Концертный зал рам имени гнесиных. Преподаватели РАМ им

30 мая 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Она прожила 93 года.

В это сложно поверить, но 72 из них она возглавляла самое престижное в России музыкальное учебное заведение - знаменитую Гнесинку.

Из семьи обычного раввина

Об этом мало кто помнит, но история Гнесинки началась в Ростове-на-Дону в семье местного раввина. Отец знаменитых сестер Гнесиных Фабиан Осипович Гнесин был человек образованный. Родившись в одном из местечек Минской губернии, пешком отправился в Вильно учиться. Не чужда прекрасному была и мать, Белла Исаевна Флетзингер-Гнесина: она в свое время тоже получила образование, закончила курс у известного польского композитора Станислава Монюшко и, говорят, еще и прекрасно пела.

Однако семейная жизнь не дала Белле Исаевне сделать музыкальную карьеру. После замужества она родила двенадцать детей. Выжило пять девочек и четверо мальчиков. Применение своему музыкальному дару Белла Исаевна нашла дома - в их семье часто звучала музыка, дети с малых лет были приучены к фортепиано.

«Семья Гнесиных, конечно, поразительная, потому что только два старших брата не были музыкантами, не имели к музыке никакого отношения.

А дальше подряд родились пять сестер, и все они не только стали профессиональными музыкантами, но и всю жизнь посвятили одному и тому же делу - созданию музыкальных учебных заведений. И каждая из сестер вот сколько лет прожила, столько и проработала в этих учебных заведениях, с самого основания училища Гнесиных в 1895 году»,

Рассказывает Владимир Тропп, директор музея-квартиры Елены Гнесиной.

Но началось все с домашнего обучения. Белла Исаевна занималась музыкальным воспитанием детей, им наняли педагогов. Вскоре, правда, родители решили, что этого недостаточно. И старшую дочь, 14-летнюю Евгению, отправили совершенно одну в Москву учиться в консерватории. Следом за ней уехала и Елена. Несмотря на жесткую квоту на поступление евреев, существовавшую в то время во всех учебных заведениях, обеих сестер взяли в консерваторию.

Девочки быстро привлекли внимание педагогов прекрасными манерами и незаурядным талантом. Сначала Евгению приметил Василий Ильич Сафонов, который вскоре возглавил консерваторию, и взял в свой класс. Потом Елена оказалась под присмотром талантливого композитора и пианиста Ферруччо Бузони. Тот был в таком восторге от молодой пианистки, что позвал ее с собой за границу для совместных выступлений.

«Но я тогда была слишком юна для столь решительного шага»,

Напишет позже Елена Гнесина. Постепенно к старшим сестрам присоединились и младшие: одна за другой в Москву приехали Мария и Елизавета. Девочки оказались в самом сердце московской музыкальной жизни. Им преподавали лучшие педагоги в стране, их сокурсниками были Скрябин и Рахманинов, в консерваторию нередко захаживал Петр Ильич Чайковский.

В 1891 году отец Гнесиных, Фабиан Осипович, внезапно скончался. У семьи больше не было средств, чтобы оплачивать обучение сестер в консерватории. Девочки были в отчаянии, горевали по отцу, готовились покинуть любимую школу, чтобы быть рядом с матерью. На помощь пришли преподаватели талантливых учениц.

Именно они нашли Елене место учительницы музыки в гимназии Арсеньевых, навсегда определив ее судьбу. Елена окончила консерваторию с серебряной медалью, начала концертировать, но душа ее тянулась к ученикам. Ей удалось увлечь своей идеей старшую сестру, и юные пианистки задумали невероятное - создать музыкальное училище. На тот момент учиться музыке профессионально можно было только в консерватории. Существовало немало частных школ и курсов, но все они жили недолго, а уровень преподавания был невысок. У Гнесиных появилась мечта, казавшаяся на первый взгляд неосуществимой. Но вокруг были коллеги, которые верили в сестер.

«Смело беритесь за дело и открывайте школу! Вначале у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем 100!»,

Подбадривал девушек профессор Кашкин, друг Чайковского. Преподаватели консерватории поддерживали Гнесиных не только словом. Они помогли получить официальное разрешение на открытие учебного заведения.

Девочки не спешили. Сначала открыли музыкальную школу в доме в Гагаринском переулке, где и жили все вместе. Занимались за одним роялем - на покупку еще одного денег не было. Все организаторские функции взяла на себя Елена, у которой обнаружилась необычайная деловая хватка и сила воли. Уже к середине февраля 1895 года, когда средняя сестра Мария окончила консерваторию и смогла присоединиться к предприимчивым родственницам, девушки открыли «Училище сестер Е. и М. Гнесиных» («Е» здесь - и Елена, и Евгения).

Дом и Дело

Для дочерей ростовского раввина училище стало не только делом, но и возможностью создать свой уютный мир. Мир, в котором музыка и тепло семейного очага оказались неразрывны. Такой мягкой, уютной, домашней была атмосфера учебных заведений Гнесиных долгие годы.

Вспоминает Маргарита Эдуардовна Риттих, долгие годы преподававшая в Гнесинке:

«Все, что я там увидела, никак не соответствовало моему представлению о прославленном учебном заведении. Конечно, здесь имел значение момент сравнительный. За годы ученья я уже привыкла к прекрасному, комфортабельному, предназначенному специально для учебных целей зданию консерватории. Здесь же все было иным.

Небольшой одноэтажный деревянный домик. Сени с шаткими ступеньками деревянной лесенки. Малюсенький вестибюльчик-передняя, в котором всегда толпилось много молодежи. Небольшая «раздевальня» с одной-единственной гардеробщицей средних лет, сухонькой, черноволосой женщиной, тетей Линой, которая вплоть до 1963 года оставалась на своем месте.

Ее особая уважительность, внимание и приветливость ко всем были таковы, что казалось, будто она встречала и провожала своих дорогих гостей, добрых друзей. Удивительно было и то, что возле гардероба, рядом с зеркалом, были… щетки для одежды. Щетки! Как дома! (в консерватории этого не было)

Вообще, уже здесь, в этой передней, сразу же возникало ощущение домашности и уюта, веяло чем-то теплым, родным и милым, в то время как в консерватории все было красиво, богато, даже по-дворцовому парадно, торжественно и официально».

Поначалу Гнесины не могли позволить себе приглашать наемных педагогов. Преподавали сами, все трое были пианистками, поэтому до 1901 года, пока их сестра Елизавета не окончила консерваторию, в училище не было других инструментов, кроме фортепиано. С приходом Елизаветы здесь зазвучала скрипка. Она создала классы оркестра и ансамбля и полвека возглавляла струнные подразделения училища и обеих музыкальных школ, открытых Гнесиными впоследствии. Уже через пять лет пророчество профессора Кашкина сбылось: число учеников достигло шестидесяти. Одной из первых выпускниц стала их младшая сестра Ольга.

Сестры перестали справляться с таким количеством учащихся. В училище потянулись не только юные музыканты: приходили сюда и взрослые студенты, которые готовились поступать в консерваторию. У Гнесиных они получали все, что им было нужно, - не только классы фортепиано и скрипки, но и полную теоретическую базу музыкального образования, чего не было ни в одной другой музыкальной школе Москвы. Училище так разрослось, что в маленьком домике сестер Гнесиных разместиться уже не получалось.

Пришлось искать новое помещение. Сняли деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, где и прожили более полувека. По утрам здесь проходили занятия, по вечерам собирались за чаем, приходили друзья, поэты Серебряного века читали стихи, ученые спорили, философы размышляли, много говорили о тревожной ситуации в стране. Ольга писала картины.

В домике на Собачьей площадке бывали Ключевский, академик Виноградов, Гончаров, Модест Ильич Чайковский. Больше всего гости любили 15 февраля, когда Гнесины отмечали день рождения своего учебного заведения - устраивали концерты, веселые карнавалы, танцы. Академические концерты, на которых выступали ученики Гнесинки, приходили слушать давние друзья сестер Гнесиных - Рахманинов и Скрябин, Станиславский и Книппер-Чехова.

Елена Фабиановна была душой компании: она решала все организационные вопросы, заводила новые знакомства. На одном из концертов она познакомилась с Луначарским, который частенько скрывался от полиции в доме ее друга Гончарова. Это знакомство впоследствии обеспечит сестрам Гнесиным безоблачное существование уже при советской власти, когда Луначарский возьмется за формирование советской культуры. В 1919 году он даст училищу статус Государственной музыкальной школы.

За год до этого Гнесиных постигла болезненная утрата - умерла Мария Фабиановна. На подмогу к сестрам приехал их брат, композитор Михаил Гнесин. Судьбы сестер и Михаила сложились совершенно по-разному. Девушки довольно рано крестились и, в общем, отошли от своих корней, погрузившись в мировое музыкальное наследие и сделав делом своей жизни московскую музыкальную школу. Видимо, поэтому о них мы знаем так много, а Михаил Фабианович оказался почти забыт.

Еврейский Глинка

Между тем талантливый ученик Римского-Корсакова (в московскую консерваторию Михаила не приняли, и он поступил в Петербург) стал удивительным композитором, сочетавшим впитанные в юности еврейские традиции с основами мировой классической музыки. Гнесин в детстве был очень близок с дедом, отцом матери, которого звали Иешаягу Флетзингер. Был он народным музыкантом, рассказывал остроумные байки, научил внука слышать «душу народа».

Маленький Миша дружил и с кантором местной синагоги Элиэзером Геровичем. Тот был частым гостем в доме Гнесиных, исполнял у них гимны собственного сочинения, учил мальчика музыкальным азам.

Окончив консерваторию в Петербурге, Михаил тоже подался в преподаватели - вел музыкальные кружки, организовал в Ростове-на-Дону музыкальную школу, Донскую консерваторию, общество «Музыкальная библиотека им. Н. А. Римского-Корсакова».

Пока его сестры все ближе сходились с московской интеллигенцией, Михаил отправился в Палестину, где знакомился с разными общинами, слушал, записывал. Там впервые узнал музыкальный фольклор своего народа, влюбился в эти древние напевы.

«Еврейская музыка существует. Это замечательная музыка, и она ждет своего Глинку»,

Когда-то говорил ему Римский-Корсаков.

Вернувшись в Россию, Гнесин пишет «Вариации на еврейскую тему» - симфоническую фантазию, в которой переплетаются хасидские напевы, светские мелодии, молитвенные мотивы. С началом Гражданской войны становится не до музыки. В 1921 году Гнесин снова покидает Россию - путешествует по Грузии и Палестине, добирается до Германии. Вернувшись, снова пишет еврейское: «Пляски галилейских рабочих», оперу «Юность Авраама», сюиту «Еврейский оркестр на балу у городничего» к пьесе Гоголя «Ревизор».

«Элементы еврейской музыки так овладели моим музыкальным чувством и воображением, что и там, где я не ставил себе заданием поиски еврейского стиля, они стали проступать в моих сочинениях. Погружение в еврейскую народную музыку помогло мне понять язык народного искусства вообще, и я стал “демократичнее” как художник»,

Пишет Гнесин.

Михаил Фабианович пишет взахлеб: романсы «Песни Песней», вокальные циклы, фортепианные композиции. Присоединившись к сестрам в училище, он много преподает, создает «творческий отдел» музыкального техникума, пишет научные труды. До поры до времени советская власть благоволит Гнесину - то ли благодаря тому, что сестры его дружны с Луначарским, то ли потому, что не было еще такой злой ненависти ко всему еврейскому в Кремле и его окрестностях.

Однако к концу 40-х годов ситуация меняется. «Группа сотрудников» пишет Берии донос на Гнесина: пагубно, мол, влияет на уважаемую Елену Фабиановну, заставляет подбирать преподавателей «по признаку сосредоточивания в институте (тогда Гнесинка была уже институтом) кадров еврейской национальности». Ясное дело, сионист, пытается столкнуть бессменную руководительницу учебного заведения с пути истинного.

Из института Гнесин ушел. Писать теперь приходилось «в стол». Началась борьба с космополитизмом. Гнесин ни разу не предал, не покривил душой, не побоялся даже принять участие в конкурсе на создание гимна Израиля. Но любимой работы лишился и стал жить затворником.

Рост и тлен

Детище Гнесиных разрасталось. У властей удалось добиться строительства нового здания на улице Воровского (ныне Поварской). Елена Фабиановна мечтала превратить училище в высшее учебное заведение - власти сопротивлялись. Но веру в возможность достичь этой цели подорвало другое: умерла старшая сестра, Евгения, а через год началась война.

Гнесинку эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Елена Фабиановна последней покидала московские стены, совсем как капитан тонущего судна. Далеко не все ее коллеги уехали из Москвы; те, кто решился остаться, посреди войны и разрухи возобновили занятия. Преодолев все препятствия, она рванула в столицу и пешком (в 68 лет!) шла до института от Казанского вокзала. Не просто вернулась, а стала добиваться строительства нового здания и нового статуса для своего детища. В 1944 году в Москве появился Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Она не останавливалась ни на минуту. Создавала все новые учебные заведения, строила общежития для «гнесинцев», выбивала строительство концертного зала и сама выбирала для него люстры и шторы. Но постепенно силы стали ее оставлять. Так же последовательно, как она создавала свою Гнесинку, она стала передавать бразды правления своим ученикам. Только им можно было по-настоящему доверять: в Гнесинке учили не только музыке - здесь учили чувствовать и вести себя с достоинством.

Но удары судьбы сыпались один за другим. Надломленный годами преследований, ушел из жизни Михаил Фабианович. Через шесть лет не стало и Ольги. Елена Гнесина осталась одна. И тут же смогла извлечь из своей утраты пользу для института - отказалась от верхней части квартиры, разместила там ректорат, кабинет сестры отдала новому директору.

30 мая 1967 года Елена Гнесина отпраздновала свой 93-й день рождения. А через пять дней умерла. Ровно через год после смерти любимого брата.

Добрый вечер! В этом году абитуриентка на эстрадно-джазовое пение. Решила поискать отзывы(почему-то именно сейчас), странно, что их почти нет. Так вот, могу сказать следующее: ВУЗ считается самым престижным высшим музыкальным заведением, соответственно запросы у него самые большие. Поверьте, самые большие.
Окончила в 2013 году Сочинский колледж искусств, решила поступать туда. Прошла испытания по русскому зыку и литературе. ЕГЭ не сдавала из-за наличия, как вы поняли, среднего образования. Многие, кстати, несмотря на это, сдали ЕГЭ и по-моему сильно пожалели. НЕ СДАВАЙТЕ ЕГЭ, если два обязательных предмета можно сдать в виде вступительных. Вероятность получить ВЫСОКИЙ бал очень большая, при том, на ЕГЭ по той же литературе вы получите 70 как максимум, ну, если конечно, вы не мазохист:)Русский ЕГЭ легче, но согласитесь, написать диктант и получить 95 баллов намного проще, чем писать ЕГЭ по русскому? Всё это касается ребят, получивших среднее профессиональное образование, другим, если не ошибаюсь, придётся сдать ЕГЭ по русскому и литературе для поступления в музыкальные ВУЗы и не только. По литературе вступительный экзамен тоже несложный, если ты читал все произведения русской школьной литературы, ну и знаешь о чём речь в каждом произведении, без особого фанатизма, считай, что ты написал экзамен на порядочный балл! Очень несложный тест, по сравнению с ЕГЭ.
Что касается вступительных испытаний по теории музыки письменно и устно, то здесь дела обстоят гораздо(!) сложнее. В теории нужно купаться. Вот что они дают эстрадно-джазовому вокалу, по крайней мере, у нас было так сегодня, и я думаю, они не меняют требования каждый год: 1. написать диктант (преподаватель играет порядка 6 раз в подвижном темпе, диктант сложный, с постоянными хроматизмами); 2. письменная работа состоит из 5 пунктов - а) написать мажорную пентатонику от звука до, написать мелодически минор от звука до. Это несложно; б) даны интервалы, нужно их определить, указать тональности и разрешить в столько раз, сколько это возможно, опять-таки, просят без фанатизма; в) даны септаккорды, их нужно определить, указать тональности, разрешить аналогично; г) дана цепочка с обозначениями, к примеру: субдоминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, тоническое трезвучие и т.п. Нужно просто записать эти аккорды на нотном стане в заданной последовательности; д) дана мелодия, её нужно транспонировать на,например, хроматический полутон вниз. Вот и всё. В принципе ничего сложного, но сложность заключается в том, что все аккорды даны не в тональности, поэтому учите все интервалы пентатоники.
Послезавтра буду сдавать теорию музыки - устно (вы вы приходите в два разных дня, далее подводится итог как одного экзамена по теории музыки). На теории устно спрашивают на слух, требуют спеть с листа и т.д. Самый сложный экзамен, по словам Политковской Ксении Валерьевны, обещает быть специальность и коллоквиум. На специальности очень сложно набрать высокий балл. Как я поняла, не важно, какой у тебя голос или ты очень талантливая и т.д. Не знаю по каким критериям оценивается этот экзамен (о грязном интонировании и речи не может быть, конечно, там что-то другое, но пока не знаю что)Если по русскому средне ты получаешь 82 и в лит-ре 80(ну, это не средне, конечно, это высокие баллы, но тем не менее), то на специальности твой средний балл это 60 O_0 !
Коллоквиум сложен тем, что ты и сам знаешь насколько хорошо или не хорошо ты знаешь джаз, джазовую историю, создателей, множество фамилий, их биографии и т.д. Спрашивают всё, но джаз - это профильное, поэтому нужно знать, а если мы ещё про Майлза Девиса расскажем, то тут стереотип дубиноголовых вокалюг испарится и рассеется в воздухе окончательно:) ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО басню (ну, или необязательно, если, конечно, 60 баллов норма для тебя). Называть джазовые стандарты, великих певцов и певиц джаза. Она очень одобряема.
По поводу бюджетных мест, их ВСЕГО 4!!! В этом году 127 вокалистов, 20 мест всего, 16 платных, 4 бесплатных. И это ещё мало абитуриентов, как говорят. В общем, сами понимаете, на бюджет поступят, даже не знаю кто поступит, если честно, очень жду этого момента, чтобы понять эту тему, кто же поступит на эстрадно-джазовое пение в академию им. Гнесиных на бюджетные места... Наслышана от ребят, которые поступают во второй раз, что "они" пробивают студентов с колледжа на эти 4 места. Но в этом году нет студентов с колледжа... И, конечно, это несправедливо.
УЧИ ТЕОРИЮ и обогащай сои знания по истории джаза и не только.

: РАМРоссийская академия музыки имени Гнесиных (РАМ)

Российская академия музыки им. Гнесиных - легендарная Гнесинка, которая славится своими именитыми выпускниками и качеством музыкального образования. 1949 год - дата появления Музыкально-педагогического института (в 1992 г. вуз переименован в РАМ им. Гнесиных), первым руководителем которого на протяжении долгих лет являлась Елена Фабиановна Гнесина. В отличие от Московской государственной консерватории, изначально упор здесь делался на подготовку музыкантов-педагогов.

В настоящее время РАМ - один из крупнейших музыкальных вузов страны (есть филиал в г. Ханты-Мансийске). Большинство направлений обучения здесь те же, что и в Московской консерватории, но есть и отличия. Например, в Гнесинке обучают не только академическому пению, но также эстрадному и народному, не только инструментальному исполнению классических произведений, но и джазовых и эстрадных.

На восьми факультетах вуза обучается около 1,5 тысяч студентов, из них около 100 - граждане иностранных государств. Возможно обучение по очной, очно-заочной и заочной формам. По мнению студентов вуза, поступить в Гнесинку сложно. Конкурс на большинство направлений (на основе результатов последних лет) - около 2-4 человек на место, на специальность «Вокальное искусство» конкурс гораздо выше.

Для поступления в вуз необходимо сдать письменные экзамены по русскому языку и литературе или предоставить результаты ЕГЭ по данным предметам. Среди вступительных испытаний творческой направленности: коллоквиум, теория музыки (кроме специализации «Продюсерство», где предлагается предоставить творческий проект), специальность (для направления «Композиция»), музыкальная литература («Музыковедение», «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «Музыкальная педагогика»). Исполнение подготовленной программы на своём инструменте необходимо практически для всех направлений. Для таких специализаций, как «Дирижирование», «Компьютерная музыка и аранжировка», «Хоровое народное пение», «Композиция» - дополнительно нужно исполнить подготовленную программу на фортепиано.

В вуз можно поступить на второй и последующие курсы, а также переводиться из других вузов (заранее необходимо уточнить количество вакантных мест). Для лиц с ограниченными возможностями разрешается проведение устных экзаменов вместо письменных.

Подготовительное отделение РАМ производит набор слушателей по следующим программам: сольное академическое и эстрадно-джазовое пение, оркестровые духовые инструменты, музыкальная звукорежиссура, композиция. Срок обучения - 8 месяцев (по очной форме). Обучение платное. Общежитие не предоставляется.

В настоящее время при вузе функционирует Колледж имени Гнесиных, присоединённый с 2011 г. к РАМ в качестве структурного подразделения. Он славится своими выпускниками, среди которых множество популярных эстрадных исполнителей: Филипп Киркоров, Валерия, Пётр Дранга, Полина Гагарина и др.

На базе РАМ им. Гнесиных несколько залов, среди которых: Концертный, Малый, Органный, «Музыкальная гостиная дома Шуваловой».
Военной кафедры в вузе нет, на время обучения предоставляется отсрочка от прохождения службы в армии.

Вуз располагает несколькими корпусами комфортабельного общежития, все иногородние студенты обеспечиваются местами. На период вступительных испытаний у иногородних абитуриентов есть возможность получить место в общежитии.

С 2011 года Российская академия музыки им. Гнесиных - первый художественный вуз, имеющий полномочия эксперта при проведении мероприятий по государственному контролю качества образования. Гнесинка активно развивает международные контакты: профессора РАМ проводят за рубежом мастер-классы и читают лекции.

Среди выдающихся выпускников вуза можно выделить Л.Ю. Казарновскую, Е.И. Светланова, Д.Ф. Тухманова, М.Л. Таривердиева и многих других. В РАМ им. Гнесиных учатся те, кто действительно «заражён» музыкой, поэтому среди выпускников - замечательные музыканты, находящие счастье в своей профессии.

Официальный сайт РАМ.

Елена Фабиановна Гнесина с учениками. 1945 год. Фотография: ТАСС

15 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Благодаря энтузиазму пяти сестер и брата, посвятивших себя педагогике, популярность гнесинской школы росла. Со временем училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования - начальную, среднюю и высшую. Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные ею учебные заведения (последним из них стал институт - ныне Российская академия музыки) в общей сложности 72 года, неизменно относясь к ученикам как к членам собственной семьи. Неслучайно каждый, кто окончил Гнесинку, всегда ощущает особую связь со своей альма-матер и другими ее воспитанниками. В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители. Вот десять знаменитых имен, которые дала миру гнесинская школа.

Арам Хачатурян (1903–1978)

Автор балета «Спартак» , «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова , класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов.

Тихон Хренников (1913–2007)

Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова - музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух» , «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи - Рубинштейны и Гнесины - определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России...»

Микаэл Таривердиев (1931–1996)

Микаэла Таривердиева , написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» , - писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина.

Людмила Зыкина (1929–2009)

«Королева русской песни» Людмила Зыкина , чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу - разумеется, в стенах родной Гнесинки.

Владимир Федосеев (р. 1932)

Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров - Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского , Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия» .

Иосиф Кобзон (1937-2018)

Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников - Ирина Отиева и Валерия.

Давид Тухманов (р. 1940)

Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни - как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес - Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта.

Александр Градский (р. 1949)

Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте.

Любовь Казарновская (р. 1956)

Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории , но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией - ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды.

Евгений Кисин (р. 1971)

«Моцарт XX века». Этим эпитетом юного Женю Кисина наградили журналисты и восторженные поклонники. Вундеркинд с феноменальными способностями начал выступать очень рано и в 14 лет уже разъезжал с концертными турне. К 19 годам он достиг вершин музыкального Олимпа и сегодня является одним из самых самобытных и востребованных пианистов современности. А учиться музыке он начал в Гнесинской школе-десятилетке у Анны Павловны Кантор, которая на всю жизнь осталась его единственным педагогом. И хотя из России Евгений Кисин уехал еще в начале 90-х, Гнесинку музыкант не забыл. Когда в 2006 году затянувшаяся реставрация здания школы грозила обернуться рейдерским захватом, Кисин подписал письмо президенту РФ в ее защиту. Результатом стало распоряжение завершить ремонт в кратчайшие сроки.

РАМ им. Гнесиных - это высшее музыкальное учебное заведение, находящееся в городе Москве. Адрес корпуса - улица Поварская, дом № 30/36. Академия имени Гнесиных - одно из ведущих в России музыкальных образовательных учреждений. РАМ имеет несколько концертных залов, где проходят различные мероприятия как для студентов, так и для слушателей и зрителей.

История РАМ

РАМ имени Гнесиных зародилась в 1895 году. В то время ещё не было разделения музыкальных учебных заведений на академии, школы и училища. Датой рождения РАМ считается 15 февраля 1895 года. Именно в этот день у сестёр Гнесиных появилась первая ученица в их частной музыкальной школе.

В 1946 году для этого учебного заведения было построено собственное здание. Когда помещение было открыто, то состоялось разделение образовательного учреждения Гнесиных на школу, училище и институт. Все они разместились в одном здании, на разных его этажах. Через некоторое время помещение было полностью отдано институту. А училище и школа переехали. Изначально институт готовил исключительно педагогов музыкальных дисциплин. Но многие студенты хотели посвятить себя исполнительскому искусству, а не преподаванию.

В 1950 году к учебному корпусу института был пристроен концертный зал. В 2011 году колледж из самостоятельного учреждения превратился в филиал Академии.

Сегодня РАМ им. Гнесиных готовит не только педагогов, но и концертирующих музыкантов и вокалистов.

Факультеты академии:

  1. Оркестровый, с кафедрами ударных, духовых и струнных инструментов.
  2. Вокальный, где обучаются сольному пению.
  3. Народных инструментов.
  4. Фортепианный, в который входят также кафедры клавесина, органа и концертмейстеров.
  5. Историко-теоретический и композиторский факультет.
  6. Дирижёрский, с кафедрами оркестрового и хорового дирижирования.
  7. Эстрадно-джазового пения и инструментального исполнительства.
  8. Фольклорного искусства, в который входят отделения сольного и хорового народного пения.
  9. Продюссерский факультет.

А также кафедры межфакультетские.

Залы РАМ

Главный концертный зал РАМ им. Гнесиных вмещает в себя 549 слушателей. Он оборудован по последнему слову техники. В его распоряжении два концертных рояля и электронный орган. Перед входом установлен памятник Е. Ф. Гнесиной.

Малый зал рассчитан на сто слушателей. Он располагает тремя концертными роялями. Музыкальная гостиная дома Шуваловой вмещает также сто слушателей. В её распоряжении два концертных рояля. Камерный зал рассчитан на пятьдесят зрительских мест. Он оснащён одним концертным роялем.

Органный зал рассчитан также на пятьдесят слушателей. Он оснащён несколькими инструментами. Главный из них - английский духовой орган «Генри Джоунс». До РАМ он находился в Лондонской церкви. Помимо него, здесь есть концертный рояль "Стейнвей", клавикорн и клавесин "Аммер".

Программа

Большое количество различных концертов можно послушать в РАМ им. Гнесиных. Афиша Академии во второй половине сезона 2015-2016 предлагает следующие мероприятия:

  1. «Фортепианная музыка С. С. Прокофьева».
  2. Концерт русской камерной музыки.
  3. Мастер-класс по музыкознанию на тему «Творческий путь В. А. Моцарта»
  4. Отчётный концерт кафедры музыкальной педагогики.
  5. Опера «Джанни Скикки» театра-студии им. Ю. А. Сперанского.
  6. Концерт студентов эстрадного факультета.
  7. Классный вечер студентов преподавателя Ю. В. Замятиной.
  8. Концерт симфонического оркестра Академии.
  9. Антология клавесинной музыки. Звучат произведения Доминго и Доменико Скарлатти.
  10. Отчетный концерт Струнного оркестра Колледжа.
  11. Монотематическое представление музыкального театра педагогических знаний Gradus ad Parnassum.
  12. Концерт-семинар ко Дню Победы.
  13. Музыкальный спектакль «Коронация Поппеи» в исполнении студентов вокального отделения.
  14. Отчётный концерт учащихся музыкальной школы при Академии.
  15. Фестиваль «Майские ассамблеи».
  16. Концерт классов композиции.

И многие другие.

Коллективы

В РАМ им. Гнесиных около двадцати различных коллективов. Это:

  1. Камерный оркестр, в репертуар которого входит музыка всех стилей и эпох.
  2. Ансамбль "Золотица", исполняющий народные песни.
  3. Концертный русский оркестр, в репертуар которого входит музыка ретро и популярная.
  4. Академический хор студентов заочного отделения.
  5. Джазовый оркестр "Академик-Бэнд".
  6. Ансабль Altro Coro, исполняющий современную хоровую музыку.
  7. Театр-студия имени Ю. Сперанского, в репертуаре которого - зарубежные и русские классические оперы.
  8. Ансамбль "Московская мандолина", работающий во всех имеющихся музыкальных направлениях.
  9. Духовой оркестр.
  10. Ансамбль гусляров "Купина", в репертуар которого входят русские народные произведения.
  11. Оркестр Ad Libitum, в состав которого входят баяны и аккордеоны, исполняющий классику и современную музыку.
  12. Ансамбль студентов отделения сольного и хорового народного пения, в репертуаре которого оригинальный и обработанный фольклор.
  13. Оркестр "Душа России", в состав которого входят русские исполняющий современную и ретро музыку.
  14. Академический хор студентов очного отделения Академии.
  15. Симфонический оркестр, исполняющий классическую и современную музыку.
  16. в репертуаре которого народная музыка в оригинальном звучании.

В РАМ им. Гнесиных в разные годы преподавали знаменитые личности. Это Арам Хачатурян, Рейнгольд Глиэр, Генрих Нейгауз, Иосиф Кобзон, Валентина Левко, Игорь Бриль, и другие. Немало знаменитостей и среди выпускников РАМ. Академию имени Гнесиных окончили: Любовь Казарновская, Александр Градский, Давид Тухманов, Людмила Зыкина, Варвара, Микаэл Таривердиев, Александр Журбин, Дима Билан, Тихон Хренников, Филипп Киркоров, Валентина Толкунова и др.

Адреса залов

Как уже было сказано выше, несколькими залами располагает РАМ им. Гнесиных. Адрес самого главного из них - Малый Ржевский переулок, дом № 1. Остальные несколько залов располагаются по улице Поварской, дом № 30/36. Это учебный корпус РАМ. Там находятся: музыкальная гостиная дома Шуваловой, Малый, Камерный и Органный залы. Располагаются они все на 4 этаже учебного корпуса, в аудиториях с номерами 73, 75 и 90.