Кто такой якудза в мафии. Члены якудза крайне правые

И их внутренняя жизнь регулируется различными кодексами поведения. Такие группы есть почти на всех японских островах, а также кое-где за границами Японии. В разговорах якудза пользуются особым жаргоном и в наши дни выдают себя обычно за бизнесменов. С 1993 года отношение властей к якудза стало значительно более жёстким, что было спровоцировано получившим большую огласку инцидентом нападения на кинорежиссёра Дзюдзо Итами членами клана Гото (яп. 後藤組 гото:-гуми ) . Теперь даже принадлежность к гуми (банда якудза ) уголовно наказуема, что всё больше вынуждает современных якудза к переходу на нелегальное положение. Вследствие этого обострились отношения якудза с полицией (эти отношения в силу истории формирования феномена якудза не всегда были плохими) и упал их общественный авторитет.

Центральной фигурой в иерархии якудза является оябун (яп. 親分 , «шеф») , который примерно соответствует российскому вору в законе . Иногда в качестве синонима для оябуна используется обращение кумитё (букв. «старший начальник»).

Банды якудза, как правило, состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза .

История

Термин «якудза» пришёл из японской карточной игры ойтё-кабу (яп. おいちょかぶ ) , в которую играют картами ханафуда и кабуфуда , и означает «никчёмный». Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка, что даёт в сумме 20 и 0 очков. В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово «якудза». Якудза взяли себе это наименование, так как игрок, имеющий на руках такую взятку, должен обладать самым большим умением и, очевидно, большой удачей, чтобы выиграть (так как взятка является наихудшей из того, что можно получить, только совершенный мастер способен преодолеть своё невезение и выиграть). Название, таким образом, использовалось для обозначения выдержки человека.

В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан », иногда именно так называют якудза теперь.

В период Эдо банды якудза состояли почти без исключения из людей «низкого происхождения», главным образом выходцев из сословия торговцев, а также крестьян и ремесленников. Терял ли человек всё своё имущество в результате проигрыша, стихийного бедствия или мародёрства ронинов , бежал ли от беспорядков или уголовного преследования без средств существования в незнакомый город - ему не оставалось ничего иного, как обратиться к якудза . Те давали ему приют и работу. Нередко добровольцев притягивало также желание укрыться в «семье» или страсть к приключениям и надежда на признание и уважение среди сельского населения.

В полицию, напротив, приходили в то время только члены самурайской касты, которые не могли из-за так называемого «мира Токугава » найти никакого военного занятия и поэтому занялись охраной общественного порядка. Таким образом, отношения между теми и другими часто были довольно напряжёнными и буси в насмешку называли якудза «выскочками в самураи без почитания Бусидо ». Однако не всегда это приводило к столкновению; кроме того, гуми (банды) в разных местах сильно разнились в своём радикализме, поэтому иногда возникало некое сотрудничество между полицией и якудза относительно общественной политики. В настоящее время принято считать якудза наследниками самурайских традиций. Сами участники бандформирований разделяют эту точку зрения, не в последнюю очередь ссылаясь на дисциплину, иерархичность своей структуры и соблюдаемый специфический «кодекс чести».

Тэкия и бакуто

Более непосредственно можно проследить происхождение большинства современных банд якудза от двух групп, возникших в XVIII столетии: тэкия (коробейники) и бакуто (игроки). Корни этого происхождения можно обнаружить в современных церемониях инициации якудза , которые включают в себя ритуалы как тэкия , так и бакуто .

Современность

Современные якудза расширили круг своих интересов до влияния на финансовые рынки и политическую коррупцию . Они пытаются также оказывать влияние на политические выборы, при этом кандидаты поддерживаются денежно или через «услуги», с расчётом на послевыборный шантаж. Наряду с этим якудза занимаются также традиционными для мафии видами деятельности - наркоторговлей , контролем за проституцией , торговлей людьми , незаконным игорным бизнесом, патинко , «крышеванием » (что, например, скрывается многими ресторанами под статьёй расходов на стирку салфеток). Одной из наиболее прибыльных традиционных сфер бизнес-деятельности якудза считаются операции с недвижимостью и строительство. Также достаточно популярен шантаж топ-менеджмента корпораций компрометирующей коммерческой информацией либо угрозы, связанные со срывом собраний акционеров или манипуляциями курсом акций. Занимаются этим так называемые «сокайя», корпоративные шантажисты.

Штаб-квартиры кланов якудза , украшенные неоновыми эмблемами, размещаются в престижных бизнес-кварталах японских городов, полиция обычно не вмешивается в их деятельность. Согласно неписанным правилам якудза , обвиняемый в совершённом преступлении отдельный член бандформирования принимает на себя личную ответственность за совершённое и тем самым не даёт юридического повода обвинить своих руководителей в преступной деятельности. Сложная взаимосвязь якудза, правительственных чиновников и полиции позволяет якудза чувствовать себя уверенно. Члены группировок имеют характерные, нашиваемые на одежду, фирменные эмблемы, которые открыто демонстрируют.

Знаки и ритуалы

Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль , Девять драконов , Ревущая буря и т. д. , которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий (такая татуировка, выполненная «в цвете», называется ирэдзуми ). И до наших дней татуировки ассоциируются в Японии с якудза , притом людям с татуировками зачастую запрещён вход в места общественного купания. На самом же деле татуированный якудза давно превратился в штамп общественного сознания, имеющий мало общего с реальностью, ибо после официального запрета якудза никто из них не старается привлечь внимание окружающих.

В случае совершения якудза ошибки, приведшей к «потере лица», он обязан её искупить, при этом он отрубает себе фалангу пальца с помощью танто и молотка. Как правило, начинают с первой фаланги мизинца левой руки. Этот ритуал берёт своё начало ещё с тех времён, когда меч был жизненно необходим. С каждой потерянной фалангой владение мечом становилось хуже, и так до тех пор, пока, наконец, управляться с мечом становилось совершенно невозможно. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру.

Значительно более радикальным видом расплаты является сэппуку , ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. Было популярно в среде самураев и солдат как наказание за проступки, иногда его совершали также и якудза .

Якудза в культуре

Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано - Брат якудзы и другие. Также вопрос о якудза рассматривался во многих известных боевиках таких как: Война , Убить Билла и Тройной форсаж: Токийский Дрифт . Образ якудза также очень популярен в компьютерных играх, преимущественно японских, американских. Так в играх Tekken (в 1,2 и 6 части) и Yakuza главные герои являются якудза. В таких играх обычно обыгрывается проблема семейных отношений в кланах и выбор между добром и злом главных героев.

Число-символом японских криминальных кланов якудза является (яп. «якуса» от кит. «бацзюсань»).

Ссылки

  • ЯКУДЗА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). - М .: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. - ISBN 978-5-94865-190-3
  • Акции мафии снова в цене Статья: Японские гангстеры вышли на финансовые рынки Страны восходящего солнца.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Якудза

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Якудза" в других словарях:

    ЯКУДЗА - наиболее распространенная форма организованной преступности в Японии. Контроль над легальными и нелегальными азартными играми продолжает оставаться одной из важнейших статей их доходов и в современной Японии. В первой половине 20 в. якудза… … Юридическая энциклопедия

    - «ЯКУДЗА» (The Yakuza) США, 1974, 112 мин. Триллер, приключенческий фильм. Хэрри Килмер, бывший солдат, а ныне частный детектив, вновь приезжает в Японию, где в 50 е годы провел несколько лет. Он хочет помочь своему приятелю, судовладельцу Джорджу … Энциклопедия кино

    ЯКУДЗА, ЯКУЗА [яп. «негодяй, бездельник»] в Японии: хулиган, бандит, ГАНГСТЕР. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. якудза, якуза (яп. негодяй, бездельник) в Японии: хулиган, бандит, гангстер. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 мафия (13) якуза (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Улицы Токио популярное место сбора современных якудза У этого термина существуют и другие значения, см. Якудза (значения). Якудза (яп … Википедия

    якудза - япон. а) японская организованная преступность, японская мафия; б) участник подобной группировки (из японской карточной игры ойчо кабу) син. якудза, гокудо, хати кю сан см. тж гуми, оябун, кумитё, сятэй, вакасю … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    I ж. Название японской организованной преступности; японская мафия. II м. и ж. Член японской мафии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    якудза - як удза, нескл., жен. (японская мафия) и муж. (мафиозо) … Русский орфографический словарь

    якудза - и, ж. В Японії – мафія; організований злочинний світ … Український тлумачний словник

    Ы; ж. В Японии: мафия; организованный преступный мир … Энциклопедический словарь

Книги

  • Якудза (изд. 2018 г.) , Силлов Д.О.. Человек свободен, как ему кажется. Но на самом деле стать марионеткой в борьбе за власть проще простого. Именно это и произошло с Виктором Савельевым. Жизнь вынудилаВиктора связаться сначала…

Расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире .

Ритуалы Якудзы.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.

Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когда ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у является совместное распитие – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов – Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto) . Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko) , защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений .

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся . Поскольку в то время клан уже не угрожал власти , то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.

Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а поставило в зависимость от них – «зарплата» выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины , сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза , однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык) .

Исконные типы якудза.

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya») , которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto») , которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагом вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Гурэнтай: якудза после 1945 года.

Буракумин и корейско-японские якудза.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей , возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев , был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) – крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам . Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.

Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды – Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Деятельность якудза в конце ХХ начале XXI века.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

Слово «якудза» придумали в банде бакуто, состоящей из японских карточных игроков. А играли члены бакуто в ойтё-кабу - японский вариант покера. «Я» - это 8, «ку» - 9, «дза» или «сан» - 3. В сумме эти цифры дают 20, или самое никудышное число в этой карточной игре.

PokerStars - это школа покера, где платят вам, чтобы вы учились выигрывать!

Сначала «якудзой» называли просто ненужную вещь, потом - бесполезного человека. И члены бакуто как раз и были такими вот изгоями и неудачниками, и они сами дали себе имя - «якудза». Затем этим словом стали называть все японские организованные банды.

Легальная мафия

Якудза в Японии ни от кого не скрывается. Штаб-квартиры этой организации обозначены специальным знаком на дверях. Якудза имеет в стране свой достаточно разнообразный бизнес - от производства и строительства до порноиндустрии.

Но не путайте якудзу с нелегальной японской мафией - «борёкудан».

Преступника узнаешь по татуировкам

Как и практически все остальные мировые преступные группировки, в якудза любят татуироваться. Рисунки членов якудза наносятся только вручную без всяких электрических машинок. Все тело японских мафиози покрыто плотным красочным узором. Но узкую полосу, разделяющую грудь и живот, оставляют незакрашенной, чтобы не нагружать лишний раз печень (почему-то члены якудзы считают, что краска под кожей негативно действует на этот орган).

В Японии люди различают мафиози по татуировкам. Именно поэтому бандиты носят максимально закрытую одежду - чтобы не «светиться» лишний раз.

Расписные супруги

Но не только сами члены якудзы увлечены тату, они и жен своих тоже раскрашивают! И хотя супруги мафиози в основном сидят дома и занимаются детьми, им положено быть татуированными! Быть может, из-за этого остальные японцы относятся к рисункам на теле с прохладцей, как к неизменному атрибуту мафиози.

Якудза на службе родины

Если раньше якудза ассоциировали себя с самой бросовой карточной комбинацией, то теперь эта организация стала настолько могущественной, что частенько помогает своей стране. Например, когда случилось землетрясение в Кобе, члены мафии предоставили жителям города безопасные убежища. Тогда якудза первой пришла на помощь пострадавшим!

Изгои и социопаты

Более половины всех членов легальной мафии страны восходящего солнца - потомки буракуминов из касты изгоев Японии. Буракумины стали обособленной группой в 11 веке. Эти люди занимались мелкими преступными делишками, выполняли грязную в прямом и переносном смыслах работу и были неприкасаемыми.

Буракумины гармонично дополнили лоховатых картежников бакуто и укрепили якудзу на заре ее существования.

Мафия без пальцев

Если член якудзы провинился перед главным мафиози или совершил ошибку, он должен отсечь себе фалангу пальца и отдать начальнику. Если подношение принято, несчастный мафиози считается прощенным. Если нет, то, вероятно, никто и никогда больше об этом бандите не услышит! И правильно, какой же картежник без пальцев!

Якудза вне Японии

Якудза давно вышла за пределы Японии. Самые крупные филиалы японской мафии находятся в Штатах, а Гавайи прямо-таки кишат членами якудзы. Отсюда японские мафиози осуществляют контроль за контрабандой наркотиков в США и вывозом американского оружия за пределы континента.

Якудза наживется на Олимпиаде-2020

Токийские ОИ уже приносят приличный доход якудзе, ведь под мафией лежит практически весь строительный бизнес страны. Чем ближе Олимпиада, тем больше денег у якудзы, которая строит олимпийские объекты, инфраструктуру и занимается другими вопросами Игр.

А вот и фото главы японского Олимпийского комитета и босса якудзы.

Японская мафия выросла из вольных самураев – ронинов. Традиции занимают важное место в синдикате. Поэтому тому, кто решил стать якудзой, в первую очередь нужно пройти обряд инициации.

Инициация


Собирается вся банда. Посвящаемый «кобун» (младший) садится напротив своего покровителя «оябуна» (старший). Дальше наступает время «сакатзуки гото» – совместного распития саке. Каждому наливают по его статусу – новичок получает меньше всего, чаша его будущего главаря наполняется до краев. Во время обряда новичок разрывает связь с родителями и становится членом семьи якудза. Псевдосемейные отношения у японской мафии не простой звук, члены клана как братья, а оябуна — их отец и защитник.

Юбитсуме

На рассвете якудзы в инициацию входил обряд юбитсуме — отрезание фаланг пальцев. Таким образом новичок демонстрировал искреннюю преданность своей будущей семье. Впоследствии, юбитсуме убрали из посвящения и сделали наказанием за провинность перед синдикатом. Сегодня отрезанный палец в Японии – символ позора или бывшей принадлежности к криминальным группировкам. На этой почве в Японии процветает спрос на искусственные фаланги.

Экзамены


Чтобы стать членом японского криминала одного умения пить саке недостаточно. Нынче за якудзой открылась большая охота со стороны государства, а значит нужно быть хорошо образованным в юридической сфере, чтобы не попасться и не утащить с собой всю банду. В 2009 году организация Ямагути-гуми ввела обязательный экзамен для своих членов. Помимо юриспруденции в нем есть самые разные вопросы по преступной практике. Начиная с того, как воровать транспорт, до проблем сбыта производственных отходов.

Татуировки

Якудза – не якудза без собственной татуировки. Это его паспорт, без которого путь в криминальный мир заказан. Рисунок может полностью покрывать тело, и если вы умеете правильно его читать, то можете узнать о его хозяине все – принадлежность к преступному клану, положение, историю преступлений, даже характер. Причем здесь члены мафии легких путей не ищут – рисунок наносят самым больным методом, называемым «ирэдзуми» – ручным введением чернил под кожу. Такая татуировка служит символом храбрости и в последнее время стала популярна среди простых обывателей – жив еще в японцах самурайский дух.

Техника Сокайя

Если новичку удалось пройти все испытания, то за этим следует изучение криминальных практик. Одна из самых распространенных техник «выкачивания денег» — Сокайя. Мафиози покупает часть акций компании, внедряется в совет директоров, а дальше начинает копать под главного босса. Компрометирующая информация может быть сугубо личной. Страх быть опозоренным – уязвимое место японцев. Ну а дальше начинаются торги – «заплатите, или ваши тайные увлечения станут достоянием общественности». Если жертва клюнула, то она так и останется на крючке.

Ямагути-гуми синпо

Надо отдать японской мафии должное – живя традициями, они постоянно находятся в тренде сегодняшнего дня. Например, в 2013 году упомянутая Ямагути-гуми запустила корпоративный журнал Ямагути-гуми синпо, который распространяется среди членов группировки. По сообщениям агентства France-Presse, цель издания – сплотить семью, рассказать о тяжелых временах японского криминала и поговорить о насущных проблемах – рыбалке и настольных играх го и сеги. В начале апреля Ямагути сделали себе собственный сайт. Портал синдиката должен изменить негативное отношение к якудза в Японии, сделать ребрендинг банды. «Мы не антисоциальная сила», — передает позицию сайта Times.