Происхождение народа люли. Среднеазиатские цыгане: история и культура – Фергана – международное агентство новостей

Несколько лет назад на улицах российских городов – от Петербурга до Владивостока – появились восточные люди в тюбетейках и халатах. Поначалу мало кто сомневался, что это беженцы из Таджикистана. Потом газеты начали понемногу разъяснять публике, что и степенные седобородые аксакалы, и босоногие женщины, протягивающие ладонь за подаянием – на самом деле среднеазиатские цыгане "люли".

Российская цыганская диаспора издала стон возмущения. Неужели эти журналисты не могут понять, что пришельцы даже не знают слова "ром"? Сама мысль о том, что русские смешивают в своем сознании "настоящих" цыган и какую-то непонятную восточную публику показалась оскорбительной.
Вот в этой двусмысленной ситуации я решил посвятить люли отдельную главу. Причин по меньшей мере две.
Во-первых, тему следует осветить хотя бы потому, что журналисты уверены в цыганском происхождении люли. Стоило восточным таборам стать в России достаточно заметным явлением, как пресса отреагировала потоком соответствующих статей.
Во-вторых, не будет ничего плохого, если я дам цыганам материал для размышлений. Прежде чем начисто открещиваться от люли, следует хоть немного узнать об их традициях. Не хочу ни на чем настаивать, но образ жизни люли имеет большое сходство с недавним прошлым русских цыган.
То, что люли – мусульмане, рядового цыгана вряд ли смутит. Крымы – тоже мусульмане. Об этом у нас каждый знает и все же из числа соплеменников крымов не гонит.
Есть более важный довод. Не владеют люли цыганским языком!
Тоже, если вдуматься, не новость. Сэрвы-хохлы или молдаване родную речь забыли, но цыганами остались.
А вот о том, что у люли существует сходка, разбирающая конфликты (только под другим названием) – мало кому известно. Все важнейшие вопросы и споры решают уважаемые старики. Есть, конечно (как и у прочих цыган) человек, который договаривается с властями. Но с советом аксакалов он по значению не сравним.
Любая цыганская "нация" делится по родовому признаку. Род - это те, кто происходит от общего предка. Названия могут быть разными (родо, сэменца, вица) – но суть одна. Сотня и даже более цыган, носящих прозвище вроде борисёнки, цибулята или янкещи. Разве не интересно узнать, что у люли испокон веков существует та же система? Только род называется "тупар", а прозвища звучат на узбекско-таджикский манер: "байтуп", "абдураим", "балхэ".
Если же я начну перечислять традиционные профессии люли, русские цыгане будут озадачены. Женщины из среднеазиатских таборов не только просят, но и занимаются на родине гаданием. Мужчины – представьте себе – меняют ишаков и лошадей. Есть ремесленники. Есть профессиональные музыканты. Процветает снятие порчи и знахарство. Добавлю для полноты картины, что шатер-"чодыр" – это практически копия русско-цыганской палатки, а на зиму многие семьи снимали жилье у декхан, расплачиваясь деньгами (и навозом от своих ослов или коней, который шёл на удобрение пашни).
Мог бы перечислять и далее. Но у каждого, кто знаком с нашим кочевым бытом, уже возникли смутные сомнения. Может быть, нам стоит согласиться хотя бы с теми осторожными учеными, которые называют люли "цыганообразной группой"?
Лично я не берусь судить, есть ли между люли и нашими цыганами кровное родство. Но в том, что предки этих людей прикочевали в Среднюю Азию из Индии, не сомневаюсь ни на минуту. Сколько раз я фотографировал в таборах люли абсолютно индийские лица! Более того. Иные персонажи из моего фотоархива как две капли воды похожи на моих знакомых московских цыган.
Повторю еще раз. Если уж сложилось так, что пресса муссирует тему люли как однозначно цыганскую, я вынужден выступить в качестве "просветителя".
Готов ли я к этой роли? В значительной мере – да. Работая над очередной этнографической статьей, я ознакомился с книгами, диссертациями и рабочими материалами Оранского, Троицкой, Назарова и Снесарева. Специалисты подтвердят, что это практически весь круг специальной литературы. Кроме того, я несколько последних лет тесно общаюсь с люли, проводил в их таборах полевые исследования, имею, наконец, в этой среде близких знакомых. На нынешний день моего багажа знаний вполне достаточно, чтобы развеять наиболее одиозные выдумки.
К сожалению, даже авторы, выдерживающие в своих текстах внешне доброжелательную интонацию, раздувают подозрительность населения. Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера статью Эдуарда Полетаева, написанную "специально для Института по освещению войны и мира". Во вводной части автор излагает сведения о таджикских и узбекских цыганах, называемых местным населением "люли". Он признаёт, что в годы советской власти люли работали в области строительства и сельского хозяйства. Бедность люли на первый взгляд не подвергается автором сомнению. Он даже приводит историю о том, как рэкетиры пришли собирать с восточных цыган дань, но, ужаснувшись тяжёлым условиям их жизни, сами дали им денег. Тем не менее, Полетаев приводит и другую цитату.

"Там, на юге, в Таджикистане, у люли огромные дома и престижные автомобили. Не верьте этой кажущейся нищете – узбекские и кыргызские таможенники охотно пропускают через свои границы семьи люли. Они знают, что те едут не с пустыми руками".

Источник надёжный: "пожелавший остаться неизвестным собеседник корреспондента IWPR".
Крайне интересны в статье и рассуждения о преступлениях, которые люли возможно совершают.

"…по неофициальным данным, всё заработанное за сезон может обратиться в наркотики, которые прибудут в Казахстан с очередным потоком мигрантов. Правда, активное участие люли в наркотрафике подвергается экспертами сомнению, поскольку при пересечении границы люли находятся под пристальным вниманием полиции, таможни и пограничников".

Иными словами: никто не пойман, но ведь это цыгане… Впрочем, разбирайтесь как хотите – наше дело сказать.

"Если семья не выполняет требуемое, её жестоко наказывают. Часто в виде наказания жены используется анальный секс. Кроме того, широко практикуется избиение жены и детей открытой ладонью. Серьёзных повреждений от этого нет, а “товарный вид” улучшается – избитым подают больше".

Источник опять очень надёжный – таджик-шашлычник с базара. Проверить эти сведения автор не мог по очень простой причине:

"Узнать что-либо о жизни люли от них самих невозможно. Они избегают общения, ограничивая его протянутой рукой. Мужчины при попытке посторонних вступить с ними в контакт проявляют агрессию и замыкаются в себе".

Читатель может спросить меня, чем же я возмущаюсь? Народ замкнутый. Мало ли что творится на кочевых стоянках? И вообще, с какой стати Николай Бессонов подвергает сомнениям компетенцию образованного и демократически мыслящего Эдуарда Полетаева?
Отвечаю. Некомпетентность данного автора для меня, как цыгановеда не подлежит сомнению уже потому, что по словам Полетаева табор люли управляется "выборным вождём (бароном, вайдой)". Это примерно то же самое, что называть православного священника "муллой-батюшкой". О русском термине "цыганский барон" мы уже выше говорили, а "вайдой" называли своих представителей перед властями венгерские цыгане. Разумеется, кочевники Узбекистана и Таджикистана никогда не применяли упомянутых слов.
Итак, человек, претендующий на роль эксперта, путается в элементарных вещах и выручает его только ещё большее невежество аудитории. Приведя (пусть и не к месту) сведения, почерпнутые из литературы, Полетаев характеризует далее люли как опасных дикарей. А ведь это не так.
Неверно, что им неведома контрацепция. Определённая грамотность в этом вопросе у среднеазиатских цыган имеется. Ложь, что люли избегают любого общения. Более открытых цыган просто не существует. Я в своей жизни не встречал ни одного люли, который отказался бы от разговора. Если мужчина или женщина этой этнической группы знают русский язык, они непременно вступят с вами в беседу и будут очень доброжелательны и откровенны. Лично я десятки раз знакомился с люли на улице или в поезде. Поскольку представители этой группы отличаются щепетильной честностью и полагают, что им нечего скрывать, они спокойно пригласят собеседника на стоянку и даже с восточным гостеприимством угостят тем немногим, что имеется в запасе.
Не подумайте, будто это только мое впечатление. Воронежские корреспонденты, побывавшие в таборе "кочующих таджиков" говорят то же самое: "Нас окружали дружелюбные и, казалось, вполне довольные жизнью люди. Они улыбались и охотно позировали перед камерой. Дружно проводили нас до машины и помахали на прощанье".27
Люли (сами себя они называют "мугат") миролюбивы. Я не встречал в их среде побитых мужьями женщин. Наркотиками они не торгуют. Просят почти всегда не агрессивно и довольствуются тем, что дают. Но не буду продолжать обобщения – расскажу лучше о том, какие темы не затрагивают в своих статьях журналисты.
Вы никогда не читали о цыганах Таджикистана, сражавшихся с немецким фашизмом. Ручаюсь, что только от меня вы впервые узнаете о павшем в бою Мирче Тагматове. По сию пору живы награждённые многими медалями Мастон Облабердыев и Назрулло Халмуратов, которые были тяжело ранены, но добились возвращения в строй и дошли до Берлина. Таких, как они, было очень много.
Вы никогда не читали о том, что в палатках, разбитых на окраинах наших городов, обитают бывшие "ударники труда" и депутаты местных советов. Этим грамотным и работящим людям не находится сейчас работы на родине.
Вам не рассказывают об интеллигенции, вышедшей из люли, от вас скрывают, что некоторые из них сделали религиозную карьеру в среде мусульманского духовенства.
Наконец, вам нагло лгут о прирождённом тунеядстве среднеазиатских цыган. Да, их женщины сидят с протянутой рукой, а мужчины ходят по деревням, выпрашивая старую одежду. Но знаете ли вы, что эти люди постоянно ищут работу? Только намекните – они готовы поставить вам забор или выкопать траншею. Не буду уходить далеко от своего дома. Я живу в подмосковном Быково. Летом 2002 года мужчины-люли выложили каменный фонтан возле здания администрации, строили детский сад и ещё подрабатывали на строительстве частных особняков. А жёны их – кому посчастливилось – работали на Шереметьевской базе, фасуя овощи. Чтобы меня не обвинили в голословности, вынужден поместить фотографию, подтверждающую сказанное выше. Согласитесь – информацией такого рода пресса нас не балует…

"Так это лично вам работящие люли попались",- скажет недоверчивый читатель. - Что у них общего с кочевниками?"
Загляните на мой сайт.28 Там в разделе "Этнограф" помещены фотографии всё того же табора, снятые под Шатурой. Тремя годами раньше мугат из рода "неёзкули" не могли получить работы – и вынуждены были просить на пропитание.
Можно ли говорить о каком-то криминале в связи с люли? Можно. Когда я последний раз гостил у них, стёкла в выделенном им бараке были выбиты. Поинтересовался, почему. Мне беззлобно – как будто речь идёт о погоде – объяснили, что приходили молодые русские погромщики. Мужчины были на стройке. Ребята в их отсутствие вволю повеселились.
Ещё случай. Уже в рамках закона. Цыганка пошла закупать мясо для плова, по дороге её забрали в милицию и отняли в связи с отсутствием регистрации тысячу рублей. За эти деньги Сабагат работала на фасовке перца пять дней по 12 часов. И снова её интонация была проникнута восточным спокойствим с оттенком некоторого недоумения.
А журналисты всё не унимаются. Про люли, обосновавшихся вокруг Петербурга (которых я тоже прекрасно знаю) сочиняют небылицы, выставляя их вооружёнными до зубов головорезами.

"…У “люлей” очень хорошо развита охрана лагеря, и если сунуться в табор, не зная их традиций, можно и пулю в лоб получить".

Я позже разговаривал с человеком, со слов которого напечатан этот удивительный пассаж. Как и следовало ожидать, о люли он знал понаслышке и очень удивился, когда впервые в жизни получил реальную информацию. Ну а петербуржское издание задалось пугающим вопросом:

"Выходит, в северной столице появились чуть ли не неформальные вооруженные группировки?" 29

Спешу успокоить сограждан. От люли или мугат – называйте как хотите – военной угрозы и терактов ждать не приходится. По терминологии ансамбля "Битлс" это люди-цветы, живое воплощение пацифизма и смирения. Все ужасы родились в дезинформированном сознании общества и там же со временем угаснут. Жаль только, что у лжи многомиллионная аудитория, а у правды нет ни тиражей, ни каналов распространения.
Вот горячится воронежская журналистка Юлия Гусева. В публикации "Асфальтовые люди" она называет героев своего очерка "потенциально криминальным элементом" и делает многозначительные намеки:

"Таджикских цыган,- пишет она,- кто-то, вероятно, привозит сюда “на заработки” и помогает им. Иные дети, возможно, куплены или украдены".

"В милиции уверяют, что эти нищие не нарушают наших законов. …На патрульном участке 27 Центрального РУВД, который находится непосредственно на Комиссаржевской, участковые заверили нас, что побирушки из Таджикистана абсолютно безобидные и их можно только жалеть…"

Между прочим, сочувствие со стороны милиции – это весьма знаменательный факт. Оно лучше всяких просветительских статей показывает, кто перед нами. Назовите мне хоть один подобный этнос, сумевший зарекомендовать себя "идеальным" на чужой земле – причём с точки зрения профессиональных борцов с преступностью! Я с некоторым ехидством читал о мытарствах Риты Давлетшиной – уральской журналистки, которая повторила скорбный путь воронежской коллеги по официальным инстанциям. У обеих женщин оказался один стимул. Им – таким благополучным и опрятным – было морально тяжело видеть на улицах бедноту. Обе журналистки впрямую пишут, что попрошайки унижают человеческое достоинство, что за них стыдно, и что от их потрёпанной одежды хочется отвернуть глаза. А значит, нужна депортация. "Разве не имеем мы права, возвращаясь с работы, видеть вокруг себя чистых и аккуратных людей?"- возмутилась Р.Давлетшина. Увы, охотников травить приезжих в коридорах власти не нашлось. Мэр Магнитогорска оказался тряпкой. Он, видите ли, против насильственного выселения: "Всё-таки женщины, дети, как рука поднимется!.. Сами уйдут, если им подавать не будем". Народ тоже чересчур отзывчивый. Отрывает от себя последнюю копеечку. Была надежда на медиков. Ведь занесут "люди в лохмотьях" какую-нибудь заразу! Приходит журналистка в эпидемологический отдел - а там отгораживаются статистикой. Живут, дескать, приезжие отдельно, бытовых контактов нет, опасности для горожан не существует. В МВД ещё хуже. С Таджикистаном безвизовый режим. Выселять не имеем права. Наказывать не за что. "Милиция не помнит ни одного случая, когда они совершали правонарушения, тем более преступления: живут себе тихо-мирно, никого не трогают". Цитируя монолог работника пресс-службы МВД, журналистка даже увлеклась и допустила прокол. Благодаря её недосмотру образ прирождённых тунеядцев стал размываться.

"...Живут в стайках за железнодорожным вокзалом. Каждое утро оттуда целым табором едут в центр города: мужчины – на работу, а женщины и дети – просить милостыню. Мужчины обычно работают наёмниками у частных лиц, продавцами продуктов или строителями, естественно, неофициально: кому надо за них ещё и налоги платить!"
А один милиционер слушал-слушал, что нищие портят вид города, да и ляпнул: "Мало ли что горожанам они не нравятся! Это не повод для выселения. Мне много что не нравится, к примеру, девушки в коротких юбках, так что, мне их за это в тюрьму сажать прикажете?" 30

Одним словом, пришлось назойливой даме уйти ни с чем.
Копеечные доходы люли не дают покоя и другим репортёрам. Многие из них задаются вопросом: как бы устроить вокруг пришельцев с Востока выжженую пустыню? – чтобы никто не подавал. Задача, прямо скажем, непростая. Народ у нас исконно отзывчивый. Нет-нет – да и сунут в протянутую ладонь горстку мелочи.
Пробовали выдать мигрантов за наглых самозванцев:

"На наших улицах сидят цыгане в таджикских халатах. Во время всеобщего паломничества с юга в Россию они, почуяв выгоду, просто купили у таджиков их национальные одежды и стали с их помощью зарабатывать. Кстати, цыгане в большинстве своем язычники, и попрошайничество их религия не запрещает". 31

Разумеется, уловка не работает. В лицах что-то восточное...
Фантазия у меня имеется. Но выход, найденный мастерами пера, оказался настолько нестандартным, что вызвал в моей душе невольное восхищение... Жалость надо давить страхом!
Т.Акашев и А.Крестовский запугивают читателей с двух концов. Версии у них взаимоисключающие, но я бы не взялся решить, кому из двоих присудить победу в заочном соревновании на самую эффективную "чернуху".
Как мы уже усвоили, главное обвинение против люли – они являются тунеядцами! Характерно восклицание Юлии Латыповой: "Все эти люди и у себя на родине особым трудолюбием никогда не отличались…И, как почти все цыгане во всем мире, трудовую деятельность в нормальном понимании этого слова никогда не начинают".32 Читатель уже знает цену подобным обобщениям. В работах любого специалиста вы найдете сведения о ремесленной деятельности люли: они испокон веков делали сита и плели из конского волоса паранджи. Среди них были ювелиры. Конечно же, бойко велась торговля вразнос. Часть цыган освоила скотоводство и земледелие, причём по сию пору важный источник дохода у так называемых кочевых люли – сезонные работы. Осенью многие семьи возвращаются из России на родину чтобы наняться на сбор хлопка и бахчевых культур. И уж, конечно, при малейшей возможности люли обращаются к сельскохозяйственному труду у нас, в северных широтах... В 2001 году одному из таборов повезло. Журналист "Нового Петербурга" А.Крестовский вынужден признать следующий факт:

"Процесс “нового оседлывания” племени люля начали агробизнесмены во Всеволожском районе области. Там в одном из совхозов (АОЗТ) приняли азиатских цыган на сезонную подсобную работу по обработке посевов, уборке сена и т.д. Нанятых кочевников привозят в совхозную столовую на завтрак, обед и ужин".

Казалось бы – чем это плохо? Потомственные тунеядцы занялись-таки полезным для России делом и меньше станут попрошайничать. Не торопитесь. Крестовский разгадал, в чем их коварный замысел. Восточные хитрецы пристроились дергать сорняки в ожидании неизбежного коммунистического переворота! Вот устроят Зюганов с Анпиловым революцию – и отдадут на радостях нашу родную российскую землицу люли!
Не верится? Тогда читайте цитату. Это финал статьи.

"Возвращаясь к таджикским цыганам, хочется напомнить о том, что обещают коммунисты-ленинцы: в час “Икс” землю отнимут у “новых помещиков” и передадут тем, кто на ней работает. Труженикам – декханам". 33

Выслушав одну сторону в полемике по поводу люли, выслушаем и другую. Тимур Акашев, корреспондент из Приморья выступил в рубрике "Крим-анатомия" с сенсационными разоблачениями. Материал пришелся ко двору. В интернете его охотно перепечатывают. Исходя из этого, я предлагаю устроить свой анатомический сеанс: давайте препарируем ядовитый организм, вооружившись скальпелем истины и логики.
Итак, в начале статьи Т.Акашев сетует на излишнюю доброту русского человека:

"К сирым и убогим на Руси всегда относились с почтительным вниманием. Считалось, что нищие, блаженные духом тянут на себе груз порока и страданий за всех мирян. Поэтому не скупилась русская душа на подаяния, не жалеет она и сейчас копейки, а то и рубля на хлебушек юродивым".

Процитировав призывающие к милосердию пословицы, автор продолжает:

"Прошли годы, столетия, но не зачерствела душенька православная, к тому же для проявления всех её лучших качеств в храм можно не ходить… Последние десять лет улицы, подземные переходы, подворотни, фойе магазинов и закусочных российских городов – место “работы” смуглых женщин и их чумазых ребятишек".

В этом месте было бы уместно вылить на люли ушат помоев, обвинив их в резком ухудшении криминальной обстановки. Но в том-то и беда, что среднеазиатские цыгане живут в ладу с законом.
Идея! Именно это и представим как их недостаток!
Разве люли не мразь – если они даже украсть не могут?
Вот Тимур Акашев берется за перо… и вспоминает об уголовной ответственности за нацистскую пропаганду. Нет. От своего имени мы выступать не будем. Укроемся за анонимное мнение русско-цыганской общины:

"… Доподлинно известно, что сами цыгане, у которых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности достаточно прочные корни… считают люли “отбросом цыганского роду-племени”. Мы не будем столь категоричны, памятуя об интернационализме и Конституции, исключающей даже лёгкий намек на межнациональную рознь. Скажем лишь, что, по словам тех же цыган, “мужчины люли не смогут ни коня увести, ни красиво обобрать простака, а единственную цель в жизни они видят лишь в одном своём предназначении – в естественном воспроизводстве”."

Мнение русских цыган закавычено. Надо полагать, именно этим канцелярско-книжным стилем ("естественное воспроизводство"), конокрады свою мысль и выразили.
Дальше-больше. Нам предлагается нехитрый силлогизм. Если люли приехали из Таджикистана (где есть наркотики) – они не могут ими не торговать. Я бы развил эту мысль до естественного завершения: если вы в гостях, и хозяева отвернулись, разве можно не украсть у них серебряную ложечку?
Понятно, на себя и своих знакомых господин Акашев распространяет презумпцию невиновности. К объекту статьи – отношение прямо противоположное:

"Глупо было бы думать, что выходцы из героинового квадрата “Таджикистан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан” не воспользовались бы своим кочевым образом жизни, отвратительным видом и жалостливыми взываниями, для того чтобы доставлять в Россию наркотики. Даже у милицейского цербера дрогнет сердце при виде беременной женщины, протягивающей к каждому прохожему заскорузлую ручонку с просьбой о помощи. На самом деле за ширмой профпопрошаек скрываются хищные оскалы наркоторговцев, которые используют любую возможность для ввоза в Россию героина. Ни один блюститель порядка ни за какие деньги не согласится перетряхнуть провонявшее нечистотами женское и детское барахло люли, тем более раскладывать по ниточкам цветастые юбки цыганок".
"Правоохранительные органы пытаются отследить ситуацию, но, по признанию приморских борцов с оборотом наркотиков, они бессильны. То, что за 2001 оперативный год с поличным не был взят ни один торговец наркотиками из этой среды, ни один люли, нарушивший закон, говорит о слаженности и высокой самодисциплине последних".

Сам того не замечая, автор создаёт легенду о колоссальном умственном превосходстве люли над остальным человечеством. Наркоторговлей пробовали заниматься представители многих наций. И все попадались. В незавидной роли разоблаченных наркокурьеров мы видели таджиков, русских, мозамбикцев, англичан и так далее. Только восточные цыгане ухитряются выходить сухими из воды, несмотря на пристальное внимание правоохранительных органов.
Объяснений такого чуда нам предложено два. Во-первых, нас призывают поверить в запредельную брезгливость милиционеров и таможеников. Они-де не рискуют копаться в ворохе вонючих цветастых юбок. Звучит как анекдот. У женщин-люли в отличие от европейских цыганок, множества юбок нет (забыл бедняга-автор, как выглядит восточный национальный костюм). Да и стоит ли так наивно записывать оперативников в разряд тургеневских барышень? Наши милиционеры исследуют в поисках улик разложившиеся трупы. Неужели одежда люли страшнее вздувшихся тел? Кстати – необязательно самим героин вынюхивать. На то собаки есть. А они далеко не слабонервные.
Второе объяснение Тимура Акашева еще чуднее. Перед нами-де великие конспираторы. Профессионалы из компетентных органов с ног сбиваются – но у люли до сих пор ни одного провала. После таких объяснений разведкам великих держав впору почувствовать себя неполноценными. Агенты ЦРУ, Моссада, КГБ, МИ-6 то и дело попадались с поличным несмотря на все мыслимые предосторожности. Каждая спецслужба испытала горечь поражений. И лишь предусмотрительные коварные люли маскируются и заметают следы, не оставляя противникам ни единой зацепки.
Так вот где она – высшая раса! Гитлер примерял на эту роль белокурых арийцев. Наивный! Сверхчеловеками оказались цыгане Таджикистана!
А не проще ли – спрошу я – наконец поверить, что люли действительно не торгуют наркотиками? Кроме того, автору не мешает определиться. Либо восточные цыгане – пентюхи, не способные коня увести. Либо неуловимые Штирлицы в тюбетейках.
Я не стал бы так обильно цитировать Акашева, если бы не главный сюрприз, поджидающий нас в финале. Помнится, петербургский журналист пугал нас утратой исконных земель. Мелковато это. Его приморский коллега призывает опасаться за безопасность всего человечества!
Как там у Фучика? "Люди, я любил вас. Будьте бдительны!"

"Одно может показаться странным. Мы видим женщин и детей люли, но не видим мужчин. И не увидим никогда. Лишняя реклама им не нужна, поскольку мужчины заняты делом, более важным. Ежедневно и ежечасно они со скоростью курьерского поезда свозят заработанные “трудами праведными” деньги в свой координационный центр, расположенный в Новосибирске. Там эти рубли и копейки конвертируются, чтобы впоследствии оказаться в Афганистане и Чечне, Сомали и Судане, где отливаются в пули и снаряды, несущие смерть. Обращал ли кто-нибудь внимание, когда появились смуглые попрошайки на улицах наших городов? Именно тогда, когда советские войска ушли из Афганистана, а затем и Средней Азии. Когда рубль перестал быть национальной гордостью и намертво прикипел к доллару. Когда потоки беженцев захлестнули южные рубежи страны, не позволяя отделять зерна от плевел. Бытует мнение, правда, не подтверждённое документально, что пришедшие к власти в 1996 году в Афганистане талибы первыми узрели, какую выгоду таят в себе неконтролируемые орды люли, шныряющие по России. Прагматики Талибана в мгновение ока поставили эту своеобразную “пятую” колонну на службу мировому терроризму. Тем более что позволяла вера. В отличие от настоящих цыган, которые к исламу относятся с известной долей осторожности, предпочитая христианство с примесью язычества, люли забыли своего огненного бога и в конце концов приняли ислам. ...Прикормив баронов, поставив задачи и потребовав немедленной отдачи, талибы от имени Аллаха благословили люли на “работу”.

Вы все поняли, дорогие читатели? Подавая милостыню люли, вы вносите деньги в копилку Бен Ладана. Вы становитесь пособниками мирового терроризма. Пробудись же – православный люд! С нами железный Феликс!
Я давно заметил, что каждый ищет созвучия своим мыслям у духовно близких авторитетов. Для Тимура Акашева таковым оказался инициатор красного террора.

"Как тут ни вспомнить Феликса Дзержинского, считавшего, что “если вы еще не сидите, то это не ваша честность, а наша недоработка”. А о том, что бизнес мигрантов незаконен, говорят особняки, раскинутые по всей стране, “мерседесы” и платиновые челюсти цыганских баронов люли". 34

Хотелось бы узнать у журналиста, где конкретно находятся "раскиданные по стране" особняки. Ну а пока доказательства не представлены, мне остается поблагодарить Тимура Акашева за то, что он, цитируя человеко-ненавистнические сентенции чекиста, не ссылался на очень похожие директивы Гиммлера.

27. Тарасова Светлана. По миру - с Памира. Воронежский курьер. № 80 (1226) 21.VII.1998.
28. В настоящий момент адрес сайта: bessonov-art.narod.ru
29. Романова Марина. Нашествие цыган-люли на Санкт-Петербург. Правда.ру. СПб., 31.VIII.2001.
30. Давлетшина Рита. Тихие цыгане на наших улицах. Уральский курьер 1.III.2001.
31. там же.
32. Латыпова Юлия Люли-люли стояли. Вечерний Новосибирск. 16.VIII.2002.
33. Крестовский А. Землю - декханам. Новый Петербург. №31 (498), 2.VIII.2001
34. Акашев Тимур. Ай, люли! 6.VI.2002.

Люли - таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая - цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли - те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.

Где живут, численность

Точных данных о численности и расселении люли нет. Причин подобной ситуации несколько:

  1. Кочевой образ жизни между территориями государств постсоветского пространства.
  2. Отсутствие документов: 60% взрослых, 30% детей без паспортов.
  3. Отсутствие национальной самоидентификации: часть люли считает себя цыганами, часть относит к люли или джуги, другие идентифицируют себя таджиками, узбеками.

Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.
Также отдельные представители или небольшие кочующие группы распространены в следующих государствах:

  • Туркмения
  • Казахстан
  • Россия
  • Киргизия
  • Афганистан

Общую численность среднеазиатских цыган, в чей состав входят ветви парья, кавол, чистони, согутарош, по официальным данным, составляет порядка 10 000 человек. Известны данные о количестве среднеазиатских цыган в Узбекистане:

  • 1926 г. - 3 710 чел.;
  • 1979 г. - 12 581 чел.;
  • 1989 г. - 16 397 чел.;
  • 2000 г. - 5 000 чел.

По неофициальным данным, в Таджикистане насчитывается порядка 30 000 представителей люли, без учета других цыганских народностей.

Название и происхождение

Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.

Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.

Индийская теория

Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.

Современное положение


Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение - джуги : слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы - «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат , что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня. Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат : арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».

Язык

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка - один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.

Внешность


Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • черные, каштановые вьющиеся волосы;
  • карие глаза, «живой» взгляд;
  • пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
  • узкая, длинная голова;
  • нос - орлиный, прямой.

Одежда

Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.

Семейный уклад


Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.
Существует разные формы брака:

  1. По сговору - традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало - оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.
  2. Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.
  3. Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.

Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».

Жизнь


Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:

  1. Люли - выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
  2. В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов.
Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие - изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел - деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли - обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.

Видео

Самоназвание: мугат. Цыгане Самаркандской и Сурхандарьинской областей иногда именуют себя мултони (этноним происходит от названия города в северо-западном Пакистане Мультан). Этнографическая группа цыганского народа. Расселены в основном в Узбекистане и Таджикистане. Язык: таджикский, дополненный небольшим количеством слов цыганского языка рома. Верующие: мусульмане-сунниты.

Среднеазиатские цыгане в Узбекистане:

1926 г. 3 710

1979 г. 12 581

1989 г. 16 397

2000 г. 5 000

Время появления среднеазиатских цыган на территории региона точно не известно, но продвижение из Индии по разным направлениям имело место в первые века н. э.

Записаны предания цыган Самарканда, повествующие о том, что уже в эпоху Темура они селились в городе в отдельном квартале.

На основании записей Бабура (XVI в.) косвенно подтверждается версия ученых нашего времени о том, что среднеазиатские цыгане выходцы из Индии. В частности, один из видов народных представлений хождение на ходулях, описанный им, возможно, был привнесен из Индии в Среднюю Азию именно цыганами.

Индийское происхождение предков цыган выдает обычай делать татуировку на лбу распространен у цыган, проживающих на юге Узбекистана.

О длительном пребывании цыган в Среднеазиатском регионе говорят, прежде всего, и такие факты, как использование ими таджикского языка в качестве разговорного, поскольку родной цыганский давно забыт. Слишком много общего наблюдается в костюме, ювелирных украшениях, народном театре и религии цыган и местных этносов.

В XIX - начале XX в. среднеазиатские цыгане делились на две этнические группы: мазани (мазанг) и люли.

Мазани жили преимущественно в Самаркандской области, а в самом городе поселились только в конце XIX столетия. До этого времени они обитали в Бухаре. В третьей четверти XIX в. около 200 мазани проживали в двух кишлаках, расположенных вблизи Самарканда. Основное занятие - земледелие. Кроме того, представители племени занимались мелкой торговлей в городах и селениях региона, за исключением Хивы. Женщины их отличались благообразностью и особой грациозностью.

Помимо Самарканда, мазани жили в Ташкенте и Коканде. По сведениям кокандского краеведа Пулатджона Каюмова, местных цыган называли огачи.

Одна из наиболее компактных групп мазани (около 500 чел.) была обнаружена этнографом Х. Х. Назаровым в середине прошлого столетия в Наманганском районе Андижанской области.

Крупное поселение среднеазиатских цыган было зарегистрировано в окрестностях Шахрисабза. По устному сообщению известного искусствоведа Л. Авдеевой, один из цыган шахрисабзского табора даже организовал хор. Во время посещения цыганской семьи учеными был зафиксирован до сих пор не отмеченный в исследовательской литературе обычай изымать из дома посуду, в которой угощали иноплеменников. Эта и другие традиции цыган свидетельствуют об их поверхностной исламизации.

Люли более всего подходят к понятию среднеазиатские цыгане. В конце XIX в. Самарканде и его близрасположенных районах насчитывалось около 500 цыган-люли. Здесь находились их длительные стоянки. Большую часть года они кочевали отдельными таборами, от 10 до 20 шатров в каждом. Зимой арендовали дома или хозяйственные постройки у местных жителей. Основное занятие: разведение, продажа и обмен лошадей, деревообрабатывающие ремесла (изготовление деревянных ложек, чашек, разной хозяйственной утвари). Практиковали ворожбу, народную медицину. Любители попрошайничать и приворовывать, даже несмотря на достаток. Одно из основных занятий цыган - коневодство имело выход на выделывание сит и другой продукции с применением конского волоса. Вот почему именно ремесленники-люли занимались изготовлением волосяных чачванов.

Цыган, вышедших из этого племени, но ранее проживавших в северо-восточной части Гиссара, по реке Ягноб и в других районах Таджикистана, местное население называло джуги (джучи). Джуги умели выделывать не только деревянные ложки, корыта, баки, но и изготовлять сельскохозяйственный инвентарь вилы, лопаты, ободья, ступицы. Женщины шили тюбетейки и пояса, мужчины делали оловянные кольца. Имеются сведения о том, что в начале XIX в. цыгане (этнографическая группа неизвестна) проживали в окрестностях Карши.

Между собой цыгане подразделяются по территориальному признаку:

ташкентские, бухарские, самаркандские и т.д.

В XIX - XX вв. всех среднеазиатских цыган, проживавших на территории современного Узбекистана, окружающее население называло люли.

Так теперь называют себя и сами цыгане. Все они мусульманизированы, но мулл не имеют. Тем не менее, чтили на людях мусульманские религиозные законы.

Художника В. В. Верещагина привлекал этнический тип люли, однако никто не хотел позировать, сказывались вековые предрассудки, запрещение изображать живые существа. Мастер все же сделал несколько портретов, в том числе местного цыгана и афганца.

Мазани и джуги женились только на девушках из своего племени, и этот обычай стараются соблюдать и в наши дни. Браки ранние. Паранджу цыганки не носили. Но некоторые женщины из мазани иногда носили халат с ложными рукавами и слегка прикрывали лицо.

Разное вероисповедание - главное отличие европейских цыган рома от среднеазиатских цыган люли.

Среднеазиатские цыгане в прошлом выступали бродячим цирком с участием палванов и дрессировщиков с прирученными медведями. На базарах можно было встретить цыган любителей петушиных и перепелиных боев.

Ныне популярны конные состязания. Танцовщицы и певцы чаще выступают на свадебных тоях своих соплеменников или на отдыхе у костра. Театральное искусство почти забыто.

Общие черты - это сходство менталитетов двух этнографических групп,

а также бытового уклада. Например, бязевые шатры цыган-люли очень близки шатрам европейских цыган.

Население Туркестанского края, как коренное, так и пришлое, терпеливо и с пониманием относилось к лишенному прав, находящемуся в постоянно бедственном положении полукочевому народу. Пожалуй, единственное право, которое было предоставлено мазани и люли в прошлом это собирать колосья пшеницы и других злаков после сбора урожая.

В конце 20-х гг. прошлого века в регионе была предпринята попытка как-то упорядочить сведения о них. Было установлено количество среднеазиатских цыган, проживающих в Узбекистане: 1918 лиц мужского пола и 1792 женского. По мнению многих этнографов, эта цифра сильно преуменьшена. Вероятно, часть цыганского населения отнесли к прочим, а часть, по языковому признаку, к таджикам. Все опрошенные цыгане свободно владели, помимо таджикского, узбекским и частично русским.

В 1926 г. правительство разработало комплекс мер по оздоровлению быта и уклада жизни отсталого в культурном отношении цыганского этноса.

Цыганское население начали активно привлекать на временную и постоянную работу в качестве сборщиков утильсырья. Местные власти в Шахрихане, Маргелане и других городах наиболее отличившимся цыганам выделяли помещения под жилье и всячески старались помочь им осесть.

В 1929 г. в Узбекистане был создан первый колхоз среднеазиатских цыган. В 1934 г. в Верхнечирчикский район было переселено и обустроено 20 цыганских хозяйств, в Шахрисабзский - 40, Канимехский - 20.

К середине 1937 г. в Узбекистане уже было создано 13 цыганских колхозов, охватывавших 324 хозяйства хлопково-огородного направления.

Самый передовой колхоз в республике находился в квартале люли, примыкавшем к окраине Коканда. В 1928 г. здесь была создана сельскохозяйственная артель из 10 хозяйств. В 1935 г. третья часть населения квартала была занята в колхозе, часть работала в качестве рабочих. Остальные вели традиционный кочевой образ жизни и только в зимний период возвращались в свою махаллю. В махалле была школа для люли на 20 мест. Учились и дети, и взрослые. Открыли цыганский клуб. В 1936 г. это был уже

солидный колхоз, объединявший 35 хозяйств. Колхозники имели коров, баранов, а малоимущим были розданы телки. Многие построили добротные дома.

В ряду передовых значился и цыганско-узбекский колхоз в окрестностях Маргелана. В 1937 г. он объединял 22 хозяйства. Цыгане перенимали опыт у коренного земледельческого населения, между ними установились добрососедские отношения.

Одновременно в местах, где имелись цыганские поселения, открылись кустарно-промысловые артели (в Коканде, Шерабадском и Бухарском районах). В Ташкенте успешно работала артель по изготовлению игрушек.

В Самарканде цыгане работали на шелкомотальной и конфетной фабриках, на мучном заводе; в Андижане и Асаке - на хлопкоочистительных заводах. В 1934 г. троих цыган удалось привлечь на Ташкентский сельмашзавод. В предвоенный период в цыганской диаспоре Узбекистана имелись свои кадры трактористов, шоферов, кузнецов, бухгалтеров. Появилась и своя интеллигенция. Если на первых порах учителя (в основном мужчины) заканчивали педагогические курсы, то позднее школьные педагоги

цыганской национальности имели и дипломы учительского института. Занятия в начальных классах цыганских школ проводились на родном (таджикском) языке. В 1938 г. уже несколько среднеазиатских цыган имели высшее образование.

Представители цыган избирались в правления колхозов и горсоветы. В постановлении от 27 августа 1933 г. было предписано горсоветам вовлекать среднеазиатских цыган в производство, учебные заведения и выдвигать на руководящую работу. В республике было создано несколько нарсудов и следственных участков специально для ведения дел люли.

Свертывание с 1938 г. национальной политики в отношении нацменьшинств для большинства цыганских колхозов оказалось губительным. Большинство цыганских колхозов, слабо обеспеченных техникой, распалось. В послевоенный период вновь активизируется процесс оседания цыган как в сельской местности, так и в городах.

Указ 1956 г. об оседлости цыган ускорил прикрепление среднеазиатских люли к постоянным местам проживания.

К этому времени значительная часть местных цыган, получивших среднее и даже высшее образование, имевших хорошую профессию и постоянную работу, при оформлении документов записывали себя узбеками. И это не случайно. Как отмечает этнограф Я. Р. Винников, в районах этнически смешанного населения в 60-е гг. прослеживались процессы этнического слияния небольших по численности национальных групп. Так, в Самаркандской и Бухарской областях цыгане (люли) постепенно растворялись в окружающем узбекском населении.

И все-таки, несмотря на все предпринимавшиеся со стороны государства меры и откровенные попытки самих цыган остановиться, традиция кочевать хотя бы несколько месяцев в году или, наконец, просто на время уйти от мирских забот, пожить, не обременяя себя ничем, у некоторой части этнографической группы не умирает.

В 60-е гг. ташкентские цыгане часто ставили шатровые городки у воды близ Келеса или вдоль железнодорожного полотна от станции Ташкент до Сары-Агача.

По данным переписи населения, в 1959 г. в городах Узбекистана насчитывалось 3 тыс., в 1979 г. 6 тыс. среднеазиатских цыган. Большинство из них называло родным языком таджикский, около 20% - узбекский.

Наряду с этим пользовались тайным языком лафц-и мугат. В 90-е гг. самаркандские мазани на летний сезон ежегодно располагались табором в 1215 семей под Бишкеком, в поселке Маевка. Шатры добротные, внутри импортные спальники и поролоновые матрасы. Табором руководил аксакал. При нем имелся совет из нескольких авторитетных цыган. Мужчины, как правило, отдыхали. Женщины, истинные кормилицы семьи, уходили в город, гадали и попрошайничали.

Природная сметливость помогла цыганам-люли в перестроечное время быстро сориентироваться, обзавестись своим делом. В республике есть ряд известных бизнесменов цыганской национальности. Малоимущие подались в Утильсырье. Имеющие лошадей занимаются, главным образом, сбором стеклотары и тряпья.

В Ташкенте цыгане-люли в основном расселены в старом городе и на массивах Спутник, Сергели, Куйлюк, Водник. Дети посещают школы с узбекским языком обучения.

В Янгиюльском районе Ташкентской области проживают цыгане-мусульмане, которых местное население называет крымскими. Возможно, это группа цыган, выселенных в годы второй мировой войны из Крыма.

Район на окраине г. Янгиюль, где проживают представители данной этнографической группы, получил название Нахаловка. И, кроме того, в этом районе есть группа цыган, которых называют цыгане-турки.

Известны и цыгане деятели культуры Узбекистана. По сообщению академика А. П. Каюмова, в середине 30-х гг. XX в. в Кокандском театре выступала актриса красавица Канизахон цыганского происхождения.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

) , живут в Узбекистане и Таджикистане. Говорят на узбекском и таджикском языках с некоторыми элементами цыганской лексики. Общая численность около 20 тысяч человек. В Российской Федерации живет 486 среднеазиатских цыган (2002). Верующие - мусульмане-сунниты.
В Средней Азии местные цыгане известны под названиями люли, джуги, мазанг. Считается, что термин «люли» узбекского происхождения, «джуги» - таджикского, а сами среднеазиатские цыгане называют себя этнонимом «мугат». Среди основной массы среднеазиатских цыган выделяется группа мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись по характеру традиционных занятий. О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в быту является основным.
В антропологическом плане у среднеазиатских цыган прослеживаются аналогии с населением Индии. Также как и у индусов, у них существует обычай татуировки лба. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях цыган называют бытует этноним «мултони» происходящий от города Мултан (Пакистан). В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены вести бродячий образ жизни. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сел. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.
Среднеазиатские цыгане придерживаются мусульманских обрядов. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в духов (джин, пари, алвасти), в порчу - зиён, в силу оберегов и амулетов (тумор, бозбанд). Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого употреблялись в качестве оберега. Кашкадарьинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских цыган существовало табу на мясо этого животного, и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком.
Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Иногда среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки обычно изготовляли волосяные лицевые сетки - чачван. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья. Но в большинстве среди люли и джуги мужчины не были заняты трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой. Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.
Исконным жилищем цыган служил шатер (чодыр). Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.
Мужская и женская одежда среднеазиатских цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от наряда узбечки только предпочтением ярких расцветок, необычной пестротой и сочетанием цветов. Цыганки склоны к украшениям - кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.
Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак - халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо. У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения - ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами.
У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв - принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки (карши кудо): две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально - цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).
Цыганские празднества (той) справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге. Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения - проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало.
После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон - повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после этого обряда. Цыганские семьи многодетны, но бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ" в других словарях:

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех… … Википедия

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех момади),… … Википедия

    Цыгане мусульмане (хораханэ, миллет, турецкие цыгане, ашкали и др.) совокупность этнографических групп цыган, исповедующих ислам. Первые цыгане проникли в Европу между ХI и ХV веками через п ов Малая Азия (Анатолия). Языковой анализ… … Википедия Википедия

    Основная статья: Цыгане У этого термина существуют и другие значения, см. Рома. Рома одна из западных ветвей цыган (в ед. числе ром). Территория проживания: страны бывшего СССР, страны Восточной Европы. Встречаются также в странах… … Википедия

    Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия

    В таблицах представлены народы и народности России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия

Среди населения Средней Азии эти цыгане известны под названием «люли», «джуги» и «мазанг». Сами цыгане утверждают, что название «люли» им присвоено узбекским населением, а «джуги» - таджикским. В качестве самоназвания эти группы цыган выдвигают этноним «мугат».

Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия «люли» и «джуги», нет резких этнографических различий. Большинство азиатских цыган двуязычны и говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в их быту является основным. Но по антропологическому типу они резко отличаются от окружающего населения и имеют ближайшие аналогии среди народов Индии.

По религиозной принадлежности они мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались только женщины.
В среде других цыган люли пользуются презрением, так как не умеют «ни коня увести, ни прохожего красиво обобрать».

Истории среднеазиатских цыган посвящена работа старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии, доктора исторических наук Сергея Абашина "Среднеазиатская богема".

Современные цыгане, в том числе люли, являются выходцами из Индии. На это указывает, например, более тёмный цвет кожи и дравидоидные черты лица (дравиды - древнее население Индии). Замкнутость, приверженность профессиям или занятиям, которые презираются остальными, напоминают черты индийских каст.

Группа среднеазиатских цыган на протяжении всей истории не была совершенно изолированной и продолжала пополняться новыми выходцами из Индии. Так, многие предания люли связаны с эпохой среднеазиатского правителя Тимура (XIV в.), или Тамерлана, который совершал походы на Индию. Возможно, часть цыган оказалась в Средней Азии в результате этих походов. С этого времени они часто упоминаются в письменных источниках. Персидский поэт Хафиз Шерози в одном из стихотворений говорил о люли как о весёлых и обаятельных людях. Потомок Тимура и основатель империи Великих моголов Бабур, сам выходец из Средней Азии, перечисляя имена своих музыкантов, играющих на весёлых пьяных пирушках, упоминал среди них люли по имени Рамазан.

В число цыган могли входить также новые члены из числа местного населения, схожего с цыганами образом жизни и профессией. В отличие от кастового индийского общества средневековое мусульманское общество было организовано по ремесленно-цеховому принципу. Цеха были очень похожи на касты, они имели своё самоуправление, свой устав, свои ритуалы и строго придерживались эндогамии, т.е. браки заключались только внутри своего сообщества. Источники свидетельствуют, что цыгане входили в цех «бану сасан», в котором числились фокусники, факиры, дрессировщики животных, нищие, которые представлялись калеками, канатоходцы и др. Этот цех был известен по всему Среднему и Ближнему Востоку.

Люли, таким образом, всегда существовали внутри более широкого круга людей, которые занимались схожим ремеслом, перенимая у них и передавая им многие элементы культуры. Другими словами, всегда существовала цыганская и «цыганоподобная» среда, в которой выделить собственно «цыган» сложно. Отличительной чертой этой среды была не какая-то определённая «цыганскость», а маргинальность, отчуждённость от основной массы окружающего населения в силу особого вида занятия, образа жизни, внешнего вида и т.д.