Где посмотреть работы рафаэля санти в риме. Станцы рафаэля санти в ватикане и интересные цифры о великом художнике

Продолжаем нашу прогулку по Музеям Ватикана:

Покидаем Галерею Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески, направляемся вниз по лестнице, к длиной открытой галерее. Лестница справа в конце галереи приведет нас в Станцы Рафаэля . Серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа, поражает выдающимися фресками кисти Рафаэля . Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II (делла Ровере,1503-1513), куда Папа переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике, Папе Александре VI Борджиа.

Юлий II,воспользовавшись общей модернизацией Ватиканского Дворца, замыслил полную смену интерьера занимаемых им комнат. Первоначально Юлий II заказал оформительские работы двум ведущим художникам своего времени - Перуджино и Луке Синьорелли. Как полагает Джиорджио Вазари (ученик Микеланджело), Браманте - главный архитектор Ватиканских Дворцов, призвал для помощи своего земляка и дальнего родственника Рафаэля. После первых успешных выполненных заданий, Юлий II настолько зажегся идеей поручить молодому Рафаэлю декорацию своих Апартаментов, что даже распорядился уничтожить росписи, уже начатые другими мастерами.

В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль распорядился оставить нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в Станце Пожара . Многочисленные изменения и декоративные работы настолько затянулись, что Юлий II так и не увидел их завершения, и работа продолжалась уже при правлении Папы Льва X (Медичи,1513-1521 гг.), а полное окончание пришлось на эпоху правления Климента VII (Медичи,1523-1534 гг.).

В описании комнат, будем придерживаться хронологического принципа - начиная с первых заказов Рафаэля при Юлии II и вплоть до самых последних фресок, законченных учениками мастера по эскизам Рафаэля при Льве X и Клименте VII, в то время как современный маршрут осмотра этой части Дворца начинается с Зала Константина - последнего по времени оформления. Рафаэль сам много работал над фресками, но в то же время прибегал к помощи учеников. Он, как правило, брался за написание главных сцен на стенах и оставлял помощникам росписи плинтусов, потолка, и только иногда привлекал их к написанию основных композиций, в основном в те моменты, когда накапливалось слишком уж много работы.

Станца Подписей

Первым залом, где были закончены росписи, стала Станца Подписей , названная так по той причине, что здесь заседал Церковный Трибунал . Тем не менее, с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку, поэтому он пожелал, чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала. Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии. В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин, которые особо интересовали Юлия II:

Благословии,

Поэзии,

Философии,

И Правосудия.

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека: "Афинская школа" - философию, "Диспут о Таинстве Причастия" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

"Афинская школа"(1509-1510 гг.)- Философия

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"- одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона .

Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи ) воздевает руку к небу-в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело ), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте ), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля , другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида , написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", Рафаэль Урбинский своей рукой . Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель

Диоген


Евклид (Браманте)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)

Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих карбонаев.


Пифагор

Юноша с чертами лица Рафаэля.

"Диспут о Таинстве Причастия"(1509 г.) - Богословие

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог - отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.

Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Парнас"(1510-1511гг.) - Поэзия

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию, Рафаэль? Художник изобразил холм с рощей, символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.

В центре - Аполлон , вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Боккаччо, Анакреонт, Стаций, справа - Пиндар, Теренций, Ариосто, Овидий, Саннадзаро, Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак, слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно - синем паллиуме. Видимо, Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта, и он придал ему черты Лаокоона, недавно извлечённого из - под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.

Слепец протягивает вперёд правую руку, словно определяя на ощупь путь. Дабы уравновесить его фигуру, справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии. Пением слепца Гомера заворожён юнец, сидящий на камне под деревом, торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".

Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте, но на сей раз в более ярком одеянии. Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия, указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона. За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций, чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато, муза лирической поэзии. За ней стоят муза истории Клио, написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа.

Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает, повелительно указывая перстом вниз, словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол. С ним не согласен один из поэтов, разводящий руками. Это, по-видимому, Гораций, а рядом с ним, возможно, лирик Катулл, на лице которого отражено недоумение. Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро, с которым автор был дружен.

А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд, говорящий о сильном волевом характере. Это не кто иной, как снова запечатлённый Микеланджело . Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов, с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"- это апофеоз гармонии и вечной красоты, познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков, приближаясь к божественному. На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения. Рафаэль, как никто другой, тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

"Основные и теологические добродетели"(1511 г.) - Правосудие

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке, в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом, сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна, напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.

По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.- Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Справа запечатлена сцена учреждения Канонического Церковного права: Папа Григорий IX (граф Сеньи,1227-1241 гг.), наделенный чертами Юлия II, принимает от Святого Раймондо декреты. Над окном изображены основные Добродетели: Стойкость, Осмотрительность, Вера, Милосердие, Надежда и др.

Станца Элиодора

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Явление Бога Моисею

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

Сюжет фрески "Изгнание Элиодора" (1511-1512 гг.) , по которой станца получила своё название, заимствован из Ветхого Завета. Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото, предназначавшееся вдовам и сиротам.

За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах. В левой части композиции изображен папа Юлий II, которого несут в кресле к поверженному преступнику. Фреска служила напоминанием о том, как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.

В центре фрески в храме, Великий жрец Оннас молиться при свечах. Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане, архитектора Браманте.

Всякий раз, когда возникала какая-либо угроза верховному главе Церкви, Господь становился на его защиту. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.) , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части.

В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы,в то время как стража спит, в левой-проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Не следует забывать,что прямым заказчиком и автором идеи картины был Папа Юлий II. Будучи еще кардиналом, он получил титул священника римской базилики Святого Петра ин Винколи, в которой хранятся вериги Святого Петра. Фреска "Месса в Больсене" (1512 г.) вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.

Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена, на берегу одноимённого озера. Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.

Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи, Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине, что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном, нарушившим среднюю ось фрески. Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.

Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения, он тем самым создал иллюзию того, что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески. Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.) , иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме. Слева изображен папский кортеж, возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне, который, согласно легенде, остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы. На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии, но фантазия художника переносит действие к воротам Рима, так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима: Колизей, Акведук, Базилика и обелиск. В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса, где ему открывается видение - апостолы Петр и Павел, вооруженными мечами. Когда Рафаэль работал над фреской, Папа Юлий II умер, и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X, приемника Юлия II.

Станца Пожара

Во время правления Юлия II, в этом зале заседал верховный суд папской курии, под председательством самого понтифика. Лев X, пересмотревший планировку Апартаментов, распорядился отвести помещение под малый обеденный зал.

Таким образом, комната должна была использоваться в качестве папской столовой, где понтифик мог пообедать в кампании избранных приглашенных, кардиналов или послов иностранных государств. Хозяин Ватиканского дворца также задумал кардинально изменить ее художественное оформление, вновь обратившись к услугам Рафаэля.

Потолок зала был уже расписан старым учителем Рафаэля-Перуджино, по заказу Юлия II. Росписи объединяла тема прославления Господа:

Верховный Создатель на троне;

Христос, искушаемый Сатаной;

Святая троица с двенадцатью Апостолами;

Христос с милосердием и Правосудием (как предполагается, именно под этой фреской стояло кресло Юлия II, когда подписывал указы о помиловании).

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино, так и общую архитектуру зала, и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала. Это помещение оказалось последним, которую он расписал собственноручно.

Хотя следует признать, что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал. Прошло семь лет с тех пор, как он впервые появился в Ватиканском дворце, где познал почёт и славу. Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение, поскольку он заранее знал, что надлежит делать дальше, и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону, превращаясь в руку ремесленника, и можно было смело большую часть работ поручать ученикам, хорошо усвоившим его манеру. В воображении Рафаэля рисовались другие образы, не связанные с ватиканскими станцами. Но папский двор ждал от него всё новых свершений, и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.


Первая фреска, написанная в третьем зале, называется "Пожар в Борго"(1514 г.) , она дала название самому залу. Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.

Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме.

Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение.

Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Станцы Рафаэля в Ватикане – это 4 помещения в старой части Папского дворца, расположенные рядом друг с другом. Стены этих комнат расписывал Рафаэль Санти, откуда станцы и получили название. Именно эти фрески принесли великому живописцу первую славу . Но для начала давайте разберемся, что же такое фреска.

Фреска

В переводе с итальянского, «фреска» означает «свежий», «сырой». Фреска – это живопись по сырой штукатурке , т. е. искусство нанести шедевр в те короткие десятки минут, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску.

Такой раствор художники называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, и как только художник почувствует, что ход кисти теряет плавность, краска не впитывается, а намазывается, надо кончать работу: все равно краски уже не закрепятся.

Поэтому фреска – очень трудоемкий вид живописи , который требует величайшего творческого напряжения и собранности.

Фресковой росписью занимались великие мастера мировой живописи: Леонардо да Винчи, Микеланджело, русские иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев, а среди художников нового времени – Пабло Пикассо.

Теперь зная какой труд стоит за созданием фрески, рассмотрим, как же создавались фрески в станцах Рафаэля.

История создания

В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.

По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. “Долой варваров!” – воодушевлял Юлий II, причем под “варварами” он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.

Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль , который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.

Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля , который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.

В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста .

Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».

Станцы Рафаэля

В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.

Комната подписей, с итальянского станцы делла Сеньятура, была рабочим кабинетом пап , здесь подписывались многие важные документы. Эту комнату Рафаэль расписал первой из всех: в 1508-1511 годах.

Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:

  • философия (фреска «Афинская школа»); Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля. Центральными фигурами являются Платон, воздевший руку к небу, и Аристотель, указывающий вниз. Они символизируют мир идей, обретающихся в высших сферах, но связанных с земным опытом.
  • богословие («Диспут»); На фреске «Диспут» изображены Бог-отец, под ним - Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, ниже голубь, как символ Святого Духа, и апостолы, еще ниже - священнослужители и верующие.
  • поэзия («Парнас»); На фреске «Парнас» присутствуют Аполлон в окружении девяти муз и поэтов разных эпох: Гомера, Данте, Горация и многих других.
  • юриспруденция («Мудрость, Мера и Сила»). На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.

Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество . Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.

Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.

Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.

Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.

В 1511-1514 годах Рафаэль расписал вторую комнату, известную как «Зал Элиодора», на тему божественного покровительства. Тема фресок в этой комнате – защита земной церкви, которую гарантировали небеса.

Комната названа по сюжету одноименной фрески «Изгнание Элиодора», в которой повествуется, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из иерусалимского храма. В левой части картины присутствует папа Юлий II.

Другая фреска «Месса в Больсене» посвящена чуду, произошедшем в 1263 году, когда у неверующего священника хлеб обагрился кровью. На этой картине также присутствует папа Юлий II, преклонивший колена.

Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения.

Роспись четвертой стены называется «Папа Лев I останавливает Аттилу».

После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.

Лучшей фреской в третьей станце является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что в 847 году папа Лев IV остановил распространение огня, осенив крестным знамением спасавшуюся толпу. На стенах комнаты также присутствуют фрески «Коронация папой Львом III Карла Великого», «Битва при Остии» и «Обет папы Льва III». Потолок станцы расписал учитель Рафаэля - Перуджино.

Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.

Тема фресок в станце Константина связана с темой победы христианства над язычеством , здесь изображены эпизоды из жизни императора Константина, сделавший христианство официальной религией в Риме. В частности, представлены сцены «Видение креста» и «Крещение Константина».

На карте

Полезная информация

  • Где находится: Апостольский дворец, Ватикан
  • Цена билета: 16 евро, для пенсионеров и студентов 8 евро
  • Время работы:
    с понедельника по пятницу: 8:45-16:45
    По субботам: 8:45-13:45
    Воскресенье – выходной

Совет: нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде

Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Будучи талантливым художником и архитектором, Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, большинство из которых на сегодняшний день хранятся в художественных галереях по всему миру. Рим не стал исключением. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. В Риме Рафаэль раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора.

Станцы Рафаэля

Одной из самых первых и наиболее знаменитых работ Рафаэля в Риме являются фрески, которые уже более 500 лет украшают папские апартаменты, расположенные в Апостольском Дворце . Работу над фресками Рафаэль начал в 1508 году по заказу Папы Римского Юлия II, урожденного Джулиано делла Ровере. Каждая из четырех комнат имела различное предназначение и была расписана сюжетами соответствующих тематик.

В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками уже после смерти великого мастера. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти , представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год, с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля – Джованни да Удинэ . Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Возможно Вас заинтересует:

Вилла Фарнезина

На правом берегу Тибра, в районе Трастевере, расположена прекрасная вилла Фарнезина , построенная в первой половине XVI века по заказу банкира Агостино Киджи. Здание возведено по проекту известного итальянского архитектора и художника Бальдассарэ Перуцци , а интерьеры расписаны лучшими мастерами того времени. В конце XVI века, после смерти Киджи, виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе.

Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи , над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками. Цикл фресок посвящен мифологическим персонажам, а главный сюжет рассказывает об Истории Амура и Психеи.

Еще одно помещение, в росписи которого принимал непосредственное участие выдающийся мастер эпохи Возрождения – Зал Галатеи , соединенный с Лоджией. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году.

Капелла Киджи

Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана

Большое количество работ Рафаэля представлено в художественной галерее Ватикана. Один из залов Пинакотеки полностью посвящен творчеству великого художника. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда» , составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам знаменитых работ художника.

Галерея Боргезе

В одной из самых знаменитых галерей Рима – – поклонники творчества Рафаэля Санти могут полюбоваться несколькими знаменитыми работами великого мастера. Здесь представлены такие полотна как «Дама с единорогом» , написанная под влиянием «Мона Лизы» Леонардо да Винчи, «Положение во гроб» , являющаяся центральной частью алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni) и «Портрет незнакомца» .

Галерея Дория-Памфили

Одна из самых крупных частных коллекций в Италии, представленная в Галерее Дория-Памфили , хранит «Портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано» , на котором изображены два знаменитых венецианских поэта и гуманиста эпохи Возрождения. Картина была написана Рафаэлем в 1516 году по заказу кардинала Пьетро Бэмбо для своих друзей-писателей Наваджеро и Беаццано.

Национальная галерея античного искусства

Экспозиция национального музея античного искусства представлена в помещениях Дворца Барберини , расположенного на улице Четыре Фонтанов, и Дворца Корсини в Трастевере. Первый из них хранит одну из последних работ Рафаэля – «Фарнарина» . На картине изображена полуобнаженная женщина, которая, как предполагают некоторые исследователи, являлась возлюбленной художника и его натурщицей по имени Маргерита Лутти. Работа создана в 1519 году.

Архитектура Рафаэля

Рафаэль Санти работал не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Рафаэль принимал участие в строительстве главного , работал над проектом Палаццо Альберини , находящимся на улице Банко ди Санто Спирино, Виллы Мадама , расположенной на Монте Марио, а также некоторых других, не сохранившихся до наших дней сооружений.

Будучи гениальным художником своего времени, Рафаэль внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и вошел в историю как один из лучших ее представителей. Работы Рафаэля вдохновляли многих знаменитых мастеров прошлого и продолжают вдохновлять современников.

Рафаэль Санти в Риме: по следам великого мастера


Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в . Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната»; начиная с папы Юлия II, не пожелавшего жить в тех же покоях, что и ненавистный ему Александр VI Борджиа, здесь располагались личные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура. Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на , в Гераклите легко узнать , а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.


Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

Как попасть в музей Ватикана


Чтобы увидеть станцы Рафаэля, нужно побывать в . Вход в него осуществляется по единому билету, позволяющему посетить все выставки музейного комплекса. Стоимость билета – 16 евро, для пенсионеров и студентов – 8 евро. Покупка билета онлайн обойдется на 4 евро дороже – 20 и 12 евро соответственно.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Уточнить актуальную информацию о работе музеев Ватикана можно на официальном сайте