Сообщение о творчестве а и хачатуряна. Музыка к театральным постановкам

Арам Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.

В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян , театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.

«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне .

В 1926-1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.

В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем - в 1960- годы - для тех же солирующих инструментов написал новый триптих - концерты-рапсодии (для скрипки - 1961,для виолончели - 1963, для фортепиано - 1968). Наиболее исполняема его симфония - Вторая (1944) - «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А. Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР. В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.

В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве - пище духовной, нуждались все - и фронт, и тыл. И мы - артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ - единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

Премьера балета состоялась зимой - 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.

Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А. Хачатуряна , наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.

Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30-50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.

С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 - профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди. К "хачатуряновской школе" музыковеды справедливо причисляют виднейших композиторов Армении Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Формально они не учились у Хачатуряна, но он пристально следил за их творческими шагами, помогал и поддерживал советами.

Заместитель председателя Оргкомитета (1939-1948), с 1957 года - секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.

Среди интерпретаторов его музыки - крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Я. Слободкин, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани…

Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • три ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист Армянской ССР (1955)
  • Народный артист Грузинской ССР (1963)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
  • Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
  • Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
  • Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
  • Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
  • Государственная премия Армянской ССР (1965)
  • Орден Искусств и литературы степени командора (1974)
  • Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская Республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
  • Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
  • Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики - за заслуги перед польской культурой
  • Академик АН Армянской ССР (1963)
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Почётный член Академии «Санта-Чечилия» в Риме (1960)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961)
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории (1960).

Память

  • Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
  • 31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и супруга российского президента Людмила Путина. Памятник установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем великого композитора.
  • В центре столицы Республики Армения Ереване на улице Заробяна (рядом с проспектом маршала Баграмяна) открыт Дом-музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом). В последние 10 лет его директором является пианистка-профессор Армине Романовна Григорян.
  • Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них - «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона, «Олдбой» южнокорейского режиссера Чхан Ук Пака.
  • Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO)
  • В честь А. И. Хачатуряна выпущены почтовые марки: Почтовая марка СССР (1983 год), Почтовая марка Армении (2003 год), Почтовая марка России (2003 год)

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна проводится в Ереване с 6-го по 14-ое июня ежегодно, начиная с 2003 года. Впервые проект был реализован в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора.

Конкурс направлен на выявление талантливых молодых музыкантов по трем специальностям - «фортепиано», «скрипка» и «виолончель».

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна воплощается в жизнь благодаря совместным усилиям Министерства культуры РА, Культурного фонда «Арам Хачатурян - конкурс» и Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Проект проводится под патронатом супруги президента РА Риты Саргсян, которая одновременно является почетным президентом Попечительского совета конкурса. Последний включает в себя таких известных деятелей, как профессор Джонатан Фриман-Этвуд, Валерий Гергиев, профессор Рейнхарт фон Гутцейт, Павел Коган, Эльжбета и Кшиштоф Пендерецкие и многих других значимых фигур.

География участников очень широка: он вбирает представителей из стран СНГ, США, Канады, Мексики, Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии, Великобритании, Китая и многих других стран.

За десять лет состав жюри пополняли настоящие мастера своего дела Григорий Жислин (Великобритания), Жан Тер-Меркерян (Франция), Захар Брон (Германия), Владимир Ландсман (Канада), Джаспер Перрот (Великобритания), Чун Пан (Китай), Борис Кушнир (Австрия), Сергей Кравченко (Россия), Люси Ишханян (США), Александр Соколов (Россия), Светлана Навасардян (Армения) и многие другие. Именно эти имена гарантирует справедливость и определяет высокий статус и уровень конкурса.

С 2007 года официальным оркестром конкурса является Государственный молодежный оркестр Армении.

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна является членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) - престижнейшей музыкальной семьи, в состав которой входят международные конкурсы имени Чайковского и Королевы Елизаветы, Международный музыкальный конкурс Монреаля и многие другие.

Международный фестиваль имени Арама Хачатуряна

В 2013 году весь музыкальный мир празднoвал 110-летие со дня рождения великого армянского композитора Арама Хачатуряна . В этой связи многочисленные культурные мероприятия были объединены в рамках одного проекта - Международного фестиваля имени Арама Хачатуряна . Последний был воплощен в жизнь благодаря совместным усилиям Государственного молодежного оркестра Армении (официальный оркестр Международного конкурса имени Арама Хачатуряна ) и Министерства культуры РА.

Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась 6 июня 2013 года в концертном зале Арама Хачатуряна . Фестиваль сразу стал одним из самых знаменательных и масштабных мероприятий Армении и единственным проектом, деятельность которого распространилась далеко за пределы страны. Так, в исполнении Государственного молодежного оркестра Армении произведения нашего именитого соотечественника были представлены в России, Италии, многих других странах.

Музыка Хачатуряна была также представлена в исполнении зарубежных исполнителей. В рамках фестиваля Ереван и Гюмри, вторая столица Армении, приняли Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, а также всемирно известных артистов Захара Брона, Филиппа Хайма, Марию Домашенко, Маю Кишиму, Нина Фэна, Александра Романовского, Ваагна Папяна и многих других музыкантов.

Основные сочинения

Балеты

  • «Счастье» (1939)
  • «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)
  • «Спартак» (1956, вторая редакция - 1958, третья - 1962, четвёртая - 1968)

Оркестровые сочинения

  • Три симфонии (1934, 1944, 1947)
  • Танцевальная сюита (1933)
  • «Русская фантазия» (1944)
  • «Ода памяти Ленина» (1948)
  • «Торжественная поэма» (1950)
  • «Приветственная увертюра» (1958)
  • Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
  • Концерт для скрипки с оркестром Ре-минор (1940)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1946)
  • Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)
  • Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
  • Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)

Камерные ансамбли

  • Струнный квартет (1931)
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)
  • Сочинения для скрипки[править | править вики-текст]
  • Танец № 1 (1926)
  • Аллегретто (1929)
  • Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)
  • Соната (1932)

Сочинения для виолончели

  • Песня странствующего ашуга (1925)
  • Элегия (1925)
  • Пьеса (1926)
  • Сон (1927)
  • Соната для виолончели соло (1974)

Сочинения для фортепиано

  • Вальс-каприс (1926)
  • Танец (1926)
  • Поэма (1927)
  • Семь фуг (позже вошли в сб. «Речитативы и фуги») (1928-1929)
  • Токката (1932)
  • Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944-1945)
  • Детский альбом (первая тетрадь) (1947)
  • Сонатина в трех частях (1959)
  • Соната в трех частях (посвящена Н. Я. Мясковскому) (1961; издана в двух редакциях)
  • Детский альбом (вторая тетрадь) (1965)
  • Семь речитативов и фуг (1928-1970)
  • Вокализ (из музыки к к/ф "Отелло",1955)

Музыка к театральным постановкам

«Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все - в 1927-1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва), «Долг чести» Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), «Макбет» Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван), «Большой день» Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), «Баку» Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940, Московский театр им. Ленинского комсомола), «Маскарад» Лермонтова (1941, Театрр им. Вахтангова, Москва), «Кремлевские куранты» Погодина (1942, МХАТ); «Глубокая разведка» Крона (1943, МХАТ), «Последний день» Шкваркина (1945, Театр им. Вахтангова), «Южный узел» Первенцева (1947, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Сказка о правде» Алигер (1947, там же), «Илья Головин» Михалкова (1949, МХАТ), «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (1953, МХАТ), «Лермонтов» Лавренёва (1954, там же), «Макбет» Шекспира (1955, Малый театр, Москва), «Король Лир» Шекспира (1958, Театр им. Моссовета).

Фильмография

2006 - «Осеннее солнце» (Армения, короткометражный)
2000 - «Рождество» (Армения, короткометражный)
1985 - «Маскарад»
1975 - «Спартак» (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1968-1971 - «Люди на Ниле» | Those People of the Nile | الناس والنيل (СССР, Египет)
1962 - «Люди и звери» | Menschen und Tiere
1957 - Поединок
1955 - «Салтанат»
1955 - «Отелло»
1955 - «Костер бессмертия»
1953 - «Сеанс гипноза» (короткометражный)
1953 - «Корабли штурмуют бастионы»
1953 - «Адмирал Ушаков»
1950 - «Секретная миссия»
1949 - «У них есть Родина»
1948-1949 - «Сталинградская битва»
1947 - «Свет над Россией»
1947 - «Русский вопрос»
1944 - «Человек № 217»
1941 - Армянский киноконцерт (короткометражный)
1940 - «Салават Юлаев»
1939 - «Сад»
1938 - «Зангезур»
1935 - «Пэпо»

Ученики

  • Андрей Эшпай
  • Эдгар Оганесян
  • Ростислав Бойко
  • Микаэл Таривердиев
  • Владимир Дашкевич
  • Эдуард Хагагортян
  • Алексей Рыбников
  • Анатоль Виеру
  • Кирилл Волков
  • Марк Минков
  • Виктор Екимовский
  • Георгс Пелецис
  • Толиб-хон Шахиди
  • Игорь Якушенко
  • Владимир Рябов
  • Мурад Ахметов
  • Георгс Пелецис

А. Хачатурян

В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

«Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

Призванный музыкой

Студент Коммерческого училища

В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

Виолончелист или композитор?

В музыкальном техникуме Гнесиных

И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

Сокровищница Восточной музыки

Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

Творчество гения армянской культуры

Арам Ильич Хачатурян – дирижер

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

«Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающаясвежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями иритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилосьисточником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. Всвоих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередьрусской музыки.

ТворчествоХачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичныйконцерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

БИОГРАФИЯ

Детство июность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семьепереплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевыглубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставилоискусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песниАзербайджана, Грузии, Армении.

Под впечатлениемуслышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часамивыстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя«музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мненеописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

Материальноеположение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арамне мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за грошипианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем спримитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен итанцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьироватьзнакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».

Когда Арамуисполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельнонаучившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовоморкестре.

В шестнадцать летХачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным,что мечта учиться музыке стала неотступной.

Наконец в 1921году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат СуренХачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арамак музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.

Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московскиймузыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарнойподготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. ЕленаФабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали вюноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивоготруда, сомнений, успехов, разочарований.

Вначале Хачатурянучился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, чтоосновное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашелчуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже втехникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.

С 1929 по 1934годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения онзанимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все своевнимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» длясимфонического оркестра.

Уже здесьпроявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Преждевсего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатурянатеперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстрорастет и среди широких масс слушателей.

В качестведипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященнуюСоветской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имязанесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,занимаясь в аспирантуре.

Началосамостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много иупорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различнымжанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказалисьбалет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженнуюпопулярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активновключается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняетответственную работу в Союзе композиторов.

Фортепианныйконцерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем былвыдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имелбольшой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящемустилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнеемелодия.

В 1940 годуХачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичныйконцерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте.Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачуДавиду Ойстраху.

Весну и лето 1939года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье».В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа СоветскойАрмении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

Спустя два годаХачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театреимени Вахтангова.

Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни«Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «ГероямОтечественной войны» и другие.

Из произведенийкрупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

Премьерабалета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуированЛенинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел согромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развиваетсядраматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Ихсчастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фондВооруженных Сил Советского Союза.

Втораясимфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживаниясоветских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущейпобеды.

В 1944 годуХачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенныйпериод. В послевоенные годы музыкальная деятельность композиторазначительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классукомпозиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальностибудущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышлитакие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиеви другие.

В 1950 годуначалась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировалХачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением авторапрозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композиторпосещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом еговыступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главнойцелью его жизни.

Появляется целыйряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет длякинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

В 1946 годуХачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает егопервому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскомувиолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

Капитальноепроизведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлекобраз человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстаниерабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего сборьбой народов за свою независимость.

Позднеетворчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (дляскрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновьвозвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»для альта.

С первых жепослевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельностьХачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал вомногих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплениюдружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

Композитору былоприсвоено почетное звание народного артиста СССР.

6 июня 1903 года родился величайший армянский композитор Арам Хачатурян. Имя Хачатуряна пользуется широчайшей известностью, его композиции исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах. Произведения композитора вошли в музыкальную классику ХХ века.

Арам Хачатурян родился в Коджори (предместье Тбилиси) в семье армянского переплетчика. Несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели. Параллельно композитор получил и образование биолога на физико-математическом факультете Московского Университета.Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции. Получив в нем первичные навыки сочинительства, в 1929 году он поступил в Московскую Государственную консерваторию, где уже формировался как композитор под руководством Николая Яковлевича Мясковского.Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано. В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия.В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.Лишь только композитор выдвинулся в ряды самых известных и талантливых музыкантов, как в 1941 году началась Великая Отечественная Война. Но и в эти трудные годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, давая ему стимул для дальнейших творческих поисков.


Арам Хачатурян с родителями и женой Н.Макаровой

В 1942 году была завершена партитура балета «Гаяне» на либретто К.Державина. В этом произведении композитор талантливо синтезировал традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Балет «Гаяне» прочно вошел в репертуар отечественных и зарубежных театров. Широчайшую известность завоевали и три симфонические сюиты, составленные Хачатуряном из музыки «Гаяне».В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества.В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония.В 1954 году родилось наиболее значительное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак». По глубине идейного замысла, яркости художественного воплощения, масштабности драматургии и формы и, наконец, по смелости решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства он занял достойное место среди лучших балетов ХХ века.


Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. От первого брака у Хачатуряна есть дочь Нунэ – пианистка. В 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, ставшей впоследствии верным спутником жизни композитора. От брака с Н.Макаровой у Хачатуряна родился сын Карен (ныне – известный искусствовед).О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века.

Краткая биография

24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем. С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.


В столице он живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой. Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности. И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.

В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ. С 1929 он – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я. Мясковского, о котором сохранил теплые воспоминания на всю последующую жизнь. В классе у Мясковского он познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак. В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын.

Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР. Во время войны он в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь, где много работал, остро воспринимая разлуку со своей семьей. После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года. Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Одним махом была перечеркнута работа многих советских композиторов, Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные» автор. В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович , Прокофьев , Мясковский. В числе вторых, получивших должности и известность - Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти. Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.

Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.


Интересные факты

  • Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.
  • Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.
  • Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».
  • Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.
  • Игорь Моисеев поставил «Спартака » в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.
  • Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.
  • Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.
  • В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» - Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.
  • В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

  • Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.
  • С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.
  • Сегодня «Гаянэ» - редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.
  • Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.
  • Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.