Как изобразил достоевский столицу российской империи. Сцены уличной жизни

Подготовила Зубарева О. В., учитель МОБУ СОШ с. Поляковка 2010.

Слайд 2

Этапы урока

1.Сравнительный анализ понятий «гражданин» и «гражданственность» в 19-21вв.
2.Исследовательская работа со стихотворениями Н.А. Некрасова.
3. Работа с терминами учебников, словарями.
4.Итоги урока. Выводы.

Слайд 3

М. В. Ломоносов

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного опыта…»

Слайд 4

К. Ф. Рылеев

«Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан…»

Слайд 5

Н.А. Некрасов

«…Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан».

Слайд 6

Основные формы правления в 19 в.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

(Николай II: «Российская империя держится не законом, а самодержавием»).

Слайд 7

Основные формы правления в 21 в.

Россия сегодня – правовое государство (полупрезидентская республика)

Президент РФ является главой государства и выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность он приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Слайд 8

Путь становления демократического государства, запечатленный в литературе

Радищев Александр Николаевич (1749 - 1802)

В его главном произведении - "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) - резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. Радищев был сослан в Сибирь.

По возвращении в своих проектах юридических реформ (1801 -1802) вновь выступил за отмену крепостного права. Именно Радищеву приписывается введение современного значения слова «гражданин».

Слайд 9

Декабристы

Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

Цель - либерализация российского общественно-политического строя и недопущение вступления на трон Николая I.

В Проекте конституции планировалось объявить об отмене крепостного права о даровании свободы печати, вероисповедания.

Слайд 10

Путь становления демократического государства, запечатленный в литературе. Журнал Н.А. Некрасова.

Слайд 11

Работа с таблицей (стихотворение «Поэт и гражданин»)

  • Слайд 12

    Друзья, передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического движения

    • В.Г. Белинский
    • Н. Добролюбов
  • Слайд 13

    • Н.Г. Чернышевский
    • Д. Писарев
  • Слайд 14

    Работа с таблицей. Стихотворения

  • Слайд 15

    «Зине» (1876 г.) («Последние песни»)

    Ты еще на жизнь имеешь право,
    Быстро я иду к закату дней.
    Я умру - моя померкнет слава,
    Не дивись - и не тужи о ней!

    Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
    Не гореть на имени моем,-
    Мне борьба мешала быть поэтом,
    Песни мне мешали быть бойцом.

    Кто, служа великим целям века,
    Жизнь свою всецело отдает
    На борьбу за брата-человека,
    Только тот себя переживет...

    Слайд 16

    Основные понятия, входящие в понимание гражданственности

    • Правдивость
    • Мужество
    • Неординарность
    • Патриотизм
    • Самопожертвование
    • Полезность
    • Неравнодушие
    • Страдание
    • Духовность
    • Самоотдача
  • Слайд 17

    Н.А. Некрасов убежден:

    … главное качество поэта-гражданина, общественного деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал.

    Слайд 18

    • 5 кл.: ГРАЖДАНИН – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Это человек активной жизненной позиции
    • 7 кл.: «Гражданин признает КОНСТИТУЦИЮ данной страны, пользуется предоставленными ему ПРАВАМИ и выполняет конституционные ОБЯЗАННОСТИ. Государство обязуется сохранять жизнь имущество, безопасность, труд и отдых своих граждан. Далее приводятся права граждан, включая политические и виды обязанностей
  • Слайд 19

    Современная трактовка понятия «Гражданин»

    Гражданское общество – общество свободных СУВЕРЕННЫХ личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.

    Слайд 20

    «Гражданин -

    1) лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей в соответствии с существующими ЗАКОНАМИ государства;
    2) субъект гражданских прав и обязанностей или принадлежность к гражданству РФ».

    Слайд 21

    Рефлексия деятельности на уроке

    • Сегодня я узнал…
    • Было трудно…
    • Теперь я могу…
    • Я почувствовал, что…
    • Я научился…
    • Меня поразило…
    • Мне захотелось…
    • Я попробую…
    • Урок дал мне…
  • Слайд 22

    "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром.
    Дело прочно, когда под ним струится кровь!"

    Посмотреть все слайды

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

    Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве.

    Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая "Колыбельную" М. Ю. Лермонтова.

    Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа.
    Таков мир поэта: социальные противоречия, жестокая борьба тружеников, неимущих и угнетенных, с нищетой, болезнями и смертью. В этом лирическом пространстве царят промозглая сырость, резкий, пронзительный ветер. Человек тут страшно одинок в своем несчастье. Никто ему не помогает, а судьба-злодейка все посылает испытания – одно тяжелее другого. Сюжеты стихотворений Некрасова – трагические: проводы рекрута, смерть ребенка, неравный брак. Вот, например, ямщик жалуется на жену: воспитанная в господском доме, обученная "всем дворянским манерам и штукам" она теперь не может жить как крестьянка, погибает от непосильного физического труда и, главное, от непонимания близких.

    Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие. Нельзя не верить в лучшее будущее такого народа – словно утверждает Некрасов в стихотворении "Железная дорога":
    Некрасов страстно доносит до нас свои надежды. Он вообще был очень эмоциональным человеком. Это проявилось во всей его поэзии, в том числе – интимной. Стихи Некрасова о любви отличаются своим беспокойным напряжением, "мятежной страстью". Противоречивые чувства героев – это тоже их борьба с неблагополучным миром за счастье и радость жизни. Как правило, влюбленные вместе противостоят различным невзгодам. Но ссоры у них случаются, и они тоже нужны: после них страсть вспыхивает с новой силой и отступает прозаичность отношений:

    Острота чувств Некрасова отразилась и в теме творчества. Муза поэта поразила читателей непривычностью своего настроения. "Плачущей, скорбящей и болящей" предстает она перед нами. Это "Муза мести и печали", "неласковая", "угрюмая". Напев ее не может быть "сладкозвучен", потому что должен отвечать действительности:
    Некрасов считает неуместными безмятежные лирические чувства – умиление, восторг, светлую грусть. Их вытесняют "озлобленность", "мрачность", "угрюмство".

    Любовь и ненависть едины в творчестве поэта, так как нельзя, любя мир и человека, не ненавидеть то, что калечит их.

    21. Что нового принёс Некрасов в русскую лирику.

    Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.

    Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям.

    Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом.

    Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.

    Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой

    В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива.

    Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь,

    Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.

    В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином.

    призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:

    Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины.

    У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе - Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы.

    Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова - простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа.

    Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист.

    Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.

    1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
    2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
    3. Размышления о предназначении поэта.

    Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

    Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

    Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

    Вот парадный подъезд.
    По торжественным дням,
    Одержимый холопским недугом,
    Целый город с каким-то испугом
    Подъезжает к заветным дверям;
    Записав свое имя и званье,
    Разъезжаются гости домой,
    Так глубоко довольны собой,
    Что подумаешь — в том их призванье!

    Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

    Вороти их! в тебе их спасенье!

    Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

    Что тебе эта скорбь вопиющая,

    Что тебе этот бедный народ?

    Вечным праздником быстро бегущая
    Жизнь очнуться тебе не дает.
    И к чему? Щелкоперов забавою
    Ты народное благо зовешь;
    Без него проживешь ты со славою
    И со славой умрешь!

    «Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

    Впрочем, что ж мы такую особу
    Беспокоим для мелких людей?

    Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

    ...Родная земля!
    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель твой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал?

    Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

    Ты проснешься ль, исполненный сил,
    Иль, судеб повинуясь закону,
    Все, что мог, ты уже совершил —
    Создал песню, подобную стону,
    И духовно навеки почил?..

    Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей Любви...

    Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.

    Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь...
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь...

    В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.

    ГБОУ ООШ № 36

    г. Севастополь

    Литература 6 класс

    Тема: Н.А. Некрасов Гражданская позиция поэта.

    Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..»,

    «Великое чувство. У каждых дверей…»)

    Урок подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Крапко Светлана Фёдоровна

    Литература 6 класс

    Тема урока: Н. А. Некрасов Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство. У каждых дверей…»)

    Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему» (Н. А. Некрасов)

    Цель:

      Выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н. А. Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщине – матери;

      Формировать навыки выразительного чтения, многоуровнего анализа лирического текста, лексической работы;

      Развивать нравственно – эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

    Задачи:

      Организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н. А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины – крестьянки, женщины – труженицы, женщины – матери;

      Способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а так же навыков выразительного чтения;

      Создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а так же интереса к литературе, искусству, музыке.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

      Понимание ключевых проблем изучаемого произведения 19 века;

      Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос стихотворений;

      Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

      Создавать монологические высказывания;

      Понимание русского слова и его эстетической функции.

    Метапредметные:

      Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

      Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

    Личностные:

      Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма;

      Настроения сомнений, тревоги;

      Ощущение катастрофичности поздней лирики Н. А. Некрасова;

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Проверяется готовность к уроку.

    2.Проверка домашнего задания.

    Учитель: ребята, вам необходимо было дома вспомнить, что характерно для произведений УНТ. Какие слова характерны для УНТ?

    Дети: слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова, междометия. Например : дубравушка, лужок, ельничек, дороженька; эпитеты: буйная головушка, миленький дружочек, соколик ясный….

    Учитель: дома вы написали тезисный план по статье учебника о Николае Алексеевиче Некрасове. (проверяется несколько работ).

    Учитель: проведем небольшую лексическую работу. К Некрасову относится ключевое слово: гражданин.

    Дети: зачитывают понятия из словаря Ожегова.

    Учитель: продолжим список слов:

    Дети: патриотизм; любовь к родной природе; родной земле, к русской женщине – матери.

    Учитель: гражданин в лирике Некрасова Н. А. – «Отечество достойный сын»; человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

    3.Актуализация опорных знаний.

    Учитель: вспомним чем отличается проза от стихотворений?

    Дети: стихотворение – речь подчиненная рифме, рифме, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

    Учитель: как читается стихотворение?

    Дети: целыми словами, надо понять, почувствовать, передать голосом. Характерны для чтения стихов темы, тембр, окраска, жесты, мимика.

    Учитель: молодцы.

    Физкультминутка

    4.Изучение новой темы.

    Учитель: ребята, что мы будем новое изучать на уроке?

    Дети: будем знакомиться со стихами Н. А. Некрасова, учиться их понимать и анализировать.

    Учитель: наши цели на уроке:

    Дети: выявить художественную идею стихотворений «В полном разгаре страда деревенская» и других. Учиться выразительно читать.

    Учитель: слово о поэте.

    Учитель : проецируется портрет поэта.

    Дети: слово о поэте.

    Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.) – поэт, чья популярность затмила в своё время самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с той силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания с слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

    Учитель: ещё в детстве, любя Волгу, увидев бурлаков, сердце Некрасова сжалось (проэцируется слайд «Бурлаки») от жалости к страданиям и боли людей. А сегодня мы знакомимся со стихотворением «В полном разгаре страда деревенская» (слушаем аудиозапись).

    Дети: одновременно следят по учебнику (стр. 7 часть 2).

    Учитель: многие художники писали картины на эту тему. Один из них – Алексей Гаврилович Венецианов (слайд «На жатве. Лето»)

    Дети: сообщение о художнике.

    Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) – один из сновоположенников бытового жанра в русской живописи. Именно в это период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето.». работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна.» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника – «На жатве. Лето» отличается лирико – эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А. Г. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета – пору деревенской страды – со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

    Учитель: как созвучны картины Венецианова со стихами Некрасова. Ребята, какие у вас возникли первоначальные впечатления о стихотворении? Кому посвящает поэт стихотворение?

    Дети: русской женщине – крестьянке.

    Учитель: какой вы представляете себе русскую женщину – крестьянку?

    Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская …» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки.

    Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры.

    Учитель: стихотворение датировано 1862 г. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права. Измелилось ли что в судьбе русской крестьянки?

    Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

    В каких строчках звучит главная тема стихотворения?

    Дети: Не сыскать труднее русской долюшки женской.

    Учитель: каков образ матери в этих строчках?

    Дети: образ многострадальной матери.

    Учитель: что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения?

    Дети: русская женщина вынесет всё.

    Учитель: (далее следует выразительное чтение детьми фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!»)

    Дети читают

    Учитель: найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

    Дети: крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

    Учитель: напряжение, возникшее в первых трёхстишьях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

    Дети: выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!»

    Учитель: как меняется лексика в этих трёхстишьях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

    Дети: просторечные слова «баба». «косуля», слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косынька» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

    Дети: выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам..?»

    Учитель: какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

    Дети: поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

    Учитель: а в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Четыре её лица становятся отчётливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

    Учитель: с какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, просторечные слова? В начале урока мы об этом говорили.

    Дети: повторы «Доля ты! – русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, Пой терпеливая мать!»…), уменьшительно – ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

    Учитель: как проявляются чувства поэта – гражданина в финальных строчках стихотворения? Стихотворение «В полном разгаре…» в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько – ироничная интонация стихотворения Н. А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

    5.Познакомимся ещё с одним стихотворением поэта.

    Учитель: (слайд) анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

    Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н.Крамского. в начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе. Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70х г. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И. Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова. Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясён он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнём, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обречённость, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал её и после смерти Некрасова. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют, то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. В памяти потомков он останется пламенным поэтом – гражданином.

    Учитель: выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…». Стихи Н. А. Некрасова 70-хх гг. более чем когда – либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма.

    Учитель: ребята, подведём итоги урока.

    6.Рефлексия.

    Учитель: ребята, закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

      Сегодня на уроке я узнал….

      Лучше всех на уроке работал…

      Я могу похвалить своих одноклассников за…

      Я могу похвалить себя за…

      Своей работой на уроке я…

      Урок сегодня был….

      У меня настроение…

    7.Домашнее задание.

    Стр. 7 (2 часть)

    Наизусть стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Кому трудно – выучить отрывки.

    Цели:

    • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
    • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.
    • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.

    Оборудование урока:
    роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; иллюстрации Шмаринова, И.Глазунова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; презентация с достопримечательностями Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.

    Приемы ТРКМ: «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы».

    Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока:

    Организационный момент (слайд 3 презентации к уроку).
    Стадия вызова.
    На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города
    Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
    Maria-Joao Pires - Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке
    Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, "Moonlight" : I Adagio sostenuto
    Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

    …ныне там
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;
    Темно-зелеными садами
    Ее покрылись острова…
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла…

    О каком городе идет речь?
    Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
    Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
    Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
    Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
    В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город (слайд 1 презентации к уроку).

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Красотой города восхищался А.С. Пушкин. Он сложил гимн Петербургу, лирически описал его великолепные ансамбли, сумраки белых ночей, но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.
    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено–бледный,
    Сказка, холод и гранит…

    Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.
    Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru ›…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии).
    О каком писателе, по произведению которого снят фильм, и о каком городе идет речь?
    Что станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы?
    Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?

    Формулирование целей урока учащимися (учитель корректирует).
    Стадия осмысления.

    «Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
    Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
    Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым, И.Глазуновым(слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).
    (Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
    Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
    Какие чувства у вас вызывает этот город?
    (Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
    С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где

    страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
    Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
    Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

    Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?


    Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.

    Задания для групповой работы.
    1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
    2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
    3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть4: глава4- комната Сони.)

    Составляющие образа

    Характерные признаки

    Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
    Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
    Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

    Сцены уличной жизни.

    – ребенок, распевающий “Хуторок”;
    – пьяная девочка на бульваре;
    – сцена с утопленницей;
    – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
    На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
    Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

    Интерьеры.

    Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
    Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
    Комната Сони-“уродливый сарай”.
    Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
    Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

    Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
    (Город – гигант.
    Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
    Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
    Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
    Петербург Достоевского- это город одиночества.
    Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
    Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
    Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

    Запись выводов во вторую графу таблицы (слайд 13 презентации к уроку) .


    Стадия рефлексии
    1.Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».

    Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.

    Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
    .
    Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
    Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.

    2. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.

    Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное):

    • 1.Ответить на вопросы:

    Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы
    объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?

    • Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
    • 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».