Как зовут фурри. Фурри

«Антропоморфизм» фурри понимают как слияние лучших качеств, взятых от человека и от зверя и предпочитают милые и мультяшные образы . Они имеют альтер-эго волков, хищных или иных крупных животных , (преимущественно, кошачьих и псовых), демонстрируют уход от реальности и поиск могущества воображаемого покровителя через отождествление с ним .

Большая часть фурри — это белые мужчины студенческого возраста гомо- или бисексуальной ориентации . Их сообщество неоднородно , включает в себя культурные подгруппы разных направлений. Произведения сексуальной («йифф») тематики с участием персонажей альтер-эго создают субкультуре репутацию помешанных на сексе извращенцев . Однако, кроме йиффа, у фурри есть и другие аспекты , большая часть участников коллекционирует не только эротическое творчество . За пределами круга своих фурри часто высмеиваются .

История


Диснеевский лис Робин Гуд

Фурри полагают, что зарождение и популяризация фурри-жанра произошли под влиянием анимационных фильмов студии Disney. Они отмечают мультфильм «Робин Гуд», в котором зооморфные персонажи заменили собой всех людей. Идея фурри, по их мнению, образовалась при переносе мультипликационных персонажей в реальность взрослеющего зрителя .

Субкультура начиналась с тусовок в гостиничных номерах во время проведения научно-фантастических конвентов в 1980-х . Интернет позволил объединиться людям, которые предпочитали «антропоморфность» в фурри-понимании. Поскольку звери покрыты мехом, англоязычные участники использовали слово furry для обозначения персонажей и для выделения себя в особое сообщество, которое получило такое название .

Фурри в России

Субкультура была заимствована российской молодёжью от западных фурри (в частности, жителей США) и распространилась не только на традиционные места расположения субкультур в России (Москва, Санкт-Петербург и окрестности), но и в регионы . Она малоизвестна , её распространение невелико . Исследование в среде крымских старшеклассников показало, что фурри — наименее известная из молодёжных субкультур . Молодёжный опрос, осуществлённый в Иркутском государственном университете, показал, что из 413 опрошенных только 10 указали на существование субкультуры фурри .

Тем не менее, по утверждению А. А. Чубура, на 2009 год субкультура фурри набирала популярность, о чём говорила посещаемость портала FurNation.ru и возникновение Ассоциации русскоязычного фурри-искусства, с 2003 года выпускающей ежегодные тематические альманахи в печатном и электронном виде .

Фурсона



Типичный персонаж одной из категорий участников

Отождествление себя с зооморфным персонажем является одной из важнейших характеристик субкультуры фурри . Самими фурри оно называется «духовностью» или «чувством внутреннего зверя». Участники говорят об ином типе сознания, который основывается на чувстве внутреннего родства конкретной личности с каким-либо животным . Именно это приводит к увлечению художественным произведением зооморфной тематики, провоцирует творчество (фурри-арт, фанфикшен, фурсьютинг) . Практически у каждого фурри есть свой любимый персонаж из известного произведения или собственный авторский (фурсона ) . Авторский персонаж используется для выражения идентичности в обычном мире и в Интернете . Он именуется, под этим именем и от лица персонажа участник субкультуры общается на фурри-форумах в Интернете. Фурсоне посвящается большая часть творчества, оригинального или фанфикшена. Даже перестав интересоваться субкультурой по причине взросления, бывшие юные участники сохраняют симпатию к своей фурсоне. Некоторые люди продолжают заниматься зооморфным творчеством, прекратив взаимодействие с субкультурой .

Такой подход не является изобретением фурри; отождествление с антропоморфным животным сходно с тотемистическими языческими воззрениями. Появление субкультуры фурри довольно типично для XXI века с его всплеском интереса к язычеству и персонажам, являющимися в той или иной мере животными. По мнению А. В. Агасяна, фурри — «пример архаичности сознания, возвращения к „старым“ верованиям, существующий в наше время в рамках молодёжной субкультуры» . При этом многие фурри не могут точно сказать, почему связывают себя с животными .

Под «антропоморфным животным» здесь понимается вымышленное существо, соединяющее лучшие характеристики человека и животного в анатомическом и поведенческом плане. Фурри мысленно добавляют к своим человеческим чертам способности зооморфов: когти, красивую шерсть, быстрый бег, повышенную регенерацию — в физическом плане; терпимость, приоритет духовности над материальностью, восприятие гармонии природы — в духовном плане . Для своих носителей фурсоны считаются истинным выражением личности, в отличие от персоны публичного характера .

Фурри могут ассоциировать себя с одним или несколькими нечеловеческими биовидами . Для фурсон особенно используются милые и мультяшные образы животных . В целом для фурсон обычны драконы, кошачьи (кошка, лев, тигр), собачьи (волк, лисица, собака). Могут использоваться гибриды, такие как лисоволки (англ. folf) или котокролики (англ. cabbit). Исчезающе мало используются приматы, кроме собственно человека .

В опросе Гербаси на фурри-конвенте (2007) самыми распространёнными биовидами были (с учётом гибридов) лисы (20,6 %), волки (17,6 %), драконы (10 %) и тигры (6 %). В целом кошачьи и псовые заняли три четверти фурсон .

Среди русскоязычных фурри персонажи представлены в основном хищными млекопитающими (~52 % кошачьих, ~39 % псовых и ~9 % прочих хищных). Встречаются также копытные (до 6 %) и другие млекопитающие (носорог, слон, ёж, заяц, панголин, мышь и пр.), птицы и, незначительно, пресмыкающиеся и земноводные (до 20 % совокупно). Кошачьи персонажи представлены львами, реже тиграми, гепардами, леопардами, ягуарами, пантерами, котами и рысями. Собачьи персонажи — это преимущественно лисы и волки .

А. А. Чубур полагает, что преобладание хищников в фурри-арте — следствие поиска могущества через самоидентификацию с воображаемым покровителем (хищным зверем) подобно тому, как это происходило у людей эпохи палеолита .

Создание собственного персонажа основывается на нормах, установленных внутри фурри-сообщества, и, наряду с онлайн-взаимодействиями, даёт контекст взаимодействия и с самим персонажем, и с другими членами сообщества .

В опросе Гербаси (2007) на вопрос «Считаете ли вы себя человеком менее, чем на 100 %?» ответили положительно 46,3 %, а на вопрос «Если бы вы могли стать человеком на 0 %, вы бы хотели этого?» — 40,8 %. У фурри имеются разные воззрения на то, как именно осуществляется их связь с фурсоной. Чаще всего (80,9 %) опрошенные заявляли о разделении особенности нечеловеческого биовида. Кроме того, 43,1 % указали, что родились с этим, а 47,6 % заявили о мистической связи с биовидом. Менее популярными оказались ответы о «нечеловеческом биовиде, запертом в теле человека» (29,2 %), о реинкарнации (27,8 %) и о постоянном чувстве дискомфорта от человеческого тела (23,9 %) .



Типичный персонаж другой категории участников

Фурри-арт

Многие фурри являются талантливыми художниками, создающими арт и собственные фурсьюты , через которые может быть выражена их фурсона. Ей посвящена большая часть фурри-арта. Рисунки могут быть небольшими и выполненными в любительском стиле или полноценными картинами. Большая часть текстов представляет собой разновидность фанфикшена, произведения могут быть короткими рассказами объёмом меньше страницы или большими по объёму и количеству персонажей романами. Они размещаются авторами на специфических интернет-сайтах и больше практически нигде не распространяются. Фурри нередко подчёркивают, что это творчество создаётся исключительно для участников субкультуры .

Участники субкультуры заявляют, что что фурри — это «художественный и литературный жанр, который практикуют и которым наслаждаются десятки тысяч людей по всему миру» . Этот жанр описывается как искусство, создающее гибридных «антропоморфных», человеко-звериных существ. На этом основании фурри относят к нему как собственное творчество, так и другие произведения, к субкультуре отношения не имеющие (например, диснеевский мультфильм «Король Лев», цикл романов Брайена Джейкса «Рэдволл», повесть Яна Экхольма «Тутта Карлссон и Людвиг XIV», книгу «Маугли» Редьярда Киплинга и пр.) .

Мировоззрение и деятельность

Согласно опросу Гербаси (2007), в среднем американские фурри, участники конвента, осознавали себя как фурри в возрасте около 17 лет, а приходили в субкультуру в 19 лет .

Фурри подчёркивают своё отличие от других людей и одновременно — свою близость к природе. Среди качеств, которые они приписывают себе, — понимание психологии животных, любовь к природе и более сильная, чем у других, взаимосвязь с ней , а также вера в важность искусства и умение видеть красоту там, где другие её не замечают. Также фурри считают, что поступают иначе, чем принято, делают странные вещи, знают, как удивить людей, и в целом обладают ярким воображением .

По мнению Л. М. Эрреры, внешнее проявление фурри отражают такие личностные качества, как недостаток чувства реальности, задержка в развитии, самобытность и перенесение душевных травм . С другой стороны, Л. Б. Шнейдер полагает субкультурную фурри-идентификацию поведенческим нарушением, деформацией личности, которая возникает у подростка в качестве защитной реакции на неблагоприятные социальные условия . К. Гербаси в результате опроса на фурри-конвенте в 2007 году заявила о сходстве части фуррей с людьми, имеющими изменённую гендерную идентичность , хотя такая постановка вопроса спорна .

Подчёркивание своего отождествления с очеловеченным животным нередко выражается как демонстративный отказ от использования изделий из меха и натуральной кожи. Он показывает отказ от причинения вреда каким-либо животным. Это напоминает табу на поедание своего тотема или ношение одежды, сделанной из его меха, и не связано с зоозащитными организациями .

Субкультура фурри относится к интернет-субкультурам. Такие вебсайты, как FurNation и FurAffinity, позволяют фуррям выражать себя через творчество, форумные посты и написание историй. Для фуррей действует вики под названием «Викифур» (WikiFur) .

Движение против социальных норм в субкультуре фурри выражается в идентичности (человек объединяет себя со своей фурсоной), сексуальной тематике и общественном использовании фурсьютов (на конвентах) . Многие фурри считают, что только в такой форме раскрывают свою личность, потому что плохо стыкуются с основной частью общества, имея отличия вроде синдрома Аспергера или лицевого тика. Субкультура фурри же позволяет им выразить себя .

Фурри больше любят мультфильмы, чем люди в среднем, и склонны к научной фантастике .

Идеология субкультуры

Внутри субкультуры нет общепринятого определения слова «фурри» . Оно может использоваться для называния совершенно разных явлений: художественного жанра этой субкультуры или предпочитаемого фуррями; сообщества фуррей; искомых зооморфных персонажей; самих фуррей; идеи соединения человеческих и звериных черт в одном персонаже. Поэтому фурри считают, что вопрос «что такое фурри» является непростым и ответы на него значительно разнятся . Большинство фуррей соглашается, что фурри — это тот, кто принадлежит к культуре «фурри-фэндома». Под «фурри-фэндомом» понимается общность людей с ярким интересом к зооморфным персонажам; при этом почти все фурри имеют нечеловеческую идентичность .

Участники презентуют свою субкультуру как разнородное сообщество, которое включает в себя как людей технических специальностей, так и профессиональных спортивных маскотов, кукольников, аниматоров и других ремесленников, происходящих из самых разных сфер и выражающих свою культуру различными способами. Также они рассматривают фурри-жанр как часть фурри-фэндома . Специфично фуррёвой, отсутствующей в других культурах, идеей некоторые из них считают саму идею формирования идеализированных человеко-звериных персонажей .

Что типично, общие идеи фурри-субкультуры становятся базой для локальных культур подгрупп, диапазон которых широк. Внешнее давление на фуррей (из-за стереотипных представлений) только усиливает различия между частями сообщества . Находящиеся в фурри-сообществе художники и любители зооморфных персонажей не принимают серьёзности, с которой фурри относятся к своему отождествлению с фурсоной, считая это игрой .

Одни люди приходят в субкультуру ради йифф-арта (сексуальной тематики), другие — ради тусовки на конвентах. Есть также подгруппа спортивной направленности, соединяющая идеи спортивных фанатов и фурри. В неё входят такие проекты, как виртуальная баскетбольная лига FBA (Furry Basketball Association), проекты, посвящённые хоккею или гонкам NASCAR. Эта деятельность — по сути ролевая игра с использованием фурсон, основанная на случайных бросках кубика и имитирующая разные стороны реальной спортивной жизни, включая спортивные медиа. Для воплощения вымышленного мира FBA объединяются участники с разными талантами. Однако с учётом того, что фурри предпочитают милые образы для фурсон, проект FBA подрывает маскулинные идеалы спорта, создавая угрозу для нормативных взглядов на атлетизм .

Фурри разделяют свой мир и «человеческий», полагая, что в мире фуррей (конкретном ролевом мире) отсутствуют такие проблемы, как расизм. Однако одновременно подразумевается, что оба мира сосуществуют, и во внутриигровой активности проявляются события реальности, такие, например, как убийство Трейвона Мартина. Это политизирует отыгрыш персонажей в сообществе . Некоторые жёстко противопоставляют оба мира, говоря, что хуманы (все остальные люди) слишком отошли от природной естественности и ненавидят фуррей . Согласно опросу Гербаси (2007), 29 % американских фуррей, опрошенных на конвенте, скрывают от родственников свою причастность к субкультуре .

Демография фуррей

Большая часть фуррей — молодые мужчины . В опросе Гербаси (2007) доля мужского пола в субкультуре составила 86 % (при 49 % для всего населения США в 2006 году). Также Гербаси показала, что фурри мужского пола (~26 лет) в среднем старше фуррей женского (~23 года) .

Сексуальность фуррей значительно отличается от социальных норм. Опрос Гербаси (2007) показал, что фуррь мужского пола с большей вероятностью окажется гомосексуальным (31,5 %) или бисексуальным (40,5 %), чем обычный мужчина. Гомосексуальность мужчин была представлена в основном в тех случаях, когда фурри считали себя не полностью людьми и хотели бы при возможности полностью стать существами иного биовида. Гетеросексуальность, наоборот, сочеталась с признанием 100 % человечности и отсутствием желания полностью утратить эту человечность. Сексуальная ориентация фуррей женского пола, выявленная в опросе, была гетеросексуальной (58,3 %) или бисексуальной (41,7 %), но не гомосексуальной .

Подавляющее большинство русскоязычных фурри называет себя язычниками, некоторые — агностиками или атеистами или демонстрируют положительное отношение к буддизму или индуизму. Крайне редко встречаются фурри-христиане .

Атрибутика и фурсьюты


Фуррь в фурсьюте на Furry Weekend Atlanta 2015

Фурри носят одежду и ювелирные украшения с изображением фурсоны, подчёркивая этим внутреннюю связь между собой и своим персонажем. В то же время мистического значения этой символике не придаётся . Одежда большинства участников канадского фурри-конвента Furnal Equinox-2015 относилась к стилю ботаника или вдохновлённому рэйверами .

Малая часть участников субкультуры занимается фурсьютингом — изготовлением костюмов зооморфных персонажей , которые являются полноразмерным отображением фурсон и нужны для конвентов и тусовок. Наряду с созданием арта, фурсьюты дают фуррям чувство принадлежности к сообществу и идентичности со своим персонажем за пределами интернет-сообщества . Фурсьюты шьются не из меха или шкур животных, а из фабричных материалов . Они очень индивидуальны внешне и не повторяются. Многие сопровождаются аксессуарами (зонтиками, подтяжками, очками и пр.) . Поверх костюма может быть надета обычная одежда, дополняющая образ .

Во время ношения фурсьютов на конвенте многие фурри общаются только жестами, чтобы не разрушать образ своей фурсоны .

Однако полный фурсьют дорог, поэтому большая часть фуррей его не имеет. В опросе Гербаси только 26,4 % опрошенных указали, что владеют фурсьютом. Альтернативой служит частичный фурсьют (например, уши и хвост) .

Сленг

В английском языке субкультура фуррей называется furry fandom ; в русском — феррдом .

В русском языке слово фурри применяется к лицам обоих полов, иногда склоняясь (в этом случае может использоваться форма фуррь ) . Во множественном числе фуррь снова превращается в фурри (например, во фразе «сайт фуррей») . Кроме этого, представитель субкультуры может также называться пуш , пушистик , фёр , фуррик , фурфаг .

Субкультура фурри является лингворепродуцирующей. Отождествление себя с животным значительно влияет на естественный язык её представителей, которые воспроизводят звуки различных животных («гав», «мур», «мяу» и др.) . Смягчённая манера говорить усиливается такими звуками в соответствии с фурсоной. Фурри-кошачьи говорят о себе мя , мяу , мяф вместо местоимения «я». Также они трансформируют другие слова («не понимаю» → «не понимяу», «двумя» → «двумяу», «Мурманск» → «Мурр-манск» или «Москва» → «Мяусква»). Фурри-собаки адаптируют слова иначе, с применением звуков «гав», «гам», фурри-волки — с применением звука воя . Т. Г. Никитина приводит следующий сборный пример фурри-лексики (формы обращения, приветствия и оценочная лексика): «Хрю-хрю, как дела? Пуфысто! Мяфф! Муррно! МЯФФФНО! Прям мррррлыкать хочецо. Фырк, Аня, ты либо фуррь, либо не фуррь! Главное — ФФОСТ!» .

Слово хуман используется как замена слову «человек» , в том числе в качестве противопоставления фуррей хуманам (всему остальному человечеству). Эротика фуррей носит название фурротика .

Йифф

Слегка цензурированный yiff-арт лесбийской (наиболее редкой) н

Возврат к природе, постулируемый идеологией фурри, подразумевает также снятие табу с темы секса, который на сленге называется «йифф» (как считается, в подражание звукам спаривающихся животных). Поэтому секс становится закономерным компонентом субкультуры фурри . «Йиффливые» работы изображают личные фурсоны в эротических ситуациях. Они публикуются на сайтах DeviantArt, FurAffinity и FurNatoin. Наличие такого творчества наряду с личными фурсьютами ославило субкультуру как помешанных на сексе извращенцев. Как и в случае жанра слэш, отношение к подобному творчеству индивидуально и нечасто может распространяться на группу в целом . Большая часть фуррей собирает и эротический, и неэротический арт . Секс и фурри-порнография является лишь одним из аспектов их образа жизни .

Йифф-арт изображает зооморфных персонажей с человеческими гениталиями; они также участвуют в обычных половых актах. По мнению фуррей, именно человеческие, а не анатомически правильные гениталии животных, изображаются потому, что это помогает зрителям поставить себя на место нарисованных персонажей . Для непосвящённого йифф-арт выглядит как низкокачественная продукция для массового потребителя (хотя есть и мастерски выполненные работы) .

Принадлежность к фурри влияет и на сексуальное поведение: некоторые фурри используют фурсьюты или грим в своих занятиях сексом, подражают звукам, которые издают при спаривании соответствующие биовиды .

Большинство сексологов Северной Америки хочет знать, действительно ли у фурри проявляется подлинная парафилия или это лишь преувеличение СМИ . Представители российской школы Бухановского рассматривают фурри как частный случай болезни зависимого поведения, а именно расстройство сексуального предпочтения. По их данным, развитие ситуации происходит следующим образом: вначале человек рассматривает изображения людей с деталями животных (фурри-персонажей), затем появляется потребность мастурбировать именно на такие образы, формируется зависимость, исчезает нормативная сексуальность и человек дезадаптируется .

Конвенты

Субкультура фурри имеет ряд собственных специализированных конвентов, крупнейшим из которых является Anthrocon (с 1997 года), ежегодно проходящий в Питтсбурге, штат Пенсильвания (США). Есть также Confurence . В Канаде крупнейший конвент Furnal Equinox в 2015 году посетило 910 участников .

В пространстве конвентов отсутствуют публичные занятия сексом в фурсьютах; могут присутствовать маленькие дети участников. Фурсьюты также встречаются не у каждого участника; многие носят частичные костюмы (например, уши и хвост), а персонал, обсуживающий место проведения конвента, одет в обычную одежду. Центральное помещение занято «Логовом дилеров», где продаются чучела животных, фурсьютная атрибутика (уши, лапы, звериные ошейники и хвосты с имитацией естественного движения), футболки с надписями (например, fur fag), а также реалистичное оружие и ювелирные изделия. Там же расположены стенды разных художников и демонстрируются их портфолио. В рамках конвента проходит парад фурсьютов, участники которого обожают сниматься на фото и видео. В одном из залов конвента фурри играют в различные видеоигры. Конвенты открыты для не-фуррей, в то время как сами фурри заняты знакомствами и развлечениями .

Фурри и общество

Образ фурри в обществе известен по Vanity Fair (2001) и серии CSI «Fur and Loathing» (2003) , а также, более доброжелательно, отображён в книге Caudron (2006). Программа HBO в эпизоде «Entourage» (2007) содержала сексуальный сюжет о фуррях. СМИ создают фуррям репутацию людей с психологическими проблемами .

Субкультура Фурри у неподготовленного человека может вызвать неоднозначную улыбку. Все потому, что поклонники фурри интересуются… не то животными, не то людьми. Это и есть фурри – животные, которые передвигаются и одеваются как люди. Такие образы используются в литературном творчестве, анимации, изобразительном искусстве. Поклонник фурри стремится всячески воплотить себя в выбранном образе. Название субкультуры произошло от английского «furry» или «furries» - пушистые.


Итак, субкультура фурри появилась в восьмидесятых, в США. Там она разрослась до внушительных размеров – около ста тысяч человек. У нас в стране поклонников фурри не больше четырех тысяч. Но, согласно исследованиям, российские почитатели фурри более ценят внутреннее духовное сопоставление себя с животным.


Антропоморфные животные, которые разговаривают и носят одежду, часто встречаются в анимационных фильмах. Старые добрые «Мишки Гамми» и «Чип и Дейл» тоже можно отнести к культуре фурри.


Любители фурри чаще всего рисуют. При этом используются самые разные представители фауны, но большинство склонно отождествлять себя с хищниками: волками, лисами, львами. Существует немало работ на тему фурри, выполненных художниками-профессионалами. Поклонники субкультуры, которые не рисуют, отождествляют себя с животным с помощью поведения, повадок. Обычно они ведут активное общение на соответствующих сайтах, форумах, в чатах. Они ведут переписку от лица, придуманного ими персонажа. Нередко из этого выходят целые художественные произведения с сюжетом, диалогами, конфликтами.

Ярые фанаты субкультуры стараются и в повседневной жизни походить на любимый образ. Это проявляется в прическе, цвете волос. Фурри рисуют себе на лице звериные мордочки, носят накладные ушки и хвосты.


Зачастую фурри своими руками изготавливают костюмы. Образ должен был тщательно продуман! Поклонники субкультуры в костюмах проводят время с друзьями, гуляют, играют в подвижные игры. Их также можно встретить на детских праздниках в качестве аниматоров. Фурри устраивают для себя встречи: собираются в условленном месте, знакомятся. На слетах фурри могут проводится конкурсы на самый впечатляющий костюм, рисунок или песню. Да, фурри поют! Это целое направление в музыке. Песни, так или иначе, посвящены животным.

Сами фурри по-разному объясняют свое увлечение. Одни эмоционально рассказывают о любви к природе и животным. Им намного комфортнее проводить время в лесу или парке, нежели в окружении людей. Другие относятся к фурри как к увлекательной игре, развлечению. Третьим нравится проявлять свои творческие способности в рисовании и музыке.

А вот люди, далекие от субкультуры, скорее всего, примут фурри за защитников животных или представителей рекламной акции.

Городские сумасшедшие или незаурядные фантазеры? Фурри – это чаще всего дети и подростки, которым необходимо самовыражение. И субкультура «пушистиков» неплохо подходит для этого!

Фурри , иначе фёрри (от англ. furry - пушистый, покрытый мехом ) - это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним.

Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане.

Человеческими качествами наделяются, в основном, хищные млекопитающие - львы, гепарды, лисы, волки, а также грызуны. Но встречаются и домашние - кошки и собаки. Эти звери покрыты мехом, поэтому в англоязычной части субкультуры их прозвали «пушистиками» или «пушистыми» (furries). Это слово привилось и определило название субкультуры.

Субкультура furry тесно связана с сообществами поклонников диснеевской и продиснеевской анимации: «Король лев», «Чип и Дейл», «Мишки Гамми», «Секрет крыс». Именно в диснеевской анимации антропоморфное животное оживает полнокровно, приобретая те или иные черты человека, становясь добрым или злым, трусливым или храбрым.

Примеры антропоморфных животных в анимации: Робин Гуд из одноимённого мультфильма имеет внешность лиса с чертами человеческой анатомии и разумное поведение; Симба из мультфильма «Король лев» - лев со стилизованной внешностью и человеческой речью; поведение Тода - лиса из мультфильма «Лис и охотничий пёс» - обуславливается рядом человеческих качеств, о наличии которых у животных можно только предполагать.
Предпосылки
Антропоморфные животные типичны для творчества разных эпох: от античных мифов и легенд до современной анимации. В XX веке основным популяризатором антропоморфного искусства были комиксы и анимация, которые и сформировали из поклонников того или иного творения определённые сообщества. Благодаря развитию информационных технологий, главным образом Интернета, стихийно было найдено общее основание, которое объединило разрозненные группы поклонников антропоморфной анимации уже не по симпатии к тому или иному произведению, а по предпочтению антропоморфности как таковой. Так в начале 1990-х годов в США появилось понятие furry , которое выделило поклонников антропоморфности животных в единое furry -сообщество. С появлением понятия furry анимация перестала быть основным объединяющим фактором, так как деятели сообщества начали сами производить фурри-арт (как правило, некоммерческие рисунки с furry-тематикой).

В настоящее время furry представляет собой метажанр, основанный на идее вымышленных существ, а не на манере изложения. Любой продукт творчества, выраженный на любом носителе, может иметь пересечения с фурри-жанром в том случае, если содержит фэнтезийных животных персонажей.

Предыстория furry подробно освещается в статье Алекса Хатчетта «Фурри» в её разделе «Два пути».

Из-за немногочисленности представителей субкультуры и неравномерного распределения по планете основным способом общения является Интернет. Русскоязычные почитатели фурри-арта встречаются на каналах IRC сети Rusnet #furry и #yiff.
Субкультура
Понятие субкультуры furry объединяет: Поклонников анимационных фильмов или рассказов с участием антропоморфных животных. Например: мультфильм «Король лев» или цикл романов «Рэдволл» писателя Брайана Джейкса.
Художников , предпочитающих рисовать антропоморфных животных, то есть производителей фурри-арта .
Фуррей , т. е. всех, кто отождествляет себя с антропоморфными животными.

Данное деление введено для описательных целей и представляет собой типичные качества, которыми в той или иной степени может обладать представитель субкультуры furry . Например, он может рисовать антропоморфных волков, воплощать в себе антропоморфного волка и любить рисунки (или мультфильмы), изображающие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к субкультуре furry .

Поклонники мультфильмов часто рисуют полюбившихся персонажей (фан-арт) или пишут рассказы на основе полюбившихся сюжетов (фанфики). (Термины «фан-арт» и «фанфик» используются применительно к творчеству поклонников не только в субкультуре furry .)

Многие из драконов впервые осознали свою драконность , сначала познакомившись с furry . Драконы соотносятся с furry как сказочные антропоморфные существа, то есть обладающие человеческими качествами и нечеловеческой формой (независимо от того, покрыты ли они мехом или нет). Тем не менее, однозначного мнения о единстве феноменов furry и драконности нет - зачастую драконность выделяют в отдельный класс явлений и дистанцируют от furry на основании субъективного представления о разнице моральных, мировоззренческих, поведенческих и других качеств фуррей и драконов. На данном этапе развития движений furry и драконов вопрос о драконности как подмножестве furry следует считать нерешённым.

Представители субкультуры furry активно используют словотворчество для обозначения различных смысловых оттенков. Например, от слова фурри (несклоняемое) образовалось слово фуррь , которое склоняется и в разных контекстах может принимать различное значение. Фуррь - изображённое или описанное антропоморфное животное.
Фуррями (фурриками, фёрами или просто пушистыми) также могут называть друг друга представители субкультуры, которые, помимо общего интереса к антропоморфным животным, уподобляются им.
Фурри (мн.ч.) – собирательное название всех представителей субкультуры furry , вне зависимости от того, отождествляют ли он себя с антропоморфами или нет.

Примечательно, что иногда в речи фурря личное местоимение я заменяется местоимением мя (мяу ), а вместо ты , в свою очередь, употребляется тя . Примеры:
Самоидентификация

Особенностью субкультуры furry является самоотождествление части её представителей с антропоморфными животными, которое проявляется как стремление походить на животное внешне и поведенчески и, возможно, в виде предпочтения рисовать определённый вид (виды) животных. Таким образом, сознание фурря может формировать определённый идеал внешности, поведения и мирооценки, воплощённый в образе антропоморфных существ.

Каждый идентифицирующийся видит образ животного по-своему и может эстетизировать черты животного в зависимости от собственного восприятия. Представления о furry-идеале и критерии его определения непостоянны и могут меняться со временем. Практический аспект furry-идентификации отсутствует, порой весь смысл деятельности заключается в самом процессе достижения желаемого. При наличии навыков не исключено воплощение своего видения furry-идеала в персонажах произведений литературы, изобразительного искусства, а также в музыке.

Любой причисляющий себя к субкультуре быстро получает известность в сообществе.

Число идентифицирующих себя с фуррями в России и на Украине исчисляется сотнями человек.
Представление о себе

Примечание: Для краткости изложения, далее под фуррем будет подразумеваться человек, идентифицирующий себя с антропоморфным животным.

У фуррей, в зависимости от степени увлечённости, могут проявляться вторичные особенности - открытость, искренность, дружелюбие, радушие и положительный интерес к себе подобным. Интересно, что эти особенности часто трактуются некоторыми фуррями как уникальные отличия их от обывателей и как качества, присущие всему сообществу в целом. Однако, это не согласуется с действительностью - как и в любой сколь-нибудь обширной общности людей, некоторые фурри могут ставить себя в стороне от сообщества, быть закрытыми, недружелюбными и агрессивными, но при этом не меньше других фуррей любить антропоморфных животных, рисовать их и идентифицироваться с ними.

Для той части фуррей , которая сохраняет связь с сообществом, характерно формирование особого фуррёвого стиля жизни, который, опять же, характеризуется наиболее доверительными и тёплыми отношениями к себе подобным, участием в совместных мероприятиях, встречах, походах. В России начиная с 2001 года ежегодно проводятся встречи русскоговорящих фуррей (так называемые «конфурренции» или «русфурренции»). Американские и европейские furry -сообщества проводят благотворительные выставки фурри-арта и так называемых фурсьютов (костюмов животных).

Попытки найти общие черты, характерные для фуррей , нередко исходят из культурных представлений о животном; акцентируются независимость, свобода от стереотипов, мизантропия. Последние, действительно, имеют место, но в то же время не определяют особенности фуррей , однозначно отделяющих их от представителей других субкультур. Также нельзя утверждать, что для всех фуррей характерен атеизм или вегетарианство. Таким образом, чётко определённого набора характеристик, которыми может (должен) обладать фуррь, не выявлено.

Нередко у фуррей интерес к животным с поведением людей смещается на людей с повадками животных . (См. также йифф , териантропия .)
Смотрите также

Антропоморфизм
Фурри-арт
Фурри-конвент
Териантропия
Драконность
Мультяшка
Йифф

Фурри (от англ. Furry - покрытый мехом) — это одновременно субкультура людей, объединенных жизнью в стиле фурри, а также фэндом, включающий в себя поклонников творческих произведений с участием антропоморфных животных.

Вся повседневность фурри строится вокруг фурри-арта, литературы (фанфиков) и крафта собственных костюмов. Можно также встретить термин териантроп — это человек, отождествляющий себя с некоторым животным, привносящий в свою повседневную жизнь элементы его характера и внешнего вида (атрибуты).

Как появились фурри?

Не будем копать глубоко в историю, отметим только что всему виной послужило возникновение человекоподобных животных в мультсериалах. Возникновение самого движения исследователи обычно относят к началу 1980-х, когда в различных фэнтази-сообществах и малотиражных изданиях комиксов появляется термин «фурри-фэндом» (англ. furry fandom). С развитием же Интернета в 1990-х годах формируются сайты, объединяющие представителей данной субкультуры (например, Furnation, FurryMUCK). С этого же момента начинаются фурри-конвенты Anthrocon и Further Confusion (с 1996 г.), Midwest Fur Fest (2000 г.), Further Confusion (2002 г.).

В России субкультура фурри начинает активно распространяться в 2000-х годах, основой объединения также являются интернет-сообщества (например, FurNation.ru , www.yiff.ru, Wikifur , группы в социальных сетях и т. д.). Основной тематикой данных сайтов является фурри-арт.

Внешний вид фурри

Большинство фурри никак не выделяются из толпы. Но есть представители, которые и внешне стараются быть похожими на животных, для этого они используют четыре основных способа выглядеть иначе:

  • прическа (если обесцветить кончики волос, в образе появляется что-то лисье);
  • грим: выделяют основные детали (например, рисуют нос) или делают полную раскраску;
  • дополнительные детали одежды: хвост, уши и лапы. Хвост вешается, как правило, на ремень. Для особо желающих реализма - любое клеящее крепление (скотч) и дырка в штанах.
  • фурсьют (полный костюм).

Мировоззрение

Некоторые из фурри убеждены, что человек и животное — суть неделимого природного духа. Многому нам следует научится от животных, и никогда не разрывать той священной цепочки соединяющей нас в единое разумное живое состояние на планете Земля. Как отмечает исследователь О. С. Лисицына, путь к совершенству, с точки зрения фурри, заключается в соединении лучших качеств человека и зверя на уровне тела и души. На этой основе участники фэндома строят все свое мировоззрение и стремятся воплотить это совершенство в себе. Творчество является для фурри способом удовлетворения их духовного поиска, выражаясь в рисунках, рассказах, песнях, стихах и т. д.

В фольклоре фурри распространена традиция снов, где они полностью ощущают себя зверями, обитают в животной среде, бегут низко прижавшись к траве, плывут под толщей бирюзовой океанской воды, роют землю, летят широко расправил крылья над неизведанными просторами планеты… Такие сны для них явный признак присутствия в нас животного духа. Каждый человек похож на своего Зверя-близнеца, и об этом фурри могут рассказать многое.

Фурсона и ролевые игры

Распространенной социальной практикой в данном сообществе является создание фурсоны (англ. fursona от persona - маска) - антропоморфного образа животного или аватара. Более 95 % представителей имеют антропоморфный аватар или свой образ. Для многих фурри фурсоны имеют личностную значимость, представляя собой осмысленную репрезентацию идеального себя. Фурри могут изобразить свою фурсону самостоятельно, либо заказать изображение у фурри-художника, такие заказы иногда называют коммишэнами (от англ. commission - давать заказ).

Фурри используют фурсоны в качестве персонажей для участия в сессиях ролевой игры по Интернету, многопользовательских текстовых компьютерных играх, веб-форумах и при переписке. Самый старый мульти-пользовательский мир, это «FurryMUCK» (хотя ему предшествовала BBS под названием The Beastie Board, в которой дискуссии часто переходили в ролевую игру). Другая популярная групповая фурри-игра - «Furcadia».

Мнение социологов

Субкультура фурри распространена преимущественно в молодежной среде, она часто может выступать формой социальной адаптации, при нарушенном процессе социализации, результатом чего является попытка социализироваться в закрытых сообществах, чувство собственной исключительности, уход от реальности, подменяемой новыми социальными практиками.

По мнению исследователей, участие в субкультуре также может быть модификацией тотемизма, олицетворения себя с образом животного с целью заимствования определенного набора психологических, социальных или физических качеств. Для большинства же молодых людей это, скорее, возможность воплощения своего творческого потенциала в рисунках, рассказах, моделировании костюмов и макияжа и музыки.

Исследователями отмечается, что фурри-персонажи представлены в основном хищными млекопитающими (примерно 52% кошачьих (в российской аниме культуре их называют нэко ), 39% псовых и 9% прочих хищников). Встречаются также копытные и другие млекопитающие, птицы; относительно редко появляются пресмыкающиеся и земноводные. Кошачьи персонажи представлены львами, реже тиграми, гепардами, леопардами, ягуарами, пантерами, котами и рысями. Собачьи персонажи - это преимущественно лисы и волки.

Социолог А. А. Чубур высказывает мнение, что преобладание хищников в фурри-арте, вероятно, связано с подсознательным поиском воображаемого покровителя у древних народов (тотемизм) вплоть до самоидентификации с ним - попытка стать могущественнее через создаваемый на бумаге или в мыслях образ. Механизм рождения образов зооантропоморфов у современного представителя субкультуры мало отличается от механизма рождения образов в мозгу палеолитического художника (Чубур, 2007).

А. А. Чубур делает предположение, что в основе субкультуры фурри лежит архетипическое мышление. Всплеск интереса к зооантропоморфам он рассматривает как защитную реакцию обращения к мифологическому мышлению, для преодоления современных социальных проблем (рост отчужденности, кризис морали, религии, экологии и т. п.) (Чубур, 2009).

Alex Hatchett - "Furry"

Фэндом.

ФЭНДОМ

В 1980м году, на Второй Всемирной Конференции по Научной Фантастике в Бостоне, некто Стив Галлачи выложил на конкурс изобразительного искусства свою работу, "Эрма Фелна".

Знаете, здесь я бы сделал паузу. Просто встал, сходил бы покурить на балкон, и подумал - сколько фурревых произведений есть на свете, и одна картинка, один персонаж, стали тем катализатором, который был нужен фанатам. И Эрма Фелна из Группы Защиты Земли, девушка-кошка с автоматом в руках, героиня того, что станет известно как одно из наиболее жестоких, кровавых и бескомпромиссных фурри-произведений, "Albedo", послужила началом "фурри" как субкультуры.

Это были славные времена.

Тогда любители антропоморфных животных не имели собственной организации, а вышеупомянутый Фронт Освобождения был, пожалуй, единственной организованной группировкой, который все равно уходил корнями глубоко в комиксную подпольную индустрию. Поэтому фуррийщики en masse были просто еще одними фанатами научной фантастики, что неудивительно, учитывая, что там чаще всего возникали образы полу-зверей полу-людей, от "Зверофермы" Орвелла до "Чародея с гитарой" Фостера. В этом контексте мы можем вспомнить и всю серию "Планеты Обезьян", сеттинг которой (постапокалиптический мир без людей) используется до сих пор во многих фурревых произведениях.

А к какому жанру можно отнести "Редвол" Джаквеса и "Корабельный холм" Ричарда Адамса? Эти и многие другие работы тоже оказывали заметное влияние на аудиторию и способствовали как росту интереса к антропоморфным животным, так и осознанию, что "смешные говорящие твари" могут вполне быть использованы в серьезной литературе.

Посему появление одного антропоморфного рисунка на том конкурсе не было большой неожиданностью или чем-то сверхъестественным, однако группа фанатов обратила внимание на записи и наработки Стива по комикс-сериалу про искусственных солдат-животных, созданных для межгалактических войн. Обсуждение этой темы и прочих вариантов использования живности и привело к образованию небольшой группы фанатов, "Группы Галлачи", встречавшихся с 1980 по 85 годы на всевозможных научно-фантастических конференциях и обсуждающих новейшие антропоморфные произведения в литературе и изобразительном искусстве. А после начала публикации самого комикса Стива "Albedo" была создана и ролевая игра по его миру, вслед за которой появилась на UseNet и дискуссионная группа alt. fan. albedo, в 1990 году переименованная в alt. fan. furry, откуда в 1996 отделились "лайфстайлеры" (о них чуть позже).

"Аlbedo" не была единственной ролевой игрой, и восьмидесятые ознаменовались появлением различных ролевых систем по различным мирам, но нас интересует "Other Suns" от Fantasy Games Unlimited, в частности потому, что там впервые появляется раса скилтайров, придуманных Марком Мерлино, который потом сыграет не последнюю роль в фэндоме. Игра разрабатывалась в течении 5 лет Ниаллом (?Николаем?) Шапиро, инженером и ученым в области компьютерных технологий, с привлечением к процессу разработки и тестирования многих из тогдашней антропоморфной общины. Удалось продать около 12000 экземпляров игры, прежде чем FGU разорилось, что, впрочем, не мешает Шапиро готовить адд-оны, доступные сегодня по Интернету.

В 1984 году был издан первый номер "Rowrbrazzle", организатор которого, Марк Ширмейстер, подбил многих из образующейся тусовки присылать свои работы в новый журнал. "Rowrbrazzle", в отличие от того же "Vootie", почившего годом ранее, делал акцент больше на изначальных "смешных животных", нежели на персонажах-супергероях. Важно отметить и еще одно различие - журнал принимал работы всех желающих, а не только известных карикатуристов и комиксистов.

В 1985 году на Westencon в Сакраменто состоялась первая полуофициальная сходка любителей антропоморфной тематики из Prancing Skiltaire, группировки вышеупомянутого Марка Мерлино. Сходка удалась на славу, что привело ее организаторов к мысли о необходимости полномасштабного слета.

В следующем 1986 году там же, в Сакраменто, в рамках 39ого Westernconа, была организована "Пушистая Вечеринка", первый официальный слет любителей антропоморфной тематики. Там же о ней было официально объявлено на всем Westernconе, всюду расклеивались листовки, объявляющие о "пушистой вечеринке" ("furry party"). Именно это название закрепилось за фэндомом, превратив его в "пушистый фэндом", что дает нам возможность назвать точный год официального признания термина "furry" как жизнеспособного.

В январе 1989 года проводится "нулевая" Конфуренция в Коста Месса, штат Калифорния. В ней приняли участие около 90 человек, приехавшие со всей Северной Америки, а продажи работ с аукциона принесли около 1100 долларов.

В том же году в Сан-Франциско выходит первый выпуск журнала "Фурнография" Роберта и Бренды Даверин, и я возьму на себя смелость предположить, что именно тогда было положено начало "йиффа" как самостоятельного массового явления. Журнал продержался до 1991 года, но свое дело он сделал - были предприняты первые шаги в сторону фурревой эротики и порнографии не как протеста против устоявшихся шаблонов, а именно ради самой порнографии. Но пока на дворе конец восьмидесятых, и шквал порнухи не успел до конца захлестнуть фэндом.

И первая Кофуренция в 90м году, проведенная там же, привлекла около 145 человек, причем в программу входили награды, конкурсы, были и приглашенные звезды. На ней был распространен первый выпуск журнала YARF!, ставшим в последствии одним из самых популярных фуррийных журналов. Говорят, что сам журнал обязан своим существованием конфликту внутри порнографического журнала "FurVersion". Художница Моника Ливингстон покинула его, хлопнув дверью, из-за крайне… гмм… фривольной публикации, которая шокировала даже многих видавших виды порнографов, и организовала свой собственный проект.

В том же 90м была создана первая фанатская игровая база FurryMUCK (кстати, называвшаяся ранее DisneyMUCK), которая к 1996 году могла похвастаться более чем 2000 пользователями (сейчас их количество выросло до 3000). Система мгновенно переросла дозволенные рамки в 64 одновременных игрока, и до сих пор она держится исключительно на университетских компьютерах, так как только они могут справиться с требуемыми мощностями, и, соответственно, на студентах, которые поддерживают ее в рабочем состоянии.

К началу 2000 года в США было уже шесть постоянно проводимых ежегодных съездов фуррийщиков - ConFurence в Южной Калифонии, FurtherConfusion в Сан-Франциско, Anthrocon в Филадельфии, Mephit Fur Meet в Мемфисе, ConiFur NorthWest в Сиэтле, Midwest FurFest в Чикаго.

"Пушистость" начала распространяться и по другу сторону Атлантического океана. В 1994 состоялся первый ФурКон в Великобритании, в частном доме в городе Колчестер, графство Эссекс. На нем присутствовало всего 15 человек, в основном участники британской ветки MUCK. В это же время состоялся и аналогичный ФурКону Хаускон 4, слет "фуррийщиков по старинке", не связанных в ту пору с MUCK системами. Взаимные обвинения в перетягивании каната привели к созданию в Великобритании двух фурревых группировок, которые не общаются между собой до сих пор. В Великобритании существуют поныне три крупных слета, это UK FurCon, Yateley Housecon (проводимые 4 раза в год "на дому") и собрание неких London Furs.

В 1995 в пригородах Гамбурга состоялась первая Еврофуренция, практически аналогичная британской. Опять это был дом одного из членов фэндома, активиста de.alt.fan.furry, и опять участников было меньше 20. Вторая состоялась в Швеции, в Линкёпинге, третья опять в Германии, в Бодстетде, и на ней уже присутствовало около 60 человек, и на эти цели был арендован дом отдыха. Четвертая еврофурренция 1998 года проходила в Нидерландах, и после уже практически не проводилась за пределами Германии (исключение - 2003 год, Чехия). Уже на седьмой было около 240 человек, и количество участников с тех пор не уменьшалось. Последняя 11 Еврофурренция состоялась в Нюремберге в Германии.

У НАС

Итак, теперь о России. Изначально я планировал написать совсем маленькую заметку, так, пару абзацев, но материала накопилось на отдельную часть статьи. Поразмыслив, я решил все-таки не растекаться мыслью по древам, кроме того, во второй части там будет еще много подобной текучки, и просто выделить одну главу на рассмотрение истории отечественного фэндома в наиболее общих чертах. Здесь, кстати, могут быть неувязки, возможно, не так понятые мной события и неправильно зафиксированные факты. Если я допустил существенный промах, то скажите мне, и я исправлю. Если по мелочи, то хватит. Я итак уже до фига времени убил на эту статью.

Уфф… Начали.

Собственной фурревой базы у нас в СССР не то чтобы не было (тот же "Ну, погоди!"), просто никто не задумывался над этим, а если бы задумывался, то и ее бы, пожалуй, не стало. Не из-за цензуры, а просто из-за изрядной дикости идеи. Впрочем, как уже говорилось, антропоморфные животные образы присутствовали практически везде, а новогодние переодевания в зайчиков и лисичек можно при желании отнести к вариации фурсьюта (переодевание в животных, об этом позже). Мультики были мультиками, сериалов практически не было, персонажи не успевали собрать "фанатской базы", за исключением того же "Ну, Погоди" и "Спокойной Ночи, Малыши". Эти два брэнда успешно существуют и до сих пор, в виде все того же "Спокойной Ночи" все на том же канале, журнала "Ну, Погоди" и новых серий от "Кристмас филмз". Однако, само собой, к современной "фурри"-субкультуре все это имеет отношение весьма косвенное.

А вот прямое и непосредственное отношение к этому имеют события 1991ого года… Да нет, не путч, а то, что именно в этом году у нас впервые стали показывать "Утиные Истории" и "Чип и Дэйл спешат на помощь". Появление первых постоянно транслирующихся анимационных сериалов было, конечно, как взрыв бомбы. Это, в частности, обеспечило огромный отрыв Диснеевской анимационной продукции перед всеми остальными, который был в дальнейшем закреплен "Мишками Гамми", "Чудесами на виражах", "Черным плащом", "Гуффи" и проч.

Первое значимое сообщество любителей анимации собралось в FIDO, на ru. toon, в 1995 году, когда поколение, воспитанное на этих мультфильмах, успело слегка подрасти. Здесь будет уместно отметить, на какой почве зародилась сама тусовка. В то время доступ к Интернету у большинства населения был, в общем-то, ограничен, а домашний выход в сеть был вообще у редких единиц. Поэтому первыми оформившимися в сети фанатами были, естественно, программисты, системные администраторы, и прочие люди, кто имел более-менее постоянный доступ к ней. Отсюда, в общем-то, и сугубо фанатская направленность фэндома - он не был основан на массовом криэйтиве, и творческих личностей там было немного.

Нужно отметить, что отечественной фурревой базы в то время еще не существовало, так как не существовало и доступа к зарубежным ресурсам. Как уже говорилось, основное проникновение антропоморфных животных произошло через мультфильмы, отчего и первые прародители фурревого движения были тунстерами (любителями мультяшных персонажей, от слова "toon", сокращения от "cartoon", "мультик"). Как утверждают тунстеры, "краеугольный камень различия фурри и туна - туна нельзя убить".

Резюмируя сказанное, можно отметить, что фурри-движение в США и Европе развивалось в основном по системе второго пути, а вот в России доминировал и продолжает доминировать первый путь.

В данном контексте можно выделить четырех человек, которые так или иначе повлияли на становление движения. Это oWk, сисадмин из Нижневартовска, специализировавшийся "на зайцах" - от "Tiny Toon Adventures" до "Space Jam"; Кабби (по имени самого младшего из мишек Гамми), создатель единственного в России сайта по данным медведям и также единственного в России сайта по мультфильму "Последний Единорог", модератор и основатель ru. toon; Koyot, специалист по "Чипу и Дейлу", первый человек, предоставивший фанатам возможность бесплатного хостинга, что вызвало бум в тусовке, организатор русского CDRR проекта, участвовавшего в зарубежном "кольце" подобных сайтов; и Ukiwa - ТЛКшник, то есть фанат "The Lion King".

Эхо ru. toonа не было популярным, однако именно оно дало зарождение ru. furry. tlk и в общем-то послужила отправной точкой для создания поздних туновских объединений. Собственно, сами тунстеры разделились на фанатов по "ТЛК" и "Чип и Дейлу".

Здесь надо отметить, что "тун", пожалуй, самый непопулярный из всех жанров. Тунстеров по стране в общем менее 50ти человек. В основном это связано с отсутствием в эфире фурревых сериалов - так, например, фанаты "Ниньзя-Черепашек" ушли в геймерство, "SWATcats" и "Biker Mice from Mars" не прижились, множество туновцев влилось в более развитую анимешную диаспору.

Первое отечественное фурри-объединение было образовано в 1998 году фанатами мультфильма "Король-Лев", познакомившихся в сети как раз в период ожидания выхода второй части фильма, а после выхода начавшие общение в реале.

Здесь стоит отметить несколько особенностей российского фэндома, которые отличают его от, допустим, того же американского на аналогичном зародышевом состоянии.

Во-первых, не фурри привели многих из этих людей к Королю Льву, а наоборот, в поисках информации по ТЛК эти люди наткнулись и на прочие антропоморфные изображения, то есть четко выражен первый путь развития.

Во-вторых, большинство из основателей фэндома не имели никакого опыта в рисовании (см. выше), и посему фэндом изначально оформился в основном как собрание фанатов по интересам, а не собрание авторов по теме. Именно поэтому отечественный фэндом очень слабо представлен художниками с неплохим уровнем работ, хотя, несомненно, такие есть, как-то WindiCatOr, Rex, Sarafina и другие, которых я, может, и не знаю. Это предопределило в основном потребительский характер фэндома, хотя он начинает понемногу создавать и свою творческую базу.

UPD и исправление от Skar
"Центром сплочения была гостевая книга на сайте Горева (мифической личности, которую действительно никто не видел), который долгое время кочевал с хостинга на хостинг и в конце (в самом конце!) оформился как форум на хостинге lionking.ru и соответственно поимел домен forum.lionking.ru, где в настояшее время и проживает. Часть истории можно видеть в оригинальных текстах гостевой книги по адресу http://forum.lionking.ru/ipclub_1.html "

Так или иначе, именно активисты ТЛК создали основную часть значимых фурревых ресурсов в стране (что, впрочем, не обязательно должно означать приверженность этих ресурсов к ТЛК-тематике… в теории), и позиции прочих фурревых сообществ в нашей стране значительно слабее, нежели позиции фэндома ТЛК. Изначально в сферах интересов основной массы фуррийщиков не стояло порнографической продукции, и основной темой, занимающей тогда умы, был "Король-Лев", но вскоре йифф незаметно подкрался и в это сообщество. Тогда это казалось новым и весьма оригинальным подходом как к антропоморфной тематике, так и вообще к порнографии, и оно приобрело довольно большую популярность. Функционерами ТЛК был создан и поддерживается упомянутый выше http://www.yiff.ru, а также сайт по плюшевому фетишизму. Справедливости ради, надо отметить, что плюшефилия не встретила особого одобрения среди основной массы тлкшников, однако, их позицию в данном вопросе можно охарактеризовать как нейтральную.

Первый неофициальный "нулевой" съезд фуррийщиков, в будущем известный как "Конфурренция", произошел в 2000 году на съемной квартире уже упоминавшегося Ukiwa , где присутствовало восемь человек. Пожалуй, в отличие от подобных первых опытов британцев и немцев, наши фанаты не поскупились и пригласили дрессировщика с ручным львенком, с которым фотографировались.

Первая официальная "Конфурренция" собралась через год в арендованном на деньги фуррийщиков помещении на Арбате. На этот раз гостей было намного больше, около 30-40 человек, многие из которых приехали из других городов. Опять же это были посетители http://forum.lionking.ru/ . Участники "Конфурренции" обменивались рисунками, смотрели мультфильмы и видео-материалы, снятые на иностранных фурри-конвеншенах.

UPD от меня:
Каюсь. Насчет цен я напутал и напутал серьезно, за что приношу свои извинения. О причинах сей фигни распространяться не буду, но впредь постараюсь, чтобы такое не повторялось.
"Конфуренция 2002" в общих чертах напоминала предыдущую, только количество участников возросло до 56. Входная плата была около 450 рублей с носа и бесплатный вход для девушек.

Но в 2003 по инициативе нескольких участников фэндома (Blacklion, Ukiwa, JAR, Dimonius, MartinWolf) для проведения очередной русфурренции был снят пансионат возле Звенигорода. Стоимость проживания в течение недели - 3000 рублей, 300 рублей гостевой вход на день, что вызвало довольно резкую критику со стороны некоторых фуррийщиков, считавших подобные расценки чересчур высокими и ничем не оправданными (по сравнению с прошлыми конфурренциями), и несогласных с рядом особенностей проведения мероприятия. Организаторы отвечали в духе, что, мол, если захотите - деньги найдете. С другой стороны денег за присутствие требовали даже с некоторых специально приглашенных художников, что вызывало у них недоумение.

Тем не менее, абсолютное большинство фуррийщиков поддержало эту инициативу, и дальнейшие Конфуренции в общих чертах можно охарактеризовать как успешные. Как бы то ни было, следующие две "Конфуренции" в 2004 и 2005 году проходили там же, и некоторые участники сравнивают уровень проведения и проживания с Еврофурренциями (я не был ни там, ни там, посему не могу дать точную оценку). В 2005 году количество посетителей достигло отметки 60 человек.

Однако интересно отметить то, что в художественном конкурсе из этих 60ти в 2005ом участвовало всего лишь шесть человек, что показывает степень вовлеченности криэйтивных личностей в данном мероприятии, при том, что количество художников в аналогичных европейских сходках на порядок выше.

Кроме фуррийщиков и ТЛКшников есть еще сообщества териантропов, организовавшееся на базе alt.horror.werewolves . По их же словам, "териантропия никак не связана с субкультурой "фурри", или чем либо подобным. Главное отличие в том - что териантропом нельзя "стать" по желанию, им просто становятся от рождения… хотя осознание своей звериной личности иногда приходит и не сразу...". Териантропы не отыгрывают персонажа за маской - они верят (по крайней мере, утверждают) что они и есть сам этот персонаж, и на этой почве крайне резко и неодобрительно относятся к "отыгрышевым" фуррийщикам (есть и другие причины для неприязни, и не все они столь необоснованны). Правда, особо ничего они не производят, собственной художественной базы у них тоже фактически нет, и, насколько я понимаю, создание таковой не слишком приветствуется.

Существует также довольно большое сообщество "драконов", которые предпочитают не ассоциировать себя с "фурри", как и териантропы, однако сами "фуррийщики" предпочитают не обращать на это особого внимания, и приводят их в качестве примера именно "фурревых" проявлений. В общем-то, так оно и есть - и те, и другие устанавливают свой стандарт серединных форм, просто на разном уровне.

С 2003 года выходит в свет журнал АРФИ от Ассоциации Русскоязычного Фурри-Искусства, в основном представленный в электронном виде (так как его тираж 40 экземпляров за 2003 и 20 за 2004 год). Там выкладываются стихи, рассказы и рисунки участников фэндома. В общих чертах, там можно проследить соотношение, допустим, графики и печатных материалов в отечественной субкультуре. Это связано во многом с тем, что некоторые авторы, которые ранее специализировались на фурри, переросли этот этап и ушли дальше, и, как следствие, практически покинули фэндом. ТЛК тусовка не слишком располагает к криэйтиву, так как ставит в эталон конкретные графемы и тематику, как хорошо было сказано, "давит львиностью".

Как вариант развития "фурри" в сторону иллюстраций была также предпринята попытка расшевелить фурревую и совсем не фурревую общественность путем создания аналога "Albedo" и "Furlough" - художественной тематической галереи "Furrevolt ", или же "Фурревого Ополчения" на http://www.furrevolt.ru/ . Инициатором проекта явился ваш покорный слуга, позже к проекту активно подключился известный комиксист и иллюстратор Даниил Кузьмичев. Однако фуррийщики приняли идею собственной "рисованной армии" в большинстве своем довольно холодно, если не откровенно враждебно, рассуждая о милитаризации искусства, недостаточности пушистости и экстремизме. Кое-кто назвал ополчение "незаконным вооруженным бандформированием фуррей", допустив как минимум три (а то и все четыре) смысловых ошибки в четырех словах. Так что первыми из тех, кто принял участие в проекте, были уже устоявшиеся художники-комиксисты, никак не связанные с фурревой общественностью, а многие из них впервые слышали о такой вещи, как фурри. Тем не менее, не смотря ни на что, проект продолжает жить и процветать, являясь на сегодняшний день, по признанию самих фуррийщиков, одним из "наиболее наполненных сайтов пушистого рунета" . О нем я расскажу подробнее в отдельной статье.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Я практически ни слова не сказал о Японии. Это связано с несколькими факторами.

Во-первых, в Японии слово "фурри" не прижилось. Потому что у них еще со времен монаха Тоба и его "Звериных свитков" в этой стране существовала традиция изображать антропоморфных персонажей. Называются они "дзюдзин", из двух иероглифов "зверь" и "человек". Первый в этой связке иероглиф "кемоно" обозначает собой все направление. Если составлять список того, сколько в Японии фурревых произведений, мультфильмов и игр, а точнее, в скольких из них присутствуют фурревые персонажи, можно очень быстро и бесповоротно рехнуться. Фуррями из классиков "грешил" и Миядзаки ("Sherlock Hound"), и Такахаши, а про Тедзуку я уже упоминал - помимо "Короля-Ль-...", тьфу, то есть "Императора Джунглей", у него был еще и "Buggi, the Monster of Mighty Nature" ("Баги, Чудовище Всемогущей Природы") и "Doggy March" ("Собачий марш"). В особенности интересно первое, эдакий остров Доктора Моро с романтическим уклоном.

Отличительной особенностью японский фуррей является отсутствие единого стиля и единых канонов рисования, а также отсутствие зацикленности на "приятных" животных, например, известный художник Trump помимо пушистиков рисует антропоморфных свиней и быков, и тащится с этого. Интересно, что при всем при этом, я не слышал о сильных позициях "кемоно"-фэндома в самой Японии, по крайней мере, аналогичных западному. Впрочем, я не занимался этим вопросом.

А не занимался я им потому, что мне лень. Потому что наиболее известна и всеобще распространена именно американская модель фэндома, на которую японские фурревые работы оказывали влияние только задолго до рождения и уже позже, в 90е. На становление фурревой субкультуры повлияло скорее аниме, а не кемоно.

КРАХ И ПАДЕНИЕ

США были колыбелью фурри-движения, они же, в общем-то, стали его если не могилою, то лепрозорием.

Распространение фурревых идей привлекло в фэндом, изначально состоявший из молодых писателей и художников, своих фанатов, а те в свою очередь привнесли в него новые идеи. Практически все те нововведения, что не относятся к восприятию фурри как литературе и изобразительному искусству или в крайнем случае ролевой системы, повторяют одну и ту же схему. Они относятся к фурри не как к результату труда, а как к системе ценностей, будь то моральных, эстетических или жизненных.

Собственно, началось всё, как обычно, с ролевых игр. И "Другие Солнца", и прочие игровые системы и вариации создавали прелестную атмосферу для того, чтобы забыть о мире насущном и полностью погрузиться в вымышленную среду. Постепенно именно отыгрыш персонажей стал важной составляющей фэндома, и в этом фуррийщики мало чем отличаются от "эльфятника" толкиенистов. Это по сути своей одно и то же явление.

Но здесь есть одно большое "но!". Дело в том, что со временем самих ролевых систем, которые могли бы поддержать игру, становилось все меньше. Связано это было с приходом большой части новичков, не задействованных в первоначальной научно-фантастической общине. Не всех вообще интересовал вопрос, как именно и почему живут фуррики в их мире. Живут, и всё тут. Гораздо более интересным казалось чем именно эти фуррики занимаются в этом мире. А это означало развитие "жизненных" игр и обыгрывание жизненных ситуаций. Прибавьте к этому стремительно набирающие обороты эротическую и откровенно порнографическую тематику, и мы заметно отходим от корней "фурри". Но это еще не всё.

Как и во многих подобных субкультурах или клубах-по-увлечениям, появляются люди, которые не хотят терять своего персонажа даже после того, как они выключили компьютер/закрыли рулбук. Они хотят отыгрывать его и дальше, по жизни (в основном, конечно, в присутствии других людей, которые могут понять, кого именно отыгрывает этот человек, и оценить это, а не сдать его на поруки психиатрам). Эти люди, считавшие необходимым отыгрывать своего зверя не только в ролевых играх, но и в межличностном общении между членами тусовки, а также в жизни, стали называться "lifestylers".

Всё бы ничего, и лайфстайлеры не мешали бы никому, если бы только не одно вышеупомянутое "но". Йифф. То есть фурревая порнография (о ней позже). Порнуха тараном разбила всё то, чего успели построить за 80е, в частности, с помощью той же порнухи. Вполне себе нормальные авторы/фантасты/комиксисты вдруг обнаружили, что они порой находятся в окружении людей, которые мяукают, странно одеваются, поглаживают друг друга и проповедуют нестандартные сексуальные отношения с лицами своего пола, животными и неживыми предметами. Нет, конечно, далеко не все были такими вот типами, но и парочки было достаточно, чтобы народ вдруг понял - в их песочницу пришли несколько не за тем, чтобы строить миры и насаждать в них забавных персонажей. Те, кто пришел в движение в поисках чистого криэйтива, внезапно столкнулся с навязываемыми ему не только нормами поведения, но еще и половыми отклонениями. Это, конечно, не могло долго оставаться без внимания.

Всё это безобразие привело к созданию внутри фурревой тусовки двух лагерей, ярче всего представленных группировками "погорельцев" ("The Burnt Furs") и "отморозков" ("The Frozen Furs"). Первые ратовали за жесткую регламентацию порнографической продукции в рамках фэндома, за регламентацию проявлений сексуальных пристрастий и извращений вживую в рамках фэндома; к ним, в частности, присоединились и некие "Христианские Фурри". "Погорельцы" обвиняли своих оппонентов в том, что те являются сексуально неудовлетворенными личностями с комплексом неполноценности и вообще извращенцами.

Вторые настаивали на том, что подобная цензура ущемляет свободу участников фэндома, и указывали на то, что "погорельцы" сами дураки, и что "лайфстайлеры" представляют собой минимальную угрозу для имиджа фурри. И, судя по обсуждениям в сети, длившихся почти 5 лет, и получивших название "Флэймовые войны", "погорельцев" просто задавили числом. К 2000ому году "Погорельцы" сложили оружие, многие из которых просто ушли из фэндома.

Но угроза все-таки была и есть. Тенденция отхода от самого термина "фурри" стала практически всеобщей среди американских художников, не принадлежащих фэндому. Многие отказываются называть свою продукцию "фурревой", предпочитая старый термин "антропоморфизм" или, возвращаясь в лохматые 60е-70е, "смешные зверята". Связано это с тем, что фэндом получил самую нелестную характеристику в прессе, в общественном мнении, и даже дурную славу среди комиксных и научно-фантастических кругов. Многим художникам и творческим людям просто неприятно находиться в одном ряду с теми, кто официально гордо высказывает свои явно патологические сексуальные наклонности. Этим, кстати, можно объяснить поражение "погорельцев" - все те, кто мог их поддержать, ушли из фэндома задолго до них.

Недавно в общественный доступ был выложен российский сайт по плюшефилии. Запалили его, в общем-то. Плюшевый фетишизм никогда не был новым веянием, однако увидеть его представительство у нас было для меня несколько странным. Однако все мои знакомые, не обладающие принятой в отечественном фуррево-тлкшном кругу снисходительностью, развлекались как могли - не каждый день натыкаешься на такое. Самой лучшей рецензией на представленный там материал было "феерически унылое зрелище".

Реакция нашей "пушистой" общественности была, мягко говоря, странновата. Все, конечно, осудили представленный материал, но было предложено его просто игнорировать. То есть нет его, и всё тут.

Проблема в том, что это лежит в сети. На частном сайте, с паролем, но ведь кто-то ж взломал его. И теперь фотографии садомазохистски связанных игрушек и плюшевых зайцев с дырками в соответствующих местах и со следами, кхм, совокупления лежат практически в свободном доступе. Вместе с высказываниями об особом статусе и менталитете свободомыслящих ненасильственных высокоморальных фуррей.

Проблема в том, что отечественный фэндом представлен от силы десятком художников, уровень которых пока оставляет желать лучшего, а некоторые открыто говорят, что не хотят его повышать, ибо рисуют для себя. Это их право, согласен. И вот наряду с несуществующей арт-базой под грифом фурри появляются и такие изображения.

И проблема в том, что некому встать и отмежеваться от таких проявлений. Некому. Потому что, как выясняется, все отлично знают, кто изображен на тех фотографиях. А тусовка-то небольшая….

Я не собираюсь спускать собак на этих людей за то, что они делают в свое свободное время. Это меня не касается, это действительно их личное дело. Но если бы это и дальше находилось под грифом "личное дело" и хранилось в личных фотоархивах на винтах, без доступа в сеть в любом виде, чтобы не создавать подобные "клубы по интересам", никому из фэндома не пришлось бы краснеть за них.

Хорошо еще, что никто не додумался пустить эту "сенсацию" в люди, ограничиваясь вместо этого масштабами фэндома. Потому что иначе ни ТЛК, ни тем, кто подписываются словом "фуррийщик", не удастся потом отмыться от титула извращенцев.