Проблема чести и бесчестия. Почему люди становятся бесчестными

Образ Чичикова Павла Ивановича - это, пожалуй, самая удачная из гоголевских карикатур. История жизни только этого персонажа, играющего главную роль в поэме «Мертвые души», раскрыта автором очень детально. Заняться таким художественным и всесторонним исследованием писателя заставила новизна характера, за который он взялся.

Многие черты помещиков той поры совмещает в себе Павел Иванович героя не была бы полной без описания в одиннадцатой главе условий, в которых происходило его становление.

В наследство от обедневшего дворянина Павлу Ивановичу досталось немного меди и наставление хорошо учиться и всем угождать, а деньги беречь и копить. Отсутствие в завещании высоких слов о долге, он воспринял буквально. Да и сама жизнь вскоре подтвердила, что эти понятия ни к чему хорошему (в его понимании) не приводят. В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, - это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя. И в то же время деньги для Чичикова нужны не ради них самих. Они служат средством достижения хорошей, благополучной жизни для его семьи. Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство.

Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность - лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки.

Образ Чичикова - это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного "класса" дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: "не слишком толст, не слишком тонок", "не красавец, но и не дурной наружности". То есть, иными словами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет двойной смысл: подразумевает покупку главным героем фактически мертвых крестьян, и указывает на то, что души помещиков уже зачерствели, умерли. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, является как раз одним из ранних предпринимателей, представителем нового сословия.
Родился Чичиков в небогатой дворянской семье, и был он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Он с детства не имел друзей, жизнь смотрела на него сквозь «мутное стеклышко». Когда же Чичиков пошел учиться, ему был дан отцом совет, определивший в каком-то смысле его будущее: «Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
В школе у Чичикова тоже не было друзей, однако его этот факт ничуть не удручает, он начинает практиковать то, что в современном мире называется бизнес: получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал; учил мышь различным трюкам, не жалея времени на это, чтобы потом получить за нее хорошие деньги. Тогда же Чичиков учится подстраиваться под требования начальства – на уроках он сидит неподвижно, тем самым заслуживая хорошие оценки. Однако впоследствии, когда его учитель нуждается в помощи, Чичиков не желает для него потратить хоть сколько-нибудь значимую сумму. Это говорит о том, что Чичикову чужды какие бы то ни было дружеские, теплые чувства, даже элементарная признательность, благодарность.
Когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свою роль. Тогда он и задумал свою первую аферу, но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил все – другой, но не Чичиков. Он идет в таможенную службу и добивается там повышения в должности. После этого он вступает в сговор с контрабандистами и за год получает около 400 тысяч рублей. Однако эта легкая жизнь заканчивается, когда напарник Чичикова после ссоры пишет на него донос. Чичиков чудом, опять же благодаря своей обходительности, избегает тюрьмы, и даже сберегает около десяти тысяч. Но главное, он не впадает в отчаяние, его честолюбивая натура жаждет обогащения, возвращения хорошей жизни.
По приезде в город N, Чичиков проявляет себя хорошим дипломатом, он прекрасно умеет подстроиться под собеседника, доставить удовольствие от общения с собой. Все его новые знакомые неизменно хорошо о нем отзываются. Он начинает скупать мертвые души, и остался бы неразоблаченным, если бы не допущенные им ошибки: он рассказал о мертвых душах Ноздреву и купил крестьян у Коробочки.
Несмотря на постоянное стремление Чичикова обогатиться за счет других, за счет чужого труда, он не совсем чужд душевным проявлениям. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном», то есть хочет создать семью. Он также увлекается губернаторской дочкой, красивой блондинкой.
Однако в Чичикове есть множество отрицательных качеств – лицемерие, безнравственность, эгоизм, - которые свидетельствуют об испорченности его души. Для Чичикова не существует ничего святого, он преследует лишь одну цель в жизни: обогатиться.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Исходя из всего этого я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой», но она ещё не совсем умерла для чувств. Таким образом получается, что духовное перерождение Чичикова вполне возможно, но для него необходим какой-то мощный стимул, как например, осознание собственной ничножности.

Конспект урока литературы в 9 классе

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Хорошева Ольга Александровна

Цель: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова.

Задачи: - формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать навыки устной речи;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, маршрутный лист для индивидуальной работы обучающихся, текст произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (слайд 1)

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда - положительные и отрицательные.

Подумайте, какими качествами должны обладать положительные герои и какими - отрицательные? Свои ответы занесите в маршрутный лист. Прокомментируйте.

3. Формулирование темы и цели урока.

На уроке сегодня мы поговорим об одном из героев поэмы Гоголя «Мёртвые души».

Мнения критиков по отношению к нему очень неоднозначны. К примеру, современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков - это «заурядный, серый «господин средней руки». Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России». (слайд 2)

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью». (слайд 3)

Русский писатель В.Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом». (слайд 4)

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (слайд 5)

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный». (слайд 6)

Так о ком же идёт речь? И какова, по-вашему, тема нашего урока?

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы - цель нашего урока.

Запишите тему и цель урока в маршрутный лист. (слайд 7)

4. Работа с текстом в группах.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности) (слайд 8)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в таблицу в маршрутном листе.

Оставшееся место в таблице вы заполните, слушая ответы других групп.

В группе я предлагаю вам разделить обязанности. (слайд 9)

Прокомментируйте свою работу в группе.

5. Работа над проблемной ситуацией.

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

Для начала подумайте и ответьте на вопрос: а что такое «личность» и какими качествами должна обладать яркая, незаурядная личность? (индивидуальное задание)

Обладает ли этими качествами Чичиков? Что мешает ему стать положительным героем?

6. Работа с заполненной таблицей.

Обратитесь ещё раз к уже заполненной вами таблице и подчеркните те качества героя, которые встречаются наиболее часто. Есть ли среди них любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

В «лестнице типов» Чичиков стоит на последней ступени.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, - совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, - любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств - главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым».

7. Беседа.

Гоголь постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратим внимание на то, какое имя Гоголь даёт своему герою и почему? (Павел Иванович)

Индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее, об апостоле Павле. (слайд 10)

а). Слушая сообщение, в своих маршрутных листах сформулируйте три вопроса к данному материалу.

б). Теперь снова попробуем ответить на поставленные ранее вопросы.

Таким образом, мы видим, что Чичиков - это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью. (слайд 11)

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными? Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?

С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя, должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка. (слайд 12,13)

8. Рефлексия.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определённое мнение о герое.

Работая в паре , я предлагаю отразить его в виде синквейна или кластера по выбору.

9. Подведение итогов.

А) Комметирование работы в паре. (синквейны и кластеры)

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? - Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек - это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу.

9А. Письменная работа: мини-сочинение * (если есть время)

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы - 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

Б) Самоооценка по итогам урока (участие в работе группы, знание текста, активность во время урока, работа в паре)

В) Впечатления от урока.

10. Домашнее задание. (слайд 14,15)

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».

Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».

К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?

По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.

Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.

«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».