Чего достигает л н толстой композиционным. План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н

Тема «Контрастное построение рассказ как способ выражения его идеи (по произведению Толстого «После бала»)

Цель: рассмотреть особенности композиции; познакомиться с понятием контраста, как художественным приемом, на котором строится рассказ; формировать навык исследовательской работы с текстом, выразительное чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся

Оборудование:

Иллюстрации картин В. Кандинского «Чёрная дыра», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. «Погружение в тему»

В начале урока мне хотелось бы задать вам необычный вопрос: что влияет на душевное состояние человека?

Прослушайте фрагмент музыкального произведения, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (карточки цвета)

Какова цель нашего эксперимента?

Мы живём в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства и эмоции. И не случайно многие из вас выбрали не чёрно-белый вариант, а другие цвета: желтый, синий, красный. В жизни человека бывают случаи, когда он испытывает противоречивые чувства. Сегодня на уроке мы будем рассматривать литературное произведение, в котором главному герою тоже приходится испытывать разные чувства, делать свой выбор.) на доске РАДОСТЬ - ГРУСТЬ

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством гениального русского писателя Л.Н.Толстого. В своих произведениях он раскрыл все самые хорошие, светлые стороны жизни человека и самые плохие, такие, за которые людям стыдно. Мы вспомнили события 40-х и 90-х годов 19 века. К ним обращается Л.Н.Толстой в рассказе «После бала»

Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по глубине переживаний и эмоциональности рассказом мы начнем работать сегодня на уроке.

3. Работа над темой урока

Запись в тетрадь – число, классная работа, тема урока

Работа над темой урока (выяснить… что такое построение произведения – композиция, идея произведения….. познакомиться с понятием контраста, как с художественным приемом, на котором строится рассказ)

4. История создания рассказа (реализация домашнего задания)

Расскажите, что вы знаете об истории создания этого рассказа?

5.Выявление первоначальных впечатлений о прочитанном.

Дома вы прочитали рассказ «После бала»

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

На какие части можно условно разделить рассказ?

(вступление, бал, после бала, заключение) – схема на доске или слайд

Заключение

После бала

Вступление

Вступление в рассказе.

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всем?

В каких еще произведениях используется такой прием? («Ася» Тургенев, «Капитанская дочка» Пушкин, «Мцыри» Лермонтов)

Как называется такой прием композиции? Какой смысл придает он художественному произведению? (самоанализ и самораскрытие, герой комментирует и оценивает свои поступки) запись на доске ЮНОСТЬ – ЗРЕЛОСТЬ

Возвращаемся к схеме. Рассказ Ивана Васильевича поделили на 2 части.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина)

6. Анализ первой части рассказа (по ходу урока заполняют таблицу, заготовки каждому в начале урока)

О чем вспоминает в своем рассказе Иван Васильевич? (проверим с помощью викторины или фронтальный опрос)

Назовите эпизод и героев, увиденных вами в этой сцене?

Где и когда проходил бал? (рассказ о Масленице, Прощеном Воскресенье, Чистом понедельнике – что знаете об этих праздниках?)

Что за танец «проходит» с Варенькой герой? (вальс)

Какую яркую деталь в одежде Вареньки вспоминает герой и через 50 лет? (розовый пояс)

На экране отрывок из текста.

Вставьте в местах пропуска эпитеты, с помощью которых рассказчик рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, отца Вареньки.

Бал был чудесный : зала прекрасная , музыканты знаменитые , буфет великолепный .

Губернский предводитель – добродушный старичок.

Жена его – тоже добродушная.

Варенька – в белом платье , в белых перчатках, в белых башмачках. У неё – сияющее, разрумянившееся ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. (какие цвета использует, вывешиваю на доску)

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании? (зачитать из текста)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца? (обратить внимание на такую деталь как «замшевая перчатка» полковника)

Пользуясь опорными словами, которые вы видите на экране, составьте связный ответ на вопрос «Что чувствовал герой рассказа на балу и почему?»

Иван Васильевич не только любовался , но и с восторженным умилением смотрел на Вареньку, умиляясь даже мягким отцовским сапогам. Герой был доволен, счастлив, добр , потому что влюблён, молод, красив, беспечен . Ему казалось, что все любуются Варенькой. Иван Васильевич танцевал легко, не чувствуя тела , как будто неземное существо, способное на одно добро. Он признавался собеседникам, что любовь к Вареньке освободила всю его скрытую способность к любви . Герой обнимал в то время весь мир своей любовью . На балу Иван Васильевич был бесконечно счастлив.

На балу герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой, наполнен ощущением счастья, молодости, красоты. И вот бал окончен. Иван Васильевич не может уснуть, он снова на улице.

7. Анализ второй части рассказа.

Найдите в тексе слова, помогающие понять, что настроение вдруг меняется. (зачитывают)

В какой момент это происходит?

Что теперь слышит герой? (звуки флейты и барабана, другую, жестокую, неприятную, визгливую мелодию, свист палок и их шлепки по спине солдата)

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (стыдно, больно, тоскливо до тошноты) ОБРАЩАЮ ВНИМАНИ НА ДОСКУ, ГДЕ ТОЖЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ)

В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.

В литературоведении такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд) Запишите термин, запомните определение.

На доске: контраст - выразительный художественный приём, основанный на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.

Я думаю, вы уже обратили, внимание. Что весь рассказ Л.Н.Толстого построен на контрасте: мы видим, что происходит с героем на балу и после бала.

Но все ли противопоставления в рассказе мы рассмотрели? (не все: чувства Ивана Васильевича, полковник и татарин)

Какие средства языка, используемые в тексте, помогают понять состояние героя? (Повторы, прямая речь, неопределённые местоимения).

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (Стыдно, больно, тоскливо до тошноты»).

Каким увидел Иван Васильевич полковника в этой сцене? (Всё тот же: срумяным лицом, белыми усами и бакенбардами).

А наказываемого татарина? (заполняем таблицу)

Полковник.

Наказываемый.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,

то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,

толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры… тянули его

назад.

8. Итог урока

- Для чего здесь используется прием контраста? (Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о том, что есть другой, страшный мир, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во 2 части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности ). (Он позволяет выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности. Автор подчеркивает контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах и в описаниях.)

Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни? (в начале урока слушали музыку, рассматривали картины)

Можно ли понять добро, не зная зла?

Обратимся к словам Волонда из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?»

Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?

- Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче). Поговорим об идейном смысле произведения.

9. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Мои впечатления от рассказа»

Опорные слова.

Вначале я решил, что…; затем, вчитываясь в рассказ, я понял…; мне поначалу показалось…; но вдруг обнаружилось…; я, как и Иван Васильевич, испытывал симпатию к полковнику Б, даже умилялся им, но, приглядевшись к нему с помощью автора, резко изменил своё отношение: я понял, что…; первоначальное чувство сменилось…; Ивана Васильевича же, напротив, мне было…; в нём я открыл, наконец…

На балу

После бала

Бал (звуки, краски)

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Жёсткая, нехорошая музыка

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван

Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, добр

Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. изучили жизненные источники рассказа «После бала», проанализировали особенности жанра и композиции рассказа, познакомились с контрастом произведения, как художественным приемом.

Но уже сейчас можно сказать, что значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.

А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Звуки, краски

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Звуки, краски

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Били барабаны, свистела флейта

Жёсткая, нехорошая музыка

Неприятную, визгливую мелодию

Полковник

красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, до

Иван Васильевич

Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Урок литературы в 8 классе.

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого

«После бала».

Цели урока:

1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.

2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица, тест.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Слайд 1-2

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2.Работа по содержанию текста. (Анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

Слайд 4

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

Слайд 5

Какую особенность композиции вы заметили?

(Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)

Что мы называем контрастом?

(Противопоставление, антитеза).

Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Слайд 6

Анализ эпизодов

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд 7

- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода «На балу». (Звучит музыка Г.Свиридова.)

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

Слайд 9

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?

(Доволен, счастлив, добр.)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, потому что влюблён.)

Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?

(Тёплые тона.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода.

Заполните таблицу №2.

Слайд 10

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Слайд 11

- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?

(Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

Как меняется состояние героя рассказа?

(Стыд и ужас.)

В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?

(Сцена с полковником.)

За что полковник бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?

(Белую перчатку.)

Вспомните, что говорил он при избиении?

(«Надо всё по закону».)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».

По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата?

(По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника?

(Жестокость.)

Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?

(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

Каков это закон?

(Божий.)

В какой день разворачиваются события в рассказе?

(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что означает этот праздник?

(Надо всех простить, покаяться.)

Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника?

(«Братцы, помилосердуйте!»)

Что вы понимаете под милосердием?

(Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Кто услышал мольбы татарина?

(Иван Васильевич и слабый солдат.)

Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Слайд 12

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание : письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Выполнение теста

Тест.

Л.Н.Толстой «После бала».

1. Жанр произведения:

а) очерк,

б) повесть,

в) рассказ.

2.Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза,

б) гипербола,

в) олицетворение.

3. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

4. Тема произведения:

а) рассказ о полковнике;

б) показ николаевской эпохи;

в) повествование о любви Ивана Васильевича.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

б) на балу надел « маску» добропорядочности;

в) полковник выполняет свои обязанности;

г) другие причины.

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»;

б) утверждает мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого?

в) призывает бороться с произволом.


Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Контраст как основа

композиции рассказа


История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.


Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)


История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?


в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,


Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.


Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул


Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?


Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"


Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.


Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла



Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.


Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».


Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)