Описание картин антониса ван дейка. Антонис ван дейк

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

"Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

"Семейный портрет"

"Коронование терновым венцом" 1620-е

"Принц Уэльский в доспехах" (будущий король Карл II) ок. 1637

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером" Ок. 1633

"Амур и Психея" 1638

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская"

"Люси Перси, графиня Карлайл" 1637

" Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну"

"Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд" 1632

"Карл I на охоте"

"Маркиза Бальби" 1625

"Карл I , тройной портрет" 1625

"Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале" 1625

"Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком" 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

"Отдых на пути в Египет" 1625

"Триумф Силена" 1625

"Самсон и Далила" 1625

"Любовь невзаимная"

"Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1635

"Видение блаженного священника Иосифа"

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

" Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа"

""Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

"Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет"

"Портрет Карла I"

"Dorothy, Lady Dacre"

"portrait of a man in armour with re"

"Генриетта Мария"

"Queen Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1632

"Молодая женщина, играющая на виоле"

"Портрет Карла I"

"Мария-Луиза де Тассис" 1630

"Thomas Chaloner"

"Рortrait of prince Сharles Louis"

"George Goring, Baron Goring"

"Cornelis van der Geest Huile sur panneau"

"Автопортрет"

"Рortrait de mary Lady killigrew"

"Wharton Philadelphia Elizabeth"

"Henrietta Maria and Charles I"

"Мария с младенцем Христом"

"АВТОПОРТРЕТ"

"Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский"






Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля - главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички - Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором - портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем принеся в мир парадный портрет.

Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.

Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.

Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с . Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.

Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.

Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.

Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.

Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.

Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями . Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.

С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.



Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».

Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.

Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.

Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.

На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х - начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый живописец Фландрии привлекателен, изящен, кажется элегантным аристократом. Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена, он тяготел к придворным кругам и изысканному стилю жизни. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка - своего рода идеал творческой натуры. В истории европейской живописи XVII века Ван Дейк - баловень судьбы, которому всегда сопутствовала удача и шумная слава. Между тем яркая, заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, словно беспокойным ритмом, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием.

Десятилетним мальчиком он пришел в мастерскую авторитетного в ту пору художника Хендрика ван Балена, учился легко и блестяще, а в девятнадцать лет уже был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Решающее влияние на развитие творчества Ван Дейка оказал Рубенс, в мастерской которого он работал и с которым сотрудничал в ряде заказов.

Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, обращался к более легкой живописи, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему. Более сдержанна и жизненно убедительна картина "Святой Мартин и нищий" (ок. 1620-1621, Виндзор, Королевское собрание).

Существуют два равноценных варианта этой картины. Создание вариантов было связано с огромным успехом произведений Ван Дейка, что, по-видимому, объяснялось их большей, чем у Рубенса, доступностью зрительским вкусам.

Исследователи тщетно пытались обнаружить возможное соперничество между Рубенсом и его талантливейшим учеником. Факты свидетельствовали об обратном. Неоспоримый авторитет учителя поддерживал Ван Дейка в художественных кругах Англии и Италии. Рубенс первый прозорливо отметил редкий дар молодого живописца как мастера портрета.

Ван Дейк не только один из создателей парадного аристократического портрета XVII века, широко признанного в высших кругах европейского общества. Особую привлекательность его образов составляет воплощенный в них эмоциональный и интеллектуальный мир человека. Портреты, как бы приподнятые над повседневностью, обладают правдивой и живой характерностью.

В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный - его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Иногда, как в данном случае, под влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, драпировки, элементы пейзажа. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик), известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка.

Знакомство во время первой поездки в Англию ко двору Якова I с английскими собраниями итальянских картин Возрождения побудило Ван Дейка посетить саму Италию.

Путь его лежал в Геную, связанную с Фландрией давними торговыми отношениями. В 1621-1627 годах помимо Генуи он посетил дважды Рим, Венецию, Падую, Милан, Турин и Палермо. Активно изучая итальянскую живопись, Ван Дейк особенно увлекался произведениями Тициана. Его альбом с зарисовками с натуры и с картин венецианцев хранится в Британском музее Лондона.

В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. Поток золотистого света озаряет одухотворенное лицо Бентивольо, мерцающий алый шелк и белоснежные кружева кардинальского одеяния.

В Палермо (Сицилия в ту пору подчинялась испанской короне) мастер создал превосходный поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского (1624, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа). Светлая фигура правителя Сицилии парадном позолоченном вооружении выступает на темном фоне, весь его облик проникнут властностью.

Основная деятельность Ван Дейка в Италии проходила в Генуе под покровительством старинных аристократических семей, для которых раньше работал Рубенс. Пребывание в Генуе стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства.

Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса, Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины. Перед зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты, одновременно величественной и непринужденной. Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов, их открытых природе террас. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622-1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками. Его картины, написанные на религиозные и мифологические сюжеты, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана, следуют канонам барочной живописи. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Но по-прежнему господствуют портреты, которые обретают зрелость мастерства, становятся разнообразнее и глубже. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений. Объем портретных работ огромен, он включает парадные изображения сановников, вельмож, бюргеров, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок.1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Богатство характеристик отличает также офорты Ван Дейка, составившие изданную в 1645-1646 годах Иконографию - сборник офортных портретов известных современников (мастер собственноручно исполнил полтора десятка изображений, для остальных он делал предварительные эскизы).

После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Поздний брак с Мери Расвен, молодой фрейлиной королевы, вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.

В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены, истолкованы более интимно. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Интересен тройной портрет, изображающий короля в профиль справа, в три четверти, и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию.

Портретируя знатных особ, художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Один из ранних, исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной шляпе стоит на лестнице, ведущей в сад. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы, когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов.

По словам принцессы Софии, племянницы короля, прекрасные портреты Ван Дейка создали у нее выгодное представление о всех английских дамах. Когда же она в 1641 году встретила королеву, то была изумлена, увидев, что Генриетта Мария - «коротышка с длинными и тощими ручками, с одним плечом выше другого и торчащими изо рта, как бивни, зубами». Присмотревшись, принцесса убедилась, что у королевы «очень красивые глаза, прямой нос и восхитительный цвет лица».

Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Совсем маленькие - трогательно прелестны, те, кто постарше, следуя придворному этикету, напоминают «маленьких взрослых». Но художник стремился подчеркнуть чистоту и обаяние их возраста.

Многочисленные портреты Ван Дейка воссоздают атмосферу английского двора накануне революции 1648 года, приобретают значение бесценных исторических и художественных документов. Они не все равноценны. Среди помпезных, сияющих красками придворных изображений встречаются более строгие, правдивые образы, отмеченные содержательным психологизмом.

Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни, исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа, и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам; знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет, подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам.

Трудно судить, насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис монархии Стюартов. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Он совершил две поездки в Париж. Потерпевший неудачу во всех своих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война.

Влияние Ван Дейка на европейскую живопись было всепроникающим и длительным. Он стал основателем английской школы портрета, достигшего исключительного расцвета в XVIII веке.

Татьяна Каптерева