Системный взгляд на современный кинематограф. Современное киноискусство

На сегодняшний день отечественный и зарубежный кинематограф играет достаточно большую роль для современного человека. Сегодня без кино не возможен наш мир, потому что на советских фильмах когда – то вырастало наше старшее поколение, а на современном культурно развиваемся мы.

Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному, не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и на отрицательные стороны жизни. К чему приводит злоупотребление негативных кинокартин, включающих сцены насилия, жестокости, порнографии… Как с этим бороться и уберечь собственных детей от совершения отрицательных поступков, мысль о которых может возникнуть в их воображении после просмотра соответствующего фильма?

Главным развлечением для детей служат мультипликационные картины, в которых можно заметить ряд отрицательных моментов. Чаще всего неблагоприятное воздействие на детскую психику имеют мультики зарубежного кинематографа. Основной негативной особенностью здесь является наличие слишком яркого цвета , например, наряда главной героини, что не позволяет ребёнку отвлечься на мгновение, т.е. всё его внимание остаётся прикованным к кино ролику от начала и до конца. Мультики зарубежного кинематографа обладают особой формой жёсткости, когда наделяют главную героиню чертами воинственной женщины, которые были когда-то недопустимы для отечественного производства, например, изображение принцессы в русской интерпретации никак не предполагало тот факт, что она будет вести себя несколько воинственно, потому что главный герой — это принц, который должен защищать её. Он, но не она. Однако создатели мультфильма «Шрека» или «Алладина», видимо, думают по-другому, потому что у них главные женские роли исполняют девушки слишком самостоятельные. Таким образом, у маленьких девочек начинает складываться стереотип того, что женщина вполне прекрасно может существовать без мужчины, помощь которого ей фактически не нужна.

Специально для детей создаются так называемые , которые могут негативно воздействовать на их зрение, благодаря неестественным изображениям.

Как ни странно, но телевизионные картины могут серьёзно влиять не только на детей, но и на взрослых, в особенности, это касается молодёжи. Ведь сейчас достаточно большое количество фильмов изобилует своей жестокостью, насилием, наличием порнографических сцен, на которых действительно учатся и вырастают, но не теми, кем нужно. Многие люди интересуются, откуда в мире появляются воры, насильники, убийцы. Ответ прост — из кино. Потому что именно из этого мира, будучи подростком, и просмотрев определённый фильм, человек, понимает, что совсем не обязательно зарабатывать на жизнь честным трудом, когда можно просто украсть. Безусловно, не каждый человек воспримет определённую телевизионную картину всерьёз и, возможно даже, что она никак не повлияет на его психику, однако, к счастью или к сожалению, все люди разные, и у каждого есть своё мировосприятие и свои психологические особенности, которые могут быть ослаблены. Ведь не зря существуют множество картин и телевизионных шоу, перед просмотром которых предупреждается о том, что людям с неуравновешенной нервной системой или слабым сердцем просмотр строго воспрещён.

Российский актёр театра и кино Михаил Дорожкин также отмечает невероятную силу отечественного и зарубежного кинематографа и рассказывает, что путешествуя, с ужасом наблюдает за вкусами подростков, за тем, что множество из них смотрят телешоу «Дом 2», в котором очень часто показывают сцены недостойные внимания детей, а также за тем, что все они хотят стать звёздами – петь, танцевать, играть в кино, не понимая всей тяжести этого труда.

Во многих фильмах основной идеей является изображение не каких-то ценностей или идеалов, а оправдание поступков безнравственного героя , что будет вызывать у телезритетелей симпатию и понимание того, что зло необязательно должно быть наказано. В некоторых фильмах изображается победа зла над добром. Как правило, такая картина лишена всяких нравственных норм и неспособна положительно влиять на человека.

Частые просмотры фильмов с элементами насилия, убийств, чрезмерной жестокости могут привести зрителя к самым опасным последствиям, когда он захочет причинить зло не только окружающим, но и самому себе.

К счастью, мир кино не может быть только отрицательным, в нём есть огромное количество положительных картин, направленных на воспитание в человеке определённых жизненных ценностей, идеалов. В современном кинематографе существует так называемая «кинотерапия» , которая подразумевает под собой просмотр фильма и дальнейшее его обсуждение, в которое входит анализирование главного героя, обсуждение его положительных и отрицательных качеств. Не зря актеры, работающие над своим очередным отрицательным персонажем, в начале прибегают к его анализу, раскрытию собственных творческих идей для того, чтобы сделать свою роль не такой уж негативной. Точно также и для обычного зрителя. Кинотерапия помогает ему раскрыть свой творческий потенциал и собственные качества как личности.

Если рассматривать кино с положительной точки зрения, можно понять, что оно учит видеть, смотреть, думать, понимать и анализировать. Для каждого человека очень важным фактором является найти для себя ту кинокартину, в которой он будет чувствовать себя главным героем, и после просмотра которой, не забудет о её существовании, а наоборот, ещё больше углубится в анализ созданного актёрами и режиссёрами персонажа, и будет размышлять о том, как бы он сам, находясь в похожей жизненной ситуации, поступил.

Наиболее добрыми и искренними для детей и взрослых являются фильмы, относящиеся к жанру «комедий» , потому что в момент просмотра зрители забывают о своих насущных проблемах, углубляются в просматриваемый фильм, и просто по-доброму смеются. Иногда это очень важно для человека — важно понять, что мир не так уж плох, и в нём можно быть счастливым.

Западный и отечественный кинематограф, как правило, является одним из основных методов управления сознанием человека, потому что фильмы различных жанров и интерпретаций учат современного человека и добру, и злу, и жестокости и даже очень искреннему доброму смеху. Современный мир кинематографа ушёл настолько далеко, что сегодня на многие жизненные вопросы, задаваемые человеком, отвечает именно он. Ни родители, ни друзья, ни знакомые, а именно кино, которое не просто показывает людям настоящую или сказочную жизнь, но и учит современное общество жить в ней. Конечно, не всегда теми средствами и способами, которыми можно познавать справедливый мир, но и жестокими, нечестными, коварными действиями. Однако винить в этом кинематограф, по сути, глупо, потому что он всего лишь олицетворяет людей, которые бывают жёсткими и мягкими, сильными и слабыми, добрыми и злыми, поэтому каждый человек ровно так же как понимает и видит свой жизненный путь, должен сам выбирать для себя те кинокартины, которые будут помогать ему, или, наоборот, уничтожать его. Ведь мир кино создаётся разными людьми, где каждый из создателей по-своему видит жизнь и судьбу своего героя, а зритель всего лишь должен выбрать из множества то, что ему действительно нравится.
При подготовке данного материала была использована информация сайта — Киноньюс.ру

Анна Кондратьева

Кино в современном мире не кажется уже чем-то необычным, а благодаря высоким технологиям, мы можем смотреть мультфильмы онлайн , кино онлайн и всевозможные телепередачи бесплатно и без задержек. Мы уже настолько привыкли к этому, что какой был мир без кино уже даже не представляем.

ХХ в. - Время развития новейшего вида искусства - кино, появление которого стало возможным благодаря техническим достижениям. Киноискусство - вид художественного творчества, который с помощью кинематографической техники, оперируя подвижным изображением и звуком, воспроизводит реальную действительность в художественных и художественно-документальных образах. Синтезируя и вбирая в себя художественный опыт литературы, театрального и изобразительного искусства, музыки и преломляясь его через свои особенности и специфику, киноискусство обладает собственными изобразительно-выразительными средствами, среди которых главные - фотографическая природа подвижного во времени изображения и монтаж.Доступность и особый эффект достоверности экранного изображения, информативность определяют социальные функции и значение киноискусства, которое оказывает огромное идейно-художественное влияние на формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, духовной культуры людей. Киноискусство значительно расширяет возможности образной выразительности и усиливает общественный резонанс художественной деятельности.Существует пять видов киноискусства: художественное или игровое кино, средствами исполнительского мастерства воплощает произведения кинодраматургии; документальное кино, материалом для которого является съемка настоящих событий; мультипликационное (анимационное) кино - вид киноискусства, отображающий действительность с помощью снятых на пленку рисунков или фотографий, объемных предметов; научное кино, объединяющее в себе научно-популярное, научно-исследовательское и технико-пропагандистское кино; видеоклип - разновидность видеофильма, который характеризуют быстрый монтаж, насыщенность электронными спецэффектами, лаконичность.Игровое кино делится по жанрам (приключенческое, мелодрама, трагедия, комедия, психологическая повесть, вестерн, музыкальный фильм, триллер и т.д.).Кино появилось во Франции, где в 1895 г. братья Луи и Огюст Люмьер разработали и запатентовали аппарат (кинематограф) для съемки и проецирования движущегося изображения. Сначала кино поражало человека лишь своим техническим возможностям и было лишь аттракционом; демонстрировались короткие репортажи. Впоследствии становится понятно, что кинематограф может стать прибыльным делом, а потому быстро растет его материальная база, техника съемки, монтажа, показа. Сначала центром кинопроизводства была Франция, затем киностудии всего появляются во многих странах.Одним из первых снимать художественные фильмы начал Ж. Мельес, который создал киностудию во Франции (1896). Он снял художественные фильмы "Золушка", "Красная шапочка", "Путешествие на Луну" - всего около 4 тысяч фильмов. Мельес-режиссер разработал методику кинотрюки. Выдающуюся роль в развитии мирового киноискусства сыграл американский кинорежиссер Ч. Чаплин (1889-1977, фильмы "Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена", "Великий диктатор"), который создал трагикомический образ "маленького человека".Американский режиссер Д. Гриффит (1875-1948) в фильмах "Рождение нации", "Нетерпимость" успешно решает проблемы выразительности: применяет "крупный план", монтаж кадров.Первый российский кинопредприниматель А. Ханжонков в 1907-1908 гг начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, несколько кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва".В Украине с 1909 г. начали сниматься комедии, драмы и водевили с репертуара и в исполнении актеров украинских театров: "Шельменко-денщик", "Москаль-волшебник", "Ночь перед Рождеством"Большой вклад в развитие «немого» кино сделали советские кинорежиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Дзига Вертов, их фильмы "Броненосец Потемкин", "Мать", "Земля" и другие стали важным этапом развития мирового кино.Появление в кинематографе звука (конец 20-х годов), а впоследствии и цвета (40-е гг) дала возможность активнее осуществлять эмоциональный и эстетическое воздействие на зрителя, добиваться большей выразительности.В мировом кино второй половины 40-50-х гг ведущим направлением стал неореализм, который сформировался в итальянском кино. Неореализм зародился в среде антифашистского Сопротивления как реакция демократической культуры на духовный застой в период правления Б. Муссолини. Эстетические принципы неореализма сформулировал Ч. Дзаваттини: максимальное сближение экранной рассказа к реалиям жизни, отказ от сюжета и привлечение непрофессиональных актеров. Они были впервые реализованы в фильмах "Одержимость" Л. Висконти и "Дети смотрят на нас" В. де Сика. Манифестом неореализма стала картина Р. Росселини «Рим - открытый город". Для неореализма характерны демократизм и гуманизм, внимание к жизни простого человека, соблюдения принципа верности факта.В 50-60 гг новым шагом в освоении художественных средств кинематографии стало творчество Ф. Феллини, М. Антониони, П. Пазолини и шведского режиссера И. Бергмана.Французское кино того времени, воссоздавая проблемы послевоенной действительности, также отразило события Второй мировой войны и Сопротивления (режиссеры Р. Клеман, Л. Дакен, Ж. Беккер, Ж. П. Ле Почитай). Кроме того, в нем зарождается направление под названием "Новая волна", который представляли режиссеры Ж. Л. Годар ("На последнем дыхании"), А. Рене ("Хиросима - моя любовь"), Ф. Трюффо ("400 ударов" , "Американская ночь"), К. Шаброль ("Красавчик Серж", "Кузены"), Ж. Деми "Шербурские зонтики") и другие. Драгоценном коммерческом кинематографа "Новая волна" противопоставляла скромный, без кинозвезд и постановочных эффектов, снятый на небольшие средства, как правило, неизвестным режиссером по эскизному сценарию. Представители "Новой волны" демонстрировали интерес к молодому поколению и скептическое отношение к традиционным социальным ценностям. Режиссеры "новой волны" отрицали свою причастность к одному художественному группировки, однако их фильмы имеют много общего. Поэтика «Новой волны» развила принцип повествования от первого лица, внесла репортажную непосредственность, смешение литературного языка с ненормированной лексикой, продемонстрировала возможность раскрытия внутреннего мира персонажа через самоанализ.Ныне центром мирового кинопроизводства и мультпроизводства является США.Неотъемлемый признак жизни современного человека стало телевидение (гр. tele - далеко) - передача на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналам связи.Вопрос передачи изображения на расстояние нашли решения в трудах В. Смита (США, 1873), А. Столетова (1988), А. Попова (1895). Б. Розинг в 1911 г. провел первую в мире телепередачу в лабораторных условиях.Первая экспериментальная передающая телевизионная станция (черно-белое изображение) была создана в США (1929), постоянные телетрансляции начались в Великобритании (1936). Цветное телевидение появилось в США (1956). В СССР регулярные телепередачи начались с 1939 (Москва), с 1951 - в Киеве.Телевидение является средством информации, имеет возможность одновременно обратиться к многомиллионной аудитории, в частности, благодаря прямом эфире. В первые десятилетия своего существования телевидение ограничивалось ролью СМИ, неся сообщения о событиях, происходящих в мире. Впоследствии складывается система информационно-публицистического телевидения, создаются художественные, музыкальные, развлекательные, обучающие программы. Телевидение приобретает все большую популярность за оперативность, возможность донести до большой аудитории нужную информацию подобное.Во второй половине ХХ в. получает распространение массовая культура, рассчитанная на доступный, заниженный уровень восприятия. Ее появление связано с развитием средств массовой коммуникации - прессы, радио, телевидения, кинематографа, видео, звукозаписи, сети Интернет, которые способствовали тиражированию и распространению явлений культуры, донесению их до широких масс. Родиной массовой культуры считается США. Типичными жанрами масскульта стали детектив, женский роман, фантастика, триллер, вестерн, боевик, телесериал, мелодрама, фильм ужасов, комиксы, мюзикл, эстрадная музыка, мода и т.д..Массовая культура творится в расчете на коммерческий успех и очень часто является высокопрофессиональной, созданной талантливыми кинорежиссерами, писателями актерами, композиторами, певцами. Произведения массовой культуры, как правило, имеют развлекательный характер.Массовая культура является примитивным подражанием высокой культуры, поэтому в отношении масскульта употребляется термин "китч" (нем. kitsch - дешевая продукция, безвкусица; verkitschen - дешево продавать).Будучи доступной для миллионов людей, массовая культура оказывает мощное идейное и эстетическое воздействие, создавая стереотипы поведения и стиля жизни.

История кинематографа

Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.

Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеодисков.

Рождение кинематографа

Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).

Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии - «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии - «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России - «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США - «витаскоп» Т. Армата (1896).

Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течении 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).

Эпоха немого кино

Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15—20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства обладающий своими собственными художественными средствами.

Приход звука

Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако в последствии Уильям Диксон - соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф - прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.

В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.

Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днем рождения звукового кино.

Дальнейший технический прогресс в кино

Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего цвета) вышел еще в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.

В 1950-х годах технический прогресс зашел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука.

В настоящее же время существуют очень изощренные системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, все это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.

Оригинал текста находится на сайте" Мир кино "

Стерео

Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим и трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.

Первый стереоскопический игровой фильм - "Сила любви" - был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.

Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера "Дьявол Бована" стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остроприключенческий фильм "Крылья отваги" был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.

Оригинал текста находится на сайте " Cinema.rin.ru "

В 2009 году вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием компьютерных 3D -технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

Хронологическая таблица истории кинематографа

1826—1834

Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп.

1872

Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер.

1877

Изобретен "Праксиноскоп"; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879.

1878—1895

Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных.

1887

Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков.

1888

Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат.

1889

Эдисон разработал 35-мм пленку.

1890—1894

Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

1895

Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали.

1896

Шарль Пате сконструировал граммофон "Берлинер", осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации.

1899

Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов.

1900

Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтомв Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы "Витафон".

1902

Жорж Мелье снял "Путешествие на Луну".

1903

В США снят первый вестерн Эдвина Портера "Великое ограбление поезда".

1906

Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор).

1908

Вышел на экраны первый российский игровой фильм "Понизовая вольница".

1907—1911

Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией.

1910

Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность.

1911

В Голливуде основана первая студия "Хорслис Кентавр филм компани", за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса.

1912

В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку.

1915

В США выходит исторический фильм Д. Гриффита "Рождение нации" о гражданской войне в США.

1917

Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм.

1918—1919

В Германии разработана звуковая система "Три-Эргон", позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название "Фонофильм".

1923

Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма).

1926

Выпущен немой фильм "Дон Жуан" с синхронным музыкальным сопровождением.

1927

Выходит первый звуковой фильм "Певец из джаза" с несколькими песнями и короткими диалогами (студия "Уорнер Бразерс", Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства ("Оскар").

1928

Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом "Пароход Вилли". Вышел первый полностью озвученный фильм "Огни Нью-Йорка".

1930

Вестерн "Большая тропа" снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа "Лоуренса Аравийского".

1931

Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

1932

Разработана трехцветная технология "Техниколор", применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме.

1935

Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии "Техниколор" (трехцветной).

1936

Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова».

1937

Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов».

1939

На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром».

1952

Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами и

проецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке.

1953

В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой.

1959

Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения.

1980

Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем "Долби".

1981

Проведение "Года цветного кино" по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветныхфильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения.

1982

Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма "Трон", затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты "Челюсти-ЗД" и "Пятница, 13-е. Часть 3", принесшие коммерческий успех.

1987

Представители компании "Голливуд" обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного "окрашивания" — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа.

1988

Роберт Земекис в фильме "Кто подставил кролика Роджера" применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией.

2009

Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3 D -технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

Оригинал текста хронологической таблицы находится на сайте "Киноколлекция - мировая классика и редкое зрелищное кино"

"Кино - это театр для бедных."

Анна Ахматова/

Все мы любим смотреть кино, одни для удовольствия и поднятия настроения, другие для образования или поисков каких-то ответов, а третьи и вовсе не могут понять зачем. Но каждый современный человек не представляет своей жизни без кинематографа. Вполне вероятно, что искусству кино он уделяет больше всего времени, так как посредством телевидения кинофильмы показывают почти в каждом доме.

Посмотрим, что же пишут о кинематографе в энциклопедии Википедия :

" В понятие кинематографа входят киноиску сство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей."

Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному, не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и на отрицательные стороны жизни.

В настоящее время выпускается огромное количество фильмов, различных по тематике. Кинематограф возродился и представляет на суд зрителей всевозможные сериалы, различные по жанру: от комедии до трагедии, от драмы до сатиры. Появляются новинки кино, основанные на реальных фактах и событиях. Многие люди предпочитают американское кино, особенно боевики и триллеры, за огромное количество захватывающих спецэффектов. Лично меня очень радует, что в настоящее время многие режиссёры обращаются к теме Великой Отечественной войны и отражают те события, о которых ранее ничего не было известно.

В наше время все фильмы можно разделить на кино, приносящее коммерческую прибыль, и независимое, некоммерческое авторское кино. Фильмы, приносящие доход имеют массовый характер. Но есть и такие режиссеры, которые считают себя «независимыми от независимых». Они считают, что получать прибыль от своих картин это неправильно и зазорно.

Давайте я расскажу вам о новых веяниях в кинематографе, благодаря которым он стал современным!

Короткометражное кино

На первый взгляд,короткометра́жное кино́ отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в основном 15-20 минут). Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным видом киноискусства и отдельным видом кинематографического творчества.

Техническая новинка - цифровой кинематограф

В началеXXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или«цифровое видео»(англ. digital video ). Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных. В этом случаекиноплёнкадля съемок становится ненужной, а кинопроектор заменяется цифровым проектором, либо с помощьюлазерныхрекордеров изготовляется высококачественныйинтернегатив(англ. digital intermediate ) для последующей печати фильмокопий.

О режиссерахи их работах

Я считаю очень важным отметить режиссеров современного кино и как всегда расскажу о своих любимых. Возможно, вы о них и не слышали, фильмы о которых я расскажу не входят в main-stream (основной поток) современного кинематографа, но почему-то мне захотелось показать именно их, а не Пятый Элемент, о котором вы и так все знаете!

Эмир Кустурица (Сербия):

Чёрная кошка, белый кот, 8 Суперисторий, Жизнь как чудо, Завет

Жак Одиар (Франция):

Смотри как падают люди, Никому не известный герой, Читай по губам, Мое сердце биться перестало, Пророк

Стиин Конинкс (Бельгия):

Сестра-улыбка, Образы Европы, Море тишины, Данс, Гектор

Оскар Релер (Германия):

Лулул и Джими, Элементарные частицы, Агнес и его братья, Ненужная

Но о вкусах не спорят, поэтому желаю Вам получать как можно больше приятных впечатлений во время просмотра современного кино. Ну и про классику тоже не забывайте!

Роль кино в жизни человека
Кинематограф увидел свет чуть больше века назад. С тех пор, конечно, эта
отрасль искусства очень сильно выросла и изменилась.
Кино, как развлечение, уже никуда не деть. Кто-то любит посидеть перед
телевизором в одиночестве, другие собираются всей семьей. В настоящее время
выпускается очень большое количество фильмов ежегодно. Каждый сможет
найти то, что ему по душе. В зависимости от настроения и предпочтений можно
смотреть детективы, мелодрамы, ужасы, исторические фильмы. Фильмы могут
дать такие эмоции, пережить ситуации, которых в реальной жизни нет. Так что
кино еще долго не утратит своего важного места в жизни людей.
Сегодня кино более доступно зрителям, так как смотреть его можно по
телевизору, на экране монитора, либо сходить в кинотеатр. Интернет дает
киноманам преимущество смотреть новинки первыми и выбирать по своему
вкусу, а не то, что показывают по телевизору или в кинотеатрах.

Инновации в кино
Киноиндустрия находится в постоянном росте, начиная с первого
появившегося ролика. В наше время при производстве фильмов
используются совершенные технологии, что позволяет выпускать
кино с отличным качеством изображения и удивительными
спецэффектами. 3D изображение, звук, современная графика
заставляют зрителя почувствовать себя героем происходящего на
экране.

Инновации которые заставляют нас верить в
реальность происходящего на экранах:
1.Спецэффекты и компьютерная графика
2.Пластический грим

Спецэффект
Кино без спецэффектов просуществовало очень недолго. Люди,
открывшие для себя новое искусство, быстро начали придумывать,
как можно показать на экране то, что раньше существовало
исключительно в их фантазии.
Спецэффект - совокупность технологий кинематографа и
телевидения, в результате которых на экране получается
изображение, не существовавшее в действительности, но для
зрителей не отличающееся от снятого в павильоне или на натуре.

Так выглядят кадры до и после
применения различных спецэффектов

Пластический грим
Профессиональным художникам гримерам в своей работе часто
приходится прибегать к созданию спецэффектов. Синяки и
ссадины на лицах героев, спасающих мир от злодеев всех мастей –
это, конечно же, заслуга гримёров, а не настоящие боевые
ранения. Однако сделать пулевые ранения и кровавые раны
реалистичными, кривые носы и накладные уши – натуральными,
бороды и усы – неотличимыми от настоящих, – не самое простое
дело.

Пожалуй, сегодня без пластического грима и спецэффектов не
обойдётся ни один выходящий на экраны фильм, даже если в нем
активно ипользуется компьютерная графика. И речь не только о
шумных блокбастерах с перестрелками, хотя они и являются
основными «потребителями» спецэффектов. Спецэффекты
применяются даже в мелодрамах и комедиях. Всем известно, что
далеко не каждый, пусть даже очень талантливый актёр может
заплакать в кадре – и здесь на помощь придут специальные
средства. С помощью такого продукта как «Карандаш для слёз»,
слезы актера выглядят очень натуралистично. Или, например,
нужно состарить лицо молодого актера и помочь ему сыграть
своего героя несколько десятков лет спустя. В этом и помогут
специальные средства для состаривания кожи лица.

Такое разное кино.
Ужастик (хоррор-фильм, фильм ужасов) - круг фильмов,
призванных вызвать у зрителей чувство страха, тревоги и
неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или
мучительного ожидания чего-либо ужасного.

Фильм-катастрофа - фильм, герои которого попали в катастрофу и
пытаются спастись. Специфическая разновидность триллера и
драмы. Речь может идти как о природном бедствии (смерч,
землетрясение, извержение вулкана и т. п.), так и о техногенной
катастрофе (крушение самолёта, например).

Детектив
Детектив - жанр кинематографа,
произведения которого содержат
демонстрацию преступных деяний и их
расследования. Возник практически
одновременно с появлением
кинематографа.

Сериал - вид киноискусства
Кто из нас хотя бы раз в жизни
не смотрел сериал? Самым
простым определением данного
жанра киноиндустрии будет
следующее – телевизионный
фильм, состоящий из нескольких
или множества серий.

Какие бывают сериалы?
Сериалы по своей классификации недалеко ушли от фильмов. Но все же
имеется парочка интересных направлений.
1.Медицинский сериал.
Прекрасной иллюстрацией этого жанра служит сериалы “Доктор Хаус”,
“Клиника”, “Анатомия Страсти”.

Ситкомы.
Разновидность комедийных
телепрограмм, с постоянными
основными персонажами и местом
действия. Изначально появившийся
на радио в США в 1920-х годах, к
1970-м годам ситком выделился в
жанр почти исключительно
телевизионной комедии и получил
широкое распространение в
телесериалах.
Примерами ситкомов могут служит
такие сериалы, как “Друзья”, “Как я
встретил вашу маму”.

Еще один, достаточно популярный вид сериала - телеадаптация книг,
комиксов или даже других фильмов.
Примерами могут послужить “Орудия смерти”, “Области тьмы”,
“Сорвиголова”, “Джессика Джонс”.