Как нарисовать алекса мерсера, прототип, алекс мерсер.

Рисуем радугу

С помощью такого инструмента также можно тонировать бумагу, раскрашивать небо, готовить фон для граттажа, и наверное ещё много чего интересного.

Краски нужно приготовить заранее. Гуашь выкладываем вот такими колбасками, она должна подсохнуть, поэтому рисовать можно будет через пару дней.

Вот так лопаточка превращается в инструмент для рисования.

Губку смачиваем. Если хотим получить яркую радугу, то губку надо отжать очень тщательно, а если хотим получить полупрозрачную радугу, то губка должна быть более влажной.

3D-принтер в форме ручки позволяет рисовать объемные объекты.
3Doodler - это самый настоящий 3D-принтер, выполненный в форм-факторе ручки. Так что обладатель этого замечательного изобретения может буквально рисовать объемные объекты без использования компьютера и программного обеспечения. 3Doodler открывает новые возможности перед художниками и дизайнерами.
Для письма используются стандартные 3-миллиметровые пластиковые прутки. Одного метра исходного материала хватает больше чем на 10 метров готовой линии. Пластик застывает практически мгновенно, что позволяет рисовать без опоры, на весу.
Ручка весит меньше 200 граммов, предзаказ на Кикстартере обойдётся в 75 долларов (в комплект поставки входят два набора цветных пластиковых прутков). 3Doodle поддерживает две скорости «печати» - для быстрого заполнения больших участков и для тонких работ. Создатели уверяют, что приноровиться создавать несложные формы можно за пару часов, а рисование на плоскости вообще не требует никаких особых навыков.
3D-ручкой можно будет не только «писать от руки» С сайта можно будет загрузить шаблоны деталей для распечатки на бумаге, которые можно будет «обводить» по-отдельности, а потом собирать в трёхмерную структуру, как конструктор. Авторы проекта надеются, что библиотека шаблонов будет постоянно пополняться пользователями, и будет содержать многие сотни и тысячи моделей. (Источник http://vk.com/public36519690 -При поддержке http://luxtec.ru/)

Как научиться рисовать граффити
1
Не торопитесь сразу рисовать на стенах. Прежде всего, вам нужно представить будущее произведение - желательно при помощи карандаша и листка бумаги. На первых порах наиболее простым вариантом будет рисование надписей и шрифтов в различных стилях (Wild, Bubble и другие). Четких рамок у жанров нет, есть только общие принципы, поэтому вам стоит посмотреть ряд работ других авторов и пытаться составить собственный эскиз будущей картины. Краска стоит немалых денег, а потому переносить на стену стоит только тот проект, который искренне вам понравится.
2
Не любая автоэмаль подходит для рисования. В частности, не подходят дешевые баллончики «от 80-ти рублей» - с ними вы получите только неровный цвет и тусклую картинку. Из наиболее популярных фирм-производителей можно выделить «MTN» и «Montana», продукция которых располагается в ценовом диапазоне от 130 до 500 рублей за единицу.
3
Изучите поверхность, на которую планируете наносить изображение. Практически бесполезно делать это на дереве или железе (если предварительно не обработать их – металл, например, нужно «почистить» при помощи растворителя). Идеальным вариантом является пористый бетон или другая ровная поверхность.
4
Учитывайте погодные условия. Солнечный свет и тепло помогают краске лучше ложиться на стену, в то время как дождь и ветер значительно мешают как эмали, так и художнику.
5
Всегда начинайте рисовать с фона! Классическая ошибка начинающих райтеров в том, что они сначала рисуют контуры рисунка, а только потом заполняют их. Такой подход в корне неверен, вы почувствуете это, как только захотите исправить какую-то неровность на своем произведении (в лучшем случае проблема ограничится лишь неровным градиентом на фоне).
6
Сначала приблизительно очертите задний план, потом «набросайте» контурные линии, доведите цвет до желаемого вида и лишь в самом конце нанесите «рамки» и границы. В этом вам помогут трафареты: например, если вы приложите лист картона к стене и проведете аэрозолем по краю, то получите идеально прямую линию.
Искусство порой принимает крайне причудливые и необычные формы. Так, когда живописцу требуется массовый зритель, он может поместить свою картину не в галерею, а просто на стену в людном районе. Произведение будет «написано» баллончиками с автоэмалью и будет относиться к «граффити» - неотъемлемой части уличной культуры.- автоэмаль;
- респиратор;
- запас кэпов;
- лист картона.
Не забывайте менять кэпы – «шапочки» аэрозолей. Они очень быстро забиваются.

0 0 0

Как начать рисовать

Запишитесь в художественную школу или на курсы рисунка. Обычно в детских художественных школах существует вечернее отделение для всех желающих старше 14 лет. Программа в этом случае будет сокращенная, за пару лет вас научат азам живописи, рисунка, композиции. Также могут быть добавлены и такие предметы как история искусств, основы компьютерной графики и т.д. Вы будете заниматься в небольших группах по 10-15 человек с разным уровнем владения карандашом и кистью. Поэтому стандартное объяснение преподавателя будет усредненным – чтобы поняли все. Однако уже в процессе работы педагог следит за работой всех учеников и объясняет какие-либо нюансы индивидуально (даже техника выполнения задания может быть скорректирована в зависимости от ваших способностей и особенностей). Конечно, полученные знания будут далеко не исчерпывающими, но вы получите базовые навыки и направление, в котором можно развиваться самостоятельно.

В случае с курсами рисунка, как правило, можно выбрать отдельную узкую специализацию для более подробного изучения. Размер групп здесь уже меньше, что гораздо удобнее. Однако и цена удовольствия значительно возрастает. Также необходимо будет заранее убедиться в квалификации людей, которые будут вас учить.

Купите пособие по рисованию. Выбрать, какой из всевозможных самоучителей лучше, довольно сложно. Для этого почитайте отзывы о них на специализированных сайтах и в сообществах в Интернете. Отдавайте предпочтение тем книгам, в которых описаны общие принципы работы с разными материалами (карандаш, акварель, пастель и т.д.) и правила построения объектов.

Пособия, в которых поэтапно расписаны способы рисования конкретных предметов («Как нарисовать кошку/розу/зимний пейзаж» и т.п.), менее полезны, так как не развивают способности, а лишь помогают освоить стандартную схему. Если вам сложновато искать сюжеты для рисунков или появляется страх белого листа, возможно, помогут специальные книги для раскрепощения рисовальщиков. В них предлагается заполнить лист кляксами, пролить на страницу кофе или заклеить кусочками цветной бумаги, а потом доработать абстракцию до полноценного рисунка. Например, "Wreck This Journal", автор - Keri Smith.

Рисуйте всегда и везде. Рисуйте постоянно, любые бытовые предметы, которые попадаются на глаза, делайте наброски людей, которые вас окружают. По мере накопления опыта непременно улучшается и качество рисования.

Если вы хотите научиться рисовать, есть несколько вариантов достижения цели. В каждом из них есть свои плюсы и минусы, но все варианты действительно помогут вам начать рисовать.Карандаши, кисти, акварель, гуашь, акриловые краски, сангина, сепия, пастель, бумага

http://vk.com/feed?z=photo410939_290959470%2Fwall-39733006_48769

Рисуем красками

Рисуем красками
По методу "Шаг за шагом." Рисуем животных жарких стран." Жирафки

0 0 0
0 0 0
.

Я часто слышу разговоры о важности создания эскизов при разработке дизайна и решении подобных задач, но мне кажется, что лишь немногие люди на самом деле пользуются набросками. Как профессиональный проектировщик я каждый день работаю с эскизами. Обычно все стены в моем офисе увешаны ими, поскольку я зарисовываю все — от пользовательских сценариев до прототипов.

Хотя нарисовать прототип на компьютере иногда легче, это все-таки не лучший путь к визуальному решению задачи. Когда вам нужно представить, как будет выглядеть веб-сайт или мобильное приложение, или последовательность взаимодействия и пользовательские сценарии, рисование эскизов куда более эффективно . Это не даст вам слишком увлечься технологиями, а сфокусирует ваше внимание на лучшем возможном решении задачи и позволит взять на себя риски, от которых в другой ситуации вы бы отказались.

Есть много статей, где обсуждается польза рисования эскизов и почему вы должны их делать, но в этих статьях не рассказывают, как именно, не говорят о методах. Рисование эскизов кажется простым делом, но есть определенные способы делать это более эффективно. В этой статье я расскажу о целой коллекции инструментов и техник, которые я (и многие другие проектировщики и дизайнеры) использую каждый день.

[Примечание редактора: книга, необходимая каждому профессиональному веб-дизайнеру и разработчику: The Printed Smashing Books Bundle . В ней содержится множество практических решений для вашей ежедневной работы.]

Эскиз ≠ Рисование

Некоторые самые результативные эскизы, которые мне доводилось видеть, были далеки от идеальных рисунков. Так же как ваши мысли и идеи, эскизы находятся в постоянном движении, эволюционируя и трансформируясь, в то время как вы приходите к возможному решению. Не думайте, что вы обязательно должны уметь рисовать для того, чтобы создавать эскизы, хотя, конечно, некоторый опыт действительно пригодится.

  • Эскиз — это выражение мыслительного процесса и процесса поиска решения
  • Это форма визуальной коммуникации, и, как и во всех языках, некоторые способы коммуникации несколько понятнее, чем остальные
  • Рисование эскизов — это навык: чем больше вы их делаете, тем лучше они у вас получаются.

Когда вы оцениваете свой набросок, спросите себя: «Как я могу лучше передать эти мысли?» Поддаться соблазну и начать вместо этого оценивать свои способности к рисованию легко, но лучше попробуйте разделить эти две вещи. Посмотрите на ваши эскизы как на плакат.. Что считывается первым? Где находится подробная информация? Помните, что глаз фокусируется на области, где больше всего деталей и контраста.

Точно так же, как наша способность отчетливо произносить слова влияет на то, насколько хорошо окружающие понимают нас, умение рисовать влияет на коммуникативные свойства эскиза . Хорошая новость в том, что рисование и умение делать эскизы — это навыки, и чем чаще вы это делаете, тем лучше у вас будет получаться.

ОК, давайте начнем.

Работайте со слоями

Часто, когда я заканчиваю эскиз, результат выглядит скорее как коллаж, чем как эскиз. Результативность рисования эскизов возрастает, если работать с несколькими слоями.

Короткий видеоролик показывает, как можно использовать слои

Техника

Начните со светло-серого маркера (от 20 до 30% серого) и постепенно добавляйте слои с деталями с помощью более темных маркеров и ручек.

Зачем это делать?

Начинать эскиз светло-серым маркером легче. Это дает вам возможность делать ошибки и оценивать свои идеи в процессе работы над задачей. Нарисовали кривую линию светлым маркером? Невелика беда. Эти линии едва ли будут заметны к моменту, когда вы уже закончите эскиз.

По мере того как страницы наполняются идеями, вернитесь к началу работы с более темным маркером (60% серого) или ручкой, и добавьте слой с дополнительными деталями в местах, где это необходимо. Это также отличный способ выделить конкретный набросок среди всех остальных.

Рисование эскиза слоями также убережет вас от того, чтобы сразу же увлечься деталями. Это заставит вас сконцентрироваться прежде всего на контенте и главных акцентах. Если вы делаете набросок интерфейса, который содержит список, но еще не знаете, что войдет в этот список, просто вставьте несколько линий на его место. Позже вы сможете вернуться к началу, набросать несколько вариантов для каждого пункта списка и прикрепить их к странице.

Внимание!

Если вы начнете рисовать шариковой ручкой, а затем вернетесь к рисованию маркером, чернила, скорее всего, размажутся из-за спирта, который содержится в маркере.

Когда ваши эскизы станут более уверенными, вы почувствуете себя комфортнее и поймете, что вам больше не нужно рисовать так много слоев. Но я все равно считаю, что это полезно, поскольку дает вам возможность экспериментировать и оценивать идеи в процессе рисования.

От редакции

Важно отметить, что не все студии занимаются прототипированием сайтов на бумаге. У каждой команды свои методики и секреты. В том числе и у самых высокопрофессиональных.

Как раз занимаетесь выбором подрядчика для разработки сайта? Советуем в первую очередь обратить внимание на участников рейтинга креативности веб-студий . Этот независимый рейтинг обладает прозрачной методологией и учитывает победы студий в 2 самых известных российских конкурсах сайтов и 4 мировых.

Разомните мышцы

Техника

Когда вы рисуете длинные линии, старайтесь передвигать руку и ручку скорее плечом, чем локтем или запястьем. Оставьте рисование запястьем для коротких быстрых линий и областей, где вам нужно лучше контролировать руку.

Почему?

Это даст вам возможность нарисовать более длинные и более прямые линии. Если вы будете рисовать от локтя, то заметите, что все линии немного изгибаются по отношению к нему. Помогает расстановка двух точек на бумаге — первую поставьте там, где отрезок начинается, вторую там, где вы хотите его закончить —. Положите бумагу удобно, сделайте один-два пробных штриха и потом нарисуйте линию. Если вы присмотритесь, увидите все это на видео, которое было выше.

Преимущество рисования от плеча в том, что этот навык пригодится для рисования на офисной доске. Так что через некоторое время ваши ровные линии станут предметом зависти всех коллег.

Поиграйте своими возможностями

Техника

Поворачивайте страницу перед тем, как нарисовать линию, чтобы в разных направлениях у вас получалось одинаково ровно.

Зачем?

Редко кто может рисовать одинаково ровные линии в разных направлениях. Поворачивая страницу, вы сможете рисовать линию в диапазоне и направлениях, которые лучше всего у вас получаются. Не пытайтесь нарисовать вертикальную линию, если это кажется вам сложным; поверните бумагу на 90 градусов и нарисуйте вместо этого горизонтальную линию. Это супер-просто, но удивительно действенно.

Внимание

Этот метод не очень хорошо работает с офисной доской, поэтому вам все-таки придется научиться рисовать вертикальные линии.

Зарисовываем взаимодействия

Техника

Начните с основного эскиза, а затем используйте липкие бумажки, чтобы добавить подсказки, всплывающие окна, модальные окна и другие интерактивные элементы.

Зачем?

Использование липких записок для того, чтобы определить всплывающие окна и другие интерактивные элементы, дает вам возможность быстро определить взаимодействия и опыт взаимодействия без необходимости отрисовывать заново окошко приложения. Записки легко передвигать и можно рисовать на них теми же маркерами и ручками, что вы уже используете.

  • Определите многочисленные взаимодействия на одном эскизе, а затем убирайте по одному листочку в стратегическом порядке перед тем, как копировать или сканировать набросок.
  • Используйте разные цвета для того, чтобы отобразить разные типы взаимодействий
  • Липкая записка недостаточно большая, чтобы отобразить ваше модальное окно? Добавьте рядом еще одну
  • Если липкая записка слишком большая для вашей всплывающей подсказки, используйте линейку, чтобы быстро привести ее в соответствие с нужными размерами

Исследуйте все многообразие взаимодействий и идей в одном эскизе с помощью клейких записок


При ксерокопировании разных версий эскиза, каждого с разной липкой наклейкой, вы получите в итоге множество различных эскизов.

Копируем и вставляем в реальном мире

Время от времени вам может понадобиться несколько раз вручную перерисовать какой-то элемент интерфейса в эскизе. Это не всегда плохо, так как дает вам возможность быстро сделать новую итерацию и заставляет пересматривать ваши идеи. Учитывая это, простой «все в одном» сканер или ксерокс может резко повысить вашу эффективность.

Техника

Используйте ксерокс для того чтобы создать шаблоны из эскизов или чтобы воссоздать какую-либо область эскиза.

Зачем?

Ксерокс — это «олдскульная» версия Control + C, Control + V . Он делает производство моделей и подложек более эффективным. Он также поддерживает вашу уверенность в себе, поскольку если вы что-то испортили (а вы рано или поздно что-нибудь испортите), вы сможете легко это исправить.

  • Какую-то часть вашего интерфейса нужно последовательно перерисовывать в многочисленных эскизах? Сделайте несколько копий и затем делайте наброски прямо на распечатках.
  • Испортили какую-то часть эскиза? Никаких проблем. Накройте этот фрагмент эскиза чистым листком бумаги или исправьте замазкой, отксерокопируйте и продолжайте рисовать эскиз на этой распечатке.
  • Работаете над мобильным проектом? Или хотите сделать серию эскизов одинакового размера? Создайте макет и наксерокопируйте себе несколько стопок подложек. Еще проще распечатать в качестве подложки контуры девайса или браузера, хорошую подборку таких вещей можно найти здесь: « ».
  • Хотите изменить макет боковой панели в последних пяти набросках? Сделайте эскиз нового сайд-бара, сделайте несколько его копий и затем приклейте новую боковую панель на старую. Да, это действительно просто.
  • Чтобы использовать эскиз как подложку для другого, похожего слоя, сделайте ксерокопию на 20% темнее, чем сам эскиз, отрегулировав настройки ксерокса.

Еще одно преимущество ксерокса в том, что маркер не будет размазывать распечатку, в отличие от шариковой ручки. Так что, когда бы у вас ни появилась область эскиза, которую нужно выделить или раскрасить, сделайте вначале несколько ксерокопий вашего наброска.

Внимание!

Бумагой можно порезаться


Набросок на ксерокопии оригинального эскиза — необходимо пересмотреть боковую панель


Финальный эскиз. Обратите внимание, боковая панель и ее элемент темнее, чем ксерокопия. Это сделано специально, поскольку дает возможность рассматривать идеи в контексте остального дизайна.

Дизайн — это детали

Используйте линейку; особенно линейку с палеткой. Такие линейки обычно прозрачные и на них нанесена сетка, которая дает возможность увидеть, как линия, которую вы чертите, соотносится с остальным эскизом.

Техника

Используйте линейку и светло-серый маркер, чтобы нарисовать подложку для детального эскиза.

Зачем?

Это дает вам возможность быстро нарисовать серию линий, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Это прекрасно работает с такими элементами как пункты списка, графики, кнопки и со всем остальным, что должно быть равномерно распределено. Это что-то вроде аналогового варианта «умных направляющих».


Быстрое создание равномерных линий с помощью линейки с палеткой и 30-процентного серого маркера.

Техника

После использования светло-серого маркера для создания подложки эскиза, возьмите шариковую ручку или черный маркер, чтобы довести его до конца.

Зачем?

Создавая эскиз по слоям, вы хотите, чтобы «всплыл» итоговый слой или дизайн. Линейка даст вам возможность быть более аккуратным в тех частях рисунка, где много деталей, и гарантирует, что длинные отрезки будут ровными. Нет ничего постыдного в том, чтобы пользоваться линейкой . Не начинайте свой эскиз с рисования под линейку, лучше возьмите ее, когда понадобятся детали и точность. Помните, вы делаете эскиз, а не рисунок.


Чтобы акцентировать некоторые области эскиза, используйте линейку и 70-процентный серый маркер.

Техника

Используйте линейку для того, чтобы оторвать кусочек бумаги или липкой записки, крепко придерживая бумагу одной рукой, а другой тяните за край бумаги.

Зачем?

Это быстрее, чем все время хвататься за ножницы; у вас уже есть с собой линейка. Кроме того, линейку можно пронести с собой через службу безопасности аэропорта.

После того, как вы набросали интерфейс светлым маркером, завершите его или выделите какую-то область, используя линейку, чтобы начертить более темные линии.


Разрываем липкую записку с помощью линейки

Расскажите всю историю целиком

Техника

Нарисуйте приложение в контексте, в котором оно будет использоваться, или «вставьте» его в девайс, на котором оно будет применяться.

Зачем?

Это заставит вас подумать о среде, в которой приложение будет использоваться, вызовет у вас эмпатию к вашим пользователям, и установит понимание, какие уникальные проблемы есть у этого приложения.

Я понимаю. Никто не хочет рисовать монитор каждый раз, как рисует прототип. Я не говорю, что вы обязательно должны это делать, но несколько эскизов, помещенных в контекст, вам очень помогут. Особенно это касается мобильных устройств — чем больше контекста вы добавите в эскиз, тем лучше. Более того, я всегда рисую девайс как подложку, когда создаю мобильный интерфейс, и обычно стараюсь нарисовать пользовательский интерфейс в полном масштабе. Это заставит вас иметь дело с теми ограничениями, которые есть у данного устройства, и позволит вам понять, как пользователь будет держать его в руках.

Внимание!

Рисование браузера или девайса может оказаться сложной задачей и потребовать более развитых навыков рисования. Не дайте этому себя напугать. Если вам не нравится рисовать браузер или девайс, или вам кажется, что это занимает слишком много времени, используйте вместо этого готовую картинку.


Эскиз идеи для мобильного приложения в контексте того, где оно будет использоваться

Выбрасывайте тетрадь для рисования

Техника

Рисуйте на бумаге формата 8.5 × 11 дюймов (NB! не совпадает с А4: http://en.wikipedia.org/wiki/Letter_(paper_size) ).

Зачем?


Одна из многих стен, увешанных скетчами, в нашем офисе

Чего вы ждете?

Рисование эскизов не является прерогативой дизайнеров. Разработчики, менеджеры проектов и бизнес-аналитики тоже могут поучаствовать в веселье. Это лучший способ для команды быстро общаться, исследовать и обмениваться идеями вне рамок конкретных дисциплин. Кроме того, я понял, что другие становятся более восприимчивыми к обратной связи и внесению предложений, когда им показывают эскизы, а не распечатки или скриншоты.

Запомните, речь идет о том, чтобы получить идеи, проанализировать их и записать, а не о том, чтобы создать предмет искусства. Когда вы оцениваете свои скетчи, спросите себя: «Как я мог лучше донести эти мысли?» Попасться в ловушку оценки своих способностей к рисованию легко, но постарайтесь разделить эти две вещи и знайте, что чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается.

Стоит повторить, что создание эскизов — это самый быстрый способ исследовать и делиться своими мыслями с окружающими. Он фокусирует вас на обнаружении наилучшего возможного решения и не дает слишком увлечься технологиями.

Сделайте это! Не увязните в технологиях. Устройте беспорядок. И развлекайтесь!

Инструменты

  • Quilt Ruler —
  • Prismacolor Markers —

nbsp;nbsp;всем остальным, что должно быть равномерно распределено. Это что-то вроде аналогового варианта

Я получил запрос на урок рисования персонажа из новой видеоигры под названием «Прототип». Я не слишком много знаю об этой игре и ее персонажах. Все, что я знаю, это лишь то, что главный герой выглядит немного как Альтаир из .

Поскольку я собираюсь показать вам, как рисовать Алекса Мерсера поэтапно , нам следует рассмотреть этого парня повнимательнее.

Меня зовут Алекс Мерсер. Я – причина всего этого. Они называют меня убийцей, монстром, террористом… Так и есть.

Он очень интересный персонаж, и, глядя на этот новый характер в мире компьютерных игр, хочется купить его куртку и быть немного похожим на него.

Его стиль является достаточно формальный, но если вы посмотрите достаточно внимательно, то Алекс выглядит как Брюс Уиллис из фильма большинства его фильмов. Из того, что я почитал об этом персонажей, складывается впечатление, что он легкий социопат. У него нет ни друзей, ни настоящей семьи, кроме сестры, и никакого настоящего детства. Алекс Дж. Мерсер (англ. Alex J. Mercer),главный герой игры Prototype, и он же главный антагонист игры Prototype 2. По его вине был заражён Манхеттен. Так что нельзя до конца назвать его положительным персонажем. Сложная судьба и интересная игра ждут вас в ближайшее время. Поэтому, надеюсь, поделитесь своими впечатлениями от игры. А я буду подходить к самому главному и постараюсь просто научить вас рисовать Алекса Мерсера поэтапно . Надеюсь, вам понравится этот урок, и вы узнаете что-то новое в самом конце вашего упорного труда. А сейчас Я должен идти, потому что есть еще один урок, который я хочу подготовить. Удачи, Amigos! Наслаждайтесь.

Шаг 1.

Начнем с нескольких каркасных линий для начала рисунка Алекса Мерсера, героя игры Prototype. Чтобы нарисовать отличную рамку для фигуры вашего “прототипа” персонажа, начните с небольшого круга для головы, а затем дорисуйте форму верхней части тела, включая области бедер. Вся фигура выглядит как кончик карандаша.

Шаг 2.

Сейчас вы обрисуете форму лица Алекса, а затем добавите подкладку для кончика его капюшона. Закрасим темным вдоль правой стороны лица.

Шаг 3.

Задержимся на его лице. Вместо глаз рисуем большой участок тени от капюшона. Зарисуем нос и рот, а затем добавим несколько деталей, чтобы определять его лицо.

Шаг 4.

Теперь давайте нарисуем капюшон свитера Алекса, а затем будем набрасывать кожаную куртку, которую он носит. Начните с раскрытого в стороны воротника, а затем добавьте молнии и свитер на внутренней стороне куртки. Добавим подкладку для куртки и можем переходить к пятому шагу.

Шаг 5.

Продолжайте рисовать свитер под курткой, после рисуем линию для рубашки и линию для воротника футболки.

Шаг 6.

Продолжайте работать над рисунком куртки, которую мы набросали в общем на первом шаге. На левом плече Алекса Мерсера рукав куртки порвался. Это потому, что он у него чудовищная рука, которой займемся чуть позже. Рисуем видные разрывы и торчащие нитки куртки, а затем добавляем на нее пару карманов, немного складок и морщин. Рисуем правую руку и рукав.

Шаг 7.

Не торопитесь, вам решать как именно в деталях рисовать на этом шаге. Потому что вы будете рисовать очень детально деформацию, которую принимает его рука, которая выглядит как гигантский меч. Верхняя часть руки напоминает огненную структуру, то есть огонь, распространяющийся вверх по руке, но более толстый, поскольку материал твердый.

Шаг 8.

Зарисуем остальную часть руки в виде меча и добавим детализацию по всей его форме. Как только это будет сделано, и вы проделаете хорошую и аккуратную работу, вы можете нарисовать правую кисть руки.

Шаг 9.

Теперь вы готовы начать набрасывать нижнюю половину тела. Рисуем нижнюю окантовку свитера, затем добавляем концы рубашки, торчащие из-под свитера. Зарисуем внешнюю часть бедер, а также не забудем про морщины и складки на джинсах.

Добро пожаловать на блог «Онлайн-бизнес». Давайте поговорим сегодня на тему, как создать прототип сайта.

Как известно, прототипированием сайтов занимаются веб-разработчики, дизайнеры, но прототипы одностраничных сайтов делают и блогеры. Например, создавая дизайн-набросок сайта-визитки или лендинга.

План статьи.

О понятии прототип

Что такое прототип? Прототип — это чертёж или эскиз информационной и функциональной структуры будущего сайта или одностраничника. Проще говоря — это чёрно-белый рисунок с самыми важными элементами (блоками) дизайна сайта и подробной детализацией (по желанию). Давайте посмотрим пример прототипа.


Зачем нужен прототип?

  • 1. Создание прототипа позволит вам заранее продумать все будущие детали вашего успешного проекта и получить более чёткую картину по расположению (структуре) наиболее важных элементов.
  • Общие ключевые моменты прототипа: , логотип, УТП, описание, меню, контакты (обратная связь), расположение изображений, видео, кнопки, система навигации, призывы, отзывы, комментарии, выгоды, общий информационный текст.
  • 2. Прототип нужен при подготовке ТЗ (технического задания) для фрилансера по созданию сайта. Фрилансер или веб-дизайнер будет иметь более чёткое задание с вашими пожеланиями. Что, в свою очередь, ускорит время разработки и утверждения дизайна.
  • 3. Отрисовка прототипа на раннем этапе позволит вам сэкономить время, деньги и нервы, так как легко вносить изменения и видеть примерный результат дизайна сайта.
  • 4. Люди легче понимают картинки, поэтому прототип необходим для упорядочивания мыслительного процесса.
  • 5. И самое главное. Лёгкость общения на этапе создания дизайна сайта, между заказчиками и исполнителями.

Как нарисовать прототип сайта онлайн или онлайн-сервисы для создания прототипа

1. Moqups — очень понятный интерфейс онлайн-редактора, много возможностей для отрисовки качественного прототипа.


2. Mockingbird
Этот онлайн-редактор мне понравился очень! Создавайте, экспериментируйте, просматривайте и сохраняйте свои прототипы.


Вот что у меня получилось, пример небольшой части продающего одностраничного сайта.


3. Pidoco - создавайте прототипы в онлайн-режиме.


Вывод

Онлайн-редакторов для создания прототипов, конечно, сегодня огромное количество, я познакомила вас только с тремя, которые мне больше понравились.
Создание прототипа — это творческая работа. Поэтому избегайте шаблонных структур, изучайте дизайны конкурентов, но не делайте однотипные, а придумывайте свои варианты под конкретную аудиторию, товар или услугу, чтобы быть на шаг впереди. Если вы делаете прототип