Рисование диких и домашних животных в средней группе: темы и способы построения занятий. Рисование медведя рисование тычком

Занятие по рисованию в старшей группе
Тема: «Мишка косолапый»
Цель: учить рисовать медведя по контуру тычком; прививать интерес к рисованию и воспитывать познавательную активность. Учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический метод; игровые приёмы: развёрнутая воображаемая ситуация, ролевое обыгрывание (кукольный персонаж – медведь).
Оборудование: игрушечный мишка, рисунок-образец; альбомные листы с контуром медведя, кисть щетинная круглая № 3 и кисть мягкая № 3 по количеству детей; гуаши коричневая и чёрная (для глаз, носа, рта); картинки с изображением зимнего леса со спящим медведем в берлоге; большой плюшевый медведь.
Предварительная работа: Провести беседу о том, как животные проводят зиму, что медведи, барсуки, суслики спят в норах, берлогах.
Ход занятия:
(В группе висят иллюстрации, изображающие зиму).
- Посмотрите, мы словно оказались в волшебном зимнем лесу (дети рассматривают картины). Деревья заснули, накрылись снежком. А кто это здесь спит под снегом? Да это же мишка косолапый! Он живёт в лесу. Когда наступает зима, устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. К нам в гости пришёл мишка Топтыгин (достаёт большого плюшевого медведя). Ребята, какой мишка? (Большой, пушистый, коричневый. Носик и глазки у него чёрные).
- Давайте поздороваемся с ним.
(Все дети здороваются с мишкой и рассматривают его).
Воспитатель (обращаясь к мишке): Милый мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима, и ты должен спать в своей берлоге.
Медведь: Я уже было собрался лечь спать в свою берлогу, но вспомнил, что у меня нет друзей. И мне стало очень грустно, и сон пропал.
Воспитатель: Не грусти, Мишка, я думаю, мы тебе можем помочь, найдём тебе друзей, и ты сможешь спокойно спать в своей берлоге до самой весны. Посмотри, как наши дети умеют рисовать. У меня в руках друг для нашего мишки (показывает готовый образец). Миша (обращаясь к игрушке), у тебя будет много таких же красивых и добрых друзей, а помогут тебе в этом наши ребята.
- Дети, поможем Мишке обрести друзей? Подходите к своим столам. Видите? На столах лежат нарисованные медведи. Но рисунки не закончены. Чего не хватает в рисунках? (мишки не раскрашены, нет глаз, носа). Сделаем наших медведей пушистыми?
- Сегодня кисточка будет работать по особенному: станет прыгать вверх и вниз. Возьмите кисточку и попробуйте – без краски – показать, как кисточка будет сегодня рисовать. (воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисточки, а дети самостоятельно повторяют движение на листе бумаги).
- Как вы думаете, почему кисточка сегодня будет рисовать именно так?
- А каким цветом мы будем рисовать? Почему?
- Начнём работу по контуру, и будем двигаться к центру.
(Самостоятельная работа детей)
- Какие у вас получились пушистые и красивые мишки! А что же вы забыли нарисовать? (Глазки, носик, ротик)
- А как вы думаете, можно нарисовать глазки, носик и ротик этой же кисточкой? Почему?
- Давайте возьмём тонкую кисть и нарисуем мишке глаза, нос и рот.
Воспитатель: (обращаясь к Мишке) Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Дети так старались, чтоб тебе помочь. Теперь ты можешь лечь спать в свою берлогу.
Мишка: Спасибо, но сначала я хочу загадать детям загадку:
Кто зимой спит,
Летом – ульи ворошит? (Медведь)
Мишка: Правильно, летом я люблю, есть мёд, а сейчас мне пора в берлогу – спать. До свидания! До скорой встречи весной!
(Дети прощаются с игрушкой).

Задачи.

  • Учить детей рисовать медведя из округлых форм, соблюдая пропорции.
  • Закреплять умение рисовать карандашом, упражнять в закрашивании гуашью.
  • Развивать воображение.
  • Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к рисованию животных, умение довести работу до конца.
  • Предварительная работа: беседа о зимних видах спорта, размещение в книжном уголке материалов по теме “Олимпийские игры”, размещение в уголке художественно-эстетического развития схемы рисования животных (зайца, ежа, медведя).

    Материалы и оборудование: тонированные листы бумаги формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь белого, черного, синего цвета, кисть “Белка” №2 и №5. Магнитофон, диск с записью гимна Олимпийских игр, проектор, ноутбук, диск с записью изображений, игрушка Белый медведь (символ Олимпийских игр 2014 года).

    Методический прием.

    Ребята, скажите, какое время года сейчас продолжается? (Зима. ) Молодцы! Скажите, пожалуйста, а чем мы с вами можем заниматься на улице на прогулке в зимнее время? (Катаемся на санках, на лыжах, на коньках, играем в снежки и др.) <Рисунок 1> Мы с вами уже говорили о том, что люди зимой активно проводят время на улице. И такое времяпрепровождение стало для некоторых людей чем-то больше, чем просто прогулки. Конечно, я говорю сейчас о спортсменах, которые не просто катаются на коньках, а соревнуются, например, в фигурном катании или показывают мастерство и умение при игре в хоккей.

    Сегодня пойдет речь о зимних видах спорта. Самым крупным спортивным событием, в котором соревнуются тысячи спортсменов по разным видам спорта, является Олимпиада или Олимпийские игры. И в этом году Олимпиада пройдет в нашей стране России (показ на карте) в городе Сочи. Олимпийские игры имеют свою символику: флаг, гимн, огонь, медали, салют, клятва, лозунг.

    На флаге Олимпийских игр изображены пять колец <Рисунок 2>. Эти кольца окрашены в синий, желтый, черный, зеленый и красный цвет, и переплетены друг с другом. Пять колец представляют пять частей света: Европа, Азия, Африка, Океания и Америка <Рисунок 3>.

    А какие же зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы!

    Посмотрите, пожалуйста! К зимним видам спорта относится:

    биатлон <Рисунок 4>,

    горные лыжи <Рисунок 5>,

    бобслей <Рисунок 6>,

    керлинг <Рисунок 7>,

    санный спорт <Рисунок 8>,

    скелетон <Рисунок 9>,

    сноуборд <Рисунок 10>,

    фигурное катание <Рисунок 11>,

    хоккей на льду <Рисунок 12> и др.

    Для того чтобы стать спортсменом необходимо каждый день заниматься спортом, делать зарядку, обливаться холодной водой и др.

    Физкультминутка “Превращаемся в спортсменов”

    Превращаемся в спортсменов
    Активных, смелых и умелых. (Шаг на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
    Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
    Раз, два, три.
    Наклонился левый бок.
    Раз, два, три.
    А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
    И похлопаем у тучки.
    Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
    Разомнем мы ножки.
    Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
    Раз, два, три!
    Согнем левую ножку,
    Раз, два, три.
    А теперь попрыгать можно
    Только будь ты осторожен. (Прыжки на месте поочередно на правой и левой ногах.)
    Головою покачали (Движения головой.)
    И все дружно вместе встали. (Встали.)

    Присаживайтесь на места.
    Отдохнуть успели? (Да.)

    Загадку угадайте-ка!

    Живет на Севере, где холода,
    И ловит рыбу из-под льда.
    Он в шубе белой щеголяет,
    Умеет плавать и ныряет.
    (Белый медведь )

    Молодцы! Ребята, символом Олимпийских игр в городе Сочи признан белый медведь <Рисунок 13>. (Звучит олимпийский гимн, заходит мишка.)

    Ой, посмотрите, он пришел к нам сегодня в гости!

    Воспитатель читает стихотворение от лица Мишки:

    В Арктике вас точно встретят,
    Дети, белые медведи.
    Они очень любят холод,
    Утоляют рыбкой голод.

    Постоянно спят в снегу
    На морозном берегу.
    И охотятся во льдах
    Наводя на живность страх.

    Много плавают, ныряют,
    До трех метров вырастают
    И живут они не стаей.
    Долгою полярной ночью
    Ходят-бродят в одиночку.

    Дорогие дети, белые медведи -
    Хищники активные,
    Часто агрессивные,
    Никогда не замерзают,
    Потому что у них шуба
    Теплая и грубая.
    И зимой, и летом
    Мишки одним цветом.

    Белый медведь – это животное. Животные – значит (живые ). Что есть у всех животных? (Четыре лапы, хвост, морда, шерсть .) На схеме изображено то, что всегда помогает вам определить – животное это или нет. Сколько лап изображено в первом окошке? (Четыре лапы. ) Что нарисовано во втором окошке? Хвост . В третьем окошке? Морда . У животных морда, а у человека? (Ответ детей: лицо ). А в последнем окошке изображена шерсть. А если вместо шерсти тело покрыто перьями. То это животное или нет? А кто? (Птица.)

    Белый медведь имеет очень сильное обоняние, зрение и слух, а также белую шерсть, невидимую на фоне белого снега. Белый медведь прекрасно плавает и практически никогда не впадает в зимнюю спячку.

    Пальчиковая гимнастика:

    Ребята, сегодня мы с вами нарисуем этого замечательного мишку, и каждому из вас портрет Мишки будет долго напоминать об Олимпийских играх и о знакомстве с этим удивительным животным.

    Сначала мы определим расположение листа: горизонтально или вертикально? (Ответы детей с пояснениями .)

    Мы начинаем рисовать со знакомых нам форм: круглая голова, овальное тело, полукруглые уши, передние лапы округлой формы, начинаем рисовать от линии шеи, задние лапы округлой формы пропорциональные длине тела. Далее прорисовываем морду.(Показываю прием.)

    Дети рисуют. Сначала простым карандашом с использованием ластика (цель: уменьшить саму возможность появления отрицательных чувств у ребенка, таких как неуверенность в своих силах и др.), а затем закрашивают белой гуашью большой кистью. После прорисовывают детали черной гуашью малой кистью. Дорисовывают синий шарф.

    Работы помещаются на выставку.

    Белый Мишка прощается с детьми, сообщает, что Олимпийские игры совсем скоро начнутся и ему надо лететь в Сочи.

    Он покидает группу. Звучит гул самолета (запись CD).

    ОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Рисование «Белый медведь» с использованием нетрадиционной техники.

    Зюркалова Наталья Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад № 166, город Тюмень

    Описание: Конспект ОД по «Художественно-эстетическому развитию» для детей среднего возраста с использованием нетрадиционной техники. Материал будет полезен педагогам-воспитателям и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми среднего возраста.
    Цель: познакомить детей с новым способом передачи изображения – рисование манкой; учить заполнять все изображение.
    Задачи:
    расширять представления детей о животных севера, о белом медведе,
    (чем питается, где живет, характерные признаки)
    Познакомить детей с новым явлением - северным сиянием
    Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования
    Учить детей рисовать манкой, продолжать формировать навык работы в нетрадиционной технике
    Развивать мелкую моторику рук, воображение, образное мышление, творческие способности.
    Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость
    Воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность при выполнении работы
    Материалы:
    Манка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка, лист с готовым рисунком.
    Ход работы:
    1. загадка про белого медведя.
    -ребята отгадайте загадку:
    «Сев на ледяную глыбу,
    Я ловлю на завтрак рыбу.
    Белоснежным я слыву
    И на Севере живу»
    -правильно, это белый медведь.
    -давайте посмотрим на эту картину.
    2. рассматривание картины «Семья белых медведей»


    -кого вы видите на этой картине?
    -что делают медвежата? Какие они?
    -что делает медведица? Какая она?
    -ребята, что вы знаете о белом медведе? (ответы детей)
    3. рассказ воспитателя.
    «Белый медведь живет на северном полюсе, в Арктике. Там всегда зима, всегда лежит снег. Он - самый крупный хищник нашей планеты. Медведь хорошо плавает и ныряет. Быстро передвигается по льду. Белые медведи охотятся на тюленей, на детенышей моржей. Еще белые медведи едят рыбу, птиц и их яйца, мох, ягоды»
    4. физ-минутка.
    «Белый мишка на рыбалку
    Не спеша идёт, вразвалку.
    Чует старый рыболов,
    Что богатый ждёт улов»
    5. Постановка задачи перед детьми.
    -сегодня я вам предлагаю нарисовать белого медведя, но рисовать мы с вами будем не красками, а клеем и манкой.
    -у вас на столах лежат заготовки, и все необходимое для работы.
    -сначала нужно клеем закрасить медведя, потом засыпать весь нанесенный клей манкой, и лишнее стряхнуть.
    6. Самостоятельная - практическая работа детей.







    7. Оформление выставки.
    -ребята, у вас получились очень красивые медведи, давайте мы их разместим на льдинах, и у нас получится самый настоящий северный полюс, где живут и гуляют белые медведи.
    -ребята, вы знаете на северном полюсе бывает северное сияние. Северное сияние - это такое чудесное явление, когда небо сияет, всеми красками сразу. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносятся по нему с одного края до другого.
    -давайте мы с вами посмотрим, как это происходит. (демонстрация видео)
    -а теперь вернемся к нашим работам, посмотрите, как чудно у нас получилось!


    Всем спасибо за работу.

    Конспект НОД по рисованию в технике «тычок» сухой клеевой кистью в средней группе «Медвежонок»

    Цель: Закрепить технику рисования - «тычком»(сухая клеевая кисть);

    Развитие мелкой моторики рук, координации движений;

    Закрепить умение закрашивать по контуру методом «тычка»;

    закреплять знание цвета (коричневый, прививать интерес к рисованию разными способами.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к диким животным.

    Обучающие:

    Закрепить у детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида медведя.

    Формировать умение изoбражать медведя, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.

    Развивающие:

    Развивать у детей умение передавать несложный несложный образ с одним персонажем (медведем).

    Закреплять умение рисовать контур простым карандашом, пользоваться сухoй жёсткой кистью при рисовании шерсти медведя.

    Материал для занятия:

    Игрушка плюшевого медведя;
    - простые карандаши;

    Кисть жёсткая и акварельная.

    Предварительная работа:

    Беседа о диких животных

    Рассматривание серии картин «Дикие животные»

    Закреплять знание цвета (коричневый, прививать интерес к рисованию разными способами.

    Материал:

    Образец готового рисунка медведя, Игрушка - медвежонок. Кисти из щетины, тонкие мягкие кисти, гуашь (коричневая, черная, красная, салфетки, баночки с водой.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, назовите мне игрушки которые вы знаете. (Ответы детей)

    Теперь давайте проверим, все ли игрушки вы перечислили? (Показ демонстрационного материала)

    Ребята, я загадаю вам загадку. Вы должны отгадать, о какой игрушке я загадала загадку. (Загадка)

    Правильно, это мишка.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение медведя. Спрашивает, какой мех у медвежонка. (пушистый, лохматый).

    Физкультминутка "Медвежата в чаще жили. "

    Медвежата в чаще жили

    Головой они крутили,

    Вот так, вот так головой они крутили.

    Медвежата мед искали,

    Дружно дерево качали,

    Вот так, вот так дружно дерево качали.

    Медвежата воду пили,

    Друг за дружкою ходили,

    Вот так, вот так друг за другом все ходили.

    Медвежата танцевали,

    Кверху лапы поднимали,

    Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

    А вы хотели бы, нарисовать медвежонка с таким же красивым мехом? (ответы детей)

    Каким методом мы можем его нарисовать? («Методом тычка»).

    Да, дети мы нарисуем медвежонка уже знакомым вам способом способом, используя жесткую кисть и гуашь, контур медвежонка - простым карандашом.

    (дети садятся на места).

    Воспитатель:

    Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: так же, как карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.

    Как вы думаете, с чего нужно начинать рисовать медвежонка? (Ответы детей)

    Молодцы! Сначала мы «методом тычка» обводим медвежонка по контуру. Рисовать тело всегда начинают свержу вниз. Какая часть тела у медведя на верху. (Голова)

    Правильно! Какой формы у медвежонка голова? (Круглая)

    Хорошо. Какую часть тела нужно изобразить следующую? (Туловище/тело медвежонка)

    Замечательно, на какую фигуру похоже туловище медвежонка? (Овал)

    Какие части надо ещё прорисовать нашему медвежонку? (передние и задние лапы, они овальные, уши полукругом).

    Когда контур готов, заполнить «методом тычка» пространство внутри.

    Воспитатель сопровождает инструкцию показом, приглашает детей.

    Чего же не хватает у нашего медвежонка? (Ответы детей)

    Но сначала мы поиграем с нашими пальчиками.

    Выполнить упражнение - разминку с кисточкой, при этом рука должна стоять на локте. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом на маленьком листе бумаги).

    Держим кисточку вот так - (Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами у основания жести.

    Это трудно? Нет, пустяк! - Движения кистью руки по тексту.

    Вправо - влево, вверх и вниз

    Побежала наша кисть.

    А потом, а потом - Кисточку держат вертикально.

    Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски

    Закрутилась, как волчок. на листе.)

    За тычком идет тычок!

    Давайте нарисуем таких пушистых медвежат!

    Самостоятельная работа детей.

    Когда рисунок подсохнет, тонкой кисточкой, чёрным цветом мы дорисуем медвежонку глаза, нос, рот и когти.

    4. Самостоятельная деятельность детей.

    А теперь вы будете рисовать каждый своего мишку. Какие у вас будут медведи - веселые или грустные? Кому нужна помощь, я подойду и помогу.

    5. Подведение итогов.

    Анализ: (беру игрушку) Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь рисунков с твоим изображением. Дети так старались тебе помочь. Теперь ты можешь их подарить, кому захочешь!

    Медвежонок: (Рассматривает рисунки детей) - Спасибо, ребята, мне нравится вот этот забавный медвежонок, а этот веселый, а они все мне очень нравятся и я их смогу послать своим братьям! Ура! До свидания!

    Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Давайте свои рисунки повесим на нашу выставку.

    Цель занятия:

    Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки, передавая относительную величину, форму частей, расположение, цвет, соблюдая пропорции;

    Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист бумаги;

    Упражнять в рисовании и закрашивании круглых и овальных форм круговыми движениями, не выходя за контур;

    Развивать творческие способности детей;

    Расширять и активизировать словарный запас;

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Предварительная работа:

    Рассматривание игрушек, составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи, чтение стихов А. Барто «Игрушки», дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов, игры с игрушками, уточнение их формы.

    Оборудование: иллюстрации с изображением мишки весёлого и грустного, игрушка-мишка, альбомные листы, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    Ребята, вы любите играть в игрушки? Скажите, как можно играть с ними?

    С машинкой? (возить, катать, нагружать, не бросать)

    С куклой? (укладывать спать, кормить, расчёсывать, купать...)

    С мячом? (бросать, катать ловить…)

    Кубики? (строить дома, мосты, дороги…)

    С какими игрушками любят играть девочки? Мальчики? Для чего нужны игрушки? Когда вы с ними играете, какое у вас настроение? (ответы детей) Правильно. У вас хорошее настроение, вы улыбаетесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А когда у вас сломается игрушка, что вы делаете? Правильно, вы грустите. Покажите,каким бывает человек, когда он грустит. Посмотрите, как у вас изменилось выражение лица. Посмотрите на картинку и скажите, на какой картинке грустный мишка, а на какой - весёлый.

    (Обратить внимание детей, что кто-то спрятался под ёлкой)

    Как вы думаете, кто там? Отгадайте загадку:

    Где живёт? В самой чаще, самой- самой настоящей.

    Там гуляет, там и спит, там детей своих растит.

    Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт.

    Но всего сильнее он любит крепкий долгий сон.

    Ляжет осенью, встанет лишь когда весна настанет.

    (Медведь)

    После того, как дети отгадали загадку, показ игрушки.

    К нам в гости пришёл медвежонок, только он почему - то очень грустный. Давайте узнаем у него, почему он такой. Оказывается, он потерял своих друзей и теперь ему очень грустно и одиноко. Как бы нам его развеселить? Надо помочь ему найти друзей. Но как?

    (ответы детей)

    А нарисовать можно?

    Успокойся Мишутка и не грусти, мы тебе поможем найти друзей, нарисуем их таких же красивых, как ты.

    Но перед тем как приступить к рисованию мы немножко отдохнём.

    Физ. Минутка.

    Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

    И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

    Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

    Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

    Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

    Начинают все играть (изобразить любое движение)

    Давайте рассмотрим Мишутку. Скажите, какие части тела медвежонка самые крупные, какой формы у него голова, туловище, лапы, уши (ответы детей) . Чтобы Мишка получился как настоящий, рисовать надо крупно. Ребята, давайте сначала в воздухе нарисуем овал, потренируемся(закругление, длинная сторона, опять закругление и снова длинная сторона) Молодцы, начинаем рисовать игрушку, но перед этим надо разогреть наши пальчики.

    Пальчиковая игра:

    В прятки пальчики играли и головки убирали.

    Вот так, вот так и головки убирали.

    Теперь вы будете рисовать каждый своего мишку.

    Как вы думаете, с чего мы начнём рисовать? Вначале рисуем самую большую часть у мишки - туловище.Какой формы туловище?(овальной). Где располагается? (по середине части листа, чтобы все части поместились; показ рисования) Какая часть поменьше туловища? (голова) Голова какой формы? (круглой) Где располагается? (сверху туловища) На голове рисуем маленькие ушки. Теперь нарисуем овальные лапы - 2 сверху, 2 -внизу(показ). А теперь раскрасим мишку. Не забудьте нарисовать Мишке мордочку с чёрным носиком и ясными круглыми глазами. Постарайтесь передать настроение Мишки: весёлое или грустное.

    Дети выполняют задание, ещё раз обратить внимание детей на строение тела медвежонка, особенно его окраски, следить за осанкой детей

    В конце занятия - все рисунки на выставку.

    Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Дети очень старались тебе помочь, теперь ты уже не будешь грустить.

    Спасибо вам, ребята, что вы помогли медвежонку. Вам понравилось? А какой рисунок понравился больше? Вы все сегодня молодцы, справились с заданием. Но медвежонку пора в лес уходить, но прежде он поиграет с нами (игра «Мишка косолапый»), медвежонок прощается, уходит.