать рыжие или коричневатые волосы.
    • Масляная краска по своей текстуре гораздо более плотная, чем обычное масло. В ученическом варианте краски больше жидкости, поскольку она имеет больше масла и меньше пигмента. Таким образом, краска в трубке, если вы любите живопись тонкими жидкими красками, прослужит вам гораздо дольше, чем ученическая краска такого же объема, потому что вы добавляете туда льняное масло, чтобы краска была жидкой и масло, чтобы она была дешевой. Пигменты лучше в профессиональных масляных красках, поэтому они более концентрированные. Вы можете сэкономить деньги, покупая краску или импасто среду, если вам нравится накладывать ее толстым слоем ножом и если вы не хотите тратить целое состояние, используя чистые трубочные дорогие краски Grade.
    • Льняное масло является пищевым растительным маслом, но льняное масло из обычных магазинов и магазинов здоровой пищи не подходит для живописи. Различные виды масел для живописи обладают специфическими свойствами. Экспериментируйте, если вам нравится среда.
    • Ученические сорта масляных красок очень жидкие и небольшим количеством краски можно покрыть большие площади.
    • Не покупайте большие трубы, если в них нет нужды.
    • После того, как вы привыкли рисовать много, купите большую трубку ультрамарина и супер гигантский тюбик белой краски. Ультрамарин применяется в гораздо большем количестве, чем другие цвета. Разве что в портретах, сиена жженая может применяться также часто.
    • Всегда покупайте большую трубку белой краски, потому что вы будете использовать и смешивать ее чаще всего. Если это мини набор, где все трубы имеют одинаковый размер, купите дополнительный тюбик белой краски.
    • Когда вы рисуете достаточно хорошо и другие люди готовы платить реальные деньги за ваши картины, в целом, люди будут платить больше за масло, чем за другую текстуру, даже если они в равной степени прочные и красивые. О масляной живописи люди думают как о чем-то чрезвычайно ценном и постоянном.
    • Используйте мольберт, если это возможно.
    • Не замачивайте кисти ворсом вниз в банке с растворителем. Волоски будут постоянно согнутыми и кисть будет разрушена. Держите кисточку вниз головой так, чтобы волоски кисти не гнулись и находились в свободном состоянии, ничего не касаясь (это то, для чего нужна проволока с пружинкой, чтобы держать кисти в вертикальном положении вниз головой, не касаясь дна) или просто положите кисть плашмя, где из нее сможет выйти лишняя жидкость. Какие-то мелкие камешки или что-то более тонкое может вам позволить это сделать.
    • Если у вас недорогой ученический набор с жидкими красками, используйте недорогие кисти и работайте понемногу. Исследуйте текстуру и попробуйте использовать разбавитель для "скудного" слоя перед тем как покрасить непрозрачным цветом, а затем глазурью с утонченным прозрачным цветом. Практикуйтесь на брезентовых досках и прокладках, пока вы не будете готовы к более дорогим полотнам и краскам или использовать жидкую текстуру для рисования с тонким гладким правильным видом на натянутом холсте. Когда у вас нет материалов, перечисленных в качестве таковых, используйте то, что у вас есть.
    • Водорастворимые масла еще один новый тип краски. Они идут с водорастворимым льняным маслом и водорастворимым разбавителем. Их также можно разбавлять обычной водой, но это иногда немного изменяет цвет или делает их немного мутными. Используйте водорастворимый разбавитель для изготовления мытья на холсте и воду для очистки водорастворимого масла. Используйте только водорастворимую среду с водорастворимыми маслами.
    • Алкидные масла сделаны с добавлением алкидной смолы, смешанной с масляной средой. Они предназначены для быстрой сушки на ощупь в течение дня или двух, а не через неделю или две. Liquin среду можно смешивать, чтобы превратить обычную масляную краску в нечто, что высыхает быстрее, как алкидная краска, и может быть использована вместе с ней. Не накрывайте маслянистый слой также как Liquin.
    • Гипс является грунтовкой под масляную живопись. Вы можете взять холст, который не был инициирован, купить левкас, подготовить и растянуть его самостоятельно, чтобы получить нужные размеры холста. Или вы можете использовать гипс для покрытия деревянных панелей или панелей ДСП, использовать его на стене, чтобы сделать масляную живопись как роспись. У гипса есть много применений. Его, как правило, не будет в стартовом комплекте. Он продается в черном, а также белом и других светлых тонах, если вы хотите показать цвет холста.
    • Для упрощения очистки, если вы работаете с «алла прима», попробуйте выбрать самую большую кисть, которой вы можете завершить картину, и использовать только одну эту кисть. Это экономит массу неприятностей, связанных с очисткой. Картины, написанные одной кистью, как правило, имеют единство текстуры и цвета, даже если вы создаете различные текстуры одной кистью.

    Предупреждения

    • Не курите, не используйте фонари, открытый огонь или нагреватели рядом с масляными окрасочными тряпками, емкостями с растворителем или легковоспламеняющимися масляными материалами.
    • Не сливайте липкие жидкости, использованный растворитель или старые грязные краски в унитаз. Жидкость попадет в окружающую среду и может быть токсична. Хуже того, она может приклеиться к вашему водопроводу, когда высохнет, и принести большие проблемы. Если вы живете с родителями, это может привести к большим неприятностям. Если вы арендуете квартиру – то же самое. Если у вас свой дом, вам придется раскошелиться на сантехника. Поэтому, независимо от того, как вы смотрите на это, туалет – это не место для утилизации токсичной краски! Используйте его для органических отходов и испорченной пищи.
    • Используйте надлежащую вентиляцию. Если запах разбавителя раздражает, это, вероятно, опасно. Без запаха разбавители несколько безопаснее, но они по-прежнему не очень хороши, если вы высушиваете картины в той же комнате, где спите без вытяжного вентилятора. Картина маслом, написанная с помощью аэрозольной краски весьма опасна - токсичные пары могут воспламениться!
    • Если вы рисуете на открытом воздухе, будьте осторожны, не слейте использованный растворитель или краску на траву. Это может быть токсично для окружающей среды. Переработайте свой разбавитель водой и сохраните грязную воду в бутылке. Выкиньте ее туда, где в вашем городе можно оставлять токсичный мусор. Иногда, если вы используете очень мало разбавителя, впитываете его бумажными полотенцами и чистите минимальным количеством жидкости, так, чтобы мусор с токсичными твердыми частицами можно было запечатать и избавиться должным образом вместо того, чтобы иметь дело с выкидыванием большого количества липких вещей.

    Что вам понадобится

    • Льняное масло (из художественной мастерской) или Liquin, или другая среда. Водорастворимое льняное масло, если вы используете водорастворимые масляные краски.
    • Разбавитель - скипидар, без запаха уайт-спирит, Sansodor, турпеноид или водорастворимый разбавитель
    • Масляная краска, минимально белый титан, лимонно-желтый, перманент красный или ализарин малиновый, ультрамарин и сиена жженая
    • Мольберт (опционально)
    • Кисти (опционально, если вы хотите попробовать нож для живописи)
    • Мастихин для смешивания (можно импровизировать с ложкой или ножом для масла), необязательные ножи для живописи различной формы
    • Палитра/плоский кусок стекла/одноразовая бумага
    • Тряпки
    • Мойка для кистей или банка для растворителя, маленькая чашка или двойной ковш
    • Альбом плюс карандаш и ручка, дополнительные серые и черные маркеры
    • Брезентовый холст или дешевые доски холста для предварительных цветовых исследований и текстурных испытаний
    • Безопасное место, чтобы высушивать влажные картины в течение недель или месяцев. Как только они высохнут, их можно вычистить
    • Съемные лак, например, Damar, для окончательной лакировки после того как картина высыхала в течение года. Даже алкидная картина должна сохнуть в течение года
    • Дополнительный лак для ретуши, как временное покрытие. Применяется после того как картина просушилась всего месяц (если вы хотите продать картину быстрее или срочно повесить на стену)

Неделю назад Юлия Скрипник - редактор платформы МИФ.Творчество прислала мне сообщение: «Настя, привет! Сможешь на следующей неделе сделать статью с выполнением упражнения по Урокам классической живописи ?». Я ответила, что сделаю, а в голове закрутился тысяча и один страх творческого человека:

«Я не умею рисовать маслом. Я в последний раз брала масляные краски в руки несколько лет назад, да и не сказать, что этот опыт был удачный. Вдруг у меня совсем ничего не получится и я только испорчу холст».

Отодвинув страхи, я приступила к изучению книги. Безусловно, в бумажном виде, просто потому что ее запах сам по себе является вдохновляющим.

Книга разделена на 4 главы и в каждой из них есть несколько уроков. Я планировала прочесть книгу до последней страницы и потом выбрать, какой из уроков я буду выполнять. Однако, новых знаний и вдохновения было столько, что уже на 48 странице я достала из коробки масляные краски, разбавитель и забралась в гардероб в поисках старой отжившей свое футболки. Причем тут футболка? Читайте дальше 😉

Урок 2, который мы и с вами будем изучать, посвящен имприматуре с вытиранием. Я тоже не знала что это, пока не приступила к чтению книги, и это нормально.

Импримату́ра (от итал. imprimatura - первый слой краски) - термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.

Вы наверняка видели работы, выполненные при помощи этой техники.

Материалы:

  • Материалы для рисования - бумага и карандаш, или уголь, если вы собираетесь рисовать сразу на поверхности
  • Загрунтованная поверхность - деревянная поверхность или холст
  • Палитра
  • Масляная краска натуральная умбра. Можно взять натуральную сиену или землистый зеленый - экспериментируйте с цветами
  • Титановые белила или быстросохнущие, например, алкидные . Они удобны тем, что высыхают за ночь
  • Льняное масло (по желанию)
  • Хлопчатобумажная тряпка - подойдет рваная футболка (бумажные салфетки использовать не рекомендуется)
  • Большая щетинная кисть

Выше я перечислила материалы, которые рекомендует автор «Уроков классической живописи» - Джульетта Аристид. Я соблюдала не все эти рекомендации. Не всегда под рукой может оказаться «тот самый» материал, не стоит из-за этого отказываться от творческих экспериментов.

Первый этап: постановка натюрморта

Затем время приступать к рисунку. Я выполняла его сразу на холсте карандашом, однако, автор рекомендует сначала выполнить его на бумаге, а потом переносить с помощью кальки. И это хороший совет, потому что попытка использовать ластик на холсте чревата образованием «грязи». Еще я не зацикливалась на рисунке, потому что цель этого урока тональный подмалевок.

Прежде чем приступит к имприматуре с вытиранием, стоит проверить, как поверхность холста или деревянной панели впитывает краску. Некоторые виды дешевого акрилового грунта хорошо удерживают краску, вытереть ее до цвета поверхности будет сложно. Если вам попался такой грунт, можно предварительно покрыть всю поверхность очень тонким слоем льняного масла.

А теперь самое интересное! Нужно покрыть тонким слоем холст, интенсивно растушевывая краску жесткой достаточно большой щетинистой кистью. Автор рекомендует не бояться слишком темного цвета и не разбавлять краску, поскольку иначе слой выйдет слишком тонким, но я подумала, что мои краски давно лежали без дела и загустели, потому добавила растворителя, и это действительно было ошибкой.

Совет из книги: Если картина слишком большая и сложная, чтобы дописать ее за один сеанс, процесс можно разбить на этапы (например, первую половину за один день, а вторую - за другой)

Приступаем в к вытиранию. Сквозь слой масла просвечивает контур рисунка, поэтому это не сложно. Нужно постоянно перехватывать тряпку, чтоб использовать чистые части. Для больших участков удобно вытирать краску указательным пальцем, а для мелких элементов я обернула тряпку вокруг апельсиновой палочки.

Вытираемый подмалевок может быть закончен после 4 этапа, но если добавить темные и светлые акценты, работа приобретает более законченный вид. Поэтому методом лессировки я добавила белила и темным цветом углубила тени.

Работа готова! Допущено несколько явных ошибок, джинсы испачканы в краске, но главное - получено невероятное удовольствие от победы над своими страхами.

Раньше я боялась книг о классической живописи, мне казалось, что они созданы как минимум для студентов профильных ВУЗов, но оказалось - это совсем не так.

Призываю и вас не бояться! Попробуйте что-то новое, выйдете за рамки привычных материалов и техник.

Зарубежный художник и хороший преподаватель художественной школы Johannes Vloothuis учит тысячи студентов, как рисовать маслом (помимо других техник рисования). Johannes дал нам 10 лучших советов для художников масляной живописи. Я думаю, вы согласитесь, что эти основные приемы в живописи должен знать каждый художник.
1. Используйте белую подмалевку или быстросохнущие белила.
Одна из частых проблем, которая мешает художникам масляной живописи является то, что когда вы добавляете слой краски поверх другого, они имеют тенденцию смешиваться. Например, трудно добавить снег на вершинах гор, когда первый слой краски еще не высох.
Когда художник входит в раж и сталкивается с такой проблемой, он расстраивается и откладывает картину, а к работе возвращается через несколько дней. Есть специальные новые белила, способные решить эту проблему, в отличие от стандартных титановых белил. Они называются быстросохнущие белила или белая подмалевка.
2. Тонкие лини маслом.

Большинство, если не все, художники, рисующие маслом, расстраиваются, когда пытаются нарисовать тонкие линии масляной краской, особенно по еще не высохшей краске. Даже подписать картину не так просто, если подпись мала. Вот некоторые способы этого достичь и не ждать подсыхания масла:

  • Используйте пластиковую карту вместо шпателя
  • Используйте акриловую краску поверх сухих масел
  • Еще один инновационный способ - используйте пастель. Обычно она не сохнет, но Вы можете зафиксировать ее слоем лака.
3. Подмалевок на холсте.

Если вы посетите художественную галерею и посмотрите на картины маслом вблизи, увидите имеющиеся пустоты в мазках на картине с цветом сиены жженой - это подмалевок. Он дает следующие преимущества:
  • На белом фоне сложнее оценить и подобрать цвет
  • На пленэре в солнечную погоду белый холст будет слишком ярким. Вы можете, конечно, одеть очки, но будут явные проблемы с подбором цвета
  • Практически невозможно зарисовать весь белый холст на быстром, спонтанном пленэре и у вас останутся белые просветы между мазками.
  • Масляная краска не на 100 процентов непрозрачная, таким образом просветы подмалевка между мазками сыграет важную роль в восприятии картины. Если вы рисуете картину теплыми цветами, например осень, то лучше сделать подмалевок холодным цветом
На изображении ниже видно, что использовался теплый подмалевок, затем мы добавили цвета тени, неба и листвы.

Подмалёвок Йоханнеса Каньон Виста


Завершенный пейзаж Каньон Виста, Йоханнес Vloothuis
4. Нанесение масла толстым слоем

Одним большим преимуществом акриловых и масляных красок является возможность нанесения толстого густого слоя, способного передать трехмерный вид. Другие краски, такие как акварель и пастель не имеют такого качества. Мой совет начинать с толстого слоя масляной краски и постепенно переходить в тонкий слой. Добавлять капли краски только для мелких деталей - стволы деревьев, камни, цветы, листья.
На картине ниже Вы можете видеть, что цветы и листья нанесены густым слоем и поэтому создается эффект переднего плана.


Carmel Mission Йоханнес Vloothuis
5. Сухая кисть для создания текстуры

Для того, чтобы нарисовать кучи листьев, газон, пену в грохоте волн и водопадов, используйте технику "Сухая кисть". Сухая кисть — это термин, используемый для обозначения техники нанесения краски путем "разводов" малого количества краски. Техникой "сухая кисть" можно заставить дерево выглядеть потертым, нарисовать множество мелких листьев, нарисовать пену у воды и добавить сорняки в траву.
Для более наглядного представления, в видео ниже Вы увидите как нарисовать дерево техникой "сухая кисть"


6. Рисование на уже высохшем холсте

Алла Прима или мокрым по мокрому является популярной техникой рисования в масляной живописи. Тем не менее, время и размер картины не может позволить вам завершить художественное произведение в один присест. Работа на сухой живописи не дает нужный эффект смешивания. Это может быть проблемой при выполнении отражений на воде, которые требуют смешения.
Для того, чтобы работать на сухой живописи, я рекомендую сначала добавить тонкий слой разбавителя масляных красок Liquin. Новая краска растворится, но не сольется с предыдущим слоем. Таким образом, вы можете смягчить края изображения!
7. Потратьтесь на профессиональный качественные краски и сэкономьте на холсте.

Холст является дорогостоящим и в основном второстепенным расходом, однако, многие профессиональные художники предпочитают использовать эту высококачественный холст в своих картинах.
Я признаю, что есть некоторая выгода, когда дело доходит до сухой кисти на холсте, поскольку она красиво оформляет картину, но я не думаю, что такая выгода заслуживает высокую стоимость.
можно в нашем интернет-магазине.
Вы можете подготовить свои живописные полотна, просто нанеся супер-тяжелый гипс Liquitex с помощью валика для рисования на деревянную панель. Это оставит случайные выпуклые небольшие шишки, имитируя льняную ткань. Используйте для панели мазонит или березу. И, вместо того, чтобы тратить деньги на холст, потратьтесь на профессиональные краски, с которых вы и будете пожинать плоды.
8. Используйте различные цвета для создания большего интереса к картине

Твердые монохромные цвета являются скучными, поэтому ведущие художники преувеличивают и добавляют несколько вариаций похожих оттенков в одной области.Попробуйте это: частично смешивайте цвета на вашей палитре до тех пор, пока вы не выравняете насыщенность (примерно 50 процентов смешения). Прикладывайте больше усилий при выдавливании краски. Вы должны уметь видеть тонкие цветовые вариации в каждом штрихе. Это требует некоторой практики, но, как только вы овладеете ей, ваши картины будут выглядеть более живыми.
Также можете использовать разноцветную смесь для рисования листвы, травы и горных пород. Об этом вы узнаете из короткого художественного видео ниже, в котором показано, как рисовать различные виды зелени реалистичной листвы.


Также посмотрите видео, чтобы узнать как смешивать цвета и какими мазками можно нарисовать густые ели.


9. Нарисовать туман для глубины атмосферы

Я думаю, что туман совершенно подорван в пейзажной живописи. Сцены, где туман красиво нарисован, могут доставить глубокую атмосферу вашей картине.
В художественной галерее я однажды увидел красивую картину Верхнего Йеллоустонского водопада с большим количеством тумана, где падая вниз он достигал дна. Тем не менее, я мог видеть сквозь туман, и это выглядело очень реалистично. Это было достигнуто за счет использования белого цинка, который имеет характерную полупрозрачность. Вы можете также использовать его, чтобы добавить дымку в далекие горы и другие области, где туман может придать атмосферы.


10. Используйте свои пальцы

Существует необоснованный страх перед использованием масляной краски, особенно при наличии контакта с кожей. Примите во внимание, что ведущие производители указывают уровни токсичности на тюбиках краски.
Я очень люблю смешивать масляные краски, и хочу, чтобы мазки были ровными. Пальцами можно осязать и оказывать нужное давление на холст, нанося хорошие мазки. Кистью так сделать не получится.
Ну а качественные шпатели и кисти покупайте в нашем интернет-магазине в соответствующем разделе  и разделе