Что дает свидетельство об окончании музыкальной школы. Есть ли какие-то перспективы после муз.школы


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

С древнейших времён музыка считалась неотъемлемой частью образования. Человек античности не мог полноценно влиться в жизнь полиса, если не умел петь и играть на музыкальных инструментах, в Древнем Китае музыкальный инструмент был обязательным атрибутом благородного человека... Всё это, конечно, далеко от нашего времени, и всё же традиция рассматривать тех, кто знаком с основами музыкального искусства, как людей несколько "выше среднего" ещё не совсем умерла. Именно поэтому некоторые родители принимают решение отдать ребёнка в музыкальную школу. Но хорошо ли представляют себе и они сами, и их дети, чем придётся заниматься, чего ждать - и что они получат в итоге? А знать это не помешает заранее - чтобы потом было меньше разочарований.

Прежде всего встаёт вопрос о выборе инструмента - чему отдать предпочтение? Ответ лежит на поверхности - конечно же, тому инструменту, который нравится ребёнку, на котором он сам хочет научиться играть! Но не стоит пренебрегать и рекомендациями педагогов: проницательный учитель может разглядеть в ребёнке будущего виртуоза! Так, родители Вадима Репина мечтали учить ребёнка игре на баяне, но на баян мальчика не взяли, и они, скрепя сердце, согласились отдать его на скрипку... так несостоявшийся баянист стал знаменитым скрипачом! И ни в коем случае не пользуйтесь при выборе инструмента таким критерием: "А на чём проще играть и учиться?" Если такой вопрос задаёт ребёнок - лучше держите его подальше от музыкальной школы (всё равно он учиться не будет - причём не только в музыкальной школе, но и где бы то ни было), если же вы... постарайтесь понять: ни на чём не проще! Нет такого инструмента, чтобы можно было сесть и заиграть - без усилий, без многочасовых занятий, без упорства (кстати, хотелось бы развеять один распространённый миф: на струнных инструментах с ладами (домра, балалайка, гитара) играть ничуть не легче, чем на скрипке или виолончели, не имеющих ладов).

Если же выбор сделан и вы (а главное - ваш ребёнок) окончательно и бесповоротно приняли решение, то следует раз и навсегда усвоить: музыкальная школа - это не кружок и не студия, это именно школа, она даёт не какой-то набор навыков, а начальное музыкальное образование. В особенности это сказано для тех, кто намерен подать заявление в класс гитары. Как правило, дети, желающие учиться игре на гитаре (а зачастую и их родители) представляют себе обучение примерно так: по требованию ученика учитель показывает ему аккорды к очередному "шедевру" какой-нибудь эстрадной звездульки - и на этом всё заканчивается, никаких заданий учитель не даёт, никаких замечаний не делает, не обращает внимания на то, как ученик держит инструмент и извлекает звук... так вот, ничего подобного не будет. По окончании музыкальной школы выдаётся свидетельство - документ государственного образца, дающий право поступления в музыкальное училище и на музыкальные факультеты университетов, и выдавать такой документ человеку, кое-как выковыривающему три аккорда (которые он не способен самостоятельно подобрать даже к самой примитивной песне) - значит, обманывать государство, так что ребёнок будет оттачивать технику на упражнениях, гаммах и этюдах не меньше, чем это делают скрипачи и пианисты, будет играть гитарную классику (Джулиани, Карулли и др.), полифонию - вплоть до Баха... если же вам нужны "три блатных аккорда" - лучше воспользуйтесь услугами кружка или студии, которых развелось великое множество. Правда, за то, что там происходит, никто не может поручиться (иногда потрясённые родители обнаруживали в тетрадях своих детей тексты матерных и откровенно криминальных песен, продиктованные руководителем студии... но, в конце концов, каждый получает то, что хочет!).

Отдельно следует прояснить вопрос о "добровольности" обучения в музыкальной школе. Обычно дети понимают её так: хочу - приду на урок, не хочу - не приду, хочу - снова приду. В действительности же добровольность означает, что в музыкальную школу (в отличие от общеобразовательной) можно записываться, а можно не записываться, и никто вас родительских прав не лишит, если вы не отдадите туда ребёнка. Но как только ребёнок зачислен в школу - он обязан посещать все занятия в соответствии с расписанием, иначе его могут отчислить за прогулы (постарайтесь довести это до сведения своего чада!) - и вот тут уже никто не сможет этому помешать: школа необязательная - значит, отчисление не нарушает конституционное право на образование!

Точно так же обязательными для посещения являются все учебные предметы. Правда, вы можете посредством письменного заявления отказаться от тех или иных предметов, но тогда по окончании школы ребёнок получит не свидетельство, а справку, никаких прав не дающую... Не торопитесь утверждать, что это для вас не важно: даже если ребёнок не собирается продолжать музыкальное образование, свидетельство может сыграть свою роль - нередко в вузах при равном количестве баллов чаша весов склоняется в пользу того абитуриента, у которого есть такое свидетельство. Неважно, что музыка не имеет отношения к специальности: сам по себе факт, что человек успешно окончи две школы, говорит о том, что он обладает разносторонними способностями, умеет распределять своё время и планировать работу, что он не лентяй, наконец... какой же вуз откажется от такого студента! К тому же, подумайте, как будет чувствовать себя ваш ребёнок (тогда уже подросток или даже юноша) через 7 лет, когда его соученикам будут торжественно вручать свидетельства - а ему в ледяной обстановке, за закрытыми дверями сунут в руки справку! Не лучше ли проявить твёрдость сейчас?

И в заключении - несколько слов о таком болезненном вопросе, как плата за обучение. Сейчас брать плату за дополнительное образование официально запрещено законом - и музыкальные школы маскируют родительскую плату под "добровольное пожертвование". Это создаёт у многих родителей соблазн заявить: "Я сам решу, сколько жертвовать" или "Я вообще не желаю жертвовать", а то и обратиться в прокуратуру. Безусловно, вы своего добьётесь - закон на вашей стороне - но надо ли вам это? По закону, содержать музыкальные школы должно государство - но оно этого делать то ли не может, то ли не хочет, так что главным источником средств к существованию остаётся родительская плата. Выбирая музыкальную школу вы, наверное, отдали предпочтение той, которая находится поближе к вашему дому - так вот, если упразднить родительскую плату, весьма вероятно, что ближайшая к вашему дому музыкальная школа будет в соседнем городе, и учиться там будут дети из трёх субъектов федерации. Разумеется, при таких обстоятельствах отбор туда будет жесточайший: только самые талантливые дети, нацеленные на профессию музыканта - никаких "для общего развития", "на своём уровне" и т.д. Если попасть в такую школу будет трудно, то вылететь - очень легко: никто с детьми нянчиться не будет, не справляешься с нагрузкой, не занимаешься, хамишь учителю - прощай, на твоё место очередь стоит. Каковы шансы вашего ребёнка попасть в такую школу - судите сами, но вероятнее всего, он попадёт не в число избранных счастливцев - а в ту массу детей, которым при таких обстоятельствах останутся только грязные подворотни. Выводы делайте сами!

Подписка


    МФТИ

    Надо понимать, что это технический вуз с очень высоким проходным баллом. Для того чтобы у тебя приняли заявление, по русскому языку надо набрать на ЕГЭ не меньше 50 баллов, по математике, физике, химии, информатике не меньше 65.

    Физтех, как и все вузы, будет учитывать Всероссийскую олимпиаду школьников и некоторые другие состязания. Например, турнир городов, олимпиаду "Ломоносов", Московскую олимпиаду школьников, Открытую олимпиаду по программированию, новую олимпиаду, которая появилась в списке минобрнауки только в этом году, - "ТехноКубок" и другие.

    За аттестат или диплом с отличием, золотую, серебряную медали Физтех добавит 2 балла. Столько же баллов получите, если окончили музыкальную или художественную школу. Вуз будет учитывать не только золотой значок ГТО, но и спортивные разряды, пояса по единоборствам, звания "мастер спорта" или "кандидат в мастера спорта" (2 балла).

    МГИМО

    Чтобы участвовать в конкурсе, надо набрать на ЕГЭ по русскому и иностранным языкам не менее 70 баллов. Исключение сделано только для некоторых направлений (это в числе прочих "Торговое дело", "Менеджмент"), где достаточно и 60 баллов.

    Кого в МГИМО зачислят вне конкурса? Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, и некоторых других олимпиадников. Льготное поступление гарантировано победителям и призерам телевизионной олимпиады "Умницы и Умники", олимпиады МГИМО МИД России, которая проводится в партнерстве с редакцией "Российской газеты", олимпиады "Ломоносов" по географии, а также некоторых других.

    СПбГУ

    В Санкт-Петербургском госуниверситете дополнительные баллы в портфолио начислят не только победителям и призерам Олимпийских игр, но и членам сборных команд России. Если это олимпийские виды спорта, то к ЕГЭ прибавят 10 баллов, если не олимпийские - 5 баллов. Победители региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут рассчитывать на 4 балла, призеры - на 3.

    В Вышке, как и во многих других престижных вузах, повышенный порог минимальных баллов. На "математике" это 75 баллов на профильном предмете, на "физике" надо принести не меньше 70 баллов и по физике, и по математике. В ВШЭ за сочинение, которое тут всегда проверяется, можно получить до 10 баллов, за аттестат с золотой или серебряной медалью - 3 балла.

    Если ты мастер спорта, то к ЕГЭ получишь дополнительно 3 балла, если кандидат в мастера спорта, то 2 балла. Вышка учитывает олимпиады первого и второго уровня, но есть несколько олимпиад третьего уровня, за которые вуз тоже может дать лишние баллы. Это, допустим, олимпиада по дискретной математике.

    Топ-10 вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ (бюджет)

  • МГИМО - 95,4%
  • МФТИ - 93,8%
  • ВШЭ (Москва) - 92,2%
  • СПбГУ - 90%
  • ВАВТ - 89,9%
  • МГУ - 87,8%
  • МИФИ - 87,8%
  • ВШЭ (Санкт-Петербург) - 87,1%
  • Университет ИТМО - 86,9%
Важно знать
  • Результаты ЕГЭ и олимпиад действительны в течение четырех лет после года получения, иными словами, пять лет.
  • Заверенные копии в приемные комиссии вузов сдавать не нужно.
  • Заметно вырос конкурс в ведущие вузы. Теперь сложно поступить даже на платные отделения. Самый высокий средний балл обычно в МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Университете ИТМО.
  • Самое дорогое обучение в МГИМО (478 тысяч рублей в год), МГУ (339 тысяч рублей), ВШЭ (338 тыс. руб.), Финансовом университете при правительстве (316 тыс. руб.) и Всероссийской академии внешней торговли (295 тыс. руб.).

Здравствуйте! Много ответов написали, однако оставлю свой, вдруг поможет.
Я училась в московской районной музыкальной школе по классу фортепиано, тоже одна из лучших, красный диплом, выступления и т. д. Этим летом поступила в музыкальный колледж (Ипполитовка) тоже на фортепианное исполнительство. Расскажу, что тут важно и какие действия надо предпринимать. Если даже не вам, то кому-то точно пригодится:
1) музыка должна НРАВИТЬСЯ (именно вашей дочери), чтобы она была готова реально заниматься ей по жизни.
/если этот мегаважный пункт соблюдён, читайте дальше:) /
2) представляйте примерно, кем можно потом работать. Квалификация на фортепианном: артист, преподаватель, концертмейстер. Можно пойти на вышку (и не обязательно на ф-но). Но в любом случае педагогической деятельности избежать практически нереально. Даже лауреаты конкурсов, как правило преподают в тех же училищах или дмш/дши. На одном академическом исполнительстве денег практически не заработаешь. На концертмейстерстве тоже сложно.
3) Оценки в дипломе ЗА МУЗЫКАЛКУ не важны. Поступала в два колледжа, ни в одном не просили показывать диплом. Важны реальные навыки.
4) Оставайтесь по возможности на 8 класс вашей музыкальной школы. Обязательно побывайте в нескольких колледжах на консультациях в день открытых дверей. (предварительно изучите требования по специальности и сольфеджио). Играть надо обязательно наизусть и уметь начать любой рукой с любого места. В Фуге - любым голосом с любого места. И узнать про композиторов, исполняемые произведения и пианистов, которые их исполняют. Сказать, какое исполнение ближе, но ни в коем случае (!) не копировать его вплоть до мелких нюансов, а то скажут, что в вас нет творческого начала. Все эти вопросы мне задавали чуть ли не на каждой консультации)) Желательно съездить на знакомство в колледж за год, а не за три месяца до вступительных экзаменов. Если не знаете, к какому педагогу хотите, идите туда, куда вашу дочь готовы взять на подготовительные курсы, их придётся оплатить (спец. и сольф). Со мной поступили только те, кто хоть с кем-то занимался частно не из родной музыкалки. Даже если с преподавателем из другого колледжа, уровень от школы сильно отличается.
5) Рассмотрите другие отделения тоже (документы подать можно везде): теоретическое и дирижёрско-хоровое. На теорию всегда меньше конкурс, например, одна девушка не прошла на ф-но, но прошла на теорию, другая знакомая на дир.-хор. Требования по фортепиано меньше, но при определённых слуховых навыках и музыкальном кругозоре в целом поступить реальнее.
6) Важен школьный аттестат. Это правда. Бюджетные места сокращают, выставляют абитуриентов по рейтингу и наверху оказывается тот, у кого выше средний балл аттестата ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школы. На фортепианном конкретно в моём колледже у первых трёх людей он 5.00, у последнего (которого могут взять на бюджет) - 4,5. Поэтому настоятельно рекомендую перейти в простую школу, где легко получать пятёрки при минимальных усилиях. Так сделала я и знаю ещё двух человек, которые поступили также. Если долго засиживаться за школьными делами, времени на музыку не хватит.
/насчёт программы. требования везде одни и те же/:
7) Обязательно играйте в качестве полифонии Прелюдию и Фугу Баха (не инвенции и не B-dur из 1 тома ХТК, потому что лично слышала 4 исполнения этого за один год!). ХТК играют все и везде, и шансов поступить с инвенцией практически нет.
8) Шестую Сонату Бетховена F-dur тоже играют все, кому не лень. Лучше уж Гайдна взять.
9) Наиболее выигрышный вариант для этюдов - 740 опус Черни (кроме 1 этюда - он слишком простой и заезженный, а также кроме терцовых - в них проще всего закопаться). Не гонитесь за темпом, комиссия смотрит на умение извлекать звук и интонировать, а не быстро перебирать по клавишам. (но и не надо в темпе lento играть шестнадцатыми, это тоже перебор!).
10) В качестве пьесы не играйте Шопена. Часто прикапываются к исполнению и "возрастной незрелости".
11) Не играйте слишком известные произведения, их мелодии всегда у всех на слуху.
12) Программу обязательно начните готовить за полгода-год до первого прослушивания на подготовительные курсы (то есть в конце 7-го класса в школе, а показаться в колледже хорошо бы в конце 8-го).
13) "Обкатывайте" программу где только можно: на всех отчётных концертах, конкурсах, детских садах, библиотеках, семейных вечерах, консультациях в колледже и т. д. Насчёт знания текста вопросов возникать не должно ВООБЩЕ, он идёт на автомате, тут кардинально другие цели.
/о сольфеджио. на него нельзя забивать./:
14) Обязательно нужно ЗНАТЬ теорию (куда бы вы ни шли), без этого совсем никак. Открывайте требования и восполняйте все пробелы в знаниях.
15) Нужно очень хорошо СЛЫШАТЬ интервалы, аккорды и ПЕТЬ что угодно в любой тональности и от любого звука. Диктант менее важен, но хоть как-то написать его тоже нужно. Меня лично в музыкалке к таким требованиям не готовили вообще (и не только меня), в основной массе все наняли себе репетиторов.
/общие слова/:
16) подумайте 128 раз, насколько реально это вам нужно. Музыка - само по себе сложное занятие (это вы знаете), а для поступления (тем более на бюджет, хоть на платное тоже не всех подряд берут) придётся прыгнуть выше на несколько голов. На фортепианное высокий конкурс, многие идут после 11 класса, и никогда не бываешь уверена на 100%, что кто-то не выступит лучше тебя. За два года до поступления лучше ничем кроме музыки не заниматься, немного подзабить на общеобр. школу, длительные прогулки на весь день, кафе, кино и прочую развлекуху, а вместо этого высиживать за инструментом с программой из пяти произведений и листом требований по сольф. целый год.
Повторюсь, не знаю, какая у вас музыкалка, но я знакома со многими людьми, которым её базы НЕ ХВАТАЛО. Можно быть местной звездой отчётников, но на экзамене уступить место другим звёздочкам. Нужны доп. занятия, словом.
Если желание и силы есть - вперёд!)) Спасибо за прочтение, надеюсь, чем-то помогла. 28.07.2018 11:40:58, /добрый человек/