Составить подробный план к рассказу шинель. Пересказ произведения "Шинель" Гоголя Н.В

Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».

2. Определить тему и идею произведения.

3. Раскрыть художественное новаторство Н. В. Гоголя в развитии темы «маленького человека».

Ход уроков

(На доске записаны тема урока и два высказывания в качестве эпиграфов: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н. А. Некрасова, «Все мы вышли из "Шинели" Гоголя» Ф. М. Достоевского.)

I. Изучение нового материала.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная штучка» Хлестаков смеется над всеми.

А как обстоят дела в столице?

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам... (называет имя учащегося).

(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)

– Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

– О чем повесть «Шинель»?

– К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?

– Значит, Гоголь обратился к теме «маленького человека». Он первый это сделал?

– Кого у Пушкина мы рассматривали как «маленького человека»?

– По какому признаку мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?

– Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называли «маленьким человеком», ведь он дворянин?

И вот теперь гоголевский герой – «один чиновник» из «одного департамента».

– Как вы расцениваете эту первую фразу, о чем хотел сказать Гоголь?

Повесть небольшая, но многозначная.

Возьмем первую проблему – государство и человек; такой аспект уже рассматривал А. С. Пушкин.

– Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (Чиновниками и самим Петербургом как столицей государства.)

II. Работа с учебником.

– Найдите описание столичного города в повести «Шинель».

– Какой вывод можно сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.)

– Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками, красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи , одеждой прохожих – опять вещи .)

– Это описание Петербурга совпадает с пушкинским?

– Может быть, власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?

– «Значительное лицо» – личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» – что стоит за словом «лицо»?

Делаем вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей, нет личностей.

– Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация – «один чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская ирония, каламбур, логический абсурд.)

III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».

Рассмотрим вторую проблему – человек.

– Акакий Акакиевич – личность?

– Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось?

– Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?

– Это талантливый человек?

– Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе?

– Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь?

– С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.)

– Финал повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.)

– Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.)

– Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.)

– Это кто? Расскажите о нем.

– Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему?

– Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!)

А теперь посмотрите на доску.

(Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью:

I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.

II. «Маленький человек»: Вырин,

Евгений,

Акакий Акакиевич Башмачкин.)

– Какая запись вам кажется правильной?

I – все одного качества, в одном ряду.

II – все «маленькие люди», но разных видов?

– Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

(Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».)

– Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ?

– Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее?

– Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.)

Положительное начало – в повествователе.

– Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей.

– Прочтите второй эпиграф – он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?

Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель».

В заключение урока проводится тест:

1. «Шинель» – произведение:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.

2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче,

б) о Петровиче,

в) о «значительном лице».

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:

а) иностранных дел,

б) просвещения,

в) в одном…

4. Имя Акакий Акакиевич получил:

а) по святцам,

б) кума настояла,

в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

а) титулярный советник,

б) генерал,

в) тайный советник.

6. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович,

б) Иван Иванович Ерошкин,

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе,

б) старался работать, чтобы не выгнали,

в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой,

б) отрицательный герой,

в) противоречивый характер.

9. Повествователь:

а) проявляется как «я»,

б) не чувствуется,

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10. Пейзаж:

а) играет важную роль,

б) не играет особой роли,

в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

а) ничтожное существо,

б) личность, временно задавленная обстоятельствами,

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. Шинель:

а) художественная деталь,

б) символ,

13. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга,

б) повествователь,

в) здесь нет положительного начала.

14. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая,

б) жизнеподобная,

в) романтическая.

15. Акакий Акакиевич – это:

а) типичный национальный характер,

б) лишний человек,

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).

16. Акакий Акакиевич:

а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,

б) это другой вид,

в) его нельзя отнести к маленьким людям.

17. В заглавии повести выражена:

в) заглавие с темой и идеей не связано.

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».

Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а,

11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в.

IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант – план, 2-й вариант – устный ответ.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Является основателем критического реализма в русской литературе. Его " " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть " ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

План пересказа

1. Характеристика Акакия Акакиевича.
2. Акакий Акакиевич заказывает себе новую шинель.
3. Грабители снимают шинель с бедного чиновника.
4. Акакий Акакиевич ищет правды у частного пристава, у генерала.
5. Чиновник умирает от горя.
6. Привидение чиновника пугает прохожих.

Пересказ

В одном департаменте служил один чиновник: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат... Он был то, что называют вечный титулярный советник. Фамилия чиновника была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич. При крещении «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». На протяжении многих лет он исполнял одну должность — чиновник для письма. Никто на работе его не уважал, молодые «подсмеивались и острились над ним». Акакий Акакиевич был человеком безответным. «Только если уж слишком невыносима была шутка, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"» «В этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»». Акакий Акакиевич служил «ревностно... с любовью», у него были даже собственные любимые буквы. Он не мог ничего, кроме механического переписывания документов.

Акакий Акакиевич жил бедно: плохо одевался, обед ел «с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог...», не позволял себе никаких развлечений. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Он «умел быть довольным своим жребием». Все бы хорошо, если бы не холод: у него износилась старая шинель, предмет насмешек товарищей. «Сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась». Акакий Акакиевич отнес шинель к портному, но тот отказался ее переделывать: «дело насквозь гнилое» и посоветовал сшить новую. Для Акакия Акакиевича сумма в полтораста рублей была немыслимой: «Этаково-то дело этакое, я, право, и не думал, чтобы оно вышло того...» На какие деньги сделать шинель? «Петрович и за восемьдесят рублей возьмется сделать; однако все же откуда их взять?» Башмачкин имел обыкновение откладывать с каждого рубля по грошу, за несколько лет накопилось «более чем сорок рублей». Он решил экономить на всем: приучился не зажигать свечи, ходить на цыпочках, чтобы не изнашивать обувь, голодать по вечерам... «но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». «С этих пор как будто самое существование его сделалось полнее, как будто бы он женился; сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. Наконец деньги были собраны. Башмачкин вместе с портным купил сукно, коленкор на подкладку (вместо шелка) и кошку на воротник (вместо куницы). Через две недели шинель была готова, «как раз впору». Портной торжественно одел Акакия Акакиевича и даже побежал за ним, чтобы лишний раз полюбоваться на свое произведение.

«Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств». В департаменте все сослуживцы прибежали смотреть на новую шинель; они уговорили Акакия Акакиевича «вспрыснуть» обновку. Один чиновник пригласил всех к себе. Вечером Акакий Акакиевич отправился к нему в новой шинели. Чувствовал он себя неуютно, скучал и постарался незаметно уйти. По дороге домой его избили и отняли шинель. «Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь к будке». Но будочник отвечал, что не видел, как грабили Акакия Акакиевича, и послал его к надзирателю. Поутру он, по совету хозяйки квартиры, отправился к частному приставу, с трудом попал на прием, но понял, что надежды вернуть шинель мало. Сослуживец посоветовал обратиться к одному значительному лицу. Акакий Акакиевич решился идти. «Обыкновенный разговор» значительного лица «с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?» Впрочем, он был в душе добрый человек, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Увидев смиренный вид Башмачкина, его старенький вицмундир, генерал закричал на чиновника, затопал ногами и выставил его. Перепуганный Акакий Акакиевич по дороге домой простудился, лежал в горячке и вскоре умер. Из наследства остались лишь пучок гусиных перьев, белая казенная бумага, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон да ветхий вицмундир. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». В департаменте спохватились о нем только на четвертый день. Но кто бы мог подумать, что суждено было Акакию Акакиевичу «на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». По Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста стал показываться по ночам «...мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». В мертвеце кто-то узнал Акакия Акакиевича. Мертвец-чиновник стал наводить немалый страх на всех робких людей, сдергивал по ночам шинели.

После визита Акакия Акакиевича генерал почувствовал нечто вроде сожаления, послал к нему и узнал о его смерти. Он несколько огорчился, но быстро развеялся на вечере у приятеля. Однажды он ехал в санях и вдруг почувствовал, что кто-то схватил его за воротник. «Не без ужаса» генерал узнал Акакия Акакиевича, который произнес: «Твоей-то шинели мне и нужно!» Насмерть напуганный генерал «сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою». «С этих пор совершенно прекратилось появление «чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам».


Повесть "Шинель": план событий

  • Начало истории: описание Акакия Акакиевича
  • Новая шинель и ее кража
  • Обращение в полицию
  • Визит к "значительному лицу"
  • Болезнь и смерть Акакия Акакиевича
  • Привидение Акакия Акакиевича
  • Месть Акакия Акакиевича генералу





Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту. Портной советует Акакию Акакиевичу сшить новую шинель за 150 рублей. Но годовое жалование Акакия 400 руб.

Акакий Акакиевич растраивается окончательно и делает ещё одну попытку: приходит к Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович отказывается, потому что шинель была вся насквозь гнилая.


Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить. С каждого истраченного рубля откладывал по грошу в маленький ящичек, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки « дабы не истереть подошвы »…. Ещё он приходя домой, сразу снимал бельё, чтобы не изнашивалось, и сидел ветхом халате. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели. Собрав нужную сумму он вместе с портным закупает необходимые ткани и материалы для шинели.


Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с именин, Акакий Акакиевич идет по темным улицам. В темноте появляются грабители.



Обращение в полицию

После ограбления Акакий Акакиевич обращается в полицию, к частному приставу. Но полиции нет дела до этой кражи.


Визит к "значительному лицу"

По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному "значительному лицу" - генералу. Важный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу. Он кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел.


Болезнь и смерть Акакия Акакиевича

Акакий Акакиевич идет от генерала домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает. Вскоре он умирает.


Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Это привидение похоже на Акакия Акакиевича. И оно срывает шинели с прохожих.


Месть Акакия Акакиевича

Однажды привидение Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого генерала, который отказался ему помочь и обругал. Отобрав шинель у генерала, привидение Акакия Акакиевича исчезает и больше не появляется в городе.


Дата 17.03 Урок __52___ Сынып/ Класс. _8_

П?н/ Предмет. Русская литература

Та?ырыбы/ Тема. Н.В. Гоголь. «Шинель». Традиции и новаторство темы «маленького человека»

Типі/ Тип. 2 Цель : Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

?дістері/ Методы. Частично-поисковый, групповой, индивидуальный.

К?рнекілігі/ Оборудование. Ноутбук. Презентация.

Саба?ты? барысы/ Ход урока.

(На доске записаны тема урока и два высказывания в качестве эпиграфов: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н. А. Некрасова, «Все мы вышли из "Шинели" Гоголя» Ф. М. Достоевского.)

I. Изучение нового материала.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная штучка» Хлестаков смеется над всеми.

А как обстоят дела в столице?

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам... (называет имя учащегося).

(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)

Мы можем предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?

О чем повесть «Шинель»?

К какому социальному слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?

Значит, Гоголь обратился к теме «маленького человека». Он первый это сделал?

Кого у Пушкина мы рассматривали как «маленького человека»?

По какому признаку мы отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?

Почему Евгения из «Медного всадника» мы тоже называли «маленьким человеком», ведь он дворянин?

И вот теперь гоголевский герой - «один чиновник» из «одного департамента».

Как вы расцениваете эту первую фразу, о чем хотел сказать Гоголь?

Повесть небольшая, но многозначная.

Возьмем первую проблему - государство и человек; такой аспект уже рассматривал А. С. Пушкин.

Представлено ли в повести государство? Кем или чем? (Чиновниками и самим Петербургом как столицей государства.)

II. Работа с учебником.

Найдите описание столичного города в повести «Шинель».

Какой вывод можно сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.)

Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками, красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи , одеждой прохожих - опять вещи .)

Это описание Петербурга совпадает с пушкинским?

Может быть, власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?

- «Значительное лицо» - личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» - что стоит за словом «лицо»?

Делаем вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти - все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей, нет личностей.

Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация - «один чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская ирония, каламбур, логический абсурд.)

III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».

Рассмотрим вторую проблему - человек.

Акакий Акакиевич - личность?

Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось?

Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность?

Это талантливый человек?

Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе?

Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь?

С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.)

Финал повести - Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.)

Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.)

Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.)

Это кто? Расскажите о нем.

Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему?

Почему Гоголь называет его не Гришкой - по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!)

А теперь посмотрите на доску.

(Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью:

I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.

II. «Маленький человек»: Вырин,

Евгений,

Акакий Акакиевич Башмачкин.)

Какая запись вам кажется правильной?

I - все одного качества, в одном ряду.

II - все «маленькие люди», но разных видов?

Какие видовые особенности каждого вы отметили бы?

(Вырин - внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений - внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич - внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».)

Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ?

Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее?

Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.)

Положительное начало - в повествователе.

Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова - вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей.

Прочтите второй эпиграф - он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы - читатели или писатели?

Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях - все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального - все это мы видим в повести «Шинель».

В заключение урока проводится тест:

1. «Шинель» - произведение:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.

2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче,

б) о Петровиче,

в) о «значительном лице».

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:

а) иностранных дел,

б) просвещения,

в) в одном…

4. Имя Акакий Акакиевич получил:

а) по святцам,

б) кума настояла,

в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

а) титулярный советник,

б) генерал,

в) тайный советник.

6. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович,

б) Иван Иванович Ерошкин,

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе,

б) старался работать, чтобы не выгнали,

в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой,

б) отрицательный герой,

в) противоречивый характер.

9. Повествователь:

а) проявляется как «я»,

б) не чувствуется,

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10. Пейзаж:

а) играет важную роль,

б) не играет особой роли,

в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

а) ничтожное существо,

б) личность, временно задавленная обстоятельствами,

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. Шинель:

а) художественная деталь,

б) символ,

13. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга,

б) повествователь,

в) здесь нет положительного начала.

14. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая,

б) жизнеподобная,

в) романтическая.

15. Акакий Акакиевич - это:

а) типичный национальный характер,

б) лишний человек,

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).

16. Акакий Акакиевич:

а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,

б) это другой вид,

в) его нельзя отнести к маленьким людям.

17. В заглавии повести выражена:

в) заглавие с темой и идеей не связано.

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».

Код: 1-в, 2-б, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а,

11-а, 12-б, 13-б, 14-б, 15-в, 16-б, 17-б, 18-б, в.

IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант - план, 2-й вариант - устный ответ.