Джокер - злой или добрый, печален или же счастлив.

Все мы любим заговоры, теории и скрытые детали фильмов, которые способны пролить свет на истинные замыслы создателей. Наверняка вы помните мои нашумевшие видео о теориях фильмов Бэтмен против Супермена , cаге Звездные Войны , Матрице и мультфильмах Пиксар, ну что ж, в этот раз я постараюсь перевернуть с ног на голову картину Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , доказав вам, что самый главный злодей фильма на самом деле не злодей. В этом видео я расскажу вам о том, что Джокер - герой Готэм сити, так что не переключайтесь.

Начну с того, что попрошу вас обратить внимание на то, что основу для этой теории я взял из Реддита , но переработал её от начала и до кутнула добавив много нового. Ссылку на оригинальную теорию вы найдёте в описании. Ну, что ж, довольно вступлений, или, как говорится - Cut The Crap, поехали.

Как мы знаем, Джокер - это маниакальный психопат, который являлся главным злодеем картины Кристофера Нолана - Темный Рыцарь , однако к концу фильма становится известно, что за всем его хаотичным злодейством стоит чёткий и выверенный до мелочей план.

И если рассматривать этот план детально, то мы понимаем, что все его злодейства были во имя общей благой цели. Он словно лекарство для Готема, которое хоть и имело побочный эффект, но смогло вылечить его.

Готэм-сити известен всем как один из самых криминальных городов вселенной DC, кишащий разнообразными злодеями и живущий по коррупционным схемам.

В самом начале фильма мы узнаем, что целые районы города закрыты из-за беспорядков, криминальной активности и высокого уровня преступности. А большинство чиновников и политиков коррумпированы. Власти города даже закрыли глаза на то, что в городе творит самосуд линчеватель в резиновом костюме. Ну, костюм у него из углеродного волокна, но это ничего не меняет.

И в это темное время появляется безымянный персонаж, который называет себя Joe Kerr, что безусловно является анаграммой Джокера и за очень короткое время происходят масштабные изменения во всем Готеме.

Практически вся организованная преступность устранена, многие коррумпированные верхи правительства либо мертвы, либо посажены за решетку, а линчеватель в резиновом костюме пропал на целых 8 лет.

И это все, часть невероятного плана Джокера. Давайте рассмотрим его поподробнее.

Несмотря на то, что Джокер утверждал обратное и являлся воплощением хаоса и анархии мы не можем не заметить, что у него действительно был план на протяжении всех событий фильма.

В самом начале фильма мы видим, как Джокер грабит контроллируемый мафией банк, убивая целую команду настоящих профессиональных грабителей, нанятых им. Во-первых, таким образом он моментально избавляет город от банды опасных грабителей, а во-вторых получает доступ к сбережениям влиятельных мафиозных кланов города. Но он не преследует алчных и корыстных целей - кровавые деньги, полученные преступным путём для него презрительны, получая доступ к деньгам мафии далее по сюжету фильма он не видит иного способа смыть с них всю кровь и по-этому сжигает их. Однако перед этим он выполняет следующую часть своего плана. Эти деньги помогают ему выйти на Лау и найти место его убежища.

Однако Лау находится в Китае, а Китай не выдаёт своих граждан и здесь по плану на помощь Джокеру выходит Бэтмен. Который спешит в Гонконг и вызволяет Лау.

Теперь Лау в безопасном месте, в которое Джокер может с легкостью проникнуть. Что он собственно и делает, и с помощью Лау выходит на главу банды чеченов, убивает их главаря и берет её под свой контроль.

Это конечно же всего лишь часть сюжетного замысла фильма, но и далее Джокер делает все как надо - убивает основных криминальных авторитетов и мелких коррумпированных чиновников, которые могли бы прикрыть своих крупных коррумпированных политических руководителей.

И несмотря на то, что Дент, утверждает, что для очистки города от мелких головорезов нужно начинать с политических вершин, Джокер видит долгосрочную перспективу своего метода, устраняя марионеток, чтобы добраться до
их кукловодов.

В этот момент за душу Готема сражаются трое - Джокер, Бэтмен и Дент. Однако последние двое лишь играют роли в большом плане Джокера.

С помощью Бэтмена и комиссара Гордона Джокеру удается выследить всех продажных полицейских, и Дент даже убивает некоторых из них в конце фильма.

Повышение Гордона тоже играет большую роль для Готема. Зрители фильма решили, что апплодисменты Джокера в сцене с повышением Гордона были наполнены сарказмом, однако скорее всего Джокер по-настоящему верил в Джима, который был единственным настоящим человеком чести и достоинства.

Ну что ж, получается теперь Джокер разделался с двумя главными проблемами Готема - Организованной преступностью, лишив их средств и убив их главарей и Корумпированными чиновниками, но осталась еще одна - таинственный линчеватель в костюме летучей мыши, который творит самосуд.

Но почему Бэтмен - это проблема, если он герой, который спасал Готем рискуя собственной жизнью?

Ну, как мы заём ещё из комиксов, далеко не все одобряли его методы, так как его демонический образ внушал страх не только бандитам. Многие считали, что Бэтмен сам по себе и есть корень всех зол и именно изза него в Готеме высокий уровень преступности.

Он был мифом, легендой, в которую верили далеко не все и для очень многих головорезов это было своеобразным вызовом, стать как можно большей угрозой для общества, чтобы увидеть своими глазами знаменитого Темного Рыцаря, а для некоторых это была ещё и Попытка проверить свои способности. Именно такой вызов бандитам и являлся причиной высокого уровня преступности.

В фильме ситуация похожа. Мы узнаем в самом начале, что Бэтмен вдохновлял других борцов с преступностью вершить правосудие, что естественно не приемлемо в гражданском правовом обществе. Поэтому этот символ страха, необузданной жестокости и возмездия, который вдохновляет на новые преступления и борьбу с ними, каким его видит Джокер, должен быть остановлен, но не убит. Если он погибнет, то моментально станет мучеником и этот символ получит еще большее значение.

Однако и Светлый Рыцарь - Харви Дент - однозначно был символом для жителей Готема и после смерти он был бы еще большим мучеником и его по-настоящему благие цели и идеалы стали бы святыми для города.

Несмотря на то, что остается загадкой каким образом Джокеру удалось так сильно изменить рассудок Харви, очевидно, что на его психику он оказал влияние через череду событий фильма, а именно - взрыв на заводе и смерть его возлюбленной. Джокер специально направил Бэтмена по неправильному адресу, чтобы он спас Харви. Эти страшные муки от потери любимой и ненависть к самому себе за то, что он остался в живых, вместе с такими устрашающими увечьями, полностью изменившими его облик смогли свести его с ума, заставив пойти по пути мщения. Однако потеря Рейчел сказалась и на Бэтмане, ведь он тоже был в нее влюблен и такая психологическая встряска смогла сломать основной принцип Темного Рыцаря, заставив его убить Дента. Это смогло сломать его и заставить скрыться на долгие года, оставшись лишь городским мифом Готема до событий Возвращения легенды.

Возрождение Легенды показывают нам события, произошедшие спустя 8 лет после исчезновения Бэтмена. Все эти годы город жил в мире и безопасности и ему не нужен был герой-каратель, ну, пока не появился Бэйн. Джокер сумел показать Бэтмену ошибки его методов своими методами, учинив немало разрушений на своем пути.

Даже сцена с двумя лодками в самой развязке фильма служит одной цели - показать, что люди Готэм сити не станут причинят друг другу вред. Джокер сумел доказать, что в сердце этого, пропитанного криминалом и преступностью города еще живет добро и надежда.

В конце концов Готэм был очищен полностью. И это не заслуга Харви, который погиб раньше, чем сделал что-то действительно хорошее, за исключением того, что стал мучеником и символом города. И даже не заслуга Бэтмена, который был изгнан из общества, как отъявленный преступник на целых 8 лет.

Готэм очистил Джокер, который сумел разоблачить коррумпированных полицейских и вышестоящих чиновников, уничтожить организованную преступность обанкротив ее казну и убрав главарей группировок, поднять дух города дав ему символ в виде мученника Дента и даже избавить его от летучего карателя, который нарушал принципы правового гражданского общества устраивая самосуд и вдохновляя на преступления других.

Примечательно так же и то, что среди вырезанных сцен фильма есть одна, которая могла бы пролить свет на его истинные мотивы в самом начале фильма. Судя по словам создателей фильма из финальной версии была вырезана очень трогательная сцена, в которой Джокер, перед тем как его подобрали напарники встретился с пожилой женщиной, которая пыталась перейти рядом с ним дорогу. Джокер хотел толкнуть её под колёса мчавшегося по дороге автобуса и уже занёс руки, чтобы сделать это. Однако в последний момент остановился, достал из кармана стодолларовую купюру и отдал ей. Эта сцена могла показать нам символическую борьбу двух его сущностей, опасного и непредсказуемого психопата и доброго самаритянина - в которой победила как раз вторая.

Примечательно и то, что Хит Леджер, актёр, сыгравших Джокера, создавал его модель поведения практически с нуля используя за основу модель поведения гиены. Мы можем обратить внимание на его внешний вид - его специально сделали похожим на неопрятного бездомного, который имеет характерный смеющийся оскал и тембр голоса. Внешнее сходство с гиеной действительно есть, она так же бродит по пустыне в поисках падали, словно бродяга роющийся по помойке, её злобный оскал выглядит как сумасшедшая улыбка и даже её вой звучит как смех. Гиены всегда символизировали зло и коварство и вроде бы и в этом фильме Джокер, словно гиена, такой же символ зла, однако это ошибочно. Дело в том, что в природе гиена не олицетворяет зло, а совсем наоборот, гиена - санитар саванны. Она избавляет фауну саванн от вирусов больных животных и бактерий разлагающейся падали, совершая умеренное зло во имя общей благой цели - благополучия всего ареала, в котором они обитают. Это удивительно точно похоже на модель поведения Джокера - совершая умеренные преступления, в основном избирая своими жертвами преступников или корумпированных чиновников, он избавил весь Готем от распространявшейся заразы криминала.

И именно в этом и заключался главный план Джокера, который, как подобает настоящему герою не требовал признания и остался для города одним из самых опасных преступников. Настоящий герой не требует оваций и одобрения, ему даже не нужно имя. Ведь главная фраза всей трилогии: “Героем может быть каждый”. И, возможно, речь идёт о Джокере в том числе.

Именно поэтому, Джокер - герой, который не нужен этому городу, но тот, которого он заслуживает.

Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш

Всегда Джокер являлся олицетворением неимоверной удачи и, нередко, - признаком беды. Стоит хотя-бы вспомнить фильм о Бэтмэне - Джокер стал там главной фишкой зла. Но как думаете, какого должно быть самому Джокеру? Представьте себе его жизнь, его мысли, ощущения. Хочу почувствовать какого это - быть тем, кого ненавидят или желают приобрести. Желательно чтобы произведение было написано в стихотворной форме, но если это будет не стих, то я не расстроюсь. Рейтинг любой, основные жанры: Ангст, психология, стихи, философия, даркфик, ужасы и POV. Дайте волю размышлениям, размер фанфика\стиха - любой!
Можете связать ваше произведение с каким-нибудь фэндомом, например Джокер не всегда персонаж из фильма про Бэтмэна, ведь Джокером прозвали не только того злодея! Джокером является и Ален Уолкер из аниме "Ди.Грей Мен\Серый Человек", Джокер так же Хисока из аниме "Охотник х Охотник", Джокер так же... карта для покера! Так что я не ограничиваю вас в выборе внешности и характера персонажа, вы можете прозвать своего собственного персонажа Джокером, главное не терять задумку этой заявки: описать то, как себя чувствует Джокер(или живет), зная отношение людей к своей персоне.
Дерзайте, фикрайтеры!

Нескучные Жанры

Его мотивы неизвестны, равно как и его прошлое. Он – самый известный шут современности и полный психопат, но тем не менее образ этого антигероя не так однозначен, как кажется на первый взгляд. И иногда его деструктивные поступки имеют положительные последствия. Concepture публикует материал о том, почему Джокер – положительный персонаж.

Пара вступительных абзацев

Для начала напомню, что такое архетип и откуда это понятие взялось. В начале прошлого века небезызвестный психоаналитик и ученик Фрейда Карл Густав Юнг разрабатывает свой вариант психоанлиза, именуемый аналитической психологией (не путать с аналитической философией), «глубинной психологией» или «психологией глубин». Одним из центральных понятий аналитической психологии Юнга становится «архетип» (с древнегреческого «первообраз»). Справедливости ради надо сказать, что Юнг не придумал это понятие, ведь об архетипах (но только как о первообразах) писал еще Платон в своих «Диалогах».

Так что же такое архетип и с чем его едят? Архетип - это универсальная врождённая психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, распознаваемая в нашем опыте и являемая, как правило, в образах и мотивах сновидений. Основных архетипов 6, а вообще их более 70, и каждый из них помогает нам в процессе индивидуации (поиска самости - шестого и самого главного архетипа). По Юнгу, самость - это конечная точка человеческого становления.

Мистер трикстер

Нас же конкретно интересует архетип «трикстер» (с английского «трюкач, ловкач»). Знакомый образ, правда? Трикстер - весьма распространенный во многих культурах и мифологиях персонаж. Трикстер - это своего рода допельгангер (с немецкого «злой двойник») культурного героя. В сказках он может быть антропоморфным животным-плутом (например, лисом) или же хитрым чертом, иногда человеком и даже божеством. Суть трикстера состоит в том, что он нарушает запреты и установленные правила и зачастую делает он это злонамерено. Для него жизнь - это игровой процесс. Часто божества-трикстеры нарушают законы природы или мироздания, пользуясь хитростями и уловками.

В мифологиях североамериканских индейцев трикстером выступает койот, культурная функция которого состоит в обмане и следующим за ним повышением самосознания обманутого. Самым известным трикстером является скандинавский бог Локи, он - явно отрицательный персонаж, из-за действий которого в итоге и случается Рагнарёк. Но, если вы помните, то последствия Рагнарёка - это не просто смерть мира, но еще и зарождение нового.

В древнегреческой мифологии трикстером является Гермес, постоянно помогающий героям, несмотря на запреты богов или в обход каких-то установленных законов. Также трикстер часто проявляет свойства половой изменчивости, перевоплощаясь то в мужчин, то в женщин для выполнения выгодных ему задач.

Однако, несмотря на всю кажущуюся отрицательность, главной культурной функцией трикстера оказывается не его «безбашенность» или плутовство, а внесение в строгий культурный порядок, значение и смысл коего со временем забывается и обесценивается, доли хаоса. Ведь ничто так ярко не проявляет смысл и значимость установленного порядка, как извечная попытка его нарушить или разрушить.

В своей работе под названием «О психологии образа трикстера» Юнг пишет следующее: «Беспорядок — неотъемлемая часть жизни, и Трикстер - воплощенный дух этого беспорядка. Его функцией в архаическом обществе, вернее, функцией мифологических сюжетов, о нем повествующих, является внесение беспорядка в порядок, и таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного».

Жизнь по Джокеру

Давайте теперь перейдем непосредственно к рассмотрению образа Джокера. Вообще написание этой статьи было мотивировано тем, что к Джокеру последнее время в сфере популярной культуры проявляется особый интерес в виде различных «теорий», объясняющих его действия и мотивацию. Мне стало интересно, и я решил разобраться в теме. Как выяснилось, общая характеристика Джокера полностью соответствует параметрам трикстера, а вся его деятельность отлично объясняется этим архетипом.

Начнем с характера. Думаю, всё довольно очевидно. Во всех своих многочисленных версиях и вариациях Джокер выступает плутом обманщиком, мастерски обводящим вокруг пальца Бэтмена, выстраивающего сложные многоходовые комбинации действий просто потому, что ему это нравится. Вспоминаем «Темного рыцаря» Нолана и знаменитую фразу Джокера в исполнении Хита Леджера: «Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал… Так что я просто делаю. И всё». Очень уж это соответствует характеристике, которую дает трикстеру русский филолог М. И. Стеблин-Каменский: «Трикстер - ум без чувства ответственности».

Следующая неотъемлемая черта Джокера заключается в его привязанности к Бэтмену - я бы даже сказал зависимости. Он всё время его испытывает, ставит перед моральным выбором, тем самым помогаю Бэтмену становиться как герою. То есть Джокер - это своего рода тень Бэтмена, или, если угодно, зеркало для героя, через которое последний познает сам себя. Опять же это полностью соответствует одному из описаний трикстера.

Но любопытнее другое, менее значимое совпадение в образах Джокера и трикстера. Так как последний проявляет половую изменчивость, то можно сказать, что в какой-то мере у трикстера отсутствует пол как таковой. То же самое наблюдается и у Джокера: его рисуют как мужчину, но его прошлое неизвестно и сказать с уверенностью мужчина он или нет нельзя. «А как же Харли Квинн?», - спросите вы. Отвечу: известно, что она влюблена в него, а о его чувствах к ней неизвестно ровным счетом ничего. Или же можно рассмотреть Харли как женское воплощение Джокера. Тогда выходит, что вместе они образуют как бы одного двуполого персонажа.

Ну и конечно самое главное - основная функция трикстера. Как было описано выше, она (функция) заключается в раскрытии значимости социального порядка, правил и норм поведения через постоянное их нарушение. И в этом случае образ Джокера подходит под описание идеально. Ведь помимо того, что он является зеркальным отражением Бэтмена, он еще и зеркальное отражение социального порядка в целом (нечто диаметрально противоположное).

Снова можно вспомнить того же «Темного рыцаря» и сцену, в которой Джокер сжигает свою долю грязных денег мафии со словами: «Дело вовсе не в деньгах; главное - чтобы дошел смысл послания, что всё сгорит». То есть поступками, поведением и своим образом Джокер демонстрирует, чтó ожидает общество, если не соблюдать и не поддерживать порядок.

Выводы из всего написанного можно сделать следующие: популярная культура - не всегда значит «плохая» культура, и иногда в форме ярких, красочных и простых вещей нам преподносят классические культурные смыслы. Всё новое - хорошо забытое старое.

Поехали, как мы знаем, Джокер это маниакальный психопат, который являлся главным злодеем картины Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» . Однако в конце фильма становится известно, что за всеми его хаотичном злодейством стоит четкие и выверенные, до мелочей план, если рассматривать этот план детально, то мы понимаем, что все его злодейства были во имя общей благой цели. Он словно лекарство для Готэма который хоть и имело побочный эффект не смогла вылечить его. Готэм Сити известный как один из самых криминальных городов Вселенной DC , кишащий разнообразными злодеями и живущий по коррупционным схемам. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ

В самом начале фильма мы узнаем, что целые районы города закрыты из-за беспорядков, криминальной активности и высокого уровня преступности, а также большинство чиновников и политиков, коррумпированные. Власти города даже закрыли глаза на то, что в городе творится массажный линчеватель в резиновом костюме. Ну, костюм у него из углеродного волокна, но это ничего не меняет. И в это темное время появляется Безымянный персонаж, первое упоминания котором начинается с имени Джо Кер что естественно является анаграммой Джокера. И за очень короткое время происходят масштабные изменения во всем Готэме. Практически вся организованная преступность в городе устранена. Многие коррумпированные верхи правительства либо мертвы, либо посажены за решетку, а линчеватель в резиновом костюме пропал аж на целых 8 лет и это все часть невероятного плана Джокера. Ну, давайте рассмотрим его поподробнее.


Несмотря на то, что Джокер утверждал обратное и являлся воплощением хаоса, и анархии мы не можем не заметить, что у него действительно был план на протяжении всего фильма. В самом начале мы видим, как Джокер грабит контролируемый мафией банк и убивает целую команду настоящих профессиональных грабителей нанятых им. Во-первых, таким образом, он моментально избавляет город от банды опасных грабителей. А во вторых получает доступ к сбережениям влиятельных мафиозных кланов города. Но он не преследует алчных и корыстных целей. Кровавые деньги, полученные преступным путем для него презрительны. Получая доступ к деньгам мафии. Далее по сюжету фильма Он не видит иного, чем смыть с них всю кровь и поэтому сжигает их. Однако перед этим он выполняет следующую часть своего плана. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ

Эти деньги помогают ему выйти на Лао и найти место его убежища. Однако Лао находится в Китае, а Китай не выдает своих граждан и здесь по плану на помощь Джокеру выходит Бэтмен . Который спешит в Гонг-Конг и вызволяет Лао. Теперь Лао в безопасном месте, куда Джокер может легко проникнуть. Что он собственно и делает. Джокер с помощью Лао выходит на деньги мафии. Это конечно всего лишь часть сюжетного замысла фильма. Далее Джокер все делает, как надо убивает всех мафиозных главарей и мелких коррумпированных чиновников, которые могли бы прикрыть своих крупных политических руководителей. И, несмотря на то, что Дент утверждает, что для чистки города от мелких головорезов, нужно начинать с политических вершин, Джокер видит долгосрочную перспективу своего метода и устраняет марионеток, что бы добраться до кукловода. В этот момент за душу Готэма сражаются трое:

  • Джокер;
  • Бэтмен ;
  • Dent.

ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ в фильме Темный Рыцарь

Однако последние двое играют лишь роль в большом плане Джокера. С помощью Бэтмена и комиссара Гордона, Джокеру удаётся выследить всех продажных полицейских. И Дент даже убивает некоторых из них в конце фильма. Повышение Гордона тоже играет большую роль для Готэма. Зрители решили, что аплодисменты Джокера в сцене с повышением Гордона были наполнены сарказмом.


Однако, скорее всего Джокер по-настоящему верил в Джима который был единственным настоящим человеком чести и достоинства. Ну что же, получается, теперь Джокер разделался с двумя главными проблемами Готэма:

  1. Организованной преступностью лишив их средств убив их главарей.
  2. Коррумпированными чиновниками.

Но, осталась еще одна. Таинственный линчеватель в костюме летучей мыши. Который творит самосуд. Но почему Бэтмен это проблема, если он герой, который спасал Готэм, рискуя собственной жизнью?


Ну как мы знаем, еще из комиксов, далеко не все одобряли его методы. Так как его демонический образ внушал страх не только в бандитов. Многие считали, что Бэтмен сам по себе есть корень всех зол. И именно из-за него в Готэме высокий уровень преступности. Он был мифом, легендой, в которую верили далеко не все и для очень малых головорезов, это было своеобразным вызовом. Стать как можно большей угрозой для общества, чтобы увидеть своими глазами знаменитого темного рыцаря. А для некоторых это было еще и попытка проверить свои способности использовал именно такой вызов бандитом и являлся причины высокого уровня преступности в фильме ситуация похожа что хуже Мы узнаём в самом начале что Бэтмен вдохновлял других борцов с преступностью вершить правосудие. Что естественно неприемлемо в гражданском правовом обществе. Поэтому этот символ страха, необузданный жестокости и Возмездия, который вдохновляет на новые преступления и борьбу с ними каким его видят Джокер, должен быть остановлен. Но не убит. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ


Если он погибнет, то моментально станет мучеником и этот символ получит еще большее значение. Однако и светлый рыцарь Харви Дент однозначно был символом для жителей Готэма. И после смерти он был бы еще большим мучеником и его по настоящему благие цели и идеалы стали бы святыми для города. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ

Несмотря на то, что остается загадкой, каким образом Джокеру так сильно удалось изменить рассудок Харви. Однако видно, что на его психику он оказал влияние через череду событий в фильме. А именно взрыв на заводе и смерть его возлюбленной. Джокер специально направил Бэтмена по неправильному адресу, чтобы он спас Харви. Эти страшные муки от потери любимой и ненависть к самому себе за то, что остался в живых вместе с таким устрашающими увечьями, полностью изменившими его облик, могли свести его с ума и наконец, пойти по пути мщения. Однако потеря Рэйчел сказалось и на Бэтмене, он тоже был в нее влюблен. И такая психологическая встряска смогла сломать основной принцип Темного Рыцаря, заставив его убить Дэнта. Это смогло заставить его скрыться на долгие годы. Оставшись лишь мифом Готэма до событий Возвращение Легенды.


В «Возвращении Легенды» показывают нам события, произошедшие спустя 8 лет после исчезновения Бэтмена. Все эти годы город жил в мире и безопасности. Ему не нужен был герой каратель. Ну, пока не появился Бэйн. Джокер сумел показать Бэтмену ошибки его методов своими методами учинив не мало разрушений на своем пути. Даже сцена с двумя лодками в самый развязке фильма служит одной целью показать, что люди Готэм-сити не станут причинять друг другу вред. Джокер сумел доказать что в сердце этого пропитанного криминалом и преступностью городе еще живет добро и надежда. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ

Так все же ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ?

В конце концов, Готэм был очищен полностью. И это не заслуга Харви, который погиб раньше чем сделал что-то действительно хорошее, за исключением того что стал мучеником и символом Города. И даже не заслуга Бэтмена который был изгнан из общества и отъявленный преступник на целых 8 лет. Готэм очистил Джокер, который сумел разоблачить коррумпированных полицейских и вышестоящих чиновников. Уничтожить организованную преступность, обанкротив ее казну и убрав главарей группировок. Поднять дух города, придав ему символ в виде мученика Дента и даже избавить его от Летучего Карателя, который нарушал принципы правового гражданского общества. Устраивая самосуд и вдохновляя на преступления других.


Примечательно также то, что среди вырезанных сцен фильма есть одна, которая могла пролить свет на его истинные мотивы в самом начале фильма. Судя по словам создателей фильма, из финальной версии была вырезана очень трогательная сцена, в которой Джокер, перед тем как его подобрали напарники, встретился с пожилой женщиной, которая пыталась перейти дорогу рядом с ним. Джокер хотел толкнуть её под колеса, мчавшего по дороге автобуса и, уже, занес руки, чтобы сделать это. Однако в самый последний момент остановился, достал из кармана 100 долларовую купюру и отдал ей. Эта сцена могла показать нам символическую борьбу двух его сущностей — опасного непредсказуемого психопата и доброго самаритянина, в которой победила, как раз таки вторая. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ

Примечательно и что Хит Леджер актер, сыгравший Джокера, создавал его модель поведения практически с нуля. Используя за основу модель поведения гиены. Мы можем обратить внимание на его внешний вид. Его специально сделали похожим на неопрятного бездомного, который имеет характерный смеющийся оскал и тембр голоса. Внешнее сходство с гиеной конечно есть. Она также бродит по пустыне в поисках падали, словно бродяга роющийся по помойке. И ее злобный оскал выглядит как сумасшедшая улыбка, и даже ее вой звучит как смех. Гиены всегда символизируют коварство, и вроде бы в этом фильме Джокер, словно гиена такой же символ зла. Однако это ошибочно. Дело в том, что в природе гиена не олицетворяет зло. А совсем наоборот. Гиена санитар саванны. Она избавляет фауну саван от вирусов животных и бактерий разлагающейся падали, совершая умеренное зло во имя общей благой цели. Благополучие всего ареала, в котором они обитают, это удивительно точно похоже на модель поведения Джокера. Совершая умеренные преступления, в основном избирая своими жертвами преступников и коррумпированных чиновников. Он избавил весь Готэм от распространившейся угрозы криминала. И именно в этом и заключался главный план Джокера. Который как подобает настоящему герою,не требовал признания и остался для города одним из самых опасных преступников. ДЖОКЕР НЕ ЗЛОДЕЙ


Настоящий герой, как мы знаем, не требует оваций и одобрения. Ему даже не нужно имя, ведь главная фраза всей трилогии «Героем может быть каждый». И возможно речь идет и о Джокере, в том числе. Именно по этому, Джокер герой, который не нужен этому городу, но тот которого он заслуживает. Совсем скоро на экранах наших кинотеатров попадет новая инсоляция в кино вселенной DC. И в ней мы увидим нового Джокера. И пока что мы абсолютно не знаем его мотивацию в фильме. Мне очень интересно, может ли такое случиться, что Джокер в отряде самоубийц совсем не злодей?. =)

Я надеюсь, вам понравилось. Я буду рад вашим комментариям.

1 ноября вышел комикс-ваншот Batman: The Batman Who Laughs. Это часть , и конкретно в этом комиксе рассказывается о том, откуда появился злой Бэтмен-Джокер.

Осторожно, спойлеры!

Однажды на Земле-22 противостояние Бэтмена и Джокера зашло слишком далеко. Джокер убил многих врагов Темного рыцаря и практически взял город под свой контроль. Чтобы поиздеваться над Бэтменом, у прохожих семей Джокер убивает родителей, оставляя детей сиротами. При этом каждого ребенка Джокер заражает токсином, который сводит их с ума.

Таким образом принц-клоун Готэма хочет испытать Бэтмена и понять, сможет ли он перейти черту. И Темный рыцарь находит в себе силы освободиться и убить своего главного врага. Когда Джокер погибает, неизвестный токсин попадает в организм Брюса Уэйна.

Постепенно токсин начинает оказывать влияние на Бэтмена. В конце концов это привело к тому, что он собственноручно убил членов Бэт-семьи: Найтвинга, Бэтгерл и Красного колпака, а своего сына Дэмиена Брюс насильно подверг действию газа, превращая его в свое подобие. Бэтмен окончательно сходит с ума и решает продолжить веселиться.

Он убивает всю Лигу справедливости, используя свои знания о слабостях каждого из них. Но самое главное - он использует тех безумных детей под действием токсина Джокера, переодевая их в Робинов. Бэтмен-Джокер убивает даже Супермена, используя черный криптонит, который сводит его с ума и вынуждая его убить собственную жену и ребенка.


Так, Бэтмен-Джокер становится самым опасным человеком на своей Земле. Он убивает любого, кто бросает ему вызов, и однажды его посещает демон Барбатос. Он рассказывает ему о мирах, лежащих за пределами его вселенной, и Брюс решает отправиться вместе с ним. Впоследствии он возглавляет злых Бэтменов и лично путешествует по Темной Мультивселенной, собирая кандидатов.