Арт-рок. Рок-энциклопедия

Art-Rock . Рок-музыка – явление уникальное и многоликое. Жанровое разнообразие позволяет практически любому человеку найти то, что ему по душе – от легкого брит-попа до экстремально тяжелого блэк-металла и грайндкора. И даже любители рафинированной классической музыки по достоинству оценят отдельные жанры рок-музыки. В частности, art-rock. Если переводить данное словосочетание дословно, получится что-то вроде рока в искусстве или искусства в роке. С учетом особенностей стиля, и то и другое вполне уместно.

Стиль арт-рок появился в Великобритании во второй половине 1960-х годов, когда до появления металла было еще далеко, а музыканты уже искали чего-то нового, не похожего на мейнстримную музыку тех времен. Тогда рок, который только начинал развиваться, смешивали с джазом и классической музыкой. Лучше всего это получилось у The Beatles в альбоме «Sgt. Pepper"s», который вышел в 1967 году. Композиции с этого альбома заслужили признание музыкальных критиков, а музыка на стыке многих жанров полюбилась слушателям. Термин art-rock появился как раз после выхода данного альбома, когда музыкальный критик Джордж Грэхэм отметил появление нового экспериментального направления в рок-музыке. Тогда, в конце 1960-х, в подобном стиле работали The Beach Boys, издав альбом «Pet Sounds». Появились и арт-роковые коллективы Yes, King Crimson и The Nice.

И тут стоит отметить, что все вышеуказанные коллективы родом из Великобритании, а современные музыкальные критики называют их progressive-rock-группами. Дело в том, что на заре жанра понятия art-rock и progressive-rock тесно пересекались друг с другом и были почти синонимами. Однако со временем выяснилось, что эти два направления пошли по разным путям развития, и сейчас понятие арт-рока перестало быть обобщающим. Нынче арт-роком принято называть узконаправленный стиль, который отличается от прогрессива более мелодичным звучанием и большей связью с другими видами искусства. Многие группы, относящие себя к стилю арт-рок, много внимания уделяют визуализации своей музыки, их концерты сопровождаются целыми театральными постановками, а для оформления обложек альбомов приглашаются художники-живописцы. Кстати, одной из особенностей арт-рока является концептуальность альбомов. Арт-роковые группы зачастую создают альбомы, подчиненные одной идее, конкретному замыслу. А значит и слушать альбом нужно полностью, иначе одна песня может оставить чувство вырванности из контекста. В качестве примера можно привести альбом The Alan Parsons Project «Gaudi», выпущенный в 1987 году. Все треки альбома написаны под впечатлением от работ известного испанского архитектора, и логически связаны между собой. Единому замыслу подчинено оформление альбома, что характерно для арт-роковых коллективов. Что касается текстов композиций, то здесь вы не встретите острых социальных проблем и песен о несчастной любви. Тексты песен в арт-роке (если они вообще есть) затрагивают философские, политические и религиозные темы. Часто встречаются тексты-впечатления от пережитого или увиденного.

На рубеже 1960-1970-х в США также развивалась своя арт-роковая сцена. Однако умные люди говорят, что там, за океаном, произрастал всё же progressive-rock. Кроме того, американский рок тех времен испытывал на себе заметное влияние психотропных веществ и легких наркотиков, что в Великобритании было не так распространено. Не смотря на такие различия, в конце 1960-х в США отмечается «Золотой век арт-рока», потому как именно в это время появляются такие группы, как Iron Butterfly"s, In-A-Gadda-Da-Vida, The Steve Miller Band и It"s a Beautiful Day. Кроме того, известные психоделик-рок-команды Jefferson Airplane, The Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service и H.P. Lovecraft на рубеже 1960-1970-х творили именно в духе арт-рока. В 1970-х американский art-rock плавно перешел в psychedelic и progressive-rock. Однако некоторые композиции The Doors, Pink Floyd, Genesis всё же носят ярко выраженный арт-роковый характер. Примечательно, что в середине 1970-х арт-рок, не смотря на свою антикоммерческую направленность, всё же был удостоен внимания широкой публики, и многие коллективы добились известности. Этот период, как в Европе, так и в США принято обозначать как вторую волну арт-рока. Хотя, на мой взгляд, это лишь период подъема, за которым последовал спад к началу следующего десятилетия.

Так, к концу 1970-х art-rock плавно сошел на нет. Его вытеснила волна панка и диско. Немногочисленные и малоизвестные арт-роковые коллективы пополнили ряды инди-рокового подполья. В 1980-1990-е арт-рок обзавелся модным налетом электронного звучания, однако это не вернуло ему былой славы. Сегодня вряд ли можно вспомнить хотя бы два-три более-менее известных арт-роковых коллектива. Музыканты, конечно, продолжают эксперименты над звуком, однако все они не имеют ничего общего с арт-роком. Кто-то вполне справедливо заметил, что арт-роковая сцена сейчас находится в состоянии летаргического сна, а когда наступит пробуждение – неизвестно.

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ АРТ-РОК

Все началось в Великобритании конца 60-х, когда The Beatles устали быть "битлами" в черных костюмах и с короткими стрижками, отрастили усы и бороды и предстали в новом, ярком обличье. В пластинке Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band уже звучали духовые и струнные, а четверка в угловатых черных пиджаках из баловней судьбы превратились в "Оркестр Сержанта Пеппера". Так и зародился арт-рок - узкое ответвление классической рок-музыки с вкраплениями классики и джаза. Параллельно с "битлами" первый концептуальный альбом готовили The Beach Boys - их пластинка Pet Sounds, все песни в которой были объединены идеей конфронтации человека с окружающим миром, вышла в 1966 году. Следом за ними группы Jethro Tull, the Moody Blues, the Nice, Pink Floyd и многие другие стали выпускать первые альбомы арт-рок-экспериментов, а The Doors написали два признанных арт-рок-произведения: When The Music"s Over и The End.

В 70-е стало понятно, что арт-рок - не просто новый музыкальный жанр, выходящий за рамки привычной рок-музыки, но и целое музыкальное движение, превращающее живое выступление в настоящее шоу. Например, в 1972 году на шоу в Дублине в рамках тура Foxtrot фронтмен группы Genesis Питер Гэбриел вышел на сцену в красном платье и с головой лисы. "Когда я вышел на сцену, все были откровенно шокированы, - вспоминает Гэбриел. - Я считал свой наряд забавным, но остальные участники испытывали большую неловкость". Неловкость испытывали все, но только поначалу: вскоре сцену поразил феномен Дэвида Боуи, привыкшего выступать в золотых мантиях и цветных комбинезонах, а если на нем и была обычная одежда, то на ногах обязательно были туфли на каблуках. Время расцвета арт-рока характеризуют как время "кто во что горазд": поверх привычных басов и ударных солист Jethro Tull Йен Андерсон играл на флейте, The Velvet Underground вплетали в свои мелодии все больше элементов нойза и панка, Electric Light Orchestra добавили к стандартным рок-инструментам скрипки и горны, британская группа Yes во время выступлений экспериментировала со звуковыми и световыми эффектами, а участник Roxy Music Брайан Ино мешал рок-музыку с электронным стилем эмбиент.

Две ключевые фигуры арт-рока 80-х - американская экспериментальная певица Лори Андерсон и британка Кейт Буш, работающая на стыке рока и поп-музыки. В арсенале Лори Андерсон - скрипка, синтезатор и ударные, а также один стопроцентный хит, сингл O Superman, достигший второй строчки в музыкальных чартах Великобритании. Чуть позже компания The Warner Bros. сделала Лори подарок, сняв ролик на эту песню-речетатив, исполненную в духе минимализма, и показал его в нью-йоркском MoMA. А вот в одной из песен Кейт Буш середины 80-х - Hello Earth с альбома Hounds Of Love - звучит фрагмент из грузинской народной песни "Цинцкаро". Подобные эксперименты Буш проводит до сих пор: к примеру, в ее прошлогоднем альбоме 50 Words For Snow в качестве фонового звука был использован звук падающего снега.

В 1990-е и нулевые волна попыток раздвинуть границы рок-музыки совсем утихла, и на сегодняшний момент есть лишь несколько музыкантов, кого можно было бы причислить к арт-року. Среди них - The Flaming Lips, балансирующие на грани альтернативного рока и неопсиходелической музыки, с "многослойными" аранжировками, странными обложками альбомов (достаточно вспомнить последнюю пластинку The Flaming Lips And Heady Fwends с экземплярами настоящей крови музыкантов) и сумасшедшими выступлениями, во время которых фронтмен группы Уэйн Койн может запросто прокатиться по рукам фанатов в огромном "мыльном" пузыре или взобраться на спину медведю. А если по-честному, то границы музыкальных стилей сегодня настолько стерты, что психоделическую музыку и не отличишь от арт-рока, а арт-рок - от нойза. Что, впрочем, и неважно, особенно если на творчество наших современников вдохновили те самые герои 70-х: Боуи, Ино, Гэбриел и Андерсон.

Art-rock (арт-рок)

Арт-рок (art-rock - от англ. art - искусство )- сплав элементов рока, академической музыки («классической» и современной ) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с «арт-роком » употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и др., однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.
Возникновение арт-рока было подготовлено ретро-тенденциями в академической музыке 20-30-х годов ХХ века, джазовым неоклассицизмом 30-50-х. В конце 60-х осваивать огромное культурное наследие «мира отцов » начали рокеры, еще недавно всеми силами стремившиеся от него отмежеваться. Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 60-х, в недрах британской психоделики с ее «закрытой » клубной атмосферой и интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Именно из этой студенческо-артистической среды вышли PINK FLOYD, KING CRIMSON, SOFT MACHINE и др. «Кристаллизация » арт-рока была связана с определенным периодом творческого поиска, в процессе которого немалую роль сыграли отдельные группы и исполнители, в том числе значимые и для хард-рока (CREAM, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, SAVOY BROWN и др. ). Истоки арт-рока можно найти в позднем (1965-1970) творчестве THE BEATLES - они много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, применяли необычные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли ладогармонический язык и форму композиций, использовали цитаты из «классики». Следует отметить и творчество американских исполнителей - дуэта SIMON & GARFUNKEL , группы VELVET UNDERGROUND и др. Обработками «старинных » произведений для новых инструментов (синтезатор Moog ) увлеклись композиторы-профессионалы (альбом «Switched On Bach» Уолтера Карлоса, 1968 ). В рок-музыку тоже приходят исполнители с профессиональным и полупрофессиональным музыкальным образованием. Среди арт-рокеров это Эдди Джобсон, Керри Миннеар, Робби Стейнхардт, Рик Уэйкман, Роберт Фрипп, Кит Эмерсон и др.

Непосредственной предтечей стиля стала британская группа MOODY BLUES, одной из первых (наряду с BEATLES ) использовавшая возможности симфонического оркестра («Days Of Future Passed», 1967 ). В числе первых арт-групп следует назвать PROCOL HARUM (манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции «A Whiter Shade Of Pale» процитирована тема Баха ). В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем - так, первый экспериментаторский альбом PINK FLOYD («The Piper At The Gates Of Dawn», 1967 ) имел электронно-психоделическое «наклонение », дебютный диск JETHRO TULL («This Was», 1968 ) был выдержан в блюзовой стилистике. Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968-69 годам в Англии , когда вышли первые альбомы NICE («The Thoughts Of EmerList And DavJack» ), CARAVAN, SOFT MACHINE, YES (одноименные ) и VAN DER GRAAF GENERATOR («Aerosol Gray Machine» ), первый арт-роковый диск JETHRO TULL («Stand Up» ), а также дебютные работы GENESIS («From Genesis To Revelation» ), KING CRIMSON («In The Court Of The Crimson King» ) и др.

В 1970 увидели свет первые (одноименные ) альбомы английских групп GENTLE GIANT, ELP, SUPERTRAMP, BARCLAY JAMES HARVEST , голландской FOCUS («In And Out Of Focus» ) и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать также британские группы ELO, ROXY MUSIC, CAMEL, BE-BOP DELUXE, ALAN PARSONS PROJECT, UK, SKY, ASIA, MARILLION , а также англо-французскую GONG и немецкую ELOY , американские PAVLOV"S DOG, KANSAS и др.

Самостоятельность обретают направления, группирующиеся по территориально-идейному принципу («кентерберийский рок», немецкий «краут-рок» ); как магринальное ответвление арт-рока формируется движение Rock In Opposition (RIO ), находящееся на самом стыке арта, джаза и авангарда (британская HENRY COW, а также многие неанглоязычные группы ). Все эти коллективы предлагали свои, порой друг на друга совершенно не похожие вариации на тему арт-рока.

Тем не менее, творческое кредо арт-рока можно определить как обращение к «внероковым » пластам мировой музыкальной культуры. Ассимиляция и адаптация элементов этой культуры шла сразу в нескольких направлениях. Во-первых, широко использовались оркестрово-акустические инструменты и имитирующие их синтезированные тембры (струнные, духовые, орган, старинные инструменты типа лютни и др. ), а саунд в целом тяготел к «классичности », уравновешенности, прозрачности (для арта не характерен ритмический драйв и «тяжелый» саунд ). Во-вторых, обращение к «классике » выливалось в использование цитат, фрагментов «чужих» произведений, а иногда и в полную переработку «старинных» сочинений на новый лад (типичный пример - «Pictures At Exhibition» ELP ). В-третьих, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др. ), а также «классические » формы и жанры (среди них - фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера ) - стоит назвать, например, «The Six Wives Of Henry The VIII » Рика Уэйкмана. В-четвертых, арт-музыканты иногда стремились полностью воссоздать стилистику и образно-духовный строй музыки различных эпох и культур (средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма XVIII века, романтизма, современного академического авангарда, фольклора различных традиций) - здесь можно вспомнить «барочных » PROCOL HARUM , «ренессансных » GENTLE GIANT , фолк-ориентированных JETHRO TULL.
На рубеже 60-70-х складывается жанр «концептуального альбома », своеобразной «большой формы » в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития, сюжетики и др. (пионерами здесь тоже стали THE BEATLES с их альбомом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», 1967 ).

Первая половина 70-х гг. стала временем расцвета стиля, его «классическим» периодом. Однако в конце 70-х - начале 80-х арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной; он не был связан с какой-либо социальной платформой, не был «рупором » бунтующих поколений, как рок-н-ролл и панк-рок, не был столь демократичен, как хард-рок и блюз... Отход от «корней » рока - в области музыкального языка и вообще характерной для рок-н-ролла (в широком смысле слова ) высокой «энергетичности » - не мог не сказаться на массовом слушательском интересе. Не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 70-х, уступил место новым направлениям.

Последней крупной работой в арт-роке 70-х гг. можно считать двойной альбом «The Wall » (1979) группы PINK FLOYD , последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 70-х - британскую группу UK , просуществовавшую всего лишь около двух лет. Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. Первой, уже в 1974 году, объявила о прекращении творческой деятельности KING CRIMSON ; в 1976, стремясь привлечь внимание массовой аудитории, изменили свое звучание GENTLE GIANT ; в стилистике группы GENESIS (во многом в связи с изменением состава ) также наметилась отчетливая тенденция к «демократизации ». Появляется так называемая «коммерческая» разновидность арт-рока (ELO, SUPERTRAMP, ASIA и др. ), в которой «коренные » признаки арт-рока (обращение к «классике», использование симфонических составов, синтезаторов и акустических инструментов, элементов крупных форм и др. ) как бы выхолащиваются, обретают функцию «декорирующих ».

В начале 80-х арт-рок испытывал настоящий кризис. Из «первопроходцев » лишь PINK FLOYD продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома «The Final Cut » (1983) временно прервался. Стиль одной из немногих новых арт-групп, появившихся в 80-е, - MARILLION - был слишком очевидно (вплоть до заимствований ) связан со стилем GENESIS . В таких альбомах крупнейших арт-групп «старшего поколения », как «Drama » группы YES (1980), «A» JETHRO TULL (1980), «Discipline» возродившихся KING CRIMSON (1981) отчетливо прослеживалась тенденция к «ужесточению» звучания, четкой метричности (нередко даже танцевальности ), обращению к простым песенным формам, использованию электронных тембров и упрощению музыкального языка. Вместе с тем, идеи арта продолжали развиваться в рамках движения Rock In Opposition (UNIVERS ZERO, сольное творчество участников HENRY COW и др. ) и его ответвления zeuhl (французская MAGMA ), вплотную смыкающихся с авангардом. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени ) и Питер Хэммилл , бывший лидер группы VAN DER GRAAF GENERATOR , ныне работающий сольно.
На рубеже 80-90-х группы YES, JETHRO TULL (чуть ранее - ELP ) и некоторые другие группы приняли решение вернуться к более традиционному арт-звучанию (на новом, разумеется, витке ); KING CRIMSON же продолжили эксперименты в новом направлении («третий созыв» 1994 года ).

Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты (ANEKDOTEN, ARS NOVA, ECHOLYN, THE FLOWER KINGS, GLASS HAMMER, SPOKE"S BEARD и др .). Влияние арт-рока обнаруживается в стилистике самых разных направлениий, от пост-панка до индастриала, от металла до «готики», в сольном творчестве экс-хард-рокеров Ричи Блэкмора, Роберта Планта и многих других музыкантов. Охотно заимствует элементы арт-рока и поп-музыка.

Ключевые артисты и альбомы:

PROCOL HARUM «Procol Harum» (1967)
KING CRIMSON «In The Court Of The Crimson King» (1969)
ELP «Pictures At Exhibition» (1971)
PINK FLOYD «The Dark Side Of The Moon» (1973)
YES «Tales From Topographic Oceans» (1973)
GENESIS «The Lamb Lies Down On Broadway» (1974)

Арт-рок (art-rock – от англ. art – «искусство») представляет собой сочетание элементов рока, академической музыки (классической и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с арт-роком, употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и другие, однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.

Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 1960-х годов, в недрах британской психоделики с ее интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Истоки арт-рока можно найти в позднем (1965 – 1970) творчестве «The Beatles», которые много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, а также оригинальные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли форму композиций, использовали цитаты из классики.

Непосредственно на пороге формирования стиля арт-рока как такового стояла британская группа «Moody Blues», одна из первых (наряду с «The Beatles») использовавшая возможности симфонического оркестра. В числе первых арт-групп следует назвать «Procol Harum» (своеобразным манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции «A Whiter Shade Of Pale» процитирована тема Баха). В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем – так, первый экспериментаторский альбом «Pink Floyd» («The Piper At The Gates Of Dawn», 1967) был с явным электронно-психоделическим уклоном, дебютный диск «Jethro tull» («This Was», 1968) был выдержан в блюзовой стилистике.

Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968 – 1969 годам в Англии, когда вышли первые альбомы «Nice» («The Thoughts Of EmerList And DavJack»), «Caravan», «Soft Machine», «Yes» (одноименные) и «Van Der Graaf Generator» («Aerosol Gray Machine»), а также дебютные работы «Genesis» («From Genesis To Revelation»), «King Crimson» («In The Court Of The Crimson King») и др.

В 1970 году увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп «Gentle Glant», «Supertramp», голландской «Focus» («In And Out Of Focus») и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать британские группы «Roxy Music», «Camel», «Be-Bop Deluxe», «Sky», «Asia», а также англо-французскую «Gong» и немецкую «Eloy», американскую «Kansas» и др.

Примерно в то же время становятся самостоятельными направления, сформировавшиеся по территориально-идейному принципу (кентерберий-ский рок, немецкий краут-рок). Однако в них по-прежнему жили традиции арт-рока, т. е. применение ор-кестрово-акустических инструментов, обращение к классике, в некоторых случаях выражающееся в использовании цитат, фрагментов чужих произведений, а иногда и в полной переработке старых сочинений на новый лад. Кроме того, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также классические формы и жанры (среди них – фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера).

« The Beatles»

В начале 1970-х годов складывается жанр концептуального альбома, своеобразной «большой формы» в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития (пионерами здесь тоже стали «The Beatles» с их альбомом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967).

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»

Обложка альбома « The Beatles»

Первая половина 1970-х годов была временем расцвета стиля, его классическим периодом. Однако уже в конце 1970 – начале 1980-х годов арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной. Он не был связан с какой-либо социальной платформой, не являлся способом самовыражения для молодежи, как рок-н-ролл и панк-рок, не отличался такой демократичностью, как хард-рок и блюз. В конце концов, не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 1970-х годов, уступил место новым музыкальным стилям.

«The Wall» Обложка альбома «Pink Floyd»

Последней крупной работой в арт-роке 1970-х годов можно считать двойной альбом «The Wall» (1979) группы «Pink Floyd», последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 1970-х годов – британскую группу «UK», просуществовавшую всего лишь около двух лет.

Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. В начале 1980-х годов арт-рок испытывал настоящий кризис. Из пионеров данного направления в музыке лишь «Pink Floyd» продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома «The Final Cut» (1983) временно прервался. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени) и Питер Хэммилл, бывший лидер группы «Van Der Graaf Generation», ныне работающий сольно. Вместе с тем традиции арта продолжали развиваться в рамках движения «Rock In Opposition» (группа «Unimers Zero» и др.).

Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты («Anekdoten», «Ars Nova», «The Flower Kings» и др.). Влияние арт-рока ощущается в самых различных направлениях: от постпанка до индастриала, от металла до готики и даже в поп-музыке.