Ольга Ивановна Скороходова: биография. Ольга Скороходова: творческое наследие

(1914–1982) – дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 192541 гг. воспитывалась в Харьковской школеклинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. Была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 194448 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (М. – Л., 1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (М., 1954; премия им. Ушинского; переведена на многие иностранные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (М., 1972; премия АПН СССР). Работы С. Имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей.

, СССР

Страна:

Российская империя Российская империя (1911-1917)
УНР (1917-1919)
УССР (1919-1922)
СССР СССР (1922-1982)

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Научный руководитель: Известна как: Награды и премии:

О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 июля , Белозёрка , Херсонская губерния , Российская империя - 7 мая , Москва , СССР) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук . Работая в Академии педагогических наук СССР , являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником . При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухих детей.

Биография

В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны , а мать была вынуждена батрачить у священника .

В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла . В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению.

В 1947 году вышла её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского . В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработала до конца своей жизни.

Память

См. также

Напишите отзыв о статье "Скороходова, Ольга Ивановна"

Примечания

Библиография

  • Письма М. Горькому // Жизнь глухонемых. - 1940. - № 7.
  • Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г. (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. - 1941. - № 1.
  • Как я воспринимаю окружающий мир / Предисловие И. А. Соколянского. - М ., 1947.
  • Как я воспринимаю и представляю окружающий мир / Предисловие И. А. Соколянского. - М .: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.
  • Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. // Начальная школа. - 1946. - № 9.
  • Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта // Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. Вып. 121 (а). - М ., 1962.
  • Приспособление слепоглухонемых к жизни // Специальная школа. - 1963. - № 1.
  • Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. Вып. 4. - М .: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
  • О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. - М ., 1966.
  • О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М ., 1966.
  • К вопросу об эстетических восприятиях и представлениях у слепоглухих // Дефектология. - 1970. - № 6.
  • О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М ., 1970.
  • А. И. Мещерякова . - М .: Педагогика , 1972.
  • Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. / Предисловие В. Н. Чулкова . - М .: Педагогика, 1990. - ISBN 5-7155-0414-7

Об О. И. Скороходовой

  • Левитин К. Е. «Я прошла сквозь мрак и бури…». - М .: Всероссийское общество слепых, 1976. - 100 с.
    • То же. - 2-е издание. - М .: Всероссийское общество слепых, 1981. - 111 с.

Ссылки

  • Басилова Т. А. . Музей . Проверено 9 июня 2016.
  • Чаурина, Роза. . Школьный психолог. Проверено 9 июня 2013. .

Отрывок, характеризующий Скороходова, Ольга Ивановна

– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.
– Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу.
– Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку.
– Ерзанька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. Ерза не вняла его мольбам. В тот самый момент, как надо было ждать, что она схватит русака, он вихнул и выкатил на рубеж между зеленями и жнивьем. Опять Ерза и Милка, как дышловая пара, выровнялись и стали спеть к зайцу; на рубеже русаку было легче, собаки не так быстро приближались к нему.
– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что.
«Вот это дело марш… вот собака… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого то, как будто все были его враги, все его обижали, и только теперь наконец ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!»
– Ругай, на пазанку! – говорил он, кидая отрезанную лапку с налипшей землей; – заслужил – чистое дело марш!
– Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет.
– Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный.
– Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.
Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки.
«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!

Ольга Ивановна родилась на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.

Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой Скороходовой, и ее учителя Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно.

Как писала сама Ольга Ивановна, болезнь долго напоминала о себе частыми и сильными головными болями, нарушениями памяти, высокой утомляемостью, страхами. Мать Ольги Ивановны умерла весной 1922 г. от туберкулеза, отец жил в другом месте и не давал о себе знать, а все нормальные контакты с родственниками были очень осложнены из-за слепоглухоты девочки и возобновились значительно позднее. Сама Ольга Скороходова отличалась очень невысоким, даже маленьким ростом и грацильным телосложением, поэтому всегда выглядела моложе своих лет.

После ее смерти нашлись подлинники документов о ее рождении -- выписки из церковной книги и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель.

Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И. А. Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

По воспоминаниям Ольги Ивановны, «в этом учреждении все было настолько благоустроено, настолько соответствовало в материальном и бытовом отношении своему прямому назначению, что желать лучшего едва ли было возможно, тем более, что воспитанников было не так много -- от пяти до девяти человек. У каждого воспитанника на все случаи было свое определенное отдельное место, чтобы не мешать друг другу во время занятий с педагогом, во время самостоятельных игр. В то же время была и общая комната для совместных игр, гимнастических упражнений и других развлечений. В клинике был специальный благоустроенный сад, в котором слепоглухонемые дети могли гулять и в одиночку и группой. И. А. Соколянский, начав работу по обучению Ольги Скороходовой в харьковской школе, поставил перед собой задачу как можно раньше, хотя бы в самой примитивной форме получить самонаблюдения самих слепоглухих воспитанников, научить их рассказывать о себе и своих переживаниях. Для этого, не дожидаясь того, когда девочка полностью овладеет техникой письма, стали работать над ежедневным описанием событий ее повседневной жизни. Умение записывать и умение наблюдать развивалось у Ольги параллельно. Она систематически возвращалась к записям своих наблюдений и, оставляя нетронутым факт, изменяла литературную редакцию его описания по мере развития своей письменной речи. Многие факты всплывали из памяти и записывались вновь. Ни один факт не был ей рассказан со стороны. Все наблюдения она вела самостоятельно и только в записанном виде показывала педагогам, но только для ознакомления, а не для исправления. Ее рукопись при опубликовании никогда не подвергалась никаким редакционным правкам, ни при жизни Соколянского, ни после его смерти. Через 17 лет такой работы над дневниками появился материал для первой книги Ольги Скороходовой.

По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. Но всем радужным планам помешала свершиться. В 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И. А. Соколянский (1889-1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.

В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А. Н. Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности -- осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей. Самонаблюдения О. И. Скороходовой наглядно показывали, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого им мира. А. Н. Леонтьев также отмечал, что в этой книге видна незаурядная личность автора, раскрывающего перед читателем процесс духовного развития слепоглухого человека, наблюдения над собой которой имеют особое значение для психологии.

В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней И. А. Соколянский, описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 г. уже с предисловием заведующего лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, где работала Ольга Ивановна, доктором психологии А. И. Мещеряковым (1923-1974), в котором тот подробно описывает биографию учителя Ольги Ивановны, И. А. Соколянского, и излагает свое понимание системы обучения слепоглухих, наибольшее внимание уделив первоначальному периоду их обучения.

Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н. В. Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г. Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.


удивительная судьба - Ольга Скороходова: «Жгучим вдохновеньем я соткала жизни красочный узор…»

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло.

Сегодня я расскажу вам о сильной женщине с удивительной судьбой. Впервые прочитав о Ольге Скороходовой в детской энциклопедии я сразу же задала себе вопрос: «Как вообще такое возможно?».

Слепоглухонемая Ольга - это же сложно даже представить, что человек лишен и зрения и слуха - много читала, вышивала (!), занималась лепкой, писала стихи, защитила диссертацию по психологии, и написала несколько книг.

Ольга Скороходова родилась в 1914 году в селе Белозерке, недалеко от Херсона (Украина) и до 5 лет была обычным ребенком. Как пишет сама Скороходова:

«Как ни тяжелы были первые годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым» детством до того дня, как я заболела…».

Но в 5 лет тяжело заболев менингитом, ослепла, а потом и потеряла полностью слух. Что это означало для ребенка - сложно даже представить. Ведь через органы зрения человек получает до 90 % информации от внешнего мира.

Мать девочки рано умерла, и ее определили в Одесский интернат для слепых детей. Но, так как Ольга была не только слепая, но ещё и не слышала, в этом интернате мало чем могли помочь бедной девочке.

В 10-летнем возрасте Ольга попадает в специализированную школу-интернат для слепоглухонемых детей, организованную в городе Харькове профессором И. А. Соколянским . Как это ВАЖНО встретить на своем пути настоящего своего УЧИТЕЛЯ! Только благодаря своему учителю Соколянскому и заботливым педагогам, которые не только обучали детей, но и относились к слепоглухонемым детям как к с своим, с огромной любовью и лаской, Ольга могла научиться воспринимать окружающий мир - разговаривать, писать, лепить, шить, «читать» книги и делать многое другое!

В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.

Первая книга Ольги Скороходовой - «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947). Вторая книжка вышла в 1954 году - «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в которую вошла и частично переработанная 1-я книга. В 1972 г, в издательстве «Педагогика» выходит 3-я книга: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» .

Эту книгу я и искала очень давно, но, увы, даже в медицинской библиотеке нашего города этой книги не было. С появлением сети Интернет все стало намного доступнее, и сейчас можно ознакомиться с ее книгой в сети. Но мне выпала большая удача (все случается в свое время?) - совсем недавно я нашла эту книгу, и радости моей не было предела!

Жить, ориентируясь только на запахи, прикосновения и вибрационное чувство… и при этом активно познавать мир , трудиться, писать, вышивать, шить, ухаживать за своей любимой кошкой, разводить цветы, писать стихи и радоваться жизни. Как для меня - зрячей и слышащей - есть многому чему поучиться.

Один из стихов Ольги Скороходовой:

Думают иные

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,—
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Писать можно много, но, если вы заинтересовались - прочитайте книгу Ольги Скороходовой .

Ольга Скороходова - Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир - чтение книги онлайн

Ведь лучше нее никто не опишет, а, читая, удивляешься - сколько силы духа было в этой удивительной женщине!

24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Биография

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Думают иные
(Ольга Скороходова)

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?
Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.