Человек ты или тварь дрожащая. Тварь я дрожащая или право имею? Теория Раскольникова

  1. Краткое содержание (читается за 1,5 минуты)
  2. Краткое содержание Толстой Отрочество по главам (читается за 4 минуты)
  3. История создания произведения
  4. Заключение и главная мысль
  5. Главные герои
  6. Образ главного героя

Николенька Иртеньев (четырнадцатилетний юноша, от лица которого ведется рассказ) вместе с семьей переезжает в Москву. За дни поездки главный герой увидел много восхитительных мест и пейзажей, что его весьма впечатлило. Одним из таких явлений, заставших в дороге, была гроза. В момент поездки Николенька и его сестра Катя обсуждают предстоящие перемены. В ходе разговора Николенька замечает, что сестра несколько отдалилась от него.

Приехав в Москву Николенька обнаруживает, что бабушка выглядит очень постаревшей. Это наводит его на грустные мысли. Также герой произведения несколько иначе стал смотреть на брата, понимая огромную разницу между собой и Володей.

Николеньке начинает нравиться горничная Маша, но он считает себя недостойным ее любви и не делает никаких попыток завоевать ее сердце.

Николенька с товарищами игрались с порохом, об этом узнает его бабушка и немедленно увольняет гувернера Карла Иваныча. Карл Иваныч беседует с юношей, сетуя на свою судьбу, он рассказывает о своем детстве. Отчим не любил гувернера, в 14 лет он пошел в солдаты. Во время военных действий мужчина попал в плен, но ему удалось бежать. После, гувернер работал на фабрике, но, внезапно влюбившись, ушел с места работы. С помощью нового знакомого генерала, Карлу Иванычу удается уехать в Россию, где он и попадает в семью, где растет Николенька.

В день рождение сестры Николеньки в гости к семье приезжает много родственников и друзей. Во время игр главному герою достаются некрасивые княжны. Это вызывает у него негодование. В этот же день Николенька обнаруживает в комнате отца ключ от портфеля и случайно ломает его.

Новый гувернер узнает о полученной Николенькой единице. В словесной перепалке Николенька ударяет гувернера. Тот наказывает мальчика, заперев в чулане.

После ночи, проведенной в чулане, Николенька отказывает просьбе бабушки извиниться перед гувернером, своим поступком он доводит ее до слез. Отец замечает поломку ключа. На Николеньку обрушиваются обвинения. Он теряет сознание. Домашние прощают его.

Николенька наблюдает за романом горничной Маши и портного Василия. Он сочувствует Маше.

Брат Николая поступает в университет, главный герой несколько завидует Володе.

Николенька становится весьма наблюдательным. Он замечает, как повзрослели дочь гувернантки Мими Катенька и его сестра Любочка. Особенно остро чувствует сходство мамы и сестры Любочки.

Умирает бабушка, Николенька тяжело переживает ее смерть. Его шокирует, то, что родные так легко переживают ее смерть.

Николенька много времени проводит в окружении брата, в один из дней он знакомится с князем Дмитрием Нехлюдовым, с которым у юноши заводятся теплые приятельские отношения. Николенька перенимает взгляды и понимание мира нового друга, считая их истинно верными.

Произведение Л.Н. Толстого учит пониманию важности настоящих ценностей жизни и необходимости совершенствования своих внутренних качеств.

Краткое содержание Толстой Отрочество по главам

Глава 1

Семейство Иртеньевых, в том числе и главный герой – Николенька, после смерти матери, переезжают в Москву к бабушке графине. Всё путешествие занимает 4 дня.

Глава 2

Во время поездки Николеньку застаёт гроза, он также слышит и гром. Стихия переполняет его эмоции, одновременно он всего этого боится. Но затем гнев сменяется на милость, и он уже восхищается полуденным воздухом.

Глава 3

Разговор в бричке Николеньки с Катенькой, которая жалуется на свою непростую судьбу. Они обсуждают план того, как поселятся на новом месте. Впервые подросток так сознательно опирается на мир и его ценности.

Глава 4

Семья Николеньки добирается до Москвы, подросток видит свою бабушку, которая опечалена кончиной дочери и проявляет к ней сострадание. Отец уходит жить во флигель.

Глава 5

Отношения с братом Володей – заходят в тупик. Николенька всё больше ссорится со своим старшим братом, при этом понимает, что Володя лучше его во всём.

Глава 6

Николенька влюбляется в горничную – Машу, которая изумительно хороша собой. Но из-за своих комплексов, он так и не решается сделать первый шаг, после чего, долго и мучительно страдает.

Глава 7

Подросток попадается при игре с порохом. Бабушка, которой обо всём сообщила, та самая Маша, незамедлительно приходит в ярость. Из-за этого, своей работы лишается Карл Иванович – учитель Николеньки, а на его место приходит новый гувернёр – Сен-Жером.

Главы 8-10

Перед отправкой из усадьбы, Карл Иванович рассказывает Николеньке историю из своей нелёгкой жизни. Он был воспитан отчимом, который слыл непростым человеком, в плане характера. В подростковом возрасте Карл Иванович начал работать сапожником, а позже подался в армию. Он сражался против самого Наполеона, но был взят в плен войсками противника, откуда впоследствии сбежал. Затем больше года работал на канатной фабрике, но тут завязалась интрига – в него влюбилась жена хозяина производства, но Карл не стал обольщаться на этот счёт, и вскоре сбежал. По возвращению в город он встретил свою семью, которую очень долго не видел. Затем был побег в Эмс, а оттуда, окольными путями, в Россию. Так, судьба и забросила его в дом к Иртеньевым.

Глава 11

По случаю дня рождения Любочки – сестры Николеньки, в доме Иртеньевых собираются знатные гости. Сам подросток в этот день уже успел подпортить себе настроение – он получил единицу по истории. Но всё это остаётся тайной, поскольку Николай ни разу не обмолвился, словом, об этом со своим гувернёром – Сен-Жеромом.

Глава 12

Гости за столом, отец Николеньки – Пётр, просит сына принести подарок для Любочки из своего портфеля. Тот идёт в комнату, находит ключ и открывает трофей. Почитав с любопытством некоторые бумаги из его содержания, он случайно ломает ключ в скважине этого предмета. Не зная как выпутаться из сложившейся ситуации, Николенька не находит ничего лучшего, чем вернуться за стол и промолчать о содеянном факте.

Глава 13

После обеда дети из знатных семей начинают играть в игры. Коленька при этом теребится, он думает, что его обман скоро раскроется. Николеньке нравится девочка Соня, но она всё время делает свой выбор в пользу Серёжи Ивина. Угнетённый подросток считает её попросту изменницей.

Глава 14

Обман раскрыт, Сен-Жером узнаёт о проделках Николеньки и просит его выйти из-за стола. В порывах чувств, подросток дерзит гувернёру, в частности, показывая ему язык. Сен-Жером хватает парня за рукав, но тот, отбиваясь, ударяет прислугу. Сен-Жером силком отводит мальчика в чулан и запирает там его на всю ночь.

Глава 15

В чулане Николенька чувствует себя презренным и одиноким человеком. Он даже представил себя неродным ребёнком.

Глава 16

На следующее утро Николеньку выпускают из чулана для пристрастного разговора с бабушкой. Та хочет, чтобы внук извинился перед Сен-Жеромом, но Николенька плачет и отказывается это делать. После этого бабушка сама расстроена до слёз. В это время, как по воле судьбы, появляется отец Николеньки и начинает на того ругаться из-за ключа. В результате у подростка начинаются конвульсии, и он отключается на неопределённый срок.

Глава 17

Прошло уже 1,5 года, ненависть французского гувернёра и Николеньки – обоюдна. Сен-Жером практически никак не участвует в воспитании мальчика. Николай же считает его методы – весьма унизительными.

Глава 18

Николенька бытует в своих убеждениях, он свыкается с мыслями об одиночестве. Подросток видит, как горничная – Маша, влюбляется в пьяницу – Василья, но она не может с ним обвенчаться, из-за того, что отец Николеньки не даёт на это своего согласия. Хотя Николай по-прежнему любит в душе Машу, он решает всё-таки помочь в браке Василью и Маше.

Глава 19

Подростка продолжают одолевать странные мысли, и он всё больше в них погружается. Он думает о бессмертии, одиночестве, счастье и т. д. По сути, он анализирует каждое своё действие.

Глава 20

Старший брат – Володя, собирается поступать в университет. В скором времени он благополучно сдаёт все экзамены и его зачисляют. Он начинает ездить на балы, курить трубку и т. д. То есть, по сути, Володя становится истинно взрослым человеком.

Глава 21

Любочка и Катенька – сёстры Николеньки, выросли вместе. Обе красавицы, но одна более грациозна – Катенька, а другая простушка, ничем не выделяется – Любочка.

Глава 22

Отец Николеньки – заядлый игрок в карты, он выигрывает крупную сумму денег и становится ещё более доброжелательным к своей семье. В это время, Николенька замечает все главные черты характера своего папы.

Глава 23

Бабушке графине с каждым днём становится всё хуже и хуже. Очень скоро её здоровье резко пошатнулось, она слегла, а через какое-то время и вовсе умерла. Но её смерть не вызвала особого разочарования среди близких людей, в том числе и у Николеньки. Бабушкино завещание полностью перешло к Любоньке.

Глава 24

Николенька решает поступать в университет, на математический факультет. Хотя на этом уровне его самооценка по-прежнему выглядит удручающей. Он считает себя неудачником с некрасивым типом внешности. Правда, с Сен-Жером – французским гувернёром, их отношения пристально налаживаются, а влюблённость к Маше – никуда не исчезает. Тем не менее подросток просит отца разрешить пожениться слугам – Маше и Василью, и тот, подумавши, разрешает это сделать. Николенька этому несказанно рад.

Глава 25

К Николенькиному брату – Володе, в гости часто заходят друзья. Но особенно важных всего двоё – Нехлюдов и Дубков. Именно Нехлюдов показался Николаю, будто бы он похож на него характером.

Глава 26

Николенька часто проводил время с друзьями своего старшего брата, и так случилось, что однажды, эти приятели пригласили в театр Володю, но у того не оказалось денег, и тогда Нехлюдов решился помочь, а сам тем временем остался в комнате с Николенькой. Именно с этого момента и завязалась их по-настоящему крепкая дружба. Так, они выяснили, что у них есть очень много общего.

Глава 27

Нехлюдов и Николенька начинают делиться секретами, своими самыми сокровенными мыслями и т. д. У них происходит дружественный и нерушимый союз.

История создания Толстой Отрочество

Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, заслуживший славу мирового лидера в области литературы. Его произведения носят поистине шедевральный характер. Он был приверженцем событий, касающихся его личной жизни, и об этом написано много в его произведениях.

Он не стеснялся относить свои воспоминания, непосредственно в художественный помысел, изрядно добавляя факты на тему автобиографии. Вспомнить хотя бы первую повесть из подобного числа, называлась она – «Детство». В ней доподлинно описывается именно сама жизнь, с её непредсказуемыми последствиями. Сюда также можно отнести: произведение «Исповедь», «Юность» и др. Автор часто любил обращать внимание на такой жанр, как повесть. В этом имелся определённый смысл, поскольку долгоденствие, наложило отпечаток на душевное равновесие Льва Толстого. Писатель был романтиком по духу, и поэтому каждая деталь от прожитых лет, закрадывалась в его сердце. Консерватизм был для литератора, чуть ли неглавной его чертой, и малейшие проявления в этой области, заставляли по-другому относиться к жизни, а это часто выливалось в литературный, если так, можно сказать, – «эпос». Как раз под такое содержание и была написана повесть – «Отрочество», по сути, автобиографическая трилогия.

Для Л. Н. Толстого, она стала вторым по счёту произведением в его жизнеописании. Написан рассказ «Отрочество» в период, с 1852 по 1853 год соответственно. В 1854 г. впервые подобная повесть была опубликована на страницах журнала «Современник». Жанр носил псевдоподтекст, а по литературному направлению близко числился к реализму. Рассказ, написанный, с себя (Л. Н. Толстого) перепадает на жизнь одноимённого подростка, погрузившегося в пучину собственных нужд, и не воспринимающего окружающий мир, как того требуют обстоятельства. Для читателя может остаться непонятным образ самого героя, поскольку некоторые его наклонности вызывают недоразумение. Вместе с тем наблюдается полное становление его личности, от раннего периода, до момента взросления. Для многих становится ясно, почему собственно название книги именуется «Отрочеством», ведь этот термин говорит сам за себя, а главный герой повести, постоянно колеблется в этом направлении. Здесь множество персонажей, и каждый из них играет определённую роль в жизни Николеньки, так зовут главного персонажа в повести «Отрочество». Само произведение состоит из 27 глав.

Заключение и главная мысль произведения

В заключение, хотелось бы отметить один факт – повесть «Отрочество», написанная Л. Н. Толстым, наглядно нам демонстрирует все склоки происходящего в душе человека. И пускай повествование ведётся напрямую от первого лица, а само произведение написано в рамках псевдолитературной действительности, не стоит пренебрегать обстоятельствами, которые могут затронуть человека и в XXI веке. Данный рассказ – это наглядное пособие для тех, кто испытывает в первую очередь отчуждённость к себе. Из этого всего можно сделать отличительный вывод.
Главная мысль произведения состоит в анализе всей жизни главного персонажа. Лев Толстой создал прообраз человека, который своим наглядным примером показывает обществу, чего стоит ждать от переходного периода. Здесь затрагиваются немыслимые отчуждения, конфликты, проблемы и т. д. Подросток, для которого отрочество стало утешительным фактом, в конце концов, всё-таки пренебрёг им. Данная повесть служит хорошим убеждением – нужно уметь преодолевать трудности, какими бы они ни были, даже если это касается периода взросления.

Главные герои повести Отрочество Толстого

Николенька Иртеньев – главный герой данного произведения. Отличается эмоциональным характером и страшно переживает своё отрочество. Постоянно думает о прошлом и боится приближающихся событий. Он из дворянской семьи и ему 14 лет. (ниже подробнее)

Пётр Иртеньев – отец Николеньки, в нём кроется суровый нрав и последовательная строгость. Тем не менее он очень любит своих детей и играет в их жизни роль наставника.

Володя – брат Николеньки, старше его на год. По характеру – он более пылкий, не всегда проявляет сочувствие к окружающим, но в то же время твёрдо знает, чего хочет от жизни.

Сёстры Катя и Любочка – о них мало что говорится в произведении, поскольку они себя практически никак не проявляют.

Бабушка Николеньки – именно в её доме и поселилась семья Иртеньевых. Трепетно относилась к своему внуку – Коле.

Карл Иванович – немец по происхождению, одновременно гувернёр и учитель Николеньки, они же были близкими друзьями.

Сен-Жером – новый гувернёр Николая в доме бабушки, отличался традиционно европейскими нормами воспитания.

Маша – молодая горничная, изначально полюбившаяся Николеньке.

Василий – портной и по совместительству прислуга в доме Иртеньевых. Отличался тягой к алкоголю, впоследствии возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – князь и лучший друг Николеньки, кардинально повлиявший на судьбу подростка.

Образ главного героя

В тексте наглядно рассказывается о судьбе подростка, по имени Николенька – от него же ведётся и повествование в произведении «Отрочество». В этом человеке переплетаются разные судьбы, он мягок и застенчив, но в то же время, может презреть кого угодно. Его воспитали в лучших традициях аристократической семьи, при этом он никогда не чурался дружбы с окружающими его людьми из бедных слоёв общества. Хотя иногда и такое проскакивало, как, например, в случае с Иленькой Граппом – ребёнком бедного иностранца, когда его дразнила местная детвора, в том числе и Николенька, за его положение в среде нищенства. Николай всецело относился к людям с любовью и уважением.

Сам он был весьма отзывчивым и в то же время – порядочным. Постоянно думал о своём поведении, анализировал его. Был начитанным, как подобает знатной семье и в то же время чуточку застенчивым. Жизнь Николая обернулась кошмаром для него самого после того, как умерла его мама. С этого момента, мир в его глазах наполняется двояким содержанием – с одной стороны, он не отходит от устоев прошлой жизни, но в то же время, боится каких-либо перемен. Вся его семья в скором времени переезжает в другой город, к родной бабушке, но именно здесь Николенька развивает миф о своей неполноценной жизни. На новом месте он даёт волю своим эмоциям, постоянно переживает в свете различных событий и учится состраданию по отношению к чужому горю.

С братом у него не всё гладко, любимого учителя он недосчитался, отец – поначалу, будто бы забыл о нём, сёстры – живут какой-то своей жизнью, а тут ещё и новый гувернёр, французишка – Сен-Жером. И все они, как он считает – обделяют его вниманием, лишь воспоминания о маме, ласкают его душу. Однажды, в их доме появляется горничная по имени Маша, она хороша собой и немного принципиальна. Николенька бросается в чувства любвеобильности к ней, но он прекрасно понимает, что не сможет добиться ответных симпатий, поскольку его «эго» самокритично. Переживания по этому поводу заставили по-новому взглянуть на мир – подростка. Он стыдится себя, своих поступков, а о внешности не стоит даже уповать.

Новая жизнь в Москве

Дворянская семья Иртеньевых, в которой воспитывался Николенька, была знатного рода. Все вместе они жили в усадьбе. В их династию входили: отец (самоуверенный и предприимчивый); мама Коли (добрая и ласковая); его брат – Володя (впитал в себя образ главы семейства), а также сестра – Люба (прозаическая натура). Сам Коленька был очень добрым и озорным ребёнком, а в его воспитании прослеживалась любовь и ласка со стороны родителей. Его также окружали и другие персонажи, к коим он испытывал трепетные чувства, это были – няня Наталья Савишна и гувернёр, он же учитель – Карл Иванович.

Николай любил играться с соседними деревенскими мальчишками, пусть даже те и не были из богатых семей. В какой-то момент, на долю Николеньки выпала страшная участь, в четырнадцатилетнем возрасте он лишился самого дорогого, что у него было – своей мамы. Этот факт повлиял на дальнейшее действие разворачивающихся событий. Сам Коленька полагал, что в определённый момент жизни, земля будто «ушла у него из-под ног». Вскоре вся их семья решается на переезд в Москву, там у них жила бабушка графиня по материнской линии. Путь занял 4 дня, за это время Коленька, казалось бы, позабыл о прошлых неудачах, ему пришлись по душе пейзажи от новых мест, он даже немного выступил в роли извозчика, чему несказанно был рад.

Правда, некоторых феноменов главный герой по-прежнему боялся, например, грозы или ливня. Следуя маршруту, Николенька гораздо больше общался именно со своей сестрой и с Катенькой – дочерью прислуги семейства, нежели с братом. Они обсуждали планы своего поселения у бабушки. Катя всё время жаловалась на непростую жизнь, отчего у Коли складывалось своеобразное впечатление о мире. И вот они благополучно добрались до Москвы, где их встретила постаревшая бабушка, которая со скорбью пережила известие о кончине своей дочери. От её изумлённых чувств, у мальчика Коли проявилось сострадание к бабушке, но он этого старался не показывать на виду.

Переходный возраст Николеньки Иртеньева даёт о себе знать

Постепенно, мальчик на новом месте жительства, стал замечать, что вокруг него стали происходить изменения, причём не в лучшую сторону, как он сам считал. Отец – Пётр, всё меньше уделял внимания своей семье, а вскоре, он и вовсе переехал жить во флигель. С братом – Володей, у Николеньки прослеживались противоречия, причём с каждым разом они всё больше обострялись. А Карл Иванович, в бытность наставником подростка, решил сменить имидж, отчего у Николая проявилось лёгкое недоумение. Однажды у них с братом произошла серьёзная ссора, и поскольку Володя не слыл по жизни ранимым человеком, такое понятие, как эмоции, для него были чужды. Тем не менее он первым пришёл мириться с Николенькой, отчего у главного героя полились слёзы, и они в конечном счёте снова стали дружны.

В один прекрасный момент в семействе Иртеньевых появляется горничная – Маша, ей было 25 лет от роду. Она очень красива и мила. Всё это сбивает с толку Николеньку, и в нём разгорается чувство влюблённости по отношению к данной особе. Но вот незадача, он не может решиться, открыто заявить о своих намерениях, поскольку барьером в этом выступает – неполноценность характера. С детства Коля был очень застенчивым и скромным, и это заставляло его пренебрегать собственной персоной. Он считал себя неудачником, неспособным на какие-либо серьёзные поступки.

Стыдливость по отношению к своей внешности дополняла подобный образ. А вот его родной брат – Володя, был полной противоположностью, он считался бойким и хулиганистым подростком, и всё это позволяло ему оказывать знаки внимания по отношению к гувернантке Маше, а Николеньке оставалось лишь наблюдать со стороны за происходящим. Он сильно переживал по этому поводу в душе. Всё больше это наталкивало его к мысли о разобщённости. Ещё одну неподдельную травму получил Николенька тогда, когда его обнаружили играющимся с порохом. В доме воцарился скандал, а бабушка была так груба и снисходительна, что велела уволить любимого учителя подростка – Карла Ивановича, всё это стало невосполнимой потерей. Николенька и его бывший учитель долго прощались между собой, а поводом к этому был рассказ со стороны Карла Ивановича о своей нелёгкой судьбе. Он затронул душу подростка и тот с сочувствием озаботился дальнейшим существованием. Вскоре появляется новый гувернёр – француз, помпезник – Сен-Жером. И тут надо сказать, отношения сразу не задались. В день рождения Любочки, – сестры Николеньки, в поместье начинают съезжаться гости. Готовится поистине праздничная атмосфера. Главный герой и его брат Володя, занимаются уроком истории, но так выходит, что Коля оказался просто неготовым к занятиям, из-за чего получил "единицу". Он скрыл этот факт от своего французского гувернёра, дабы не портить отношения по случаю юбилея. Когда все собрались за столом, отец Николая, пристально попросил того принести подарок для Любочки, из портфеля, в своём личном кабинете. И снова неудача, на этот раз конфуз вышел с ключом. Коленька его нечаянно сломал, да так, что тот остался в скважине замка.

Подросток не нашёл ничего лучше как вернуться за стол, и скрыл факт содеянного. Ожидание оставалось недолгим, за это время ему приглянулась девочка Соня, которая участвовала в играх с мальчиками. Очередной промах, ей больше понравился другой кавалер, нежели Коленька. И снова обида на женщин затаилась в его душе. Вскоре наступает кульминационный момент, француз Сен-Жером узнаёт о проделках подростка и немедленно – в качестве наказания, просит удалиться Николая из зала для гостей. Однако тот дерзит, и даже показывает язык. Сен-Жером хватает мальчика за запястье, но в ответ следует удар. От такой неслыханной наглости нервы сдают уже у мсье Жерома, и тот силком уводит подростка в чулан и запирает его, вдобавок грозится высечь хулигана розгами, если тот не изменит своего поведения.

Николаю не по себе в чулане, он плачет и в то же время предаётся мыслям о своей жизни, коей считает никчёмной. Он полагает, что его никто не любит и не жалеет, как когда-то это делала мама. Проведя ночь в кладовке, уже на следующее утро, Николенька, приноровив свои мысли, отправляется на разговор к бабушке. Та, конечно, злится на внука и требует, чтобы Николай попросил прощения у гувернёра, но на это последовал убедительный отказ. Бабушка сочувствует своему любимому внуку, и у неё начинается истерика. Выйдя из комнаты, мальчик натыкается на отца, и тот пускается его ругать за сломанный ключ, из-за чего Коленька вновь предаётся эмоциям и требует, чтобы отец встал на его сторону. В этот момент у подростка начинаются конвульсии, и он падает в обморок.

Обыденная жизнь сменяется несколькими годами пребывания в доме бабушки графини. Сен-Жером и Николенька практически не общаются между собой, к тому же они оба недолюбливают друг друга. Одиночество всё больше берёт верх над подростком, да и он сам этому особо не противится. Он напрочь вбил себе в голову, что его окружают будто бы чужие люди. На его глазах, возлюбленная им же самим Маша, питает свои чувства и хочет выйти замуж за пьяницу-портного Василия, но отец Коленьки, не даёт на это согласия, хотя вскоре, поменяет свою точку зрения и разрешит слугам обвенчаться.

Володя – брат Николеньки, вскоре поступил в престижный университет, он стал по-настоящему взрослым человеком: ездил на балы, курил табак и т. д. Любонька и Катенька наслаждались своей размеренной жизнью. Отец – начал выигрывать солидные деньги в карты, а его отношение к детям поменялось в лучшую сторону. Бабушка же начала чахнуть. Вскоре она слегла и умерла, но о её кончине никто не жалел всерьёз, включая самого Николеньку. Лишь у Катеньки, горничной по дому, проявилась – жалость на сей счёт, но и она вскоре угасла. Коля же был раздражён разговорами о том, кому достанется наследство. Вскоре в душе подростка начинают происходить изменения, и он сам решает поступать в университет, причём на математический факультет. Тем временем у него налаживаются отношения с Сен-Жеромом. У Володи, брата Николеньки, появляются два лучших друга – князь Нехлюдов и адъютант Дубков, они часто пребывают в доме Иртеньевых. Так уж вышло, что Дмитрий Нехлюдов оказался очень похожим на Николая в плане характера. И это непременно отразилось на их дружбе. Они стали больше общаться, думать на одинаковые темы, говорили буквально обо всём, но без посторонних и т. д.

  • Краткое содержание Пушкин Кавказский пленник

    Начинается поэма с посвящения другу - Раевскому, с мыслей и воспоминаний о Кавказе. Собственно, история разворачивается с появления пленного русского в практически сонном ауле. Пленника приводят на аркане

  • Краткое содержание Мандрагора Макиавелли

    Чтобы разобраться в том, какие же женщины прекраснее – француженки или итальянки, Каллимако отправился взглянуть на мадонну Лукрецию и сразу же в нее влюбился. Но женщина замужем за Нича и верна своему мужу

  • Краткое содержание Дело Артамоновых Горький

    Илья Артамонов служил приказчиком в доме богатых господ. После отмены крепостного права, его отпускают. В награду за хорошую службу хозяин дает большую денежную сумму. На эти деньги Илья решает в городе построить фабрику по изготовлению полотна.

  • – Что с тобой делается? – сказал, подходя ко мне, Володя, с ужасом и удивлением видевший мой поступок.

    – Оставь меня! – закричал я на него сквозь слезы. – Никто вы не любите меня, не понимаете, как я несчастлив! Все вы гадки, отвратительны, – прибавил я с каким-то исступлением, обращаясь ко всему обществу.

    Но в это время St.-Jérôme, с решительным и бледным лицом, снова подошел ко мне, и не успел я приготовиться к защите, как он уже сильным движением, как тисками, сжал мои обе руки и потащил куда-то. Голова моя закружилась от волнения; помню только, что я отчаянно бился головой и коленками до тех пор, пока во мне были еще силы; помню, что нос мой несколько раз натыкался на чьи-то ляжки, что в рот мне попадал чей-то сюртук, что вокруг себя со всех сторон я слышал присутствие чьих-то ног, запах пыли и violette, которой душился St.-Jérôme. Через пять минут за мной затворилась дверь чулана.

    – Василь! – сказал он отвратительным торжествующим голосом, – принеси розог.

    Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них?..

    Припоминая то, что я сделал, я не мог вообразить себе, что со мной будет; но смутно предчувствовал, что пропал безвозвратно.

    Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина, или, по крайней мере, мне так казалось от слишком сильного внутреннего волнения, но мало-помалу я стал разбирать различные звуки. Василий пришел снизу и, бросив на окно какую-то вещь, похожую на метлу, зевая, улегся на ларь. Внизу послышался громкий голос Августа Антоныча (должно быть, он говорил про меня), потом детские голоса, потом смех, беготня, а через несколько минут в доме все пришло в прежнее движение, как будто никто не знал и не думал о том, что я сижу в темном чулане.

    Я не плакал, но что-то тяжелое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моем расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха.

    То мне приходит в голову, что должна существовать какая-нибудь неизвестная причина общей ко мне нелюбви и даже ненависти. (В то время я был твердо убежден, что все, начиная от бабушки и до Филиппа-кучера, ненавидят меня и находят наслаждение в моих страданиях.) «Я должен быть не сын моей матери и моего отца, не брат Володи, а несчастный сирота, подкидыш, взятый из милости», – говорю я сам себе, и нелепая мысль эта не только доставляет мне какое-то грустное утешение, но даже кажется совершенно правдоподобною. Мне отрадно думать, что я несчастен не потому, что виноват, но потому, что такова моя судьба с самого моего рождения и что участь моя похожа на участь несчастного Карла Иваныча.

    «Но зачем дальше скрывать эту тайну, когда я сам уже успел проникнуть ее? – говорю я сам себе, – завтра же пойду к папа и скажу ему: „Папа! напрасно ты от меня скрываешь тайну моего рождения; я знаю ее“. Он скажет: „Что ж делать, мой друг, рано или поздно ты узнал бы это, – ты не мой сын, но я усыновил тебя, и ежели ты будешь достоин моей любви, то я никогда не оставлю тебя“; и я скажу ему: „Папа, хотя я не имею права называть тебя этим именем, но я теперь произношу его в последний раз, я всегда любил тебя и буду любить, никогда не забуду, что ты мой благодетель, но не могу больше оставаться в твоем доме. Здесь никто не любит меня, a St.-Jérôme поклялся в моей погибели. Он или я должны оставить твой дом, потому что я не отвечаю за себя, я до такой степени ненавижу этого человека, что готов на все. Я убью его“, – так и сказать: „Папа, я убью его“. Папа станет просить меня, но я махну рукой, скажу ему: „Нет, мой друг, мой благодетель, мы не можем жить вместе, а отпусти меня“, – и я обниму его и скажу ему, почему-то по-французски: „Oh mon père, oh mon bienfaiteur, donne moi pour la dernière fois ta bénédiction et que la volonté de dieu soit faite“! И я, сидя на сундуке в темном чулане, плачу навзрыд при этой мысли. Но вдруг я вспоминаю постыдное наказание, ожидающее меня, действительность представляется мне в настоящем свете, и мечты мгновенно разлетаются.

    То я воображаю себя уже на свободе вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахиваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах – убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: «Где он – наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: «Победа!» Я выздоравливаю и, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и, опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы умереть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St – Jérôme’а. Мне хочется уничтожить врага моего Jérôme’а». Я грозно останавливаюсь перед Jérôme’ом и говорю ему: «Ты сделал мое несчастие, а genoux!» Но вдруг мне приходит мысль, что с минуты на минуту может войти настоящий St.-Jérôme с розгами, ия снова вижу себя не генералом, спасающим отечество, а самым жалким, плачевным созданием.

    То мне приходит мысль о боге, и я дерзко спрашиваю его, за что он наказывает меня? «Я, кажется, не забывал молиться утром и вечером, так за что же я страдаю?» Положительно могу сказать, что первый шаг к религиозным сомнениям, тревожившим меня во время отрочества, был сделан мною теперь, не потому, чтобы несчастие побудило меня к ропоту и неверию, но потому, что мысль о несправедливости провидения, пришедшая мне в голову в эту пору совершенного душевного расстройства и суточного уединения, как дурное зерно, после дождя упавшее на рыхлую землю, с быстротой стало разрастаться ипускать корни. То я воображал, что я непременно умру, и живо представлял себе удивление Jérôme’а, находящего в чулане, вместо меня, безжизненное тело. Вспоминая рассказы Натальи Савишны о том, что душа усопшего до сорока дней не оставляет дома, я мысленно после смерти ношусь невидимкой по всем комнатам бабушкиного дома и подслушиваю искренние слезы Любочки, сожаления бабушки и разговор папа с Августом Антонычем. «Он славный был мальчик», – скажет папа со слезами на глазах. «Да, – скажет Jérôme, – но большой повеса». – «Вы бы должны уважать мертвых, – скажет папа, – вы были причиной его смерти, вы запугали его, он не мог перенести унижения, которое вы готовили ему… Вон отсюда, злодей!»

    И Jérôme упадет на колени, будет плакать и просить прощения. После сорока дней душа моя улетает на небо; я вижу там что-то удивительно прекрасное, белое, прозрачное, длинное и чувствую, что это моя мать. Это что-то белое окружает, ласкает меня; но я чувствую беспокойство и как будто не узнаю ее. «Ежели это точно ты, – говорю я, – то покажись мне лучше, чтобы я мог обнять тебя». И мне отвечает ее голос: «Здесь мы все такие, я не могу лучше обнять тебя. Разве тебе не хорошо так?» – «Нет мне очень хорошо, но ты не можешь щекотать меня, и я не могу целовать твоих рук…» – «Не надо этого, здесь и так прекрасно», – говорит она, и я чувствую, что точно прекрасно, и мы вместе с ней летим все выше и выше. Тут я как будто просыпаюсь и нахожу себя опять на сундуке, в темном чулане, с мокрыми от слез щеками, без всякой мысли, твердящего слова: и мы все летим выше и выше. Я долго употребляю всевозможные усилия, чтобы уяснить свое положение; но умственному взору моему представляется в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль. Я стараюсь снова возвратиться к тем отрадным счастливым мечтам, которые прервало сознание действительности; но, к удивлению моему, как скоро вхожу в колею прежних мечтаний, я вижу, что продолжение их невозможно и, что всего удивительнее, не доставляет уже мне никакого удовольствия.

    Снова поданы два экипажа к крыльцу петровского дома: один – карета, в которую садятся Мими, Катенька, Любочка, горничная и сам приказчик Яков, на козлах; другой – бричка, в которой едем мы с Володей и недавно взятый с оброка лакей Василий.

    Папа, который несколько дней после нас должен тоже приехать в Москву, без шапки стоит на крыльце и крестит окно кареты и бричку.

    «Ну, Христос с вами! трогай!» Яков и кучера (мы едем на своих) снимают шапки и крестятся. «Но, но! с богом!» Кузов кареты и бричка начинают подпрыгивать по неровной дороге, и березы большой аллеи одна за другой бегут мимо нас. Мне нисколько не грустно: умственный взор мой обращен не на то, что я оставляю, а на то, что ожидает меня. По мере удаления от предметов, связанных с тяжелыми воспоминаниями, наполнявшими до сей поры мое воображение, воспоминания эти теряют свою силу и быстро заменяются отрадным чувством сознания жизни, полной силы, свежести и надежды.

    Редко провел я несколько дней – не скажу весело: мне еще как-то совестно было предаваться веселью, – но так приятно, хорошо, как четыре дня нашего путешествия. У меня перед глазами не было ни затворенной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого рояля, к которому не только не подходили, но на который и смотрели с какою-то боязнью, ни траурных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напоминая мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память. Здесь, напротив, беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства – довольства настоящим и светлой надежды на будущее.

    Рано, рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдергивает одеяло и уверяет, что пора ехать и все уже готово. Как ни жмешься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть еще на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василья видишь, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться.

    В сенях уже кипит самовар, который раскрасневшись, как рак, раздувает Митька-форейтор; на дворе сыро и туманно, как будто пар подымается от пахучего навоза; солнышко веселым, ярким светом освещает восточную часть неба, и соломенные крыши просторных навесов, окружающих двор, глянцевиты от росы, покрывающей их. Под ними виднеются наши лошади, привязанные около кормяг, и слышно их мерное жевание. Какая-нибудь мохнатая Жучка, прикорнувшая перед зарей на сухой куче навоза, лениво потягивается и, помахивая хвостом, мелкой рысцой отправляется в другую сторону двора. Хлопотунья-хозяйка отворяет скрипящие ворота, выгоняет задумчивых коров на улицу, по которой уже слышны топот, мычание и блеяние стада, и перекидывается словечком с сонной соседкой. Филипп, с засученными рукавами рубашки, вытягивает колесом бадью из глубокого колодца, плеская светлую воду, выливает ее в дубовую колоду, около которой в луже уже полощутся проснувшиеся утки; и я с удовольствием смотрю на значительное, с окладистой бородой, лицо Филиппа и на толстые жилы и мускулы, которые резко обозначаются на его голых мощных руках, когда он делает какое-нибудь усилие.

    За перегородкой, где спала Мими с девочками и из-за которой мы переговаривались вечером, слышно движенье. Маша с различными предметами, которые она платьем старается скрыть от нашего любопытства, чаще и чаще пробегает мимо нас, наконец отворяется дверь и нас зовут пить чай.

    Василий, в припадке излишнего усердия, беспрестанно вбегает в комнату, выносит то то, то другое, подмигивает нам и всячески упрашивает Марью Ивановну выезжать ранее. Лошади заложены и выражают свое нетерпение, изредка побрякивая бубенчиками; чемоданы, сундуки, шкатулки и шкатулочки снова укладываются, и мы садимся по местам. Но каждый раз в бричке мы находим гору вместо сидения, так что никак не можем понять, как все это было уложено накануне и как теперь мы будем сидеть; особенно один ореховый чайный ящик с треугольной крышкой, который отдают к нам в бричку и ставят под меня, приводит меня в сильнейшее негодование. Но Василий говорит, что это обомнется, и я принужден верить ему.

    Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом. Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно… Дорога широкой дикой лентой вьется впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зеленую траву дороги… Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. Запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать – признак истинного наслаждения.

    Я не успел помолиться на постоялом дворе; но так как уже не раз замечено мною, что в тот день, в который я по каким-нибудь обстоятельствам забываю исполнить этот обряд, со мною случается какое-нибудь несчастие, я стараюсь исправить свою ошибку: снимаю фуражку, поворачиваясь в угол брички, читаю молитвы и крещусь под курточкой так, чтобы никто не видал этого. Но тысячи различных предметов отвлекают мое внимание, и я несколько раз сряду в рассеянности повторяю одни и те же слова молитвы.

    Вот на пешеходной тропинке, вьющейся около дороги, виднеются какие-то медленно движущиеся фигуры: это богомолки. Головы их закутаны грязными платками, за спинами берестовые котомки, ноги обмотаны грязными, оборванными онучами и обуты в тяжелые лапти. Равномерно размахивая палками и едва оглядываясь на нас, они медленным, тяжелым шагом подвигаются вперед одна за другою, и меня занимают вопросы: куда, зачем они идут? долго ли продолжится их путешествие и скоро ли длинные тени, которые они бросают на дорогу, соединятся с тенью ракиты, мимо которой они должны пройти. Вот коляска, четверкой, на почтовых быстро несется навстречу. Две секунды, и лица, на расстоянии двух аршин, приветливо, любопытно смотревшие на нас, уже промелькнули, и как-то странно кажется, что эти лица не имеют со мной ничего общего и что их никогда, может быть, не увидишь больше.

    Вот стороной дороги бегут две потные косматые лошади в хомутах с захлестнутыми за шлеи постромками, и сзади, свесив длинные ноги в больших сапогах по обеим сторонам лошади, у которой на холке висит дуга и изредка чуть слышно побрякивает колокольчиком, едет молодой парень, ямщик, и, сбив на одно ухо поярковую шляпу, тянет какую-то протяжную песню. Лицо и поза его выражают так много ленивого, беспечного довольства, что мне кажется, верх счастия быть ямщиком, ездить обратным и петь грустные песни. Вон далеко за оврагом виднеется на светло-голубом небе деревенская церковь с зеленой крышей; вон село, красная крыша барского дома и зеленый сад. Кто живет в этом доме? есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомиться с хозяевами? Вот длинный обоз огромных возов, запряженных тройками сытых толстоногих лошадей, который мы принуждены объезжать стороною. «Что везете?» – спрашивает Василий у первого извозчика, который, спустив огромные ноги с грядок и помахивая кнутиком, долго пристально-бессмысленным взором следит за нами и отвечает что-то только тогда, когда его невозможно слышать. «С каким товаром?» – обращается Василий к другому возу, на огороженном передке которого, под новой рогожей, лежит другой извозчик. Русая голова с красным лицом и рыжеватой бородкой на минуту высовывается из-под рогожи, равнодушно-презрительным взглядом окидывает нашу бричку и снова скрывается – и мне приходят мысли, что, верно, эти извозчики не знают, кто мы такие и откуда и куда едем?..

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Различие между ницшеанскими установками и глубоко нравственным пафосом, изначально одушевляющим большую русскую литературу в решении той же проблемы предстает особенно разительным, когда обращаемся к роману Достоевского "Преступление и наказание".

    Вот они основные элементы анализируемой "парадигмы, каждый из которых высвечивает особый аспект сознания индивида, желающего утвердить себя в качестве "Сверхчеловека", находящегося "по ту сторону" нравственных норм и моральных законов, значимых, по его убеждению, лишь для "обыкновенных" людей, но отнюдь не для "необыкновенных":

    1. Предпосылка сознания этого типа - все то же убеждение на счет полнейшего отсутствия "высшей правды", возникающее при виде несправедливостей, творящихся вокруг, и усиливаемое личными невзгодами и неурядицами; иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше", делается на основе констатации факта отсутствия ее "на земле".

    2. Отсюда стремление утвердить эту "правду" самому, так сказать, на свой страх и риск, и стало быть - как свою собственную, самоличную правду; "мою" правду я хочу предложить взамен отсутствующей - как на земле, так и на небе.

    3. Но как только я начинаю размышлять о том, как бы мне осчастливить человечество, утвердив среди людей мою правду, я замечаю, что кое-какая правда меж людьми все-таки обретается.

    4. Итак, я прихожу к заключению, что, с одной стороны, есть я со своей правдой (разумеется, высшей) , а с другой "обыкновенные" люди с их кое-какими правденками, не выдерживающими, на мой взгляд, "строго логического" анализа, например, тоже самое "не убий", которое ведь попирается на каждом шагу, а потому гроша ломанного не стоит.

    5. Вот тут и начинается "арифметика", о которой так много говорит Достоевский как в подготовительных работах к "Преступлению и наказанию", так и в тексте самого романа. Моя "высшая" (самоличная) правда сталкивается с общечеловеческими "правденками", и я прикидываю, в какой мере могу принести их в жертву, облагодетельствовав этой ценой человечество.

    "Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!

    Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею... " Вот она, та потрясающая глубина нравственной рефлексии, которая осталась недоступной экзистенциалистским трубадурам ницшеанского "Сверхчеловека", пытавшимся обрядить в пышную тогу "благодетеля человечества". Вот она, истинная, а не подложная интеллектуальная совестливость, которой никогда не могли достичь ни Ницше, ни Сартр, желавшие представить себя единственно последовательными борцами против "дурной веры" ("нечистой совести") в ХIХ и ХХ столетиях. В свете интеллектуальной совестливости (не путать с ницшеанской "интеллектуальной честностью": это - ее антипод!) Достоевского становится совершенно очевидным: знаменитые "метафизические опыты", которые производит экзистенциалистское "я" в целях утверждения "абсолютности" своей "свободы", это всегда, на самом-то деле осуществляемые этим "я" не над самим собою, а над "другим": экспериментирую над "другим", чтобы понять, "кто я есть".

    Так тренируются "высшие натуры", "господа будущего", "законодатели и установители человечества", приучаясь устанавливать различие между непременно гениальным - "я" и - обязательно бездарным "другим", привыкая смотреть на этого последнего как на материал истории, объект разнообразных импровизаций ни чем не детерминированной экзистенции.

    В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

    Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и зла".

    В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.

    Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.

    Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого "несчастного" сознания.

    Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но тем не менее, эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна сегодня. Весьма распространенным является мнение о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница России: только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о сверхнациональном абсолюте, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: или потребности в "сверхнациональном абсолюте", или снисходительной заботы о человеке из "массы", который только благодаря религии сможет стать нравственным? Ницше верил в возможности самого человека - единственного творца и самого себя, и своей истории.

    "УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, - ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ ТЕБЯ... НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - К ТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ ВДОХНОВЕНИЯ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО. "