Описание картины девочка у окна дейнека. Сочинение по картине А

Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству.
Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и в художественной студии.
Своему таланту автор везде находил применение.
Даже служа в Красной армии во времена революции, он с помощью искусства, вел усиленную пропаганду.
В свои произведения он вкладывал душу и жизнь своего народа.

Мое внимание привлекла к себе его картина «Зима. Девочка у окна».
Сразу мне она показалась какой-то мрачной, темной и даже незавершенной.
Но, видимо, в этом и есть ее привлекательность.
На переднем плане мы видим комнату с большим окном.
Возле него стоит девочка и задумчиво смотрит на улицу.
Рядом у ее ног на маленьком коврике спит кот.
Видимо, от батареи исходит тепло и ему очень приятно.
С одной стороны окна висят шторы.
На них горизонтальный узор разных цветов.
Единственным светлым пятном комнаты есть носки девочки, они чисто-белые по сравнению с другими вещами.
Вся комната изображена во мраке или темноте.
Нужно очень хорошо присмотреться, чтобы все там рассмотреть.

Полной противоположностью комнате есть вид из окна.
Он выходит на парк.
Там много деревьев, кустов и лавочка для отдыха.
Все это зрелище покрыто толстым слоем снега.
Изображено оно в холодно-белом цвете.
Даже кажется что видно сияние от света, попадающего на деревья.
Глядя на дальний вид, можно предположить, что на улице темно, но снег настолько чистый и яркий, что там светлее, чем в комнате.
Именно на этом ярком фоне очень хорошо прорисовывается темная фигура девочки.

Картина поражает своей экспрессивностью и резкостью в начале просмотра и завораживает, оставляя приятное ощущение при внимательном ее изучении.
Возможно, это не самое красивое произведение автора, но по эмоциональным чувствам, на мое мнение, одно из лучших.

Александр Александрович Дейнека – это советский художник, монументалист и график, педагог, профессор, которому удалось проявить себя не только в искусстве, но и в технике. Он получал образование одновременно и в художественной студии, и в железнодорожном училище. Этот человек был очень талантливым, свои способности он смог раскрыть в разных направлениях. Александр Александрович был солдатом Красной Армии, в военное время он вёл пропаганду, используя своё мастерство художника. Художественные произведения, нарисованные Дейнеки, показывали жизнь простого народа.

Мне очень понравилась картина художника «Зима. Девочка у окна». Но моё первое впечатление после знакомства с ней было довольно неоднозначным. Картина показалась мне мрачной и даже немного незавершённой. Возможно, именно это и привлекает зрителей в данном произведении.

На переднем плане полотна мы видим большое окно, возле которого стоит задумчиво смотрящая вдаль девочка. Рядом с ногами девочки расположился кот, который уютно свернулся калачиком на небольшом коврике и спит. Наверное, ему хорошо и приятно от тепла, исходящего от батареи. На одной стороне окна художник изобразил шторы с горизонтальным узором.

Светлые носки девочки заметно выделяются на тёмном фоне комнаты. Вообще, вся комната будто бы погрузилась во мрак, по крайней мере, там не включён свет и, наверное, картина рисовалась в вечернее время. Чтобы разглядеть обстановку в ней, нужно внимательно присмотреться.

За окном открывается светлый зимний пейзаж. Это парк, в котором растут деревья, кусты, стоит лавочка для отдыхающих. Зима укутала всё белым снегом. Несмотря на то, что на улице уже давно наступил вечер, снег на картине настолько яркий, что кажется, будто весь парк озарён светом. На этом чистом и светлом фоне очень чётко выделяется образ девочки, стоящей у окна.

Картина Дейнеки «Зима. Девочка у окна» показалась мне экспрессивной и немного резкой. Но если рассматривать на ней подробности, то от просмотра остаётся приятное ощущение. В целом данное полотно показалось мне довольно необычным и интересным.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна» читают:

Поделиться:

Картина «Девочка у окна. Зима» Александра Александровича Дейнеки мне очень понравилась. Больше всего мне в творчестве художника нравится то, что когда я долго смотрю на полотно, создается ощущение присутствия в изображенном мире, рядом с его персонажами. Вот и теперь мне кажется, что я стою чуть позади девочки, изображенной автором на переднем плане. Она главный герой картины. И оказавшись в виртуальном мире, наверное, мне будет легче понять, о чем хотел сказать художник зрителю. Девочка стоит спиной, и ее лица не видно, зато о многом говорит поза, в ней нет напряжения. Мне кажется, она стоит уже довольно долго. Что побудило ее подойти к окну? Можно только предположить. Возможно, она кого-то встречает или ждет. Может, ее просто привлек яркий свет за окном. Но сейчас она о чем-то задумалась, возможно, мечтает. Девочка наедине сама с собой.

Я не очень хорошо разбираюсь в живописи, но я выделил бы в этой картине не просто передний и задний план, а описал вид из окна, как отдельную картину. На заднем плане вида из окна нарисовано темное небо. Вечер, но за окном светло. Это из-за белого снега, который недавно выпал и укрыл всю землю и деревья пушистым покрывалом. За окном красиво, спокойно, но холодно. Там царство Снежной королевы. Это передний план картины за окном.

А в доме все очень просто. Художник изобразил комнату в приглушенных сероватых тонах. Но дома тепло и уютно. Мне кажется, я физически ощущаю это тепло. Дейнека передает это тепло через объекты нижнего фрагмента картины. Большая комнатная батарея, которая изображена малоприметной, но именно она создает иллюзию тепла. Чтобы зритель все-таки рассмотрел ее, мастер выделил ноги девочки, стоящие рядом с источником тепла, одев ее в белые носочки и светлые сандалии. Мирно спящий щенок, уютно расположившийся на своем пушистом коврике, у ног юной хозяйки и поближе к батарее. И все вместе создает уютную и спокойную атмосферу вечерней комнаты. В комнате у левого края окна висят шторы. Они плотные и темные с полосами теплых светлых оттенков. Их в любой момент можно зашторить и полностью закрыться в своем маленьком привычном комфортном мире.

Только нужно ли это делать? Дом твой. Он всегда будет согревать тебя своим теплом. А щенок будет расти, ждать и встречать тебя дома. А перед тобой за окном большой мир. Неизвестный, от этого кажущийся холодным. Но он по-своему прекрасен, а еще он изменчив. Сегодня вечером он такой, а с восходом солнца станет совсем другим. Каким он будет? Как он тебя встретит? Чтобы ответить на эти вопросы нужно утром выйти в большой мир, изучить его и подружиться с ним. Тогда он станет для тебя родным и теплым, как твоя комната. Возможно, об этом думает девочка у окна зимой.

Описание картины Дейнеки Зима. Девочка у окна

Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

Сюжет картины «Зима. Девочка у окна» заключается в самом ее названии. На переднем плане картины расположены главные действующие лица: девочка и свернувшийся калачиком щенок. Предметов в комнате не так много, мы можем увидеть коврик, на котором лежит щенок, отодвинутую штору, и батарею. Очень важной деталью плотна является окно. В него мы видим пустынную улицу, лавочку на которой нет никого и заснеженные деревья. Улица мрачная, темная, от нее веет холодом. Следует отметить, что в целом картина не отличается теплотой и светлостью красок, напротив она очень угнетающая и даже немного пугающая. Поза девочки говорит о том, что она очень напряжена, возможно она ждет своих родителей, которые задержались на работе, а может она просто задумалась о чем-то своем, глядя в темную даль.

Полотно наполнено контрастами. Теплой, но темной комнате с правильными геометрическими линиями противопоставлена холодная, но преобладающая светлыми белыми тонами улица. Девочке, которая напряженно замерла в ожидании у окна противопоставлен щенок, мирно спящий на коврике. Также, в контрасты можно отметить безлюдность улицы и наполненность комнаты.

У меня картина вызвала чувство печали. От мрачных тонов комнаты и безлюдности улицы холодеет на душе. Когда я смотрю на полотно, мне все время кажется, что должно что-то случится, словно из-за деревьев вот-вот появится человеческая фигура и поза девочки сменится, станет менее напряженной. Также, у меня создается впечатление, что девочка может повернуть голову и показать свое лицо, от этого становится немного жутко.

Картинами подобно этой можно засматриваться долгое время и переживать какие-то новые эмоции. На мой взгляд полотно наполнено очень глубоким смыслом, и для того, чтобы понять его полностью необходимо не просто его внимательно рассмотреть, но и пропустить через себя.

Дейнека Александр Александрович (1899–1969) – советский художник-живописец. Его картины отличаются лаконичным, броским изображением и напоминают плакаты. А.А. Дейнека автор таких полотен как «Оборона Севастополя», «Сбитый ас», «Будущие летчики». Все они достаточно известны не только в России, но и за рубежом.

Несколько интересных сочинений

  • О чем заставляет задуматься роман Дубровский Пушкина сочинение

    В романе Пушкина А.С. «Дубровский» мы знакомимся с двумя помещиками, которые были друзьями до определенного времени. Звали их Троекуров Кирила Петрович, он слыл самодуром, а все потому что имел большие капиталы и Дубровский

    Капитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли.

Цель урока: формирование культуры устной и письменной речи при работе над произведением живописи.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения строить текст-описание;
  • активизировать мышление и речь путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
  • формировать у учащихся умения употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
  • расширить лексический запас;
  • воспитывать бережное отношение к национальному культурному наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация для доски Smart; презентация с видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на тему “Зима” (цветовые ассоциации).

Ход урока

– Школьный этимологический словарь, устанавливающий историю происхождения слов в языке, содержит следующую запись об одном из них: “тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было первоначальное значение этого хорошо знакомого нам имени существительного. Попробуйте определить, о каком слове идет речь.

(мастер, умелец, художник)

– Каково современное значение этого слова?

(Ответы учащихся + работа с толковым словарем: “тот, кто создает произведения искусства; тот, кто работает в области изобразительного искусства; тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности”)

– В чем различие между первоначальным значением слова и его современным значением?

(Современное значение связывает деятельность художника с творчеством)

– Сегодня мы будем говорить об уникальной личности, о человеке, который, работая в области изобразительного искусства, достиг высшего мастерства в этой сфере человеческой деятельности, став создателем многочисленных произведений искусства. Как, я думаю, вы уже догадались, мы будем говорить о личности конкретного художника и его картине. Итогом этого разговора должно стать сочинение-описание картины.

– Какой важной информацией о работе над сочинением-описанием картины вы уж владеете?

– Что вы ждете от этого урока?

– Сформулируйте цель занятия?

(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать необходимый языковой материал для написания сочинения; определить замысел художника; учиться слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)

– Картина, как и художественный текст, – это произведение искусства. Но если текст – это произведение словесного искусства, то картина – произведение живописного искусства. При знакомстве с неизвестным нам литературным текстом или художественным полотном мы хотим одного – понять. Понять – значит постичь замысел автора.

– Личность художника, безусловно, ассоциируется с написанными им картинами. Предлагаю вам познакомиться с художником, имя которого пока для вас загадка, по созданным им картинам. Вашему вниманию сейчас будет представлена подборка полотен живописца. Постарайтесь определить круг интересов художника. Кто и что интересует его в окружающем мире?

(Демонстрация видеоряда картин А. Дейнеки)

– Каков круг интересов художника. Какова тематика его произведений?

(Спорт, город, труд)

– Кто для художника стал главным предметом изображения? (человек)

– Имя художника, чьи работы вы только что видели, Александр Александрович Дейнека. Перед вами его фотография.

<Рисунок 1>

Но гораздо больше для понимания личности живописца имеет автопортрет. Что такое автопортрет? (автопортрет – это портрет художника, написанный им самим)

(Знакомство с автопортретом)

<Рисунок 2>

На нас смотрит человек чувствующий, пристально всматривающийся в окружающее; он слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то спросить, а может быть, и сказать. Но за художника говорят его картины.

– В 1930 году близкий друг Александра Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл стихотворений для сборника под названием “Кутерьма”. У этого сборника есть и подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику. Определите лексическое значение слова кутерьма? (“суета, беспорядок”).

– Предположите, зная название и подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации создал для нее А. Дейнека.

(Ответы учащихся)

– Вы тоже поработали дома художниками и передали с помощью цвета свое видение зимы. Прокомментируйте выбор цвета.

(Ответы учащихся)

В созданных вами рисунках преобладают белый, голубой, синий цвета.

– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.

<Рисунок 3>

Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором цветовой гаммы и предметов изображения)

<Рисунок 4>

– Где происходит действие? Что хотел передать своим рисунком художник? Какое ощущение зимы донести до нас – зрителей и возможных читателей книги стихов?

(Ощущение холода, разобщенности людей, застигнутых морозом; каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на других)

<Рисунок 5>

– Что общего между рисунками? В чем вы видите различие? (события снова происходят на улице; большая схематизация изображаемого, художник прорисовывает только контуры предметов)

Вывод: художник, создавая иллюстрации, следовал главному принципу своего творчества: писать для человека о человеке.

<Рисунок 6>

– Контурность характерна и для четвертого рисунка. Определите, сравнив с изображенным на предыдущих рисунках, позицию, которую занимает человек по отношению к видам зимнего города?

(Ответы учащихся)

– Человек, а это девочка, находится в комнате и смотрит через окно на улицу.

– Понимаем ли вы, что чувствует девочка? По каким деталям мы об этом догадываемся?

(Ответы учащихся)

А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.

– Именно к этим строчкам создавался представленный рисунок. В чем совпадают текст и рисунок? (совпадение в настроении)

– 1930 год – время создания иллюстрации для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека пишет картину, которую называет “Девочка у окна”.

<Рисунок 7>

Крайне редко художники превращают рисунок-иллюстрацию в целостное живописное полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему интересна эта тема.

(Ответы учащихся)

– А у картины оно есть – “Зима”. Меняется ли наше понимание картины в зависимости от ее названия?

– Остановимся на названии “Девочка у окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание на этой картине?

(Контрастная цветовая гамма; небольшое число деталей и т.д.)

– Запишем важные для понимания картины понятия (запись на доске): полярность (= контрастность) светлых и темных тонов, почти монохромное (=одноцветное) цветовое решение.

– Определите значение слова “монохромный” (одноцветный).

– Часто, описывая картину, мы обращаем внимание на ее композицию: рассматриваем задний и передний план, центральную часть. Подходит ли к этой картине традиционное трехчастное деление?

(Ответы учащихся)

– Перед нами полотно, где только два плана: передний и задний. А между ними окно. Но удивительно не только расположение этих двух планов относительно друг друга, но и то, какое место отводится каждому из них на картине.

Проведем небольшой эксперимент: листом бумаги закройте задний фон…, а теперь передний… Что вы увидели?

И изображенное за окном, и изображенное в комнате значимо для художника, занимая равное место на картине. Своеобразной связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир в комнате, является девочка, которая, находясь в комнате, смотрит на улицу.

– Можем ли мы назвать данную картину сюжетной?

(Ответ учащихся)

– Опишем то, что находится по ту сторону окна. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, работая в парах. Это своеобразный план описания: что изображено? каким изображено по цвету и по настроению? Используем при заполнении таблицы словарик эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи: “день”, “снег”).

(Вариант ответа)

(Чтение материалов таблицы)

– О чем говорят блики на оконном стекле?

– Комната. По сравнению с улицей она окрашена в темные тона. Замечательно небольшое стихотворение нашего современника Валентина Берестова:

День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?

– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)

– В комнате тепло? (кошка свернулась клубочком на коврике у батареи, героиня в платье с коротким рукавом)

– К этим двум строчкам я добавлю третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы звуки мы услышали в тишине?

(Ответы учащихся: тихое постукивание часов, сопенье спящего кота, одинокий гул проехавшей мимо дома машины).

– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только предполагаем, что они есть. Как тогда правильно оформить запись? (использовать конструкции:

(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)

(Запись фраз на доске)

(Устное проговаривание)

– Не забудем название картины. Главной для художника стала девочка? Что необычного в ее изображении? (не видим лица).

– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о том, что она переживает в душе. Как же тогда нам писать о чувствах героини картины? (использовать вводные слова: наверное, возможно, вероятно, может быть, быть может)

– Нам остается составить план будущего сочинения. Перед вами возможные названия пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы отказались?

Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.

Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.

История создания иллюстраций для сборника “Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.

(Ответы учащихся)

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя материалы, собранные на уроке.

При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки были использованы материалы сайта

Дейнека Александр Александрович один с немногих художников, который сумел посвятить себя и технике, и искусству. Он мог одновременно добывать знания и в железнодорожном училище, и в художественной студии. Своему таланту автор везде находил применение. Даже служа в Красной армии во времена революции, он с помощью искусства, вел усиленную пропаганду. В свои произведения он вкладывал душу и жизнь своего народа.

Мое внимание привлекла к себе его картина «Зима. Девочка у окна». Сразу мне она показалась какой-то мрачной, темной и даже незавершенной. Но, видимо, в этом и есть ее привлекательность. На переднем плане мы видим комнату с большим окном. Возле него стоит девочка и задумчиво смотрит на улицу. Рядом у ее ног на маленьком коврике спит кот. Видимо, от батареи исходит тепло и ему очень приятно. С одной стороны окна висят шторы. На них горизонтальный узор разных цветов. Единственным светлым пятном комнаты есть носки девочки, они чисто-белые по сравнению с другими вещами. Вся комната изображена во мраке или темноте. Нужно очень хорошо присмотреться, чтобы все там рассмотреть.

Полной противоположностью комнате есть вид из окна. Он выходит на парк. Там много деревьев, кустов и лавочка для отдыха. Все это зрелище покрыто толстым слоем снега. Изображено оно в холодно-белом цвете. Даже кажется что видно сияние от света, попадающего на деревья. Глядя на дальний вид, можно предположить, что на улице темно, но снег настолько чистый и яркий, что там светлее, чем в комнате. Именно на этом ярком фоне очень хорошо прорисовывается темная фигура девочки.

Картина поражает своей экспрессивностью и резкостью в начале просмотра и завораживает, оставляя приятное ощущение при внимательном ее изучении. Возможно, это не самое красивое произведение автора, но по эмоциональным чувствам, на мое мнение, одно из лучших.