Самые знаменитые картины левитана. Лучшие картины пейзажиста исаака левитана

Исаак Ильич Левитан (3(16) октября, по другим сведениям, 18(30) августа 1860, посад Кибарты(ныне г. Кибартай, Литва) — 22 июля(4 августа) 1900, Москва) — мастер« пейзажа настроения», один из создателей национального русского пейзажа.

Особенности творчества художника Исаака Левитана. Лирические пейзажи Левитана проникнуты, с одной стороны, субъективными человеческими переживаниями(природа« печалится», «хмурится», «умиротворена», «ликует» и т. п.), а с другой стороны — острым ощущением объективной высшей гармонии(отчего присутствие человека в пейзаже становится ненужным и даже излишним). Изображая с большим чувством и правдивостью всё милое и скромное, невзрачное и неброское, простое и великое в русской природе, Исаак Левитан, по словам Александра Бенуа , привнёс «в чёрствый реализм живительный дух поэзии» .

Известные картины Исаака Левитана : «Осенний день. Сокольники », «Над вечным покоем », «Тихая обитель », «У омута », «Владимирка "

…Дважды неудачно стрелялся, а один раз пытался повеситься. Мог зарыдать посреди разговора. Или убежать в разгар выставки, чтобы спрятаться от людских глаз. Уходил, бросив свои этюды и никого не предупредив, на охоту в лес без еды на несколько дней, был объявлен в розыск как пропавший без вести, а когда вернулся, арестован на сутки — дабы впредь не морочил полиции голову. Дважды, словно в повторяющемся дурном сне, с отчаянием и яростью швырял к ногам возлюбленных(сначала одной, а потом второй — обе были давно и прочно замужем не за ним и какое-то время за больное сердце Левитана конкурировали) мертвую чайку, собственноручно застреленную. Переживал мучительные припадки депрессии. И умер в неполные 40 лет от расширения аорты.

Но какое это всё имеет отношение к его искусству? Что общего у биографии Левитана и его картин? Жизнь и живопись — параллельные вселенные! Не трогайте гения скользкими лапами, продажные жёлтые писаки! Разве это что-то объясняет или что-то помогает понять?!

Посмеем утверждать — помогает. Попробуйте нам поверить, а мы попробуем объяснить.

Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана

Исключительно тонкая душевная организация, мнительность и ранимость, «оголённые нервы», меланхолический темперамент с присущим ему обострённым интуитивным восприятием — всё это напрямую связано с гениальной способностью Левитана разглядеть в неброской и неконтрастной русской природе такое, что до него не смог увидеть никто.

«Эти бедные селенья, эта скудная природа…» , — обобщал в XIX веке Тютчев, один из любимых поэтов Левитана. «Я пойду по угрюмой тропе, чтоб запомнить рыданье пурги» , — живописал те же реалии в ХХ веке Рубцов. «Там, где я родился, основной цвет был серый» , — споёт в XXI веке Гребенщиков. Долгое время считалось, что в России нет и не может быть пейзажа, достойного кисти живописца; первые пенсионеры академии ехали за пейзажем в Италию, более близкие по времени к Левитану Шишкин и Поленов — в Германию, Швейцарию, Францию.

Левитан начинал и заканчивал русским пейзажем, это была его« альфа и омега», и он совсем не считал русскую природу ни угрюмой, ни скудной. «Северный великорусский, безропотный, нерадостный, с щемящею нотой тоски и грусти пейзаж» , как характеризовал его сверстник Левитана, художник Леонид Пастернак , — этот пейзаж оказался склонному к тоске и грусти Левитану не только внятен и дорог, но и — подвластен. Обратим внимание, даже искусствоведческая терминология, применимая к Левитану, намекает на меланхолию: «трепетный мазок», «нервная кисть»…

Левитан бывал за границей трижды, но к природе более яркой(как во Франции и Италии) или более торжественно-величавой(как в горах Швейцарии) остался равнодушен, тяготился, скучал, писал тоскливые письма: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист» . Даже в более колоритном по сравнению со средней полосой России Крыму художник умудрялся затосковать. Его крымские этюды мгновенно раскупили с выставки, а Левитана жаловался: «Природа здесь(в Крыму — ред.) только вначале поражает, а после становится скучно и очень хочется на север… Я север люблю больше, чем когда-либо…, я только теперь понял его» .

Здесь в самом непритязательном мотиве« меланхолик-барбизонец» Левитан силою своей любви открывал «разлитое в природе божественное нечто» . Пронзительная и негромкая, скромная и смиренная русская природа претворяется в творчестве Левитана в высочайшую поэзию.

Что скрывало детство Левитана?

Несмотря на собственную влюбчивость и ответный горячий женский интерес, Исаак Левитан никогда не был официально женат. Единственной женщиной, которой он однажды сгоряча и, кажется, внезапно не только для неё, но и для себя самого сделал предложение, оказалась младшая сестра Чехова — Мария Павловна. Ничего из этого не вышло. Однако, вопреки обычному для подобных ситуаций сценарию, Левитан и Мария на всю жизнь остались близкими друзьями. Но даже она признавалась: «Сам Исаак Ильич никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком…»

Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.

Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты(ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив(Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе(Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.

Отец Левитана в поисках лучшей жизни с непрактичностью будущих героев Чехова грезил «В Москву, в Москву!» , и в конце 1860-х вся семья с маленькими детьми действительно перебралась в первопрестольную, но чаемого благополучия не обрела. Отец преподавал французский отпрыскам состоятельных еврейских семей. Денег не хватало уже катастрофически, из-за чего собственные дети Ильи Левитана даже не могли посещать школу — по вечерам он сам пытался наверстать упущенное.

У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем , которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана — Константин Коровин .

Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку — отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.

Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?

Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи — Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.

Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет

Сначала Исаак учился в натурном классе у обличителя-жанриста Василия Перова , но каким-то чудом в 14-летнем мальчике рассмотрел родственную душу преподаватель соседнего — пейзажного — класса Алексей Саврасов . Он буквально выпросил« отдать» Левитана ему. Перов в этот раз противиться не стал.

Как только наступала весна, Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес, парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать, чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования, а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным, а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить, шумит на его картине дуб или не шумит, Левитан не только не удивлялся вопросу, но и очень скоро начал понимать, как живописными средствами добиться того, чтобы дуб — шумел, берёза волновалась, а природа в целом — жила, печалилась и радовалась.

Самому Левитану печалиться в годы своего ученичества, увы, приходилось чаще. Осиротевший и бездомный, он иногда по три дня не обедал, испытывал головокружения от запаха ситного хлеба, которым подкреплялись товарищи, и несколько лет носил клетчатый пиджак и короткие брюки, из которых давно вырос. Михаил Нестеров рассказывал, что Левитан «сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов… Сказывали, что он иногда не имел и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей« страшными привидениями»».

Положение слегка поправилось, когда Левитан получил стипендию московского генерала-губернатора. Но в 1879-м художника ждал еще один удар судьбы — евреев после покушения на государя выселили из Москвы. Через 13 лет, в 1892-м эта же ситуация повторится в биографии Левитана: его, уже знаменитого художника снова попросят« покинуть в 24 часа», и только благодаря большому общественному резонансу он сможет вернуться. Чувствовать себя изгоем, чужаком Левитану было не привыкать.

Диплома« классного художника» Исаак Левитан так и не сможет получить. Его любимый учитель Саврасов в училище показывался всё реже, он пил и не мог остановиться. Закончив« выпускную» картину, Левитан долго искал Саврасова по трактирам и ночлежкам, нашёл чуть ли не в рубище. Саврасов с похмелья начертил на обороте его картины мелом« Большая серебряная медаль»(она давала бы право на диплом). Но руководство училища с таким выводом не согласилось. Возможно, дала о себе знать растущая неприязнь Перова к Саврасову, или же, как считает Константин Паустовский, «талантливый еврейский мальчик раздражала иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа» .

Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов — замечательный колорист и очень образованный человек, много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин .

Взрослая жизнь художника Левитана

По выходе из училища Левитан с другом, художником-анималистом Алексеем Степановым поселились в дешёвых номерах на Тверской. Их много связывало и помимо живописи: безрадостное детство, раннее столкновение с бедностью и общая любовь к охоте. Левитан отменно стрелял уток и зайцев — Степанов их еще и писал, первую славу ему принесут картины« Лоси » и «Журавли летят ». В работу Левитана« Зимой в лесу » Степанов« подселил» волка. Номера на Тверской хозяева назвали пафосно: гостиница« Англия». Контраст очень смешил Чехова. Он острил, что все написанные в это время картины Левитана потом отнесут к «английскому периоду».

Денег опять не хватало, «халтурить», создавая на продажу лебедей и милующиеся под звёздами парочки, Левитан не умел. Он с благодарностью вспоминал первые 100 рублей, которые Павел Третьяков заплатил ему за картину« Осенний день. Сокольники », но и они быстро разошлись. Поленов« сосватал» своих талантливых учеников Коровина и Левитана писать декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова . Платил« миллионщик» щедро, но Левитан был прирожденным станковистом, а не декоратором, да и в мамонтовском Абрамцеве он почему-то не прижился. Тем не менее, на деньги, заработанные у Саввы, Левитан отправился в своё первое большое творческое путешествие — в Крым. Увидев море впервые, Левитан не смог сдержать рыданий, но к Крыму очень быстро остыл. Его тянуло севернее: в подмосковное Бабкино, где он три года гостил вместе с семейством Чеховых, в Саввину Слободу под Звенигородом, на Волгу .

В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине, а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился, что Левитан давно не показывается на люди, и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё, а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов, подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая, что его не следует оставлять в одиночестве, взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино, подыскивал работу в юмористических журналах, в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой .

«Нежный глаз»: любовные омуты в биографии Левитана

«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы» , — утверждал художник Борис Иогансон . Женщины толковали« нежный глаз Левитана» иначе: эмоциональный и красивый Левитан был необыкновенно притягателен для противоположного пола. Его романы вечно оказывались бурными, сопровождались скандалами и несостоявшимися дуэлями.

Биограф Чехова Дональд Рейфилд, сорвавший с биографии писателя пелену пуританских умолчаний, и о Левитане говорит: «имевший сотни связей с сотнями женщин» . Оставив порядок чисел на совести англичанина, заметим, что самые длительные отношения в жизни Левитана были с художницей и музыкантшей Софьей Петровной Кувшинниковой, эта связь продлилась 8 лет и в сниженной проекции была описана Чеховым в «Попрыгунье». Но знаменитая« Попрыгунья» с её неумной и тщеславной героиней, недооцененным мужем-доктором и любовником — посредственным художником Рябовским, несмотря на совпадение обстоятельств, всё же художественный вымысел. Настоящая история Левитана и Кувшинниковой — это история о другом.

Софья Петровна была старше Исаака на 13 лет: на момент знакомства ей было 39, ему — 26, и она действительно была замужем за доктором — полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, известным в художественной среде не только благодаря салону жены, собиравшему известных литераторов, музыкантов и художников, но и потому, что с него Перов написал егеря-хвастуна в знаменитых« Охотниках на привале ».

Дмитрий Павлович серьёзно отдавался работе, его супруга в это время с той же страстью отдавалась искусству: она недурно рисовала, еще лучше играла на фортепиано и всё время что-то изобретала — необычные наряды для себя или обстановку для дома. «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать, — писала Ольга Книппер Антону Чехову. — Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна, оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне представить, почему увлекся ею Левитан» . «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина, — вторил жене Чехова его брат Михаил, — Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Всё у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети».

Софья Петровна попросила Левитана дать ей несколько уроков, так начался их роман. Как только наступали тёплые дни, все 8 лет Левитан и Софья Петровна уезжали на этюды — в Подмосковье, под Тверь или на Волгу. Софья Петровна оказалась, как и Левитан, страстной и самозабвенной охотницей. Раньше, охотясь, Исаак мог по неделе пропадать в лесу в компании только своей собаки Весты — прибившейся к Левитану случайно, но на удивление ему преданной(рассказывали, что Левитан выучил свою собаку счёту до десяти и регулярно кормил, даже когда не имел обеда сам). Теперь они с Софьей Петровной, одетой по-мужски в брюки и ботинки, забирались в дебри, месили грязь, караулили вальдшнепов и тетеревов, стреляли, тащили тяжёлые ягдташи с добычей, а потом с азартом и даже злостью выбрасывали дичь на землю, считая, кто сегодня настрелял больше и не желая друг другу уступать. Свидетельство еще одной корреспондентки Чехова — его сестры Марии Павловна, несостоявшаяся невесты Левитана, делает картину завершённой: «Ты не представляешь, что происходит с С.П.(Софьей Петровной — ред.)! Балованная добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным устройством жизни, где всё подчинялось ей, она укрощает самоё себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и резкости Левитана, лишь бы вселить в его беспокойную, тревожную душу ощущение лада и надёжности. Радуется, когда видит, что мир снова наполняется для него всеми красками, и его влечет холст, и он улыбчив и мягок. А людские пересуды ее мало интересуют».

В присутствии Софьи Петровны Левитан меньше и реже хандрил: она развлекала его веселыми рассказами об общих знакомых, заботилась о том, чтобы он не мёрз и не сидел без еды на этюдах, внушала ему уверенность в его огромном таланте, которую Левитан то и дело терял и опускал руки. Дарование Левитана возмужало и окрепло. Картины, написанные при деятельном участии в его жизни Софьи Петровны, принесли ему первую громкую известность. Это она облюбовала волжский городок Плёс, где Левитану так хорошо работалось и где появился« Вечер. Золотой Плёс» и «Тихая обитель». Это она ездила с Левитаном на озеро Удомля, где он писал величественное полотно« Над вечным покоем». Это они вместе с Софьей Петровной случайно набрели на Владимирский тракт, и пока Левитан писал« Владимирку», Софья на телеге возила, «как икону», тяжелое полотно от дома до «пленэра» и обратно.

Была ли она счастлива с Левитаном — бог весть, но её любовь и преданность не вызывает сомнений. Рейфилд утверждает, что Софья Петровна продержалась так долго рядом с художником лишь потому, что охотно закрывала глаза на его параллельно развивающиеся романы. В Плёсе Левитан и Кувшинникова познакомились с красавицей Анной Грошевой , томившейся, как Катерина из «Грозы», в патриархальной семье мужа-старообрядца. Софья Петровна помогала организовать побег Анны в Москву, думая, что душа той рвётся к свободе, в то время как Грошева рвалась к Левитану. Одно лето, гостя в имении помещика Панафидина, Левитан увлёкся другой красавицей — Ликой Мизиновой, которой собирался делать предложение Чехов. В письмах Левитан дразнил друга тем, что« божественная Лика» «любит не тебя, белобрысого, а меня, волканического брюнета» . В то лето он написал знаменитую картину« Омут», сказав Кувшинниковой: «У каждого в жизни был свой омут» . А Чехов предупреждал Лику: «Вам суждено разбить сердце бедной Сафо».

Но разбила Софье Петровне сердце другая женщина — которой, кстати, на момент знакомства с Левитаном тоже исполнилось 39, Анна Николаевна Турчанинова. В то лето Левитан с Кувшинниковой приехали на этюды в Тверскую губернию, их соседями оказалась семья видного петербургского чиновника Турчанинова — три очаровательных дочки в возрасте невест и их мать Анна Николаевна, не желавшая прощаться с молодостью, а красотой даже превосходившая дочек.

Татьяна Щепкина-Куперник, сумевшая примирить Левитана и Чехова, несколько лет не разговаривавших друг с другом после выхода« Попрыгуньи», сообщает: «Соперница Софьи Петровны — красивая. Она похожа на цыганку. Красит губы, всегда ходит в белом и от нее пахнет так сладко и так сильно, что даже чашки, из которых она пьет чай, пахнут духами. Она ужасно любезна со всеми — особенно с Софьей Петровной. И все хвалит ее этюды. Но глаза у нее — злые. Не строгие, как у Софьи Петровны — а так, злые. Мне все хочется представить, бывают ли они другими, когда она ласкает своих детей или молится? Но может быть, она вовсе не молится?»

В конце концов, Левитан порвал с Софьей Петровной, предпочтя ей Турчанинову. Но ни долгого счастья, ни тем более покоя с новой возлюбленной не обрёл. Одна из дочерей Анны Николаевны тоже влюбилась в художника. Их борьба с матерью за сердце Левитана была ожесточённой и длилась до самой его смерти. К Левитану вернулись депрессии, он снова стрелял в себя.

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

У Левитана обострилось сердечное заболевание. Спорят, был ли это врождённый порок или приобретённый ревматический миокардит, но бесспорно, что положение усугубила неврастения. «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? — мучился Левитан. — Быть может, потому, что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное — суета сует… Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном…»

Между тем, профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок, а картина« Тихая обитель» производит, по слова Чехова, фурор. Левитан часто бывает за границей — но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве, но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение« Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей, он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны, но жалуется на невозможность работать: «И в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»

За два года до смерти Левитан, когда-то не удостоенный звания классного художника, становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер, волнуюсь, как сукин сын, — мои ученики дебютируют на Передвижной. Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства, а жутко, черт возьми!» Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось, что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты, — фиксирует в дневнике Чехов. — Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Левитан умер, не дожив до сорока, в августе 1900 года и был похоронен в Москве, на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы(в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде, в тот август, когда умирал Левитан, чудесным образом второй раз за год зацвела сирень,

Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в , где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – , и . Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – .

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из , до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – , «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Крупнейший представитель русской лирической пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. В картинах Левитана элегические настроения, печальные раздумья о смысле жизни. Есть у него и картины, полные трагической скорби и безнадежности, и картины, полные бодрости и жизнеутверждения; есть картины, полные тоскливости и картины, полные звонкой радости!

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Жили в бедности. К тому же родители рано умерли, и маленький Исаак остался на попечении сестры, которая сама жила за счет поденной работы и лишь изредка подкармливала брата, да штопала старую одежду. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Учителями его были Саврасов и Поленов. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саврасов сразу выделил Левитана, но в Училище не любили самого Саврасова за его несдержанный характер, поэтому эту нелюбовь перенесли на мальчика. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

В 1886 году Левитан впервые приехал в Крым и настроение его изменилось. Здесь он впервые понял, что такое чистые краски. Он ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. А солнце и черный цвет несовместимы. Так начался новый период в жизни и творчестве талантливого еврейского художника.

Творчество Левитана - это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. "Поэтом русской природы" справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование", -писал М.В.Нестеров.

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце...

По дорожке Сокольничьего парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые лес

Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Трагическое, полное беспредельной тоски и скорби полотно. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа вызывает ощущение тревоги и напряжения.

Сиротливо прилепилась на крутом берегу холодного озера маленькая, почти сгнившая, деревянная церквушка, за которой едва заметны кресты старого кладбища. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя здесь человек. Ощущение одиночества, ничтожности человека перед бесконечно великой и вечной природой дает картине подлинно трагическое звучание. Здесь глубокие философские размышления Левитана о смысле жизни и смерти, бытия человека в природе - и все это принимает унылую и безнадежную окраску. Неслучайно во время написания картины Левитан любил слушать траурный марш Бетховена.

Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф "Берново", с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: "А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его "гиблым местом" и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его "Русалке". И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки... Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны... Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость - результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец (деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога..." Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!"

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным... Левитан увидел настоящую Владимирку - дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги - покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой - огромное хмурое небо... И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов....

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки.

Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом - как страж этой тишины - рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

И. И. Левитан, картины которого всем хорошо известны с детства, создал за свою недолгую жизнь более тысячи картин, рисунков и этюдов. Весь свой дар он отдал людям, оставив себе ни с чем не сравнимое счастье творца.

Детство и юность будущего художника

Будущий певец родился 30 августа 1860 года в небольшом местечке вблизи Кибарты, находившейся на территории нынешней Литвы. Отец будущего художника был и постарался помочь своим детям, Исааку и его брату Авелю, получить знания. Первоначальное образование братья получили дома под его руководством. Жизнь в отдалении от культурных центров страны не сулила никаких перспектив, и семья Левитанов переехала в Москву. У Исаака Ильича с самых ранних лет проявился талант к рисованию, и, несмотря на крайнюю бедность, он сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Годы учёбы были необыкновенно тяжелы для молодого студента. Один за другим умерли родители, и Исаак должен был сам заботиться о куске хлеба. Но было и много радостного. Талант, помноженный на упорство, помогли ему сразу войти в число лучших студентов училища. Его работы занимали первые места на конкурсах и приносили награды. Судьба послала ему замечательных педагогов, В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. И. Сурикова. Именно эти люди помогли в полной мере раскрыться таланту молодого живописца. Но самое главное, они ввели его в круг знаменитого общества художников-передвижников.

Первый настоящий успех

В марте 1877 года Москва встречала пятую передвижную художественную выставку. Впервые Леитан демонстрировал свои работы в одних залах с признанными мастерами кисти. Успех оказался неожиданным и шумным. Особенно отмечалась его картина "Осень". Левитана переполняло счастье. В те годы высшей оценкой работы каждого художника была покупка его полотна Третьяковым для своей знаменитой галереи. Очень скоро картины Левитана появились в его залах.

Через некоторое время в жизни Левитана произошло ещё одно важное событие. Известный меценат и создатель частной оперной труппы, Савва Морозов, набирал группу художников для оформления своих постановок. Был приглашён и И. И. Левитан. Картины его были хорошо известны Морозову. Работа в театре не только помогла в развитии таланта художника, но укрепила материально. Он отправляется в поездку на Волгу.

Поездка на Волгу и за границу

Великая русская река была известна ему, главным образом, по стихам Некрасова и картинам Репина. Из поездки Левитан привез целую серию картин. Широко известны из них такие, как "Вечер на Волге", "Золотой плёс", и многие другие. И вновь его полотна в Третьяковской галерее. Это уже не просто успех, это триумф.

И. И. Левитан, картины которого столь популярны в России, отправляется за границу. В Париже, Берлине и Риме он посещает крупнейшие музеи мира и изучает работы старых мастеров. Разумеется, это приносит пользу, но долго оставаться вдали от России он не может. В своих письмах друзьям художник рассказывает о том, как тянет его домой, к родным русским пейзажам.

Создание картины "Вечерний звон"

Впереди была одна из самых знаменитых его работ. Картина Левитана "Вечерний звон" никого не может оставить равнодушным. Это столь знакомое всем полотно наполнено необыкновенным лиризмом и теплотой. Идея картины появилась у Левитана в Слободке под Звенигородом. Там довелось ему наблюдать Саввино-Сторожевский монастырь в лучах заходящего солнца.

Художника поразила красота увиденного. Но работу над картиной он начал в Юрьевце, где на берегу озера расположен Кривозерский монастырь. Таким навеяна двумя монастырями. Многие исследователи творчества художника полагают, что ощущать поэзию старых храмов научил его Саврасов.

Последние годы жизни художника

В 1897 году было представлено широкой публике ещё одно полотно, ставшее шедевром русской пейзажной живописи. Это Сравнительно скромная по размерам, она масштабна по содержанию. Весеннее возрождение жизни, пробуждение новых сил и надежд являются её основными мотивами.

И. И. Левитан, картины которого вошли в золотой фонд отечественной культуры, прожил недолгую жизнь. Он скончался 4 августа 1900 года, как бы подводя итог развитию живописи 19-го века.

Среди наиболее известных художников мира яркими образами проходят русские живописцы. Великолепные картины мастеров соперничают с шедеврами лучших художников мира, заслуженно получают признание. Здесь представлены живые, дышащие произведения Исаака Ильича Левитана.

Биография и творчество художника Исаака Левитана

В городке Кибарты, Мариямпольского уезда, относящегося к Августовской губернии, проживала небогатая семья евреев. Илья Абрамович (Эльяшив-Лейб) 18 (30). 08.1860 очередной раз стал отцом. Образованный человек старался поддержать детей, всем четверым дать нормальное образование.

Существует несколько иной взгляд на данную семью. Некоторые искусствоведы, историки утверждают, что Исаак не был сыном Ильи Абрамовича Левитана, поскольку ребенок на 5 месяцев был старше младшего брата. Скорее всего, мальчик остался без родителей, родной дядя усыновил племянника. Точная дата/место, где родился Левитан, неизвестно.

Илья Левитан понимал, что хорошее образование получат исключительно курсанты, студенты больших учебных заведений. Семья направилась к столице после рождения мальчиков. Так отец обеспечил возможность обучаться в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Первым приступил к учебе Авель Лейб (1871-го), Исаак – 1873-го.

1875-й принес горе семье: смерть унесла мать. Здоровье покинуло отца. Оставив тяжелый труд железнодорожного рабочего, Илья Абрамович пытался свести концы с концами, занимался репетиторством, оплачивать учебу двух студентов не мог. Училище помогало семье. Ввиду крайней нужды студентов, перевело парней на бесплатное обучение. 3. 02. 1877 тиф забрал отца.

Исаак проходил обучение в «натурном» классе под руководством Перова, позже обучением в пейзажном классе занялся Саврасов. К марту 1877-го студент выставил два шедевра, освещенные прессой, принесшие парню серебряную медаль, финансовую помощь государства (220 рублей).

1879-й принес изменения всем евреям: им запретили проживать на территории столицы. Мастер кисти переехал на дачный участок Салтыковки, взяв сестру с мужем. 1880-го, продав картину «Вечер после дождя», молодой мастер кисти арендовал на Большой Лубянке квартиру с полной меблировкой.

80-е Исаак проводил летние дни на территории Останкино, творя великолепные шедевры. Работы Левитана тех лет разобрали частные коллекции, музеи. К примеру, картина «Полустанок» выставлена среди экспонатов дома-музея Левитана. Там из-под пера вышли:

  • «Дубовая роща. Осень»;
  • «Сосны»;
  • «Дуб».

Получить диплом Исааку помешало безденежье. Весной 1885-го художник переехал в Максимовку, находящуюся рядом с Бабкиным, где часто гостило семейство Чеховых. Так Левитан и Чехов познакомились, стали друзьями-соперниками. Живописец стал болеть, часто напоминало о себе сердце. 1886-го мастер кисти поправил здоровье в Крыму, провел выставку, представив 50 пейзажных полотен. 80-90-е Исаак занимал место учителя пейзажного класса Училища изящных искусств Гунста.

Зимние месяцы 1889-1890-го живописец провел в Европе, путешествуя по французским, итальянским просторам, посетив Всемирную выставку искусства в Париже.

В 1892-м Исааку пришлось переехать из столичной губернии, как «лицу иудейского вероисповедания», сначала в Тверскую, потом во Владимирскую губернии. Художник много общается с Серовым, написавшим потрет Левитана:

1895-й ознаменовала поездка австрийскими, французскими землями.

1896-го художник перенес болезнь тифом, давшим осложнение аневризме сердца. Недуг стал неизлечимым.

Май 1897. Мастер живописи наслаждался проживанием в Курмайор, расположенном рядом с итальянским городом Монблан. 1988-го Левитану присудили звание академика пейзажной живописи.

Зима 1899-го подкосила живописца. Врачи отправили Исаака в Ялту, где он встретился с Чеховым и часто говорил о смерти, поскольку сердце болело постоянно. 22.07 (4.08) 1900 Левитан покинул мир.

Картины Левитана

Левитан много времени проводил на природе. Его больному сердцу хотелось свободы, тишины, веры в лучшее. Самые знаменитые картины Левитана с названиями, открывающими перед зрителями красоту русской земли, находятся в самых знаменитых коллекциях.


Полотно «Золотая осень» показывает великолепный пейзаж, представший перед глазами художника 1895-го возле усадьбы Горка, расположенной на территории Тверской губернии. Экспрессивная, энергичная техника работы, чистый взгляд на природу создали настоящий шедевр.


«Март» — полотно, созданное в усадьбе Горка. Картина представлена Третьяковской галереей. При взгляде на изображение зритель попадает в веселую капель, оживает быт, просыпается земля. Победа веселой весны над холодной стужей зимы представлена в момент перелома на пользу тепла.


Полотно «Над вечным покоем» отображает мысли и чувства художника. Ничтожность человеческих помыслов, быстрое течение жизни, круговорот бытия оставили отпечаток на картине. Серые тучи, церковь, кладбище, холм над тихими водами озерного омута.


Картина «У омута» представляет яркий образец таланта живописца. Представленная 1892-го, поражает натуральностью изображения. Тишина опасного места затягивает, тревога, беспокойство охватывают при длительном любовании полотном. Желание броситься в воду, оставить проблемы, уйти навсегда тихим водным путем закрадываются в сознание зрителя. Опасная красота русской глубинки завораживает своей завершенностью.


Полотно «Березовая роща» — яркий образчик позитивного пейзажного искусства. Блики солнечных лучей, цветы пробуждают желание жить, радоваться новому дню.


Открыть душу Богу, наблюдая закат у монастыря, поможет полотно «Вечерний звон». Чистота образа, тихая гладь речной воды, небольшие челны, подчеркивающие незначительность человеческого существования. Красота, ведущая к Богу.


Монастырь над Волгой, пешая тропа, хрупкий деревянный мост указывают на тернистость жизненного пути человека. Картина «Тихая обитель» дарит успокоение, исцеление мечущейся душе. Спокойствие, вера Богу, надежность Его защиты ощущаются в первые минуты созерцания.


Неоконченное полотно «Озеро» создавалось художником на пороге смерти. Последние мазки не успели закончить работу, оставшуюся навек незавершенным шедевром. Живописец успел передать часть образов, придать им жизнь. Надвигающиеся облака, шумящие заросли камыша, тихая водная рябь выходят на первый план. Тишина, мощь природы оттеняются образами деятельности людей на заднем плане, но остаются главным мотивом.


Чистое поле, уходящая в даль дорога, бесконечность небес, земли составляют основной мотив картины «Владимирка». Символ бесконечного пути, нескончаемого круговорота жизни.


Осенние пейзажи Левитана редко фиксируют четкие человеческие фигуры. Чистая природа воодушевляет мастера, но картина «Осенний день. Сокольники» завоевала признание сразу. Пустынная аллея, пожелтевшие листья, легкий женский силуэт, гармонирующий с природой. Спокойствие, ностальгия пропитывают образ, созданный искусной кистью.

Природа в творчестве Левитана занимает главное место. Работы мастера пропитаны благоговением перед русскими полями, лесами, реками, озерами. После смерти художника были найдены малоизвестные этюды Левитана (300), 40 незаконченных полотен.

Категория