Васнецов алёнушка. Описание картины В.М.Васнецова «Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка

Навеянная лирическим сказочным образом картина Васнецова «Аленушка» написана 1881 году. Примеченная художником Ахтырка реальная девушка, стала прототипом героини этой картины. Тоскливый и печальный взгляд простой русской девушки подтолкнул Васнецова к написанию картины «Аленушка». И действительно от картины веет настоящим русским духом.

Уставшая от поисков своего братца Иванушки, сестрица Аленушка сидит в сиротливой позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору. Одежда девушки обветшала от времени, ноги у нее босые, а в глазах прослеживается печаль и грусть. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка. Аленушка винит себя, за то, что не уберегла единственного братца и вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней. Взаимосвязь природы и Аленушки на картине Васнецова очень тесная. Великолепно написанный пейзаж, как бы вторит нашей героине в тоске и скорби. Тесное переплетение природы и Аленушки в картине, не отвлекает зрителя от главного сюжета и в то же время, даже самая смелая деталь картины, призывает к задумчивым размышлениям. Очень много сказок было придумано русским народом и писателями, но мы привыкли их представлять только мысленно, но в данной картине Васнецова «Аленушка», художник искусно выразил в произведении живописными средствами все чаяния героини сказки.

Картина была написана в окрестностях Абрамцево, где живописные просторы еловых, дубовых, березовых лесов и рощ причудливо разделены извилистой речкой Ворей, прудами, глухими оврагами, пригорками. Именно эти места и побуждали Васнецова писать картины национального пейзажа. В картине «Аленушка» Васнецов очень проникновенно и наиболее полно выразил лирическую поэзию русского народа. По словам художника, задумка о написании картины как будто давно жила в его голове, но приступить к работе он смог только повстречав поразившую его воображение девушку. Чисто русская печаль, тоска и одиночество были видны в ее глазах, и Васнецов обратился к сказке. Сидящая девушка задумалась над своей тяжелой судьбой и ей созвучно вторит серое небо, а также отталкивающая и пугающая темнота поверхности омута, на которой застыли желтые листья. Очень лаконично вписано в картину глубокая темная зелень елок и серые блеклые тона осиновой листвы.

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем.

Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Стихотворение Ольги Берггольц "Алёнушка"

Когда весна зеленая
затеплится опять -
пойду, пойду Аленушкой
над омутом рыдать.
Кругом березы кроткие
склоняются, горя.
Узорною решеткою
подернута заря.

А в омуте прозрачная
вода весной стоит.
А в омуте-то братец мой
на самом дне лежит.

На грудь положен камушек
граненый, не простой...
Иванушка, Иванушка,
что сделали с тобой?!

Иванушка, возлюбленный,
светлей и краше дня,-
потопленный, погубленный,
ты слышишь ли меня?

Оболганный, обманутый,
ни в чем не виноват -
Иванушка, Иванушка,
воротишься ль назад?

Молчат березы кроткие,
над омутом горя.
И тоненькой решеткою
подернута заря...

2

На дворе костры разложат вечером,
смертные отточат лезвия.
Возврати мне облик человеческий,
светлая Аленушка моя.

Я боюсь не гибели, не пламени -
оборотнем страшно умирать.
О, прости, прости за ослушание!
Помоги заклятье снять, сестра.

О, прости меня за то, что, жаждая,
ночью из звериного следа
напилась водой ночной однажды я...
Страшной оказалась та вода...»

Мне сестра ответила: «Родимая!
Не поправить нам людское зло.
Камень, камень, камень на груди моей.
Черной тиной очи занесло...»

Но опять кричу я, исступленная,
страх звериный в сердце не тая...
Вдруг спасет меня моя Аленушка,
совесть отчужденная моя?

Картина Васнецова «Аленушка» знакома каждому российскому малышу с детства: именно ее чаще всего используют для иллюстрации сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке. Интересно то, что изначально сам художник назвал свою картину не «Аленушкой», а «Дурочкой». Вероятно, если бы картина сохранила свое название до сегодняшнего дня, ее вряд ли бы изучали в школе на урока развития речи. Но художник, к счастью, передумал: картину он переименовал, хотя слово «Дурочка» в те время значило всего лишь «юродивая» или «сирота». Какова история Васнецова «Аленушка» появилась совсем не случайно. В 1880 году он занимался пейзажами в Ахтырке, но в его голове жил образ сказочной девочки: грустной, большеглазой, печальной. Образ никак не хотел складываться воедино, пока однажды художник не встретил простоволосую неизвестную девушку. Васнецова поразило, в какой степени русской она была, каким русским духом от нее веяло.

Встреча с незнакомкой привела к тому, что долго вынашиваемый образ, наконец, воплотился в картину. В 1881 году картина Васнецова «Аленушка» была впервые представлена на Передвижной выставке. Там она получила самые высокие, самые восторженные отзывы.

Картина «Аленушка» Васнецова. Описание

Сегодня входит в программу по русскому языку. На ее примере школьники знакомятся с понятием «живопись», «композиция», некоторыми другими терминами, учатся выражать свои мысли, подбирать правильные слова. Что же изобразил В.М.Васнецов? Аленушка, простоволосая и босая, сидит на камне у воды. Девушке, наверное, холодно, ведь уже наступила осень. Это видно по черной воде, нескольким желтым листьям на ее поверхности, по начинающим желтеть веткам деревьев на заднем плане.

Руки девочки с тонкими, крепко сжатыми пальцами, лежат на коленях. Аленушка положила на них голову и с тоской смотрит в пруд. О чем она думает? Жаждет ли увидеть своего брата? Думает о том, что ждет ее саму? Горе и безысходность в глазах девушки художник отразил с такой силой, что даже на глазах зрителей наворачиваются слезы. Одиночество Аленушки, ее растерянность и беззащитность подчеркивает пейзаж: сзади - непроглядная лесная глушь, начинающаяся сразу за полянкой. Впереди - черный, притягивающий взгляд омут. И лесная чаща, и омут кажутся особенно черными на фоне зеленеющих елей, осоки, начинающих желтеть деревьев. Но именно эти деревья отгораживают, как бы охраняют Аленушку от темных лесных сил. Даже из черного омута растет зеленая осока. Картина Васнецова «Аленушка» навевает легкое ощущение грусти, но она совсем не печальна. Ведь если зеленеют деревья, растет трава, значит, жизнь продолжается? И печальная Аленушка тоже может стать счастливой? А не об этом ли она мечтает? В свое время Игорь Грабарь назвал картину одной из самых лучших во всей русской живописной школе. Может быть, именно потому, что Васнецов сумел передать в образе Аленушки не только образ русской девушки, но и душу русского человека, способного грустить, но не способного отчаиваться. Кто-то считает картину мрачной, печальной и безнадежной. Другие, глядя на нее, испытывают легкую грусть, ведь конец сказки хорошо известен. А что чувствуете вы?


История шедевра: "Аленушка" Художник Виктор Васнецов. |Почему "Аленушка" первоначально называлась "дурочкой"

Виктор Васнецов - Алёнушка. 1881. Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.

">

Пруд в Ахтырке 1880 год

Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год

Осока, 1880 год
В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.