Креативный кризис. Несколько способов выхода из творческого кризиса

Сегодня у нас еще один гостевой пост от Игнашова Евгения, который представляет проект Candysign : создание сайтов, иконок, проведение сетей, программирование.
Эти строки читают творческие люди или те, кто себя к ним причисляют? Если да, то им наверняка знакомы времена, как сумасшедшего креативо-извержения так и творческого застоя. Мне, по крайней мере знакомы (будем считать, что это говорит о том, что я настоящий творец:)) Застой у нас, дизигнеров может случаться по великому множеству причин, как-то: спать охота, заказчик тупой, муза покинула или любимая песня в винампе закончилась. У каждого своё. Возникает вопрос: “Как же, блин, всё-таки безболезненно подстегнуть креативность и творческое мышление?”. Честно говоря, я действительно считаю, что можно как-то выделить из общей массы вариантов, несколько, которые действуют наиболее эффективно и на наибольшее количество людей.

Например, вы – дизайнер (хотя, скорее всего так и есть) и у вас тот самый застой, а народ требует и даже периодически названивает с вопросом: “Ну чё там?”. Наиболее действенный лично для меня метод трансформации в боевую дизайнерскую единицу это, как не странно, выжидание . Да, действительно поговорка “утро вечера мудренее” справедлива. Сидите вы предположим в час ночи рисуете что-то, но чуете, что, как говорится, не прёт. И порыва нет, и подолгу торчите на одном месте, с целью довести его до идеала, и прочее. Кто учился в художке или тупо ходил в кружок в детстве, тому наверняка преподаватель при таких же моментах советовал отойти минут на 10-15 от своего рисунка и просто отвлечься другими делами. Отвлекаясь, образ рисунка частично уходит у вас из головы и потом вы, так сказать, с новым свежим взглядом смотрите на своё детище и сходу видите то, чего не замечали при пристальном часовом разглядывании.

Муза также может вернуться и при созерцании чего-нибудь/кого-нибудь прекрасного . Но непременно не просто прекрасного или вызывающего умиление как, например, маленькие дети, щенки, котята или голые тётки, а “тематически прекрасного”. Т.е. неплохо ознакомиться с работами старших товарищей, коллег по цеху, тех, кого вы считаете своим духовным наставником, Гуру и прочих. Желательно поискать схожие по теме работы, а не просто картинки зырить. Щас наверно некоторые думают мол: “На что это он намекает, стервец? Спереть чужие идеи предлагает?”. Отвечу прямо и честно, не кривя душой – нет). Я клоню к, опять таки, всем известной поговорке “Учись у многих, не подражай никому”. Даже великие, на этапе своего становления у кого-то учились, в чём-то черпали вдохновение, что-то употребляли … Ежели при вас простом дизайнере есть ваш личный арт-директор, то можно и к нему обратиться, пускай з/п отрабатывает. Не стремайтесь ходить по портфелям качественных веб-студий и учиться у них.

Напомню ещё раз, что нужно именно учиться, а не воровать . Да, грань тонка, да иногда червь бездарности так и точит, падла: “Сопри, сопри, интернет большой, никто не спалит”. Роль этого червя иногда могут заменять не слишком совестливые коллеги по цеху, мол: “А чё? Я всегда так делаю и ничего”. Тут должно включаться ваше дизайнерское самолюбие, коего у каждого дизигнера обычно хватает.

Как-то лазил по сайту одной известной в сфере дизайна “птицы” и наткнулся на статью или скорее заметку общий смысл которой в том что творческий кризис может возникнуть только если вы идете в неправильном направлении , а придумать нечто оригинальное и необычное и вовсе нельзя. Необычное может появиться лишь само-собой в процессе работы. Отчасти согласен. Например, в том, что интересная идея может возникнуть в процессе, но считаю что и сама-собой она тоже может появиться. Допустим, вам дали заказ на сайт булочной и вы сходу прямо в процессе обсуждения деталей дальнейшей работы придумали, что по центру экрана будет толстая тётка с тарелкой булок ну или типа того. Не слишком оригинально конечно и на шедевр дизайнерской мысли не тянет, но не будем забывать, что это просто пример и придумал я его на ходу за 3,5 секунды.

Преодолевать этот творческий кризис можно ещё и генерируя заведомо не самые оригинальные идеи (что-то вроде “мозгового штурма”).То есть просто накидывая некий рабочий материал процентов 70 которого в дальнейшем отсеяться сами-собой. Но, по крайней мере, это даст вам некий вектор по которому уже можно идти не тратя время впустую. Например, по той же булочной можно сразу для себя уяснить, что делать сайт в тёмных тонах не сильно-то логично, следовательно, надо делать в светлых либо нейтральных тонах. Цвета бывают тёплые и холодные, думая про то какая должна быть идеальная булка вы непременно наткнётесь на мысль, что она должна быть свежей, пышной, и непременно ТЁПЛОЙ. Цепь логических рассуждений можно продолжать и дальше, периодически записывая или зарисовывая (кому как удобнее) стоящие идеи. Поразмыслив над придуманным мною же заказом, я пришёл к некоторым вполне логическим выводам. Короче в итоге мы имеем:

  1. Фон сайта для булочной может быть телесного цвета (знаете такой розово-светло-коричневый) или его оттенков.
  2. С неким персонажем (баба по центру)
  3. Цвет текста тоже можно сделать тёплым
  4. Ну и добавить свежести позволят холодные цвета где-то сверху (голубое небо или типа того).

Согласитесь, с этим уже можно начинать работать. Не так ли?

Что ж, спасибо Евгению Игнашову из Candysign за очередной дизайнерско-философский материал для обсуждения. Интересно было бы почитать в комментариях какие именно источники вдохновения используете вы и что вообще делаете, когда креатива нет.

В принципе, думаю, данная ситуация применима и для других «творческих профессий», например, блоггинга или, если упростить, написания текста. Бывает, ты садишься за очередную статью, которую нужно опубликовать, придумал тему, но мысли никак не желают материализироваться в буквы и строки на экране монитора. В этом случае, думаю, как и для любой другой творческой, кропотливой, «умной» работы нужно отвлечься – буквально на 10-15 или более минут занять себя чем-то другим, либо отдохнуть. Во-вторых, можно провести аналогии с созерцанием работ других дизайнеров и чтением публикаций других авторов. Это может разрешить вопрос творческого кризиса или застоя в плане поиска идей для новых публикаций.

P.S. Постовой. Читаем про DIP 2.0 – Новый сервис для хранения закладок .
Где развлечься в Киеве? Полная Афиша Киева онлайн , новости и статьи о Киеве.
Полезная статья про то как раскрутить форум – обсуждаем и делимся опытом.

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

ПлохоОтлично


Как преодолеть творческий кризис?

Вдохновение и творческий кризис всегда рядом, но все же между ними есть разница.

Вдохновение , на мой взгляд, – это настроение, душевный подъем, это особое состояние «легкости» творчества, когда все удается – и сложные вещи тоже. Творческий кризис – это как раз потеря озарения, догадки, идей.

Писательский кризис чаще всего связывают с отсутствием идей. Мне кажется, это не совсем так. Вернее, это одна из причин, но есть и другие. К примеру:

– идеи есть, а вот умения их воплотить – нет;

– чувство неудовлетворения от собственных результатов;

– опустошенность после завершения большой работы;

– невозможность ориентироваться в потоках информации тоже может вызвать кризис;

– неудовлетворение от переноса того, что в голове, на бумагу (файл) – так называемая «немота»;

– ощущение, что все уже написано, сказано;

– отсутствие читателей и ощущение ненужности творчества и т.д.

Причин много, и у каждого писателя они свои.

Я попробовал собрать способы и приемы выхода из творческого тупика, озвученные в сети (как и в случае с вдохновением). Заметил, что, часто и для возврата вдохновения, и для выхода из творческого кризиса, предлагаются одни и те же способы. Потому я их рассортировал и выделил те, которые необходимы (или называются необходимыми) для преодоления творческого кризиса.

И снова мы с Тином проводили эксперименты на себе и пришли к выводу, что способов много, но выбор их в большей степени индивидуален, чем выбор при возврате вдохновения.

Посмотрите таблицу, а как с ней работать, чтобы и вам она принесла пользу, вы уже знаете .

Способы и приемы Плюсы Минусы Мои комментарии Комментарии Тина
Возвращение идей
Медитация 15 минут в день расслабления и якобы «недумания» отвлекают от размышлений, выводят из тупика, возвращают силы, энергию, появляются новые идеи и вдохновение Речь не идет о сне Не знаю, нужно попробовать… Если я найду эти самые 15 минут))) Не умею) Мне кажется, сразу усну
Переключитесь на раздумья о будущем Способ помогает на время забыть о проблеме, о задаче, которая не поддается решению, а позитивные картины будущего дают отдых и новые решения Размышления об апокалипсисе не способствуют вдохновению Хм… одни фантазии заменяются другими. Да, это помогает Я часто думаю о нём, но зависимости от вдохновения не замечал)
Переключитесь на воспоминания Аналогично, приятные воспоминания возвращают силы и энергию, в них же можно найти решение задач Трудно иногда отделить хорошие и плохие воспоминания Трудно сказать, наверное, этот способ не для меня. Во всяком случае, я его не связываю с преодолением творческого кризиса Точно так же... Из прошлого можно утянуть ощущения, но это лишь детали, когда вдохновение уже есть. Зависимости вдохновения от приятных или страшных воспоминаний не замечал
Пробуйте что-то новое Любое творчество требует новизны, стоит ее поискать, и тогда вы получите новые идеи Способ труден, когда вы, к примеру, уже обдумали сюжетный ход рассказа Это хорошо, когда что-то начинаешь, а когда «скелет» сделан, новое может увести в сторону. Отсюда ведь желание авторов запихать в рассказ все, что он видел и знает с момента рождения Новые идеи и жанры – вот как конкурсные – в сочетании с установкой – вдохновляют. Вернее, служат направляющими, по которым будет расти цветок рассказа. Почему бы не вырастить?)))
Наблюдения Наблюдение за миром, за людьми, за ситуациями и действиями рождает определенные рефлексы и новые мысли Не все умеют правильно наблюдать Это я люблю, приходится иногда мысли записывать на чем попало))) Наблюдения дают замечательный материал для отдельных сценок. И могут подопнуть вдохновение, особенно когда «мысля пошла»
Эксперименты Если рассказ не пишется, а идея есть – экспериментируйте с сюжетом, с набором героев, как с кубиками, изменяйте, меняйте местами, введите в рассказ то, что вам раньше казалось немыслимым и т.д. В результате в процессе таких изменений появятся новые идеи Или уничтожат рассказ Я часто так делаю))) Помогает Это сложно, но вдохновляет)
Саморазвитие Учитесь, познавайте, развивайтесь, осваивайте новое, исследуйте – развитие является основой творчества. Иначе – никак Можно увлечься чем-то другим и бросить, к примеру, писательство. Важны цели Я жадный в этом отношении, хватаю все, и все использую потом Обязательно. Когда изучаешь предмет, который описываешь – вдохновляешься ого-го, вплоть до изменения сюжета
Размышляй Творческая задача требует размышлений. Они уведут вас от шаблонов и стереотипов Шаблоны и стереотипы – не всегда вред Ну куда ж без этого?))) Дык это обязательно. Ещё скажите «не забывай дышать»
Собирай Собирайте свои идеи, впечатления, ощущения… Записывайте, консервируйте, сохраняйте черновики – это все может однажды пригодиться. А в период кризиса возврат к старой вещи может быть способом его преодоления Не забудьте про порядок, архив – это не хаос Согласен на 100 % Это, скорее, привычка, чем метод вдохновения)
Интеллектуальные игры
Свободные ассоциации Откройте словарь на любом слове и запишите все связанные с ним мысли, которые возникнут в вашей голове. Или загадайте два случайных числа, соответствующие номеру страницы и строке, затем откройте и найдите соответствующее место в книге. Или попросите кого-то дать вам ассоциацию, поработайте с ней. В результате – масса новых идей Помните о случайности Интересно, да, вот иногда разговор в нашем чате дает толчок что-то написать У меня, к несчастью, их слишком много, и потому статистически использую редко. Большинство идей гаснет за отсутствием времени на воплощение
Свободное письмо Фрирайтинг : вы должны в течение небольшого отрезка времени, допустим, 10 минут, без пауз и обдумывания писать все, что только придет вам в голову. Иногда получается очень интересно Потом придется дорабатывать «что вижу, то и пою» Редко так пишу, очень. Чаще – стихи Раньше писал) Сейчас – редко, стараюсь «уложить» свободные размышления в рамки «долгов», например, в заметки или отчёты
Найди свою игру Интеллектуальных игр – много. Найдите те, которые вам интересны, и которые лично вас выводят из кризиса Никогда специально не искал, но, думаю, в этом есть смысл Не представляю)
Наши привычки и требования
Не ожидайте совершенства Довести все до совершенства – это хорошо, но бесконечно этого делать нельзя Помните о перфекционизме Ну… я очень требовательный к себе человек. Иногда это мешает))) Знаю, что совершенство – недостижимо, да и не абстрактно. Но именно работа над несовершенством даёт очень сильный творческий импульс
Не ждите Музу (вдохновения) Начинайте творить, не дожидаясь вдохновения. Ремесло и творчество, словно братья. Там где один, там и другой Трудно иногда понять – переросло ли ремесло в творчество Мне лично это помогает Ждать – не наш метод, жизнь коротка
Наше время
Творческие предложения Будьте активными, соглашайтесь на все творческие предложения, конкурсы, проекты – это дает новый опыт, знания и возможности На это нужно время Я хочу! Было бы еще побольше времени Люблю) Но не люблю участвовать в чём-то, что зависит от чужого вдохновения, если с ним проблемы)
Распределите время Иногда множество ваших идей мешает сосредоточиться на чем-то одном. Расставляйте приоритеты и распределите время Трудно иногда расставить приоритеты, обозначить цели Хороший совет, но не всегда ему следую, могу и увлечься чем-то другим Жизнь – непредсказуемая штука. Я бы заменил на «используйте время»
Не тратьте время на соцсети, почту, блуждание по сайтам и прочее Это отвлекает и забирает ваше время Угроза одиночества Странный совет, мир уже не существует без этого Да ну, ерунда. Выходить на улицу или гулять по сайтам – это хорошо, если в меру). И на вдохновение влияет позитивно, если влияет
Активизация творчества
Разделяй Отвлекись от глобальной творческой задачи, разбей ее на маленькие части, работай с ними последовательно, а потом собери обратно в одно целое, это помогает преодолеть кризис Избегай хаоса Пользуюсь иногда, особенно если это роман, скажем, или статья Это, скорее, метод, а не причина активизации. Работа логическими блоками организовывает
Визуализация Визуализация мыслей сразу их оживляет, вспомните черновики классиков, рисунки на полях Нужно вовремя остановиться Да, мне это помогает. Я очень люблю книги, в которых есть иллюстрации Люблю) Очень люблю рисовать картинки к тому, что пишу. Есть работы, которые вдохновляют самой атмосферой – что хочется бросить всё и бежать-писать
Найди причину ступора, тупика Если ты застрял – это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Отыскать ее – значит найти выход из тупика Иногда это трудно сделать самостоятельно Согласен, у всего есть причина, если ты ее понимаешь, то можешь устранить Ну нашёл... И что?)) Обычно это – внешние проблемы. Осознание их – не секрет и не решение
Сделай решение легким Иногда само решение задачи понятно автору, но оказывается очень тяжелым в исполнении. Отсюда остановка. Постарайтесь найти легкое решение творческой задачи или отложите на время Легкость – не всегда на пользу произведению, его смыслу Вот не знаю, я люблю сложные задачи, как раз они помогают преодолевать творческий кризис Неинтересно. Просто так съехать на санках – не так интересно, как на бобслее и не даёт такого кайфа и импульса повторить
Помни о читателе Целевая аудитория – это важно. Автор должен понимать, для кого он пишет. Эта направленность помогает сконцентрироваться на смысле произведения и на адресате, создает мотив для творчества Вечный вопрос: кто за кем идет? Иногда думаю))) Читатель – стимул писать «под него»... В принципе, иногда помогает)
Творческая паника Творческая паника заставляет хвататься за все сразу, в итоге до конца не доводится ничего. Используйте все перечисленные способы, чтобы ее не допустить Эмоции иногда не поддаются Опять же, не знаю, не помню такого Паника? Не понимаю
Рутинная работа Редактирование, корректирование, чтение вслух, правки разного рода – все это рутинная работа, которую можно делать в период кризиса, и которая помогает его преодолевать Ее все равно нужно делать А я люблю эту работу и тоже считаю творческой Рутинной работой можно увлечься и перепахать горы. Она может увлечь сильно, и если это – писательство, то, наверное, тоже
Принцип «первой фразы» Никогда не зацикливайтесь на начале. Иначе – тупик. Пишите сразу черновик и ничего не правьте до поры, до времени Все же этому есть предел Конечно, всегда есть возможность вернуться к началу. Но обычно мой черновик не очень длинный, потому что меня в конце концов начинает раздражать неправленый текст. Однако способ быстрого письма очень хорош Нет, при письме оставляю «маркеры», где меня не устраивает текст. И, пока пишу, «вторым слоем» додумываю эти места и возвращаюсь. Игнорировать второй слой – почти насилие, зачем?

Поразмышляв и заполнив таблицу, мы с Тином пришли к выводу, что преодолеть творческий кризис чаще всего помогают вполне простые вещи:

1. Наблюдения

2. Эксперименты

3. Саморазвитие

4. Визуализация

5. Рутинная повседневная работа

Интересно, ваше мнение совпадает с нашим?

Есть хорошее слово «пахать». Пахать – в любом случае. Работать и понимать, что творческий труд тебе самому нужен…

И вот смотрел я все эти собранные способы и приемы, думал, и чего-то мне не хватало. Хотелось бы сказать еще вот о чем: на мой взгляд, есть вещи, которые в многочисленных статьях о вдохновении, творческом тупике или не называются, или не объясняются.

Важная вещь – это эмоциональная среда автора .

Представьте, писатель пишет роман. Он вживается в судьбу героев и раз за разом переживает определенное эмоциональное состояние. Как и актеру на сцене, ему бывает очень сложно переключить его на другое, но актер этому – учится!

Нам часто снятся сцены из будущего романа или рассказа, мы все время думаем об этом, мы огорчаемся или любим вместе со своими героями.

Выйти из этого состояния – нужно уметь. А это не так-то просто.

Иногда помогает прием «кино» , когда автор как бы мысленно монтирует фильм, смешивая разные сцены будущего рассказа и не позволяя себе крепко погрузится в эмоции одной сцены.

Творческое развлечение – тоже неплохой выход их кризиса. Когда автор так и эдак, словно карты, тасует поступки своих героев – это помогает ему обрести новые идеи.

Однако многие не умеют остановиться, пишут серии, не понимая, что все уже – конец.

И тут нужны новые эмоции и длительный отдых, возможно, с переключением на что-то другое. Известно же, что Л. Толстой, «отдыхая» от «Войны и мира», учил и выучил некоторые языки.

Поиск и устранение причины.

Важно, на мой взгляд, найти, точно установить причину потери вдохновения и творческого кризиса. А причины бывают разные.

Внешние причины обнаружить довольно легко: это и неприятности на работе, в институте, нахамивший продавец или водитель автобуса, усталость, проблемы в семье, бытовые трудности, отсутствие необходимых ресурсов для творчества и т.д.

Лично мне трудно творить, если я, скажем, поссорился с кем-то. А однажды я обнаружил причину кризиса в – не поверите – сломанном чайнике. Реально: я не мог писать нормально, все время отвлекаясь на кипячение воды в кастрюльке. И серьезное, и смешное может быть причиной.

Все эти причины бывают не только негативными. Вполне позитивные вещи тоже могут выбить вас из творческой колеи. К примеру, если у меня вечером свидание, я думаю о свидании, а не о новой главе романа.

Внутренние причины не так просто бывает обнаружить.

Отсутствие идей – не причина сама по себе. Почему их нет? Вот в чем вопрос.

И тут, если вы поищите причины, иногда происходят очень интересные вещи. К примеру, вы набросали сюжет рассказа, а он не пишется, вы мучаетесь и не понимаете, что ваше внутреннее «Я» изо всех сил сопротивляется тому развитию и действиям героя, которые вы придумали. Или же вам элементарно не хватает опыта, знаний, чтобы развить идеи. А может «разброс» идей не дает вам возможности поставить точку.

Но! Важно не только найти причины, но и устранить их . Иначе ничего не получится. И если для возврата вдохновения нужно будет с кем-то помириться – придется это сделать. И если для новых идей нужно освоить новые знания – придется это сделать.

Больше скажу – даже из состояния горя людей выводило творчество. И я знаю таких, которые написали одну книгу – книгу памяти – но это их самих вернуло к жизни. Что уж тут говорить о сломанном чайнике, сам факт существования которого прямо просится в памфлет?

Мы же с вами понимаем, что проблемы в нашей жизни существуют всегда: большие или маленькие, трагедийные или не очень, но, так или иначе, нам их приходится решать.

Вот уж поистине «…что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» – писал В. Маяковский.

Что же делать? А вот тут поможет, на мой взгляд, мотивация.

Мотивация как способ преодоления творческого кризиса.

Собственно говоря, мотивация в самом примитивном значении – это понимание того, для чего (или для кого) ты вообще что-то делаешь.

Даже если это и так (поверхностно), то мотив творчества все равно будет присутствовать.

Очень часто мотивация появляется спонтанно, из внешней среды .

К примеру, есть люди, которые вас поддерживают. Они ждут вашего творчества, они вас читают, они вас критикуют – в любом случае, они к вам неравнодушны. Таких людей может быть много, а может быть, что это два близких друга или парочка родственников.

Очень сложно что-то писать в полном одиночестве. Наверное, поэтому огромное количество графоманов, найдя двух-трех поклонников своей графомании, держатся за них, как за спасательный круг. И это хорошо. Это вдохновляет. Человек творит – для них. Конечно, желательно при этом не чувствовать себя звездой и учиться. Вспомним знаменитые строчки: «…хвалу и клевету приемли равнодушно…»

Мне в этом отношении повезло: мое творчество поддерживают родные люди, друзья и любимый человек. У меня есть круг читателей, чье мнение мне ценно и которых я уважаю и люблю. Мой любимый человек замирает и практически не дышит, когда я что-то там творю. И это ведь тоже одна из причин теперь уже и любви, а не только творчества.

Во-первых, есть все же читатели, критики, есть сообщества (сайт) .

Я думаю, тут не нужно стесняться просить рецензию, на нашем вот сайте можно и рецензию заказать , и напрямую обратиться к инквизитору с просьбой прочитать работу. Бояться этого не нужно, наоборот, ругают вас или хвалят – это сообщество, которое даст вам опыт.

Во-вторых, нет мотива – создайте его сами!

Пусть это будет что угодно: от мечтаний, что ваш рассказ о том, как землеройка обрела смысл жизни, получит нобелевскую премию в области литературы до представлений, как его прочитает ваш друг или кто-то на сайте, что вы сами будете счастливы и довольны.

Тут важна степень вашей адекватности и восприятия: не секрет же, что авторы, которые обрели вдруг пару читателей, звездятся так, словно их уже издали миллионным тиражом на Марсе.

Недооценка часто создает условия для творческого кризиса. Однако и переоценка тоже.

Если вы научитесь держаться «золотой середины» – вы продвинетесь ой как далеко.

Про себя скажу – я себя чаще всего недооцениваю, и мне это очень мешает.

В результате пришел я вот к таким выводам:

1. Не бывает универсальных способов, у всех все индивидуально. И тут, как ни странно, нужно вдохновиться, чтобы эти самые собственные способы отыскать и потом их использовать.

2. Элементарная лень и отсутствие ответственности за свое творчество очень часто принимаются за потерю вдохновения и творческий кризис.

3. Неумение искать, отсутствие знаний приводят к вечным риторическим вопросам-всхлипам: как мне вернуть вдохновение или преодолеть кризис?

Как – понятно же. А вот что ты при этом делаешь – никто не видит. Любые действия лучше, чем бездействие.

Это что касается моего личного отношения к подобного рода вопросам.

Кризис, ступор, голяк – называть это состояние можно по-разному, но означает оно всегда одно и то же – отсутствие новых идей или невозможность их реализовать. иногда покидает всех творческих людей, которые от этого невероятно мучаются. Если вы не можете творить, часто это означает, что вы не можете работать, а это влечет за собой поток грустных мыслей и дискомфортных состояний. Сегодня мы поговорим о том, как выйти из творческого ступора – способов очень много, пробуйте и выбирайте те, что вам по душе. И не забывайте делиться в комментариях своими способами преодоления кризиса .

  1. Вдохновляющие работы других авторов вашей области способны творить чудеса. Читайте/смотрите/слушайте и вдохновляйтесь. Меня чтение прекрасных произведений других авторов не раз вытаскивало из кризиса.
  2. Уйдите подальше от компьютера, интернета и других источников информации. Отключите телефон и не отвлекайте себя разговорами. Останьтесь наедине с собой – природа и другие уединенные места для этого прекрасно подходят. Возможно, потребуется несколько дней, чтобы разбудить вашу , но, когда это произойдет, лучше иметь под рукой ручку и блокнот для записи идей. :-)
  3. Просмотрите свои старые идеи – как воплощенные, так и оставшиеся идеями. Очень часто вдохновение приходит из собственных творений.
  4. Пообщайтесь с людьми, у которых совсем другие интересы, нежели у вас, а еще лучше сделайте с ними совместно нечто, чего обычно не делаете.
  5. Попробуйте резко поменять режим дня. Например, встаньте в 5 утра и попробуйте сотворить что-нибудь.
  6. Разнообразьте свою деятельность и свои интересы, обогащайте себя. Вы давно хотели прочитать какую-то книгу, попробовать себя в спорте или выучить ? Чтож, сейчас самое время. Ступор – дитя застоя. Впустите новые энергии и идеи в вашу жизнь, и вдохновение не заставит себя ждать.
  7. – сделайте что-то новое, интригующее и пугающее. Эмоции от и просто открытия чего-то свежего вынесут вас на нужную волну. Сделайте что-то сумасшедшее, странное, дикое!
  8. Мозгу, как и мышцам, необходимы разнообразные нагрузки. Для выхода из творческого ступора хорошо бывает потренировать логическое мышление, почитать серьезную сложную книгу или заняться .
  9. Попробуйте перегрузиться информацией из разных источников. Для того чтобы творить, нужно потреблять. Забейте себя до отказа, переварите и начинайте создавать что-то новое!
  10. Меняйте не только рабочее время, но и свои локации. Например, работать можно не только в офисе или дома, но и в кофейне, на крыше здания, на траве в парке, на вокзале и т.д.
  11. Не стремитесь к результату. Если вам нужно выполнить проект или заказ, а вдохновение не идет, забудьте про задачу и просто поделайте то, чего вам хочется, то, что нравится. В процессе вас может настигнуть идея относительно проекта.
  12. Мне всегда помогали и помогают прогулки. Если наступает ступор, я беру плеер и иду гулять по улицам города, на время забывая о своих задачах. Слушаю музыку, смотрю на здания и прохожих, проветриваю голову. По приходу с прогулки (а иногда и во время нее) меня захлестывает поток новых идей.

А еще для выхода из творческого кризиса полезно перестать думать о кризисе и способах выхода из него. :-) Не можете творить – займитесь другими делами. Общайтесь, занимайтесь домом и собой, помогайте друзьям, делайте все, что хочется – хоть на диване целыми днями лежите, только без мыслей о работе и кризисе новых идей! Иногда творческий ступор – намек на то, что вам нужно хорошенько отдохнуть.

Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.

Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?

Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.

Что же такое творческий кризис

Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.

Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.

Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается , например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и куда-то делось?

Но настоящий творческий кризис - это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и .

Характеристики творческого кризиса

Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:

  • подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
  • преобладание отрицательных , которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
  • непроизвольность – кризисное состояние не поддается , и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
  • ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
  • утрата веры в себя, свои и возможности;
  • открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.

Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.

Причины творческого кризиса

Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.

Кризис, связанный с психическим состоянием творца

Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.

Усталость

Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.

Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью . Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.

После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.

Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.

Отсутствие мотивации

Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.

Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.

В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.

Кризис, связанный с особенностями творческого процесса

Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.

Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает , на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.

Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.

Как выйти из творческого кризиса

Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.

Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.

А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.

Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.

Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:

  • Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
  • Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
  • Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
  • Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.

То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.

А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.