Проект урока: "Солнечный свет в музыке - имя ему Моцарт!". Музыканту это интересно

Гениальная музыка Моцарта светлая, чистая и необычайно искренняя. Не случайно австрийского композитора Вольфганта Амадея Моцарта во всем мире называют «солнечный композитор»

А. С. Пушкин в своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» вложил в уста Сальери, следующие замечательные слова, характеризующие музыку Моцарта: «Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!» В этой лаконичной оценке отмечены лучшие качества музыки великого композитора.

П. И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт», — воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители». Современные ученые решили своими научными методами выяснить, что же такое притягательное есть в музыке Моцарта, в чем ее уникальность.

Независимые исследования проводились во всем мире многочисленными медиками, психологами и другими специалистами. Все они в итоге пришли к одному — произведения Моцарта не только стройная, глубокая и солнечная музыка, она обладает уникальным лечебным эффектом.

Американские ученые использовали сканирование головного мозга (МРТ) у людей, которые слушали различную музыку, в том числе и Моцарта. Все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). Как отметили сами ученые, у человека, слушающего музыку именно Моцарта начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.

Наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс и несут в себе мощнейший энергетический заряд для всего организма.

Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей

Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества - в том числе и самые маленькие слушатели.

С 22 по 24 апреля в Москве и Санкт-Петербурге под руководством худрука Мариинского театра Валерия Гергиева проходил музыкальный марафон, приуроченный к 125-летию со дня рождения великого русского и советского композитора Сергея Прокофьева. Точнее, марафон продлится весь год и раскинется на три континента. Худрук Мариинки рассказал ТАСС, как он открыл для себя музыку Прокофьева, почему называет его солнечным композитором, а также о планах создать культурный центр имени Прокофьева в Николиной Горе, где тот прожил последние несколько лет.

Наблюдая за вами в последние годы, могу сказать, что к собственным дням рождения вы, Валерий Абисалович, относитесь без должного уважения, празднуете без кавказского размаха.

– Совсем забыть не получается, обязательно напоминают о приближении очередной годовщины, но, вы правы, не вижу оснований устраивать 2 мая шумные гуляния в свою честь. Понимаю: это далеко не самое заметное событие в истории классической музыки.

Зато памятные даты, связанные с жизнью выдающихся российских композиторов, не пропускаете. 175-летие со дня рождения Чайковского вы отметили концертом симфонического оркестра Мариинки 7 мая прошлого года в Клину, в доме-музее Петра Ильича.

– А до этого побывали в Воткинске, на родине великого Чайковского. В рамках Пасхального фестиваля проехали три десятка городов и везде исполняли бессмертные произведения классика. В том числе и 7 мая в Клину. Концерт начался в восемь вечера, закончился ближе к полуночи, но я попросил разрешения зайти в дом, в котором Петр Ильич провел последние годы жизни. Мне даже позволили сесть за рояль Чайковского, прикоснуться к клавишам инструмента. Знаете, в ту минуту я ощутил нечто особенное. Стараюсь избегать громких, пафосных фраз, но там определенно существует некая аура, суета мира не разрушает ее, не проникает сквозь стены…

В нынешнем году вы решили провести музыкальный марафон в честь Сергея Прокофьева.

– Терминология спортивная, но не знаю, как иначе назвать серию концертов, которую мы начали играть не вчера и закончим не завтра. Наиболее концентрированный отрезок пришелся на 22-24 апреля, захватив и день рождения Сергея Сергеевича. За три дня мы исполнили все семь симфоний этого солнечного композитора и много других его произведений. Раньше такого не делал никто, включая коллектив Мариинки. Но ради Прокофьева я готов стать марафонцем…

К слову, впервые музыка Сергея Сергеевича прозвучала в нашем театре ровно век назад. В 1916 году состоялась премьера "Скифской сюиты", и за дирижерским пультом стоял автор.

Вы называете Прокофьева солнечным композитором из-за того, что он родился в селе Сонцовка на Донбассе? Но у него ведь столько минорных нот…

– Нет, не из-за географических совпадений. Мне кажется, Сергей Сергеевич слышал музыку через спектр светлых, ярких лучей. Он не сумеречный и не мрачный, хотя, вы правы, в его операх и балетах много ночных сцен. И все же невероятный энергетический заряд Прокофьева выдает в нем человека солнца, а не тьмы.

Когда вы открыли его для себя?

– Очень рано. Мне было лет десять, я только-только начинал учиться играть на фортепиано, и моя первая преподавательница Зарема Лолаева дала мне задание разучить коротенький до-минорный этюд Сергея Сергеевича. Конечно, я представления не имел, кто он такой. Я вообще еще мало что понимал, но тот этюд играл с особым чувством и настроением. До этого я брался и за сонаты Моцарта, инвенции Баха, но эмоции были совершенно иные. А музыка Прокофьева – дерзкая, терпкая! – вдруг разбудила во мне внутренний азарт, зацепила и до сих пор не отпускает.

Так получилось, что и в качестве дирижера в Кировском тогда еще театре я дебютировал в январе 1978 года с оперой Сергея Сергеевича "Война и мир".

К 1991 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Прокофьева, меня уже избрали главным дирижером театра. Надо помнить, что это было за время: мы начинали год в одной стране, а заканчивали в другой. Советский Союз приказал долго жить, старый мир рушился, новый только зарождался. Тяжелейшая историческая полоса! Тем не менее в 91-м мы сыграли премьеры трех опер Сергея Сергеевича, две из которых – "Игрок" и "Огненный ангел" – шли на нашей сцене впервые, а "Любовь к трем апельсинам" не показывалась в Ленинграде с 1926 года.

То, что столетний юбилей Прокофьева пришелся на слом эпох, кажется мне символичным. Сергей Сергеевич был мятущимся, ищущим человеком. Он рано, в 13 лет, поступил в Петербургскую консерваторию, вскоре после революции 1917 года уехал из России, успешно работал на Западе, выступал как пианист, писал музыку к балетам Сергея Дягилева, имел блестящие перспективы, тем не менее в середине 30-х, в канун Большого террора, решил вернуться на родину, где сочинял произведения во славу Сталина и даже умер с ним в один день – 5 марта 1953-го…

В итоге страна рыдала по тирану, а смерть гения осталась в тени. Те, кто провожал его на Новодевичье, несли цветы в горшках, других не осталось, все разобрали на венки вождю.

– Знаете, не надо нам сильно переживать по таким поводам. Кульбиты истории не должны становиться главным акцентом в разговоре об исполинской фигуре масштаба Прокофьева. Жизнь великого композитора не прервалась 5 марта, его физический уход не имел ничего общего с эффектом опустившегося занавеса.

Тем не менее период забвения был. Вы пытаетесь сегодня в чем-то реабилитировать Прокофьева?

– Мне кажется, Сергею Сергеевичу не нужны добровольные адвокаты и помощники. То, чем сейчас мы занимаемся, делается не только ради него. Это огромная, важная часть моей жизни и, что еще важнее, всего коллектива Мариинского театра.

23 апреля, в день рождения Прокофьева, в Концертном зале Мариинки вы исполнили кантату "К двадцатилетию Октября". Не странный выбор?

– Абсолютно нет! Это грандиозное произведение. Революционное, смелое! Оно не уступает лучшим симфониям и балетам Сергея Сергеевича, но звучит крайне редко.

Еще бы! Кантата построена на цитатах из Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

– Начинается все с Фейербаха, а дальше – да, идут классики марксизма-ленинизма в полном, даже расширенном составе… Скажу крамольную мысль: в этой компании меня интересует Прокофьев. Интересует настолько, что ради него готов перечитать произведения всех четверых.

Включая Иосифа Виссарионовича?

– Если понадобится для понимания сделанного Сергеем Сергеевичем.

Он же написал и "Здравицу" к 60-летию Сталина. Хотел тому понравиться?

– Это не было конъюнктурой или желанием угодить. Кантата очень яркая, талантливая, в полной мере демонстрирующая композиторский дар, технику и мастерство автора. В этот раз мы ее не исполнили, но в свое время сыграли в Нью-Йорке вместе с кантатой "К двадцатилетию Октября". Это вызвало бурную реакцию заокеанских критиков, мне крепко досталось от них на орехи. The New York Times посвятила разбору нашего выступления целую газетную страницу.

Это когда было?

– В 1996 году. Американцы неосторожно доверили мне открытие нового музыкального фестиваля в Lincoln Center. Организаторы хотели услышать что-нибудь интересное, оригинальное. Я думал совсем не долго…

Как вам кажется, Прокофьев жалел, что возвратился в СССР в 1936-м?

– Трудно сказать. Он выбрал сложную судьбу, в итоге очень многое и потерял, и приобрел. Глупо сейчас, спустя десятилетия, пытаться оценивать за другого человека плюсы и минусы. Не думаю, что кто-то знает истину и может говорить от чужого имени. Даже младший сын Прокофьева и мой друг Олег Сергеевич, к сожалению, безвременно ушедший в 1997 году, не брался ничего утверждать. Последние года полтора его жизни мы плотно общались, и я осторожно, но настойчиво поднимал тему: не ошибся ли Прокофьев, решив вернуться? Олег Сергеевич не смог дать однозначного ответа. В их жизни ведь было столько трагического…

Достаточно вспомнить, что первую жену Сергея Сергеевича Лину, мать Олега и Святослава, в 1948 году сослали в мордовские лагеря.

Испанка, приехавшая вслед за мужем в чужую страну и оставленная им здесь ради другой женщины, провела в ГУЛАГе восемь лет…

– Да, страшная история. Сыновья все знали и понимали, это наверняка наложило отпечаток на их отношение к отцу. Разумеется, возвращаясь в Россию, Прокофьев не мог предвидеть ни семейную драму, ни того, что через несколько лет начнется война, и ему придется ехать в эвакуацию. Пересидеть лихолетье в какой-нибудь благополучной Швейцарии было бы спокойнее, но, видимо, что-то подсказывало Сергею Сергеевичу: в Москве и Ленинграде у него больше возможностей реализоваться, чем в Нью-Йорке или Париже.

Может, он устал соперничать со Стравинским и Рахманиновым, которых лучше принимали в Европе и Америке?

– Знаете, все относительно. Тот же Дягилев сначала симпатизировал Прокофьеву, потом развернулся в сторону Стравинского… Он мог сознательно подсыпать перцу, будя соревновательный дух между двумя талантливыми композиторами. Со мной далеко не все соглашаются, но я убежден, что именно в конце 30-х годов, во время войны и после Победы Прокофьев написал едва ли не лучшие свои сочинения. Не уверен, что на Западе он создал бы 5-ю и 6-ю симфонии или 7-ю и 8-ю сонаты.

Перед тем, как окончательно вернуться в СССР, Сергей Сергеевич приезжал сюда с большими гастролями. Принимали его фантастически. "Любовь к трем апельсинам" в Кировском театре поставили так, что это не могло не пленить сердце автора. Он пережил шок, подлинный триумф. Думаю, это и стало для Прокофьева весомым аргументом, положительной эмоцией в пользу возвращения. Не настаиваю, но такова моя версия.

Да, в советской России у Сергея Сергеевича не было прежнего душевного спокойствия, из-за разных дрязг здоровье его пошатнулось, но в творческом отношении он выиграл. Именно здесь у него появились прекрасные исполнители – Ойстрах, Гилельс, Рихтер, Ростропович, которые прекрасно чувствовали то, что хотел выразить с помощью нот Прокофьев…

Особняком стоит музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный". Композитора связывала с Эйзенштейном искренняя дружба. Их встреча была большой удачей, настоящим подарком для обоих. Все равно, как если бы Рахманинов не познакомился с Шаляпиным. Беда случилась бы! А так самородки нашли друг друга…

Вернемся к прокофьевскому марафону. Вы уже обмолвились, что начался он для вас не в минувшие выходные…

– Весь 2016-й у нас проходит под знаком Прокофьева. Уже в этом году мы исполняли его произведения в самых разных странах – на Кубе, в Чили, Мексике, США, Англии, Германии, в поездках по городам России – от Владивостока и Томска до Кемерово и Улан-Удэ... Впереди – Пасхальный фестиваль, где снова будет звучать музыка Сергея Сергеевича, гастроли в Китай, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию…

Все не перечислить!

Понятно, что вы не ждете благодарностей, но если предположить, что Сергей Сергеевич увидел ваши усилия, как думаете, он стал бы от этого чуть счастливее?

– Мне кажется, он бы подумал, что, может, и правильно сделал, вернувшись в Россию, раз здесь его по-прежнему так ценят и чтут.

Год назад вы рассказывали, что друзья выкупили и подарили вам на день рождения пребывавшую в запустении дачу Прокофьева в Николиной Горе. Риелторы собирались сломать ветхий домик композитора и продать землю. Этого, по счастью, не случилось. Планы создать культурный центр там, где Прокофьев прожил последние несколько лет, у вас не изменились?

– Нет, конечно. Я передал дачу собственному благотворительному фонду. Дело ведь не в том, кто формально является собственником. Важно сохранить исторический и культурный памятник. У фонда был ряд успешных проектов, его сотрудники обладают необходимым опытом… Пока до реконструкции дело не дошло, нужно соблюсти определенные бюрократические формальности, но, как говорится, процесс идет. Дом не будет заброшен, это точно. Необходимо лишь время.

Немного зная вас, могу предположить, что, закончив этот марафонский забег, вы выйдете на следующую дистанцию. Какую?

– Думаю, обилие звучащей в Мариинке музыки Прокофьева никак не обижает память о Чайковском, Глинке, Мусоргском, Стравинском, Рахманинове, Римском-Корсакове… К 25 сентября этого года, иными словами, к 110-летию Дмитрия Шостаковича вместе с его сыном Максимом мы подготовим цикл программ. Дмитрий Дмитриевич создал не так много опер и балетов, в этом смысле театр ограничен в выборе, зато по симфониям он – впереди планеты всей, чем Мариинка с огромным удовольствием и "пользуется". Играли и будем играть Шостаковича по миру.

Так что мы не стоим на месте, продолжаем двигаться вперед.

Беседовал Андрей Ванденко

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

  1. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
  2. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора (преобладание светлых, радостных настроений, оживлённых мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады».

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной. «Волшебные колокольчики». Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах)

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.
  2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
  3. Играть на детских музыкальных инструментах

Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии, но его музыку знает и любит весь мир. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца.

Судьба Моцарта была удивительной. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.

В те времена, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевидения, ни компьютеров, люди ездили на лошадях или в каретах, носили белые напудренные парики, мужчины ходили в камзолах и кружевных панталонах, а женщины – в красивых длинных платьях, именно в те далёкие времена жил и творил Вольфганг Амадей Моцарт.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки.

Необычная одарённость мальчика проявилась очень рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный и упорный интерес к музыке: едва услышав звуки, Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу им.

Малыш мог часами слушать, как занимается на клавесине сестра Наннерль. Его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия, потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые отрывки из услышанных пьес.

Однажды трёхлетний Вольф подошёл к инструменту и ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

Убедившись в том, что малютку-сына влечёт к музыке, отец решил потихоньку начать занятия с ним.

Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, всё семейство Моцартов отправилось в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступление Вольфганга и его сестры Наннерль и похвалил их. После этого, вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой ещё прилежнее, и осенью 1862 года дети выступали в Вене перед императорским двором.

Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шествие.

Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребёнком Моцарт много работал.

Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой и в тяжёлом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Ещё бы!

Ребёнок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти! С закрытыми глазами! И с закрытой платком клавиатурой! Двумя руками! Одной рукой! И одним пальцем! Угадает любую ноту, названную из публики... Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы... Спешите! Спешите...

Концерты детей Моцартов продолжались по 4-5 часов и вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга. Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он импровизировал музыкальные произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, т. е. одарённый ребёнок.

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нём жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла всё его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом.

Послушайте один из самых прелестных оперных отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебная флейта». Называется он «Послушай, как звуки хрустально чисты», вы сразу почувствуете лёгкость, естественность мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.

А знаете ли вы, какую ещё музыку создал композитор В. А. Моцарт? Все мы знакомы с музыкой Моцарта, даже не подозревая об этом.

Послушайте Колыбельную «Спи, моя радость, усни» (напевает):

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.

Одно время эта песенка была музыкальной заставкой телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!». А ведь её музыку написал Моцарт. Но и это ещё не всё. Известна ли вам такая детская песенка (напевает):


Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.


Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.


Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.


Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

Эта песенка тоже музыка Моцарта. Получается, что Моцарт, который жил более 200 лет тому назад, написал музыку к песням, которые по своей популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые музыкальные рекорды. Оказывается, каждый из нас знал их уже с младенчества.

В необычайно музыкальном городе Вене днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймёте, что это за музыка. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её написал Моцарт!

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный тёплый вечер.
«Серено… так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады на открытом воздухе небольшими оркестрами.

  1. Вам понравилась музыка В. А. Моцарта?
  2. Назовите, какую музыку Моцарта вы сегодня слушали?
  3. Можно ли отличить музыку В. А. Моцарта от музыки других композиторов?
  4. Что характеризует его музыку? (Радостное начало, мажорность, мелодичность, изящество.)
  5. Вспомните названия песен В. А. Моцарта.
  6. Каков был характер музыки?

Пройдёт время, но имя Моцарта по-прежнему будет на устах у благодарных слушателей. Он автор незабываемых музыкальных произведений. Моцарт был искренне убеждён, что музыка должна доставлять людям наслаждение, и всегда следовал этому своему правилу, сочиняя мелодии, на которые и сегодня отзываются наши сердца теплотой и восторгом.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Жил был у бабушки серенький козлик (потешка), mp3;
Моцарт. Волшебные колокольчики, mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Спи, моя радость, усни, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

К 125-летию С.С.Прокофьева

Поэт Константин Бальмонт как-то назвал Сергея Прокофьева «солнечным богачом». Действительно, «солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».
Цикл коротких фортепианных пьес - Мимолётности - написан под впечатлением стихов Константина Бальмонта. Две строки из его стихотворения были выбраны Прокофьевым в качестве эпиграфа.

"В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры".

«Мимолётности»
Visions fugitives, Op. 22





«Осколками» крупных замыслов композитора, а иногда и просто лирическими отступлениями от капитальных работ являются созданные двадцать фортепианных миниатюр - «Мимолетности», ор. 22 (1915-1917).
«Первой была сочинена № 5, последней - № 19,- рассказывает Прокофьев,- порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических.

В фортепианном творчестве Прокофьева цикл пьес «Мимолетности» однако занимает отнюдь не преходящее, «мимолетное» положение. Здесь предельно сжато и конденсированно воплотился основной строй музыкальных образов композитора в их специфически прокофьевском пианистическом выражении.

Важное значение этих пьесок сразу ощутил Н. Я. Мясковский:
«Мимолетности» - ряд небольших по размеру, но крупных по внутреннему содержанию пьесок..,- писал он. - Это как бы моментальные записи минутных настроений, капризных вспышек фантазии, моментов внезапного душевного сосредоточения или беспредметного лиризма; то это легкая шутка, как бы луч улыбки, то острый, неожиданно сорвавшийся афоризм, то взволнованно-негодующий порыв, то, наконец, какое-то безвольное погружение в потустороннее. Преобладают настроения мягкие, мечтательные, усмешливые, изысканно-простые, но, благодаря вкрапленным среди них эпизодам сильным и бурным, целое не получает характера однотонности и однообразия. ...В «Мимолетностях» явно чувствуется какое-то органическое углубление, обогащение авторской души; чувствуется, что композитор уже прошел полосу стремительного - сломя голову - бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого растворяющего душу покоя и тишины...».

Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов и настроений на несколько групп. Прежде всего,- нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это - и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.
Лирическая направленность названных «Мимолетностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара. Несомненно, лирическая группа пьес - наиболее важная часть цикла по своему общему значению в творчестве композитора.

Вторая группа - пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа - пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.

Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и языковые задачи (например, «Мимолетность» № 7, как бы подражающая арфе).

Оглядывая единым взором весь цикл пьес, поражаешься их естественной правдивости, непринужденности высказывания, абсолютной чуждости всякой манерности, обыгрывания «напоказ» каких-либо острых и вообще «интересных» мест. «Новая простота» такого рода лирики ощущается даже в относительно сложных, гармонически и ритмически, построениях. Она обязывает и к своеобразной простоте интерпретации - к сдержанности и строгости, к избеганию даже малейшего намека на «навязывание», «открытость» эмоционального воздействия, исполнительскую риторику или «позу».

Да, цикл «Мимолетностей», не имея общей сюжетно-психологической канвы, какого-либо определенного тонального принципа связи или интонационной общности все же представляет собой целостное явление. Пьесы объединяет не столько их тип и жанр, нередко даже весьма различные, сколько единое авторское отношение, творческий метод.
В. Дельсон
источник-http://www.belcanto.ru/prokofiev_visions.html


В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет:

Ребёнку богов, Прокофьеву

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.
Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где-то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.