Характеристика архаического периода древней греции. Cкульптура Древней Греции в Архаический период

Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.

Архитектура

В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:

Самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.

Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.

Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.


Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.

Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)


Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.


Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.

Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:


Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.


Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.


Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.

Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.


Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.


Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.

Живопись

Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.


прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия:

Архаический период - это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада - с одной стороны, и варвары - с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики - время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях - укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма - периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » - «порядок») - система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор - колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие - антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны - капитель - состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание - базу , капитель украшена двумя изящными завитками - волютами . Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, - богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы - Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура - новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос - статуя обнаженного юноши-атлета, кора - статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских - благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ - амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, - мелика , от греческого слова « melos » - песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. - гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества - политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта - певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара - создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» - философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое - западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией. Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов - городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была следующая: все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен. Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода. Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному. Часто ученые объединяют Гомеровский и Архаический периоды в развитии экономики Древней Греции в единый. Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: - Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей; - оформление полиса как особого типа общины. Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством; - торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремесел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Экономическое развитие в ХI-VI вв. до н. э. Этот промежуток времени охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI--IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII--VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Обычно XI--IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) Великая колонизация -- освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) Оформление полиса как особого типа общины.

Отраслевая структура экономики В XI--IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI--IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер. В VIII--VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда. Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Земельная собственность. Организация производства В период темных веков земля являлась собственностью территориальной общины, основной производственной единицей был ойкос (от гр. дом) -- хозяйство патриархальной семьи. За каждой семьей, входящей в общину, был закреплен участок земли, передаваемый по наследству; однако возможно, что время от времени проводились переделы земли. Рабство в XI--IX вв. до н. э. по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец. Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) -- правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду. В VIII--VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства -- начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов -- чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Денежные отношения

На рубеже II--I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII--VI вв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы -- эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант -- весовая единица которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине -- 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм -- серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский -- на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах -- Коринфе и Афинах. В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

Роль государства в экономической жизни Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли, направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако, несмотря на это, в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением тирании -- режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Однако тираны постоянно нуждались в деньгах и различными способами выкачивали их из населения; в конце концов, в большинстве полисов тирания была свергнута.

Выводы: Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. Однако в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н. э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство же не получает широкого распространения. Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города составляли скотоводы и земледельцы. Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена. В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба. В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии.

Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти.

Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах.

Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,