Какое значение имеет выражение по гамбургскому счету. «Гамбургский счет» в литературной критике

Выражение «гамбургский счет», или «по гамбургскому счету», лингвисты относят к разряду таких фразеологизмов, значение которых не равно сумме значений слов. Другими словами, знание о том, что такое «гамбургский» и что такое «счет», не прольет свет на смысл этого словосочетания.

Интуитивное понимание выражения, основанное на контексте

Тем не менее, выражение «гамбургский счет», или «по гамбургскому счету», обычно интуитивно понятно из контекста и часто приравнивается к фразеологизму «по большому счету». В общем и целом это верно, однако только интуитивное понимание фразеологизма обычно не дает возможности свободно пользоваться им в собственной речи, так как границы значения не совсем четкие, а во-вторых, всегда остается сомнение в том, правильно ли оно понято и какое оно имеет отношение к городу Гамбургу.

Разобраться в нюансах значения и в специфике употребления этого выражения поможет знание о том, что такое «гамбургский счет», а также какова история происхождения фразеологизма.

Виктор Шкловский об этимологии выражения «гамбургский счет»

Происхождение фразеологизма тесно связано с именем известного литературоведа и критика Виктора Шкловского. Именно его книга называется «Гамбургский счет». Значение фразеологизма становится понятно после знакомства с притчей, рассказанной Шкловским и объясняющей название книги.

Притча гласит, что спортивные борцы-профессионалы никогда не борются честно, их задача - выступить по заказу. Они должны проиграть (лечь на лопатки) тогда, когда им скажет антрепренер. Это жульничество нужно для зарабатывания денег. Однако ежегодно в одном из трактиров Гамбурга борцы собираются для честной борьбы. Их борьба происходит без зрителей, от которых скрывается и сама борьба, и то, насколько она в действительности долгая, неэстетичная и тяжелая для борцов. На этом незрелищном мероприятии выясняется, кто из борцов сильнее, а кто - слабее.

Это делается для того, чтобы узнать настоящую цену каждому борцу, независимо от того, какое место он занимает на открытой арене.

«Гамбургский счет» в литературе

Именно эту скрытую от всех борьбу, в которой не важны официальные титулы и звания, Шкловский называет «гамбургский счет». важно применительно к литературе, а точнее - к тому, какое место на литературной арене занимает тот или иной писатель. Что значит фразеологизм «гамбургский счет» для Виктора Шкловского, становится ясно из использования выражения «по гамбургскому счету» в тексте его небольшой статьи. «По гам-бург-ско-му сче-ту - Се-рафи-мови-ча и Ве-реса-ева нет. Они не до-ез-жа-ют до го-рода», - пишет автор и далее продолжает свою аллегорию, говоря о том, что в Гамбурге, то есть на скрытых соревнованиях, где выясняется истинная сила борца, Булгаков оказался бы у ковра, Исаак Бабель выступал бы в роли борца-легковеса, сила Максима Горького была бы сомнительна, так как этот «спортсмен» не всегда в форме, а вот Велимир Хлебников был бы чемпионом.

Одна из сфер употребления выражения «гамбургский счет» - экономическая. Этимология и значение фразеологизма таковы, что оно может быть использовано в том смысле, что строятся на честных, открытых принципах, когда все стороны договора равны и формально, и по сути.

«Гамбургский счет» в литературной критике

Как можно видеть из пересказа небольшой статьи Шкловского, в литературе, как и в спорте, важен гамбургский счет. Значение фразеологизма в контексте литературной критики заключается в том, что в литературе, как и в борьбе, любая фигура может оцениваться по двум системам. Для первой важна официальная «расстановка» сил, а для второй - реальная. В первом случае в литературе важны формальные показатели успешности автора и произведения, а во втором - его настоящий масштаб дарования.

Конечно же, в литературе выяснить, кто из писателей «не доезжает до города», а кто является чемпионом, гораздо сложнее, чем в спорте. В конечном итоге по гамбургскому счету оценить писателя и произведение может только время, однако имеется в виду то, что при оценке литературного явления важно не следовать сиюминутным критериям, а смотреть на него так, как если бы оно существовало вне времени.

«Гамбургский счет» в разных сферах культуры и искусства

Со времен Шкловского (а его книга была написана в 1928 году) во многих сферах культуры стало привычным выражение «гамбургский счет». Значение фразеологизма расширилось. Чаще всего оценка «по гамбургскому счету» означает оценку культурного явления или деятеля культуры, вне зависимости от каких бы то ни было мнений, официальных признаний, наград, присужденных премий, популярности и известности.

Так, деятель науки по стечению обстоятельств может не иметь высокого научного звания - не быть ни академиком, ни даже профессором, а всего лишь доцентом, не занимать руководящих должностей, не участвовать в официальных мероприятиях, однако «по гамбургскому счету», то есть в реальности, быть интересным ученым, мысли, труды и достижения которого действительно немаловажны для науки.

Этот подход к оценке возможен не только по отношению к человеку, но и, например, к книге. Одна книга может быть издана крупнейшим издательством тиражом десять тысяч экземпляров, широко известна читателям, иметь массу поклонников, по ней может быть снят сериал, однако по гамбургскому счету это всего лишь коммерческий проект или временное, сиюминутное явление. Другая книга может быть опубликована в небольшом провинциальном издательстве тиражом пятьсот экземпляров и известна лишь небольшому кругу читателей, получить отрицательные отклики критиков, однако по гамбургскому счету это может оказаться действительно талантливым произведением.

Иносказательный смысл выражения «гамбургский счет»

Однако и это далеко не все возможные значения выражения «гамбургский счет». Значение фразеологизма в современном языке еще шире. Его употребляют тогда, когда хотят сказать о действительной, честной цене чего-либо, об истинном положении вещей. Судить, оценивать по гамбургскому счету можно не только явления и деятелей культуры, но и свои поступки, отношения в семье, отношения между людьми, события в стране и т. д. - словом, все, что может иметь формальную, официальную сторону и действительную, истинную.

Примеры употребления выражения «гамбургский счет»

Специфика фразеологизма такова, что даже при ясном понимании его значения его употребление может вызывать проблемы, так как необходимы образцы грамматичного «вписывания» выражения во фразу. Грамматических и синтаксических вариантов, действительно, не так много:

  • Пелевин - крепкий сатирик и очень удачный коммерческий проект, удачливый писатель, но, если по гамбургскому счету, то это пустота, как и все явления постмодернизма.
  • Он очень охотно разговаривает на самые разные темы, но при Иване Ивановиче замолкает: понимает, что по гамбургскому счету все его знания поверхностны.
  • Я доверяю этому ветеринару. Он никогда не скажет лишнего и не посоветует, если не разобрался в ситуации. Он работает по гамбургскому счету, его цель - не сделать вид, что он все понимает, а спасти животное и не навредить ему.
  • Конечно, этот матч они выиграли. Но, по гамбургскому счету, играли они плохо. Им просто повезло. Это был их день.

Уместные и неуместные контексты

Фразеологизм - такая которая в случае прозрачности ее смысла применяется свободно и стремительно своего использования. То же происходит и с выражением «гамбургский счет»: происхождение и значение слов прозрачны. Это значит, что можно смело экспериментировать. Однако в данном случае стоит остерегаться применять выражение даже в том случае, когда хорошо понятно, что такое гамбургский счет.

Дело в том, что это выражение само предназначено для разговора «по гамбургскому счету» и сопротивляется обыденным, бытовым, малозначимым темам и контекстам. Оно будет неуместно при разговоре о том, хорошо ли прошел день рожденья, удался ли пирог или на каком уровне сервис в кафе. В этих ситуациях выражение «гамбургский счет» не избыточно только в том случае, если бытовые события по каким-то причинам имеют важное значение в чьей-то судьбе или значимы для жизни города или страны.

0 Сегодня люди используют выражения и фразеологизмы , совершенно не задумываясь об их происхождении. Дело доходит до того, что приходиться "рыться" в интернете в поисках надлежащего ответа. Именно по этой причине был создан сайт сайт, в котором мы постоянно растолковываем значение и смысл различных словечек и выражений. Сегодня поговорим о довольно известной фразе, это Гамбургский счёт , значение фразеологизма вы сможете обнаружить немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить я бы хотел показать вам несколько познавательных статей по тематике значения пословиц и поговорок. Например, что значит Накручивать себя ; как понять Трещит по швам ; что означает Задать баню ; кого называют Верста Коломенская и т. п.
Итак, продолжим, Гамбургский счёт значение фразеологизма ?

Гамбургский счёт - это оценка чего-нибудь без всяких уступок и скидок, с предельной точностью и требовательностью


Гамбургский счёт - обозначает нечто справедливое и честное, о чём судят без фальши и подтасовок


Синоним По Гамбургскому счёту : на самом деле, в действительности.

Пример :

Ты мне сволочь ещё ответишь по Гамбургскому счёту!

Этот парень начинающий специалист, однако по гамбургскому счёту вред ли выдержит жёсткую конкуренцию в этой сфере деятельности.

В Германии одно время была популярна борьба, и много зрителей приходило поглазеть на двух потных мужчин, которые валяли друг друга по арене. Ушлые тренеры и антрепренёры научились извлекать выгоды из подобных зрелищных состязаний. Они заранее распределяли роли между борцами, говорили, как должно проходить состязание, и кто в итоге должен стать победителем, а кто проиграть. По сути , от начала и до конца, это были договорные бои, причём многие зрители об этом даже не подозревали.

Однако, самим борцам было интересно, кто же из них на самом деле самый сильный и ловкий. Поэтому однажды собравшись все вместе, они приняли решение, проводить между собой раз в год поединки, чтобы узнать силу каждого спортсмена.
Для этого, они выбрали один небольшой трактир, который располагался в Гамбурге . В этом месте борьба была исключительно справедливая и честная, однако об результатах этих поединков практически никто не знал.

Правда, если копнуть немного глубже, то выясниться, что в Гамбурге никто и слыхом не слыхивал об этом таинственном трактире, и о поединках проходящих в нём. Скорее всего Шкловский , а именно через него все узнали эту красивую историю, использовал недостоверные сведения, либо просто солгал ради красного словца.

Прочтя эту толковую статью, вы узнали значение выражения по Гамбургскому счёту , и теперь не попадёте

"Гамбургский счет" - это название вышедшего в 1928 году сборника литературно-критических статей Виктора Шкловского. В краткой программной статье, которой открывается сборник, сам автор так объясняет смысл названия книги: "Гамбургский счет - чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера. Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы. Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах. Долго, некрасиво и тяжело. Здесь устанавливаются истинные классы борцов, - чтобы не исхалтуриться ". Как сообщает А. П. Чудаков, комментатор современного издания книги, реальной основой этого сюжета стал для Шкловского устный рассказ циркового борца Ивана Поддубного. Однако гораздо более вероятно, что авторство выражения "гамбургский счет" принадлежит самому Шкловскому. Немедленно ставшее крылатой фразой, особенно модной в литературной среде, выражение "гамбургский счет " служит эквивалентом беспристрастной оценки чего-либо без скидок и уступок, с предельной требовательностью . Возможно, что не менее популярный фразеологизм "по большому счету ", имеющий то же самое значение, есть не что иное, как трансформация придумки Шкловского. Впервые в литературе фраза "по большому счету" встречается в романе "Исполнение желаний" (1935), созданном Вениамином Кавериным - писателем, близким к кругу Шкловского. А сегодня все чаще в нашей речи звучит выражение "по гамбургскому счету " - контаминация двух фразеологизмов, изобретенных литераторами.

Критик Ирина Роднянская в статье "Гамбургский ежик в тумане" (Новый мир.- 2001.- № 3 ), посвященной проблемам литературных стратегий сегодняшнего дня, замечает: "Шкловский мог бы быть доволен - почти как Достоевский, гордившийся обогащением русского языка глаголом "стушеваться". Выражение "гамбургский счет" отделилось от рассказанной им в 20-х годах притчи и пошло гулять по свету в несомненном и общепонятном значении. Не так давно даже колоритнейший думский депутат публично пригрозил судить кого-то "по большому гамбургскому счету". Над депутатом дружно посмеялись. А зря. К народным осмыслениям полезно прислушиваться. Наш персонаж простодушно контаминировал "гамбургский счет" и "большой счет", полагая, что это лежит где-то рядом. Да так давно представляется не ему одному.

"Гамбургский счет " (стало принято понимать) - это большой эстетический счет в литературе, искусстве. Выявление первых-вторых-последних мест на шкале подлинного, настоящего. "Большой " - поскольку противостоит "малым" счетам, ведущимся официозом, группировками, тусовками в интересах своих ситуативных нужд. "Большой" - поскольку апеллирует к "большому времени", в чьих эпохальных контурах рассеется туман, лопнут мыльные пузыри и все станет на место. Ценитель, привлекающий "гамбургский счет", выступает в роли угадчика, оракула, вслушивающегося в шум большого времени, сверяющего сигналы оттуда со своим эстетическим инструментом".

Легенда, поведанная литератором, не нашла подтверждений. Историкам Гамбурга и современным хозяевам ресторанов ничего не известно о состязаниях борцов, якобы проходивших в старину в гамбургском трактире . К. В. Душенко считает, что «гамбургский счёт» - собственное выражение Шкловского . Сомнения добавляет тот факт, что И. М. Поддубному , возраст которого имел существенное значение для сюжета его рассказа, в 1924 году исполнилось только 53 года, а боролся он действительно до 70‑ти .

Определение Виктором Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова последним было воспринято как оскорбительное, намекающее на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это осложнило отношения между двумя писателями . Намёк на клоуна, впрочем, усмотрели не все. Так в письме к литературоведу Станиславу Рассадину Виктор Конецкий высказывал иное понимание ранжирования писателей у Шкловского:

В который раз наткнулся на упрёк В. Б. Шкловскому в адрес Булгакова: «у ковра» (то есть выводится из игры!). Это некий массовый психоз, ибо выражение обозначает высокий комплимент и предсказание «гамбургской борьбы» и победы в ней. Написано сие «у ковра» в 1924 году. В книге напечатано в 1928 году. Понимать выражение, мне кажется, следует:
1. Булгаков уже приехал в Гамбург. А Серафимович или Вересаев туда даже приблизиться не могут.
2. Булгаков уже СТОИТ у ковра, ибо допущен к соревнованиям высшего пилотажа (это в 1924 году!).
3. Хлебников с ковра уже сошёл, ибо уже победил.

4. Бабель уже принимал участие в драке, но, по мнению В. Б. Ш., легковес. Горький же часто не в форме, то есть его на ковре могут просто-напросто придушить - старенький уже.

Позднее Шкловский признавал свой пролог неправильным .

Распространение

Благодаря одноимённой книге Виктора Шкловского, выражение «гамбургский счёт», получившее распространение в русском языке, стало крылатым и популярным не только в писательской среде, но и гораздо шире . В частности, психологами оно используется для выявления реального, а не официального места индивида в статусной иерархии .

…В первую очередь, «гамбургский счёт» актуален при работе социального психолога-практика с малыми группами, определении их актуального состояния и траектории развития, выявлении причин низкой функциональности как явных, так и потенциальных конфликтов…

Об этом говорит также Харри Вальтер, доктор филологических наук, профессор университета имени Эрнста Морица Арндта в Грайфсвальде .

За пределами русского языка это выражение вызывает трудности с переводом из-за отсутствия понятия в других языках и многозначности русского слова «счёт ». Дуглас Робинсон (англ.) русск. предлагает три варианта: англ. The Hamburg Score , The Hamburg Rankings, The Hamburg Account для названия работы Шкловского, отмечая, что англ. score, rankings лучше описывают аллюзию к соревнованиям борцов, но Ричард Шелдон (англ. Richard Sheldon ) при переводе использовал англ. account .

Существует предположение, что по ассоциации с «гамбургским счётом» Виктора Шкловского крылатым стало выражение «по большому счёту», появившееся позднее в романе Вениамина Каверина «Исполнение желаний» .

Примечания

  1. Гамбургский счёт (неопр.) (Национальная психологическая энциклопедия). vocabulary.ru. Проверено 12 сентября 2017.
  2. Шкловский В. Гамбургский счёт и по большому счёту // Вопр. культуры речи / Акад. наук СССР. Ин‑т рус. яз. Гл. ред. С. И. Ожегов . - М. : Наука , 1965. - Вып. 6. - С. 129-131. - 241 с. - 8500 экз.
  3. Шкловский В. Гамбургский счёт . - Л. : Изд‑во писателей в Ленинграде, 1928. - С. 5. - 247 с. - 4000 экз.
  4. Мягков Б. С. Булгаковская Москва. - М. : Моск. рабочий, 1993. - С. 120-126. - 222 с. - ISBN 5-239-01439-6 .
  5. Дом Грибоедова // Булгаковская энциклопедия / Б. В. Соколов . - М. : Локид: Миф, 1996. - С. 191-198. - 592 с. - ISBN 5-320-00143-6 . - ISBN 5-87214-028-3 .
  6. По гамбургскому счёту // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / [авт.-сост. Вадим Серов]. - М. : Локид-пресс, 2004. - 877, с. - 2000 экз. - ISBN 5-320-00323-4 .
  7. Душенко К. В . Словарь современных цитат : 4300 ходячих цитат и выражений XX в., их источники, авт., датировка. - М. : Аграф, 1997. - С. 406. - 628, с. - ISBN 5-7784-0031-4 .
  8. Поддубный Иван Максимович / В. И. Линдер // Перу - Полуприцеп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. - С. 541-542. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 26). - ISBN 978-5-85270-363-7 .
  9. Белозерская-Булгакова Л. Е . О, мёд воспоминаний . - Анн-Арбор, Мичиган: Ардис , 1979. - С. 45. - 134 с. - ISBN 0-88233-318-6 .
  10. Конецкий В. В . Эхо : (Вокруг и около писем читателей). - 2‑е изд., испр. и доп. - СПб. : Блиц, 2001. - С. 324-325. - 453, с. - 3000 экз. - ISBN 5-86789-142-9 .
  11. Putin hat da noch eine Hamburger Rechnung offen (нем.) . Die Welt (24.10.2014). Проверено 15 сентября 2017.
  12. Вальтер Харри. О двух «немецких» эптонимах в русском языке (Гамбургский счёт; Кто опаздывает, того наказывает история) (неопр.) . Проблемы истории, филологии, культуры (2011). Проверено 12 сентября 2017.