Работы родченко. Художник родченко александр михайлович, картины и биография

Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург - 3 декабря 1956, Москва) - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Биография Александра Родченко

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец - Михаил Михайлович Родченко (1852-1907), театральный бутафор. Мать - Ольга Евдокимовна Родченко (1865-1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.

Творчество Родченко

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917-1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.

Первый цикл - «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) - из плоских картонных элементов, второй - «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - «По принципу одинаковых форм» (1920-1921) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

The Fire’s Man

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. По настоянию отца отправился получать профессию врача.

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках.

В 20 лет Родченко бросил медицинский и поступил сначала в Казанскую художественную школу

В 1916 году Родченко призовут в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое спасет его от отправки на фронт.

В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет».

А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды — комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

В 1925 году в жизни Родченко случилась первая и последняя «заграница»: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки много крахмальных воротничков, шесть пар чулок для жены, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» стали так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, чаще всего неповторимой точки.

Послевоенные годы превратились для Родченко в один бесконечный кошмар. В дневнике только черные записи:

«Октябрь 1947 г. Ничего не работаем по 800-летию. Теперь скоро 30-летие Советской власти, и опять ничего. Все делается жить хуже и скучней. Все дорого, а денег нет, работы нет. Варва от безработицы мрачная. Я от скуки. Осталось одно — молиться Богу! Вот до чего дошли. Начали молиться… Мы, левые художники…».

24 сентября в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка одного из ключевых представителей советского авангарда – художника, фотографа, скульптора, родоначальника рекламы и дизайна Александра Родченко . «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое…» – слова, которые легли в основу названия выставки, навсегда останутся творческим кредо мастера: на протяжении всей своей жизни Родченко стремился создать и воплотить в своем творчестве «новое искусство», где нет ограничений в выразительных средствах и формах. Искусство, ставшее памятником советской культуры. Вне времени, пространства и границ.

В этот раз масштаб выставки Александра Родченко в МАММ поистине грандиозный: в стенах музея представлены более 200 работ художника , занимающих 3 этажа экспозиции, каждый из которых становится своеобразной ступенью на пути к пониманию его творчества: со времен художника-живописца и фотомонтажера до становления ключевой фигурой в области фото индустрии.

«Чёрное на чёрном»

Первый этаж экспозиции открывает эпоху 1920-х годов – значимого периода в жизни Родченко . Именно в это время происходит становление его как художника-абстракциониста: творчество приобретает особый смысл, декларируя новые подходы к искусству: отказ от привычных норм, изобретение особых форм и граней. Родченко активно экспериментирует с цветом, работает с плоскостью, фактурой, использует линии и точки как самостоятельный живописный элемент. Ряд работ, созданных в этот период времени («Чёрное на чёрном», «Необъективная композиция» и другие), можно назвать своеобразной данью родоначальникам абстракционизма – Кандинскому, Малевичу и Татлину.

«Необъективная композиция»

Увлечение абстракционизмом приводит Родченко к созданию нового направления в архитектуре и фотографии – конструктивизму или прикладному искусству , в котором каждый художественный элемент приобретает свою форму. Данное направление становится важнейшей вехой в искусстве, открывая новые грани воздействия «картинки» на зрителя.

В 1921 году Родченко на время оставляет живопись и начинает активно работать во благо революции. «Пионер советской культуры» – прозвище, данное Александру Родченко ещё при жизни, во многом раскрывает суть его творчества. Живопись, фотографии, многочисленные фотомонтажи и иллюстрации – все насквозь пропитано духом советской революции. Вот почему так важно рассматривать творчество Родченко на фоне культурно-исторического контекста.

Иллюстрация к журналу «ЛЕФ»

В 1922 году художник присоединяется к творческому объединению «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), известному благодаря своим знаменитым участникам Владимиру Маяковскому, Осипу Брику, Алексею Крученых. В это время он активно занимается фотомонтажом, создаёт революционные плакаты и коллажи, а также обложки и иллюстрации для книг («Про это» Владимира Маяковского ) и журналов (преимущественно для «Молодой гвардии» и «ЛЕФа»). Яркие цвета, геометрические фигуры, «кричащие» лозунги – революционное, новаторское искусство, воплощенное Родченко , дарует художнику поистине значимый статус – статус основоположника графического дизайна.

«Беспредметная живопись ушла из музеев, это – улица, площадь, город и весь мир…», – слова, произнесённые Родченко в период 30–50-х годов, во многом определяют заключительный этап в жизни мастера. Живопись у Родченко приобретает новую форму – перевоплощается в фотографию, а источником вдохновения становится город – места, где «кипит» жизнь.

«Скачки» (1935)

«Москва река» (1926)

Движение – одна из неотъемлемых частей снимков Родченко. Он один из первых воплотил, а главное оценил эстетику подобных фотографий: камера позволяет «сохранить» миг одним щелчком затвора. Мчащиеся на лошадях спортсмены, переливающееся яркими огоньками здание Большого театра, купающиеся в Москве реке рабочие и улыбающиеся дети-пионеры – здесь всё: свет, движение, улыбки, всплеск воды приобретает своё значение, становится целой симфонией жизни и предельного достижения момента в фотографии.

Однако настоящей «визитной карточкой» фотографа приянято считать ракурсные снимки . Отбросив каноны портретной и павильонной съёмки, Родченко проявил себя как новатор и на этом поприще: на его снимках нет выстроенной композиции, фотографии сделаны под непривычным углом, порой и в самом неожиданном ракурсе. Ярким примером подобной съёмки является знаменитая фотография «Пионер-трубач», за которую в 1932 Родченко был обвинен в противоречии пролетарскому режиму: высказывалось мнение, что снятый в таком ракурсе пионер похож на «откормленного буржуа».

«Пионер»

«Пионерка»

«Пионер-трубач» (1930)

«Мясницкая улица»

Тема динамики приводит фотографа в театр . Средоточие постоянного движения, игра актёров, сменяемые чередой события, жесты, эмоции – вечная жизнь на сцене, жизнь, которой долгое время посвятил себя Родченко в качестве фоторепортера, сотрудничая с такими режиссёрами, как Лев Кулешов и Сергей Комаров . Для наиболее полного погружения в атмосферу театра текущая выставка сопровождается звуковыми и видео материалами – фрагментами из кинолент и театральных постановок.

«Постановки театра ГИТИС»

Весь третий этаж экспозиции посвящён масштабному собранию снимков, сделанных Родченко во время строительства Беломорканала в 1933 году , где, по словам фотографа, ему удалось создать более 2000 снимков , из которых 30 ныне нам известных представлены в МАММ. Тема СССР становится одной из центральных в творчестве Александра Родченко . Его фотографии – это история советского общества, его культуры.

«Творить надо новыми средствами выражения!», – слова Александра Родченко , ставшие поистине лозунгом советской культуры 30-х годов. Яркий и импульсивный, яро отстаивающий всё новое, он никогда не делал различий между жанрами визуального искусства. Художник, дизайнер, фотограф? Невозможно определиться с творческим статусом Родченко , как и невозможно дать ему точную оценку. Его инструменты – кисть и затвор фотоаппарата – сочетать «несочетаемое» – вот цель его искусства. Видеть больше и обширнее, не зацикливаться на чем-то одном. Его феномен – художник-изобретатель, чье творчество – один сплошной эксперимент, важный не только для настоящего, но будущего.

Родченко Александр Михайлович

(23.11) 5.12.1891, Петербург - 3.12.1956, Москва

Живописец, график, фотограф, дизайнер, педагог, член группы конструктивистов ИНХУКа (Институт художественной культуры), член группы «Октябрь», член Союза художников по секции графики

В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе, в 1916 году переехал в Москву. Выставлялся как живописец с 1916 года, один из организаторов профессионального союза художников-живописцев в 1917 году. С 1918 по 1922 работал в отделе Изо Наркомпроса (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения) как заведующий музейным бюро и как член художественной коллегии.

Одновременно разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 участвовал в важнейших выставках русского авангарда, в архитектурных конкурсах и работе комиссии Живскульптарх (комиссия по живописному, скульптурному и архитектурному синтезу). В текстах-манифестах «Все - опыты» и «Линия» зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917-18 работал с плоскостью, в 1919 написал "Черное на черном", работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5х5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

Одновременно с живописью и графикой занимался пространственными конструкциями. Первый цикл - «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) - из плоских картонных элементов, второй - «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - «По принципу одинаковых форм» (1920-21) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».

В 1920 стал профессором живописного факультета, в 1922 - 1930 годах - профессор металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские - Высший художественно-технический институт). Учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. В 1920-1924 был членом ИНХУКа.

С 1923 работал как дизайнер универсального профиля. Занимался полиграфией, фотомонтажом и рекламной графикой (совместно с В. Маяковским), входил в состав группы ЛЕФ (Левый фронт), позднее был членом редакционной коллегии журнала «Новый ЛЕФ».

В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба».

С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).

В конце 20-х -начале 30-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927-28, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.

Один из организаторов и руководителей фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков - снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 - послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».

В 1932 вышел из «Октября» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», "Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 30-е и 40-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.

Литература:

Chan-Magomedov S.O. Rodchenko. The complete work. London, 1986

А.М.Родченко и В.Ф.Степанова. (Из серии Мастера искусства книги). М., 1989

Alexandr M. Rodchenko, Varvara F. Stepanova: The Future Is Our Only Goal. Munich, 1991

А.Н.Лаврентьев. Ракурсы Родченко. М., 1992

Alexander Lavrentiev. Alexander Rodchenko. Photography. 1924-1954. KЪln, 1995

Александр Родченко. Опыты для будущего. М., 1996

Alexandr Rodchenko. (Published in conjunction with the exhibition Alexandr Rodchenko at the Museum of Modern Art). New-York, 1998

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов. Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.