Бытовой жанр картины и художники. Бытовой жанр.справочник словарь по культуре

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.

В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Возникновение

Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,

Пожалуй, ни с одним жанром не связано столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств? Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий, исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.

Что означает само понятие бытовой жанр? Тесно соприкасаясь с исторической живописью и портретом, он отличается от них. Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типичном, дает подробную характеристику сложившихся традиций. Но, он невозможен без взаимодействия со своими соседями пейзажем и натюрмортом, усиливая с их помощью воздействие образов.

Когда же впервые художник запечатлел бытового человека в его житейских заботах?

цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э.) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей, изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.

Раннее христианство таилось в римских катакомбах, пользуясь языком изобразительных намеков и символов.

И бытовая жизнь, внешне совершенно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем.

Органическое слияние бытового и религиозного жанров характерно для искусства многих стран средневекового Востока Индии, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Японии. Особое влияние на дальневосточную культуру оказала секта чань (в Японии дзэн), в учении которой мелкий житейский эпизод покупка коня, рубка мясником туши мог превращаться в предлог для философских размышлений о глубинной сути мироздания.

Бытейские письма(если использовать древнерусский термин) вобрали в себя духовные искания людей эпохи Возрождения.

В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны, иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. И потому живописцы старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.

Переоценка средневековых ценностей зримо осуществляется, к примеру, в рыночных сценах нидерландца Иоахима Бейкелара, где евангельские эпизоды оттесняются на задний план, а вперед выдвигаются крепкие крестьяне-торговцы и их товары. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаются с особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери, их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.

Век Просвещения, окончательно ставший на точку зрения земного человека, передал бытовому жанру воспитательное значение.

Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанр измельчал, будучи обремененным нравоучительностью. Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.

Художник Александр Иванов даже задал недоуменный вопрос: «Вообще, жанры, что за живопись? Разве это живопись?» Но, словно отвечая на этот скепсис, бытовые образы в первой половине XIX века возродили свой авторитет, доказывая, что им под силу воплощение значительных идейных задач, которые волновали и самого создателя «Явления Христа народу».

Во многих странах Европы бытовой жанр поэтически отображал черты национального характера.

Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма. Ф.М.Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический живописец знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В.Перова. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К.Маковского.

Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX — XX веков вновь вернуло значение бытовой картине. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов ( , К.Петров-Водкин, Дж.Сегантини, Ф.Ходлер). С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Корин).

В судьбах русского бытового жанра после революции отразились противоречия художественной жизни.

Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа), и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина), и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия.

В послевоенное время бытовой жанр стал, на некоторое время, едва ли не самым популярным видом искусства. В картинах запечатлевалось возвращение к мирному труду, незатейливые радости и заботы дня (двоечники, мальчишки-футболисты, суворовцы на каникулах). Их безыскусное бытописательство, в контрасте с обезличенными псевдомонументальными полотнами, выглядело естественным, спокойным и, от того — привлекательным.

Во второй половине XX века, в разных национальных школах, темы и мотивы, связанные с бытовым жанром, нашли многообразные воплощения.

Драматическая жесткость языка, как, например, в полотнах художников 1960-х годов, ироническое превращение современников в персонажей старинных картин, любование патриархальными чертами национального уклада жизни все это, проходя перед нами, составило обширный театр жизни. Художники 1970-х годов внесли в свое искусство документальную остроту восприятия, последующее же поколение, наоборот, предпочло лирическую непосредственность энергичной, темпераментной живописи.

Художники бытового жанра и сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Бытовой жанр» М. Соколова, М. 1989 г.


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца П. П. Рубенса !

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец. Ок. 1568. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка. 1737. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье , показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе . В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников , и прежде всего И. Е. Репина , широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние народных масс, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова , А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ)- появились представители нового класса - пролетариата.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. Государственная Третьяковекая галерея. Москва.

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением. Прогрессивные мастера капиталистических стран показывают не только невзгоды и страдания масс, но и их готовность к решительной борьбе с эксплуататорами.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма . Советские художники утверждают исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда, нового, социалистического быта и человеческих отношений, раскрывают богатый духовный мир советского человека. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания. Пафос строителей коммунистического общества утверждается в произведениях современных мастеров советского многонационального искусства .