Австрийский художник эгон шиле. Эгон Шиле: биография и картины с названиями

Egon Schiele. 1890-1918 г.
Австрийский художник, экспрессионист, мастер модерна.

Творческая карьера, как и земная жизнь Эгона Шиле, признанного мастера европейского модерна, была короткой, но плодотворной, а также богатой на яркие и неординарные события. Будущая знаменитость австрийского искусства появилась на свет 12 июня 1890, в Австрии, в городе Тульн-на-Дунае. Отношения в семье были своеобразные, далекие от пуританской морали, что во многом повлияло на формирование характера Шиле, тяжелого и часто непредсказуемого.

Венская школа изобразительных искусств, в которую Шиле поступил в 1906, ненадолго приняла его в свои ряды, т. к. преподаватели не пожелали связываться с проблемным учеником, но зато это не помешало юноше успешно выдержать экзамен и пополнить ряды Академии художеств.

В следующем году состоялось знакомство с Климтом, который находит рисунки Шиле талантливыми, и будущий мэтр живописи опекает молодое дарование, покровительствуя ему как в карьерных, так и обыденных вопросах. Именно под влиянием наставника подопечный увлекся эротической тематикой.

Закономерно, что с неординарностью характера Шиле, он не мог не проникнуться идеями немецкого югендстиля или австрийского сецессиона, и ранние пейзажи и портреты отмечены влиянием этих направлений.

Уже в 1908 творческая биография молодого художника ознаменована первой выставкой в Клостернойбурге (не без участия Климта), он выполняет несколько заказов для объединения, связанного с движением Сецессион.

В 1909 работы Шиле выставляются в Вене в Художественной галерее, причем соседствуют они с работами покровителя, а также Мунка, Ван Гога, Матисса. В этом же году он покидает Академию, а профессор Грипенкерль согласился подписать ему диплом, запретив строптивому ученику называть имя своего преподавателя. Богатый на события год ознаменован и созданием «Группы нового искусства», организованной совместно с друзьями по Академии.

В снятой квартире, Шиле устраивает художественную студию, причем в ней постоянно снуют уличные подростки, и обитатели «приюта» зачастую выступают в роли моделей. Художник, почти в совершенстве овладевший рисунком, в основном, работает с обнаженной плотью, и его эротическая «продукция» пользуется небывалым спросом. Кроме изображения моделей, Шиле создает много автопортретов, рисуя также и свое тело, которое ему очень нравилось. В его работах ощущается острота и нервное напряжение.

На протяжении 1911-1912 гг. основные события в жизни художника вращаются вокруг сексуальной сферы: после выставки в Мюнхене у Ганса Глотца, он в компании юной модели Валери Нойзель покидает столицу, и проживает сначала в провинциальных городках Чехии и Австрии, а в Нойленгбахе попадает на три недели в тюрьму. К этому привели внебрачное проживание с юной девицей, постоянное общество молодых парней переходного возраста и, в довершение, вызывающий эротизм его рисунков, найденных при обыске, которые для полиции показались всего лишь порнографией. Неординарный круг общения Шиле не одобрялся его друзьями, но именно в этой среде он находит подпитку, позволявшую развивать в картинах радикальный экспрессионизм.

В этот период кроме темы ню, Шиле обращается к сюжетам городской жизни, и работает над циклом «Умерший город». В ряде картин затрагивается и тема смерти, для развития которой он использует символизм.

После 1912 пришло время популярности, и до 1916 художник постоянно выставляется в крупнейших городах Европы. Свобода высказывания прочно укореняется в произведениях Шиле, он развивает эротическую линию, «унаследованную» от Климта, при этом углубляет тематику, предельно наполняя работы экспрессией, а также «выпускает на волю» собственные комплексы – следствие влияния психоанализа Фрейда.

В 1915 Шиле решается на брак, история которого полностью в духе его жизни и творчества, а начинался он со знакомства с сестрами Хармс, молоденькими школьницами. Через четыре дня после свадьбы художник призывается в армию, но война не стала для него серьезным испытанием, и не повлияла на творческое совершенствование. Наступило некоторое сглаживание эротизма картин этого периода.

В 1918, после смерти Климта, Шилле заслуженно занял ключевые позиции на вершинах художественного Олимпа Австрии, о чем свидетельствует присвоение ему почетного звания лидера венского авангарда, его имя неразрывно связано с развитием экспрессионизма в этой стране, хотя формально он не принадлежал к этому направлению.

Умер Эгон Шиле 31 октября 1918 в Вене, в возрасте 28 лет, на пике творческой карьеры, с грандиозными планами, воплощение которых прославило бы не только австрийское искусство. В письме к матери жены он написал, что ее дочь почти обречена и, наверное, скоро умрет, но сам задержался в этом мире всего лишь на три дня дольше супруги.

2014-08-28

    в обнаженном виде, гримаса. 1910. Графитный карандаш, уголь, гуашь

    Эгон Шиле. Сидящая пара. 1915. Графитный карандаш, акварель

    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.

    Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.

    Читать дальше

    на бумаге © Albertina, Wien bzw © The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле. Автопортрет с цветами-фонариками. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

В детстве Эгон Шиле много рисовал. В основном железную дорогу, поезда, семафоры. Так как это было единственной достопримечательностью маленького городка.

Жаль, но эти рисунки Эгона Шиле не сохранились. Родители не одобряли увлечение отпрыска. Зачем сохранять детские, хоть и весьма талантливые рисунки, если в будущем мальчик станет железнодорожным инженером?

Семья

К отцу Эгон был очень привязан, а вот с матерью дружбы не сложилось. Он даже написал картину «Умирающая мать», хотя мать была в это время живее всех живых.

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Commons.m.wikimedia.org

Мальчик очень переживал, когда Адольф Эгон, его отец, стал постепенно сходить с ума и был вынужден отправиться в лечебницу, где вскоре умер.

С сестрой у будущего художника также были близкие отношения. Мало того, что она могла часами позировать старшему брату, так исследователи подозревают их ещё и в кровосмесительной связи.


Эгон Шиле. Портрет Гертруды Шиле, сестры художника. 1909 г. Частная коллекция, Грац. Theredlist.com

Влияние других художников

В 1906 году после препирательств с семьёй, Эгон всё-таки ступает на путь художественного ремесла. Он поступает в Венскую школу, а после переводится в Академию искусства. Там он знакомится с .

Эгон Шиле. Климт в синем халате. 1913 г. Частная коллекция. Commons.m.wikimedia.org

Именно Климт, когда-то констатировавший, что в юноше «даже слишком много таланта», ввёл его в общество венских художников, познакомил с меценатами и покупал его первые картины.

Чем же приглянулся мэтру 17-летний парень? Достаточно взглянуть на его первые работы, например, «Гавань в Триесте».


Эгон Шиле. Гавань в Триесте. 1907 г. Художественный музей в Граце, Австрия. Artchive.ru

Чёткая линия, смелый цвет, нервная манера. Однозначно талантливо.

Конечно, Шиле многое перенимает у Климта. Это видно по ранним работам, до выработки собственного стиля. Достаточно сравнить «Данаю» одного и второго.

Слева: Эгон Шиле. Даная. 1909 г. Частная коллекция. Справа: Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда, Вена

А ещё в работах Шиле есть и влияние Оскара Кокошки, ещё одного австрийского экспрессиониста. Сравните вот эти их работы.



Слева: Эгон Шиле. Любовники. 1917 г. Галерея Бельведер, Вена. Справа: Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914 г. Художественная галерея Базеля

Несмотря на схожесть композиций, разница все же существенная. Кокошка больше про эфемерность и потусторонность. Шиле – про реальную страсть, отчаянную и некрасивую.

«Порнограф из Вены»

Именно так называется роман Люиса Крофтса, посвящённый художнику. Он был написан уже после его смерти.

Шиле любил обнажённую натуру и с маниакальным трепетом рисовал её снова и снова.

Посмотрите на следующие работы.

Слева: Сидящая Обнаженная, опершись на локти. 1914 г. Музей Альбертина, Вена. Справа: Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена

Эстетичны ли они?

Нет, они мягко говоря малопривлекательны. Они костлявы и чрезмерно откровенны. Но именно безобразное, как считал Шиле, играет роль усилителя красоты и жизни.

В 1909 году мастер обустраивает небольшую студию, куда приходят бедные несовершеннолетние девушки, чтобы позировать Эгону.

Откровенные картины в жанре ню стали основным заработком художника – их раскупали распространители порнографии.

Однако это сыграло с художником и злую шутку – многие в художественном обществе открыто отвернулись от художника. Шиле усматривал в этом только неприкрытую зависть.

Вообще, Шиле очень любил себя. Говорящей будет следующая цитата из письма к матери: «Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Художник много рисовал своих автопортретов, в том числе и весьма откровенных. Экспрессивный рисунок, ломаные линии, искажённые черты. Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле.

Автопортрет и фото 1913 года.

Экспрессивные города в исполнении Шиле

Человек был главной моделью Эгона Шиле. Но ещё он писал провинциальные городки. Может ли дом быть экспрессивным, эмоциональным? У Шиле может. Взять хотя бы его работу “Дома с пестрым бельём”.


Эгон Шиле. Дома с пестрым бельём. 1917 г. Частная коллекция. Melanous.org

Они веселы, задорны, хоть уже и в возрасте. А ещё с ярко выраженной индивидуальностью. Да, это описание … домов.

Шиле мог наделить характером и городской пейзаж. Разноцветное белье, каждая черепица своего оттенка, кривые балкончики.

«Всё, что живо – мертво»

Тема смерти – ещё один лейтмотив творчества Эгона Шиле. Красота становится особенно яркой, когда гибель близка.

Также мастера волновало соседство рождения и умирания. Чтобы почувствовать всю драматургию этой близости, он добился разрешения посещать гинекологические клиники, где в то время при родах часто умирали и дети, и женщины.

Размышлением на эту тема стала картина «Мать и дитя».

Эгон Шиле. Мать и дитя. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Theartstack.com

Считается, что именно эта работа знаменует начало нового оригинального стиля Шиле. В его работах совсем мало останется Климтовского.

Неожиданный финал

Самыми лучшими работами Шиле признаны картины, где моделью автора была Валери Нойзель. Вот ее знаменитый портрет. Причём один из немногих, который подходит для просмотра тех, кому нет ещё 16.


Эгон Шиле. Валери Нойзель. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikipedia.org

Натурщицу Эгон «позаимствовал» у Климта. И та быстро стала его музой и любовницей. Портреты Валери смелы, бесстыдны и…лиричны. Неожиданное сочетание.

Эгон Шиле. Женщина, сидящая с согнутым коленом. 1917 г. Национальная галерея в Праге. Artchive.ru

Но перед своей мобилизацией Шиле порвал с любовницей, чтобы жениться на соседке – Эдит Хармс.

Валери в отчаянии пошла работать в Крастный Крест. Там она заболела скарлатиной и умерла в 1917 году. Спустя 2 года после расставания с Шиле.

Когда Эгон узнал о ее смерти, он поменял название картины “Мужчина и девушка”. На ней они изображены вместе с Валери в момент расставания.

Новое название “Смерть и девушка” красноречиво говорит о том, что Шиле чувствовал свою вину перед бывшей любовницей.


Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

Но и с женой Шиле насладиться счастьем так и не успел – она умерла беременной от испанки. Известно, что Эгон, не слишком щедрый на чувства, тяжело переживал потерю. Но недолго.

Всего через три дня та же самая испанка оборвала и его жизнь. Ему было всего 28 лет.

Незадолго до смерти Шиле написал картину “Семья”. На ней – он, его жена и их нерожденный ребёнок. Возможно, он предствувтсвовал их скорую гибель и запечатлел то, чего никогда не будет.


Эгон Шиле. Семья. 1917 г. Дворец Бельведер, Вена. Wikiart.org

Какой трагический и несвоевременный финал! Незадолго до этого умирает Климт, и Шиле занимает освободившееся место лидера венского авангарда.

Будущее сулило большие перспективы. Но не случилось. Художнику, который обладал “слишком большим талантом”, не хватило времени…

И в заключение

Шиле всегда узнаваем – это неестественные позы, анатомические подробности, истерическая линия. Он бесстыден, но философски понятен. Его герои некрасивы, но вызывают яркие эмоции у зрителя.

Человек стал его главным героем. А трагизм, смерть, эротизм – основой сюжета.

Ощутив на себе влияние Фрейда, Шиле сам стал вдохновителем таких художников как Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд.

Шиле оставил поразительное число своих работ, доказав своим примером, что 28 лет – это и слишком мало, и слишком много.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Вконтакте

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук



Работа «Лежащая обнаженная девушка» на выставке Густава Климта и Эгона Шиле в ГМИИ им. А.С. Пушкина, октябрь 2017 года

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена). Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле - оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле - в распространении порнографии. Учитель и ученик умерли в один год - в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле - 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Густав Климт. Смерть и жизнь

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда - весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт. Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Густав Климт. Девы

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей - после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу. Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года. Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали:
по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге - он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.


Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас. В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму - 135 млн долларов. В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета. Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию». Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» - работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века. Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя. Над зеркалом - цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».

Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему. Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии. Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков, в том числе - девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее. Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты. Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции - зачастую резкой, нервной и утонченной.

Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились - она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

«Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе - «Семья» - Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.