Каковы основные особенности литературы 1950 1970 годов.

Литература середины 1950-1990-х гг.

В обзоре литературы данного периода следует выделить 50-е годы (II пол.) - 60-е годы и 70-е - 90-е годы. Каждый из этих периодов литературы имеет свои особенности развития.

Литература «оттепели»

Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и литературы обозначены как период оттепели.

Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических, литературно-художественных и литературно-критических журналов: "Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Иностранная литература".

Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX века.

Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев).

Процесс социально-культурного обновления уже в конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.)

Сюда же можно отнести грубые проработанные выступления Н.С. Хрущева по адресу некоторых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963 года. В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.

Были подвергнуты критическому разносу произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича.

Литература 70-90-х годов

Уже с середины 60-х годов "Оттепель" пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский).

С середины 1980-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачёва, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, получивших название "перестройки", под лозунгом "ускорения", "гласности", "демократизации" резко Изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе, что привело к публикаторскому "взрыву", особенно в Секущей периодике. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Юность" достигают невиданных тиражей. Печатается большое количество "задержанных" произведений.

В культурной жизни страны возникло явление, обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской "классики". Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы в читательское, критическое и исследовательское восприятие, а также в школьные и вузовские программы и учебные пособия стали входить, изучаться, осмысляться как важнейшие составные части литературные процессы XX столетия, наиболее острые и общественно значимые произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под запретом.

Особое внимание было привлечено к творчеству писателей русского зарубежья - первой и последующей волн эмиграции: Ивана Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. В литературу возвращаются имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Галича.

Во второй половине 1980-х годов в творчестве видных писателей выделились некоторые проблемно-тематические пласты художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом, прежде всего, относящемся к трагическим событиям и испытаниям эпохи (сталинские репрессии, раскулачивание и 1937 год, "лагерная тема"). В этом плане большой интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти") и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.)

Читательскую аудиторию в то время особенно волновал вопрос: будет ли создана исторически достоверная, подлинно философская литература об эпохе и ее людях во всей сложности и противоречивости их судеб и характеров. Литература этих, а также последующих лет развивалась очень сложно, в ней проявлялась линия не только реализма, но и неоавангардизма и постмодернизма.

Конец 80-х 90- е годы в развитии литературы критик Г. Белая охарактеризовала как "другая" проза. Ее представляют такие писатели как Л. Петрушевская, Т. Толстая, Венедикт Ерофеев, Валерия Нарбикова, Вячеслав Пьецух, Вл. Сорокин и др.

Их произведения полемичны по отношению к советской действительности. Художественное пространство писателей этой школы - общежитие, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры. Их персонажи - маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки.

оттепель литературный перестройка писатель

В обзоре прозы следует остановиться на общих закономерностях ее развития. Попытки постижения противоречий социально-политического развития обозначены в таких произведениях II половины 50-х и начала 60-х годов, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой. В них акцентируется внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах.

В произведениях, созданных в годы "оттепели", большое внимание привлекает не традиционное изображение схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Такова основа конфликта в повести П. Нилина "Жестокость", в которой гуманистическая позиция молодого сотрудника угрозыска Веньки Малышева вступает в противоречие с бессмысленной жестокостью начальника угрозыска Узелкова. Сходный тип конфликта определяет и развитие сюжета в романе С. Залыгина "Соленая падь".

Моральные, интеллектуальные искания характерны для молодых прозаиков "оттепельных" лет: Г. Владимова, В. Войновича, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова. У истоков "молодой" прозы 1960-х годов, которую критика обозначила как "исповедальная", стоит имя В. Аксенова. Произведения этих писателей публиковались на страницах журнала "Юность".

Этих прозаиков привлекал герой, не соответствующий общепринятым канонам поведения... У него своя система ценностей. Ему свойственно ироническое отношение к окружающему миру. Сейчас только становится понятным, что за этой концепцией героя у многих автором стоял трагический семейный опыт (боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни), а также высокая самооценка, уверенность, что вне полной свободы они не смогут реализовать свой творческий потенциал. Вопреки навязываемому соцреалистической эстетикой представлению о советском человеке как о цельной личности, живущей в полном ладу со своей прекрасной современностью, писатели эти привели в литературу молодого рефлектирующего героя. Это в основном вчерашние школьники, делающие первые шаги в жизни. Повесть А. Кузнецова "Продолжение легенды" начинается с признания героя о своей "незрелости", беспомощности. Причину разлада в душе героя "молодой" прозы критика видела в сломе в самосознании советского общества, который произошел в начале "оттепели", когда зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, что привело к кризису веры.

Исходный момент конфликта в "исповедальной" прозе -мир оказался не таким, каким его рисовали в школе и книжках. "Зачем было готовить нас к легкой жизни?" - упрекает своих учителей Толя, герой "Продолжения легенды".

Герои повести В. Аксенова "Коллеги" (1968) хотели бы жить взволнованно. Но их романтической установке противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются "коллеги" сразу же после окончания мединститута. Саша Зеленин попадает в деревню, где врачуют по старинке, а Максимову вместо плавания по морям и океанам приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту. Оба сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои "исповедальной" прозы проходят испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.

Основной конфликт, который получает развитие в этой прозе,- это конфликт отцов и детей.

В повести "Звездный билет" В. Аксенов представляет старшее поколение комично. Бунт "звездных мальчиков" - это протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это защита права быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что поиски этим поколением писателей своего места в жизни привело их впоследствии к трагическому исходу: почти все они оказались в эмиграции и не попали в первый ряд литературы.

Новое стилевое течение в прозе 60-х годов - это лирическая проза, которую представляют такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). В произведениях этого жанра показано не столько внешнее движение, сколько раскрыт мир души лирического героя. Главное здесь не Сюжет», а чувства героев. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента появления воспринимались как образцы лирической прозы, где наряду с лирическим началом доминирует и эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина - синтетический повествовательный жанр, в котором наряду с лирическим началом присутствуют элементы документа, очерка, исследования. Антимещанская, бытовая проза представлена произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку").

В "производственной" прозе наиболее значительными были романы "И это все о нем" В. Липатова и "Территория" О. Кунаева.

"Лагерная" проза представлена произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В. Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О. Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут").

В прозе этих лет отмечено в целом углубление художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать противоречия нашего развития. Наблюдается обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм изображения (В. Распутин, Ч. Айтматов), усложнение авторской позиции (романы Ю. Трифонова).

Перестройка (80-е годы) способствовавшая духовному обновлению общества, дала возможность многим писателям заговорить о неблагополучии у нас дел с воспитанием молодого поколения, вскрыть причины падения нравов в обществе. Об этом забили тревогу писатели В. Астафьев («Печальный детектив»), Ч. Айтматов («Плаха»), Ф. Абрамов («Дом»).

Вершинные достижения литературы 60-90-х гг. - это военная и деревенская проза.


Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. Массовые дискуссии в различных отраслях наук этого времени негативно отражались на их участниках.

После прихода к власти Н. С. Хрущева привычными стали его встречи с интеллигенцией, на которых генсек критиковал «формалистов» и авангардистов за «непонятность». Нужно отметить, что Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, а большинство «прогрессивных» деятелей культуры не могли открыто противостоять ему. Развитие культуры приняло утилитарный характер.

Л. И. Брежнев выступил против двух крайностей культуры: «очернительства» и «приукрашивания действительности». Критике подвергались работы, посвященные злободневным проблемам. Поддерживались произведения в духе неосталинизма. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой.

Развитие культуры в 1960-80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам.

2. Образование и наука

В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов. Война и репрессии 1930-х гг. нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 1940-х – начале 50-х гг. в Советском Союзе был дефицит специалистов с высшим и средним образованием.

В 1940-х – начале 50-х гг. советская наука и техника достигли ряда успехов в области физики, химии, точной механики, но они в основном были направлены на военные нужды. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

Отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жесткому контролю. Показательными в этом отношении стали гонения на кибернетику, которая была объявлена наукой, противоречащей законам материализма. Это негативно отразилось на уровне мирового развития СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, который обещал быстро повысить урожайность сельскохозяйственных культур без серьезных капитальных вложений.

После прихода к власти Н. С. Хрущева произошло некоторое раскрепощение исторической науки. Постепенно наблюдался отход от догм краткого курса истории ВКП(б), пересмотр роли Сталина в истории Советского государства. Возрастал культ личности самого Хрущева.

В годы 7-летки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. В июле 1956 г. в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. В 1957 г. был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал советский искусственный спутник Земли. СССР стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. А. Гагарин.

В середине 1950-х-начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну.

Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо 7-летнего образования вводилось всеобщее обязательное 8-летнее.

В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков – академиков Л. Д. Ландау, А. Д. Сахарова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники.

Кризисное состояние школьного образования вызвало попытки осуществить реформу школы (1983–1984 гг.). Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от реформы. Уже в 1985–1986 гг. она была свернута.

Такие же проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на то, что в стране постоянно росло количество вузов и университетов, промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были:

1) нерациональное использование выпускников вузов;

2) низкий уровень их подготовки;

3) снижение престижа дипломированного специалиста.

Положение в науке было немного лучше. Советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была в последних рядах. Значительные успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса.

1985–1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются неоднозначно. В области образования изменения стали происходить с 1988 г. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить в коммерцию, чтобы обеспечить себе достойный заработок. Резко снизился интерес молодежи к получению образования. Постепенно вводилось альтернативное образование:

1) создавались гимназии;

2) лицеи и колледжи.

В течение 2-й половины 1980-х гг. в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и др., с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.

3. Литература

Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Целью ее было:

1) очернить все несоветское, несоциалистическое;

2) поставить барьер между СССР и западными странами.

В 1946–1948 гг. были приняты решения ЦК партии «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“, „О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению“, „О кинофильме „Большая жизнь“, «Об опере В. Мурадели «Великая дружба“. Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. С. Прокофьев, А. Н. Хачатурян, Н. Я. Мясковский, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни советского народа. С 1956 г. был установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16–18 лет. В 1956–1960 гг. закончился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах – на 6-часовой рабочий день.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки таких антисталинских произведений, как романы «Не хлебом единым» Дудинцева, «Рычаги» А. А. Яшина, «Собственное мнение» Д. А. Гранина, а роман «Доктор Живаго», который даже не был опубликован в СССР, стал причиной гонений на Б. Л. Пастернака.

В рамках литературно-художественного процесса «оттепели» происходило формирование слоя интеллигенции, оппозиционного существующему режиму – диссидентов. К этому времени относилось и появление «самиздатской» и «тамиздатской» литературы.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Е. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия А.И. Солженицыну присуждена не была, а сам Хрущев к этому вопросу не возвращался.

4. Общественная мысль. Уровень жизни

Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выразить свои сомнения, становились опасными для руководства страны; очень часто они подвергались тюремному заключению или высылались за пределы СССР. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер Ю. П. Любимов, писатель В. А. Некрасов, поэт И. А. Бродский, виолончелист М. Л. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. П. Астафьева, Б. А. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960-1970-х была т. н. «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Признанными лидерами были барды В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970-1980-е гг. среди писателей следует выделить Ф. А. Искандера, поэтов И. А. Бродского, Н. М. Коржавина, А. А. Галича, режиссеров А. А. Тарковского, Ю. П. Любимова, А. А. Германа, Т. Е. Абуладзе, С. Н. Параджанова, братьев Михалковых и др.

Большие изменения происходили в литературе и искусстве. Знаменательным явлением было возвращение советскому человеку произведений авторов «русского Зарубежья»: философов Н. А. Бердяева и В. Д. Соловьева, писателей Д. С. Мережковского, М. А. Алданова, И. А. Бунина и В. Д. Набокова, поэтов Н. С. Гумилева и И. А. Бродского и многих др. Стали выходить многие работы лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солженицына, прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ» и историческая эпопея «Красное колесо». Стала появляться так называемая «неформальная» пресса.

5. Живопись

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Свое обучение он заканчивал большой тематической картиной и затем становился членом Союза художников. Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт.

В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. А. Андронова.

Некоторые мастера, в противоположность навязываемой соцреализмом тематике, обратились к иным жанрам:

1) портрету;

2) пейзажу;

3) натюрморту.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе. В историю вошла встреча Э. Н. Неизвестного и Н. С. Хрущева. Художник – боевой командир Отечественной войны – снял свою рубаху перед главой государства, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен и смущен.

6. В кругах творческой интеллигенции

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. XX в. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков.

Владимир Борисович Янкилевский (род. в 1938 г.) окончил художественную студию при Московском полиграфинституте. Его произведения – «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации» (1970-е гг.) и другие – представляют собой ребусы, сложенные из азнообразных значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трехмерные объекты.

Илья Иосифович Кабаков (род. в 1933 г.) выбрал для своих работ иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книжкам, стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.

Сын Е. Л. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) и В. И. Немухин (род. в 1925 г.) использовали в своем творчестве приемы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги. В эти же годы был выслан из страны талантливый художник и друг В. С. Высоцкого М. М. Шемякин.

Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с увлечением предались экспериментам в духе современных западных художественных течений. Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами» (от англ. «несогласные»). На выставке 1962 г. в московском Манеже Н. С. Хрущев подверг «нонконформистов» жесткой критике.

После выставки «нонконформисты» ушли в подполье: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе.

Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.). Городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали ее с помощью бульдозеров (в историю она вошла под названием «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и спустя две недели, уже с разрешения властей, в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор на официальных выставках до середины 1980-х гг. допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. А. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

7. Архитектура и скульптура

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.

Социокультурная ситуация второй половины ХХ века (1950-1990-е годы): вступление цивилизации в стадию постиндустриального, посттоталитарного общества, новые технологии, освоение космического пространства, дальнейшее освоение природных недр. Осознание экологического и духовного кризиса современной цивилизации, стандартизация жизни, массовая культура, заменившая тоталитарную, потребительское отношение к жизни, исчезновение утопического сознания, разрушение веры в разум человека.

Особое внимание литературы привлекает философия П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, М. Хайдеггера (существование человека в бытие, связи с ним), теории французского постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Р. Барт, Ю. Кристева), развиваются концепции культуры-игры, культуры-спорта (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга).

Литература второй половины ХХ века характеризуется многообразием жанровых форм (малые и большие эпические произведения, психологическая драма, лирика и поэма), развитием традиционных стилей и направлений и появлением новых, соблюдением канонов и стремлением к новаторству.

Литература второй половины ХХ века подразделяется на периоды:

Литература конца 1950-60-х годов (период «оттепели»): направленность на освоение социальной действительности, эстетика «правды жизни», аналитизм вместо синтеза, индивидуальность вместо типичности. Реставрация социального оптимизма - утопическая идея нравственного совершенствования общества. Отчуждение общественного сознания от государственной идеологии и сохранение ценности социальных связей («человек группы» вместо человека класса). Диссидентское движение и андеграундная культура. Формирование различных литературных направлений: продолжение традиций реалистической литературы («производственный» роман, «деревенская» проза, психологическая поэзия), возрождение традиций (модернизм), зарождение русского постмодернизма. Отказ от принципа идеализации действительности, принципы аналитизма и критики реальности, изменение принципа историзма, установка на поликонфликтное восприятие мира. Возникновение новых литературно-художественных журналов: «Юность» (1955), «Дружба народов» (1955), «Наш современник» (1964), «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

Литература 1970-80-х: поиск метафизических основ бытия и универсальных ценностей, сущности и смысла человеческого существования. Кризис рационализма, увлечение различными религиозными, эзотерическими учениями. Человек в природном бытии и человек в истории человечества и вечности. Обращение к поэтике мифа, к символизации, попытка дать целостную картину мира. Утрата веры в универсальные ценности, наступление массовой культуры, обилие информации, формирование фрагментарного сознания, игровое отношение к действительности. Альтернативная молодежная культура, литература андеграунда. Эклектичный характер культуры в связи с освоением «задержанной» и эмигрантской литературы в конце 1980-х годов.

Литература 1990-х: период социальных и общественных потрясений, распад Советского Союза. Кризис традиционных представлений о роли литературы и культуры. Игровая (эстетическая) фаза в истории современной литературы. Приоритеты постмодернистской культуры. Тотальный скептицизм в понимании человека. Синтез литературных течений, диалог между традицией и неоавангардом.

Учебная и справочная литература:

1. Ащеулова, И. В. Русская поэзия второй половины ХХ века: имена и мотивы: учебное пособие / И.В. Ащеулова. - Кемерово, 2007.

2. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Литературный процесс: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.

3. История русской литературы ХХ века: В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.- М.: Дрофа, 2007.

4. Лейдерман, Н. Л. Липовецкий, М. Н. Современная русская литература: в 3-х книгах. Учебное пособие / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М., 2001. Кн. 1 - 1953-1968; кн. 2 - 1968-1986; кн. 3 - 1986-1990-е годы.

5. Мусатов, В. В. История русской литературы первой половины
ХХ века / В.В. Мусатов. - М., 2001.

6. Русская литература ХХ века: В 2 т.: учебное пособие / А. П. Кременцов и др. - М.: Academia, 2005.

7. Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь: В 5-ти т. Т. 1. - М., 1989.

8. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. - М., 1990.

9. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998.

Дополнительная учебная литература:

1. Бавин, С.П.Судьбы поэтов серебряного века. Библиографические очерки / С.П. Бавин, И. В. Семибратова. - М., 1993.

После изучения главы студент должен:

знать

  • об изменении общественной и культурной ситуации в период "оттепели";
  • об идейно-творческих позициях журналов "Новый мир" и "Наш современник", о роли этих изданий в литературном процессе второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • о важнейших направлениях прозы периода второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • роль М. А. Шолохова и А. И. Солженицына в литературной ситуации рассматриваемого периода;
  • причины появления литературы третьей волны русской эмиграции;

уметь

  • определять типологические признаки военной, деревенской и городской прозы; анализировать художественные тексты наиболее значимых произведений второй половины 1950-х – начала 1980-х гг.;
  • выделять элементы условного повествования, мифопоэтики, постмодернистской поэтики в произведениях писателей-реалистов;

владеть

понятиями "соцреализм", "городская проза", "деревенская проза", "символика", "мифопоэтика".

Литературно-общественная ситуация

Литературный процесс второй половины XX в. принципиально отличается от предшествующего периода литературного развития (1930–1950-е гг.). Прежде основной характеристикой литературы была очевидная оппозиционность реализма и модернизма, очень острая в 1920-е гг., ослабевающая в 1930-е и почти исчезнувшая к середине века, породившая в то же время феномен социалистического реализма. Следующий период литературного разви

тия, особенно 1950–1960-е гг., не отмечен противостоянием каких-либо эстетических систем. В первую очередь это связано с тем, что своего рода результатом литературного (и внелитературного, социально-политического) развития 1930–1950-х гг. стало формирование монистической концепции советской литературы , исключавшей существование какой-либо эстетической системы, помимо соцреализма, что отменяло саму возможность эстетической или идеологической оппозиционности. Движение литературы определяли обстоятельства другого рода: это было познание разных сторон национального бытия и национальной судьбы в исторических реалиях XX в. В эстетическом плане это было возвращение к реализму, постепенный уход от эстетического и идеологического канона социалистического реализма, как он сложился к началу 1950-х гг.; в когнитивном, познавательном плане – постепенное движение от сформировавшейся тогда же соцреалистической мифологии к постижению действительных и исторически значимых граней национального бытия.

Каждая эпоха, размышлял Μ. М. Бахтин, имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому сходятся все пути и устремления идеологического творчества . Таких идеологических центров, формирующих свой круг познавательных интересов, литература второй половины XX в. знала несколько. Они сложились в своего рода литературные направления, каждое из которых было определено своим предметом, своей темой, ее углубленной проработкой, исследованием ее социально-исторического генезиса. Судьба русской деревни в исторических реалиях XX в.; Великая Отечественная война; ГУЛАГ как национальная трагедия; личность современного мыслящего человека, погруженного в повседневность и одновременно стремящегося к обретению ориентации в историческом и культурном пространстве, – эти темы составили основные направления литературы второй половины 1950-х – начала 1980-х гг. Деревенская, военная, лагерная, городская проза – все они развивались в русле реалистической эстетики, которая во второй половине века вновь обнаружила свою продуктивность.

Однако литературу этого периода не исчерпывает лишь развитие реалистических направлений. В 1960–1970-с гг. начинают возникать поначалу маргинальные нереалистические тенденции, ставшие впоследствии значительно более заметными и подготовившие эстетическую почву для экспансии постмодернизма в 1990-е гг. Это было отступление от реализма, обращение к формам условной образности, гротеску, фантастическому сюжету, как в прозе Н. Аржака (IO. М. Даниэля) и А. Терца (А. Д. Синявского), Л. С. Петрушевской и Ю. В. Мамлева, А. Г. Битова и Венедикта Ерофеева.

И все же не взаимодействие между различными эстетическими системами определяло литературу рассматриваемого периода, а ее проблематика, основные тематические узлы, созданные ею, и те политико-идеологические процессы, которые переживало общество с середины 1950-х гг. Смерть Сталина (1953) и последовавший затем XX съезд КПСС (1956) затронули все стороны общественной жизни, в том числе и литературу. Наиболее значительные произведения, созданные в послевоенные годы ("Доктор Живаго" Б. Л. Пастернака, произведения А. И. Солженицына, "Жизнь и судьба", "Все течет" В. С. Гроссмана), не могли быть опубликованы ранее по политическим и идеологическим причинам. Но XX съезд КПСС и доклад на нем Н. С. Хрущева о культе личности И. В. Сталина и мерах по его преодолению стали поворотной вехой советской истории. С этого момента начинается новый период историко-литературного развития .

Условной вехой, определяющей его начало, стал рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека" , опубликованный в двух номерах газеты "Правда" (31 декабря 1956 и 2 января 1957). В рассказе предлагалась новая для советской литературы концепция гуманизма и новая концепция героического. Его герой – Андрей Соколов воплощает собой типический характер русского советского человека, судьба которого целиком и без остатка связана с национальной жизнью. Он участвует в довоенном строительстве, индустриализации, на войне отдает все силы победе и теряет самое дорогое, что у него было: жену и ребенка. Повествователь, встреча которого с Андреем Соколовым и мотивирует композицию произведения (рассказ в рассказе), замечает в герое следы испепеленности трагическими событиями его судьбы: седина, глаза, словно присыпанные пеплом. Это человек, который отдал своей стране все, что имел. Но если он сделал все что мог, то почему ничего не получил взамен? Почему он видится повествователю в ореоле скитальца, странника, пилигрима, идущего по своей стране в поисках работы, тепла и пристанища? Почему он нужен лишь Ванюшке, такому же сироте войны, как и он сам, – и больше никому? Таким образом, вопрос о безусловном долге человека перед обществом, страной, государством, народом, поставленный соцреализмом еще в 1930-е гг., Шолохов рассматривает в новом ракурсе. Вправе ли человек, целиком исполнивший свой долг, рассчитывать на ответную заботу – если не на материальное вознаграждение, то хотя бы на социальное внимание, признание своих заслуг, на безусловное уважение?

Советская литература традиционно утверждала героическое на поле брани, в преображении мира, противостоянии косным или враждебным историческим обстоятельствам (советский исторический роман), в сопротивлении внутренне сильной личности смертельной болезни ("Как закалялась сталь" Н. А. Островского, "Дорога на Океан" Л. М. Леонова) и т.п. У М. А. Шолохова новая концепция героического воплощена в конкретно-исторических обстоятельствах, менее всего пригодных для героического деяния: в немецком концентрационном лагере. В кульминации рассказа, в противостоянии начальнику немецкого лагеря и другим немецким офицерам, Соколов утверждает свое превосходство, сохраняя неколебимыми собственные нравственные ценности, оставаясь человеком в нечеловеческих условиях. От публикации этого рассказа протягивается нить к появлению в "Новом мире" (1962, № 11) рассказа "Один день Ивана Денисовича" А. И. Солженицына, открывшего тему ГУЛАГа, что было просто немыслимо несколькими годами ранее. Иными словами, рассказ М. А. Шолохова открывал период "оттепели" , как удачно определил его названием своего романа И. Г. Эренбург.

Этот литературный период, хронологически почти полностью совпавший с политической "оттепелью", связан с редакционной политикой и литературной позицией журнала "Новый мир" , возглавляемого А. Т. Твардовским . Без "Нового мира" и его главного редактора невозможно представить советские 1960-е гг. Журнал был и знаком, и гарантом, и органом обновления советского общества; книжка "Нового мира" в руках была как бы паролем, по которому узнавали "своих". Твардовский точно и решительно проводил политику XX съезда КПСС, не выходя за границы идеологической и литературной свободы, очерченной решениями съезда. Именно тогда возникли слова "шестидесятник", "шестидесятничество" и понятие, обозначаемое ими и включающее в себя целый комплекс политико-идеологических представлений: верность коммунистической идее, отстаивание идеалов 1917 г., вера в революцию как форму преобразования мира, безусловный ленинизм. Все это сопровождалось резкой и даже бескомпромиссной критикой культа личности и уверенностью в ее случайном и нетипичном для социалистического строя характере.

История "Нового мира" под руководством А. Т. Твардовского включает в себя два этапа: 1) со второй половины 1950-х гг. до 1964 г. (отстранение Н. С. Хрущева от политического руководства); 2) со второй половины 1960-х гг. до вынужденного ухода Твардовского из журнала в 1970 г. На первом этапе при всей непоследовательности хрущевской политики, ее идеологических зигзагах и колебаниях положение журнала было достаточно прочно, и его художественная и литературно-критическая направленность была целиком партийной: даже в творчестве Солженицына Твардовский не усматривал явного несовпадения с шестидесятнической идеологией. В брежневское время положение журнала стало почти критическим. После 1964 г. Твардовский более пяти лет пытался сохранить прежний курс, борясь с бюрократической реставрацией. Эта борьба закончилась его отстранением .

В плане эстетическом "Новый мир" развивал принципы реальной критики, заложенные Н. А. Добролюбовым. Реальная критика в принципе чужда нормативности. В задачи критика входит судить об обществе по литературе, поскольку литература мыслится как уникальный, по-своему единственный источник социальной информации: художник заглядывает в такие сферы общественной жизни, куда не проникает взгляд журналиста, публициста, ученого-социолога. Таким образом, "новомировцами" ставилась перед собой задача выявления объективного общественного эквивалента художественного произведения. В этом смысле главнейшим оппонентом "Нового мира" был журнал "Октябрь", возглавляемый В. А. Кочетовым и ориентированный на прежние социально-политические традиции и соц- реалистические эстетико-идеологические предпочтения.

После ухода А. Т. Твардовского с поста главного редактора (1970) "Новый мир" резко утратил прежние позиции и в 1970–1980-е гг. место наиболее значимого, интересного и созвучного своему десятилетию издания занял журнал "Наш современник" . Трудно представить себе комплекс воззрений, столь же далеких от "новомировских", с какими обращался к своему читателю "Наш современник". Это было стремление к русской национальной самоидентификации, попытки воспоминания о русской идее через десятилетия национального забвения и беспамятства под знаком интернационализма. Вокруг журнала собрались такие критики, как В. В. Кожинов, Μ. П. Лобанов, В. А. Чалмаев, Ю. М. Лощиц. Обращаясь к русской истории, общественной мысли, журнал пытался выявить, часто вполне успешно, специфику русского взгляда на мир, отразившуюся в литературе. С точки зрения литературной и общественной роли его положение наиболее яркого журнала, формирующего комплекс национально значимых литературных и социально-политических идей, было схоже с тем, которое занял десятилетием раньше "Новый мир". Не случайно оба журнала оказались в эпицентре литературной жизни и оба стали объектом резкой критики – как со стороны литературных оппонентов, так и в официальной партийной периодике.

Современникам, наблюдавшим в течение этих двух десятилетий за литературным процессом, казалось, вероятно, что "Новый мир" 1960-х и "Наш современник" 1970– 1980-х гг. являют собой полюса литературно-критического процесса. В самом деле, демократизм и интернационализм "Нового мира", социальный активизм и прогрессизм в настоящем, социалистическая революция и ленинизм как славная предыстория этого настоящего явно нс соответствовали пафосу "Нашего современника", авторы которого были склонны рассматривать в подтексте своих работ советские десятилетия как отнюдь не способствовавшие русской национальной самоидентификации. Оппозиционность и даже враждебность этих течений литературной мысли двух смежных десятилетий была вполне очевидной, хотя обе они принадлежали одной литературе и предопределили характер ее развития – каждая в своем направлении. Полемика между журналами обогащала литературу, увеличивала ее смысловой объем, дополняя проблематику конкретно-исторического ракурса планом вечного, бытийного, просвеченного тысячелетним национальным опытом.

Десятилетие, последовавшее после смерти Сталина, нашло в литературе прекрасное самоопределение: хрущевское время именовалось "оттепелью", по названию появившегося тогда романа И. Г. Эренбурга. Два последующих, брежневских, десятилетия уже в середине 1980-х гг. были названы временем застоя. "Оттепель" и застой, по сути, характеризуют два вектора общественно-политического развития, которые и влияли на литературный процесс, и отражались в нем.

Конечно, десятилетие правления Н. С. Хрущева не было излишне либеральным. Именно на этот период выпали такие события общественно-литературной жизни, как травля Б. Л. Пастернака за публикацию в 1957 г. в Италии романа "Доктор Живаго" и присуждение писателю Нобелевской премии (1958); изъятие органами госбезопасности романа В. С. Гроссмана "Жизнь и судьба"; знаменитая "бульдозерная выставка" художников-авангардистов, раздавленная гусеницами тракторов. К концу хрущевского десятилетия разногласия между молодым авангардистским искусством и политической властью все больше обострялись. В 1963 г. Хрущев посетил выставку модернистов и авангардистов в Манеже и устроил авторам настоящий политический разнос. В. П. Аксенов и А. А. Вознесенский тогда же оказались "выволоченными на трибуну перед лицом всесоюзного актива и, имея за спиной все Политбюро и Никиту, размахивавшего руками и угрожавшего" , пытались объяснить свои эстетические взгляды.

Подобного рода "заморозки", случавшиеся и в "оттепель", стали определять тенденции общественно-политической жизни со второй половины 1960-х гг. Именно на этот период приходится возникновение третьей волны русской эмиграции как литературного и политического явления. В сущности, третья волна эмиграции была порождена двойственностью "оттепели". С одной стороны, открылась возможность для выхода из-под гнета как политического догмата, так и соцреалистического канона к новым эстетическим решениям – и модернистским, и реалистическим. С другой стороны, "оттепель" не создала условий для реализации этих возможностей, а наступивший застой сделал их практически неосуществимыми. Писатели, стремившиеся реализовать собственный творческий потенциал, не укладывавшийся в официальное прокрустово ложе политической и художественной идеологии, видели в эмиграции путь к свободе творчества.

Условной вехой, с которой начинается история третьей волны русской эмиграции, может стать 1966 г., когда был выслан из СССР и лишен гражданства Валерий Яковлевич Тарсис (1906–1983). Черты личности писателя отразились в его автобиографическом герое, проходящем через все 10 томов эпопеи "Рискованная жизнь Валентина Алмазова". Эго тоже романтик, подходящий к действительности с точки зрения своего идеала, мучительно переживающий одиночество и неприкаянность, но сознательно выбирающий такой путь, что обрекает его на неприятие современников.

У каждого из писателей третьей волны был свой путь на запад. В 1969 г. в Англии остался А. Кузнецов, отправившийся туда в служебную командировку; в 1974 г. аресту и последующей депортации подвергся А. И. Солженицын, который не считал себя эмигрантом, т.е. добровольно выехавшим. Но подавляющее большинство писателей третьей волны выезжали по доброй воле, хотя мотивы отъезда были разные: страх преследования (В. П. Аксенов, Ю. Алешковский, Ф. Н. Горенштейн, Г. Н. Владимов, А. Л. Львов), желание печататься, обрести читателя, реализовать творческий потенциал (И. А. Бродский, Саша Соколов, С. Д. Довлатов, Ю. А. Гальперин). Целостность третьей волны эмиграции определяется лишь общим тогда положением этих писателей вне родины, в то время как внутренние противоречия, художественные и идеологические, были намного сильнее связующих начал.

См.: Зубарева Е. /О. Проза русского зарубежья (1970–1980-е годы). М., 2000. С. 7. В этой книге содержится подробное исследование литературы русской эмиграции третьей волны как целостного и внутренне противоречивого литературного и общественно-политического явления.

Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Гонениям подверглись известные советские композиторы, писатели: С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский, А. Ахматова, М. И. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антисоветскому направлению.

В период «оттепели» отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине.

Вместе с тем именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились рецидивы сталинизма. В 1957–1962 гг. проводились «встречи» руководителей партии с деятелями культуры и искусства, на которых звучали крайне резкие оценки.

Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить новые фильмы. Необходимо назвать фильмы Т. Абуладзе. Значительно возросло проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Постоянно рос престиж журналов «Новый мир» (редактор А. Т. Твардовский), «Юность» (редактор В. П. Катаев).

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Во второй половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. Астафьева, Б. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960– 1970-х была так называемая «магнитофонная революция».

Признанными лидерами были барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.

С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970-1980-е гг. среди писателей можно выделить Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев Михалковых и др.

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт. В советской живописи конца 1950-х – начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. Андронова.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе.

В кругах творческой интеллигенции – литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») – формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во второй половине 60-х и в 70-х гг.

Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами».

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980-90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. Гельмана, А. Салаховой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов – бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970-80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.

Общая характеристика Культуры России 1991 – 2003 гг. Образование и наука

Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:

1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;

2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;

3) снимаются ограничения в науке и преподавании;

4) в культуре рождаются новые мифы;

5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокращается ее финансирование;

6) на первый план выдвигается массовое искусство;

7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен – россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного века (творчество поэтов И. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Л. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В. Набоков, М. Алданов и др.).

В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотносимым с мировыми стандартами.

Средняя и высшая школа переживают трудности из-за недостатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспечить нормальное финансирование. Сказалась и неготовность большинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.

Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и активно развивается, открываются вузы, появляются новые перспективные специальности. Так, к середине 2001 г. в России существовало около 600 государственных и 250 негосударственных вузов. Характерной чертой становится платная – коммерческая – форма обучения.

Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж – многие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее большое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естественных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Большую роль играют фонды-спонсоры (отечественные – например, фонд Потанина, зарубежные – фонд Форда, фонд Сороса).

Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы прежним идеологическим единообразием. Они более объективно раскрывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие мировой цивилизации.

детский хирург стоматолог