Русская культура 17 18 века. Русская литература XVIII в

- 17.56 Кб

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130

вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр –

обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной « Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Описание работы

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташ-ным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество. Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западно-европейского образа жизни. Взамен старого летоисчисления – «от Сотворения мира» - с 1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христо-ва».Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А.Тредиаковский, механик-изобретатель А.Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П.Шувалова и М.Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н.Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу.

Таким образом, итоги историко-культурного развития России XVIII в. весьма значительны. Сохранение русских национальных традиций с одновременным укреплением связей с зарубежными странами содействовало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Становление России как одного из крупнейших государств мира способствовало формированию русской нации и единого русского языка. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Глубокий знаток XVIII в., русский историк С.М. Соловьев подчеркивал, что «наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господствует мысль, совершился в конце XVIII века».

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

Уровень грамотности в XVIII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65 %, купцов – 96 %, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В
1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.

Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.


Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки типографий. Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западно-европейского образа жизни. Взамен старого летоисчисления – «от Сотворения мира» - с
1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христова».Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А.Тредиаковский, механик-изобретатель А.Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П.Шувалова и М.Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н.Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу.

Таким образом, итоги историко-культурного развития России XVIII в. весьма значи­тельны. Сохранение русских национальных традиций с одновре­менным укреплением связей с зарубежными странами содейство­вало обогащению русской культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Становление России как одного из крупней­ших государств мира способствовало формированию русской на­ции и единого русского языка. Получили развитие все направле­ния культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Глубокий знаток XVIII в., русский историк С.М. Соловьев подчеркивал, что «наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господству­ет чувство, в возраст, когда господствует мысль, совершился в конце XVIII века».

Вопросы для самопроверки:

Что такое Реформация?

Каковы особенности культуры XVIII века?

Какие основные стили можно выделить в культуре XVII -
XVIII вв.?

Почему XVIII столетие назвали «век разума», «Эпоха Просвещения»?

Каковы особенности культуры России XVII –XVIII вв.?

Термины:

Барокко художественный стиль, получивший распространение в конце XVI века сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

Классицизм – направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся в античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.

Космополитизм – отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

Наука – форма духовной культуры, сфера культурной человеческой деятельности по разработке и систематизации объективных знаний о мире, получаемых на основе выявления устойчивых повторяющихся взаимосвязей между явлениями действительности.

Рококо – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в.; и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается изяществом форм и причудливой ассиметричной орнаментацией.

Секуляризация – процесс освобождения культуры от влияния религии. Выражается в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.

Сентиментализм – европейское литературное направление конца XVIII – начала XIX в., культивировавшее в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника и т. д.), противопоставленного испорченным аристократам.


Европейская культура в XVII - XVIII вв.

XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII века большое значение имели Великие географические открытия и естественно-научные открытия. Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности.

Так возник новый стиль – барокко. Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») – жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, живописной».

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Начало итальянского барокко связано со строительством римской церкви Иль Джезу (1575 г.), фасад которого был оформлен Джакомо делла Порта. Она в буквальном смысле «создала эпоху», став выражением стилевых тенденций времени: традиционное деление на 2 этажа, полуколонны, ниши, статуи и неизбежные волюты (завитки) на углах. Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой той эпохи был палаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенный на вершине Квиринальского холма.

Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини . Его скульптура «Давид» - изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, переход одного движения в другое. Бернини не останавливается перед искажением лица, передачей болезненного или блаженного выражения. В скульптуре «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов - «Фонтан Тритона» и «Фонтан четырех рек».

С именем Бернини связан очередной этап преобразований собора Святого Петра в Риме : он оформил площадь перед собором, прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры. Архитектор создал 2 площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора. Одновременно пространство перед собором являлось и городской площадью, оформленной обелиском в центре овала и двумя фонтанами.

На первый план в изобразительном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидерланды. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, придворным, удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Разнообразные позы фигур, их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил, этой грубой мощи противопоставляется идеализированный образ Христа. Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены.

Рубенс "Воздвижение креста" "Снятие с креста"

В картине «Охота на львов» , эскиз для которой составляет одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство.


Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620-1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду. Он победил державшего ее в плену дракона, и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней, слава венчает победителя, амуры спешат служить ему.

Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать страсть. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения. Он часто изображал обнажённые фигуры, часто грузное, теплое, полнокровное тело, налитое пышным цветом жизни и обычно выделенное светлым пятном на темном фоне. Так, он пишет «Елена Фоурмен в шубке». В портретах Рубенса аксессуары, фоны – пышные занавеси и т. д. не мешали, а наоборот способствовали раскрытию характера персонажа, проникновению в его внутренний мир («Портрет камеристки»).


Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейн (1606-1669). Тематика его творчества многообразна: религиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сцены. Искусство Рембранта отличалось, прежде всего, любовью к человеку, гуманизмом, в каждом произведении Рембрандта – попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Его герои – люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением общих черт. В историю мировой живописи Рембрандт вошел как мастер автопортрета. Из года в год он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста созданных им автопортретах – история его жизни, биография души, исповедь художника.
На картине «Возращение блудного сына» изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

«Даная» написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Мастера классицизма не передавали в своих произведениях непосредственную, окружающую их жизнь. Они изображали облагороженную действительность, стремились создать идеальные образы, соответствовавшие их представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Тематика классицистического искусства ограничивалась главным образом античной историей, мифологией и Библией, а образный язык и художественные приемы заимствовались из классического античного искусства, которое в представлении мастеров классицизма больше всего соответствовало гармоническому идеалу разумного и прекрасного.

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку «о созерцании и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Мысль о быстротечности жизни и неизбежности смерти часто привлекала внимание Пуссена и послужила темой многих его работ. Лучшая среди них - картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Она изображает четырех жителей легендарной счастливой страны - Аркадии, нашедших среди зарослей кустарника гробницу и разбирающих высеченные на ней слова: «И я был в Аркадии». Эта случайная находка заставляет задуматься аркадских пастухов, напоминая им о неизбежности смерти. Глубокая философская идея, лежащая в основе этой картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Характер фигур, их статуарность и близость к античным формам и пропорциям показательны для зрелого искусства мастера. Картина отличается необыкновенной цельностью замысла и выполнения, а затаенная грусть, которой она проникнута, придает ей совершенно своеобразную прелесть. Одна из характерных черт его таланта - умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

В истории французской культуры период с начала царствования Людовика XV и до начала революции (1789) называют периодом Просвещения. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.
Социальная жизнь эпохи Просвещения было весьма противоречивой. Просветители боролись со «старым порядком», который тогда еще имел реальную силу. Не только стилем художественного творчества, но и образом жизни королевских дворов, олицетворяющих «Старый порядок» Европы становится рококо (от франц. «rocaille» - раковина) . Название передает главную черту этого стиля – выбор сложной, изысканной формы и причудливости линий, напоминающих силуэт раковины.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Архитектура рококо

В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.
Рококо проявлялся не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели и живописи. Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства. Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола. Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт - изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел - «Бержер» и «Маркиза». Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы – обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах используйте шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Интересный факт – именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.

Интерьер рококо

Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684-1721), художник тонкого поэтического чувства и большого живописного дарования. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Очень часто мы встречаем в его картинах образ одинокого мечтателя, меланхолического и грустного, погруженного в раздумье и удалившегося от шумного веселья, от суетного тщеславия толпы. Это - подлинный герой Ватто. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок. Особенно любит он изображать гуляющих или развлекающихся дам и кавалеров на фоне пейзажа, в заросших тенистых парках, на берегу прудов и озер. Таковы две очаровательные картины Дрезденской галереи, например «Общество в парке» , где все проникнуто тонким лирическим настроением, и даже мраморные статуи античных богов, кажется, с благосклонностью взирают на влюбленных.

"Прибытие на остров Киферу"

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше , который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Франсуа Буше был художником, идейно связанным с аристократическим обществом в период его упадка; он запечатлел в своих полотнах то стремление к наслаждению всеми благами жизни, которое царило среди высших классов в середине 18 века. В творчестве Буше получают широкое распространение мифологические сюжеты, дающие повод для изображения обнаженного женского и детского тела. Особенно часто он пишет мифологических героинь - в разные моменты их любовных похождений или занятых туалетом. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали, или пастушеские сцены. Увлечение пасторальными темами, характерное для всей эпохи, было отражением модных тогда теорий, согласно которым счастливы лишь наивные люди, живущие вдали от цивилизации, на лоне природы. Его пастухи и пастушки - нарядные и миловидные юноши и девушки, немного костюмированные и изображенные на фоне пейзажей. Помимо пасторалей и мифологических картин он писал жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто портреты маркизы Помпадур), религиозные изображения, решаемые обычно в том же декоративном плане («Отдых на пути в Египет»), цветы, орнаментальные мотивы. Буше обладал неоспоримым талантом декоратора, он умел связать свои композиции с решением интерьеров.

Мода рококо


Вопросы и задания:
1. Расскажите об эстетических признаках стиля барокко
2. Расскажите об особенностях живописи бароккко на примере творчества Рубенса
3. Расскажите о живописной манере Рембрандта
4. Почему стиль рококо считается стилем аристократии?
5. Составьте заочную экскурсию по Версалю

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

· Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.

· Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).

· В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира , драма , поэзия . Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.

· При Алексее Михайловиче в России был образован театр , в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

· В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.

· Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.

· Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

· При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.

· Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».

· В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны . Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.


_______________________

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 - Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее - Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.

− 1700 году - летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 - первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 - переход на гражданский шрифт.

− 1755 - по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II - создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 - Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 - экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени - Андрей Константинович Нартов.

− 1718 - Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка - Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм . Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".