Материалы для подготовки к выпускному сочинению. Блок «Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Кто из нас не ощутил божественного слияния с окружающей природой и то уми­ротворяющее состояние, в которое погружается душа, словно растворяясь в окру­жающем мире?

Конечно, наиболее тонкое постижение духа природы свойственно нашим поэтам и писателям, которых отличает особая восприимчивость окружающего мира.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти проникновенные стихотворные сточки созданы Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1836 году («Не то, что мните вы, природа»...) . Подчёркивая, что не всякий человек способен проникнуться духом природы, поэт описывает то волшеб­ное действие, которое она производит на тонко чувствующих её людей: в их душу «входят» лучи, в груди «цветёт весна» , таинственный мир природы во всем вели­колепии и красоте раскрывается перед ними.

Природа была источником, питающим и творчество Сергея Александровича Есенина; пейзажные зарисовки его ранней лирики никого не могут оставить равно­душным. Красота Рязанщины, родины поэта, напитала его поэзию синью небес:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску...

(«Запели тёсаные дроги...»)

Поэт не мыслит себя без родной природы:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

(«Матушка в Купальницу по лесу ходила»)

Сергей Есенин находит удивительно точные поэтические слова для выражения того внутреннего перерождения, очищения, которое наступает в его душе при сопри­косновении с миром природы:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

(«Я пастух, мои палаты...»)

С трепетом и необыкновенной любовью поэт замечает каждое движение, проис­ходящее в мире природы:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(«Закружилась листва золотая»)

И не устаёт объясняться ей в любви:

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол/.../

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

(«Я сегодня влюблён в этот вечер...»)

Не только поэты, но и прозаики с помощью художественного слова передают уди­вительно благотворное воздействие природы на душу человека. Так, например, в произведении Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об ужении рыбы» , напи­санном в 1847 году, писатель пишет, что только в деревне, не подмосковной, а в дальней «можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отно­шений!» И призывает «туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовест­ных мыслей, забот и попечений!» И утверждает, что именно там, на берегу рек и озёр, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолю­бивые мечты, разлетятся несбыточные надежды»! То есть уйдёт всё наносное, ненужное человеку, исчезнут мнимые ценности, придёт понимание истинной кра­соты, стремление к вечным идеалам любви, правды, абсолютной истинности нрав­ственных ценностей. С.Т. Аксаков убеждён, что благодаря природе человек может избавиться и от агрессивности в общении, примириться не только с окружающими людьми, но и с самим собой: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхож­дение к другим и даже к самому себе».


Более того, природа, пишет писатель, способна и укрепить в нас веру в собствен­ных силах, избавить от сковывающей неуверенности, от депрессивной усталости, наполнить нас живительной новой энергией: «Неприметно, мало-помалу, рассеет­ся это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши» .

Таким образом, человек, являясь частью нашей природы, не может, не соприка­саясь с ней, обрести счастья, здоровья, уверенности в себе и должен черпать свои силы как творческие, так и духовные, душевные и физические в соприкосновении с миром природы, не позволять себе надолго растворяться в шумном пространстве города и быть слишком долго изолированным от неё.

Никто не станет спорить с утверждением, что огромную роль в нашей жизни играют братья наши меньшие. Для многих питомцы становятся членами семьи. Именно домашние любимцы становятся для нас образцом верности и беззаветной преданности.

Тема взаимоотношений человека и животных затрагивалась многими писателями. Обратимся к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк». Щенок в течение нескольких дней охранял имущество пьянствовавшего где-то хозяина, при этом изнемогая от голода (он ничего не ел все это время, ведь хозяйскую еду он должен был охранять!) Кроме того, его терзал постоянный страх перед его заклятым врагом –шакалом, постоянно донимавшим его. Возвратившись, Обри, хозяин Чинка, был несказанно поражен его мужеством и преданностью. Не может остаться равнодушным и читатель.

Братья наши меньшие учат нас любви и заботе. Именно благодаря им мы узнаем, что такое сострадание живым существам, ответственность за них, учимся быть признательными. К. Паустовский в рассказе «Заячьи лапы» повествует о том, как заяц вывел из огня деда Лариона и тот в благодарность вылечил его и оставил у себя. Писатель хочет донести до нас мысль о важности чувства признательности за добро, необходимости заботы о живых существах.

Добрые чувства пробуждаются в раннем детстве. Именно тогда закладывается чувство любви ко всему живому, доброта и способность к состраданию. Писатель -Михайловский в рассказе «Тёма и Жучка» описывает, как маленький мальчик не может остаться равнодушным к судьбе собаки, провалившейся в колодец. Среди ночи он идет спасать Жучку, хотя ему и страшно. Способность преодолевать свой страх ради помощи живому существу, попавшему в беду, говорит о мужестве мальчика. Такой человек никогда не будет злым, жестоким или безразличным к чужой беде, будь то человек или животное.

К сожалению, нередки случаи жестокого отношения к животным. Некоторые люди бросают своих питомцев, случается, избивают их или даже убивают. Есть даже целые сообщества догхантеров, которые занимаются уничтожением бездомных собак. Страшно представить, на что способны люди без сердца. О бесчеловечном отношении человека к братьям нашим меньшим пишет Ю. Яковлев в рассказе «Он убил мою собаку». Жестокие хозяева бросили собаку, ее подобрал мальчик и привел домой. Однако родители были против. Сначала отец выгнал собаку на улицу. Однако главный герой, Таборка, все равно не расстался с ней: поселил ее в сарае, даже привел в школу. Тогда отец подозвал собаку и выстрелил ей в ухо. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описывается это хладнокровное убийство. Показывая жестокость своего персонажа, автор призывает нас одуматься, пробуждает в наших сердцах чувство жалости к бездомным животным . Ведь не по своей воле они стали такими. В этом тоже наша вина.

Л. Андреев в рассказе «Кусака» говорит о предательстве «добрых» людей. Дачники приручили бездомную собаку, дали ей имя и надежду. Она поверила людям, полюбила их всем сердцем. И что же? Дачный сезон закончился, люди уехали, бросив Кусаку на произвол судьбы. Она больше не была им нужна. Андреев акцентирует внимание читателя на страданиях животного, жестоко преданного людьми.

Если верить мифам, человек был создан из праха земного, из почвы или из глины. У Анны Ахматовой об этом написано в стихотворении «Родная земля», где про землю как раз и говорится, что мы «ложимся в нее и становимся ею». И с этим не поспоришь! Первобытный человек был неразумным дитем природы, многого не понимал и поэтому боялся. Так возникла религия как способ оградить себя от злых духов и задобрить духов добрых.

Дальше, как говорится, больше. Человек, когда он твердо стал стоять на ногах, распрямил плечи, стал подчинять природу себе, возомнил себя «царем». «Господину нигилисту» Евгению Базарову принадлежит афоризм: «Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней работник». Вот и принялся человек хозяйничать. Точнее, браконьерствовать и хищнически истреблять все живое. Совершенно не думая о последствиях.

А к ХХ веку природа начала мстить нам – отравленными реками, кислотными дождями, пересыхающими морями (вспомним страшную судьбу Арала). По этому поводу героиня повести В.Распутина «Прощание с Матерой» старуха Дарья Пинигина очень точно говорит про человека как царя природы: «Поцарюет, поцарюет, да загорюет». Вот и получается, что каким бы «царем» и хозяином природы человек себя ни чувствовал даже в XXI веке, он все равно остается ее частью. Еще один показательный пример содержится в книге В.Астафьева» Царь-рыба», когда гигантский осетр и браконьер Игнатьич оказываются на одном крючке. И лишь раскаяние помогает Игнатьичу спастись. А рыба, обдирая крючки, возможно, смертельно раненная, все же уходит в глубину. Уходит непобежденной.

Основоположник русского романтизма, В.А.Жуковский, одним из первых осознал, «как беден наш язык пред дивною природой». И это тоже правда – ведь никакая фотография, никакая видеосъемка не даст полного представления о красотах природы. Надо быть на месте, окунаться в густой утренний туман, вдыхать аромат росы, попасть под шальной летний дождик, да много чего еще! Поэтому с красотой природы ничто не сравнится. Можно создать копию, но она копией и останется.

Другой наш замечательный поэт – Ф.И.Тютчев – продолжил глубокое философское осмысление отношений между человеком и природой. По его словам, человек это лишь «греза природы», а его жизнь – только «подвиг бесполезный». А природа уравнивает нас перед ликом неминуемой смерти, или, как говорится у Тютчева, «всепоглощающей и миротворной бездны». А еще раньше А.С.Пушкин назвал природу «равнодушной» в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Природа вечна, а жизнь любого человека коротка. Это только в детстве она кажется длинной и долгой.

Глубоко символична концовка романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» со старичками родителями на могиле сына – . Жизнь продолжается, несмотря на все утраты. На могиле растут цветы, сама она находится в тени молодых елок. «Страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова навеки успокоилось, смерть сделала свое «черное» дело, но течение жизни вечной ей не остановить.

Уже несколько веков художники и поэты бьются над загадкой природы. А может быть, «загадки нет и не было у ней». Это тоже гениальное предположение Ф.И.Тютчева. Он сравнил природу с древнеегипетским сфинксом.

Очень часто встречается в произведениях художественной литературы прием психологического параллелизма. Это когда состояние природы призвано передать состояние человека. Так, весна поднимает душу веселым буйством, когда «на всем улыбка, жизнь во всем». Струи дождя подобны людским слезам. Сам дождь создает атмосферу тоски и тягостного, тревожного предчувствия. Мотив дождя пронизывает рассказ американского писателя «Кошка под дождем» и его же роман «Прощай, оружие!»

Итак, природа как источник вдохновения была и остается. Ведь всё в ней устроено мудро и гармонично.

Павел Николаевич Малофеев

Человек и природа

Вступление

Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Переход к аргументам

Тема взаимоотношений между человеком и природой во все времена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попытаюсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха», в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.

Трагическое противостояние человека и природы

    Сохранение земли, лесов, рек и озер …Возник этот вопрос как общественно значимый в середине 19-го века, когда тургеневский Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» как бы от имени всех нигилистов России произнес: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Фраза стала своеобразным девизом для людей по отношению к природе. За полтора века человек-хозяин столько перерыл, перекопал, взорвал на земле, что экологическая проблема стала одной из самых злободневных на планете.

    Н.Никонов в одном из своих эссе поднимает свой голос в защиту природы и делает это очень эмоционально. По мнению автора, «земле нанесен, коль не смертельный, то вполне надломивший ее удар». Н.Никонов в противовес действиям своих современников приводит в пример отношение к природе людей в старину, когда праздновался Духов день, день благодарения земли. В этот праздник запрещалось брать в руки лопату, копать, полоть…Публицист выражает уверенность, что дождется земля доброго хозяина, который любовно погладит ее и засеет с любовью, и вспашет, и восстановит день ее именин – Духов день.

Природу надо беречь, потому что за варварское отношение к себе земля мстит человеку: мельчают моря, надвигается пустыня, затопляются заливные луга…Но главная ее месть – ожесточение, злоба, которые появляются в душе царя природы – человека.

    Свой голос в защиту матушки-земли поднимали и поднимают российские писатели. Произведения В.Астафьева «Царь-рыба», Б.Можаева «Изгой», В.Распутина «Пожар» кричат о том, что пора остановиться и понять:

Не царь природы человек,

Не царь, а сын…

Когда все мы поймем, что о земле надо заботиться, исчезнет как таковая экологическая проблема.

    Таким же примером равнодушного отношения к природе является одна из сцен раскулачивания из повести А. П. Платонова «Котлован», когда пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и рубил их, чтобы они не стали общими, то есть по тем временем никому не принадлежащими, а значит, никому не нужными. Действительно, что бы стало с его садом, если бы о нем никто не заботился, если бы о нем забыли? «А деревья эти – моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен!» - говорил он.

Таким образом, природа должна быть и мастерской, и храмом для человека, а он должен быть и работником, и ее хозяином, потому что «сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны»,- как говорил Д. С.Лихачёв .

Влияние природы на человека

    Пушкин и природа (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское - это места, где Пушкин открыл русский простой пейзаж. Вот почему Михайловское и Тригорское святы для каждого русского человека.

Пушкин, идя от природы России, постепенно открыл для себя русскую действительность.

    Культура природы, отношения человека и природы (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) - состояние природы противоестественное.

Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек...

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек.

Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Пейзаж страны - это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу - это то же, что не хранить родную культуру. Она - выражение души народа

И чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Примером того, что деревья могут чему-то научить человека, что-то подсказать, прийти к важному жизненному решению, может стать эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом (. Дважды герой останавливается перед могучим деревом: первый раз, когда оно еще не проснулось от зимней спячки, второй - когда весна разбудила старого великана и заставила помолодеть. Это преобразование вдохновило князя, заставило сделать два важных вывода, что « жизнь не кончена в 31 год..." и жизнь должна идти не только для него одного, « чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

Таким образом, можно сделать вывод, что деревья могут научить нас доброте и бескорыстию, вере в себя и в свои силы.

В романе Л.Н. Толстой «Война и мир» главная героиня Наташа Ростова так восхищается умиротворенным ночным пейзажем, что даже забывает о сне. Красота родной природа очень близка юной девушке, несмотря на то что она воспитана гувернанткой- француженкой.

    В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» повествуется о том, что старик каждый вечер приходит на берег озера и любуется вслух красотой заката. Как поражают нас слова пожилого человека, так подробно характеризующего красоту природы, когда мы узнаем, что он уже 10 лет ничего не видит! Не видит! А духовной связи с природой не растерял!

Могу сделать вывод, что проходят века, а русский человек, будь он богатой графиней, лесорубом или слепым стариком, тонко чувствует свою связь с природой.

    Так, герой произведения Б. Екимова «Ночь проходит» Шаляпин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

    А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. «Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: «Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало…» Вот оно, влияние красоты природы на человека!

    Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный» , который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучалась в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит герой.

Цветы имеют над человеком невидимую власть. Совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.

    Ярким примером этого может послужить рассказ А.Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет-семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!

    Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изм е нением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

    Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М.Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!

Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.

Экологические проблемы

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды!

Р. Рождественский

    Что станет с человеком, если он не будет связан с землей, предсказал почти век назад русский писатель Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы». Его герой-нумер, попав после Великой Катастрофы за Зеленую Стену, чуть не задохнулся от непривычного для дыхания свежего воздуха, был потрясен тем шумом, который издавали различные жители леса. Но самое большое удивление у него вызвали зеленая трава и солнце, показавшееся Д-503 нестерпимо ярко-огненным .

    Пример того, как нужно относиться к природе, дает нам герой романа В.П.Астафьева «Царь-рыба » Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать "подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце... цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега...". И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: "Дети и собаки его любили - верный признак души открытой и незлой". Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, живет этот человек.

    Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.

    Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман - призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. Семья волков Акбары и Ташчайнара оказываются «человечнее» человека, губившего их потомство. И это страшно!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МУДРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. М. ПЕСКОВА ( журналист, фотограф и путешественник )

"…рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды" "Речка моего детства" (1978)

"У природы нет пасынков, все для нее одинаково любимые дети: и человек, и какая-нибудь синица, и божья коровка" "Птицы на проводах" (1982)

"…сам человек - тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой в мудром согласии" "Птицы на проводах" (1982)

" Таким образом, могу сделать вывод о том, что человек должен трепетно относиться к природе и беречь все живое, что его окружает.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я считаю: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

О братьях наших меньших

    Вспоминаю стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы », для героя которого лес - родная стихия: дед переживает за всех его обитателей. Во время весеннего наводнения он спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Вот это по-настоящему человеческое отношение к «братьям нашим меньшим»!

    Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л.Н.Толстого «Война и мир », когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.

    Боец Кошкин, герой рассказа Ю. Коваля «Алый», воспитывая из щенка настоящую пограничную собаку, всегда помнил об этом. Результат не заставил себя ждать: человек и животное стали неразлучными друзьями. И, когда при задержании преступника Алый получил серьезное ранение, боец не отходил от него ни на минуту и тяжело перенес гибель четвероногого друга.

    В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествуется о встрече в голодные 30-е годы мальчика и тощей и облезлой собаки с пустыми глазами. Чтобы ни делал герой рассказа, собака, «воспитанная голодной улицей», не могла поверить ему. Она быстро хватала принесенный мальчишкой хлеб и как-то боком быстро уходила…Сколько злобы могло увидеть в своей жизни от людей животное, чтобы не поверить в бескорыстные действия мальчика.

Таким образом, могу сделать вывод, что взаимоотношения человека и животного должны строиться на ответственности за того, кого мы приручили.

    Полноценной и веселой была жизнь хозяина-возчика, героя одной из книг Василия Пескова главы «Ревность» книги «Отечество », потому что у него были пес Дым и лошадь. С умилением пишет автор: «Эта троица неразлучна, хозяин не чаял души в обоих". Любили животные ласку: "поскребёт он пальцами между ушей Дыма, и тот от счастья седлом выгибает спину, а лошадь, чуть тронет Степан её холку, начинает тереться мордой о куртку". Соперничают два существа в преданности человеку. Им было не безразлично, как ценит эту преданность человек. А он их любил всей душой, заботился и холил.

    Сетон-Томпсон в "Рассказах о животных " писал, что самая неприхотливая и выносливая собака - это дворняга: она не быстронога, не сильна, но у неё имеется здравый смысл. Автор уверен, что «все вымрут собаки, за исключением дворняги». Не случайно и в космос первыми полетели именно они. А как преданны бывают эти псы! Сетон-Томпсон советует тем, кто желает взять в друзья малышу собаку, выбирать обыкновенного бездомного пса, который познал уже все тяготы собачьей жизни.

    В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

Таким образом, могу сделать вывод, что если мы поможем определиться хотя бы одному живому существу в его жизни, то выполним свой долг по отношению к братьям нашим меньшим.

Любовь к русской природе – любовь к Родине

    Любовь к родине (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.

К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии

Не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

Земля –наш дом

Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!

Земля - это Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

    Василий Песков, журналист, фотограф и путешественник, ведущий программы «В мире животных» в 1975-1990 годах, автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда» , в своей книге «Отечество» писал: « Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом О т е ч е с т в о. Но все-таки можно сказать: понятие Родины - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних (ХХ век) дней. Это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое Новое, Вечное - таков символический ключ путешествия» Песков до конца жизни неравнодушно относился к природе.

    У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик». Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлилось в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному, любить русскую природу, свою Родину.

    В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

    Средняя Россия славится тонкой, неброской красотой. Не зря так много русских классиков восхищенно описывали эти места в своих произведениях. Вспомним, повесть К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» , где он с любовью изображает скромную, но притягательную русскую природу: «сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой», «обширные болота, покрытые ольхой и осиной, …пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды». Разве это не самые прекрасные места на Свете?

    Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

    Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

    Выдающийся русский певец Федор Шаляпин , вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

Последствия научных открытий

    Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

    В другом рассказе М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.



Просто для размышления…

Человек и природа существуют бок о бок с самого сотворения мира. Земля и природа давала и дает человеку пищу, помогает утолить жажду, услаждает его взгляд весной морем красивых цветов, летом приглашает людей отдохнуть под тенью деревьев, а осенью насладится красотой багряных листьев, шуршащих под ногами.

Но, к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы. Мы проводим время не в лесу, а за компьютерами в Интернете, строятся заводы, из-за которых ежесекундно в воздух выбрасывается масса загрязняющих элементов, загрязняется вода, засоряется почва, которая дает жизнь множеству растений, загрязняется сам воздух, которым мы дышим. А сколько животных было истреблено человеком в погоне за деньгами, сколько всего живого было занесено в Красную книгу по причине вымирания!

Конечно, мы не можем все вместе поступить в партию «Зеленых», резко стать вегетарианцами или отказаться носить шубки из животного меха. Но все же мы должны постараться сделать то, что в наших силах, чтобы сохранить природу первозданной и прекрасной. Просто стоит понимать, что природа она живая и если мы хотим пользоваться ее благами, то стоит относится к ней с любовью и уважением.

А это значит, что идя по улице нельзя сорвать с дерева веточку, бросать на улице мусор, после пикника на природе стоит тщательно потушить костер и прибрать лужайку. Эти правила совсем не сложные, и если каждый из нас будет их выполнять, то тем самым мы сделаем пусть небольшой, но все же ощутимый вклад в сохранение природы. Просто нам не стоит считать себя царями природы, а нужно стремится стать ее другом, который заботится обо всем, что его окружает. И тогда, даже через много-много лет наши пра-пра-правнуки будут купаться в чистой речке, дышать свежим воздухом, любоваться замечательными цветами и бегать босиком по изумрудной траве…

Из этого рассказа можно взять несколько аргументов.

1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это, конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.

2. Девушка - художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.

В.Шукшин. Старик, солнце и девушка


Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место -- у коряги -- и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях -- коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:

Здравствуйте, дедушка!

Старик кивнул головой.

С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.

Отдыхаете?

Старик опять кивнул головой. Сказал;

Отдыхаю.

На девушку не посмотрел.

Можно, я вас буду писать? -- спросила девушка.

Как это? -- не понял старик.

Рисовать вас.

Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.

Я ж некрасивый теперь, -- сказал он.

Почему? -- Девушка несколько растерялась. -- Нет, вы красивый, дедушка.

Вдобавок хворый.

Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:

Вы очень красивый, дедушка. Правда.

Старик слабо усмехнулся:

Рисуй, раз такое дело.

Девушка раскрыла свой чемодан.

Старик покашлял в ладонь:

Городская, наверно? -- спросил он.

Городская.

Платют, видно, за это?

Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.

Надо стараться.

Я стараюсь.

Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.

Вы здешний, дедушка?

Здешный.

И родились здесь?

Здесь, здесь.

Вам сколько сейчас?

Годков-то? Восемьдесят.

Ого!

Много, -- согласился старик и опять слабо усмехнулся. -- А тебе?

Двадцать пять.

Опять помолчали.

Солнце-то какое! -- негромко воскликнул старик.

Какое? -- не поняла девушка.

Большое.

А-а... Да. Вообще красиво здесь.

А вода вона, вишь, какая... У того берега-то...

Да, да.

Ровно крови подбавили.

Да. -- Девушка посмотрела на тот берег. -- Да.

Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине -- между рекой и горами -- тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго -- тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.

Ушло солнышко, -- вздохнул старик.

Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так -- слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.

Хорошо, -- сказал негромко старик.

А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: "Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?.."

Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки... Опять морщины! "Надо работать, работать, работать..."

Вы завтра придете сюда, дедушка? -- спросила она старика.

Приду, -- откликнулся тот.

Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.

Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел -- ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.

Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку -- старался не шуметь. Молчали.

Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны,

На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:

Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много -- четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь...

Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.

Трудно было жить? -- невпопад спрашивала она.

Чего ж трудно? -- удивлялся старик. -- Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.

Сыновей жалко?

А как же? -- опять удивлялся старик. -- Четырех таких положить -- шутка нешто?

Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.

А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.

Ненастье завтра будет, -- сказал старик.

Девушка посмотрела на ясное небо:

Почему?

Ломает меня всего.

А небо совсем чистое.

Старик промолчал.

Вы придете завтра, дедушка?

Не знаю, -- не сразу откликнулся старик. -- Ломает чего-то всего,

Дедушка, как у вас называется вот такой камень? -- Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.

Какой? -- спросил старик, продолжая смотреть на горы.

Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.

Такой? -- спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. -- Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.

Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.

На... камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. -- Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко -- не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож -- с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, -- синенькие, тоже с рябинкой с такой.

Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.

Вы где живете, дедушка?

А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, -- старик показал дом на берегу, -- дальше -- Бедаревы, потом -- Волокитины, потом --Зиновьевы, а там уж, в переулочке, -- наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.

Спасибо.

Я пошел. Ломает меня.

Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. "Нет, не слепой, -- поняла девушка. -- Просто слабое зрение".

На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. "Солнце -- оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!" И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.

Не пришел старик и на третий день и на четвертый.

Девушка пошла искать его дом.

Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.

Здравствуйте, -- сказала девушка.

Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:
-- Здорово.

Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка...

Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.

Жил, -- сказал мужик. -- Вот домовину ему делаю.

Девушка приоткрыла рот:

Он умер, да?

Помер. -- Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. -- А тебе чего надо было?

Так... я рисовала его,

А-а. -- Мужик резко зашаркал рубанком.

Скажите, он слепой был? -- спросила девушка после долгого молчания.

Слепой.

И давно?

Лет десять уж. А что?

Так...

Девушка пошла из ограды,

На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.