Стедикам. Что это? Не селфи-палка: что такое стедикам для смартфона

Снимать видео с помощью steadycam не только комфортно, но и очень интересно, ведь этот инструмент открывает новые возможности для креативной съемки. Во время съемки ты становишься чем-то больше чем просто парнем с ручной камерой - тебе подвластно намного большее. Ты экспериментируешь с ракурсами со скоростью передвижения, с тем как резко можешь занести руку в сторону. С steadycam можно получить очень интересные кадры, но во время ее использования у многих появляются вопросы. В этой статье представлено несколько простых советов по съемке, но есть и требование к вашему креплению steadycam:

Увеличивающаяся длина шеста, на котором «сидит» камера. Это необходимо для стабилизации - поднять или опустить камеру, чтобы найти баланс.

Если нет возможности использовать телескопический шест, то можно использовать шест с резьбой, по которому будет двигаться шарнирное крепление().

Нижняя платформа для грузиков. Это нужно для центрирования веса

Посадочное место для камеры с разными отверстиями(чтобы можно было закрепить разные типы камер).

Ну и желательно иметь гайки с лепестками, чтобы было удобнее подкручивать(а при настройке крепления подкручивать нужно много).

Как отбалансировать ваше крепление steadycam. Эти советы относятся к стандартному дизайну крепления, а не Merlin. В отличие от Merlin у стандартного следующие преимущества:

Можно делать поворот на 360 градусов не двигаясь с места. Просто поднимите камеру слегка над головой, держа за ручку, а затем другой рукой поверните шест, на котором сидит камера.
Можно поменять камеру и грузики местами - камеру вниз, грузы наверх. Получится отличный сетап для съемки на уровне земли.
Можно снимать во всех направлениях: вперед, назад, вверх. Можно легко подкручивать стержень другой рукой, направляя камеру куда нужно.
При балансировке крепления, нужно помнить о том, что центр тяжести должен быть ниже шарнирного крепления, чтобы камера «не падала головой вниз».

Вы можете проверить насколько хорошо отбалансировано ваше крепление, проверив время падения: держим крепление с камерой за ручку, затем поднимаем низ на 90 градусов в бок и отпускаем. Время за которое низ преодолеет эти 90 градусов должно быть от 1.5 до 3 секунд. Так же необходимо проверить динамический баланс: держите крепление за ручку и вращаете шест с камерой на 360 градусов другой рукой. Шест должен оставаться перпендикулярным земле. Используйте грузики внизу крепления, чтобы оно стало более стабильным и отбалансированным.

Главной задачей же такого вида крепления является съемка в движении. Шаровое крепление гасит движения вашей руки и вы получаете великолепный эффект скольжения. Профессиональные стэдикэм идут в комплекте с механической «рукой» и специальным креплением на тело. Т.е. оператор не держит всю эту конструкцию, а получается, носит на себе. Но это необходимость из-за большого веса профессионального оборудования. В нашем же случае мы используем лишь нашу руку, прикрепленную к нашему телу. У нас есть 3 естественных соединения, которые гасят качание предметов при ходьбе: плечо, локоть и кисть. Все это вместе с коленями и спиной позволяет нам нести камеру. Чем больше вес системы, тем плавнее будет ее движение. Во время бега, камера движется ровно и прямолинейно у вас в руках т.к. вся система: камера и крепление подвержены инерции. Для получения наиболее плавного видео нужно практиковаться в переносе камеры при разной скорости. Необходимо привыкнуть к поворотам, подъемам, переменной скорости, и тогда вы получите великолепное плавное видео.

Снимайте объект со всех сторон. Идите перед ним, за ним, с боку - и конечно же вы можете комбинировать это со съемкой сверху или снизу(когда камера вниз головой). Например, снимайте сбоку и сверху или сзади и снизу. А затем поочередно вставляйте в видео при редактировании.

Делайте 180 градусную съемку объекта, когда объект проходит рядом с вами. Это можно сделать несколькими способами: стойте на месте и крутите шест на креплении, следуя камерой за объектом. Опишите рукой полукруг, камера должна оставаться направленной на объект. Эффект будет очень интересный.
Ходите вокруг объекта, снимая его. Камера всегда должна быть направлена в центр круга.

Бегите за объектом съемок. И друзья потом у вас спросят: «Как ты это сделал?» Со стэдикам вы получите невероятно плавную съемку! Когда впервые видишь такие кадры, это очень удивляет. Еще можно бежать перед объектом.

Двигайте камеру навстречу идущему объекту, а затем снимайте его сбоку, когда он будет двигаться мимо вас.

Следуйте за объектом сзади, затем сбоку, затем спереди. Т.е. снимайте начиная со спины и заканчивая спереди. Все в движении.

Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и... начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени.

Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук . Неважно, как вы держите видеокамеру - в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу... Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?

Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше - Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?

Конечно, кино - дело... дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками... десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран - плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и... недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам?

Есть такой заменитель!

Стедикам . А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) - всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.

Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! - за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно - ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.

Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).

Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:

Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.

Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.

В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.

Регулировка стедикама - дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.

Ну, а теперь взглянем на всю систему вживую:

И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата... видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом - это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» - подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу».

Таким образом, стедикам - это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции . Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется бо льшая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.

Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован - если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).

К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза - не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните - в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.

Поскольку теорию полезно перемежать практикой, тряхнём стариной и пробежимся по чистому снегу дважды: без стедикама, привычно держа камеру в вытянутых руках, и со стедикамом. Ну а потом, разумеется, сравним результат:

Разница, мягко говоря, ощутима. Даже очень. Несмотря на присутствие раскачивания (а оно, как мы уже убедились, неизбежно с такой лёгкой видеокамерой), теперь такое видео вполне можно использовать для модных нынче игр с таймшифтингом. Исключительно прелестно выглядит видео, снятое со стедикамом из движущегося автомобиля - тряски как не бывало! Правда, высовываться из окна автомобиля с конструкцией в руке не рекомендуется: сдувает. Открытый ЖК-экран видеокамеры действует подобно парусу, из-за чего камеру ведёт в сторону, и систему приходится крепко удерживать.

Впрочем, несколько дней практики, и вот уже начинает получаться нечто похожее на ровную съёмку. Высунув от усердия язык, автору удалось-таки пройти несколько метров со стедикамом в руке, при этом матушка-земля и стедикам не успели войти в шокирующий резонанс. Что-ж, теперь такое ровное видео (для любительского уровня, разумеется) вполне можно использовать в давно задуманных целях, «подвесив» в воздух трёхмерные объекты. И «трекить» снежинки пришлось совсем немного. Получилось хоть и бестолково, зато зрелищно: для домашнего кино в самый раз!

Что касается удобства съёмки со стедикамом - забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец... Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло.

Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. , видеограф из Запорожья, проводивший , охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно - съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны - обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.

Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа - не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).

Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте - будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация - прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики - кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:

Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь... штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите - это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость... Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку - это слишком дорогое удовольствие.

Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден.

А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся .

Мы все пробовали снимать видео на смартфон: изображение прыгает и трясется, стоит немного пошевелиться. А вот путешественники с YouTube выкладывают видео из походов, снятые обычным телефоном, и у них все выглядит плавно и ровно — как так? Секрет прост: скорее всего они используют для съемки видео ручной стабилизатор.

О чем речь?

Речь идет об устройстве, которое называется электронным ручным стабилизатором для смартфона, или коротко — стедикамом (по аналогии со Steadycam, знаменитой профессиональной системой стабилизиции положения видеокамер, которая с 70-х годов используется в кино и на телевидении).

На Западе это же устройство называют карданным подвесом для смартфона (smartphone gimbal). Выглядит оно, собственно, вот так, чем-то напоминая известную всем селфи-палку:

Но, разумеется, стедикам куда сложнее селфи-палки — и конструкционно, и по возможностям, которые он дает.

Как устроен стабилизатор для смартфона?

Стедикам для смартфона состоит из ручки и прикрепленной к ней подвижной рамки на нескольких шарнирах, которые приводятся в движение электромоторами. В рамку вставляется смартфон и закрепляется в горизонтальном положении. Его положение фиксируется несколькими датчиками-гироскопами.

За счет взаимодействия всех деталей конструкции рамка со смартфоном может вращаться в разные стороны без передачи вращения всей системе. Таким образом, движение смартфона зависит не от вашей руки, а от вращения рамки. Направление вращения может быть запрограммированным или динамическим, в зависимости от перемещений оператора.

Это позволяет снимать видео, поворачивая камеру в разные стороны, но при этом поворот будет ровным, без тряски и резких изменений изображения. Готовое видео будет выглядеть примерно так — что называется, почувствуйте разницу:

Это видео снято при помощи смартфона Asus ZenFone 5 на стедикаме.

Что умеет стедикам?

Основная функция устройства, как уже сказано, удерживать смартфон от тряски при видеосъемке. Полный список возможностей стандартного электронного стедикама гораздо шире, к примеру:

  • Автоматический поворот смартфона при съемке из горизонтального положения в вертикальное и обратно;
  • Подключение к смартфону по Bluetooth: благодаря этому можно удобно управлять съемкой видео и фото при помощи кнопок на ручке стедикама (пуск, пауза, стоп), а также калибровать сам стабилизатор;
  • Возможность разпознавания лиц : некоторые стедикамы умеют следить за движениями человека и поворачивать смартфон так, чтобы лицо снимаемого всегда попадало в кадр;
  • Спецэффекты и разные виды съемки , например, эффект вертиго, или орбитальная съемка с видом от первого лица (POV);
  • Функция панорамной съемки и motion timelapse : камера смартфона делает серию снимков, при каждом из которых стабилизатор поворачивает устройство на небольшой угол, а затем эти снимки объединяются в панорамное фото или видеоролик. Посмотрите, как симпатично выглядит итоговый результат:

Кому пригодится стедикам для смартфона?

Разумеется, профессиональному оператору вряд ли придет в голову снимать видео на смартфон. Но это устройство отлично дополняет арсенал видеооператоров-любителей. К примеру, оно будет по-своему полезно:

  • Журналистам, чтобы давать хороший обзор с места событий;
  • Любителям активного отдыха и путешествий — чтобы снимать красивые пейзажи;
  • Видеоблоггерам, которые ведут съемку в поле, а не на студии;
  • Владельцам дронов. Многие стедикамы специально конструируются для съемки с воздуха.

Что можно купить в России?

На российский рынок стедикамы для телефонов активнее всего поставляет Китай. Это фирмы Feiyu, DJI, Zhiyun, MOZA, TILTA. Китайские стабилизаторы видео для смартфонов просты по конструкции и относительно недорого стоят.

Вот несколько классных моделей, которые стоят рекомендации:

Feiyu Vimble 2

Простейший стедикам с 18-сантиметровым встроенным моноподом, который будет удобен тем, кто привык обращаться с селфи-палкой. К нему прилагается тренога, с помощью которой его можно поставить на любую поверхность и оставить вращаться, снимая все, что его окружает. Хорошо подойдет для любителей пейзажной съемки на природе. Стоит около 8 тыс. рублей.

DJI Osmo Mobile 2

Умеет все, что мы написали выше, включая распознавание лиц и motion timelapse. Кроме, собственно, смартфона, в его рамке также можно закреплять фотокамеру и экшн-камеру GoPro, так что он пригодится и любителям экстрима, и фотографам, и спортсменам. Он подороже: около 12-13 тысяч, но зато очень надежен и многофункционален.

Zhiyun Smooth 4

Стедикам Smooth позволяет создавать настоящие кинематографические спецэффекты при помощи обычного телефона: таймлапс, ускоренная съемка, эффект движущегося заднего плана, вертиго и так далее. У него большое количество настроек фокуса и углов обзора, так что он придется по душе видеооператорам-любителям. При этом он относительно недорог: его можно найти за 9-10 тысяч рублей.

Стедика́м , Стэдика́м (англ. Steadicam ;) - носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора . Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen ), полное торговое название системы - Tiffen Steadicam . Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры .

Оператор «Steadicam» с ассистентом во время телетрансляции футбольного матча

История

Партия «Стедикамов» всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект . Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система - «Иди и смотри » Элема Климова . В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм «Русский ковчег », изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем . При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова «Человек войны» использовалась система «Стедикам», изготовленная российской фирмой «Пультекс» . Из российских фильмов, снятых с применением «Стедикам», можно также назвать картины «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников », «9 рота », «Трудно быть богом » . Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов «Старые песни о главном 2» и «Старые песни о главном 3 » .

Видео по теме

Конструкция

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на «Стедикам»

Конструкция оригинального «Стедикам», так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы (англ. Spring Arm ) называемой «пантографом» или «рукой», и вертикальной штанги (англ. Post ), крепящейся к стреле через карданный шарнир . Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой . Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами , удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены . Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце - внизу - противовес (англ. Sled Module ), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра , являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стедикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром . Самые первые системы «Стедикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля , закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения .

Главный стабилизирующий эффект «Стедикам» заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора . При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком , избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора . Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой .

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов . Некоторые производители «Стедикамов» специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2-5 кг.

Облегчённые версии «Стедикам»

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии . Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего - ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam , Flycam , Stabicam , PR-Line ST-2 , "Merlin", "Hague" и другие. Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные «настоящим» . Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов . Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства «Tiffen Smoothie» для камерафонов и экшен-камер .

Принцип действия всех этих устройств - изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса - основан, как и у настоящего «Стедикама» на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. «Рука» в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её «обвеса» индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5-3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь.

Альтернативные способы стабилизации

Параллельно с системой «Стедикам» разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором , позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств . Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении . Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам , использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы , поскольку необходим их существенный «запас», зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний . По этому параметру система «Стедикам» не имеет конкурентов.

Использование

Облегчённый ручной «Стедикам» для лёгких видеокамер

В современном кинематографе «Стедикам» хотя бы однократно применяется практически во всех фильмах. В телевизионном производстве эта система также стала неотъемлемой частью, особенно при организации трансляций спортивных соревнований или музыкальных шоу. Система используется в кино-, видеосъёмках и телетрансляциях, так как это наиболее простой способ получить изображение с подвижной камеры без тряски. В отличие от операторской тележки и крана, «Стедикам» более мобилен, однако не вытеснил их полностью и часто используется совместно при многокамерной съёмке . Иногда «Стедикам» используется с лёгкой операторской тележкой, не требующей прокладки рельсов, а в последнее время при съёмке спортивных мероприятий оператор «Стедикам» перемещается при помощи сегвея . В этом случае неизбежные колебания при езде демпфируются системой.

«Стедикам» наиболее удобен, когда любая другая техника для перемещения камеры неприменима по причинам недостаточной жёсткости или грузоподъёмности опоры, и в случаях, когда диапазон перемещения камеры невозможно определить заранее. Наилучшим образом система подходит для следующих ситуаций :

  • съёмка объектов, перемещающихся непредсказуемым образом;
  • сложные пространственные перемещения камеры по коридорам, лестницам, вокруг персонажей, через проходы и т. п.;
  • съёмка на пересечённой местности;
  • пересечение порога или движение по ступеням лестницы;
  • съёмка сцен, в которых движение камеры несёт эмоциональную нагрузку;
  • в случае необходимости изоляции камеры от вибраций, например, транспортного средства;
  • съёмка с вертолёта, в том числе длиннофокусным объективом, эффектные сцены в фильмах о природе;
  • для имитации «неустойчивости» окружающего пространства;
  • съёмка движения персонажа «субъективной камерой»;
  • съёмка коротких статичных планов, когда основной организационный фактор - быстрота перестановки камеры с точки на точку;

«Стедикам» практически неприемлем в следующих случаях:

  • съёмка длиннофокусным объективом долгих статичных планов (исключение - устройства оснащённые гироскопной платформой);
  • съёмка очень резких движений из-за угрозы падения оператора;
  • перемещение по скользким поверхностям;
  • при сильном порывистом ветре на натурной площадке;

Оператор «Стедикам»

См. также

  • Steadyshot - система, обеспечивающая стабилизацию части объектива фото- или видеокамеры

Примечания

  1. , с. 143.
  2. , с. 10.
  3. Garrett Brown (англ.) . Персональный сайт Гарретта Брауна. Проверено 22 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  4. Ariston Anderson. Тестовые ролики прототипа «Стедикам» (англ.) . Steadicam Inventor Reveals the "Impossible Shots" That Changed Filmmaking Forever . The Hollywood reporter (14 August 2014). Проверено 26 августа 2014.
  5. , с. 9.
  6. В танце со штативом (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2011. - № 1 . Архивировано 2 января 2012 года.
  7. , с. 11.
  8. Р. Келли. Стабилизирующая система Игоря Черныха (рус.) // «Мир техники кино»: журнал. - 2006. - № 1 . - С. 35 . - ISSN 1991-3400 .
  9. Dmitry Silyanov. Sovscope 70 - 70mm Films in USSR (англ.) . Widescreen . In70mm (23 December 2014). Проверено 26 июня 2015.
  10. , с. 145.
  11. Елена Ермакова. Стедикам как образ мышления (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2006. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  12. Павел Орлов. Как это снято: «Иди и смотри» (рус.) . «Tvkinoradio» (28 июня 2015). Проверено 10 января 2018.
  13. Сергей Афандеев, Андрей Мигачев, Александр Раевский, Роберт Филатов. 35 килограммов удовольствия (рус.) // «625»: журнал. - 2004. - № 9 . - ISSN 0869-7914 . Архивировано 15 марта 2014 года.
  14. , с. 144.
  15. Тимур Мусаев. Системы стабилизации движения и радиоконтроль параметров объектива (рус.) . Каталог «Техника кино» . Broadcasting.Ru (2006). Проверено 9 декабря 2012.

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана . Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown , ) , который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory» . Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки », «Житие Брайана по Монти Пайтону », «Чужие » были сняты с применением этой технологии съёмки.

В Россию технология впервые пришла в 2002 году когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег ». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников», «9 рота », «Трудно быть Богом ».

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3 .

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги - Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бейкер, Реджинальд
  • Окно в Европу (серия памятных монет)

Смотреть что такое "Стедикам" в других словарях:

    Steadicam - Стедикам (англ. Steadicam) cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом». Оператор Стедикам за работой Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en). Первый фильм… … Википедия

    Free as a Bird - «Free as a Bird» Сингл The Beatles из альбома Anth … Википедия