Стедикам. Что это? Не селфи-палка: что такое стедикам для смартфона

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана . Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown , ) , который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory» . Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки », «Житие Брайана по Монти Пайтону », «Чужие » были сняты с применением этой технологии съёмки.

В Россию технология впервые пришла в 2002 году когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег ». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников», «9 рота », «Трудно быть Богом ».

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3 .

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги - Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бейкер, Реджинальд
  • Окно в Европу (серия памятных монет)

Смотреть что такое "Стедикам" в других словарях:

    Steadicam - Стедикам (англ. Steadicam) cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом». Оператор Стедикам за работой Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en). Первый фильм… … Википедия

    Free as a Bird - «Free as a Bird» Сингл The Beatles из альбома Anth … Википедия

Стедика́м , Стэдика́м (англ. Steadicam ;) - носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора . Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen ), полное торговое название системы - Tiffen Steadicam . Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры .

Оператор «Steadicam» с ассистентом во время телетрансляции футбольного матча

История

Партия «Стедикамов» всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект . Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система - «Иди и смотри » Элема Климова . В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм «Русский ковчег », изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем . При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова «Человек войны» использовалась система «Стедикам», изготовленная российской фирмой «Пультекс» . Из российских фильмов, снятых с применением «Стедикам», можно также назвать картины «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников », «9 рота », «Трудно быть богом » . Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов «Старые песни о главном 2» и «Старые песни о главном 3 » .

Видео по теме

Конструкция

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на «Стедикам»

Конструкция оригинального «Стедикам», так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы (англ. Spring Arm ) называемой «пантографом» или «рукой», и вертикальной штанги (англ. Post ), крепящейся к стреле через карданный шарнир . Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой . Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами , удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены . Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце - внизу - противовес (англ. Sled Module ), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра , являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стедикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром . Самые первые системы «Стедикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля , закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения .

Главный стабилизирующий эффект «Стедикам» заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора . При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком , избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора . Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой .

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов . Некоторые производители «Стедикамов» специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2-5 кг.

Облегчённые версии «Стедикам»

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии . Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего - ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam , Flycam , Stabicam , PR-Line ST-2 , "Merlin", "Hague" и другие. Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные «настоящим» . Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов . Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства «Tiffen Smoothie» для камерафонов и экшен-камер .

Принцип действия всех этих устройств - изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса - основан, как и у настоящего «Стедикама» на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. «Рука» в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её «обвеса» индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5-3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь.

Альтернативные способы стабилизации

Параллельно с системой «Стедикам» разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором , позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств . Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении . Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам , использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы , поскольку необходим их существенный «запас», зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний . По этому параметру система «Стедикам» не имеет конкурентов.

Использование

Облегчённый ручной «Стедикам» для лёгких видеокамер

В современном кинематографе «Стедикам» хотя бы однократно применяется практически во всех фильмах. В телевизионном производстве эта система также стала неотъемлемой частью, особенно при организации трансляций спортивных соревнований или музыкальных шоу. Система используется в кино-, видеосъёмках и телетрансляциях, так как это наиболее простой способ получить изображение с подвижной камеры без тряски. В отличие от операторской тележки и крана, «Стедикам» более мобилен, однако не вытеснил их полностью и часто используется совместно при многокамерной съёмке . Иногда «Стедикам» используется с лёгкой операторской тележкой, не требующей прокладки рельсов, а в последнее время при съёмке спортивных мероприятий оператор «Стедикам» перемещается при помощи сегвея . В этом случае неизбежные колебания при езде демпфируются системой.

«Стедикам» наиболее удобен, когда любая другая техника для перемещения камеры неприменима по причинам недостаточной жёсткости или грузоподъёмности опоры, и в случаях, когда диапазон перемещения камеры невозможно определить заранее. Наилучшим образом система подходит для следующих ситуаций :

  • съёмка объектов, перемещающихся непредсказуемым образом;
  • сложные пространственные перемещения камеры по коридорам, лестницам, вокруг персонажей, через проходы и т. п.;
  • съёмка на пересечённой местности;
  • пересечение порога или движение по ступеням лестницы;
  • съёмка сцен, в которых движение камеры несёт эмоциональную нагрузку;
  • в случае необходимости изоляции камеры от вибраций, например, транспортного средства;
  • съёмка с вертолёта, в том числе длиннофокусным объективом, эффектные сцены в фильмах о природе;
  • для имитации «неустойчивости» окружающего пространства;
  • съёмка движения персонажа «субъективной камерой»;
  • съёмка коротких статичных планов, когда основной организационный фактор - быстрота перестановки камеры с точки на точку;

«Стедикам» практически неприемлем в следующих случаях:

  • съёмка длиннофокусным объективом долгих статичных планов (исключение - устройства оснащённые гироскопной платформой);
  • съёмка очень резких движений из-за угрозы падения оператора;
  • перемещение по скользким поверхностям;
  • при сильном порывистом ветре на натурной площадке;

Оператор «Стедикам»

См. также

  • Steadyshot - система, обеспечивающая стабилизацию части объектива фото- или видеокамеры

Примечания

  1. , с. 143.
  2. , с. 10.
  3. Garrett Brown (англ.) . Персональный сайт Гарретта Брауна. Проверено 22 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  4. Ariston Anderson. Тестовые ролики прототипа «Стедикам» (англ.) . Steadicam Inventor Reveals the "Impossible Shots" That Changed Filmmaking Forever . The Hollywood reporter (14 August 2014). Проверено 26 августа 2014.
  5. , с. 9.
  6. В танце со штативом (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2011. - № 1 . Архивировано 2 января 2012 года.
  7. , с. 11.
  8. Р. Келли. Стабилизирующая система Игоря Черныха (рус.) // «Мир техники кино»: журнал. - 2006. - № 1 . - С. 35 . - ISSN 1991-3400 .
  9. Dmitry Silyanov. Sovscope 70 - 70mm Films in USSR (англ.) . Widescreen . In70mm (23 December 2014). Проверено 26 июня 2015.
  10. , с. 145.
  11. Елена Ермакова. Стедикам как образ мышления (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2006. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  12. Павел Орлов. Как это снято: «Иди и смотри» (рус.) . «Tvkinoradio» (28 июня 2015). Проверено 10 января 2018.
  13. Сергей Афандеев, Андрей Мигачев, Александр Раевский, Роберт Филатов. 35 килограммов удовольствия (рус.) // «625»: журнал. - 2004. - № 9 . - ISSN 0869-7914 . Архивировано 15 марта 2014 года.
  14. , с. 144.
  15. Тимур Мусаев. Системы стабилизации движения и радиоконтроль параметров объектива (рус.) . Каталог «Техника кино» . Broadcasting.Ru (2006). Проверено 9 декабря 2012.

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана . Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown , ) , который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory» . Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки », «Житие Брайана по Монти Пайтону », «Чужие » были сняты с применением этой технологии съёмки.

В Россию технология впервые пришла в 2002 году когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег ». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников», «9 рота », «Трудно быть Богом ».

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3 .

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги - Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стедикам" в других словарях:

    Стедикам (англ. Steadicam) cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом». Оператор Стедикам за работой Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en). Первый фильм… … Википедия

    - «Free as a Bird» Сингл The Beatles из альбома Anth … Википедия

Мы все пробовали снимать видео на смартфон: изображение прыгает и трясется, стоит немного пошевелиться. А вот путешественники с YouTube выкладывают видео из походов, снятые обычным телефоном, и у них все выглядит плавно и ровно — как так? Секрет прост: скорее всего они используют для съемки видео ручной стабилизатор.

О чем речь?

Речь идет об устройстве, которое называется электронным ручным стабилизатором для смартфона, или коротко — стедикамом (по аналогии со Steadycam, знаменитой профессиональной системой стабилизиции положения видеокамер, которая с 70-х годов используется в кино и на телевидении).

На Западе это же устройство называют карданным подвесом для смартфона (smartphone gimbal). Выглядит оно, собственно, вот так, чем-то напоминая известную всем селфи-палку:

Но, разумеется, стедикам куда сложнее селфи-палки — и конструкционно, и по возможностям, которые он дает.

Как устроен стабилизатор для смартфона?

Стедикам для смартфона состоит из ручки и прикрепленной к ней подвижной рамки на нескольких шарнирах, которые приводятся в движение электромоторами. В рамку вставляется смартфон и закрепляется в горизонтальном положении. Его положение фиксируется несколькими датчиками-гироскопами.

За счет взаимодействия всех деталей конструкции рамка со смартфоном может вращаться в разные стороны без передачи вращения всей системе. Таким образом, движение смартфона зависит не от вашей руки, а от вращения рамки. Направление вращения может быть запрограммированным или динамическим, в зависимости от перемещений оператора.

Это позволяет снимать видео, поворачивая камеру в разные стороны, но при этом поворот будет ровным, без тряски и резких изменений изображения. Готовое видео будет выглядеть примерно так — что называется, почувствуйте разницу:

Это видео снято при помощи смартфона Asus ZenFone 5 на стедикаме.

Что умеет стедикам?

Основная функция устройства, как уже сказано, удерживать смартфон от тряски при видеосъемке. Полный список возможностей стандартного электронного стедикама гораздо шире, к примеру:

  • Автоматический поворот смартфона при съемке из горизонтального положения в вертикальное и обратно;
  • Подключение к смартфону по Bluetooth: благодаря этому можно удобно управлять съемкой видео и фото при помощи кнопок на ручке стедикама (пуск, пауза, стоп), а также калибровать сам стабилизатор;
  • Возможность разпознавания лиц : некоторые стедикамы умеют следить за движениями человека и поворачивать смартфон так, чтобы лицо снимаемого всегда попадало в кадр;
  • Спецэффекты и разные виды съемки , например, эффект вертиго, или орбитальная съемка с видом от первого лица (POV);
  • Функция панорамной съемки и motion timelapse : камера смартфона делает серию снимков, при каждом из которых стабилизатор поворачивает устройство на небольшой угол, а затем эти снимки объединяются в панорамное фото или видеоролик. Посмотрите, как симпатично выглядит итоговый результат:

Кому пригодится стедикам для смартфона?

Разумеется, профессиональному оператору вряд ли придет в голову снимать видео на смартфон. Но это устройство отлично дополняет арсенал видеооператоров-любителей. К примеру, оно будет по-своему полезно:

  • Журналистам, чтобы давать хороший обзор с места событий;
  • Любителям активного отдыха и путешествий — чтобы снимать красивые пейзажи;
  • Видеоблоггерам, которые ведут съемку в поле, а не на студии;
  • Владельцам дронов. Многие стедикамы специально конструируются для съемки с воздуха.

Что можно купить в России?

На российский рынок стедикамы для телефонов активнее всего поставляет Китай. Это фирмы Feiyu, DJI, Zhiyun, MOZA, TILTA. Китайские стабилизаторы видео для смартфонов просты по конструкции и относительно недорого стоят.

Вот несколько классных моделей, которые стоят рекомендации:

Feiyu Vimble 2

Простейший стедикам с 18-сантиметровым встроенным моноподом, который будет удобен тем, кто привык обращаться с селфи-палкой. К нему прилагается тренога, с помощью которой его можно поставить на любую поверхность и оставить вращаться, снимая все, что его окружает. Хорошо подойдет для любителей пейзажной съемки на природе. Стоит около 8 тыс. рублей.

DJI Osmo Mobile 2

Умеет все, что мы написали выше, включая распознавание лиц и motion timelapse. Кроме, собственно, смартфона, в его рамке также можно закреплять фотокамеру и экшн-камеру GoPro, так что он пригодится и любителям экстрима, и фотографам, и спортсменам. Он подороже: около 12-13 тысяч, но зато очень надежен и многофункционален.

Zhiyun Smooth 4

Стедикам Smooth позволяет создавать настоящие кинематографические спецэффекты при помощи обычного телефона: таймлапс, ускоренная съемка, эффект движущегося заднего плана, вертиго и так далее. У него большое количество настроек фокуса и углов обзора, так что он придется по душе видеооператорам-любителям. При этом он относительно недорог: его можно найти за 9-10 тысяч рублей.