Определение контрабас. Все о контрабасе

КОНТРАБАС (от итальянского contrabbasso), струнный смычковый инструмент. Самый большой по размеру и самый низкий по звучанию среди современных струнных инструментов. Длина корпуса 110-120 см, общая длина инструмента около 180 см, длина звучащей части струны около 105 см.

Объединяет особенности инструментов скрипичного и виольного (покатые плечи, тупые углы, высокие обечайки, плоская нижняя дека) семейств. Контрабас - единственный смычковый инструмент с механическими колками (изобретены в 18 веке). Настройка квартовая: «ми» - «ля» контроктавы - «ре» - «соль» большой октавы. В симфонические оркестры включаются также контрабасы с нижней 5-й струной («до» контроктавы) либо специальным приспособлением для понижения струны «ми». Диапазон около 4 октав. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах, записывается октавой выше звучания. Используются смычки двух видов: с низкой колодкой (так называемый французский; близок виолончельному) и с высокой колодкой (виольного типа).

Инструмент-предшественник контрабаса, контрабасовая виола (одно из её названий - виолоне, итальянский violone), появился на рубеже 15-16 века. Контрабасовые виолы использовались в церковной и светской музыке (в группе бассо континуо), входили в оркестр оперного театра. До 19 века контрабасовые смычковые инструменты существовали во множестве разновидностей; со временем менялись их формы, размеры, количество струн, настройки. Важное место в истории контрабаса занимает так называемый венский пятиструнник - инструмент с терцово-квартовой настройкой (18 век); для него сочиняли музыку Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Я. Ванхаль, Ф. Хофмайстер, контрабасист-виртуоз И. Шпергер (автор 18 концертов), среди исполнителей - Й. Кемпфер, Ф. Пихельбергер (Пишельбергер). Современный облик контрабас приобрёл в 19 веке. Контрабас и контрабасовые виолы (позднее часто переделывались в контрабас) строили мастера Италии [А. и Н. Амати, Гаспаро да Сало, М. Бергонци, А. Страдивари, К. Тестере, представители семейств Гранчино, Гварнери, Руджиери (Руджери), Маджини, Тодини, Гальяно], Австрии и Германии (Я. Штайнер, А. Пош, Й. Клотц, И. Штадльман, мастера из городов Фюссен, Миттенвальд, Маркнойкирхен), Франции (Ж. Б. Вильом, Э. О. Бернардель), Бельгии, Нидерландов; в России контрабасы изготавливали И. А. Батов, Л. Отто, Т. Ф. Подгорный и др. В 20-21 веках наряду с мануфактурными и фабричными инструментами продолжают создаваться контрабасы по старинным моделям.

Усовершенствование контрабаса и искусства игры на нём связано главным образом с развитием симфонического оркестра. В партитурах Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена сложилась практика дублирования контрабасами партии виолончелей. Новые художественные и технические возможности контрабаса открыли в своих симфонических и оперных сочинениях Г. Берлиоз, Дж. Верди, Р. Вагнер, И. Брамс, П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Н. А. Римский-Корсаков, позднее - Р. Штраус, Г. Малер, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и другие композиторы. Среди наиболее значительных камерных произведений с участием контрабаса - фортепианный квинтет «Форель» Ф. Шуберта, септет «История солдата» И. Ф. Стравинского, струнный квинтет А. Дворжака, квинтет для гобоя, кларнета и трёх струнных С.С. Прокофьева.

Помимо академической музыки, контрабас широко распространён в джазе, ансамблях народной музыки многих стран Европы и Америки (в том числе в локальных вариантах инструмента), разного рода эстрадных ансамблях.

Крупнейшие контрабасисты прошлого - итальянские виртуозы Д. Драгонетти (конец 18 - 1-я половина 19 века), Дж. Боттезини. Национальные школы игры на контрабасе сложились в Чехии, Австрии, Германии (немецкий музыкант Ф. Варнеке написал первую книгу о контрабасе, 1909), Франции, Италии. Отечественное контрабасовое искусство представлено именами виртуозов - С. А. Кусевицкого, И. Ф. Гертовича, Р. М. Азархина, Л. Г. Андреева и др.

Лит.: Elgar R. Introduction to the double bass. , 1960; Контрабас. История и методика. М., 1974; Meier А. Konzertante Musik fiir Kontrabass in Wiener Klassik. Мünch., 1979; Brun Р. Histoire des contrebasses а cordes. Р., 1982; idem. А new history of the double bass. Villeneuve d’Ascq, 2000; Planyavsky А. Geschichte des Kontrabasses. Tutzing, 1984; idem. The baroque double bass violone. Lanham; L., 1998; Kontrabass und Bassfunktion. Innsbruck, 1986; Раков Л. В. Отечественное контрабасовое искусство XX в. М., 1993; он же. История контрабасового искусства. М., 2004; Roidinger А. Der Kontrabass im Jazz. W., 1996.

Музыкальный инструмент: Контрабас

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. Наверняка многие могут припомнить джазовый ансамбль, где контрабасист ловко исполняет свое ритмичное соло, используя прием пиццикато.

Историю контрабаса и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук контрабаса

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому. Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом.

Диапазон контрабаса не превышает четырех октав и зависит от мастерства исполнителя, и его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.


Контрабас – транспонирующий инструмент, нотный текст для которого записывается в разных ключах, но в основном в басовом - для удобства чтения и во избежание чрезмерных добавочных линий. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи, и это единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, как все инструменты скрипичного семейства, а по квартам: E, A, D, G. Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, для этого достаточно послушать как звучат на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «24-й каприс» Н. Паганини .

Фото:





Интересные факты о контрабасе

  • Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре .
  • Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.
  • В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись? музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.

  • В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.
  • Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.
  • В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.
  • Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.


  • Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.
  • В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.
  • Названия этого инструмента на разных языках: итальянский – Contrabasso; французский – Contrebasse, английский - Double Bass, немецкий- Kontrabass.
  • 10. 03. 2011 года в Сеуле (Южная Корея) состоялся концерт в котором участвовали 90 контрабасистов. Среди произведений была исполнена симфония А. Дворжака №9 «Из Нового Света». Все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах. Концерт прошел под руководством корейской ассоциации контрабасистов.
  • Некоторые производители изготавливают инструменты специально для гастролирующих музыкантов. Контрабас имеет небольшой по размеру корпус, а также съемный гриф. Такой инструмент не теряет звуковых качеств и очень удобен при транспортировке.
  • На сегодняшний день стоимость контрабаса, сделанного из качественного выдержанного материала, составляет примерно 24000 долларов.


В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы: виолы да гамба , скрипки , буссето, гитары и грушевидная форма.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.

Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений.

Размер контрабаса варьируется от самого большого, высотой 1,8 метра, до самого маленького - чуть больше виолончели. Высота контрабаса может незначительно изменяться при помощи шпиля, на который он опирается.

В 20-30-х годах прошлого столетия были сконструированы первые электроконтрабасы, которые имеют облегченный вес и легки в транспортировке. Сама идея была не нова: уже в прошлые века некоторые мастера в качестве эксперимента делали «немые» контрабасы, корпус которых был плоским. С появлением электронного воспроизведения звука, у производителей появились новые возможности, но потребовалось много времени, чтобы мастера довели качество инструмента до совершенства.

Применение и репертуар контрабаса

Контрабас является обязательным участником симфонического и камерного оркестров. Этот инструмент был создан специально для того, чтобы удвоить в оркестре басовую партию, исполняемую виолончелями и создавать четкий гармонический фундамент, звуковую насыщенность и ритмическую основу для группы струнных инструментов.

Поначалу, в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.


Контрабас также нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз , блюз, рок-н-ролл , рокабилли, сайкобилли, традиционной музыки кантри, блюграсс, танго и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом биг-бенде, где малый состав исполнителей, этому инструменту предоставлены очень большие возможности сольного исполнения, например, при построении красивых гармонических басовых ходов.

Появление таких современных новых стилей, как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей, так как контрабасисты любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

Контрабас вышел на сцену в качестве солирующего инструмента в конце 18 века. Первым исполнителем, который раскрыл богатые виртуозно-выразительные и певучие возможности контрабаса, был легендарный Д. Драгонетти – контрабасист и композитор. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, и в 20-м веке А.Мишек, С. Кусевицкий, Р.Браун, Э.Мэйер, Н. Горбунов, А.Коэн, В. Волков, Е. Колосов, Ч. Мингус, Л. Раков многие другие.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

Популярные произведения :

С. Кусевитский - концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор (слушать)

Д. Драгонетти - концерт для контрабаса с оркестром ля мажор (слушать)

Приемы игры

Из-за большого корпуса и несколько неудобного расположения смычка, игра на контрабасе требует значительных усилий. Играют на нем стоя, либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой.

Как и у других членов скрипичного семейства на контрабасе играют либо смычком, либо пиццикато (щипком струны). В оркестровом репертуаре или, например, в музыке танго применяется как смычок, так и прием пиццикато, а вот в джазе, блюзе и рокабилли – только пиццикато, причем очень виртуозное.

При игре на контрабасе применяются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле, тремоло, спиккато, рикошет и другие.

История

История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола.

В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы.

Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе.

Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках.

В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы: что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам.

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В. Бетховена , техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот.

Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения.

Существует множество музыкальных инструментов, и струнно-смычковая группа является одной из самых выразительных, благозвучных и гибких. В этой группе присутствует такой необычный и сравнительно молодой инструмент, как контрабас. Он не такой популярный, как, к примеру, скрипка, но является не менее интересным. В умелых руках, несмотря на низкий регистр, можно получить довольно певучий и красивый звук.

В силу того что контрабас появился не так давно, как другие струнно-смычковые, методика игры и обучения на нем еще развивается, однако уже сейчас существуют устоявшиеся правила.

Первый шаг

Итак, с чего начать при первом знакомстве с инструментом? Контрабас является довольно громоздким, поэтому на нем играют стоя или сидя на очень высоком стуле, посему в первую очередь необходимо отрегулировать его высоту путем изменения уровня шпиля. Для того чтобы было удобно играть на контрабасе, головку его грифа располагают не ниже бровей и не выше уровня лба. При этом смычок, лежащий в расслабленной руке, должен быть примерно посередине, между подставкой и окончанием грифа. Таким образом вы сможете достичь комфортной для игры высоты контрабаса.

Но это только полдела, ведь от правильного положения тела при игре на контрабасе также многое зависит. Если неправильно встать за контрабас, может возникнуть множество неудобств: инструмент может постоянно падать, появятся трудности при игре на ставке и быстрая утомляемость. Поэтому постановке необходимо уделить особое внимание. Поставьте контрабас так, чтобы его правое заднее ребро обечайки упиралось в зону паха, левая нога должна быть позади контрабаса, а правая – отведена в сторону. Более тонко отрегулировать положение тела вы сможете, опираясь на свои ощущения. Контрабас должен быть устойчив, тогда вы сможете без проблем доставать как до нижних нот на грифе, так и до ставки.

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть. Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами. Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец. Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции. В этой позиции можно играть гамму соль мажор. Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

Хотя произошел от старинных басовых виол, или виолоне. Виолоне звучала октавой ниже виолончели и имела шесть струн и лады. Первые контрабасы появились в XVI веке. У них было пять струн и квинтовый строй (современный квартовый строй установился только со второй половины XIX века). Четырехструнный контрабас был изобретен в середине XVII века. Честь его изобретения принадлежит итальянскому мастеру Микеле Тодини , родившемуся в 1625 году в Салуццо (Пьемонт) и работавшему в Риме. В Италии и Германии такие контрабасы распространились в начале XVIII века. Примерно с того же времени контрабасы вошли в состав оркестров. Правда, тогда они были еще большой редкостью. Например, в Парижской опере был лишь один контрабас, на котором играли только в особо торжественных случаях и только выдающиеся музыканты.

Во второй половине XVIII века контрабас стал обязательным участником оркестра. Широкое его применение стало практиковаться особенно после оперной реформы Х.В. Глюка (1714-1787). В 1757 году Ф. Госсек ввел в состав оркестра второй контрабас. Через десять лет, в день премьеры оперы "Эрнелинда" Ф. Филидор ввел в состав оркестра третий контрабас. Со временем их число было доведено до восьми. Именно это количество инструментов входит обычно в состав современного симфонического оркестра, хотя иногда используются 9 и даже 10 контрабасов.
Размеры современного контрабаса установились не сразу. Долгое время после изобретения бытовали небольшие, так называемые "камерные" или "церковные" басы - по размеру нечто среднее между современными виолончелью и контрабасом. Именно для такого инструмента предназначались, например, басовые партии в произведениях Гайдна, Моцарта и других композиторов того времени.

Процесс совершенствования инструмента привел мастеров к попыткам изменить его размеры. Некоторые из них даже преувеличивали размеры контрабаса и часто делали гигантские инструменты, вдвое больше современных. Время показало, что все они оказались нежизнеспособными и нашли свое место лишь в музеях и коллекциях. Современные четырех- и пятиструнные контрабасы оказались более удобными, а потому и получили широкое распространение.
Прекрасные контрабасы делали мастера Гаспар да Сало, Маджини, Амати, Тесторе, Руджиери, Гварнери, Габриэли, Архузо, Гальяно, Гранчино, Отто и другие.

Довольно широко распространено представление о том, что контрабас - это исключительно низкий, грубый по звучанию и технически ограниченный инструмент. Подобное представление исходит из непроизвольно возникающей ассоциации его размера со звуковыми и техническими возможностями. В действительности же из контрабаса можно извлекать не только низкие звуки. Обычный диапазон контрабаса - четыре октавы, но, используя флажолеты, на нем можно брать и значительно более высокие ноты. Характер контрабасового звука в основном мягкий, певучий; сила звука небольшая (меньшая, чем у скрипки или виолончели), а в техническом отношении инструмент может быть весьма подвижным.

Поэтому то, что контрабас (или группа контрабасов) часто трактуется композиторами как сольный мелодический инструмент, равнозначный другим солирующим инструментам оркестра, но отличный от них своим особым, характерным тембром, не случайно. Ведь контрабасу подвластно выражение самых различных настроений и образов. Здесь и ораторский пафос речитатива из Девятой симфонии Бетховена , и трагические образы Шестой симфонии и "Манфреда" Чайковского , и нежный лиризм Фореллен-квинтета Шуберта , и виртуозность "Шехеразады"Римского-Корсакова .

Композиторы -новаторы, глубоко знающие оркестр и его инструменты, такие, как, например, Р. Штраус , Стравинский , Прокофьев , Шостакович , используют в своих сочинениях все регистры контрабаса, хотя те же ноты, казалось бы, могли сыграть и альты, и виолончели, и даже скрипки.

Сольное и оркестровое исполнительство на контрабасе претерпело длительный период становления и развития. Вначале у контрабаса не было индивидуальной партии в оркестре. Композиторы писали только басовую партию - "бассо континуо", или партию виолончели, которую контрабасисты дублировали кто как мог, упрощая ее в соответствии со своими возможностями. Среди оркестровых контрабасистов были и выдающиеся музыканты, способные сыграть виолончельную партию, не облегчая ее, полностью соблюдая все указания композитора. В этом, вероятно, и состоит одна из причин довольно раннего и бурного развития культуры сольного концертного исполнительства на контрабасе, появления крупных виртуозов и концертантов. Те, кто ставил перед собой большие задачи, достигали в исполнительстве выдающихся результатов.
В становлении и совершенствовании контрабасового искусства значительную роль сыграло создание новых произведений оперной и симфонической музыки, где басовая партия трактовалась композиторами все более углубленно, виртуозно и разнообразно, а также появление контрабасового сольного, ансамблевого и педагогического репертуара, на базе которых формировались контрабасист-оркестрант и контрабасист -солист.
Время сохранило для нас имена многих контрабасистов, деятельность которых составила историю контрабасового исполнительства. Это солисты и педагоги, создавшие свои школы, методы обучения, имевшие прославленных учеников. Два наиболее ранних по времени и известных нам имени - Монтеклер и Саджиони .

Далее мы знаем имена итальянских контрабасистов Пьетро Джионетти, Джузеппе Андреоли, Луиджи Негри, Антонио Даль"Окка и других. Крупнейший среди них - Доменико Драгонетти (1763-1846) - родился в Венеции. После открытия консерватории в Лондоне в 1823 году стал там первым профессором по классу контрабаса. Драгонетти был виртуозом. Он часто исполнял на контрабасе виолончельную партию в квартетах Бетховена. Собственные его композиции были настолько трудны, что никто, кроме него, не мог их исполнить. Играл Драгонетти на контрабасе работы Гаспара да Сало, сделанном в период 1550-1560 годов. Этот уникальный инструмент известен под именем "Таризио".

Другим выдающимся итальянским контрабасистом -виртуозом был (1823-1889). Он родился в Кремоне, окончил Миланскую консерваторию у профессора Л. Росси . С большим успехом Боттезини гастролировал во многих странах мира. Он был и отличным дирижером (дирижировал, например, премьерой оперы Дж. Верди "Аида", дававшейся в честь открытия Суэцкого канала). Боттезини является также автором нескольких опер, пьес для контрабаса и других произведений.


Среди немецких контрабасистов выделим Франца Антона Пихельбергера (1740-1810) - для него писал концерты Диттерсдорф, а Моцарт сочинил для него и баса Герла свою знаменитую арию "Per questa bella mano..."; Йозефа Кемпфнера , считающегося первым солистом на контрабасе (в конце XVIII века он концертировал как солист в Париже, Москве, Петербурге и других городах Европы); Иоганна Маттиаса Шпергера - контрабасиста -виртуоза и композитора, ученика Й. Гайдна, сменившего его в капелле князя Эстергази.

Сильная контрабасовая школа сложилась в Чехии, где известны имена Яна Зеленки, Габриэля Герстнера, Вилема Елинека, Антонина Грамса, Антонина Слама и других. Наиболее выдающимися чешскими контрабасистами были Вацлав Гаузе , Иосиф Граббе , Франц Симандль и Густав Ласка . Выходцем из Чехии был и Иосиф Ромбаусек (1845-1901), некоторое время преподававший в Московской консерватории. Среди его учеников был, в частности, Сергей Кусевицкий , выдающийся русский музыкант, известный не только как контрабасист, но и как дирижер (в течение 25 лет он возглавлял в США Бостонский симфонический оркестр), композитор и музыкально-общественный деятель (в период второй мировой войны он был председателем музыкальной секции общества американо-советской дружбы).
Разумеется, со временем и в этих, и в других странах появилось много новых прекрасных контрабасистов.
В России в середине прошлого века возникли две контрабасовые школы - петербургская и московская.

В Петербургской консерватории первым педагогом по классу контрабаса был итальянец Д. Ферреро, его преемником стал В. Жданов. Их традиции продолжили В. Бех, М. Краснопольский, П. Углицкий, а позже М. Кравченко, С. Буяновский, М. Курбатов, П. Вейнблат. Первым преподавателем игры на контрабасе в Московской консерватории, открывшейся в 1866 году, был Густав Шпеккин, после него класс контрабаса вел Иосиф Ромбаусек. Позже здесь преподавали контрабасисты В. Проскурнин, А. Милушкин, В. Зинович, А. Астахов, В. Шестаков, Р. Азархин, Е. Колосов. Профессором Московской консерватории был и замечательный солист -виртуоз Иосиф Гертович (1887-1953).

Бамберг, 08.06.2007

Статьи

Контрабас – смычковый струнный инструмент, являющийся одним из самых популярных в любом оркестре или ансамбле, несмотря на то, что имеет внушительные размеры (приблизительно 2 метра в высоту), держать его не так просто, а играть тем более: существует две распространенные техники – щипковая и смычковая, в зависимости от характера исполняемой композиции. Входит в семейство виол, по сути это «большая басовая виолончель»; играет ниже всего остального скрипичного и "виольного" семейства. Диапазон начинается от ми контроктавы

Контрабас является очень важным инструментом, потому что может брать низкие звуки, которые не под силу другим «собратьям» , его используют для полноты звучания, чтобы покрыть весь диапазон: от самых высоких до самых низких (он с успехом берется за вторую задачу). Играть приходится стоя (иногда), но это не останавливает басистов. Несмотря на все трудности, этот музыкальный инструмент был и остается самым ярким представителем басовых струнных инструментов. Русский писатель Дмитрий Емц написал серию книг, которая открывается романом «Магический контрабас», по мотивам произведения была выпущена видео-игра в жанре квест

Краткая история происхождения

Считается, что изначально существовала контрабасовая виола (имела 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на грифе имелись лады), такой инструмент впервые был упомянут не ранее, чем в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, верней на базе этой виолы был сконструирован принципиально новый инструмент, на котором отсутствовала пятая, самая низкая, струна и пропали лады, сохранился лишь внешний вид. Также М. Тодини, конструктор, оставил квартовый строй. Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть. Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи.


Фото

Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно , что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны. Инженер Вийом создал аналог – октобас , но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы.

Из чего состоит контрабас?

Он изготавливается преимущественно из дерева, с включением металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и гриф. Первый состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, здесь же можно найти порожек, который поддерживает струны на необходимой высоте. На грифе, в самой верхней точке, расположены колковые механизмы, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, лады отсутствуют. Нередко можно увидеть и другие, вспомогательные элементы, например подкладку для руки, подставку и др. Струны чаще всего металлические, толстые, басовые; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. Игра производится пальцами или смычком: французским, длинным и тонким или коротким, тяжелым – немецким. Немногие знают, что они могут иметь разный размер, самый большой достигает практически двух метров, а самый маленький – как виолончель.

Как играют на контрабасе?

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка , но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).

Значение контрабаса

Специалисты отмечают, что инструмент играет сочный и низкий тембр , но он редко используется как сольный, так как высокие звуки воспринимаются более четко и звучат как бы громче (при той же интенсивности), хотя это только слуховой эффект. Старинные инструменты имеют неповторимый оттенок звука, звучат бархатисто, поэтому часто используются для исполнения классических произведениях и в опере. Контрабас имеет огромное значение, как основной басовый инструмент на сегодняшний день. Конечно, с появлением компьютерной и электрической техники все больше входят в моду , но они вряд ли смогут повторить характерное звучание контрабаса – только если использовать электронные «пресеты» и другие звуковые эффекты. очень сложно, так как стоит он немало, а магазины, торгующие ими можно посчитать по пальцам – но это никогда не останавливало профессиональных музыкантов на их сложном поприще.

Видео

Слушать контрабас