Платность использования лесов. Платежи за лесопользование

Статья 94. Платность использования лесов (ЛК РФ)

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Плата за пользование лесными ресурсами устанавливается в виде лесных податей за определенный вид лесопользования или арендной платы за участок лесного фонда , передаваемый в пользовании на определенных срок. Для целей взимания платы за пользование лесными ресурсами Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню . Субъекты Российской Федерации на основании минимальных ставок платы устанавливают свои региональные ставки платы, которые представляют собой нормативную или назначенную государством цену леса на корню при его продаже лесопользователям.

В литературе цена леса, который еще не срублен, но продается для целей вырубки, называется корневой стоимостью леса , а плата за лес на корню - попенной платой . До введения в нормативные документы термина «лесная подать» у нас в стране плата за лес, продаваемый на корню, называлась «попенной» платой.

Для выявления рыночных цен на лес разрешена продажа леса на корню на лесных аукционах . Цены на лес, складывающиеся на лесных аукционах называются аукционными. Они представляют собой рыночную стоимость древесины, продаваемой на корню. Их уровень существенно превосходит уровень цен на лес, установленных на основании минимальных ставок лесных податей. Так в 2001 году уровень аукционных цен в среднем превысил стоимость леса, проданного по минимальным ставкам в 4-4,7 раза. При средней аукционной цене древесины 80 руб. за м3 в 2001 году, ее величина достигать в отдельных регионах 250-360 руб. за м3.

Оценка стоимости лесных ресурсов может проводиться в разных целях. Основными целями оценки лесных ресурсов является :

Определение платы за использование лесных ресурсов;

Определение цены сделки по продаже в собственность лесных земель (сейчас такая процедура не предусмотрена, но возможно в скором времени продажа леса в частную собственность станет возможной;

Установление платы за получение права аренды или концессии участков лесного фонда;

Определение эффективности проектов использования лесных земель и эффективности систем ведения лесного хозяйства;

Определение эффективности проектов заготовки и переработки леса;

Оценка экологического ущерба и эффективности природоохранных проектов;

Определение оборота рубки.

В силу многоцелевого характера использования лесных земель количество целей и задач определения стоимости лесных ресурсов и лесных земель может быть значительно больше, чем в приведенном перечне.

Подробнее: http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/77.htm

http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/78.htm

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Принцип платности использования лесов является одним из основных принципов лесного законодательства (статья 1 Л К РФ).

Данный принцип реализуется в современном лесном законодательстве в нормах о плате за пользование арендуемым лесным участком (арендной плате) и плате по договору купли-продажи лесных насаждений (цене заготавливаемой древесины).

Вопросы, касающиеся арендной платы, урегулированы в статье 73 ЛК РФ, а платы по договору купли-продажи лесных насаждений - в статье 76 ЛК РФ (см. комментарии к указанным статьям).

Названные статьи необходимо применять с учетом того обстоятельства, что арендуемые лесные участки и земли, на которых располагаются продаваемые лесные насаждения, находятся в государственной и муниципальной собственности (см. комментарии к статьям 8, 72 и 75 ЛК РФ).

Иными словами, платность использования лесов в настоящее время связывается с формой собственности на земли (земельные участки), на которых располагаются леса.

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье нет упоминаний о налогах и сборах. Однако это не означает, что они не могут взиматься при использовании лесов.

Комментируемая статья составлялась на основе статьи 3 Л К РФ, которая допускает регулирование в лесном законодательстве определенных гражданско-правовых отношений, в том числе вопросы арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

12. Нормативные акты для лесного хозяйства регламентируют организацию и деятельность предприятий
лесопромышленного комплекса, порядок предоставления участков лесного фонда в пользование, условия
труда в лесном хозяйстве, вопросы обеспечения охраны и устойчивого развития лесного фонда, а также
иные аспекты деятельности в сфере лесопользования.



Анализ хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства, комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятии и объединений лесного хозяйства с целью изыскания резервов повышения её эффективности. Анализ хозяйственной деятельности предприятий - важное звено в системе управления лесохозяйственным производством, т. к. позволяет научно обосновать выбор оптимального варианта решения на всех этапах планирования и проектирования в ходе выполнения установленных заданий при реализации целевых программ. Осуществляется на всех уровнях управления: от рабочего места, бригады, участка до министерства. Экономический анализ деятельности лесохозяйственных предприятий и объединений даёт возможность изучить все стороны процесса воспроизводства лесных ресурсов, работу вспомогательно-обслуживающих производств, подсобных и побочных производств, процессы материально-технического снабжения, реализации продукции, финансы, взаимоотношения с бюджетом.

Комплексность анализа хозяйственной деятельности предприятий и сопоставимость его результатов достигаются применением единой системы технико-экономических показателей учёта и оценки производственно-хозяйственной деятельности. С помощью такой системы аналитических показателей

устанавливается степень влияния технических и технологических факторов, организации труда, производства и управления, финансовых, хозрасчётных отношений на эффективность производства.

Основной метод анализа хозяйственной деятельности предприятий - сравнение отчётных показателей с плановыми, плановых показателей анализируемого периода с плановыми показателями прошлого периода, отчётных показателей анализируемого периода отчётными показателями прошлого периода. В первом случае выявляется выполнение плана, во втором - проверяется качество планирования, в третьем - характеризуется развитие производства. Сравнение обеспечивает высокое качество анализа при соблюдении сопоставимости сравниваемых величин по содержанию, месту, времени, технико-экономическим условиям. Однако сравнение как метод анализа не всегда даёт достаточно достоверную информацию об уровне экономической эффективности производства. Например, плановые показатели могут быть выполнены, но экономическая эффективность производства будет недостаточной, если не обеспечены максимальные результаты с минимальными затратами. В целях углубления анализа хозяйственной деятельности предприятий применяют и другие методы: экономико-математическое моделирование, корреляционный анализ, графические методы.

Экономический анализ лесохозяйственной деятельности, как правило, начинается с анализа выполнения производственной программы в лесном хозяйстве. При этом виды работ, выполняемые подрядным способом и оплачиваемые в централизованном порядке, не рассматриваются, т. к. их объёмы не зависят от усилий предприятия. Анализируются структура лесохозяйственных работ и динамика объёма лесохозяйственной деятельности в условных сопоставимых ценах, а также выполнение плана по видам лесохозяйственных работ в натуральных показателях и в условных ценах, выполнение плана механизации работ. Основным методическим приемом анализа является метод сравнений. Перед тем, как сравнивать все показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, т.е. исчислены или в процентах, или на единицу площади, или на рубль затрат, или на единицу продукции.

13. В основе оценки лесных ресурсов, также как и земли, лежит теория факторов производства, согласно
которой производственные факторы (труд, капитал, природные ресурсы), соединяясь вместе, образуют
процесс производства, результатом которого является продукция, реализуемая на рынке. Каждый фактор,
участвующий в производстве, получает «вознаграждение» за свое участие в виде части вновь созданной
стоимости. Труд оплачивается в виде заработной платы, капитал в виде возврата капитала и
предпринимательского дохода на капитал (нормы прибыли на капитал), природные ресурсы - в виде ренты
или остаточного дохода, после оплаты первых двух факторов. Рента является чистым доходом,
приписываемым природным ресурсам, и определяющим величину их стоимостной оценки.

При оценке лесных ресурсов выделяют два понятия ренты:

Лесная рента или чистый доход, приходящийся на единицу используемого ресурса, например, один кубический метр древесины;

Земельная рента, или чистый доход, приходящийся на единицу площади лесной земли, например, на 1 гектар.

Между земельной и лесной рентой существует следующее соотношение RL = f(r,Q), где RL - земельная рента, r - лесная рента, Q - запас древесины на оцениваемой площади лесных земель. То есть, величина земельной ренты, возникающей при использовании лесных земель, определяется запасом древесины и доходом, приходящимся на каждый кубический метр этого запаса. Например, на одном гектаре растет 300 мЗ древесины. Доход от продажи 1 мЗ древесины составляет $20. Соответственно величина дохода от использования 1 га лесной земли составит $20 х 300 мЗ = $ 600.

Лес или древесина в процессе использования перерабатывается в разную продукцию конечного потребления - круглый лес, пиломатериалы, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Лесная рента образуется на разных стадиях переработки леса (технологической цепочки движения лесной продукции).

В идеальных рыночных условиях лесная рента, образующаяся на разных стадиях переработки леса, должна быть одинаковой величиной. На практике, в отечественных условиях, из-за диспаритета цен на первичную продукцию и продукцию конечного производства, на верхних стадиях переработки леса аккумулируется большая часть лесной ренты, которая и присваивается производителями вторичной лесной продукции. Оценка стоимости лесных земель и связанных с ними лесных ресурсов может проводиться с использованием общих принципов оценки стоимости земельных участков, применяемых с учетом особенностей лесных земель.


Статья 1 Лесного кодекса РФ закрепляет основные принципы лесного законодательства, что является его достоинством (в Лесном кодексе РФ 1997 г. отсутствовал такой перечень принципов). Одним из важнейших принципов нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, является платность использования лесов. Почему пользование лесами является платным? Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе и лесом, имеют рентную природу. Рента - это так называемый незаработанный доход. Для того чтобы его получить, у лица нет необходимости нести какие-либо дополнительные затраты труда, финансовые расходы и т.д. Лицо не несет расходы по "созданию" леса, его воспроизводству, однако получает доход от его использования. С целью повышения материальной заинтересованности получателя рентного дохода в эффективном, нечрезмерном использовании леса без причинения вреда окружающей среде и вводится плата за пользование лесом.
Данный принцип находит развитие в ст. 94 нового Лесного кодекса РФ, которая гласит: "использование лесов в Российской Федерации является платным". При этом устанавливаются две формы платежей:
арендная плата;
плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ лесные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования и по договору аренды. Лесной участок также может быть обременен сервитутом - правом ограниченного пользования чужим лесным участком. Статья 71 конкретизирует данное положение и указывает, что юридическому лицо лесной участок может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, гражданам - только в аренду или безвозмездное срочное пользование. При этом предоставление в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование осуществляется в соответствии со ст. 20, 24 Земельного кодекса РФ. Рядом статей Лесного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, например, согласно ч. 3 ст. 47, религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.
Далее следует подробно остановиться на вопросах, связанных с платой по договору аренды лесного участка и платой по договору купли-продажи лесных насаждений.

Еще по теме Формы платы за использование лесов:

  1. Глава 11. Плата за использование лесов и оценка лесов
  2. Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов.

Глава 11. ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ И ОЦЕНКА ЛЕСОВ

Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Статья 73. Арендная плата

1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 76. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений

1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.05.2007 N 310

(ред. от 06.05.2008)

"О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ЕДИНИЦУ ОБЪЕМА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ЕДИНИЦУ ПЛОЩАДИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

Примечания: 1. Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.

2. При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов.

3. Ставки дифференцированы по лесотаксовым поясам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.

4. Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).

При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

5. Изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в следующих случаях:

а) запрещение сплава древесины;

б) изменение местонахождения погрузочных пунктов.

6. При определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта применяются следующие коэффициенты:

а) 1,25 - в лесах, расположенных на землях с холмистым рельефом, или в лесах, свыше 30 процентов территории которых занято болотами;

б) 1,5 - в лесах, расположенных на землях с горным рельефом.

7. Ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты:

а) 0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. метров на 1 гектар;

б) 1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. метров на 1 гектар;

в) 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.

8. На лесосеках, расположенных на склонах с крутизной свыше 20 градусов, применяются следующие корректирующие коэффициенты:

а) 0,7 - при использовании канатно-подвесных установок;

б) 0,5 - при использовании вертолетов.

9. При проведении сплошных рубок с сохранением подроста и (или) 2-го яруса хвойных, твердолиственных пород лесных насаждений по договору их купли-продажи ставки снижаются на 20 процентов.

10. При заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:

а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов;

б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов;

в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов;

г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов;

д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;

е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов;

ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов;

з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов;

и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов;

к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.

11. Величина ставки округляется до 0,1 рубля за 1 плотный куб. метр древесины.

платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов

Охрана и защита лесов

Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

4. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 54. Защита лесов

1. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

2. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

Статья 55. Санитарная безопасность в лесах

1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

5) установление санитарных требований к использованию лесов.

2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

3. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 56. Лесопатологический мониторинг

1. В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг).

2. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов

1. В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 N 122 утверждена Инструкция по авиационной охране лесов.

2. Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами

1. В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.

2. Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов

1. Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

2. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядок его представления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24