Алексей венецианов картины. Русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов - известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» - полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) - фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» - картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора - коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины - рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» - полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

Биография Венецианова

Венецианов Алексей Гаврилович. Годы жизни: 1780г. - 1847г.

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ - "Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802, ГРМ).

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. В 1811 году "Автопортрет" (ГТГ) доставил автору первое академическое звание назначенного, а "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" (ГРМ) - звание академика.

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить вТверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей. Умер Венецианов внезапно, от несчастного случая в дороге - опрокинувшиеся на крутом поворота сани нанесли ему смертельный удар.

Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. Искусство. 1978

Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.

Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.

Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.

Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.

Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста. Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен. Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку

В творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.

Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.

1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.

В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.

Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим. В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей "Утро помещицы", "Гумно", "Крестьянская девушка с граблями и косой", трогательная работа "Крестьянка с васильками" на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.

С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения "На пашне Весна", и приблизительно в середине двадцатых годов картина "На жатве. Лето" и очень трогательные картины "Вот-те и батькин обед", "Захарка", "Спящий пастушок" в которых персонажи это крестьянские дети. Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.

Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу. Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г.. Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.

1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника. В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина "Купальщицы", примерно 1832 год полотно "Вакханка" Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину "Гадание на картах", считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием"

В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.

Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение. Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства. Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.

Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.

Введение

Замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов, вначале самоучка и позже - ученик Боровиковского, стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург избранной темой.

Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи, яркими представителями которого стали Крамской, Репин, Суриков, Перов, Васнецов, Шишкин.

Алексей Гаврилович не только создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Вот-те и батькин обед", "Жнецы", "Крестьянка с васильками" и т.д.), но стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан и создал свою, "Венециановскую школу".

Цель реферата - проанализировать творческий путь русского живописца А.Г. Венецианова.

Краткая биография А.Г. Венецианова

Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. После окончания пансиона служил чертежником. В 1801 написал портрет матери, показав, что обладает несомненным творческим опытом и стремлением передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека.

В 1802 приехал в Петербург и дал объявление в газете о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. В 1803 - 1806, по мнению одних исследователей, находился в Москве, по мнению других, в Петербурге учился у В.Л. Боровиковского, что более вероятно, если судить по изменившейся живописной манере В. В 1807 В. Был принят на службу в Канцелярию директора почт Д.П. Трощинского, в свободное время изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 В. Попытался издавать журн. Карикатур, но издание было уничтожено цензурой: гнев вызвал лист «Вельможа», где Венецианов изобразил уродливое существо, почивающее на ложе, в то время когда его приемная полна просителей: вдова с ребенком, инвалид с медалями, и др. В 1811 В. За представленные в Академию художеств «Автопортрет» и «Портрет К.И. Головачевского с учениками» стал академиком. В Отечественную войну 1812 В. Был в числе авторов летучих листков, народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства. В 1815 Венецианов женился, через четыре года вышел в отставку, поселился в небольшом имении, где много и счастливо работал.

А. Г. Венецианов (1780 - 1847) - художник русской школы, учившийся у В.Л. Боровиковского и получивший звание академика, когда в 1811 г выполнил конкурсную программу - «Портрет К.И. Головачевского».

Краткие сведения о картинах

Первоначально, живя в Петербурге, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были и заказные работы, и «для себя». Эти работы известны нам с 1801 года. В течение двадцати лет им было исполнено 18 портретов.

Но, женившись, оставив Петербург и переехав в Тверскую губернию, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 - 30 годам 19 века. Наиболее известными стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Алексей Венецианов стал работать, не подражая мастерам, чьи работы видел в Эрмитаже, а изображая жизнь такой, какую он видел, причем на открытом воздухе. Это стало переворотом в его творчестве и новаторством того времени.

«На пашне. Весна»

На картине изображены простые сельские будни - крестьянка боронит вспаханное поле. День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.

Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина - живое олицетворение весны и плодородия - с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами. Земное и божественное сливаются в единое целое. А казалось бы, какой простой сюжет - на пашне, весна - взял мастер, и какой сложный смысл заложил в него.

«Пастушок с дудкой»

В находится работа, написанная на дереве, - «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.

Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, около которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубила и не изуродовала. Какая будущность ждет ребенка? Об этом задумываешься, глядя на него. Он повторит путь своих дедов и отцов, не более. А кто знает, какие таланты кроются в нем?

«Спящий пастушок»

Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.

Еще один детский портрет

Картина Венецианова «Вот-те и батькин обед!» покоряет с первого взгляда. В задумчивости над пустым бочажком сидят двое - мальчик лет пяти-шести и его верный друг - пушистый пес, умильно заглядывающий в лицо.

Босоногий мальчуган в белой рубахе и белый пес - два светлых пятна на картине. Весь фон соответствует грустному настроению ребенка, которой подпер лицо рукой, он темен. Невозможно не посочувствовать горю оставшейся голодной, возможно, не в первый раз паре. Дети крестьян впервые появляются на русских картинах только у Венецианова.

«Гумно»

Нельзя говорить о художнике, не упомянув работу, созданную в 1821 году и ставшую для него новым этапом. Изображено большое длинное помещение, предназначенное для того, чтобы сложить хлеб (он насыпан горкой в центре) и обмолотить его. На холсте изображены сидящие, отдыхающие крестьяне и те, которые продолжают работать. А также телеги, лошади. Все вмещает огромный сарай. Он освещается очень необычно. На переднем плане - не ярко, в центре через окно проникает поток света, и в конце сарая через открытую дверь снова вливается яркий свет с улицы, которую тоже видно. Перспектива строится сложно. При помощи света, о котором уже было сказано, и за счет уменьшения фигур и предметов на заднем плане. Этому немало способствует пол. Очень интересны фигуры крестьян, которые, сидя, привалились к бревнам гумна. Изумляет и колористическое решение - золотисто-коричневатое, праздничное. Эта была выставлена на выставке в 1824 году и очень понравилась Александру I, который ее приобрел. Академия ее приняла холодно, поскольку тема была далеко не возвышенная.

«Утро помещицы»

Эта картина Венецианова является жанровой сценкой, на которой изображается повседневный быт: раннее утро, хозяйка в домашнем платье и чепце сидит на стуле за столом. Мебель соответствует тому времени, она из красного дерева.

Свет падает из окна со спины помещицы, ее лицо четко не видно, но хорошо просматривается ее силуэт. Хорошо освещены пол и ширма. Ширма и стол делят пространство полотна, позволяя обратить внимание на три фигуры и лен, который, обвязанный, лежит на полу. Комната, в которой происходит раздача льна, небольшая, интерьер за спиной хозяйки полностью утопает в тени, углубляя пространство картины. Атмосфера полна спокойствия. Две крестьянки слушают указания своей барыни и держатся с достоинством. Картина Венецианова обобщает бытовую сценку, типизируя ее.

«Жнецы»

Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.

Сын из-за спины приник к матери и не отводит взгляда от пестрых изящных красавиц. Мать не шевелится, чтобы их не спугнуть. Мальчик - живая копия «Захарки», может быть, это он и есть, слишком сильно портретное сходство. Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Они даны крупным планом. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко - все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.

Заключение

У себя в селе художник-новатор создал школу для способных крепостных крестьянских детей. Самого выдающегося ученика по фамилии Сорока он хотел выкупить, но хозяин не согласился и решил сделать из него садовника. В результате молодой художник повесился. Вот в какой тяжелой обстановке работал наш первый певец крестьянской жизни. Тем более, что Академия художеств не одобряла его деятельность - слишком "прост" и "безыскусен" был пейзаж и сюжет картин Венецианова. Умер художник в 67 лет, не справившись с управлением лошадьми, которые понесли его и разбили насмерть. За свою жизнь он написал 85 произведений, которые в основном находятся в и Петербурга.